до какого года велись похозяйственные книги

Приложение N 2. Порядок ведения похозяйственных книг

Порядок ведения похозяйственных книг

С изменениями и дополнениями от:

2. Руководитель органа местного самоуправления обеспечивает организацию ведения книг и в установленном порядке назначает должностных лиц, ответственных за их ведение и сохранность.

3. Ведение книг осуществляется на бумажных носителях и (или) в электронном виде.

При ведении книг с применением программных средств и электронных носителей информации все вносимые изменения должны регистрироваться, а информация заверяться электронными цифровыми подписями членов хозяйств и должностных лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка.

Распечатка книг, сведения в которой заверены электронными цифровыми подписями, может осуществляться при передаче их на хранение. Кроме того в течение всего срока ведения книги и в дальнейшем по передаче ее на хранение должна иметься резервная копия (резервные копии) такой книги на электронном носителе информации.

Если программные средства используются без применения электронных цифровых подписей, книгу надлежит оформлять в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка.

4. Книга ведется на листах формата А4 и состоит из титульного листа, необходимого количества листов 1, 2 по форме согласно приложению N 1 к настоящему Приказу, настоящего Порядка.

Листы книги должны быть пронумерованы и прошиты. Листы нумеруются по порядку только на лицевой стороне. Оборотная сторона листа не нумеруется.

На последней странице книги указывается количество листов в ней, запись заверяется подписью руководителя органа местного самоуправления и скрепляется печатью органа местного самоуправления.

Обложка книги может не прошиваться, но должна быть изготовлена из материала, обеспечивающего книге и данным сохранность в течение установленного срока хранения.

5. Книга закладывается на пять лет на основании правового акта руководителя органа местного самоуправления.

В правовом акте указываются номера закладываемых книг и количество страниц в каждой из них. При необходимости в правовом акте указывают названия населенных пунктов и (или) улиц, по хозяйствам которых закладываются книги.

По истечении пятилетнего периода руководитель органа местного самоуправления издает правовой акт о перезакладке книг.

7. Записи в книгу производятся должностными лицами, указанными в пункте 2 настоящего Порядка, на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе членами хозяйств.

Сведения собираются ежегодно по состоянию на 1 июля путем сплошного обхода хозяйств и опроса членов хозяйств в период с 1 по 15 июля.

Исправление записей, подчистки и не оговоренные текстовой записью поправки в книгах не допускаются. Любые исправления и зачеркивания должны быть оговорены и заверены подписью должностного лица с указанием даты внесения исправления.

Содержание сведений в книге может быть уточнено по состоянию на другие даты по инициативе членов хозяйств, в том числе при очередном обращении члена хозяйства за выпиской из похозяйственной книги.

8. Лицевой счет хозяйства (запись по каждому хозяйству) в книге открывают во время ее закладки. Номер лицевого счета представляет собой порядковый номер записи хозяйства при проведении должностными лицами сплошного обхода.

В каждой книге лицевые счета начинаются с номера «1» и по мере заполнения книги не должны содержать пропусков в нумерации.

В каждой книге следует оставлять свободные листы для записи новых хозяйств.

10. В строке «Адрес хозяйства» указывают название улицы, номер дома, квартиры. При необходимости в этой строке также указывают название населенного пункта или другую необходимую для идентификации хозяйства информацию.

11. Члены хозяйства самостоятельно определяют, кого из них записать первым. В случае сомнений рекомендуется первым записывать члена хозяйства, на которого оформлен земельный участок или жилой дом. Записанного первым определяют как главу хозяйства.

В соответствующих строках указывают фамилию, имя и отчество этого члена хозяйства, а также его паспортные данные.

Информация об изменениях:

Приказом Минсельхоза России от 8 мая 2015 г. N 178 пункт 12 изложен в новой редакции

12. В случае изменений паспортных данных главы хозяйства запись зачеркивают и указывают данные нового паспорта главы хозяйства в свободных строках раздела I похозяйственной книги с указанием даты внесения записи и основания изменения паспортных данных (например, «по достижении 45 лет» или «по утере»).

13. В случае замены главы хозяйства другим лицом из того же хозяйства в верхней части лицевого счета вписывается фамилия, имя и отчество нового главы хозяйства, его паспортные данные. Фамилия, имя, отчество и паспортные данные прежнего главы хозяйства зачеркиваются.

14. Члены хозяйства, совместно проживающие с главой хозяйства и (или) совместно осуществляющие с ним ведение хозяйства, записываются со слов главы хозяйства или взрослого члена хозяйства. При этом записываются как присутствующие, так и временно отсутствующие члены хозяйства.

15. Фамилии, имена и отчества всех членов хозяйства следует писать полностью, без искажений и сокращений, используя для этого все три строчки, отведенные в предназначенных для каждого члена хозяйства колонках.

16. В разделе I в строке «Отношение к члену хозяйства, записанному первым» для остальных членов хозяйства, кроме записанного первым, записываются родственные отношения к нему: «мать», «отец», «жена», «муж», «сестра», «брат», «дочь», «сын», «зять», «теща» и т.д. Записывать родственные отношения членов семьи друг к другу следует только по отношению к записанному первым, а не по отношению к другим членам семьи.

Для патронируемых детей, находящихся на воспитании в хозяйстве, записывается «патронат». Сведения о детях записываются со слов родителей (опекунов) или других членов хозяйства.

В случае замены главы хозяйства другим лицом из того же хозяйства ранее записанные отношения к прежнему главе семьи должны быть зачеркнуты и указаны отношения к новому главе семьи.

17. В разделе I в строке «Пол» следует писать «мужской» или «женский». Можно также использовать сокращения «муж.», «жен.». Не допускается писать лишь одну букву или не заполнять данную строку.

19. Если члены хозяйства проживают в хозяйстве не постоянно, а временно или сезонно, в разделе I эти сведения отражаются в строке «Отметка о проживании и ведении хозяйства».

20. Раздел I рассчитан на хозяйство, имеющее в своем составе до 5 членов. Если же хозяйство состоит из большего количества членов, то для записи всех членов отводят два или более листов, указывая на каждом листе «Продолжение лицевого счета N ____».

21. Если количество членов хозяйства увеличилось после закладки книги на пять лет, то в книгу вклеивают вкладыш необходимого листа и присваивают ему порядковый номер с литерами «а», «б» и т.д. Например, если лицевой счет хозяйства был записан на листах 8 и 9, то вкладыш может быть вклеен либо после листа 8 с присвоением номера «8а», либо после листа 9 с присвоением номера «9а». На последней странице производят запись о вклеивании листа с указанием его номера, которую подписывает руководитель органа местного самоуправления.

22. Выбывающие члены хозяйства исключаются (вычеркиваются) из книги с указанием даты и причин выбытия.

Информация об изменениях:

Приказом Минсельхоза России от 8 мая 2015 г. N 178 в пункт 23 внесены изменения

23. В разделе II похозяйственной книги записывается площадь земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства и иных видов разрешенного использования, находящихся в собственности или пользовании членов хозяйства, занятых посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми и ягодными насаждениями.

Посевы в междурядьях садов включаются в итог посевной площади соответствующей культуры и в итог всей посевной площади. Не учитываются в посевной площади сады, ягодники, цветы, зеленые газоны, дорожки и другие площади, не занятые посевами сельскохозяйственных культур.

24. Заполняя сведения о правах на землю, в свободных строках следует указывать номер документа, подтверждающего право на земельный участок, его категорию и размер. Если документы на землю оформлены не только на главу хозяйства, то в книге следует указать, на кого из членов хозяйства оформлен конкретный участок.

25. В разделе III указывают количество сельскохозяйственных животных, которое записывается после их пересчета в натуре в присутствии главы хозяйства и (или) взрослых членов хозяйства. Пересчет сельскохозяйственных животных в натуре производится в то время дня, когда сельскохозяйственные животные находятся на усадьбе.

Поголовье птицы, количество пчелосемей записывается по опросу главы хозяйства или взрослого члена хозяйства.

Если хозяйство содержит животных и птиц, принадлежащих лицам, не являющимся членами хозяйства, то сведения об этих животных и птицах вносятся в дополнительные сведения раздела III.

По желанию члена хозяйства допускается перечисление животных по их породам. При необходимости подробного перечисления состава животных в хозяйстве вклеивается лист книги или обычный лист формата А4 (возможно разлинованный), который оформляется так же, как в случае, указанном в пункте 21 настоящего Порядка.

27. Информация о наличии сельскохозяйственных животных, птицы, пчел записывается по состоянию на 1 июля текущего года. Должностным лицам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, также следует регулярно опрашивать членов хозяйств и вносить предоставляемые сведения об изменениях в количестве животных в хозяйстве в книги в подраздел «Дополнительные сведения об изменениях количества животных».

Сведения об изменении количества животных граждане вправе также предоставлять самостоятельно регулярно (например, ежеквартально) и (или) при обращении за получением выписки.

Должностным лицам следует вносить указанные сведения при поступлении такого обращения в этом же подразделе, а если места для внесения сведений в книге недостаточно, то вклеивать дополнительные листы и оформлять их аналогично случаям, указанным в пунктах 21 и 26 настоящего Порядка.

Информация об изменениях:

Приказом Минсельхоза России от 8 мая 2015 г. N 178 в пункт 28 внесены изменения

28. В разделе IV указывают наличие сельскохозяйственной техники, оборудования, транспортных средств, принадлежащих на праве собственности или ином праве членам хозяйства по состоянию на 1 июля текущего года.

Если право собственности или иные вещные права на указанную в разделе IV технику оформлены не на главу хозяйства, то сведения о том, кому из членов хозяйства принадлежит право собственности или иные вещные права на технику, следует указать в разделе I.

29. Если члены хозяйства переезжают с места нахождения хозяйства (в том числе в случаях переезда в том же населенном пункте) и прекращают ведение хозяйства, то лицевой счет хозяйства закрывают путем отметки в верхней части листа: «Лицевой счет закрыт (указать дату) в связи (указать причину)». Например, члены хозяйства переехали в город Самару, а хозяйство продали другим гражданам. В этом случае на листе учета данного хозяйства делают запись: «Лицевой счет закрыт 24.11.2009 в связи с переездом членов хозяйства в г. Самару».

Граждане, приобретшие хозяйство, открывают новый лицевой счет в этой же книге.

Номера закрытых лицевых счетов другим хозяйствам не присваивают.

Информация об изменениях:

Приказом Минсельхоза России от 8 мая 2015 г. N 178 в пункт 30 внесены изменения

31. Если хозяйства объединились, то лицевой счет одного из хозяйств сохраняется (например, лицевой счет нового главы хозяйства), а лицевой счет другого хозяйства закрывается с внесением в верхнюю часть листа обоих хозяйств соответствующих записей об их объединении.

32. Лицевой счет каждого хозяйства после его заполнения должен быть подписан как в период закладки книг, так и в периоды уточнения записей в ранее заложенных книгах, главой хозяйства, или, в случае его отсутствия, взрослым членом семьи, а также должностным лицом, указанным в пункте 2 настоящего Порядка.

33. Любой член хозяйства может просмотреть записи по лицевому счету только своего хозяйства.

34. Любой член хозяйства вправе получить выписку из книги в любом объеме, по любому перечню сведений и для любых целей. Выписка из книги может составляться в произвольной форме, форме листов похозяйственной книги или по форме выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок.

Выписка из книги составляется в двух экземплярах. Оба экземпляра являются подлинными. Они подписываются руководителем органа местного самоуправления, должностным лицом, ответственным за ведение книги (указаны в пункте 2 настоящего Порядка), и заверяются печатью органа местного самоуправления.

Выписка из книги должна быть зарегистрирована в органе местного самоуправления и выдана члену хозяйства по предъявлении документа, удостоверяющего личность, под личную подпись.

35. По всем сведениям, указанным в книгах, орган местного самоуправления не позднее 1 сентября составляет обобщенные сведения по форме согласно приложению N 1 к настоящему приказу в разрезе поселений или округов.

Источник

Похозяйственные книги

Число членов семьи, их отношение к главе, фамилия, имена, отчества, пол, возраст, образование, нация, профессия и должности, место работы, отметки о выбытии членов семьи и всей семьи, размер приусадебн. участка, наличие домашн. животных и птицы, строения

скончалась 16 марта 2009 Светлая ей память!

до какого года велись похозяйственные книги. Смотреть фото до какого года велись похозяйственные книги. Смотреть картинку до какого года велись похозяйственные книги. Картинка про до какого года велись похозяйственные книги. Фото до какого года велись похозяйственные книги

Москва
Сообщений: 6814
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 1295

У моего деда записан год рождения : март 1932 г. Хотя он точно знает, что старше на год-два. Просто раз в год, а может и реже приезжал человек, обходил все дома и переписывал детей которые родились в ближайшие годы. и записывал приблизительный год рождения. Почему записан именно 32 год, а не тот который необходим непонятно, то ли человек который записывал так написал, то ли моя прабабушка решила, чтобы сына в школу попозже отправить (так звучит все по словам дедушки).
Тоже самое с рождением моей мамы. В свидетельстве стоит запись 6 января 1958 года. А на самом деле она родилась в октябре 1957 года. По словам моих бабушки и дедушки, человек, который приезжал в деревню регистрировать младенцев, «праздновал» в каждом дворе, где этот младенец родился. В результате до дома бабушки добрался в январе. Тогда то и была сделана запись о рождении.
Дело происходило в Орловской обл. д.Кулеши.

У моего дедушки год рождения стоит: март 1932г. хотя на самом деле он родился на год-два раньше. С его слов звучит так: Приехал человек и начал обходить дома в деревне и записывать всех детей родившихся в ближайшие годы. Кто решил записать неправильный год, сам писарь или моя пробабка непонятно.
Тоже самое с рождением моей мамы. В свидетельстве о рождении записано 6 января 1958 года.
А родилась она в октябре 1957 г. Обьяснение очень простое: человек приехавший ( или это был местный селянин) переписывать родившихся детишек, «праздновал» их рождение в каждом дворе. И пока добрался до дома бабушки наступил январь. Так и записали в январе, чтоб значит начальство не докопалось, почему это так долго ребеночек не регестрировался до какого года велись похозяйственные книги. Смотреть фото до какого года велись похозяйственные книги. Смотреть картинку до какого года велись похозяйственные книги. Картинка про до какого года велись похозяйственные книги. Фото до какого года велись похозяйственные книги
Происходило это в Орловской области, д.Кулеши.
Так что совсем неудивительно, что годы рождения совсем несовподают.

Источник

О необходимости ведения похозяйственных книг

до какого года велись похозяйственные книги. Смотреть фото до какого года велись похозяйственные книги. Смотреть картинку до какого года велись похозяйственные книги. Картинка про до какого года велись похозяйственные книги. Фото до какого года велись похозяйственные книги

С 1935 года в нашей стране ведутся похозяйственные книги. Они были введены государством с целью упорядочения хозяйственной отчетности.

На сегодняшний день в Российской Федерации учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах органами местного самоуправления, согласно ч. 1 и 3 ст. 8 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».

Сбор сведений для заполнения похозяйственных книг осуществляется ежегодно на 01 июля путем сплошного обхода хозяйств и опроса членов хозяйств с 01 по 15 июля. Члены личных подсобных хозяйств предоставляют такие сведения на добровольной основе, а представители органов местного самоуправления, которые осуществляют сбор данных, обязаны обеспечить конфиденциальность полученной информации.

Содержание сведений в похозяйственной книге может быть уточнено по состоянию на другие даты по инициативе членов хозяйств, в том числе при очередном обращении члена хозяйства за выпиской из похозяйственной книги.

Выписки выдаются органом местного самоуправления, на территории которого ведется похозяйственный учет земельных участков. В выписке из похозяйственной книги указываются сведения об основаниях внесения записей о праве гражданина на земельный участок, о реквизитах книги, в которую были внесены записи о лицевом счете именно данного гражданина. Любой член хозяйства вправе получить выписку из книги в любом объеме, по любому перечню сведений и для любых целей.

Похозяйственные книги закладывается сроком на пять лет, а по истечении пятилетнего периода происходит их перезакладка.

Земельное законодательство в нашей стране менялось на протяжении многих лет, менялись и правоустанавливающие документы на землю. Сегодня у некоторых граждан они могут не соответствовать требованиям действующего законодательства по каким-либо причинам, у некоторых же и вовсе отсутствовать.

С целью упростить процедуру государственной регистрации прав на принадлежащие гражданам объекты недвижимости был принят Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» от 30.06.2008г. № 93-ФЗ. Этот нормативный документ позволил значительно упростить процедуру государственной регистрации прав на принадлежащие гражданам объекты недвижимости.

В данном случае, это относится к земельным участкам для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, принадлежащим на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, а также, если в акте, свидетельстве или другом документе, который устанавливает или удостоверяет право гражданина на такой участок, не указано право, на котором предоставлен земельный участок, или невозможно определить вид этого права.

Источник

Похозяйственная книга как исторический и генеалогический источник

до какого года велись похозяйственные книги. Смотреть фото до какого года велись похозяйственные книги. Смотреть картинку до какого года велись похозяйственные книги. Картинка про до какого года велись похозяйственные книги. Фото до какого года велись похозяйственные книги

(Уральское генеалогическое общество)

Похозяйственная книга как исторический и генеалогический источник

Среди всей совокупности массовых источников по социально-экономической истории колхозного крестьянства 1930-х годов выделяются «Похозяйственные книги сельсоветов».

Впервые как основной документ первичной учетной документации граждан они были введены в 1934 г. с целью упорядочения хозяйственной отчетности сельсоветов и сокращения ее масштабов постановлениями ЦИК и СНК СССР [10, с. 123].

Уникальность данного источника заключается в том, что он лишен субъективных оценок, комментариев, содержит только количественные данные и позволяет исследователю изучить период объективно.

Особую актуальность представляет учет социально-демографических процессов. В сельской местности в отличие от города, где существовала налаженная инфраструктура, данную информацию получить достаточно трудно, особенно это касается тех случаев, когда берутся данные за межпереписной период и необходимо отследить динамику социально-демографической структуры сельского населения. В этом случае данные похозяйственных книг становятся уникальным источником информации.

Ведение похозяйственных книг осуществляется с 1935 года в соответствии с постановлением СНК СССР от 01.01.01 г. № 000 «О первичном учете в сельских советах», которое устанавливало обязательную для всех сельских советов систему первичного учёта. С этого времени начинается история похозяйственного учета в России, а в сельский быт входят похозяйственные книги [8].

Согласно принятому определению, похозяйственная книга – это документ первичного административного учета сельского населения: наличия у него земли, скота, жилых построек и другого имущества [3].

Состоит из отдельных лицевых счётов на каждое хозяйство, находящееся на территории сельсовета. В лицевых счетах содержатся сведения о членах семьи, проживающих в х-ве, их отношение к главе, фамилия, имена, отчества, пол, возраст, образование, нация, профессия и должности, место работы, отметки о выбытии членов семьи и всей семьи, размер приусадебного участка, наличие домашних животных и птицы, строения, а также данные относительно земли, построек и скота, находящихся в личном пользовании. В первом разделе лицевого счёта записываются поимённо все лица, постоянно проживающие в хозяйстве, с указанием даты их рождения, пола, национальности, уровня образования, места учёбы и работы, должности или занятия, сведений об инвалидности и пенсионном обеспечении. В этот же раздел вписываются родившиеся и вновь прибывшие, выписываются умершие и выбывшие в др. постоянное место жительства, здесь же делаются записи относительно лиц, временно отсутствующих. Похозяйственные книги сельского учета закладываются 1 раз в 3 года, записи в них уточняются ежегодно по состоянию на 1 января и 1 июня. На основании этих записей финансового органы исчисляют сельско-хозяйственный налог, органы государственного страхования ведут учёт объектов обязательного страхования, органы народного образования осуществляют учёт детей, подлежащих обучению. По данным Похозяйственные книги сельского учета сельсоветы составляют также ежегодный отчёт, в котором содержатся сведения о численности и составе сельского населения по полу, возрасту и общественным группам

Похозяйственные книги являются основным источником предоставления информации о ведении гражданами личного подсобного хозяйства.

Похозяйственная книга также является одним из источников получения генеалогической информации. Здесь можно найти сведения о главе семьи, о составе семьи, национальности, поле, возрасте, службе, учебе и размере хозяйства, в том числе можно узнать даже год постройки дома, где проживали предки. В этих книгах достаточно подробно и в доступной форме описано поколение, занимающее промежуточное положение между нами сегодняшними и поколением наших предков, родившихся и живших со второй половины XIX века по 1940 год, и в историческом смысле могут послужить неким перекидным мостом между современностью и древностью. При наличии минимальных знаний о своих предках, которые можно узнать у своих взрослых и пожилых родственников, приложив данные из похозяйственных книг, можно без особого труда и достаточно подробно представить схему своей родословной.

Похозяйственные книги сельсоветов, несущие в себе значительный массив информации о населении, его социальном и экономическом положении и в этом качестве являющиеся массовым историческим источником, практически не востребованы исследователями, которых больше интересуют церковные метрические книги, клировые ведомости храмов и приходов, формулярные списки и другие, более популярные и доступные источники. Но, думается, в будущем их время придет – для разработки генеалогии крестьянских родов, составления ономастиконов, изучения частных вопросов исторической демографии и социальной истории России 30-70-х годов XX в.

Учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство. Введение похозяйственных книг имело целью наведение порядка в хозяйственной отчетности сельсоветов. Чтобы понять всю сложность ситуации тех лет, достаточно вспомнить, что на момент выхода Постановления № 000 страна только что пережила страшный голод, и едва ли минуло три года после проведения сплошной коллективизации.

Среди прочих видов исторических источников похозяйственные книги отличаются наличием большей доли достоверности, так как на их основе государственные органы исполнительной власти составляли отчетность и вели финансово-хозяйственную деятельность. Персональная ответственность за сохранность и правильную и своевременную запись в книгах была возложена на секретарей сельсоветов, которые обязаны были окончить двухнедельные курсы и выдержать испытание перед районной квалификационной комиссией на знание этой работы. Райинспекторы народнохозяйственного учета должны были осуществлять контроль за ведением похозяйственных книг на местах. Записи в похозяйственные книги производились специальными сельсоветскими бригадами путем сплошного обхода дворов, опроса владельцев и пересчета или измерения в натуре и проверялись при помощи контрольных обходов. [5, с.223]

По данным похозяйственных книг возможно отследить процессы, связанные с социальной мобильностью крестьян, изучить демографическую ситуацию на деревне, выявить наличие скота, построек, земельных участков, посевов и насаждений хозяйства, размеры сельхозяйственного налога и страховых платежей. Для этого рассмотрим структуру данного источника более подробно. В похозяйственной книге содержатся следующие основные сведения о личном подсобном хозяйстве: фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи; площадь земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями; количество сельскохозяйственных животных, птицы и пчел; сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство [9].

Одним из пунктов являются: «Список членов домохозяйства» (пункт № 6) и «Дополнительные сведения о выбывших и прибывших» (пункт № 7). Здесь отражены подробные данные о каждом члене семьи: месяц и год рождения, наличие инвалидности, являлся ли человек красноармейцем, грамотность, специальность, занятие и место работы. С 1938 г. произошли изменения, так графа «Грамотность» в пункте № 6 была переименована и получила название «Отметка о грамотности и учебе». Связано это было с борьбой государства с безграмотностью, проводившейся ускоренной индустриализацией и соответственно распространением сельхозтехники в деревне. Все это требовало квалифицированных кадров, поэтому государству требовалось знать более точные данные об образованности своих граждан и прежние показатели: грамотный, малограмотный и безграмотный власть больше не устраивали. Теперь необходимо было указывать: какую школу окончил или где учился, сколько классов образование, если человек продолжал учебу, то в дальнейшем заполнялась отдельная графа («Последующие изменения»). При этом обращает на себя внимание следующий факт, в зависимости от степени образованности человек занимал в деревне и соответствующее социальное положение. Как правило, это были руководящие посты или работа, связанная с делопроизводством.

Таким образом, на протяжении 1930-х годов периодичность составления похозяйственных книг, нормы фиксации показателей для разных групп населения, а также требования к заполнению структурных подразделений формуляра претерпевали изменения. С конца 1930-х гг. сведения, характеризующие размеры налоговых и натуральных платежей, практически перестают встречаться. С конца 1930-х гг. похозяйственные книги стали заполнять в 2-3 года и одновременно фиксировали семьи колхозников, рабочих и служащих.

В период 1934 – 1939 гг. формуляр похозяйственных книг фиксировал различный объем показателей для разных групп сельского населения. Колхозники и единоличники заполняли формуляры одинаково, тогда как рабочие и служащие, которые не платили сельхозналог и не облагались натурпоставками, заносили сведения: состав семьи, занятость ее членов, иногда указывали размеры приусадебных участков и виды скота. [10, с.124]

Однако, в 1939 г. налоговая политика претерпевает изменения. Она заключалась в замене твердых ставок налога прогрессивными ставками, построенными в зависимости от размеров всех доходов колхозников от необобществленного подсобного хозяйства, включая доходы от специальных отраслей сельского хозяйства, кустарно-ремесленных промыслов и другие неземледельческие доходы. Доходы, получаемые колхозниками по трудодням, освобождались от обложения.

Облагаемый доход определялся исходя из утвержденных норм доходности по отдельным культурам и видам скота, исчисленным по ценам, сложившимся на колхозном рынке в 1937-38 гг. [4, с. 187]

Новый закон о сельскохозяйственном налоге, принятый в 1939 г., установил особый порядок обложения рабочих и служащих, проживающих в сельской местности и имеющих доходы от сельского хозяйства. Эти хозяйства облагались наравне с хозяйствами колхозников при условии, если по найму работает не только глава семьи, но и все другие трудоспособные его члены (кроме домашней хозяйки) и если количество скота в хозяйстве не превышает норм, установленных Уставом сельскохозяйственных артели для колхозников. При нарушении этих условий рабочие или служащие по их доходам от сельского хозяйства облагались на одинаковых основаниях с единоличными крестьянскими хозяйствами.

Таким образом, вся система налогов была построена так, чтобы стимулировать подсобное хозяйство к полному переходу на внутренний потребительский уровень и вступление в колхоз единоличных крестьянских хозяйств и членов семей рабочих и служащих, проживающих в сельской местности.

Новые возможности для применения данных похозяйственного учета открыла эпоха информационных технологий. Благодаря автоматизации стало возможным его превращение из рутинной процедуры в инструмент управления муниципальными финансами. Этим вызван пристальный интерес к похозяйственным книгам со стороны управленцев и экспертов.

В 1990-е, а особенно в 2000-е годы, в связи с проведением в России реформы местного самоуправления, работа с данными похозяйственного учета стала рассматриваться как спасение от бедственного состояния бюджетов сельских поселений. Сегодня, как и 80 лет назад, похозяйственные книги являются основным источником предоставления информации о ведении гражданами личного подсобного хозяйства. Кроме того, данные похозяйственного учёта служат основанием для выдачи сельскими администрациями населению справок, связанных с заключением сделок гражданско-правового характера (при вступлении в наследство, купле-продаже, дарении домовладений, оформлении завещаний, а также при определении размеров средств, выделяемых пострадавшим гражданам на восстановление жилья) [7].

Сверка данных похозяйственного учета с данными ведомственных ресурсов Роснедвижимости дает возможность выявить неучтенные земельные участки, исправить имеющиеся в базах данных ошибки и несоответствия. В результате устранения несоответствий появляются точные проверенные данные, которые являются основой для расчета налогового потенциала каждого муниципального образования. Граждане регистрируют участки, получают документ о праве. Земля становится налогооблагаемой, и эти деньги попадают в бюджет сельского поселения. Благодаря централизации учета достигается единообразие муниципальных услуг. Система содержит справки единого образца, которые выдаются гражданам и избавляют их от дополнительной волокиты. Также централизованный похозяйственный учет существенно усиливает защиту информации.

Принятие закона «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» узаконит действия муниципальных образований, упорядочит учет ЛПХ, обеспечит открытость этой информации и облегчит владельцам подсобных хозяйств получение поддержки государства. К тому же прозрачность унифицированных сведений позволит снизить количество проверок правоохранительных органов и уменьшит количество претензий с их стороны к владельцам подсобных хозяйств. В бюджет сельских поселений поступает 100 % от сбора земельного налога и налога на имущество физических лиц. В похозяйственных книгах содержатся данные об объектах, облагаемых этими налогами. Однако для того, чтобы воспользоваться этой информацией, нужна централизация учета, нужно обладание максимально полными, детальными и достоверными данными. Именно эту задачу решают информационные технологии.

Форма и порядок ведения похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации. На протяжении десятилетий процедура похозяйственного учета претерпевала изменения. Отошла на третий план функция учета показателей личных подсобных хозяйств по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Похозяйственные книги стали использоваться, прежде всего, для учета населения и земельных ресурсов в целях накопления статистических и архивных данных, упорядочения адресов и др. Их данные служат основанием для выдачи населению справок, связанных с заключением сделок гражданско-правового характера.

Что же качается сохранности документов, то в Государственном архиве свердловской области (ГАСО) лучше сохранились документальные фонды сельсоветов 1930-х гг. в Ирбитском и Красноуфимском государственных архивах Свердловской области. Похозяйственные книги сельсоветов находятся на хранении в областных, районных и городских государственных архивах и их филиалах. Так, в Ирбитском филиале Государственного архива Свердловской области похозяйственные книги Ирбитского района за 1930-е гг. отложились в фондах 15 сельских и поселковых советов общим объемом 151 единица хранения [2].

В Красноуфимском филиале ГАСО похозяйственные книги за 1930-е гг. сохранились в фонде Ачитского сельского совета объемом 66 единиц хранения [1].

Анализ состояния архивной сохранности источника в Свердловской области на примере Ирбитского и Красноуфимского государственных архивов выявил следующее: единообразия требований к хранению похозяйственных книг в 30-е годы не было выработано, в связи с чем количественно данный источник распределен неравномерно. Так, в Ирбитском архиве, несмотря на многообразие данных, имеют место пробелы при рассмотрении сведений конкретных сельсоветов, часть из которых сохранили только частичные данные по периоду 1930-х годов.

В Красноуфимском же архиве ситуация обратная: источник сохранился за каждый год, но эти данные имеются лишь только по Ачитскому району.

Похозяйственные книги, таким образом, являются ценным генеалогическим источником, а в дополнении с другими документами позволят исследовать социально-экономические процессы развития уральской деревни 1х годов.

1. Государственный архив в г. Красноуфимске. Ф. 243. Оп. 2.

2. Государственный архив в г. Ирбите. Ф. 277. Оп. 1.

3. Демографический энциклопедический словарь / Гл. ред. – М., 1985. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://a. *****/dictionary/1149/symbol/207/page/5

4. Марьяхин истории налогов с населения в СССР. М., 1964.

6. Мирошкин, книги сельсоветов как источник информации о сельском населении 1930-х годов // «Проект Ахей». [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://*****/newest_history. html?&article=476&cHash=8b5cedf81d

7. Постановление Главы администрации Хабаровского края от 01.01.2001 N 510 «О документах похозяйственного учета в сельских администрациях края» // Портал Дальневосточного федерального округа Российской Федерации

8. Похозяйственная книга // Омский Генеалогический Центр [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www. *****/index/pokhozjajstvennaja_kniga/0-87

9. Похозяйственной книге 76 лет // БАРС Групп. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://*****/news/pokhozyajstvennoj-knige-76-let/

10. Скворцова книги сельсоветов 30-х годов ХХ в. // Социально-экономические и политические проблемы истории народов СССР. М., 1985.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *