до какого класса преподают географию
Путин призвал вернуть в старшие классы школы уроки географии
Глава государства пояснил, что на изучение географии в старших классах должно отводиться не менее двух академических часов в неделю, так как именно география «служит основой формирования патриотических ценностей, культурной, национальной идентичности и самосознания».
Путин особо отметил, что доказывать свои познания в географии сейчас не требуют и от абитуриентов, в том числе и тех, кто поступает на такие специальности, как «международные отношения» или «туризм».
В настоящее время география преподается в школах с 5 класса, однако в 9 классе школьный курс заканчивается, и в старших классах географию изучают далеко не везде, особенно когда речь идет о профессиональных учебных заведениях.
«Система географического образования и просвещения, сложившаяся в России на протяжении многих лет, в настоящее время находится в состоянии деградации, что проявляется, в частности, в постоянном уменьшении количества часов, выделяемых на преподавание географии в основной и старшей школе», — говорится в Концепции развития географического образования в Российской Федерации.
География входит в число предметов, сдача единого государственного экзамена (ЕГЭ) по которым возможна по выбору ученика, однако остается маловостребованной выпускниками. В 2016 году ЕГЭ по географии сдавали лишь около 17 тыс. учащихся, минимальный порог (37 баллов) не смогли преодолеть 13% тестируемых.
В августе 2016 года занимавший тогда пост министра образования Дмитрий Ливанов говорил, что экзамен по географии может войти в число обязательных предметов для сдачи ЕГЭ.
«Концепцией развития географического образования предлагается введение обязательного экзамена по географии в 9 и 11 классах. Эта инициатива хорошая, но она требует детального обсуждения», — заявила в ноябре 2016 года сменившая Ливанова на посту главы Минобразования Ольга Васильева.
До какого класса преподают географию
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Список учебных предметов, изучаемых в школе (11-летнее обучение) в РФ
Список учебных предметов, изучаемых в школе (11-летнее обучение)
Математические
Матема́тика: 1—6 класс.
Алгебра: 7—11 класс.
Геометрия: 7—11 класс.
Статистика: 7(10-11) класс (не везде).
Экономика: 9(10)-11 класс
Информа́тика (ИКТ): 3(5)—11 класс (по БУП 2004 года во 3-4 классах в рамках предмета Технология, в 8-9 классах как самостоятельный предмет, в 10-11 не входит в инвариативную часть, поэтому изучается не везде).
Естественно-научные
Окружающий мир: 1-4 класс
География: 5—11 класс
Биология: 5—11 класс
Астрономия: 11 класс (не везде)
Физика: 7—11 класс.
Химия: 8—11 класс.
ОБЖ: 7(9)-10 класс.
Естествознание: 9—11 класс (не везде)
Гуманита́рные
Исто́рия: 5—11 классы.
Гражданове́дение: 5—7 классы
Обществозна́ние: 6—11 классы
Основы религиозных культур и светской этики: 4 класс 4 четверть—5 класс 1 четверть (с 1 апреля 2010 года). Включает:
«Основы православной культуры»
«Основы исламской культуры»
«Основы буддийской культуры»
«Основы иудейской культуры»
«Основы мировых религиозных культур»
«Основы светской этики»
Филологи́ческие
Чистописание 1 класс
Русский язык 2—11 класс
Чтение 1—4 класс
Литература 5—11 класс
Иностранный язык (1)2—11 класс
Трудовое обучение
Труд: 1-4 класс.
Технология : 5—11 класс.
Черчение: как правило, в некоторые из старших (7-11) классов. В БУП РФ 2004 и 2011 года отсутствует.
Физкультура
Физкультура: 1—11 класс.
Различные виды спорта, возможно, по выбору или как факультатив, например:
Шахматы: 1—4 класс.
Волейбол: 4—6 класс.
Настольный теннис
Футзал и др.
Искусство в школе
Прочие (факультативы)
Основы экономики (Экономика): 10—11 класс
ОПТ (общественно-полезный труд): 10—11 класс
Начальная военная подготовка: 10-11 класс
ОБЖ: 5—11 класс
Риторика: 11 класс
Основы религиозных культур и светской этики: 4—5 класс
Правоведение: 10—11 класс
Философия: 10—11 класс
Краеведение: 6—9 класс.
Экология: 10—11 класс
Классный час: 1—11 класс.
Психотренинг (развитие познавательных способностей): 1—4 класс
Элективный курс: 5-11 классы.
«У детей нет времени, чтобы осознать прелесть географии»: мнения о допуроках в 11-м классе
У какого предмета будут забирать часы для географии, почему вводить уроки географии надо не в 11-м классе, а раньше и по каким предметам нужно вводить выборочное обучение, рассказывает Indicator.Ru по итогам беседы с преподавателями географии. Ее причиной послужили слова Владимира Путина о необходимости ввести уроки географии в школьной программе 11-го класса.
Больше патриотизма
Предложение Путина географы встретили неоднозначно. Илларион Миронов, преподаватель географии московской школы № 627, считает, что это предложение вполне может осуществиться в ближайшее время. «С учетом того, что еще лет семь назад географию преподавали и в 11-х классах, сложностей с составлением рабочих программ не возникнет. На мой взгляд, было бы интересно, если бы в 11 классе ввели «Современную географию», которая будет взаимодополнять курс истории. В рамках этого курса можно было бы взять в основу изменения на политической карте в XX-XXI веке, подробно рассмотреть причины и следствия этих изменений. Учителям обычно приятнее работать именно со старшеклассниками. И географам особенно обидно прерывать свой курс за год до выпуска. Так что, думаю, учителя будут только рады этому нововведению», — рассказал Миронов.
Декан географического факультета МПГУ Елена Филатова придерживается другого мнения. «Боюсь, что предложение президента в ближайшее время осуществить не очень реально. Существует базовый учебный план, и за каждой дисциплиной закреплены определенные часы, которые контролируются нормами, и мы не можем дать ученикам больше времени, чем им положено по медицинским показаниям», — поделилась Филатова.
Знай географию смолоду
До этого стало известно, что россияне довольно плохо знают географию родной страны. Введение дисциплины, к сожалению, не поможет тем, кто закончил учиться много лет назад, но, возможно, поможет улучшить географические знания нынешних школьников. Елена Филатова считает, что увеличение часов географии привело бы к росту познаний школьников в этой сфере. «То количество времени, которое сейчас выделено на географию, не позволяет объективно формировать географическое мировоззрение и даже просто полюбить этот предмет, — рассуждает Филатова. — Сегодня у детей даже нет времени, чтобы осознать всю прелесть географии, но увеличение числа часов — одна из причин, которая позволила бы решить эту проблему».
«Безусловно, эта мера может помочь, но все-таки куда больше то, знают ли ученики географию зависит от того, какую мотивацию предмета дает сам преподаватель, нежели от количества часов», – считает Миронов. Александр Самойлов согласен, что благодаря выделению часов на изучение предмета объем знаний будет расти. «Другое дело, что интерес к предмету в старших школах очень сильно падает, так как ребята уже ориентируются на поступление в конкретные вузы, и зачастую уроки географии учителям в старших классах даются достаточно тяжело. Дети считают предмет необязательным и относятся к нему с меньшим интересом. В этом плане гораздо целесообразнее вводить часы в пятом-шестом классах. Это принесло бы больше пользы, потому что прохождение программы в младших классах желает быть лучше».
Чтобы добавить что-то нужное, надо отнять что-то нужное
Другой вопрос, связанный с введением дополнительных часов географии, заключается в том, сократят ли часы других предметов, и если да, то каких. Большинство преподавателей сходится во мнении, что нагрузка у 11-классников и так достаточно большая ввиду подготовки к ЕГЭ.
Илларион Миронов прокомментировал: «В 11-м классе вводить дополнительные часы было бы жестоко по отношению к выпускникам. Я считаю, что по части предметов в 11-м классе уже давно пора сделать обучение по выбору. Например, по химии, биологии и физике, которые, на мой взгляд, являются куда более профильными, чем география, история или литература. Таким образом как раз получилось бы освободить часы».
«С введением дополнительных часов географии возникнет проблема с сокращением учебных часов у других дисциплин, а какая дисциплина захочет отдавать свои часы?» — прокомментировала Филатова. Александр Самойлов придерживается той же позиции: «Являясь рабочим учителем, не знаю, за счет чего увеличат часы географии. Программа в старших классах достаточно четкая, часов не хватает на многие предметы, и учителя регулярно жалуются, что их предметы урезают. В частности, география была два часа на 10-й и 11-й классы, то есть действовала либо программа «2-0», либо «1+1», либо «0-2» — в целом 68 часов за два года обучения. Уже пытались ввести дисциплину «Россия в мире» в виде элективного курса для историков. Как это будет реализовываться теперь, никто не знает. Думаю, узнаем об этом в самое ближайшее время».
Куда впадает Волга
По сути участники съезда работали над проектом Концепции географического образования, которая станет основой для новых программ и учебников. Что предлагает Концепция? Сделать экзамен по географии обязательным после 9-го и 11-го классов, добавить в программу подготовку географических проектов, разделить географию на базовый и углубленный уровни и изучать в зависимости от уровня по 2-3 часа в неделю. Плюс добавить в региональные программы курс «География родного края» в 8-9-м классах и выделить на это один дополнительный час в неделю.
Педагоги считают, что география могла бы стать вступительным экзаменом на «международных отношениях», «управлении», «туризме», других вузовских направлениях.
— разработать новый стандарт школьного географического образования, усилив практическую направленность курса;
— провести конкурс и подготовить несколько линеек учебников географии;
— организовать масштабные курсы повышения квалификации учителей географии;
— разработать содержательный минимум понятий и терминов для базового и углубленного уровней изучения географии;
— ввести 1 дополнительный час в неделю по «Географии родного края» для 8-9-х классов;
— сделать экзамен по географии обязательным после 9-го и после 11-го классов;
— учитывать ЕГЭ по географии при поступлении в вузы на специальности «экономика», «туризм», «международные отношения» и другие.
По данным ВЦИОМ Из школьного курса географии россияне лучше всего усвоили, что на Волге стоит именно город Самара (правильный ответ дали 75%), а не Рязань, Уфа или Пермь. Только 47 процентов знают, что Рио-де-Жанейро по численности населения крупнее Мадрида, Киева и Варшавы. Столько же россиян правильно сказали, что у России есть сухопутная граница именно с Монголией (а не со Швецией, Туркменией или Ираном) и что Западная Сибирь выделяется добычей природного газа (а не калийных солей, медных руд или бокситов). 45 процентов знают о том, что добыча горной руды ведется в Курской области, а не в Брянской, Калмыкии или Чувашии.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Метки
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
Чему и как учили в советской школе
О вообще
В школу молодой советский человек шёл, когда ему исполнялось 7 лет. Некоторые родители старались запихнуть своё чадо в учение в 6 лет, но педагоги относились к этому с прохладцей, потому как в 6 ребёнок ещё не готов к систематической учёбе не только морально-психологически, но и чисто биологически.
Весь школьный курс был разделён на три этапа:
— старшие классы, с 8 по 10.
Классы 1 по 3 относились к начальной школе. В этот период детей (НАС!) учили элементарной грамотности и давали первичные представления об окружающем мире.
Состав уроков начальной школы не менялся все три года, разве что только во 2 классе добавляли иностранный язык. Самым массовым был английский, однако в школах изучали и другие языки, включая самую разную экзотику. Полный комплект европейских я не говорю, а за суахили не ручаюсь, но мне известны люди, изучавшие в школьные годы (не факультативно, а в рамках общей программы) китайский, турецкий и фарси.
В первом классе нас принимали в октябрята. В чём был глубокий эссенциальный смысл этой «организации» по прошествии стольких лет я уже сказать не могу, но мы носили октябрятский значок и считалось что весь класс составляет один октябрятский отряд. Ну а в третьем классе, по достижении 9 лет, нас принимали в пионеры. Это уже был гораздо более осмысленный шаг, там требовалось хотя бы заучить правила пионеров Советского Союза. Формально можно было и не вступать и, по рассказам учителей и знакомых, такие случаи бывали. Как правило по причине тяжёлой формы христоза головного мозга у родителей.
С 4 класса жизнь школьника резко менялась. Прежде всего, менялся классный руководитель. Во вторых, теперь уроки шли в предметных классах и школьники переходили из класса в класс. Ну и естественно, каждому предмету полагался свой учитель.
Менялся и состав предметов, прежде всего, добавлялись новые, а кое-что пропадало.
Что там было в нормальных условиях в 4 классе сказать точно не могу, потому как школа в которой я учился была экспериментальной и по причине экпериментальности, многое там делалось через зад. И вот пик этого «через зад» пришёлся именно на мой 4-й класс. Дальше, то-ли нужные люди получили свои диссертации, то-ли самым рьяным вставили через тот же зад по самые гланды, но с пятого класса у нас всё более-менее пришло в норму.
В некоторых школах с 8 класса происходила специализация: биологический класс, математический класс итп.
Также где-то с 6 или 7 класса, точно уже не помню, летние каникулы урезали на один месяц: на июнь полагалась производственная практика. Конкретная реализация этой практики сильно зависела от конкретной школы, её связей с научными и производственными организациями, ВУЗами и тп. Частенько вся «практика» сводилась к тому, что детей сгоняли в школу, давали задание убираться и оставляли балдеть.
В 8 классе мы переступали 14-летний рубеж, покидали по возрасту пионерскую организацию и многие (но далеко не все) вступали в Комсомол. Вот комсомол это уже было вполне осознанное деяние. Там всё уже было по взрослому и индивидуально: заявление, рекомендации 2 членов ВЛКСМ или одного от КПСС, членский билет и членские взносы (для школьников = 2 коп/мес. Для сравнения = 2 коробка спичек или два стакана газировки без сиропа в уличном автомате, или один разговор по телефону в уличном автомате). Процедура вступления в комсомол была довольно длительной, комсомольские билеты вручали в райкоме.
Ходовое мнение было, что членство в ВЛКСМ упрощает поступление в ВУЗ и вообще карьерный рост. На деле многие мои одноклассники поступили в ВУЗ и без этого. С другой стороны, для некоторых ВУЗов членство в Комсомоле было обязательным (Высшая школа КГБ, например).
8 класс был очень важным рубежом: по его окончании проходили экзамены и ученики получали аттестат. А по результатам аттестата происходило разделение: кто-то продолжал учиться в школе с прицелом на ВУЗ, а кто-то отправлялся осваивать рабочие специальности в ПТУ.
9 и 10 классы
Продолжалась история, подробно изучали историю СССР.
В 10 классе проходили астрономию, но большей частью уже проходили мимо.
Ну а завершалось всё Последним звонком (25 мая), выпускные экзамены (очень серьёзно! С плохим аттестатом про ВУЗ можно было сразу забыть!) и 25 июня проходили выпускные балы.
Выпускной бал проходил обычно в школе (что, IMHO, эссенциально правильно, ибо это не просто молодёжная пьянка, а прощание со школой). Начиналось всё с торжественного вручения аттестатов, потом пир. Пир этот предполагался безалкогольным и учителя с родителями следили, чтобы так и было. Но, естественно, уследить за всем не получалось, потому некоторые, особо выдающиеся личности надирались. Но это не было массовым явлением. Классы, кстати, оставались открытыми (кроме особо ценных и опасных помещений, типа библиотеки и каптёрки с реактивами в кабинете химии), так что бывшие уже школьники могли лишний раз поностальгировать в любимых классах.
Начинался бал вечером и завершался с рассветом. И мы, в последний раз, выходили из столь родных школьных дверей. В совершенно новую, уже взрослую, жизнь.
Рубрики: | Прекрасная Эпоха 2.0 или Неповторимые 70-е |
Метки: школа ссср история
Процитировано 9 раз
Понравилось: 28 пользователям
В школу молодой советский человек шёл, когда ему исполнялось 7 лет. Некоторые родители старались запихнуть своё чадо в учение в 6 лет, но педагоги относились к этому с прохладцей, потому как в 6 ребёнок ещё не готов к систематической учёбе не только морально-психологически, но и чисто биологически.
Весь школьный курс был разделён на три этапа:
— старшие классы, с 8 по 10.
Классы 1 по 3 относились к начальной школе. В этот период детей (НАС!) учили элементарной грамотности и давали первичные представления об окружающем мире.
Состав уроков начальной школы не менялся все три года, разве что только во 2 классе добавляли иностранный язык. Самым массовым был английский, однако в школах изучали и другие языки, включая самую разную экзотику. Полный комплект европейских я не говорю, а за суахили не ручаюсь, но мне известны люди, изучавшие в школьные годы (не факультативно, а в рамках общей программы) китайский, турецкий и фарси.
В первом классе нас принимали в октябрята. В чём был глубокий эссенциальный смысл этой «организации» по прошествии стольких лет я уже сказать не могу, но мы носили октябрятский значок и считалось что весь класс составляет один октябрятский отряд. Ну а в третьем классе, по достижении 9 лет, нас принимали в пионеры. Это уже был гораздо более осмысленный шаг, там требовалось хотя бы заучить правила пионеров Советского Союза. Формально можно было и не вступать и, по рассказам учителей и знакомых, такие случаи бывали. Как правило по причине тяжёлой формы христоза головного мозга у родителей.
С 4 класса жизнь школьника резко менялась. Прежде всего, менялся классный руководитель. Во вторых, теперь уроки шли в предметных классах и школьники переходили из класса в класс. Ну и естественно, каждому предмету полагался свой учитель.
Менялся и состав предметов, прежде всего, добавлялись новые, а кое-что пропадало.
Что там было в нормальных условиях в 4 классе сказать точно не могу, потому как школа в которой я учился была экспериментальной и по причине экпериментальности, многое там делалось через зад. И вот пик этого «через зад» пришёлся именно на мой 4-й класс. Дальше, то-ли нужные люди получили свои диссертации, то-ли самым рьяным вставили через тот же зад по самые гланды, но с пятого класса у нас всё более-менее пришло в норму.
В некоторых школах с 8 класса происходила специализация: биологический класс, математический класс итп.
Также где-то с 6 или 7 класса, точно уже не помню, летние каникулы урезали на один месяц: на июнь полагалась производственная практика. Конкретная реализация этой практики сильно зависела от конкретной школы, её связей с научными и производственными организациями, ВУЗами и тп. Частенько вся «практика» сводилась к тому, что детей сгоняли в школу, давали задание убираться и оставляли балдеть.
В 8 классе мы переступали 14-летний рубеж, покидали по возрасту пионерскую организацию и многие (но далеко не все) вступали в Комсомол. Вот комсомол это уже было вполне осознанное деяние. Там всё уже было по взрослому и индивидуально: заявление, рекомендации 2 членов ВЛКСМ или одного от КПСС, членский билет и членские взносы (для школьников = 2 коп/мес. Для сравнения = 2 коробка спичек или два стакана газировки без сиропа в уличном автомате, или один разговор по телефону в уличном автомате). Процедура вступления в комсомол была довольно длительной, комсомольские билеты вручали в райкоме.
Ходовое мнение было, что членство в ВЛКСМ упрощает поступление в ВУЗ и вообще карьерный рост. На деле многие мои одноклассники поступили в ВУЗ и без этого. С другой стороны, для некоторых ВУЗов членство в Комсомоле было обязательным (Высшая школа КГБ, например).
8 класс был очень важным рубежом: по его окончании проходили экзамены и ученики получали аттестат. А по результатам аттестата происходило разделение: кто-то продолжал учиться в школе с прицелом на ВУЗ, а кто-то отправлялся осваивать рабочие специальности в ПТУ.
Продолжалась история, подробно изучали историю СССР.
В 10 классе проходили астрономию, но большей частью уже проходили мимо.
Ну а завершалось всё Последним звонком (25 мая), выпускные экзамены (очень серьёзно! С плохим аттестатом про ВУЗ можно было сразу забыть!) и 25 июня проходили выпускные балы.
Выпускной бал проходил обычно в школе (что, IMHO, эссенциально правильно, ибо это не просто молодёжная пьянка, а прощание со школой). Начиналось всё с торжественного вручения аттестатов, потом пир. Пир этот предполагался безалкогольным и учителя с родителями следили, чтобы так и было. Но, естественно, уследить за всем не получалось, потому некоторые, особо выдающиеся личности надирались. Но это не было массовым явлением. Классы, кстати, оставались открытыми (кроме особо ценных и опасных помещений, типа библиотеки и каптёрки с реактивами в кабинете химии), так что бывшие уже школьники могли лишний раз поностальгировать в любимых классах.
Начинался бал вечером и завершался с рассветом. И мы, в последний раз, выходили из столь родных школьных дверей. В совершенно новую, уже взрослую, жизнь.