до какого класса ритмика в школе
До какого класса ритмика в школе
Добрый день, уважаемые коллеги. Хочется попросить совета у тех педагогов, кто работает в общеобразовательной школе, я немного растеряна.
Некоторым мальчишкам, особенно 4 кл. совершенно неинтересно танцевать. Отрабатывать материал, более 10 мин. с ними тоже невозможно, дети утомляются и начинают галдеть. да и не требуется это особо, выступать мы с ними точно нигде не будем.
Как Вы строите урок, чтобы он проходил динамично и интересно? Какую выбираете схему урока? Как поддерживаете дисциплину? Для меня 2 часа с моими танцорами пролетают не заметно, а 40 минутный урок ритмики тянется вечно. Пожалуйста, поделитесь своими наработками проведения урока в школе. Будет интересно услышать любое мнение и совет. Спасибо.
Из всего того опыта работы я вынесла несколько моментов:
1. Даже не пытайтесь этих детей научить танцевать как Вы это делаете в своём коллективе (если мы, конечно, говорим о том, что дети не выбирают Ваш предмет).
3. Никаких выворотных позиций и отрабатываний движений до чистоты. Пару раз повеселились и дальше танцуете другую комбинацию под другую музыку.
5. Для разнообразия между танцами можете дать какие-то задания на импровизацию или другие актёрские моменты
6. Танцы не должны быть очень активными. Представьте, что вы готовите танец для вашей мамы, которая никогда не танцевала. Т.е. насыщенность танца движениями и темп должны быть именно такими. Сейчас дети очень хилые!
7. С малышами можно поводить хороводы. Вроде уже танцуют, но не тяжело.
8. Если есть условия, часть урока проводите на полу: танцы сидя или какие-то задания. Так они не так быстро «взвоют», что устали.
В общем, в этом деле на быть шоуменом или шоувумен)). Если у Вас нет задатков аниматора-развлекатора, то Вам будет нелегко. Я не выдержала, поэтому просто уволилась. И мне стало ТАК хорошо на душе! А некоторым такая работа по душе! Я поняла, что мне хочется заниматься именно развитие деток, которые хотят развиваться, а также развитие себя как преподавателя и хореографа, а не массовика-затейника.
Но если есть свободное время и мне за это хорошо заплатят, то можно побыть и массовиком в свободное от моего коллектива время. Правда жизни такова, что лучше платят тем, кто развлекает, чем тем, кто учит. Особенно в начале пути развития.
Ритмика как предмет двигательной активности
Всем учителям и педагогам известно, что важнейшим предметом двигательной активности в начальных классах является урок физической культуры. В нашей школе, в которой я работаю третий год учителем начальных классов, кроме этого урока ведется еще один предмет двигательной активности – ритмика.
Ритмика – это музыкально-педагогическая дисциплина, которая имеет целью активизировать восприятие детей через движение.
Сама я не владею музыкальным инструментом, поэтому в проведении этих уроков мне помогает коллега Иванова О.А.(учитель начальных классов), которая аккомпанирует на фортепиано. Проводить можно ритмику и под запись магнитофона, но это очень не удобно. Живая же музыка на уроке лучше воспринимается на слух, создает бодрое и радостное настроение, повышает жизненный тонус ребенка.
Младший школьный возраст – это возраст, когда ребенку необходимо постоянно двигаться, играть, бегать, танцевать. Поэтому ребятам очень нравится посещать уроки ритмики. А для того чтобы у ребенка не пропал интерес, необходимо планировать каждый урок так, чтобы в нем была какая-нибудь изюминка.
Насколько приятно бывает видеть ребят на уроке активными, жизнерадостными, улыбающимися, вот поэтому хотелось бы больше уделять внимания урокам двигательного цикла. Ведь как и уроки физической культуры, уроки ритмики способствуют физическому развитию детей: совершенствуется координация движений, улучшается осанка, походка, помогает организму легче справляться с большими нагрузками, стрессами, характерными для нормальной здоровой жизни. Музыкально–ритмическая деятельность направлена также на воспитание у каждого ребенка эстетических, физических, нравственных и умственных качеств, развивается познавательный интерес, память, вырабатывается устойчивость произвольного внимания, совершенствуется творческая активность.
1. Организационный момент.
Дети, здравствуйте, звонок,
Начинается урок.
Мы на ритмику пришли,
Вместе дружно, раз, два, три.
Ноги выше поднимайте
И под музыку шагайте.
Будем всё мы выполнять
Гармоничными чтоб стать.
Учитель сообщает тему и цели урока.
Чтобы сильным стать и ловким
Приступаем к тренировке.
Для начала мы с вами
Повращаем головой.
Оборот и оборот,
А потом наоборот.
«Круговые вращения головой».
Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим,
Раз, два, три, четыре, пять.
«Круговые вращения плечами».
Руки ставим перед грудью,
Рывки руками делать будем.
Руку правую я подниму,
А другую я вниз опущу.
«Рывки руками»
В руки взяли обруч. Улыбнись.
Вправо – влево наклонись.
«Наклоны»
На пол обруч положи
И на ноги посмотри.
Все ли правильно стоят
В центре обруча ребят.
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте.
Прыжки через обруч.
Дышим носом глубоко
Поднимаемся легко.
Упражнение на восстановление дыхания.
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать.
Но не все пока умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень лёгкая, простая.
Все ребята очень бойкие
Будем играть в игру «Быстрые и ловкие».
У: (дети стоят в 3 колоннах)
Каждая колонна – отдельная команда. С началом музыки играющие берут обручи и двигаются по всей площадке, выполняя различные прыжки, бег, крутка обруча. С окончанием музыки – останавливаются. По команде учителя: «Быстрые и ловкие!», бегут и становятся в колонны в том же порядке, в котором стояли до начала игры, обруч на полу. Победительницей считается команда, которая построится быстрее и организованнее других.
Мы немножко поиграли,
А теперь в кружок все дружно встали.
(звучит мелодия, дети образуют круг)
Повторение ранее изученных танцевальных упражнений.
Раз, два, три, четыре, пять
Встанем, дети, в круг опять.
Изучение нового материала. «Веселые ладошки».
Ровным кругом друг за другом,
Мы идём за шагом шаг.
Стой на месте, дружно, вместе сделаем вот так.
На уроке ритмики поутру
Мы затеяли игру,
Ты – ромашка, я – вьюнок,
Становитесь вы в кружок.
Раз, два, три, четыре
Раздвигайте круг пошире.
Игра «Музыкальное объятие».
Дети двигаются под весёлую музыку. Когда музыка замолкает, каждый ребёнок должен крепко обнять кого-либо. Затем музыка продолжается, дети прыгают по залу парами. В следующий раз, когда музыка прекращается, дети обнимаются парами. По мере продолжения игры создаются все большие и большие круги, пока все дети не объединятся в одном музыкальном объятии.
3. Заключительная часть.
Выше голову держи,
Шире плечи разверни,
Рассчитаемся на первый и второй
Поклон мы выполним любой.
Встанем мы в шеренгу дружно
Марш по кругу выполнить нам нужно.
Всем знакома эта сцена?
В нашей школе …
Что такое ритмика и в чем её польза для развития дошкольников?
Что такое ритмика?
Ритмика (от греч. rhythmos — порядок движения) – это практические занятия, в ходе которых музыкальные образы передаются при помощи движений. В процессе выполнения специальных упражнений дети учатся воспринимать музыку и выражать полученные эмоции телом. Музыкальное сопровождение (аккомпанемент и фонограмма) – это важнейший компонент занятий ритмикой. Педагог специально подбирает различные по жанру, темпу, ритму и характеру мелодии, чтобы малыши могли познакомиться с музыкой во всем ее многообразии. Танцевальные движения помогают более глубоко прочувствовать музыкальный материал и являются вспомогательными средствами выразительности. На занятиях ритмикой используются, в основном, простые музыкально-ритмические движения следующих видов:
Занятия для детей дошкольного возраста проходят в игровой форме под музыку или пение. В сюжетных играх малыши вживаются в образы различных персонажей, имитируют повадки животных и птиц, разыгрывают мини представления. В несюжетных играх дети выполняют танцевальные движения и групповые перестроения. Занятия построены таким образом, что энергичные физические действия чередуются с успокаивающими упражнениями. Это позволяет избегать переутомления и поддерживать активность детей на оптимальном уровне.
Танцы в ритмике всегда несут в себе какую-либо идею. На занятиях дети не просто двигаются под музыку, а учатся передавать свои эмоции через движения.
О пользе ритмики для детей
Занятия ритмикой не только приносят детям массу положительных эмоций, но и способствуют разностороннему развитию дошкольников. Чем же полезна ритмика?
В каком возрасте можно начинать заниматься ритмикой?
По мнению основателя данного направления Э. Жак-Далькроза, формировать своеобразное «мышечное чувство» имеет смысл с первых лет жизни ребёнка. На занятиях для малышей 2-3 лет происходит знакомство с такими характеристиками музыки, как громко/тихо, быстро/медленно, весело/грустно. Крохи с большим удовольствием выполняют ритмические движения, тем самым развивая свою координацию и ловкость. Дети 3-4 лет уже могут научиться двигаться в такт музыке, ходить паровозиком, выстраиваться в хоровод, выполнять несложные танцевальные движения в парах и даже импровизировать. Чем старше дети становятся, тем более сложный музыкальный и танцевальный материал используется в занятиях. Дошкольники 4-6 лет обладают довольно развитыми воображением, наглядно-образным мышлением, памятью, а значит, им легче эмоционально выражать суть танца. Детям старшего дошкольного возраста подходят сложные по пластике и композиции произведения, требующие быстрой смены движений различной амплитуды. Таким образом, программы занятий ритмикой для дошкольников строятся с учетом возрастных психофизических особенностей детей. Также педагог всегда обращает внимание на индивидуальные возможности каждого ребенка.
Самое главное на занятиях ритмикой – это удовольствие, которое малыш получает от процесса движения.
Ритмические упражнения, которые можно выполнять дома
Занятия ритмикой проводятся в групповой форме и под руководством профессиональных педагогов, поэтому их полноценная реализация в домашних условиях труднодостижима. Если Ваш кроха по каким-либо причинам не может посещать занятия, то наиболее доступным и эффективным способом познакомить ребенка с миром ритмики является игровая гимнастика. Мини занятия желательно проводить несколько раз в неделю по 15-30 минут в хорошо проветриваемом помещении. Хвалите кроху за проявление внимательности и творческих способностей, позвольте ему дать волю своим чувствам. Важно, чтобы малыш получал удовольствие от процесса, поэтому заставлять ребенка повторять движения, если он этого не хочет, совершенно бессмысленно. Вот несколько несложных ритмических упражнений, которые можно выполнять с ребенком дома:
В ритмических упражнениях слуховые и зрительные впечатления соединяются друг с другом, а полученные от них эмоции естественным образом выражаются в движении.
Также в интернете Вы можете найти множество примеров логоритмических упражнений, одна из основных задач которых – развитие речи малышей.
Выводы
Ритмика для детей сегодня стала важным компонентом системы воспитания дошкольников. Занятия вводят малышей в мир музыки и движений, развивают пластику, координацию движений, грациозную походку. При помощи пластических средств выразительности ребенок начинает проявлять свои эмоции, что благоприятно сказывается на его общем эмоциональном фоне и способствует гармоничному формированию характера.
Заключение
Занятия ритмикой в Монтессори-центре «Созвездие» для детей от 2 до 6 лет построены в форме игры. Это наиболее знакомая и приятная для дошкольников форма активности. Малыши с удовольствием прислушиваются к ритму музыки и воспринимают ритмические движения. Наши опытные педагоги учитывают индивидуальные особенности детей (возраст, способность концентрировать внимание, возможность реализовать тот или иной комплекс упражнений, эмоциональный ресурс для восприятия музыкальной композиции), чтобы каждый малыш мог получить максимальную пользу от занятий. Ждем Вас в нашем центре!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана
Хип-хоп вместо стометровки: зачем российским школьникам уроки ритмики
Хореограф и учитель физкультуры в эфире Лайфа поспорили, нужно ли заменить в школах третий урок физкультуры в неделю на занятия, где детей научат танцевать.
Фото: © РИА Новости/Александр Уткин
И. ИЗМАЙЛОВ: Новый министр образования и науки сделала ряд заявлений, в частности, предложила заменить третий урок физкультуры на ритмику. Говорит, сейчас третий час физкультуры в школе нелишний, но урок можно сделать в виде ритмики или заменить, что лучше или, может быть, хуже, спортивными танцами. Об этом и было заявлено на общероссийском родительском собрании. Хорошая идея, поможет развить способности идей, или странная, что за ритмика, зачем? С нами на связи танцор, хореограф, режиссёр-постановщик Игорь Рудник и учитель физкультуры школы № 1191 Москвы Юрий Шендановин. Игорь, давайте с вас начнём, как вам идея?
И. РУДНИК: Мне идея близка, она замечательная.
На самом деле, у нас много хороших танцевальных училищ, люди приходят туда после школы неподготовленными, это составляет трудности, можно вырастить хорошее танцевальное поколение, если вспомнить историю, у нас был лучший балет, так и остаётся, есть и другие направления сейчас в которых мы немного по миру отстаём, и модерн, и даже уличные направления, хип-хоп, который сейчас набирает обороты, всё больше мировых фестивалей проводится, в этом направлении нам приходится заимствовать, приглашать западных преподавателей.
И. И.: Надо разделить, наверное, одно балет, другое — то, о чём вы говорите. Вы уверены, что это негативный симптом, что мы отстаём?
И. Р.: Уверен. У нас всегда танцы были на высоте.
И. И.: Какие танцы?
И. Р.: Балет. А в остальных мы отстаём от мировых тенденций, а ритмика поможет, люди, будучи молодыми, начнут чувствовать это.
Ю. Ш.: Я слушаю собеседника, повестку дня. Я как учитель-практик, который работает не первый год в школе, могу сказать, что можно ввести час урока физкультуры.
Конечно, учителю третий урок физкультуры нужен, но всё зависит от учителя, что он может ребёнку предложить, можно уроки проводить под музыку, даже гимнастику. Для меня это не однозначно, что нужно весь год третий час урока физкультуры отдавать на ритмику, есть уроки музыки, где дети поют, естественно, это хорошо, они танцуют после уроков, приходят в балет, другое направление… Но урок как урок физкультуры можно, по-моему, и в других направлениях вести. Должны помнить, что дети в том числе в игре растут.
И. И.: Коллективные игры имеете в виду?
Ю. Ш.: Конечно! У нас не только балет в стране, другие есть направления, которые нужно развивать, поддерживать со школьного уровня.
И. И.: В общем, уроков физкультуры не хватает самим, есть отдельные уроки музыки…
И. Р.: Есть и уроки музыки, есть и гигантское за последние годы количество танцевальных студий, куда дети ходят сверхурочно, это показывает, что молодёжи это интересно, я за, конечно, чтобы у нас молодёжь развивалась в этом направлении. Это право выбора: пойдёт человек дальше по физкультурным стопам или танцевальным. Это не только балет.
И. И.: Не всем может понравится, говорит Юрий.
И. Р.: Танцевальная сфера развивается, это же здоровый образ жизни, люди не ходят по подвалам, хотят хорошо двигаться, красиво выглядеть, это отсюда идёт, спорт — естественно, но почему нет танцевальной культуры.
И. И.: Ещё вопрос, а где будут учить балету, о котором вы говорили?
И. Р.: Балет — это уже такая история, куда родители детей отдают ещё маленькими. Это такая штука, чем с самого детства изучают.
И. И.: Бескультурное дрыганье предлагается навязывать всем, а говорить о культуре — единицам, у которых родители захотят отдать? А всем остальным предлагаются малокультурные навязывания со школы?
И. Р.: Не называл бы это дрыганьем.
И. И.: А хип-хоп?
И. Р.: Назвал бы некоторые произведения высококультурными. Это всё вырастает с улиц, сейчас скоро 2017 год, уже всё вышло за рамки, выходит гигантскими шагами, этого исключать нельзя.
И. И.: Дрыганья вокруг костра были тысячелетия назад. Юрий, что скажете по этому аспекту?
Ю. Ш.: У нас программа определённая, у нас определённое количество часов в году, если брать три часа в неделю — это 102 часа в год всего, мы говорим о физическом воспитании, развитии, о патриотизме, нравственности — это всё присутствует на уроке физкультуры, мы говорим, что такое команда…
И. И.: Конкретный вопрос: если это будет введено, сможете преподавать эту дисциплину? У вас меньше часов и денег станет?
Ю. Ш.: Однозначно, по этому направлению в вузах раньше не готовили, есть определённая программа, программа разнообразна и сейчас, есть направления, которые зависят от учителя, Каждый что-то привносит, дети, которые ходят на разные секции по танцам, тоже показывают ребятам, они повторяют за ними на уроках. Ритмика присутствует в школе как секция допобразования.
Это же культура с детства идёт! Готовы ли к этому сейчас наши школьники, которых мы пытается поднять, чтоб это было интересно, познавательно, увлекательно для них самих?
Зачем в школьном расписании обязательный урок хореографии
Нужна ли хореографии в современной школе? Многие родители считают, что стандартного набора общеобразовательных предметов достаточно, чтобы из ребёнка вырос успешный член общества. Но по-настоящему гармоничной личностью может стать только тот, кто не забывает развиваться не только интеллектуально, но также физически и духовно. Танец решает все эти задачи.
Начиная с Петровской эпохи во всех государственных высших и средних учебных заведениях танец был обязательным предметом. Его изучали не только в царском лицее, но и в скромных ремесленных училищах. Каждый человек, считающий себя образованным, знал новейшие и старинные бальные танцы и умел исполнять их в благородной манере.
Наше время диктует новые подходы и мерки, но нередко хочется, чтобы «честь» и «достоинство» были определены по старинке, как во времена прадедов. На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство, в том числе хореография.
Урок танца — это отдых
Без целостного подхода к воспитанию мы скатимся до понятий «это важно, а это не пригодится». Хореография не только решает задачи духовного и эстетического воспитания, но и даёт физическую нагрузку. Сейчас, к сожалению, очень распространены ожирение, искривление позвоночника, остеохондроз, а ещё замкнутость, неумение общаться и зависимость от интернета.
Доктора поддержат, что танец для ребёнка — одна из лучших физических практик. Дети, занимающиеся танцами, реже болеют и развиваются быстрее, чем их ровесники, которые не танцуют. Тысячи научных исследований и статей посвящены этому вопросу. В книге «Интегративная танцевально-двигательная терапия» также исследуется танец как направление психотерапии.
В последнее время на первый план выходит проблема перегруженности детей и подростков уроками и домашними заданиями. Родители с детского сада настраиваются на ранний старт в образовании, стараясь ничего не упустить.
В школе начинается непрерывная гонка: бесконечные домашние задания, проекты, олимпиады, конкурсы, тематические мероприятия
Жизнь ребёнка превращается в круговорот ежедневных обязанностей, которые не приносят радости, а, наоборот, негативно влияют и на ребёнка, и на психологический климат в семье.
В эти моменты предлагаю родителям остановиться и задуматься, как вырваться за жёсткие рамки «фабрики по переработке сознания», желания любой ценой впихнуть в ребёнка как можно больше знаний. Палочкой-выручалочкой становится дополнительное образование, которое развивает таланты и наклонности ребёнка и помогает выразить индивидуальность. Уроки хореографии дают ребёнку глоток свободы и развивают творческие способности.
Как устроены уроки хореографии у нас в школе
В школе «Интеграция XXI век» я преподаю уже 13 лет. Уроки хореографии здесь обязательны, наравне с другими предметами общеобразовательного цикла. Урок рассчитан на детей разного уровня подготовки, нет специального отбора по профессиональным данным.
В младших классах — танцевально-ритмическая гимнастика. Эффективность таких занятий — в их разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы ребёнка. Упражнения на образность, импровизацию и сюжетные композиции помогают развивать эмоции.
Дети постарше начинают изучать классический танец у станка, позиции ног и рук, постановку корпуса. Большое внимание уделяем развитию координации, навыкам музыкального исполнения движений, точности и чёткости. Для развития артистизма я разучиваю танцевальные этюды народного характера, применяю современную хореографию.
В нашей школе две формы обучения хореографии: урочная и внеурочная деятельность. Вторая форма уже направлена на сценический результат: дети готовятся к выступлениям — от внутришкольных мероприятий до всероссийских и международных конкурсов.
Уважаемые родители, давайте отнесёмся серьёзно к воспитанию и обучению наших детей. Школа не в силах самостоятельно справиться с такой сложной задачей — формированием гармонично развитой личности. Давайте вместе ответим на вопрос «Нужен ли урок хореографии в школе?».
Иллюстрации: Shutterstock (Alenka Karabanova)