до какого момента действуют дорожные знаки
Зона действия запрещающих знаков
Добрый день, уважаемые автолюбители!
В этом материале мы подробно рассмотрим, как определить зону действия запрещающих дорожных знаков 3.16, 3.20, 3.22, 3.24, 3.26-3.30.
Почему именно эти знаки? Зона действия запрещающих знаков определяется Правилами дорожного движения и с ее определением для этих знаков остаются некоторые вопросы, которые на первый взгляд могут быть и не заметны.
Итак, Правила дорожного движения зону действия данных знаков определяют следующим текстом:
Зона действия знаков 3.16, 3.20, 3.22, 3.24, 3.26-3.30 распространяется от места установки знака до ближайшего перекрестка за ним, а в населенных пунктах при отсутствии перекрестка — до конца населенного пункта. Действие знаков не прерывается в местах выезда с прилегающих к дороге территорий и в местах пересечения (примыкания) с полевыми, лесными и другими второстепенными дорогами, перед которыми не установлены соответствующие знаки.
Вроде все просто, давайте возьмем ситуацию не редко встречающуюся на трассах. К трассе примыкает более узкая обычная дорога.
Согласно определению перекрестка примыкание дороги тоже считается перекрестком, и подобное пересечение полностью подходит под это определение. Оснований полагать, что широкая трасса является главной дорогой нет. Соответственно данный перекресток является равнозначным и следовательно перед таким перекрестком завершается зона действия запрещающего знака, не смотря на то, что этот перекресток водитель может просто физически не увидеть за разделительной полосой, однако этот перекресток есть.
Далее попробуем определить прерывается или нет зона на перекрестке исходя из следующего абзаца
Действие знаков не прерывается в местах выезда с прилегающих к дороге территорий и в местах пересечения (примыкания) с полевыми, лесными и другими второстепенными дорогами, перед которыми не установлены соответствующие знаки.
Тут возникает два вопроса:
Ответы на эти вопросы заложены в определении «Главная дорога»:
Таким образом, зона действия знаков не прерывается в случаях если:
Возьмем еще один пример, при котором могут возникнуть вопросы о зоне действия обсуждаемых знаков.
Ситуация всем знакомая, не смотря на то, что такая организация дорожного движения не соответствует требованиям закона о безопасности дорожного движения, на практике применяется очень часто, и уже с автошкол приучают — если перед перекрестком не установлены знаки приоритета и какой бы главной дорога вам не казалась необходимо убедиться, что на пересекаемой дороге есть «перевернутый» треугольник или шестиугольник и только после этого продолжать движение будучи уверенным в своем преимуществе.
Но что мы имеем в рамках нашего обсуждения?
С одной стороны по направлению движения знаков, указывающих на то, что пересекаемая дорога является второстепенной нет и формально для водителя такой перекресток является равнозначным. Знак повернутый тыльной стороной к водителю, понятно, никаких требований к предъявлять не может. И так как для водителя такой перекресток является равнозначным — зона действия обсуждаемых запрещающих знаков на таком перекрестке заканчивается.
С другой стороны фактически пересекаемая дорога является второстепенной и мы это знаем, также соответствующих знаков перед пересечением не установлено и зона действия обсуждаемых запрещающих знаков на таком перекрестке не заканчивается.
Конечно же верно будет ориентироваться на первый вариант, однако если взять пример, как на первом рисунке, то убедить инспектора ДПС, что действие знака закончилось на таком перекрестке будет крайне проблематично.
Еще зона действия знаков может уменьшена
Зона действия знаков может быть уменьшена:
Обратите внимание, увеличить зону действия знаков табличками нельзя, только в сторону уменьшения.
Какова зона действия знака «Ограничение скорости»?
Действие ограничения максимальной скорости
Зоны действия знаков в ПДД на 2021 год регламентируются либо одноимённым Приложением к ПДД — дорожные знаки и разметка, либо ГОСТом Р 52289-2004. В нашем случае действие знака ограничения скорости может быть определено наличием перекрёстка, таблички протяжённости ограничения, а также знаков, снимающих такое ограничение или началом или окончанием населённого пункта. Но давайте обо всём по порядку!
Какова зона действия знака ограничения скорости?
Знак 3.24 «Ограничение скорости»
Знак «Ограничение скорости» устанавливают на опасных участках дорог вблизи резких поворотов или концентрации ДТП, где опасно двигаться с разрешённой изначально скоростью. Кроме того, иногда знак устанавливается там, где разрешено двигаться с большей скоростью, чем того требуют условия города, трассы или автомагистрали. Например, если в городе стоит знак ограничения скорости 80 км/ч, то ехать можно именно до 80 километров в час, а не до 60, как того требуют ПДД в условиях города.
Также, согласно ГОСТу на 2021 год? нельзя ограничивать скорость такими знаками более чем на 20 км/ч. То есть, если Вы едете по трассе, где разрешено ехать 90 км/ч, и по пути встречаете знак «Ограничение скорости» с числом 60, то такой знак установлен незаконно — если требуется ограничить скорость до 60 километров в час, то сначала должен стоять знак ограничения скорости до 70 или 80, а уже затем, через 100-150 метров знак 60 (пункт 5.4.22 ГОСТа).
Также, как и любые другие запрещающие знаки, знак ограничения скорости не бывает бесконечным, даже если отсутствует соответствующий знак конца ограничения. Приоритетность условий действия знака здесь аналогична знаку «Остановка запрещена», и давайте рассмотрим все условия ограничений зон действия.
Действие знака «Ограничение максимальной скорости» с табличкой зоны действия
Здесь всё просто: сразу под знаком 3.24 на том же столбике вешается табличка 8.2.1 (см. рисунок ниже), число на которой указывает зону действия от знака до снятия ограничения. Если, к примеру, на знаке указано 40, а на табличке указано 150 м, то это значит, что следующие 150 метров мы обязаны ехать со скоростью не более 40 километров в час.
Кстати, именно 40, а не 60 и не 59 км/ч — есть нарушение, а есть наказание за это нарушение. Со скоростью выше 40 ехать запрещено — это нарушение, просто наказания не предусмотрено, если величина превышения менее 20 км/ч. А вот при ДТП, к примеру, такое превышение может быть учтено не в Вашу пользу.
Действие ограничения скорости до знаков конца зоны ограничения
Если знак применён без таблички с зоной действия ограничения скорости, то после такого знака может стоять знак «Конец зоны ограничения скорости» с перечёркнутым значением скорости уже на белом фоне (а не на белом с красной рамкой, как запрещающий знак). Тогда запрет знака ограничения скорости после конца ограничения уже не распространяется, и мы можем ехать с максимально разрешённой для данного участка дороги скоростью (город или другой населённый пункт — 60 км/ч, трасса — 90 км/ч, автомагистраль — 110 км/ч). Такой же запрет максимальной скорости снимается знаком «Конец всех ограничений» — пустой знак с перечёркиваниями по-диагонали на белом фоне.
Кроме того, знаки окончания зоны действия запрещающих знаков ПДД могут стоять, в том числе если сам запрещающий знак стоял с табличкой зоны действия. И это логично, не правда ли, ведь мы же не с рулеткой должны отмерять указанное на табличке расстояние?!
Действие знака «Ограничение скорости» до нового такого же знака
Если после знака 3.24 установлен новый знак с другим значением ограничения, то предыдущее ограничение не распространяется, что вполне логично. Менее логично выглядит ситуация, когда новый знак ограничения устанавливает большее значение такого ограничения. Например, был знак «60» и после него встретился знак «80». Тогда также действует новое ограничение, а предыдущее снимается.
Действие знака «Ограничение скорости» до перекрёстка или населённого пункта
Если никаких табличек под знаком ограничения скорости нет и если нет знаков конца запрета скорости или снятия всех ограничений запрещающих знаков, то ограничение скорости, предписанное знаком 3.24, действует либо до ближайшего перекрёстка, либо до знака «Населённый пункт» или «Конец населённого пункта». Что раньше Вы увидите по пути, то и отменит действие этого запрещающего знака. Причём, перекрёсток с круговым движением — это тоже полноценный перекрёсток.
При этом, помните, что не все перекрёстки означают конец зоны действия знака «Ограничение скорости». Разного рода второстепенные съезды или примыкания грунтовых дорог к лесным массивам, съезды в поля и другие второстепенные дороги, не обозначенные предупреждающим знаком примыкания дороги (предупреждающие знаки устанавливаются за 50-100 метров в населённых пунктах и за 150-300 метров — на трассах), то есть одним из таких знаков:
Помните также, что выезды с прилегающих территорий перекрёстками по трактовке ПДД не являются и потому не отменяют действия знака «Ограничение скорости».
Что касается конца или, соответственно, начала населённого пункта, то это не просто видимое начало или конец, соответственно, а их обозначение одним из нижеприведённых знаков информации:
Конец населённого пункта |
Также имейте в виду, что знак «Жилая зона» отменяет действие ограничения. Вообще, жилая зона редко просто начинается с дороги, а, скорее всего, Вы съезжаете с дороги на другую, и на новой действуют свои правила. Но даже если Вы попали в редкое исключение, когда дорога с ограничением перешла в жилую зону, то помните, что ПДД 2021 года предписывают максимальную скорость движения по жилой зоне 20 километров в час.
Какая зона действия временного знака «Ограничение скорости»?
Временные знаки ограничения скорости ставят обычно при ремонтах дорог или строительстве сооружений вблизи этой дороге и в других случаях временной концентрации плотного потока автомобилей на участке дороги. Временный запрещающий знак, в отличие от постоянного, выполнен на жёлтом фоне вместо белого.
Временный знак 3.24 «Ограничение скорости»
Конец зоны действия временного знака «Ограничение скорости» по Правилам дорожного движения ничем не отличается от аналогичных зон действия постоянного ограничения — он может отменяться ближайшим перекрёстком, концом/началом населённого пункта, знаком конца ограничения скорости или всех ограничений или же расстоянием распространения, если установлен с соответствующей табличкой.
На практике на 2021 год же чаще всего временные знаки отменяются знаком «Конец всех ограничений», потому как и снижение скорости при временных знаках требуется значительное, а, значит, установлено несколько таких знаков, постепенно ограничивающих скорость всё ниже и ниже.
Также имейте в виду, что не допускается автоматическая фото- и видеофиксация превышения скорости на участках, где установлены временные знаки. Проще говоря, нарушителей на скорость нельзя ловить на камеры автофиксации, если такая скорость ограничена временным знаком. А вот инспектор с камерой в руке, которая просто фиксирует скорость автомобиля для последующего доказательства превышения, может выписать штраф, если такое наказуемое превышение было.
Что не отменяет зону действия знака «Ограничение скорости»?
Итак, выше мы рассмотрели, какие дорожные знаки и перекрёстки отменяют распространение знака 3.24. Теперь, дабы Вы точно не ошиблись, приведём, что не отменяет действие ограничения скорости:
Если зона действия знака ограничения скорости на табличке больше, чем расстояние до перекрёстка
Если вдруг так оказалось, что на табличке под знаком «Ограничение скорости» красуется «2 км», но уже через один километр Вы обнаруживаете перекрёсток либо конец/начало населённого пункта, то знайте, что последние отменяют действие знака запрета двигаться со скоростью, выше указанной на знаке. То есть, перекрёсток или начало/конец населённого пункта в данном случае имеют приоритет над знаком. Это всё потому что в этом случае такая организация действия знаков противоречит ГОСТу и означает, что дорожники неправильно разместили табличку. А в ГОСТе чётко говорится о том, что расстояние действия на табличке не может быть больше расстояния до перекрёстка или ближайшего населённого пункта или его окончания.
Какие штрафы за нарушения знака «Ограничение максимальной скорости»?
Штрафы за превышение скорости довольно сильно (от 500 рублей до лишения прав) разнятся от величины превышения, а также повторности превышения (повторностью считается, если Вы превысили на ту же величину в течение года после уплаты первого штрафа за аналогичное превышение).
Самой разницы от того, превысили ли Вы скорость, указанную на знаке или же просто установленную на данном участке дороги (например, в городе 60 км/ч), нет. Штрафы за превышение полагаются за сам факт превышения. В таблице ниже Вы можете увидеть все возможные наказания за нарушения запрета ограничения скорости на 2021 год.
Различные наказания в зависимости от величины превышения и повторности нарушения.
ШТРАФ | КАКОЕ ПРЕВЫШЕНИЕ СКОРОСТИ? |
---|---|
500 рублей | От 20 до 40 км/ч |
1000-1500 рублей | От 40 до 60 км/ч |
2000-2500 рублей | От 60 до 80 км/ч Или повторное превышение на величину от 40 до 60 км/ч |
5000 рублей или лишение прав на полгода 1 | Более 80 км/ч |
5000 рублей или лишение прав на год 2 | Повторное превышение на величину более 60 км/ч |
1 — За превышение скорости более 80 км/ч можно как лишиться прав, так и получить штраф.
2 — За повторное превышение более чем на 60 км/ч можно только лишиться прав, если был пойман инспектором ДПС, либо только получить штраф 5000 рублей, если превышение зафиксировала камера автофиксации.
Действует ли скидка на штраф за превышение скорости?
Скидка 50% действует на штрафы при незначительном превышении скорости. И не действует, если Вы превысили повторно или на величину более 60 км/ч (если в постановлении о назначении штрафа у Вас указана часть 6 или 7 статьи 12.9 в качестве вменённой Вам). Посмотрите внимательнее, в постановлении всегда указывается вменяемая статья и её часть.
Если скидка действует, то штраф в половину стоимости можно оплатить в течение 20 дней после даты вынесения постановления (не путать с датой вручения или получения Вам постановления по почте).
Новый ГОСТ и изменения в Правила дорожного движения
В России с 01 апреля 2020 года вступил в силу Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 декабря 2019 г. N 1425-ст).
Указанный ГОСТ устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также боковых дорожных ограждений и направляющих устройств на автомобильных дорогах общего пользования, улицах и дорогах городов и сельских поселений.
В Правила дорожного движения изменения пока не внесены, но проект изменений находится в стадии общественного обсуждения.
Итак, кратко об основных изменениях.
Новый ГОСТ определяет временные технические средства организации дорожного движения как комплекс устройств, применяемых на дорогах для обеспечения безопасности дорожного движения и повышения пропускной способности дороги в течение периода, вызвавшего необходимость временного изменения организации дорожного движения.
Временные дорожные знаки 1.8, 1.15, 1.16, 1.18-1.21, 1.33, 2.6, 3.11-3.16, 3.18.1-3.25, 8.23 с желтым фоном, применяют в течение периода, вызвавшего необходимость временного изменения организации дорожного движения. При этом знаки 1.8, 1.15, 1.16, 1.18-1.21, 1.33, 2.6, 3.11-3.16, 3.18.1-3.25, выполненные на белом фоне, закрывают чехлами, исключающими возможность прочтения изображения знаков, или демонтируют.
Вводятся новые дорожные знаки.
Изменена версия дорожного знака 1.35.
Знак 1.35 «Участок перекрестка» устанавливают перед перекрестком, на котором нанесена разметка 1.26.
В проекте Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в приложение 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации» предусматривается введение нового знака – 3.34. Движение автобусов запрещено (ранее применялся во время проведения ЧМ по футболу). Введён и в ГОСТ Р 52290-2004.
Введены в ГОСТ дорожные знаки 5.14.2 «Полоса для велосипедистов» и 5.14.4 «Конец полосы для велосипедистов» (ранее в ПДД введены Постановлением Правительства РФ от 22.03.2014 № 221).
Знак 5.14.2. «Полоса для велосипедистов» применяют для обозначения полосы проезжей части, по которой разрешено движение велосипедистов и мопедов.
Введены «экологические» дорожные знаки:
5.35 «Зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств» и 5.37 «Зона с ограничением экологического класса по видам транспортных средств»
5.36. Конец зоны с ограничением экологического класса механических транспортных средств.
5.38. Конец зоны с ограничением экологического класса по видам транспортных средств.
Изменения коснулись и обозначения дорожными знаками велосипедной зоны: иная нумерация и стилистика.
5.39. «Велосипедная зона«. Место, с которого начинается велосипедная зона.
5.40. «Конец велосипедной зоны«.
В правой нижней части дорожного знака 6.4 допускается указывать платность парковки по аналогии со знаком 8.8 и предназначение парковки (парковочного места/мест) по аналогии со знаком 8.17 «Инвалиды».
6.4 Парковка (парковочное место)
Знак 6.13 «Километровый знак» применяют для указания расстояния от начального пункта дороги (по ее титульному наименованию) до места его установки, а также обозначения каждого километра дороги.
В проекте Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в приложение 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации» предусматривается введение нового знака 6.22. Фотовидеофиксация.
6.22 «Фотовидеофиксация». Обозначает места возможного применения работающих в автоматическом режиме стационарных или передвижных специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъёмки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения».
Знак 6.22 устанавливают заблаговременно до зоны контроля работающих в автоматическом режиме стационарных или передвижных специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъёмки, видеозаписи фиксации нарушений правил дорожного движения: вне населенного пункта на расстоянии 150-300 м; в населенном пункте со знаками 5.23.1, 5.23.2 и 5.25 «Начало населенного пункта».
В случае необходимости знак 6.22 применяют с табличками 8.1.1 и 8.1.3, 8.1.4.
Знак 7.14.1 «Пункт таможенного контроля» применяют для информирования участников дорожного движения о пунктах таможенного контроля, на которых контролируются перевозки товаров грузовым транспортом, если на указанных транспортных средствах перевозят товары, находящиеся под таможенным контролем.
Знак 7.14.2 «Пункт транспортного контроля» применяют для информирования участников движения о пунктах транспортного контроля, на которых контролируют международные автомобильные перевозки, осуществляемые грузовыми автомобилями и автобусами, а также пунктах, на которых осуществляют весовой и габаритный контроль.
7.21. Автозаправочная станция с возможностью зарядки электромобилей.
Ужесточены требования к перечню объектов, указываемых на информационных знаках. Разрешено указывать аэропорты, многофункциональные комплексы сервиса, из перечня объектов исключены «производственные и торговые предприятия». Перечень объектов сервиса ограничен исключением словесного оборота «и т.п.».
Уточнены правила дублирования и повторения дорожных знаков. В частности, в целях обеспечения видимости дорожного знака «Обгон запрещен» введено его обязательное дублирование на всех дорогах.
Изменены правила отмены действия знаков 3.27 – 3.30, запрещающих остановку и стоянку транспортных средств.
Упразднена связь зоны действия знаков 3.27 – 3.28 с соответствующими линиями разметки 1.4 и 1.10.
При одновременном применении знаков 3.29, 3.30 на противоположных сторонах проезжей части с 21 до 24 ч (время перестановки) разрешается стоянка на обеих сторонах проезжей части.
Ранее время перестановки определялось с 19.00 по 21.00 ч.
Если ранее зона действия знака 3.27 «Остановка запрещена» могла быть сокращена путем установки информационного знака 6.4 «Парковка (парковочное место)» и таблички 8.2.1, совместно указывающих на разрешенное место парковки транспортного средства, то с 01.04.2020 – и без таблички 8.2.1.
Установлен запрет на применение знаков приоритета особой формы 2.1, 2.2, 2.4, 2.5 на прямоугольных щитах.
Введены новые и изменены некоторые знаки дополнительной информации.
Изменения коснулись и дорожной разметки. В частности, введена дорожная разметка 1.14.3.
Разметку 1.14.3 применяют для обозначения диагональных пешеходных переходов на регулируемых перекрестках.
Разметку 1.17.1 применяют для обозначения остановок маршрутных транспортных средств и стоянок транспортных средств, используемых в качестве легковых такси.
Протяженность разметки определяют с учетом числа одновременно останавливающихся или стоящих транспортных средств, но не менее длины посадочной площадки.
Разметку 1.17.2 применяют для обозначения остановок трамвая при прохождении путей посередине проезжей части и отсутствии приподнятой площадки у рельсов. Разметку 1.17.2 наносят вначале и в конце остановочного пункта поперек проезжей части от тротуара до ближайшего к нему рельса или от разметки 1.2, обозначающей край проезжей части.
Введены новые правила обозначения границ платных парковок разметкой 1.7 синего цвета.
Введена возможность пересечения в одной фазе светофорного цикла транспортных и пешеходных потоков при низких значениях их интенсивностей, с установкой информационных световых секций под транспортными светофорами для информирования водителей транспортных средств о наличии такого конфликта.
Информационные световые секции (ИС) устанавливают непосредственно под транспортным светофором, по разрешающему сигналу которого возможно пересечение поворачивающих транспортных средств с пешеходами, движущимися по пешеходному переходу на разрешающий сигнал пешеходного светофора.
Разработаны правила применения тросовых ограждений и их аналогов на различных дорогах и в том числе по оси проезжей части четырех-, трех- и двухполосных дорог, на которых до установки таких ограждений разделительной полосы не было.
Регламентирован порядок применения ограничивающих пешеходных ограждений. Введено допущение не продлевать такие ограждения после остановок маршрутных транспортных средств, расположенных возле перекрестков или выездов с прилегающих территорий, а также не устанавливать эти ограждения при наличии газона, отделяющего проезжую часть от тротуара, шириной более 1 м или при наличии сплошной посадки кустарника.
По направляющим устройствам раздел приобрел вид отсылочного раздела на межгосударственные стандарты. Если в межгосударственных стандартах все места установки направляющих устройств (сигнальные столбики, световозвращатели) являются рекомендательными, то ГОСТ Р 52289-2019 требует их обязательной установки в этих местах при соответствующих условиях.
Новшеств, как видим, предостаточно. Ожидается, в ближайшее время соотвествующие изменения будут внесены в Правила дорожного движения.