до какого предка известна родословная пророка мухаммада поименно
Родословная любимого Пророка (мир ему и благословение)
Предками Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) по отцовской линии были: его отец Абдуллах, затем ‘Абдульмутталиб, Хашим, ‘Абдуманаф, Кусайй, Килаб, Муррат, Ка‘аб, Луайй, Галиб, Фихр, Малик, Назар, Кинана, Хузайма, Мудрика, Ильяс, Музар, Низар, Му‘ад, ‘Аднан.
Его мать Амина была дочерью Вахба, сына ‘Абдуманафа, сына Зухрата, сына Килаба. На Килабе сходится родословная Пророка (мир ему и благословение) по матери и отцу.
Это родословная Пророка (мир ему и благословение), с которой согласны и исследователи истории Ислама, и ученые-исследователи генеалогии Пророка (мир ему и благословение). Далее перечисленного среди исследователей имеются разногласия. Но все единодушны в том, что род Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) уходит своими корнями к пророку Исмаилу, сыну пророка Ибрахима (мир ему).
Все его предки были верующими и исповедовали единобожие (см. «Фатх аль-‘аллям», т.1, стр. 152). Его предки как по отцовской, так и по материнской линии были самыми знатными и уважаемыми людьми своего времени, все вступали в брак только в соответствии с шариатским законом того времени и были защищены от внебрачных отношений и распутства.
В хадисе нашего Пророка (мир ему и благословение) говорится: «Я появился на этот свет посредством бракосочетания (никаха), а не через внебрачные отношения. Начиная с пророка Адама до моего рождения от моих родителей, я явился на свет через законный брак» (Ибн ‘Ади, Табарани).
Автор Курамухаммад-хаджи Рамазанов
Родословная Пророка ﷺ
Каждый человек должен знать родословную Пророка Мухаммада ﷺ по отцовской и материнской линии. Перечислим его предков со стороны отца:
Абдуллах, ‘Абдульмутталиб, Хашим, ‘Абдуманаф, Кусайй, Килаб, Муррат, Ка‘абу, Луаййу, Галиб, Фихр, Малик, Назар, Кинанат, Хузаймат, Мудрикат, Ильяс, Музар, Низар, Ма‘адди, ‘Аднан.
Абдуллах, отец Пророка (мир ему и благословение), был самым прекрасным мужчиной среди курайшитов. Это был десятый сын Абдульмутталиба. Абдульмутталиб как-то раз дал обет перед Аллахом, что пожертвует одним сыном, если Он даст ему десять сыновей. Впоследствии он забыл о своем обещании. Однажды, когда он спал у Каабы, ему во сне несколько раз подряд было напоминание о его обете. Вспомнив о данном обещании, он бросил жребий, чтобы выбрать сына для жертвоприношения. Жребий указал на самого любимого сына Абдуллаха. Курайшиты, особенно родственники, стали безуспешно отговаривать его. Они предложили вместо Абдуллаха принести в жертву верблюдов, бросив жребий между сыном и десятью верблюдами, и каждый раз, если жребий укажет на сына, увеличивать количество верблюдов на десять голов. Но каждый раз жребий указывал на Абдуллаха. И, в конце концов, когда количество верблюдов дошло до 100, жребий указал на верблюдов, и Абдульмутталиб принес в жертву 100 верблюдов.
В Абдуллаха были влюблены многие мекканские девушки. Он был высокорослым, крепкого телосложения, с прекрасным характером и слыл одним из уважаемых мужчин в Мекке. Он женился на самой прекрасной девушке в городе – Амине. В ночь их бракосочетания девушки, которые мечтали выйти замуж за ‘Абдуллаха, так переживали, что даже заболели. Когда Амина была на втором месяце беременности, Абдуллах умер в Медине. Ему тогда было 25 лет.
‘Абдульмутталиб, отец Абдуллаха, был смотрителем Каабы и уважаемым человеком среди курайшитов. Он не употреблял опьяняющие напитки. В месяце рамадан ’Абдульмутталиб кормил бедняков. Он велел своим сыновьям, чтобы они не приближались к разврату, и говорил, что притеснитель не покинет этот мир, пока ему не отомстят. Аллах принимал его мольбу, поэтому и погубил войско эфиопского правителя Абрахи, который собирался разрушить Дом Аллаха – Священную Каабу. Как и все другие предки Пророка, он тоже был самым уважаемым человеком среди своих соплеменников. ‘Абдульмутталиб прожил 140 лет и умер в Мекке.
Хашим был обладателем красивой внешности, крепким, способным, благородным и очень щедрым человеком. Его лицо излучало особое сияние (нур). Он умер в возрасте 25 лет.
‘Абдуманаф был очень способным. Курайшиты считали его своим правителем, и все слушались его. За красоту и совершенство его прозвали Бадр — Полная Луна. Он был очень щедр. Из его потомков по другой ветви были праведный халиф Усман и имам аш-Шафи‘и.
Кусаййу — Объединяющий. Он объединил племена курайшитов, когда они были разобщены. Он говорил: «Тот, кто уважает подлого, участвует в его делах, и одобряет плохое, того оно приводит к гибели. Кого не примиряет честь и великодушие, того примиряет позор. Кто ищет высокого положения, достоинств и чести, тот достоин их лишения. Зависть – это тайный враг».
Килаб является отцом Кусаййя, а также Зухрата, деда Амины, матери Пророка (мир ему и благословение). Он был хорошим охотником и храбро воевал с врагами, поэтому его прозвали Килаб. На нем сходится родословная Мухаммада (мир ему и благословение) с отцовской и материнской стороны.
Муррат. Его имя в переводе означает «горький». Его прозвали так, потому что противники не могли одержать победу над ним — он был непобедим.
Ка‘абу. Его так называли, чтобы возвысить над другими. Он наставлял свой род и предупреждал о появлении Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), который будет его потомком, повелевал им, чтобы покорялись ему (Мухаммаду) и следовали за ним. Это он знал из предыдущих писаний. Между ним и посланием Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) было 560 лет.
Луаййу. Его так называли, потому что он при всех обстоятельствах сохранял спокойствие.
Галиб – Побеждающий. Его так прозвали, потому что он всегда побеждал врагов.
Фихр был высокого роста и крепкого здоровья. Также его называли Курайш, так как он искал нуждающихся и помогал им во всем, в том числе и материально. По одной из версий, отсюда происходит и название племени Пророка (мир ему и благословение) – курайшиты.
Малик получил такое имя, потому что обладал даром руководителя, впоследствии он стал правителем арабов и пользовался большим уважением.
Назар обладал прекрасной внешностью. Некоторые ученые предполагают, что его звали Курайш и что он является родоначальником курайшитов.
Кинанат умел хранить тайны и обладал знаниями, за что его народ очень уважал и почитал. Он тоже говорил, что приблизилось время появления пророка из Мекки по имени Ахмад, который будет призывать к покорности Аллаху, ко всему хорошему, благам и благонравию. Он завещал следовать за ним и слушаться его, благодаря чему их будут еще больше уважать и любить. Из-за великодушия он не мог есть один, без друзей.
Хузаймат — Примиритель. Умер в религии пророка Ибрахима (мир ему).
Мудрикат. Его звали Умар, но свое прозвище он получил, так как перенял все хорошее, что было в его предках. На нем ясно замечали нур Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).
Ильяс. Его звали Хабиб, но имя Ильяс ему было дано за то, что он был послан своим родителям так же, как и пророк Ильяс, то есть в тот момент, когда его родители уже и не надеялись на рождение ребенка ввиду возраста. Он был прекрасным и очень способным человеком. Его называли вождем племени, очень любили и уважали. Без его ведома в Мекке не решался ни один важный вопрос.
Музар получил право носить это имя из-за чрезмерной любви к кефиру. К нему тянулись сердца людей, так как он обладал прекрасным ликом. Он обладал очень красивым голосом и был дальновидным мудрецом. Музар говорил: «Кто посеет зло, пожнет печаль». «Заставляйте себя делать то, чего не хотите».
Низар. Когда он родился, отец заметил на его переносице сияние Пророка (мир ему и благословение). От радости он принес в жертву животное и раздал мясо. Отец говорил: «То, что я делаю, очень мало ради такого сына». Он является основоположником арабской письменнности. Говорят, что его могила находится вблизи Лучезарной Медины. Он является общим предком Пророка (мир ему и благословение) и имама Ахмада ибн Ханбала.
Ма‘адди был искусным предводителем и всегда одерживал победу над врагами. Когда тиран Бухтанасар подчинил арабов и притеснял их, Всевышний повелел пророку Армияъ отвести Ма‘адда далеко в безопасное место, предупредив, что в его роду будет последний посланник. Пророк повел его в Шам, и, когда смута Бухтанасара утихла, они вернулись в Священную Мекку.
Предки Пророка (мир ему и благословение) со стороны матери
Предками Пророка (мир ему и благословение) по материнской линии являются: Амина, Вахб, Абдуманаф, Зухрат, Килаб. На Килабе сходится родословная по отцу и матери нашего Пророка (мир ему и благословение).
Амина — мать нашего Пророка (мир ему и благословение), самая благонравная, умная и почитаемая женщина в роду курайшитов. Она во время беременности видела много удивительного и говорила, что ее сын особенный. Она умерла в расцвете сил, в возрасте примерно 20 лет. Амина была похоронена между Меккой и Ясрибом (ныне Медина). Впоследствии ее тело перенесли в Мекку и похоронили недалеко от Каабы (приблизительно в 500 метрах от нее) на кладбище Муала, где похоронена и любимая жена Пророка (мир ему и благословение) Хадиджа.
Вахб — сын Абдуманафа и отец Амины. Дедушка Амины Абдуманаф являлся сыном Зухрата, сына Килаба, пятого по счету предка Пророка (мир ему и благословение) по отцовской линии. На Килабе родословная Пророка (мир ему и благословение) по отцовской и материнской линии сходятся.
Начиная от пророка Ибрахима, родословная Пророка Мухаммада была самой лучшей. Об этом говорится в хадисе Пророка (мир ему и благословение) от ‘Аиши: «Аллах переводил меня по самым чистым поколениям, я всегда находился в лучшей из двух ветвей родословной». В хадисе от Ибн ‘Аббаса говорится: «Начиная от пророка Адама, все мои предки находились в чистом, законном браке». Так Всевышний сохранил чистоту нашего Пророка (мир ему и благословение).
Родословная Пророка (салляллаху алейхи ва саллям)
Родословная Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) в лице предка в двадцать первом поколении Аднана начинается с пророка Исмаила, сына пророка Ибрахима (алейхимуссалям). Поэтому арабов, к которым принадлежало и племя Пророка Мухаммада, называют исмаилиты или аднаниты.
Родословное древо Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) до Аднана точно известно: Мухаммад бин Абдаллах бин Абдалмутталиб (Шайба) бин Хашим бин Абдманаф бин Кусайй бин Килаб бин Мурра бин Кааб бин Луайй бин Галиб бин Фихр бин Малик бин Надр бин Кинана бин Хузайма бин Мудрика бин Ильяс бин Мудар бин Низар бин Маад бин Аднан.
По этой схеме Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) является сыном Абдаллаха бин Абдалмутталиба, который принадлежал к группе Бани Хашим из племени курайшитов. Оно относилось к арабам-аднанитам, прямым потомкам сына пророка Ибрахима, Исмаила (алейхисаллям).
Предками Пророка Мухаммада (саллалляху алейхи ва саллям) по отцовской линии были: его отец Абдуллах, затем Абдульмутталиб, Хашим, Абдуманаф, Кусайй, Килаб, Муррат, Кааб, Луайй, Галиб, Фихр, Малик, Назар, Кинана, Хузайма, Мудрика, Ильяс, Музар, Низар, Муад, Аднан.
Его мать, Амина, была дочерью Вахба, сына Абдуманафа, сына Зухрата, сына Килаба. На Килабе заканчиваются данные о родословной Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) по матери и отцу.
С этой родословной согласны и исследователи истории Ислама, и учёные-исследователи генеалогии Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Далее перечисленного имеются разногласия. Но все алимы единодушны в том, что род Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) уходит корнями к пророку Исмаилу, сыну пророка Ибрахима (алейхимуссалям).
Все его предки были верующими и исповедовали Единобожие («Фатх аль-Аллям», т. 1, стр. 152). Его предки как по отцовской, так и по материнской линии считались самыми знатными и уважаемыми людьми своего времени, вступали в брак только в соответствии с шариатским законом того времени и остерегались распутства.
В хадисе говорится: «Я появился на свет посредством никаха, а не через внебрачные отношения. Начиная с пророка Адама до моего рождения, я явился на свет в результате законного брака» (Ибн Ади; Табарани).
1. Отец Пророка, Абдуллах, считался самым красивым среди курайшитов, и среди детей его отец больше всех любил мальчика.
3. Хашим всегда, и в горе и в радости, кормил голодных и бедных. На его лице виднелся свет Пророка Мухаммада (салляллаху алейху ва саллям). Ему подчинялись и слушались курайшиты. Из-за неимоверной красоты его прозвали «Луной Мекки».
4. Кусайй стал человеком, объединяющим род курайшитов. Он запрещал людям пить спиртное, всегда давал добрые советы и был прекрасным человеком.
5. Килаб прославился храбростью, имел охотничьих собак и часто ходил на охоту.
6. Муррат всегда побеждал врагов и был почитаемым и знатным человеком.
7. Кааб часто выступал с проповедями перед своим народом и говорил о Пророке (салляллаху алейхи ва саллям), который явится в будущем.
8. Луайй всё делал обдуманно, спокойно.
9. Фихр был высоким, сильным, стойким человеком, спрашивал людей о проблемах и старался помочь в их решении.
10. Малик был вождём арабов.
11. Назар известен как светлоликий, прекрасный человек.
12. Кинана прожил много лет, был знатным и почитаемым человеком, к которому арабы часто обращались за советом.
13. Хузайма всегда участвовал в примирении людей.
14. Мудрика имел очень высокое положение и горделивый вид, в котором явно виднелся свет избранного Аллахом Пророка.
15. Ильяс был очень красивым, почитаемым среди арабов человеком. Люди ничего не предпринимали, не посовещавшись с Ильясом.
16. Музар отличался красотой, и люди тянулись к нему. Он обладал благозвучным голосом и мудростью.
17. Низар первым среди арабов начал писать; с самого рождения на его лице виднелось сияние Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям).
18. Муадд был полководцем, который часто воевал и всегда возвращался домой с победой.
19. Аднан имел защиту от сглаза и вреда людей и джиннов.
Предки Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) со стороны матери
Предками Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) по материнской линии являются Амина, Вахб, Абдуманаф, Зухрат, Килаб. На Килабе сходится его родословная по отцу и матери.
Амина — мать Пророка, самая благонравная, умная и почитаемая женщина в роду курайшитов. Во время беременности она видела много удивительного и говорила, что её сын особенный. Она умерла в расцвете сил, в возрасте примерно 20 лет, и похоронена между Меккой и Ясрибом (ныне Медина). Впоследствии её тело перенесли в Мекку и похоронили недалеко от Каабы (приблизительно в 500 метрах) — на кладбище Муала. Там же погребена и любимая жена Пророка, Хадиджа.
Вахб — сын Абдуманафа и отец Амины. Дедушка Амины, Абдуманаф, являлся сыном Зухрата, сына Килаба, пятого по счёту предка Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) по отцовской линии.
Начиная с пророка Ибрахима родословная Посланника Всевышнего была самой лучшей. Об этом говорится в хадисе, который передала благочестивая Айша (радыяллаху анху): «Аллах даровал мне самые чистые поколения, я всегда находился в лучшей из двух ветвей родословной».
В хадисе от Ибн Аббаса говорится: «Все мои предки начиная с пророка Адама находились в законном браке». Так Всевышний сохранил чистоту Пророка (салляллаху алейхи ва саллям).
Родословная любимого Пророка (мир ему и благословение)
Предками Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) по отцовской линии были: его отец Абдуллах, затем ‘Абдульмутталиб, Хашим, ‘Абдуманаф, Кусайй, Килаб, Муррат, Ка‘аб, Луайй, Галиб, Фихр, Малик, Назар, Кинана, Хузайма, Мудрика, Ильяс, Музар, Низар, Му‘ад, ‘Аднан.
Его мать Амина была дочерью Вахба, сына ‘Абдуманафа, сына Зухрата, сына Килаба. На Килабе сходится родословная Пророка (мир ему и благословение) по матери и отцу.
Это родословная Пророка (мир ему и благословение), с которой согласны и исследователи истории Ислама, и ученые-исследователи генеалогии Пророка (мир ему и благословение). Далее перечисленного среди исследователей имеются разногласия. Но все единодушны в том, что род Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) уходит своими корнями к пророку Исмаилу, сыну пророка Ибрахима (мир ему).
Все его предки были верующими и исповедовали единобожие (см. «Фатх аль-‘аллям», т.1, стр. 152). Его предки как по отцовской, так и по материнской линии были самыми знатными и уважаемыми людьми своего времени, все вступали в брак только в соответствии с шариатским законом того времени и были защищены от внебрачных отношений и распутства.
В хадисе нашего Пророка (мир ему и благословение) говорится: «Я появился на этот свет посредством бракосочетания (никаха), а не через внебрачные отношения. Начиная с пророка Адама до моего рождения от моих родителей, я явился на свет через законный брак» (Ибн ‘Ади, Табарани).
1. Отец Пророка (мир ему и благословение) ‘Абдуллах был самым красивым среди курайшитов, и его отец больше всех любил его среди своих детей.
3. Хашим всегда и в горе и в радости кормил голодных и бедных. На его лице было видно сияние (нур) Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Ему подчинялись и его слушались курайшиты. Из-за его неимоверной красоты его прозвали «Луной Мекки».
4. Кусайй был человеком, объединяющим род курайшитов. Он запрещал людям пить спиртное, всегда делал им добрые увещевания и был совершенным, хорошим человеком.
5. Килаб был очень храбрым, брал с собой охотничьих собак и часто ходил на охоту.
6. Муррат всегда побеждал врагов и был почитаемым и знатным человеком.
7. Ка‘аб часто выступал с проповедями перед своим народом, часто говорил о Пророке (мир ему и благословение), который явится в будущем.
8. Луайй все делал обдуманно, спокойно.
9. Фихр был высоким, сильным, стойким человеком, спрашивал у людей об их проблемах и старался помочь в их решении.
10. Малик был вождем арабов.
11. Назар был светлоликим, прекрасным человеком.
12. Кинана прожил много лет, был знатным и почитаемым человеком, к которому арабы часто обращались за советом.
13. Хузайма всегда участвовал в примирении людей, был уважаемым знатным человеком.
14. Мудрика имел очень высокое положение и горделивый вид. И в нем явно был заметен свет избранного Аллахом Пророка.
15. Ильяс был очень красивым, почитаемым среди арабов человеком. Люди ничего не предпринимали, не посовещавшись с Ильясом.
16. Музар был очень красив, и люди тянулись к нему. Он обладал красивым голосом и отличался мудростью в речи.
17. Низар первым среди арабов начал писать, с самого рождения на его лице было видно сияние Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).
18. Му‘адд был полководцем, он часто воевал, ходил на походы и всегда возвращался домой с победой.
19. ‘Аднан был защищен от сглаза и вреда людей и джиннов.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Род Пророка (Сира 23/186)
Мухаммад вышел из семьи, имеющей чистую родословную, вобравшей в себя достоинства арабов и лишенной порочности. Посланник Аллаха ﷺ сказал о себе: «Аллах избрал из рода Исма‘ила Кинана, из Кинаны — курайшитов, из курайшитов — род Хашима, из рода Хашима — меня»[1].
Однако знатность рода не дарует порочному человеку достоинства, подобно тому, как металл в случае неиспользования покрывается ржавчиной, но попади он в умелые руки, превращается в удивительные изделия. Поэтому, когда Пророка ﷺ спросили, кто из людей самый достойный, он вопросил: «О сути арабов вы спрашиваете меня?» Они ответили: «Да». Тогда Пророк произнес: «Наилучшие из них в джахилии явятся достойными и в Исламе, если они будут обладать знаниями и пониманием (сути вещей)»[2].
Рождение Мухаммада в благородной семье предопределило по замыслу Аллаха успех его миссии. Первое арабское общество было построено на племенной принадлежности, когда слепая приверженность своему племени могла подвергнуть его опасности и полному уничтожению ради защиты чести его представителя. Ислам в течение определенного периода времени пребывал под защитой этих устоев и обычаев, пока не обрел независимость подобно тому, как дерево укрепляется благодаря корневой системе и толстому стволу.
Пророк Лут желал бы наличия подобных обычаев в своем обществе, когда почувствовал опасность для своих гостей, но не нашел рода или семьи, которые были бы ведомы племенной приверженностью и следованию обычаям, которые бы защитили его гостей.
«Быстро [как только узнали] пришли к нему односельчане, творившие ранее распутство. [Лут от бессилия, не видя иного выхода] воскликнул: «Народ, вот мои дочери [вы можете взять их в жены], и это лучшее для вас (самое чистое, подходящее)! Побойтесь Аллаха (Бога, Господа) и не унижайте меня (не позорьте) перед гостями! Что же это, среди вас нет благоразумного (здравомыслящего) мужчины?!» (Св. Коран, 11:78).
«Сказал [Лут]: «О, если бы я имел силу [дать вам отпор] или возможность в лице мощной (серьезной) поддержки [противостоять вам, остановить вас от посягательства на моих гостей]!» (Св. Коран, 11:80).
Мухаммад, несмотря на свое происхождение, не был наделен большим богатством. Достоинство его рода и скромный удел стали причиной того, что еще в юности он впитал в себя все самое лучшее. Поистине, детей богатых родителей совращает материальный достаток. Если они утрачивают его, но имеют правильное воспитание, то прикладывают усердие для сохранения своих достоинств и отличительных качеств. Бывают те, которые не стыдятся заявить о своей нужде. Есть и те, кто скрывает свои трудности за усердием, трудится засучив рукава — среди них был ‘Абдуль-мутталиб.
Он являлся господином Мекки, однако это господство закончилось на нем, не закрепившись среди его прямых потомков. После него правление Священным городом переходит к роду ‘Абду Шамса. Проходит еще некоторое время, и после битвы при Бадре главой Мекки становится Абу Суфьян из упомянутого рода. Таким образом, главенство окончательно переходит от рода Хашима к их соперникам из племени Курайш.
‘Абдуллах был самым младшим и любимым из детей ‘Абдуль-мутталиба. Отец женил его на Амине, дочери Вахба. Спустя несколько месяцев ‘Абдуллах отправился искать удел в Шаме, но не вернулся. Караван принес весть о его болезни, а спустя время пришла весть о его кончине. Амина ожидала своего молодого супруга, чтобы насладиться семейной жизнью и обрадовать вестью о младенце, которого носила в утробе. Однако по мудрости Свыше мечтаниям не суждено было сбыться, молодая жена стала вдовой. Она считала ночи, чтобы дать жизнь своему ребенку, теперь уже сироте.
Аз-Зухри[3] передает, что ‘Абдуль-мутталиб отправил своего сына ‘Абдуллаха в Медину купить финики. Приводится версия, что он возвращался с караваном курайшитов из Шама, заболел и остался в Медине, где умер до рождения посланника Аллаха в возрасте 25 лет. Он был похоронен в доме ан-Набига аль-Джа‘ди[4].
Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: ан-Найсабури М. Сахих Муслим. Т. 4. С. 1782, хадис № 2276.
[2] См.: Муснад Ахмад. Т. 23. С. 204, хадис № 14945.
[3] Са‘д ибн Ибрахим аз-Зухри — исламский богослов-правовед, хадисовед, судья города Медины. Был внуком известного сподвижника пророка Мухаммада ‘Абдур-рахмана ибн ‘Ауфа. Обучался у целого ряда сподвижников и таби‘инов. Умер в 124 г. по хиджре (742 г. по григор.).
[4] Абу Лейля ан-Набига аль-Джа‘ди (56 г. д. х.–64 г. п. х.) (568–684 гг. по григор.) — сподвижник пророка Мухаммада, поэт из числа долгожителей. Был известен в период джахилии и уже в период до Ислама оставил поклонение идолам и запрещал спиртное. Принадлежал роду ‘Амир ибн Са‘са‘а. Странствовал по многим местам и восхвалял правителей.