до какого сезона игра престолов снималась по книге
«Игра престолов»: книга против сериала
В последнем вышедшем сезоне «Игры престолов» расхождения с книгой стали весьма существенными. Мы читали книги, мы смотрели сериал — самое время сравнить ключевые события пятого сезона. Как это было в книге? К чему приведет?
Внимание! Если вы не смотрели сериал или бросили смотреть на полпути, то встретите в тексте очень много спойлеров. Мы отталкивались от событий последнего вышедшего сезона и от событий пяти книг Джорджа Мартина (в российском варианте издания — шести). Мы вас предупредили!
Автор проводит анализ, основываясь лишь на тех книгах, что изданы официально. Так называемые «спойлерные» главы из недописанной шестой книги в расчет не идут, потому что Мартин еще может все изменить и переписать.
Арья в Черно-Белом доме
Линия Арьи по-прежнему близка первоисточнику, хотя изменения есть и здесь. Так, в сериале на пороге Черно-Белого дома Арью встречает Якен Х’гар, который три сезона назад и посоветовал ей отправиться в Браавос. Но по книгам Якена в Черно-Белом доме не было. В этот самый момент он бродил по Вестеросу, преследуя одному ему ведомые цели.
Вместо него за обучение Арьи взялся некий жрец Черно-Белого дома, чье настоящее имя, как и внешность, так и остались загадкой. Арья называла его Добрым человеком. И первое его появление должно было стать одной из самых эффектных сцен всего пятого сезона. Чтобы проверить Арью, Добрый человек принял облик мертвеца и велел девочке поцеловать себя. Арья не только чмокнула его в костяное лицо, но и попробовала съесть червя, который выползал из пустой глазницы.
Однако шоураннеры идут по другому пути и стараются не плодить сущности, по полной задействуя уже полюбившихся персонажей.
Не было в книге и убийства рыцаря из Королевской гавани — Меррина Транта (того бородатого педофила в 10-й серии). Он вообще в Браавос не приезжал! Вместо него Арья должна была зарезать дезертира из Ночного дозора и прикончить старика-страховщика. Первого в сериале не было. А вот второго показали — это ему Арья продавала устриц в порту.
Джейме и Бронн едут в Дорн за Мирцеллой
Начнем с того, что по книге Джейме и Бронн не ехали в Дорн за Мирцеллой. Наемник Бронн остепенился, женился, растит сына. А Джейме после бегства Тириона и вовсе отправляется не на юг, в Дорн, а на север, в Речные земли.
Лишенный правой руки, он наконец учится решать конфликты не кулаками, а словами, и, постигая азы дипломатии, с помощью переговоров завершает долгую осаду двух замков.
А потом Джейме встречает Бриенну Тарт, которая уверяет, что нашла одну из дочерей Неда Старка и просит Джейме отправиться за ней. На этом его линия в книге заканчивается.
Песчаные змейки похищают Мирцеллу
Любовница Оберина Мартелла (тот, которому Гора выдавил глаза), Эллария Сэнд, вернулась в Дорн и попыталась уговорить правителя начать войну с Ланнистерами, но потерпела неудачу. Тогда с помощью Песчаных змеек (так люди Дорна называют внебрачных дочерей Оберина) она попыталась похитить Мирцеллу, чтобы через нее отомстить Ланнистерам.
По книге же воевать с Ланнистерами хотела не любовница Оберина, а его племянница — Арианна Мартелл. Она собиралась короновать Мирцеллу и с ее помощью создать официальную оппозицию Королевской гавани и Ланнистерам.
Правда, ее план провалился. Когда она с подельниками похитила Мирцеллу (та, кстати, и не сопротивлялась), началась драка, и маленькой девочке. отрубили ухо и рассекли щеку, наградив улыбкой Джокера.
Сыны Гарпии убили Барристана Селми
В сериале Сыны Гарпии устраивают засаду на отряд Безупречных и убивают пришедшего на помощь Барристана Селми. В книге такой сцены вообще не было. Старина Барристан здравствует поныне и активно участвует в событиях.
Но зрителям нравится, когда умирают любимые персонажи, поэтому беднягу пришлось заколоть.
Тирион становится советником Дейенерис
Вот тут сценаристы поторопились. В книге до этого еще как до Луны. Начнем с того, что по книге в Эссос Тирион прибыл без Вариса. Однако, что называется, с его «рекомендациями». Друг лысого евнуха-интригана, богатый купец, радушно встретил Тириона, дал ему приют, а затем отправил к Дейенерис в составе группы людей, сопровождавшей Эйегона Таргариена (чудом спасшегося много лет назад племянника Дейенерис). Тирион должен был стать его советником, чтобы подготовить ко встрече с его теткой-королевой, но не успел — карлика похитил Джорах Мормонт.
Полет Дейенерис
Еще один важный момент — во время игр на арену должны были выйти Тирион с Пенни. Подразумевалось, что на потеху публике их сожрут львы, но Дейенерис, еще не зная, кто перед ней, попросила не выпускать львов, чем и спасла Тириона. Но больше герои не пересекались.
Станнис сжег свою дочь
Одна из самых жестоких и странных сцен во всем сериале. Армию Станниса Баратеона по пути от Стены к Винтерфеллу занесло снегами. Чтобы двигаться дальше, Станнис принес в жертву Владыке Света собственную дочь.
Что и говорить — определенно это был не его день.
Но по книге Станнис не сжигал свою дочь. Девочка вместе с матерью и Мелисандрой осталась в Ночном дозоре. Более того, выдвинувшись с войском на Винтерфелл, Станнис сумел увеличить свою армию за счет жителей горных кланов. После этого он одержал победу над войском Грейджоев и только после этого застрял в снегах. Всё. Про Станниса в книге больше ничего не было. Ну, за исключением короткого письма, которое Рамси Болтон отправил Джону Сноу. В нем он бахвалился своей победой над Станнисом. Хотя правдивость этих слов вызывала сомнения.
Санса лишилась девственности с Рамси Болтоном
Этого в книге не было! Санса все еще живет в Орлином гнезде вместе с Петиром Бейлишем под видом его дочери и помогает своему новоявленному «папаше» налаживать отношения с лордами долины Аррен.
А замуж за Рамси Болтона вышла совершенно другая девушка — подруга Сансы, по имени Джейни Пуль. Ланнистеры поймали ее в Королевской гавани и отправили в Винтерфелл под видом Арьи Старк.
Рамси мучил девочку на глазах у Теона. Потом Джон Сноу, думавший, что в Винтерфелле находится его сестра Арья, отправил к ним на помощь одичалого Манса (в книге вместо него сожгли другого человека). Операция по спасению лже-Арьи провалилась, и Теон вместе с Джейни Пуль, спасаясь от преследования, спрыгнул со стены Винтерфелла. После этого они некоторое время скитались, пока не попали в расположение армии Станниса, застрявшей в снегах.
Джона Сноу предали
По сериалу Джон Сноу становится лордом Ночного дозора и вместе с Тормундом отправляется в Суровый дом, чтобы привести оттуда одичалых. Там они сталкиваются с армией Белых ходоков, после чего с большими потерями возвращаются в Ночной дозор, где Джона убивают сослуживцы.
Отличия от книги здесь небольшие. Начнем с того, что в Суровый дом Джон Сноу не плавал. Он действительно отправил туда несколько кораблей, однако те не дошли до пункта назначения — потерпели кораблекрушение в бурю. Но это происходило между делом. Основной сюжет вертелся вокруг другого. Джон Сноу договорился с Тормундом, что пропустит одичалых за Стену, но те в обмен сдадут все свои драгоценности, чтобы Дозор мог продать их и купить припасы на зиму. Кроме того, детей одичалых Джон велел увести в один из замков, чтобы иметь заложников на случай бунта.
А потом он решил отправиться по душу Рамси в Винтерфелл, но не успел — его зарезали.
Позор Серсеи
По сериалу Серсея хотела поквитаться с Маргери Тиррел и для этого развязала религиозным фанатикам руки. В итоге те начали карать грешников направо и налево. Брата Маргери обвинили в мужеложстве и арестовали. А потом и Маргери арестовали, а следом и Серсею, блудившую со своим кузеном Ланселем. Как итог — прогулка нагишом по Королевской гавани под улюлюканье толпы.
В книге все было несколько иначе. Чтобы отомстить невестке, Серсея соблазнила межевого рыцаря и упросила его признаться, в том, что он лишил Маргери девственности задолго до того, как та вышла замуж за короля Томмена. В итоге фанатики арестовали Маргери. А потом и Серсею, поскольку под пытками рыцарь сознался в сговоре.
Линия Серсеи в сериале вообще не сильно отличается от книжной. Ну разве что Башню десницы она так и не сожгла, да и блуду не предавалась, хотя должна была бы.
Перечислять отличия можно еще долго. В четвертом сезоне сюжет сериала окончательно исчерпал линию Сансы и Брана, из-за чего Сансе хирургическим путем пересадили линию Джейни Пуль, а Брана вообще убрали. В пятом сезоне сценаристы исчерпали еще и линии Дейенерис, Джона и Арьи. И вдобавок сами подвели черту под историями некоторых героев, которым еще жить да жить.
И теперь действительно непонятно, что нас ждет в шестом сезоне. Быть может, Белые ходоки перешагнут через Стену и примутся разрушать Вестерос, а драконы прилетят и. внезапно присоединятся к ним. Потому как, честное слово, после того, что сценаристы натворили в пятом сезоне, мы не удивимся даже такому финалу.
А вы что думаете? Где история развивается интереснее: в книге или в сериале?
Чем сериал «Игра престолов» отличается от цикла книг Джорджа Мартина
Бородатый демиург, издавший первый роман серии «Песнь Льда и Пламени» в 1996 году и написавший к текущему времени в её рамках пять книг (плюс приквелы), уже восемь лет никак не может завершить шестую из запланированных семи. Одной из причин такой неспешности, помимо посторонних и параллельных дел, Мартин сам называет путаницу, произведённую в его голове сериалом-экранизацией. К тому же, по признанию писателя, дополнительные неудобства доставил интернет, где каждый умник может поделиться своим бесценным мнением и дальновидными догадками, что раздражало автора до тех пор, пока он не зарёкся читать фанатские сайты.
Избавиться от неё он решил радикальным, но вполне разумным способом: наплевать на все ожидания, очистить сознание от искажений, связанных с сериалом, и воплощать изначальную задумку, ни на кого не оглядываясь.
Усложняет задачу как склонность Джорджа к несколько хаотичному с точки зрения хронологии повествованию, так и то, что мы не знаем, какие из событий поздних сезонов сериала мы всё-таки увидим в оставшихся двух романах, а какие останутся на совести Бениоффа и Уайсса. Но мы всё же попытаемся отметить здесь самое примечательное.
Вдова Эддарда Старка покидает сериал уже в третьем сезоне в результате шокирующей «Красной свадьбы», описанной в третьем романе «Буря мечей», где она также гибнет от руки вероломных заговорщиков.
Джон Сноу всё ещё ничего не знает. И мы тоже
Кстати, о воскресших. «Танец с драконами», последняя пока что книга серии, завершается тем самым предательским убийством Джона Сноу его «братьями» из «Ночного дозора». Воскресит ли его в «Ветрах зимы» Владыка Света, ведает только Джордж Мартин. Мы же можем только рассуждать и строить догадки.
Слезинка ребёнка
Бедняжка Ширен Баратеон, единственная дочь малоприятной четы религиозных фанатиков Станниса и Селисы, в «Игре престолов» прожила короткую и несчастную жизнь. Больная серой хворью кроткая девочка была принесена в жертву на костре кровожадному Владыке Света по совету безжалостной жрицы Мелисандры.
Другой бастард любвеобильного монарха, Джендри, в телешоу в конце концов оказавшийся третьестепенным пассажиром, находится вне поля зрения Мелисандры и живёт полной приключений жизнью. Крепко снюхавшись с «Братством без знамён», он попадает в передрягу с пока неясным для себя финалом.
Король-за-Стеной жив, да здравствует Король-за-Стеной!
Перед казнью Мелисандра наделяет внешностью Налётчика гнусного Костяного Лорда, в то время как бывший король вольного народа прятался под доспехами своего неудачливого нечаянного спасителя.
Вскоре Мансу вновь пришлось притворяться: его отправили с миссией к захватившим Винтерфелл Болтонам, где он представился бардом Абелем. И угодил в лапы психа Рамси. Возможно, лучше уж ему было умереть.
Тайны двух сестёр
На долю Сансы Старк, переживающей тяжкое перерождение из избалованной фифы в сильную и независимую женщину, в «Песни Льда и Пламени» выпадает чуть меньше неприятностей: замуж за Рамси Сноу-Болтона её не выдают. Мизинец успевает сразу укрыть её в Орлином Гнезде под видом собственной внебрачной дочери.
Железные острова и их обитатели
Всеобщий любимец, расположивший к себе подавляющее большинство зрителей умом и природным благородством, с трудом, но всё-таки добирается до финальных титров, оставив свою репутацию почти незапятнанной. Разве что удивительно отупел. Да вот ещё с Варисом немного некрасиво получилось.
Симпатии всех добряков планеты тем не менее сопровождали честного и всю жизнь страдавшего от всевозможных несправедливостей карлика до самого конца, а сердобольный Стивен Кинг и вовсе назвал его фаворитом в борьбе за Железный трон.
Из всех детей Тайвина именно младший переживает самую заметную на фоне сериала трансформацию. Серсея остаётся такой же жестокой самодуркой, Джейме попадает в болото постылой рефлексии и вяло в ней барахтается, а вот Тирион всё больше и больше озлобляется.
Нет, конечно, «Бес» не превращается моментально в монстра, оправдывающего своё обидное прозвище, не теряет вмиг свою изумительную ироничность и продолжает проявлять признаки редкой как для Вестероса, так и для Эссоса человечности. Но ядовитые метастазы уже расползаются по его исстрадавшейся душе, провоцируя то на неоправданную агрессию, то на внезапное хамство, и что-то подсказывает: это только начало.
Как там Дейенерис?
Восточный этап крестового похода против всех узурпаторов скопом под предводительством Кхалиси, Бурерождённой, Матери Драконов и т.д., и т.п. проходит несколько иначе: и Ксаро не тот, и проблемы по пути приходится решать другие.
Одно ясно: припадок в исполнении «Разрушительницы Оков», стоивший Королевской Гавани тысячи жизней, никого не удивит и в концовке книжной саги, ведь многочисленные тревожные признаки неадекватности Неопалимой уже налицо.
Изучать и сопоставлять миры, созданные Джорджем Мартином и оборотистыми ребятами с HBO, можно почти бесконечно, и простора для фантазий и домыслов останется предостаточно даже тогда, когда литератор завершит, наконец, свою неподъёмную эпопею.
А пока читающая публика продолжает гадать. Станет ли «на самом деле» Бран Старк королём? Окажется ли Ходор в темпоральной ловушке? Получит ли независимость Север? Встретит ли Король Ночи столь бесславный и бестолковый конец? Чем закончатся интриги Ланнистеров, Мартеллов, Фреев, Болтонов и прочих? Погубит ли Серсея Маргери? Отыщет ли Бриенна Сансу. Сплошные вопросы, и конца-края им не видно.
Часть из того, что уже сбылось в «Игре престолов», наверняка случится в «Песни Льда и Пламени». Что-то обязательно пойдёт совсем не так. А что-то, как мы убедились, уже пошло. На то, чтобы дать обстоятельные и вразумительные ответы, у писателя ещё два обширных тома и столько времени, сколько он сам себе соизволит отвести.
Зато едва ли кто-то сомневается, что у него он выйдет убедительнее, чем у интерпретаторов из ящика. Так что стоит запастись терпением.
Оригинал текста читайте на сайте «Года литературы» здесь и здесь.
До какого сезона игра престолов снималась по книге
Но до этого момента оставалось еще как минимум 18 лет: пилот первого сезона «Игры престолов» от НВО увидел свет 17 апреля 2011 года. Из этого материала вы узнаете как сериал про, на первый взгляд, достаточно стандартное альтернативное средневековье стал одним из главных явлений мировой массовой культуры.
Что предшествовало «Игре престолов»
Джордж Мартин приступил к написанию цикла «Песни Льда и Пламени» в далеком 1991 году и изначально задумывал его как трилогию. На данный момент вышло пять книг («Игра престолов», «Битва королей», «Буря мечей», «Пир стервятников» и «Танец с драконами»), последняя из которых вышла в год выпуска первого сезона экранизации от НВО, и теперь из запланированных осталось еще две («Ветра зимы» и «Грезы о весне»).
К моменту написания первого романа цикла Мартин уже давно был известным не только писателем, но сценаристом на телевидении. Свой первый рассказ он опубликовал еще в 1971 году, а первый роман — в 1977. Более подробно о ранних произведениях и карьере Мартина-сценариста вы можете узнать из материала Александра Башкирова.
Его фэнтезийные и научно фантастические произведения весьма хорошо принимались фанатами жанра, но общие продажи книг были не особо впечатляющими: в том числе и по этой причине Мартин подался в сценаристы и успел поработать над возрождением «Сумеречной зоны», сериалом «Красавица и чудовище», а также рядом пилотов и полнометражных фильмов, которые так и не увидели свет.
Будучи фанатом Толкина, Джордж Мартин довольно долгое время хотел попробовать написать какое-то поистине эпическое фэнтези, но никак не мог придумать стоящий сюжет. И вот, под вдохновением от событий Войны Алой и Белой Розы и романов французского писателя Мориса Дрюона «Проклятые короли», появился мир Семи Королевств Вестероса. А книги последнего, кстати, потом даже переиздавали с цитатой от Мартина: «Это — оригинальная Игра престолов!». Подробнее о неочевидных и не очень реальных исторических предпосылках Game of Thrones можно узнать из нашего спецматериала.
На питчинге всех интересовало: «Кто мать Джона Сноу?!»
Уже после выхода второго романа из цикла ПЛиО «Битвы Королей» в 1999 году и успеха экранизации «Властелина Колец» от Питера Джексона на автора буквально посыпались предложения от разных продюсеров и режиссеров о покупке прав на вселенную.
Опыт работы в кино- и телеиндустрии подсказывал Мартину, что его работы слишком объемные для экранизации, и поэтому поначалу он очень скептически относился к этой идее. Так продолжалось до 2007 года, когда в гонку за правами вступил новый игрок: кабельный телеканал НВО, с которым, кстати, Джордж уже работал до этого. Например, его рассказ «Вспоминая Мелоди» был адаптирован для эпизода их сериала «Автостопщик» в ноябре 1984 года.
Вернее, переговоры начались еще в январе 2006, когда Дэвид Бениофф, один из двух будущих шоураннеров, разговорился с литературным агентом Мартина о книгах, которые тот представляет. При этом Бениофф даже не читал до этого момента работ Джорджа, но оказался заинтересован, поскольку в юношестве был фанатом фэнтезийной литературы. Тогда агент выслал ему четыре вышедшие на тот момент книги, Бениофф взялся за чтение и почти моментально поделился впечатлениями с Д. Б. Уайссом, предложив ему попробовать адаптировать книги под формат сериала.
Питчинг идеи длился 5 часов и, по словам шоураннеров, они заполучили одобрение Мартина своим ответом на вопрос: «Кто мать Джона Сноу?».
Изначально планировалось, что в каждом сезоне одну из серий будет писать сам Джордж Мартин, а остальные — Бениофф (который до этого написал, например, «25-й час», «Трою», «Люди-Х: Начало. Росомаха») и Уайсс (не написал ничего значимого и заметного до «Игры Престолов», но успел поработать сценаристом над фильмом по «Хало», приквелом «Я — легенда» и «Игра Эндера», эти сценарии так и не были экранизированы). Но позже к ним присоединились еще Джейн Эспенсон («Баффи — истребительница вампиров», «Звездный Крейсер „Галактика“», «Светлячок», «Эллен») и Брайан Когман.
Первый черновой вариант сценария пилотной серии предложили в августе 2007 года, второй — в июне 2008. НВО понравились оба, но заказали пилот только в ноябре 2008 года.
Такая задержка могла случиться из-за забастовки Американской Гильдии Сценаристов, которая затянула процесс написания. В 2009 году впервые этот эпизод впервые показали внутри НВО и… после очень холодного приема было решено его переснять.
Всего изменения затронули около 90% хронометража эпизода и включали в себя, в том числе, смену актерского состава. По разным данным, пилот стоил, в итоге, от 5 до 10 миллионов долларов США, при запланированном бюджете в 50-60 миллионов на весь сезон в десять эпизодов.
Вообще говоря, бюджеты росли на протяжении всего сериала: уже во втором сезоне они получили прибавку в 15 процентов ради масштабной битвы в эпизоде «Блэкуотер», которая стоила около 8 миллионов долларов, когда остальные серии укладывались в 6 миллионов. На тот момент, это был один из самых дорогих сериалов и, во многом, именно НВО задали тренд на вкладывание большого количества средств, улучшение качества и увеличение масштаба съемок сериалов.
С 2012 по 2015 год бюджеты продолжали расти от 6 миллионов до минимум 8 миллионов за каждую серию. В шестом сезоне, который вышел на экраны в 2016 году, бюджет каждого эпизода уже превышал 10 миллионов. Затраты увеличивались вплоть до последнего, восьмого сезона, в котором, в среднем, уходило около 15 миллионов долларов на каждую из серий, что делает «Игру престолов» самым дорогим в производстве сериалом в истории. Ранее этот скромный «титул» удерживали сериал «Корона» от Netlfix (13 миллионов долларов за серию) и «Скорая помощь», открывшая миру Джорджа Клуни (тоже 13 миллионов долларов за серию).
Это первый сериал, эпизоды которого показали на большом экране в IMAX!
Вернемся к первому сезону, который вот-вот должны были показать зрителям. Премьера состоялась 17 апреля 2011 года и первый сезон собрал у телеэкранов, в среднем за каждый эпизод, около 2,5 миллионов зрителей за первый показ в воскресную ночь. Суммарно, по итогам просмотра на сайте и после повторов, аудитория выросла вплоть до 9,3 миллиона зрителей у каждой серии. Пилотный сезон был прекрасно принят критиками, которые отмечали глубокую проработку мира, высокую бюджетность постановки, прекрасных персонажей и, разумеется, убедительную игру актеров.
Актерский состав «Игры престолов» — это действительно одна из самых сильных сторон сериала: здесь, с первого сезона, можно было найти как действительно именитых актеров с большим опытом (те же Шон Бин в роли Неда Старка и Лена Хиди в роли Серсеи Ланнистер), так и дебютировавшие в сериале.
Например, Мейси Уильямс — всеми обожаемая Арья Старк. Несмотря на то, что это ее первая роль, Мейси будет дважды номинирована на Эмми за «лучшую женская роль второго плана в драматическом сериале» и, возможно, в 2019 году ей все же удастся получить и саму премию.
Подбор актеров, как и в большинстве проектов, осуществлялся по обычной схеме: через прослушивания. Исключение здесь составили только Шон Бин и Питер Динклейдж, их авторы хотели видеть в сериале с самого начала. Правда, при пересъемке пилота произошли некоторые изменения. Например, Кэйтлин Старк изначально должна была играть Дженнифер Эль («Король говорит!», «Гордость и предубеждение», новый «Робокоп»), но на ее место взяли Мишель Фэрли («Чисто английское убийство», «Отбросы», «Другие»). Вместо Эмилии Кларк (которая до «Игры престолов» снималась только в сериале «Врачи», телефильме «Атака из Триасового периода» и короткометражке «Падение собаки») Дейенерис Таргариен изначально играла Тамзин Мерчант («Гордость и предубеждение», «Тюдоры»).
Встречались и случаи смены актера прямо по ходу съемок: всем хорошо запомнившегося, (нельзя, правда, сказать, что полюбившегося) Грегора «Гору» Клигана за время съемок сыграло целых три актера. В первом сезоне это был австралиец Конан Стивенс («Леший», «Настоящая легенда», «Ларго Винч: Заговор в Бирме»), во втором — валлиец Иэн Уайт («Гарри Поттер и Кубок огня», «Чужой против Хищника»), а с четвертого сезона — исландец Хафтор Бьёрнссон, спортсмен и многократный призер конкурсов «Самый сильный человек планеты», который не снимался нигде до «Игры престолов». Кстати говоря, среди актеров сериала есть, как минимум один, и наш с вами соотечественник — Юрий Колокольников, который сыграл магнара теннов Стира в четвертом сезоне.
У последующих сезонов интерес аудитории продолжал стремительно расти, что происходит далеко не со всеми сериалами: мы не найдем здесь ни одного сезона, к которому было бы привлечено меньше внимания, чем к предыдущему. К восьмому сезону цифры выросли до абсолютно космических — до 43 миллионов зрителей на эпизод. Это на 10 миллионов зрителей больше, чем у седьмого сезона (32,8 миллиона) и даже этот «отрыв» сам по себе превышает количество людей, посмотревших первый сезон.
«Игра престолов» стала настоящим феноменом: среди не только сериалов, но и всех медиа в принципе. Да, понятно, что элементы с внезапными смертями, жестокостью и большим количеством откровенных постельных сцен пришли прямиком из книг Мартина, да и на экранах уже видели и пожестче моменты. Тем не менее, для сериала, рассчитанного на массовую аудиторию, это правда было в новинку, ведь обычно такие проекты пытаются быть максимально сглаженными и угодить сразу всем, а не целится только во взрослую аудиторию.
Вернее, так было до «Игры» и НВО, которые задали новую планку и открыли новую ступень в производстве телешоу. Да и шутка ли, это был первый сериал, эпизоды которого показали на большом экране в IMAX!
Как переносили книги на телеэкраны
«Игра престолов» стала по-другому показывать и женских персонажей. Сеттинг, пускай и альтернативного, но все же средневековья — место для женщин далеко не самое простое и приятное, и именно это позволяет показывать сильных девушек и превращать их в сложных героев с непростой судьбой, чьи действия способны переворачивать все с ног на голову и кардинально менять расстановку сил на карте.
Чего стоят хотя бы Дейенерис Таргариен, которая со своими драконами пришла вернуть свой трон, и Серсея Ланнистер, вокруг которой постоянно крутились разного рода, в том числе и кровавые, интриги.
Тем интереснее как происходил перенос книг Джорджа Мартина на телеэкраны: все же объем цикла действительно впечатляющий, даже если брать только те книги, что были выпущены на момент начала съемок, и снимать дословную экранизацию не представлялось возможным, а значит надо было адаптировать имеющийся первоисточник. Для начала Мартин поделился с Бениоффом и Уайсом своими планами на окончание истории и тем, какие ключевые события ждут персонажей и мир в будущем. После этого сценаристы совместно с автором начали выделять важные моменты в сюжетных линиях каждого из героев и как показать их в сериале так, чтобы добиться какой-то определенной объективности: ведь в романах мы, все же, видим так или иначе точку зрения того персонажа, который сейчас переживает эту ситуацию.
Также много работы было проделано по отбору персонажей, которых можно было бы безболезненно вырезать из истории и не перегружать зрителя лишней информацией и именами: даже в окончательном варианте запомнить всех персонажей сразу было ой как не просто. Дирижировал этим процессом именно Джордж Мартин, ведь только он и никто другой мог знать, что из всего этого вдруг сыграет роль через несколько сезонов.
Читатели, знакомые с первоисточником, конечно, заметят, что изменилось и раскрытие персонажей: в каких-то местах попросту добавили больше диалогов, поскольку в сериале очень трудно передать внутренние размышления и монологи героев, где-то добавили или изменили принимаемые решения и совершаемые действия. Больше об основных различиях книг и сериала можно узнать из материала Александра Башкирова.
Все же это сериал, здесь всем верховодит визуализация, ключевой элемент экспозиции. Именно поэтому книжные полунамеки на то, что Ренли и Лорас Тирелл были любовниками, в экранизации превратились в буквальную демонстрацию.
По этой же причине некоторые функции и детали истории одних людей передали в руки других, почти объединив персонажей, например: объединение бастарда Роберта Баратеона — Джендри и другого его же бастарда — Эдрика, что позволило свести сюжетные линии Арии, Мелисандры и Тороса из Мира, лучше раскрыв и самого бастарда. В какой-то момент сериал начал сильно расходиться с книгой и есть все основания полагать, что финал в книжной саге мы увидим другой: возможно, кардинально.
Основные локации для съемок были выбраны в Северной Ирладнии, Марокко, Шотландии и Хорватии. С этим связано сразу две забавные истории. Город Дубровник в Хорватии, где снимают Королевскую Гавань, столицу Семи Королевств Вестероса, после «Игры престолов» оказался перенасыщен туристами. Каждый год поток гостей города увеличивается примерно на 10 процентов, что несет значительный прирост экономики, но угрожает потерей статуса объекта Всемирного Наследия ЮНЕСКО, так что в планах администрации теперь есть пункт про ограничение количества приезжающих туристов.
Северной Ирландии тоже несказанно повезло: все же это одна из главных съемочных локаций. И, по данным местного правительства, за все время съемок с 2010 года сериал от НВО принес региону более 150 миллионов фунтов стерлингов. А это, надо заметить, информация, которая была озвучена после выпуска шестого сезона, так что сейчас эта цифра должна быть еще значительнее.
Восьмой сезон получил рекордно низкие оценки по сравнению с остальными
«Игра престолов» обернулась настоящей золотой жилой для всех, кто принимал участие в ее производстве, и, при этом, умудрялась не разочаровывать фанатов на протяжении всего своего жизненного цикла. Вернее, почти всего. Что-то пошло не так на последнем, восьмом сезоне.
При первоначальной модели выхода фанаты могли каждый год ожидать по новому сезону, но вот последнего пришлось ждать целых два: при этом количество серий уменьшилось до шести. Зрителей успокаивали, что все это необходимо для более качественного процесса съемок, а из-за увеличенного хронометража эпизодов разницы в общей продолжительности не будет. Тем не менее, первое роптание в зрительских рядах начало появляться еще тогда: аудитория начала переживать.
Тем не менее, после выхода первой серии восьмого сезона отзывы зрителей были весьма оптимистичные: люди очень ждали финала истории, за которой они следили уже восемь лет. Но кого-то уже здесь начало смущать то, что в эпизоде, вроде как, ничего особо не происходит, а ведь их всего шесть: когда же авторы успеют нагнать нужного эпика? Как оказалось, это не главная проблема.
С каждой новой серией оценки критиков и зрителей становились все хуже и хуже: многие жаловались на отсутствующую логику персонажей и повествований, экономию в продакшне и неудовлетворительный финал истории для многих героев. Как итог: восьмой сезон получил рекордно низкие оценки по сравнению с остальными сезонами на Rotten Tomatoes — 58% от критиков и 32% от зрителей.
Помимо этого социальные сети бурлили каждый понедельник обсуждением того насколько глубже сможет пасть любимый сериал, пестрели тоннами новых мемов и кадрами с ляпами (например, стаканчик Старбакс на столе у Дейенерис), а кто-то даже создал петицию с требованием переснять восьмой сезон с «компетентным составом авторов». На данный момент ее подписало уже более 1 700 000 человек. Несмотря на такой вал критики, актеры упорно защищали своих сценаристов и шоураннеров до самого конца и говорят, что все закончилось именно так, как и должно было.
Как бы много людей и как бы сильно ни остались разочарованы завершением этой истории, глупо отрицать, что это один из самых культурно значимых сериалов последних десяти лет и действительно тяжело переоценить оказанное «Игрой Престолов» влияние.
Его можно увидеть везде: от тонн мерчендайза (настольные игры, реплики Железного Трона, костюмы, фигурки, кружки и что угодно еще с символикой сериала) до тысяч отсылок в других произведениях, миллиона пародий и, конечно, бесконечного количества тематических мемов. Даже детей называли в честь героев сериала и это далеко не единичные случаи! Про музыку Рамин Джавади, главного композитора, даже нечего и говорить: теперь ее уже узнает почти любой, не обязательно даже смотревший сериал, узнает с двух нот. Наравне с какой-нибудь темой из Гарри Поттера, наверное.
Не обошлось и без положительных последствий. После выхода «Игры Престолов» наметился скачок в желающих изучать историю средних веков в университетах, а в колледже Беркли, совместно с авторами, даже сделали курсы Дотракийского языка. Это, должно быть, очень весомая строчка в резюме.
«Игра Престолов» постоянно с момента своего старта номинируется на самые разные награды, среди которых есть «Эмми», «Золотой Глобус», премия Гильдии сценаристов США, премия Гильдии Киноактеров США и премия Британской Академии. В 2015 году сериал даже поставил рекорд по числу наград «Эмми» за сезон: всего он взял 12 статуэток, из которых 4 — главные.
Что будет дальше?
Вселенная породила и несколько видеоигр по мотивам: здесь вам и классическая игра от Telltale, и RTS от Cyanide, и полноценная RPG от тех же Cyanide, и мобильная Reigns в оболочке «Игры Престолов», и еще какие-то другие мобильные игры, не представляющие какого-то особого интереса. Мы разобрали лучшие игры по Game of Thrones в отдельном материале.
А еще можно поставить на смартфон Reigns: Game of Thrones — выверенная формула предыдущих игр серии, только юмор теперь более тематический, да и фансервиса щедро навалили. Но, опять же, давайте не забывать, что Джордж Мартин теперь работает над сюжетом для новой игры From Software, Elden Ring. Вот там точно должно быть что-то интересное.
К сожалению, основной сериал закончился, для многих так еще и разочаровывающе, но не закончилась история этой вселенной: НВО уже говорило, что они планируют выпустить пять спин-оффов, которые будут рассказывать о разных персонажах в разных временных периодах. Уже известно, что в 2018 году одобрили пилотную серию приквела «Игры престолов», действие которого развернется за несколько тысяч лет до основных событий саги. Его главный сценарист — Джейн Голдман («Расплата», «Пипец», «Звездная пыль»), сам Мартин тоже участвует в процессе.
В каком направлении вселенная пойдет дальше? Это нам еще только предстоит выяснить.