до какого года выпускались короткокрылые 2108

Короткое крыло, индекс 2110 и дизайн от Fiat: мифы и факты о ВАЗ-21099

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

«Девяносто девятая» появилась на дорогах СССР в первой половине девяностых годов, «засветившись» на обложке журнала «За Рулём» еще в 1990-м.

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

Переднеприводный седан «засветился» в журнале «За Рулем» еще в начале 1989 года, а на обложку попал дважды – в 1990-м и 1992-м. Каждая публикация по «девяносто девятой» вызывала огромный ажиотаж у советских автомобилистов

Fiat Regata – близкие габариты, тот же передний привод и кузов седан.

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

В отличие от Самары, Regata предлагались и с кузовом типа универсал

​Однако в действительности работы над седаном на базе хэтчбеков 2108/2109 начались еще в 1980 году – именно тогда дизайнер ВАЗ Владислав Пашко занялся созданием четырехдверного трехобъемника. Одним из главных критериев проекта была его максимальная унификация с будущей «девяткой». Именно поэтому вплоть до задних крыльев машины практически не отличаются. Задняя часть, разумеется, получила иное оформление: вместо подъемной пятой двери появилась открывающаяся под углом 80 градусов Г-образная крышка багажника, а угол наклона неподвижного заднего стекла изменился.

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

Благодаря выступающему багажнику изменились и пропорции кузова Спутника, и его силуэт

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

Главное (и единственное) отличие ВАЗ-21099 от «девятки» начинается позади второй пары дверей​

Линия багажника при этом стала куда более высокой, чем на прежних седанах, что было новшеством не только в советском автомобилестроении, но и в общемировой практике. Ведь машины с таким решением задка только-только начинали выпускать (подтверждение тому – Volkswagen Jetta MKII, Ford Orion, Opel Kadett Е и так далее).

Не хуже других: высокий и относительно короткий багажник в то время появился на седанах Ford, Opel, Volkswagen и многих других европейских марок

Полноразмерный макет будущей «девяносто девятой» был готов уже в конце 1981 года. От серийной машины он отличался разве что оформлением передней части кузова, причём кроме стандартной для ВАЗ-2108 «короткокрылой морды» с решеткой в виде выступающего «клюва», прототип седана примерил на себя и четыре круглые фары в стиле «шестёрки», которую по задумке создателей этот автомобиль и должен был заменить, став наиболее престижным и дорогим автомобилем ВАЗ нового десятилетия.

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

Поисковый вариант передка: с одной стороны – обычная блок-фара и «короткое крыло», с другой – две круглые и «длинное»

Впоследствии Пашко отказался и от «маски с клювом», и от круглых фар в пользу обычной «восьмой» оптики и «длинного крыла», доходившего до указателей поворота.
Сходство с итальянским автомобилем у ВАЗ-21099 есть, но говорить о прямом плагиате нет оснований, ведь макет был сделан раньше, чем появилась серийная Regata. Очевидно, что дизайнеры Волжского автозавода вдумчиво анализировали опыт коллег по цеху (в том числе – и фиатовцев), но у трехобъемника Fiat не только совершенно другое «выражение» лица, но и другие решения – в частности, «прямые» задние арки и форточка в задней двери вместо маленького «третьего» окошка в задних стойках крыши.

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

Итальянский и советский седаны объединяет разве что тип кузова, а не какие-то конкретные стилистические решения

Под индексом ВАЗ-2110 у нас все знают четырехдверный седан следующего поколения, так и не получивший собственного имени. Однако «девяносто девятая» действительно была «десяткой» еще во время разработки, а от первоначального индекса машине пришлось избавиться для того, чтобы попасть на конвейер как можно раньше!
После того как хэтчбекам присвоили индексы 2108 и 2109, перспективные седан и универсал вполне закономерно обозначили как 2110 и 2111, пользуясь свободой данных цифровых индексов. И если от универсала на базе переднеприводной платформы вскоре отказались в пользу только-только вышедшей в 1984-м году «четвёрки», то седан к концу 1985-го был практически полностью готов к запуску в серию. И обозначался он в то время как 2110.

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

Обратите внимание на индекс предсерийного прототипа – 2110, а не 21099!

Хэтчбеки успели пройти приёмочные испытания еще в 1983 году – причем не только «ноль восьмая», но и пятидверка, выпуск которой начался лишь в 1987-м. Однако седан на момент госприёмки новых моделей еще не был готов, поэтому перед постановкой на конвейер ему предстояло пройти полный цикл государственной приёмки, что могло занять несколько лет!
По этой причине вазовцы решили «схитрить», изменив индекс будущего седана с 2110 на 21099. Таким образом, автомобиль с трехобъемным кузовом будто бы становился модификацией «девятки», а не отдельной моделью. Это позволяло избежать полноценной госприёмки, пройдя испытания по укороченной программе в августе-октябре 1988-го. И седан, несколько лет подряд считавшийся «десяткой», быстро и навсегда стал «девяносто девятой». Ну а освободившийся индекс, как известно, чуть позже достался другому седану ВАЗ.

«Восьмерка» разительно отличалась от Жигулей не только компоновкой и количеством дверей, но и решением передней части. Ведь вместо традиционной панели передка пространство вокруг фар и решетки радиатора обрамляла так называемая «лыжа» — пластиковая облицовка. Капот и крылья при этом не доходили до оптики, а между этими деталями и «лыжей» была довольно хорошо заметная щель.

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

«Восьмерка» получила характерное «выражение лица» еще на стадии пластилинового макета

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

Серийные ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109 спереди ничем не отличались. Пресловутая решетка радиатора Спутников вскоре стала объектом критики и «тюнинга»

Необычный приём нравился далеко не всем автомобилистам, а особенно много «эстетических претензий» возникло к решетке радиатора, которую острословы из-за своеобразной формы прозвали «клювом» или «попугайским носом». Именно этот элемент экстерьера заменяли кооперативной продукцией либо даже «доработанной по месту» деталью от седьмой модели Жигулей. Дилерские Самары практически всегда щеголяли оригинальной решеткой радиатора – как довольно «носатой» (на немецких модификациях вроде Hanseat), так и куда более классическими по виду элементами, которые нередко окрашивались в цвет кузова.

Источник

Natasha, но не наша: как и почему появился кабриолет ВАЗ-2108

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

Начало

Автомобили с мягким верхом в СССР выпускались – это были как модификации на базе Победы и «четырёхсотого» Москвича, так и внедорожники Горьковского, Ульяновского и Луцкого автозаводов. И если у военных такая конструктивная особенность кузова была напрямую связана с техзаданием, то открытые легковушки выпускались по прозаической причине – из-за нехватки листового металла в первые послевоенные годы. Конечно, было и исключение из правил – выпускаемые в штучном количестве правительственные лимузины ЗИЛ и ГАЗ, но если говорить про автомобили «для простых смертных», то кабриолеты вследствие особенностей климата и своей не лучшей практичности особой популярности у советских граждан не снискали.

Поэтому в дальнейшем, вплоть до прототипа на базе Москвича-408, речь о легковушке с мягким верхом не шла. Разумеется, в модельной линейке молодого автогиганта – Волжского автозавода – кабриолетов также не было. А весь опыт разработки машин без цельнометаллического кузова сводился к проекту ВАЗ-2122 Река и предшествовавшим ему «крокодилам» – ранним прототипам Нивы, у которых не было даже опускных стёкол.

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

«Крокодил» – ранний прототип Нивы, он же агрегатоноситель-мул

Однако существовали и Жигули без крыши! Мы не ошиблись: в конце семидесятых годов на ВАЗе была создана заводская команда каскадёров – группа «Автородео», которая выступала в парадах на фаэтонах на базе «трёшки», а впоследствии один из вариантов даже получил вторую заднюю ось!

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

Однако к собственно кабриолетам Lada, которые были товарным изделием и встречались в свободной продаже (пусть и у «них»), эти машины отношения не имели. Причем «первой ласточкой» была вовсе не машина на базе переднеприводной Самары, а французский кабриолет Niva Plein Soleil, а также «кабрионива» от «Дойчелады». Обо всех этих машинах мы уже рассказывали, но вот с «восьмеркой» история сложилась совершенно иначе. Ведь, в отличие от «конверсий» из Нивы, а также модификации Lada Samara Fun, которая была никак не кабриолетом, а ландо (исходя из того, что передняя часть крыши была сохранена!), более поздняя версия являлась стопроцентным открытым автомобилем – то есть кабриолетом с мягкой крышей, причем даже без центральной дуги.

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

Ландо, кабриолет и фаэтон – оказывается, у Lada было всё из перечисленного!

И вот в том самом бельгийском городе Дигем, где в техцентре Scaldia Volga дорабатывали и улучшали наши Нивы и Самары, а впоследствии и создали «заряженные» прототипы «восьмерки» с приставкой RSi, а также Карлоту, и появился кабриолет.

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

Но этому предшествовали важные кадровые метаморфозы. В частности, в ноябре 1987 года туда направили Владимира Усова – начальника бюро каркаса отдела проектирования кузовов. А уже потом, в мае 1988-го, в Бельгию из Германии переехал и дизайнер Владимир Ярцев, который находился в длительной командировке на фирме Porsche. Также нельзя не вспомнить и руководителя отдела маркетинга Кристиана Кундики и переводчицу Н. А. Рожкову, роль которых в бельгийских проектах Лады была весьма значимой. Ну а творческим локомотивом по кабриолету стал руководитель «Скалдии» Б. Г. Хубаев, который всячески приветствовал создание советско-бельгийского кабриолета.

В самом начале коллективу приходилось много времени тратить на организацию процесса – по сути, изобретать «бельгийский велосипед», создавая едва ли не первую в стране дизайнерскую студию. Из-за этого многое необходимое для работы приходилось заказывать в соседней ФРГ, попутно обрастая такими нужными производственными связями

Весной 1988 года представители Scaldia Volga обратились в бельгийскую же фирму EBS, которая специализировалась на разработке и мелкосерийном производстве кабриолетов. Как нетрудно догадаться, в качестве донора выбор «скалдийцев» пал на ВАЗ-2108, который благодаря трехдверному кузову обладал неплохой жесткостью на кручение (8200 Нм/град). В Европе в то время существовало немало версий открытых автомобилей на базе аналогичных хэтчбеков: Ford Escort, Opel Kadett и Volkswagen Golf I с приставкой «кабрио» пользовались определённым спросом у жителей средиземноморских стран. У Самары, которая предоставляла покупателю «много автомобиля за свои деньги», были все шансы откусить довольно значительный кусок «кабриопирога» по простой причине – она в любом случае была бы заметно дешевле.

В итоге брюссельское предприятие подготовило ряд технических предложений и даже финансовый план проекта, который предусматривал выпуск 6000 кабриолетов Лада на протяжении четырех лет.

В Дигеме при этом задумались о запуске не просто кабриолета, но и целого семейства автомобилей – в частности, фургона и универсала, которого так и не было вопреки слухам и домыслам.

Еще один вариант кабриолета руководство «Скалдии» заказало другой бельгийской фирме «Юроскоп» – то есть, речь шла о настоящем «мини-конкурсе», в котором победило как раз второе предприятие, представив впоследствии свой прототип на выставке «Юрото’88» (г. Гент).

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

Scaldia Volga заключила с «Юроскопом» соглашение об изменениях конструкции и доводке внешнего вида, но не без участия В. Усова и В. Ярцева. Первый должен был заниматься конструктивным усилением кузова, а второй – собственно внешним видом, для чего в сжатые сроки Ярцев подготовил эскизный проект. Интересно, что КБ «Скалдии» сразу рассматривало два варианта «демонтажа крыши» – с центральной дугой и без неё, в то время как у бельгийских подрядчиков такого усиления силовой структуры не было даже на уровне концепции. Ведь дуга, во-первых, сразу негативно сказывалась на образе «открытой машины» (хоть это и не помешало немцам с тем же Опелем!), а во-вторых, её внедрение в уже существующий и ранее замкнутый каркас кузова было куда более сложной идеей, чем могло показаться на первый взгляд. Ведь её мало было просто приварить – нужно было, чтобы она еще и работала.

Чтобы усилить кузов, который заметно подрастерял былую жесткость, лишившись крыши, боковых стоек и усилителей, Усов ввел аналогичные элементы в пороги, а также переднюю и центральную стойки боковины (внизу). Задняя часть «восьмерки» обзавелась мощными усилителями, которые соединили арки задних колёс. Важную роль сыграли и несколько новых поперечин, которые связали раму лобового стекла и боковины за спинкой заднего сиденья.

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

Зелёным показаны места усиления. Машина при этом прибавила 70 кг – совсем немного при «сносе крыши»

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

Логотип «Гараж Меёс» слева многие ошибочно принимают за автора эскиза. Зри в корень: надпись справа внизу намекает, кто и когда это придумал.

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

Найдите десять отличий! На самом деле, их намного больше.

Рамку стекла на передней двери Ярцев убрал, ведь кабриолетам она не полагалась. Однако в передней части появилась неподвижная форточка – опять же, вполне в рамках жанра кабриолетов. Её задачей было не только усиление, но и защита водителя и пассажира от потоков бокового ветра.

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

Если на ВАЗ-2108 задние стёкла были большими и неопускными, то кабриолет получил пару небольших, но подвижных стёклышек – разумеется, с механическим приводом, как и передних. Причина отсутствия электроприводов заключалась не только в бюджетности самой модели – в то время в Европе в этом классе было так принято. А по остальным «глобальным» параметрам Самара с её поперечным расположением силового агрегата, передним приводом и типами подвесок ничуть не уступала аналогичным «немцам», «итальянцам» или «французам».

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

Для оценки жесткости кузова машина даже прошла серию краш-тестов, которые доказали безопасность автомобиля после удаления крыши

Чтобы в случае необходимости защитить обитателей салона от непогоды или солнечных лучей, машину оснастили тентом из ненатурального влагостойкого материала. В мягкую крышу даже встроили небольшое заднее окно из гибкого пластика, которое обеспечивало хоть какой-то обзор. Для крепления тента был предусмотрен трубчатый каркас, а все манипуляции с крышей водитель осуществлял вручную. В общем, кабриолет был настоящим – полностью «механическим» и открытым. Как раз тентом и каркасом занимались специалисты «Юроскопа», которые хорошо разбирались в столь специфических вопросах.

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

Минус крыша, плюс оригинальная крышка багажника и мягкий верх – примерно так в трёх слова можно охарактеризовать проект Кабриолады

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

А ведь машина получилась на редкость пропорциональной!

В наше время Самару-кабриолет наверняка бы лишили «запаски» вообще или просто заменили полноценное пятое колесо «докаткой». Однако тридцать лет назад так еще не поступали, поэтому машине сохранили стандартную «восьмерочную» нишу, в которую запасное колесо помещалось не без ухищрений – его размещению немного мешали усилители задних колёсных ниш. Сиденье при этом пришлось несколько заузить, поэтому машина официально стала четырехместной, хотя по факту её посадочную формулу можно было считать «2+2», ведь в «восьмерке» на втором ряду никогда не было просторно. Впрочем, для кабриолета гольф-класса этот параметр представлял скорее умозрительный интерес, чем практическую ценность.

Источник

Тридцать два года «зубилу»: ностальгический тест-драйв ВАЗ-2108

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

Тридцать два года – зрелый возраст. А для автомобиля – так и вовсе солидный: в Германии машины, перешагнувшие рубеж трёх десятилетий, официально считаются олдтаймерами. Тем удивительнее воспринимать в этом амплуа «девочку восьмидесятых» – вечно молодую и задорную вазовскую «восьмерку». Однако именно ровно 32 года назад, 19 декабря 1984 года, с главного конвейера Волжского автозавода в пуско-наладочном режиме сошел первый ВАЗ-2108.

М ы неоднократно вспоминали факты, связанные с историей первого тольяттинского переднеприводника: раскрывали роль немецкой компании Porsche в разработке Спутника, сравнивали «восьмерку» с немецким Volkswagen Scirocco MKII, изучали участие в судьбе проекта «Гамма» ряда западных компаний, рассматривали дилерские модификации и евро-Самару под названием Baltic, малолитражную версию ВАЗ-21081 с двигателем объемом 1,1 литра, спортивные варианты, исполнения с открытым верхом и даже Самары с дизельным мотором! Но лучший способ сблизиться с именинницей – это «погрузиться в историю» буквально, в прямом смысле. То есть, прокатившись на прекрасно сохранившемся экземпляре с полным набором «зубильных регалий и артефактов».

Ценность подобных «нетронутых» машин в том, что именно такой вариант и позволяет в полной мере прочувствовать хотя бы часть эмоций, которая переполняла советских автомобилистов тридцать с лишним лет назад. Конечно, с поправкой на то, что после современных автомобилей нам уже все равно не испытать в полной мере того, что ощущали водители в СССР, севшие за руль «зубила» после обычных Жигулей.

Во-вторых, до наших дней в подобном «сохране» добрались считанные экземпляры – в отличие от «классики», Спутник обычно приобретали молодые и активные автомобилисты, которые нередко умудрялись «укатать» свой автомобиль еще до распада СССР. Вдобавок многие детали и компоненты (особенно пластик!) ВАЗ-2108 оказались куда менее долговечными и прочными, чем на заднеприводных моделях. А если добавить непреодолимое стремление к «тюнингу» и доработке Самар, вылившееся в целую индустрию субкультуры по их беспощадному «заколхоживанию», то становится ясно, почему из почти миллиона выпущенных «восьмерок» в околозаводском состоянии пребывают единичные автомобили.

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

Первый ВАЗ-2108 на ВДНХ в 1984 году…

Немного истории

Массовый выпуск ВАЗ-2108 начался в 1985 году, когда было изготовлено несколько десятков тысяч автомобилей. Экземпляры до 1987 года считаются «ранними», поскольку они отличаются от более новых Самар некоторыми деталями – в частности, двухцветным интерьером с коричневой панелью приборов, «длинными» ручками на дверной обивке, «шестидырчатым» передним бампером и другими мелочами.

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

ВАЗ-2108 на заводском конвейере

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

Ранний салон с длинными ручками – предмет особого вожделения ценителей аутентичных Спутников

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

Предсерийный прототип ВАЗ-2108. Обратите внимание на форму обивки и внутренние ручки, заходящие на верхнюю часть дверной карты

Коричневый салон продержался на конвейере до 1989 года, причем интерьер такого цвета первые лет десять-пятнадцать считался очень непрестижным, в связи с чем владельцы ранних «восьмерок» всеми способами пытались перейти на «серый салон» – как путем замены деталей, так и методом банальной перекраски элементов интерьера. Еще один признак «олдскульных» Самар – так называемое короткое крыло, то есть специфическое решение передней части с пластиковой облицовкой-«лыжей» вокруг фар, вследствие чего крылья не доходили до решетки и оптики. «Короткокрылки» выпускались до 1995 года, после чего все Самары начали сходить с конвейера с передней частью ВАЗ-21093.

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

Советская пресса активно освещала выход на рынок принципиально новой модели ВАЗ с приводом на передние колеса

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

Прохожие рассматривают новенький ВАЗ-2108 на улицах Ленинграда (1985 год)

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

Постановочное фото, снятое в Куйбышевской области в канун 1985 года: Дед Мороз, сотрудник ГАИ и новая модель ВАЗ. Обратите внимание на редкий «шестидырчатый» бампер, характерный для автомобилей первых двух лет выпуска

Советский покупатель принял «восьмерку» настороженно. Смущало как отсутствие задних дверей, затруднявшее посадку-высадку пассажиров, так и не лучшая практичность переднеприводного первенца. Ведь по сравнению с Жигулями Спутник оказался довольно тесной машиной (особенно на заднем сиденье), да и объем багажника подкачал. Однако первое впечатление оказалось обманчивым: «восьмерка», невзирая на скромный литраж 1 300-кубового моторчика, сразу покорила многих автомобилистов незаурядными динамическими качествами и отменной управляемостью. В том, как новая модель «стояла на дороге» и «облизывала повороты», по признанию современников, было что-то мотоциклетное. Именно поэтому молодое поколение уже в конце восьмидесятых годов относилось к «восьмерке» с благосклонностью и уважением, включая крепко слаженную аудиторию «повышенной четкости».

Интересно, что одним из первых ВАЗ-2108 на закрытом показе увидел кубинский лидер Фидель Кастро, а в числе покупателей «восьмерки» ранних выпусков была жена первого и последнего советского президента Раиса Максимовна Горбачёва.

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

Фидель Кастро за рулём ВАЗ-2108 на закрытом показе (декабрь 1984 года)

«Незримая тень Porsche», о которой мы детально рассказывали, способствовала успеху модели и на внешних рынках. Германия, Франция, Югославия, Бельгия, Голландия – во всех этих странах «восьмерка» нашла своего покупателя. Более того, в конце восьмидесятых годов Самары можно было встретить (и купить) даже в Англии, Австралии и… Канаде! А 9 октября 1986 года на ВАЗе был собран 10-миллионный автомобиль. Им стал, разумеется, ВАЗ-2108.

Снаружи: я задыхаюсь от нежности, от твоей-моей свежести

Снаружи «советский Делореан» смотрится стремительно даже на исходе 2016 года. Характерный силуэт мог бы выглядеть еще спортивнее – как у немецкого аналога с «ветреным» названием Scirocco. Однако из-за высокой посадки кузова между колесами и арками образовался немалый зазор, который не лучшим образом влияет на общее впечатление. Ситуацию немного исправляет «заводское занижение» – то есть, установка пружин от версии, предназначенной для европейского рынка.

При внимательном осмотре безупречного экземпляра 1990 года выпуска замечаешь некую «небрежность» общей стилистики, упрощенность архитектуры, что ли. Отдельные элементы вроде пресловутого «клюва» или голых болтов крепления колеса на ступице выглядят вполне достойно лишь потому, что сам автомобиль восьмого семейства в оригинале уже на уровне подсознания воспринимаешь как привет из прошлого – того самого, где горы были выше, а мороженое вкуснее.

Но ведь неслучайно на «дилерских» модификациях для западного рынка диски прятали за аккуратными колпаками, а «носатую» решетку меняли на деталь более скромного вида.

Да и советские владельцы первым делом стремились заменить «попугайский нос» любой доступной альтернативой, включая распиленную «решетку» от ВАЗ-2107… Именно поэтому до наших дней с родным «выражением лица» дожили считанные экземпляры. Тем более, что многие из «короткокрылок» в процессе эксплуатации претерпевали вынужденный (или не совсем) рестайлинг – установку так называемых длинных крыльев и капота в сочетании с соответствующей решеткой. Наша «восьмерка» щеголяет не только родным передком, но и щеточными очистителями фар – была у Спутника и такая «опция»! Правда, даже в советские времена встретить её можно было разве что на реэкспортных автомобилях, да и то далеко не на всех.

Внутри: я помню все твои трещинки

Пристальный осмотр советской «восьмерки» даёт представление о том, почему в конце восьмидесятых в СССР так уважали подержанные иномарки, поток которых хлынул в огромную страну со всех сторон – и с запада, и с востока. На фоне того же «Гольфа» или «Кадетта» ВАЗ-2108 в аутентичном состоянии немного грубоват в мелочах, да и зазоры великоваты. Впрочем, не будем ханжами и попробуем представить эмоции новоиспеченного владельца, который после нескольких лет ожидания в очереди получил наконец заветную «открытку» и приобрел за восемь с половиной тысяч рублей вожделенную машину, да еще новой модели.

Так за что же её любили? Взявшись за дверную ручку с характерным «фольксвагеновским» язычком, открываем массивную «калитку». Для этого сначала потребовалось вставить в замок пусть и отдельный, но уже вполне современный по конструкции симметричный ключ, который заведует замками дверей и багажника, в то время как заводится Спутник отдельным «ключиком» с характерной пластиковой головкой.

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

Воспоминания о будущем: вплоть до конца 2013 года точно такие ключи прилагались к каждой новой Самаре-2

Центрального замка, разумеется, нет. Как и электроприводов зеркал, стёкол, подушек безопасности, кондиционера и прочих излишеств. Впрочем, что вы хотели от доступной машины середины восьмидесятых годов прошлого века? Справедливости ради отметим, что в одноклассниках вроде VW Golf MK II и Opel Kadett E базовое оснащение столь же скудное, как и у Спутника. Правда, закрывались двери немецких машин с куда более благородным звуком, в то время как длинные «ворота» Самары захлопываются с характерным металлическим щелчком.

В первые годы «восьмерку» нередко называли «аквариумом» из-за большой площади остекления. Действительно, интерьер вызывает ощущение «воздушности» и простора, хотя чрезмерным запасом пространства машина длиной 4 006 мм и шириной 1 650 мм похвастать не может.

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

Чтобы самостоятельно выбраться наружу, заднему пассажиру нужно было откинуть спинку переднего сиденья и дотянуться до дверной ручки

По современным меркам у ВАЗ-2108 просто превосходная обзорность – стойки тонкие, мертвых зон нет вообще, а если хорошо повертеть головой, то в поле зрения попадает чуть ли не задний номер. Правда, на большинстве Спутников первых лет производства отсутствовали правое наружное зеркало и задний «дворник», поэтому перестроения в оживленном потоке вызывали у жителей больших городов определённые затруднения. Именно поэтому со временем большинство пожилых «восьмерок» обзавелось вторым зеркалом заднего вида – опять-таки, в ущерб аутентичности.

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

До 1987 года салон «восьмерки» выглядел именно так

Оказавшись за рулём, вспоминаешь характерную «лежачую» посадку водителя. Удобно будет далеко не всем «пилотам», поскольку рулевая колонка довольно глубоко задвинута внутрь салона, а педаль газа словно попала в ловушку между педалью тормоза и пластиковой накладкой центрального тоннеля. Впрочем, серьезных претензий к эргономике нет, разве что привлекательные с виду сиденья на деле довольно плохо держат спину, а со временем еще и начинают впиваться в позвоночник какой-то неведомой деталью каркаса. В нашем случае, правда, интерьер пребывает практически в первозданном состоянии, разве что обод руля блестит так, словно эта «восьмерка» цвета «сафари» проехала не 50, а 150 тысяч. Но всему есть своё объяснение.

Аутентичный интерьер коричневого цвета с мягкой капровелюровой обивкой сидений словно переносит обитателя на тридцать лет назад – в ту самую середину восьмидесятых, когда Михаил Сергеевич еще только запускал свою разрушительную перестройку, а в салоне новенького Спутника звучало что-то из «Весёлых ребят» или первых трёх альбомов Modern Talking, вышедших как раз в период с 1984 по 1986 годы.

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

Радиоприёмник «Блюз» – в числе рекомендованных для ВАЗ-2108

Внимательный и хорошо разбирающийся зритель заметит особенности раннего «восьмерочного» интерьера – так называемые длинные ручки на оригинальной дверной обивке. Да, салоны первых Самар отличались в мелочах – стрелки комбинации приборов были оранжевыми, а не белыми, спинка заднего дивана иногда не имела вертикальных прострочек, а дверные «карманы» и «мыльницы» по виду отличались от деталей интерьера более поздних лет выпуска.

Относительно тонкое рулевое колесо имеет мягкий обод с удобным профилем, а его единственная спица и скромная по размеру «сигнальная» накладка на ступице обеспечивают превосходный доступ к другим органам управления, среди которых есть и гидрокорректор фар. В глаза бросается «четырехступенчатая» схема переключения передач – действительно, вплоть до начала девяностых годов пятая повышающая передача на ВАЗ-2108 с «родным» двигателем объемом 1,3 литра была скорее исключением, чем правилом.

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

Большинство «восьмерок» первых лет выпуска оснащались «четырехступкой»

Справа под рулевой колонкой притаился «подсос» – привод управления воздушной заслонкой, причем с соответствующей световой индикацией в комбинации приборов. Помнится, из-за особенностей конструкции оранжевый индикатор на многих Спутниках светился даже при полностью закрытой заслонке…

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

Комбинация приборов была очень информативной и отличалась наличием вольтметра и эконометра, в то время как тахометр отсутствовал. Блок контрольных индикаторов сгруппирован слева от спидометра.

Центральная консоль – мечта минималиста. Горизонтальные дефлекторы системы вентиляции, трехпозиционная клавиша управления наружным светом, кнопки включения «аварийки» и обогрева заднего стекла и… всё! Из «удобств» – лишь пепельница с прикуривателем да скромный радиоприёмник.

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

Радиоприёмник «Былина» нередко встречался в салонах советских «восьмерок»

Двигатель оживает очень быстро и работает «на подсосе» весьма устойчиво с первых минут после запуска. Правда, салон наполняется ощутимыми вибрациями, которые на месте не проходят практически никогда. Путём кропотливой регулировки карбюратора и поиском оптимальных холостых оборотов можно было добиться уменьшения неприятного эффекта, но из-за наличия демпфера в «длинной» рулевой колонке и отсутствия задней правой опоры силового агрегата в той или иной мере вибрация на холостом ходу проявлялась практически на любой «восьмерке».

до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть фото до какого года выпускались короткокрылые 2108. Смотреть картинку до какого года выпускались короткокрылые 2108. Картинка про до какого года выпускались короткокрылые 2108. Фото до какого года выпускались короткокрылые 2108

1 300-кубовый двигатель славился своим «боевым» характером. Черный непрозрачный бачок омывателя на серийных ВАЗ-2108 практически не встречался.

На ходу: пою твои-мои песенки

Пересев с «классики» на ВАЗ-2108, многие водители недоумевали по поводу того, что «печка» функционирует только при включенном электродвигателе вентилятора. Действительно, воздух в салон самотёком практически не поступает, поэтому первая скорость «климата» во время езды должна быть включена как летом, так и зимой. Сам отопитель, к слову, на «низкой панели» весьма эффективен, но на многих машинах работает по принципу «триггера» – либо жарит на полную, либо ничего.

Конечно, даже идеальная «восьмерка» не отличается высоким уровнем комфорта. И дело отнюдь не в конкретном экземпляре, который «вылизан» практически до уровня «забугорных» модификаций. Салон не только тесноват, но и «музыкален» – на неровностях формованные пластиковые детали живут своей жизнью, потрескивая и поскрипывая в такт работе подвесок. С «разговорчивостью» интерьера владельцы боролись как могли – подклеивали поролон и «антискрип», крепили обивку «напрямую» мощными саморезами, безвозвратно её при этом уродуя… Справедливости ради заметим, что недеформированные панели дверей и боковин ВАЗ-2108 вполне надёжно фиксируются на металле с помощью стандартных пластиковых клипс – тех самых «ёжиков», ставших настоящей притчей во языцех. Просто клипсы нужно менять постоянно и вставлять их в сопрягающиеся детали точно отработанным движением. Ловкость рук и точность ударов – вот какими качествами должен обладать сборщик «зубильного» интерьера.

Зато как она едет! Под нагрузкой прогретый двигатель просто поёт, наполняя салон хорошо знакомым тембром. Отсутствие тахометра совершенно не мешает, ведь мотор не только слышен, но и прекрасно ощущается водителем через органы управления – в частности, «моментальную» педаль акселератора.

Поверьте, звук хорошо отрегулированного и «плотно» собранного двигателя восьмого семейства ласкает слух не хуже рядной баварской «шестёрки». Просто обертона у него другие.

С первых же метров понимаешь, за что «восьмерку» когда-то называли «Порше для нищих». Казалось бы, всего 64 «лошадки» и какая-то сотня ньютон-метров крутящего момента, обеспечивающие отнюдь не «суперкаровские» 16 секунд до сотни и 148 км/ч «максималки».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *