до какого срока эмбрион не чувствует боли
«Эмбрион» не равно «человек». Почему аборт нельзя приравнивать к убийству
Несколько лет назад в российских школах появился предмет «Нравственные основы семейной жизни». К 2017 году как факультатив или в рамках других предметов его ввели в 60 субъектах. Внедрение курса продолжается: с 1 сентября такой предмет может появиться, например, в Самаре. К сожалению, в учебнике содержатся ложные сведения, которые не поддерживает современная наука. Например, в теме 5.2 «Чудо жизни» утверждается, что «искусственное прерывание беременности — убийство ещё не рождённого ребёнка».
У этой статьи есть аудиоверсия. Если вам удобнее слушать, включайте подкаст.
Подобные убеждения влияют на серьёзнейшие решения в жизни женщины. Чтобы принимать их осознанно, важно иметь объективную информацию о том, что происходит с женским организмом во время беременности.
Чем отличаются эмбрион, плод и новорождённый
Споры о том, с какого момента человек имеет право считаться человеком, идут очень давно. Ведь со стороны не очевидно, чем человеческий зародыш в возрасте 5 недель отличается от того же самого зародыша в возрасте 30 недель — и почему вдруг у последнего должно быть больше прав, чем у первого.
Тем не менее ответ на этот вопрос существует. Его дали учёные, биологи и гинекологи, в течение долгих лет изучавшие внутриутробное развитие человека.
Если коротко, то в своём внутриутробном развитии будущий человек проходит три ключевых этапа, на каждом из которых он последовательно превращается в нечто новое и более сложное.
Этап 1. Эмбрион
Длится с момента зачатия до 8‑й недели. Этап начинается со слияния сперматозоида и яйцеклетки. Это приводит к созданию единой клетки с набором хромосом, полученных и от матери, и от отца.
Затем клетка начинает делиться и превращается в шарик из клеток, из которых постепенно начинают формироваться ткани. На 14‑й день у эмбриона появляются первые признаки нервной системы, а к концу 8‑й недели у него появляются зачатки всех ключевых человеческих систем.
Этап 2. Плод
Длится приблизительно от 8‑й недели до 21‑й недели. На этом этапе продолжают формироваться органы и ткани. С каждой неделей плод всё больше начинает напоминать младенца, однако им всё-таки не является. Ключевое отличие — неспособность выжить вне тела матери. По сути, мы не погрешим против истины, если скажем, что до 21‑й недели плод — это такой «временный орган» в материнском теле.
Этап 3. Младенец
Понять, когда именно плод становится младенцем (то есть человеком), достаточно сложно. В некоторых случаях высококвалифицированные врачи-неонатологи XXI века способны спасти младенца, преждевременно родившегося на 23‑й неделе — это конец второго триместра беременности.
И хотя шанс на выживание вне тела матери в этом возрасте невелик, он всё-таки есть. Поэтому, если роды произойдут и ребёнок выживет, мы обязаны считать его человеком — ведь он самостоятельно живёт вне тела матери.
Но пока рождения не произошло, это всё-таки плод, а не младенец. В отличие от младенца, плод полностью зависит от организма матери и может погибнуть в результате естественных причин — то есть в результате выкидыша.
В большинстве случаев ребёнок рождается приблизительно на 40‑й неделе. В это время его органы и ткани уже достаточно сформированы, чтобы функционировать без поддержки материнского организма. И хотя без заботы родителей младенец обходиться не может, он всё-таки способен самостоятельно питаться, дышать и пусть пока ограниченно, но воспринимать окружающий мир.
Могут ли эмбрион и плод чувствовать боль
Это первая мысль, которая приходит в голову человеку, всерьёз задумавшемуся над дилеммой абортов. Ведь никому не хочется — даже в мыслях и гипотетически — причинять боль невинному человеку.
Ответ на этот вопрос в 2010 году сформулировала рабочая группа Королевской коллегии акушеров и гинекологов, в которую вошли лучшие специалисты по физиологии и нейроанатомии внутриутробного развития человека. В своей работе эксперты учитывали фактические научные данные, накопленные с 1997 года.
Проанализировав все доступные данные, учёные пришли к следующим выводам:
Почему аборт — это не убийство
Согласно последней редакции Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 №323-ФЗ, аборт по желанию женщины проводится не позднее окончания 12‑й недели беременности, а по социальным показаниям (когда беременность наступила в результате изнасилования) — до 22 недель.
Как мы уже знаем, до 8‑й недели зародыш считается эмбрионом, а после 8‑й недели и до рождения это плод. Чтобы ответить на вопрос, является ли аборт убийством, давайте посмотрим, сколько человеческих эмбрионов и плодов погибает в промежутке между оплодотворением и рождением — в естественных условиях.
Чтобы оценить «естественную» смертность эмбрионов, учёные ввели особое понятие — перинатальная смертность. Это статистический показатель, отражающий все случаи смерти плода или новорождённого в период от момента зачатия до месяца после рождения. К перинатальным потерям относят:
Нас интересуют первые два пункта, которые связаны с эмбрионом и плодом.
Строение репродуктивных органов людей подразумевает частую потерю беременности — таково внутреннее устройство нашего биологического вида. Эмбриональное развитие человека может остановиться на любом этапе пути, который зародыш проходит от оплодотворения до рождения. Это может произойти:
Биологи выяснили, что ранние потери зародышей чаще всего происходят на сроке до 5 дней — в это время «отсеиваются» примерно две трети всех эмбрионов, полученных в результате зачатия*.
*Именно поэтому в первые три месяца половой жизни без контрацепции даже полностью здоровым парам в возрасте до 30 лет удаётся зачать ребёнка только в 20–37% случаев. Зато через 6 месяцев попыток вероятность вырастает до 80%.
«Отсев» эмбрионов — естественный процесс, во время которого прекращается развитие зародышей, чьи клетки не могут синхронно делиться и адекватно считывать генетическую информацию. У таких эмбрионов попросту нет шансов развиться.
При этом первые внешние признаки беременности возникают только через две недели после оплодотворения — вместе с первым пропущенным менструальным периодом. Если эмбрион «выбраковывается» до этого срока, женщина даже не узнает о том, что какое-то время была беременна.
Здесь хочется сделать небольшое отступление. В теме 5.2 «Чудо жизни» авторы учебника «Нравственные основы семейной жизни» пишут, что «в момент зачатия маленькой клеточке даруется живая и бессмертная душа». Не хочется оспаривать это утверждение. Но стоит понимать, что две трети таких «одухотворённых» клеточек выбраковываются вообще без участия матери — и даже без её ведома.
Поскольку многие женщины не успевают узнать о предполагаемой беременности и поэтому не обращаются к врачу, на практике гинекологи считают «утраченными» только тех эмбрионов, которые дожили до 2 недель, но так и не родились.
Примерно в половине случаев ранняя потеря беременности связана со случайным событием, при котором эмбрион получает неправильное количество хромосом — то есть их больше или меньше 46. Такие эмбрионы способны пережить первые 5 дней, но в дальнейшем не могут нормально развиваться. В большинстве случаев выкидыш происходит ещё в первом триместре, но иногда это случается и позднее.
Доля беременностей, которые прекратились в первом триместре (до 13‑й недели) и не привели к рождению детей, достигает 40–60%. Поэтому непонятно, почему некоторые люди смиряются с «естественной» потерей беременности, но столь настойчиво возражают против искусственного прерывания всё той же беременности на всё той же ранней стадии.
Если аборт происходит в первом триместре, ничего противоестественного в нём нет.
Аборт — это медицинская процедура, которая является «прямым наследником» биологических процессов, которые и без того идут в женском организме. Право прибегнуть к подобной процедуре должно быть у каждой женщины, потому что только на неё в полном объёме ложится нагрузка по вынашиванию плода и рождению ребёнка.
Но как быть с абортами на более поздних сроках? Пункт 4 статьи 56 федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 №323-ФЗ гласит: «Искусственное прерывание беременности по социальным показаниям проводится на сроке беременности до двадцати двух недель, а при наличии медицинских показаний — независимо от срока беременности».
Как мы уже знаем, плод не может испытывать боль и не является личностью — его, в общем-то, нельзя считать отдельным от матери живым существом. Подобные ограничения введены не столько для защиты плода, сколько для защиты матери. Как правило, врачи решаются на подобную процедуру только в том случае, если возникает риск для жизни женщины — однако последнее слово всегда должно оставаться за ней.
Что в итоге
Медицинский и научный журналист, окончил биологический факультет ННГУ им. Лобачевского. Статьи Даниила публикуются в научно-популярных и медицинских СМИ: N+1, «Только спросить», «Биомолекуле».
1-4 недели беременности
От крошечного зародыша до маленького человека организм ребенка развивается всего за 9 месяцев. Какие перемены происходят с будущей мамой и какие изменения наблюдаются у нее внутри в течение этого непростого и радостного периода жизни?
Каждая новая жизнь начинается с объединения яйцеклетки и сперматозоида. Зачатие – это процесс, в ходе которого сперматозоид проникает вовнутрь яйцеклетки и оплодотворяет ее.
Следует отметить, что эмбриональный и акушерский сроки отличаются. Все дело в том, что среди специалистов принято считать срок с первого дня последней менструации, т. е. акушерский срок включает в себя и период подготовки к беременности. Вот и получается, что зародыш только появился, а срок беременности уже составляет две недели. Именно акушерский срок указывается во всех документах женщины и является для специалистов единственным отчетным периодом.
До момента встречи сперматозоид и яйцеклетки прожили определенное время, находясь в стадии развития и созревания. От качества данных процессов существенно зависит развитие будущего плода.
Первая неделя
Рост и созревание яйцеклетки начинается с первого дня цикла. Зрелая яйцеклетка включает 23 хромосомы в качестве генетического материала для будущего зародыша, а также содержит все необходимые для начала его развития питательные вещества. В ней располагаются запасы углеводов, белков и жиров, предназначенные для поддержки зародыша в период первых дней после его возникновения.
Определенное количество яйцеклеток закладывается в каждом яичнике девочки еще до ее рождения. В течение детородного периода они только растут и развиваются, процесса их образования не происходит. К моменту появления девочки на свет количество клеток, из которых в будущем могут развиться яйцеклетки, достигает миллиона, но в течение жизни это количество в значительной степени уменьшается. Так, к моменту полового созревания их остается несколько сотен тысяч, а к зрелости – около 500.
Яичник ежемесячно дает возможность развиться чаще всего одной яйцеклетке, созревание которой происходит внутри пузырька с жидкостью, называемого фолликулом. С первого дня цикла и слизистая матки начинает готовиться к вероятной беременности. Для имплантации, т. е. внедрения образовавшегося зародыша в стенку матки, создается оптимальная среда. Для этого вследствие влияния гормонов происходит утолщение эндометрия, он покрывается сетью сосудов и накапливает необходимые для будущего зародыша питательные вещества.
Мужские половые клетки образуются в половых железах – в яичках или семенниках. Дозревание сперматозоидов происходит в придатках семенников, в которые они перемещаются после образования. Жидкая структура спермы образуется вследствие выделения семенных пузырьков и предстательной железы. Жидкая среда необходима для хранения созревших сперматозоидов и создания для их жизни благоприятных условий.
Количество сперматозоидов достаточно велико: десятки миллионов в одном миллилитре. Несмотря на такое значительное количество, только один из них сможет оплодотворить яйцеклетку. В сперматозоидах находится исключительно генетический материал – 23 хромосомы, которые необходимы для появления зародыша.
Сперматозоидам свойственна высокая подвижность. Попадая в женские половые пути, они начинают свое движение навстречу яйцеклетке. Всего полчаса-час проходит от момента семяизвержения, когда сперматозоиды проникают в полость матки. На проникновение в наиболее широкую часть, которая называется ампулой, у сперматозоидов уходит полтора-два часа. Большинство сперматозоидов гибнет на пути к яйцеклетке, встречая складки эндометрия, попадая во влагалищную среду, цервикальную слизь.
Вторая неделя
В середине цикла яйцеклетка полностью созревает и покидает яичник. Она входит в брюшную полость. Данный процесс называется овуляцией. При регулярном цикле продолжительностью 30 дней овуляция наступает на пятнадцатый. Самостоятельно двигаться яйцеклетка не способна. Когда она покидает фолликул, бахромки маточной трубы обеспечивают ее проникновение внутрь. Маточные трубы характеризуются продольной складчатостью, они заполнены слизью. Мышечные движения труб имеют волнообразный характер, что при существенном множестве ресничек создает оптимальные условия для транспортировки яйцеклетки.
Посредством труб яйцеклетка попадает в наиболее широкую их часть, которая называется ампулярной. Именно в этом месте и происходит оплодотворение. Если встречи со сперматозоидом не произошло, яйцеклетка погибает, а женский организм получает соответствующий сигнал о необходимости запуска нового цикла. Происходит отторжение слизистой оболочки, которая была создана маткой. Проявлением такого отторжения являются кровянистые выделения, которые называются менструацией.
Срок ожидания оплодотворения яйцеклеткой короток. В среднем он занимает не более суток. Оплодотворение вероятно в день овуляции и максимум на следующий. У сперматозоидов более длительный срок жизни, в среднем он составляет три-пять дней, в некоторых случаях – семь. Соответственно, если сперматозоид до овуляции попал в женские половые пути, существует вероятность, что он сможет дождаться появления яйцеклетки.
Когда яйцеклетка находится в состоянии ожидания оплодотворения, происходит выделение определенных веществ, которые предназначены для ее обнаружения. Если сперматозоиды находят яйцеклетку, они начинают выделять специальные ферменты, способные разрыхлить ее оболочку. Как только один из сперматозоидов проникает внутрь яйцеклетки, другие этого уже сделать не могут вследствие восстановления плотности ее оболочки. Таким образом, одна яйцеклетка может быть оплодотворена только одним сперматозоидом.
После оплодотворения происходит слияние хромосомных наборов родителей – по 23 хромосомы от каждого. В результате из двух различных клеток образуется одна, которая носит название зигота. Пол будущего ребенка зависит от того, какая из хромосом, Х или Y, была у сперматозоида. Яйцеклетки содержат только Х хромосомы. При сочетании ХХ на свет появляются девочки. Если же сперматозоид содержат Y хромосому, т. е. при сочетании ХY, рождаются мальчики. Как только в организме образовывается зигота, в нем происходит запуск механизма, направленного на сохранение беременности. Происходят изменения гормонального фона, биохимических реакций, иммунных механизмов, поступления нервных сигналов. Женский организм создает все необходимые условия для безопасного развития плода.
Третья неделя
Как только пройдут сутки после образования зародыша, ему понадобится совершить свой первый путь. Движения ресничек и сокращение мышц трубы направляют его в полость матки. В течение этого процесса внутри яйцеклетки происходит дробление на одинаковые клеточки.
По прошествии четырех дней меняется внешний вид яйцеклетки: она теряет круглую форму и становится гроздевидной. Данная стадия называется морула, начинается эмбриогенез – важный этап развития зародыша, на протяжении которого происходит формирование зачатков органов и тканей. Дробление клеток продолжается несколько дней, на пятый образуются их комплексы, которым присущи различные функции. Центральное скопление образует непосредственно эмбрион, наружное, называемое трофобласт, предназначено для расплавления эндометрия – внутреннего слоя матки.
5-7 дней уходит у зародыша на путь к матке. Когда происходит имплантация в ее слизистую оболочку, количество клеточек доходит до ста. Термин имплантация обозначает процесс внедрения эмбриона в слой эндометрия.
После оплодотворения на седьмой или восьмой день происходит имплантация. Первым критическим периодом беременности является данный этап, поскольку эмбриону впервые придется продемонстрировать свою жизнеспособность.
В течение имплантации происходит активное деление наружных клеток эмбриона, а сам процесс занимает порядка сорока часов. Количество клеток снаружи эмбриона резко увеличивается, они вытягиваются, происходит проникновение в слизистую оболочку матки, а внутри образуются тончайшие кровеносные сосуды, которые необходимы для поступления к эмбриону питательных веществ. Пройдет время, и эти сосуды преобразуются сначала в хорион, а впоследствии и в плаценту, которая сможет снабжать плод всем необходимым вплоть до появления младенца на свет.
Эмбрион на данном этапе жизни называется бластоциста. Он контактирует с эндометрием, расплавляет своей деятельностью клетки эндометрия, создает для себя дорожку к более глубоким слоям. Происходит сплетение кровеносными сосудами эмбриона с организмом мамы, что позволяет ему сразу же начать добывать полезные и нужные для развития вещества. Это жизненно необходимо, поскольку к данному времени запас, который несла в себе зрелая яйцеклетка, оказывается исчерпанным.
Далее начинается производство клетками трофобласта, т. е. наружными клетками хорионического гонадотропина человека, – гормона ХГЧ. Распространение данного гормона по всему организму оповещает его о наступлении беременности, что обуславливает запуск активной гормональной перестройки и начало соответствующих изменений в организме.
После оплодотворения и до запуска ХГЧ проходит, как правило, восемь или девять дней. Поэтому уже с десятого дня после оплодотворения становится возможным определение данного гормона в крови матери. Такой анализ является наиболее достоверным подтверждением наступления беременности. Тесты, которые предлагаются сегодня для определения беременности, основываются на выявлении данного гормона в моче женщины. После первого дня задержки менструации при ее регулярном цикле уже возможно определить беременность с помощью теста самостоятельно.
Что происходит с женщиной на третьей неделе беременности
Если женщина планирует беременность, 21-24 дни при условии регулярного цикла должны стать для нее важными. Это период возможной имплантации, когда собственному образу жизни следует уделить особенное внимание. Нежелательны в данный период тепловые воздействия и чрезмерные физические нагрузки, также следует предотвратить влияние различного рода излучений.
Женщина ничего не ощущает на данном этапе, т. к. имплантация не имеет внешних признаков. Если собственный образ жизни скорректировать в соответствии с простыми правилами, перечисленными выше, получится создать оптимальные условия для успешной имплантации.
Четвертая неделя
На четвертой акушерской неделе или второй неделе жизни зародыша его организм состоит из двух слоев. Эндобласт – клетки внутреннего слоя – станут началом пищеварительной и дыхательной систем, эктобласт – клетки внешнего слоя – дадут старт развитию нервной системы и кожи.
Размер эмбриона на данной стадии составляет 1,5 мм. Плоское расположение клеточек обусловило название зародыша данного возраста – диск.
Четвертая неделя характеризуется интенсивным развитием внезародышевых органов. Такие органы должны окружить зародыш и создать для его развития максимально благоприятные условия. Будущие плодные оболочки на данном этапе называются амниотический пузырь, также развиваются хорион, который впоследствии станет плацентой, и желточный мешок, являющийся складом питательных веществ, необходимых зародышу.
Что происходит с женщиной на четвертой неделе беременности
Если на четвертой неделе с женщиной и происходят изменения, то они являются совсем незначительными. Пока гормоны не достигли того уровня, чтобы оказать существенное влияние на состояние ее здоровья. Вероятны сонливость, перепады настроения, увеличение чувствительности молочных желез.
Основными помощниками будущей мамы на четвертой неделе, как и в течение всей беременности, являются свежий воздух, правильно подобранное питание и хорошее настроение.
Постабортный синдром — Postabortion syndrome
доктор наук, адъюнкт-профессор нейробиологии и анатомии.
Университет Штата Юта. Солт-Лейк-Сити, США
РАЗВИТИЕ ФЕТАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ БОЛИ
Доказанные наукой факты относительно развития способности нервной системы распознавать боль и реагировать на нее невозможно оспорить. Всеми признанные результаты научных исследований показали, что плод человека различает болевые стимулы и реагирует на них уже через 8 недель с момента зачатия. Таламическая цепь, отвечающая за восприятие боли и реагирования на нее, формируется уже к 18-й неделе после оплодотворения и остается
в таком виде на протяжении всей жизни человека. Долговременные же синаптические связи в коре головного мозга образуются позже, между 22–24 неделями утробного развития. И хотя утверждается, что для полноценного болевого восприятия необходимо участие коры головного мозга, это утверждение не имеет никаких доказанных исследованиями оснований и может быть многократно оспорено иными научными фактами.
Ключевые слова: фетальная боль, развитие нервной системы, ноцицепция, страдание, активность коры головного мозга.
Введение
Ощущение боли — это сложный комплекс, состоящий из физиологических и ментальных реакций. Говоря упрощенно, боль — это сигнал тревоги организма в ответ на внешний раздражитель (вредоносный или деструктивный). Например, «Медицинский энциклопедический словарь» Национального института здоровья (NIH) дает следующее определение: «Боль — это базовая физическая реакция на вредоносный раздражитель, действующий на нервные окончания, которая характеризуется проявлениями физического дискомфорта (покалывание, пульсирование, ломота) и обычно ведет к попыткам избавления от раздражающего фактора». Мы, люди, разделяем этот механизм боли с животными, начиная от самых простых, вроде рептилий и птиц, и заканчивая млекопитающими и приматами.
Тем не менее боль — гораздо более широкое понятие.
Тот же энциклопедический словарь приводит и такое, более подробное определение боли: «состояние физического, эмоционального или умственного неблагополучия или физическое, эмоциональное или умственное беспокойство, которое варьируется от терпимого дискомфорта или слабого недомогания до острой и часто невыносимой агонии (может быть генерализованным или локализованным) и которое возникает в ответ на ранение или вредоносное воздействие». Это определение характеризует боль как ответ на разрушительное воздействие или ранение, но при этом признает эмоциональную и психическую окраску болевых ощущений. И, как и всякое психическое переживание, опыт переживания боли другим человеком мы едва ли можем понять и оценить в полной мере. Физиологический и ментальный аспекты боли очень важны, но, помимо этого, боль является еще и глубоко личным переживанием, то есть это нечто такое, что вряд ли можно полностью понять со стороны.
Все же, при нашей неспособности полностью осознать чужой болевой опыт, мы строим рациональные и разумные суждения о вызывающих боль ситуациях и о том, как каждый из таких случаев обязывает нас действовать. Когда мы оцениваем болевой опыт других людей, то, помимо наших наблюдений о боли и личного опыта переживания ее, мы должны учесть также сведения о развитии мозговой деятельности.
Научные исследования о развитии мозга и восприятия боли
Механизм восприятия вредоносных воздействий и реагирования на них развивается у человека в течение очень долгого времени и продолжается также после рождения.
1. Самая ранняя «рудиментарная» нервная система формируется у эмбриона к 28 дням (4 неделям) после зачатия.
На этом этапе примитивный мозг уже «смоделирован», то есть клетки в различных зонах организуются для формирования структур, соответствующих тем или иным сегментам целостной нервной системы.
2. В области мозга, отвечающей за мышление, память и прочие «высшие» функции (кора головного мозга), самые первые нейроны образуются в течение 4-й недели после оплодотворения. У животных синапсы начинают функционировать сразу после своего появления, то же самое со всей очевидностью происходит у человека.
3. Схема самой примитивной реакции нервной системы на боль — так называемый спинальный рефлекс — возникает к 8 неделям формирования эмбриона. Это самый ранний этап, на котором эмбрион может испытать боль любой интенсивности. И зародыш реагирует точно так же, как и человек на более поздних этапах развития, — попыткой защититься от болевого раздражителя.
4. Самые ранние связи между нейронами подкорково-лобных структур (участков мозга, отвечающих за двигательные функции и широкий спектр психологических процессов, включая восприятие боли) обнаруживаются у эмбриона уже спустя 37 дней после оплодотворения, а к 8–10 неделям 7 эти связи уже полностью сформированы.
5. Связи между спинным мозгом и таламусом (отделом мозга, отвечающим за восприятие боли как у плода, так и у взрослого человека) начинают образовываться на сроке около 12 недель 8 и полностью формируются к 18 неделям.
6. Долговременные синаптические связи в коре головного мозга образуются лишь к сроку 22–24 недель 10 и с этого этапа продолжают непрестанно развиваться, вплоть до достижения человеком полной зрелости (примерно 25 лет от момента рождения).
Какие мозговые структуры плода задействованы в восприятии боли?
Чтобы возникло самое примитивное болевое ощущение, необходимо, чтобы работала следующая схема: должен быть зафиксирован вредоносный раздражитель и сформирована реакция на него. Общепризнанный факт, что к 8–10 неделям развития у внутриутробного человека 12 уже есть все необходимые нервные структуры для такой реакции.
Спор вокруг фетального восприятия боли заключается не в том, испытывает ли эмбрион боль в первом триместре жизни, а в том, как он ее испытывает: то есть испытывает ли он боль так же, как новорожденный или взрослый человек. В двух обзорных статьях (одна опубликована Королевским колледжем акушерства и гинекологии, другая — в Журнале Американской медицинской ассоциации), а также в заявлении Американского колледжа акушерства и гинекологии декларируется, что в то время как развитие начальных структур мозга уже достаточно для ноцицепции (распознавания болевого воздействия и физиологической реакции на него), оно не достаточно для того, чтобы сознательно испытывать боль, то, что называется «страдание», так как для этого требуется развитие связей в коре головного мозга, происходящее позже.
Тем не менее огромное количество научных исследований опровергают утверждение, что для переживания страдания обязательно необходимо развитие коры головного мозга.
1. Кора головного мозга является уникальной структурой лишь у млекопитающих, однако у животных, не имеющих подобного отдела мозга (рыб, амфибий, рептилий и птиц), всё же наблюдается сознание и способность страдать.
2. Эксперименты показывают, что животные с полностью удаленной корой головного мозга продолжают активно реагировать на болевые воздействия. Так же и дети, родившиеся без коры головного мозга (пациенты с лиссэнцефалией), способны к сознательным реакциям, включающим способность улыбаться, различать знакомых/незнакомых людей и ситуации, иметь предпочтения в музыке и разнообразное реагирование на боль. Это свидетельствует о том, что вышеупомянутые долговременные связи, которые возникают в коре головного мозга после 22 недель (и отсутствующие у этих больных), не являются обязательными для психологического ощущения страдания.
3. Наблюдения, описанные выше, совпадают с тем, что известно о проявлении сознания и эмоций в мозге. Последние обзорные исследования показывают, что эмоциональные реакции (включая страдание) «возникают на всех уровнях нервной системы» и что сознание сохраняется даже при отсутствии «обширных частей коры головного мозга».
4. Области коры головного мозга, соотносимые с восприятием боли (дорсо-латеральная префронтальная кора и передняя поясная кора), продолжают развиваться в течение десятилетий после рождения, достигая полной зрелости одними из последних. Тем не менее наше восприятие боли остается примерно таким же и в детстве, и во взрослом возрасте, отчетливо свидетельствуя, что зрелость коры головного мозга не является обязательной для ощущения человеком боли и страдания.
5. Наконец, эксперименты над взрослыми людьми ясно опровергли опубликованные Журналом Американской медицинской ассоциации (ACOG), Американским и Королевским колледжами акушерства и гинекологии (JAMA & RCOG) утверждения, что для ощущения страдания необходима деятельность коры головного мозга. Абляция или стимуляция коры не влияет на восприятие боли, в то время как абляция нижних отделов мозга, включая таламус,
оказывает явное влияние. Это означает, что сознательное восприятие боли (страдания) в основном локализуется в области таламуса, а церебрально-таламические отделы формируются на 12–18 неделях после зачатия.
Что мы знаем о фетальной боли
То, что мы непосредственно наблюдаем, изучая фетальную боль, является однозначным. Плоды в возрасте 20 недель демонстрируют рост уровня гормонов стресса, реагируя на боль, который может быть остановлен применением соответствующей анестезии. Множество исследований четко показало, что «человеческий плод с 18–20‐й недели демонстрирует гипофизарно-надпочечниковую, симпато‐адреналиновую и сосудистую стрессовую реакцию
на физическое воздействие».
Плоды, родившиеся недоношенными (на таком раннем сроке, как 23 недели), также демонстрируют четкие поведенческие реакции на боль. Поразительно то, что чем раньше
дети появляются на свет, тем сильнее их реакция на боль. Эти и многие другие наблюдения за фетальным поведением и физиологией привели профессиональных анестезиологов
к общему согласию об обязательном использовании лекарственных препаратов для облегчения боли при фетальной хирургии.
Исключения для ограничения срока проведения искусственного аборта 12 неделями в России
На сегодняшний день российские законы разрешают производить аборт на протяжении всего срока беременности при наличии одного из примерно 130 медицинских показаний, включая большой спектр аномалий развития плода.
Примечательно, что многие из этих патологий могут быть выявлены только на поздних сроках беременности, то есть когда плод уже вполне способен ощущать боль. Например,
Многие из них обнаруживаются лишь на позднем сроке, и ни один из них не влияет на фетальное восприятие боли.
Наш собственный опыт. Почему фетальная боль имеет значение
На личном и общественном уровнях мы должны совершить выбор, определяющий наше отношение к фетальной боли. И этот выбор касается не только плода, испытывающего боль, он во многом определяет то, каким обществом мы хотим быть.
Причинение боли любому живому существу, способному ее испытывать, — это жестокость. А игнорирование по любой причине боли, которую испытывает другой человек, — это бесчеловечность. Большинство современных обществ приняли законы против жестокости, независимо от того, какая именно причиняется боль. Нам не нужно знать, имеет ли плод саморефлексию или самосознание, чтобы обеспечить ему хотя бы такое же отношение, как к другим видам животного мира, способным испытывать боль. Мы просто должны решить: игнорировать боль плода или нет?
С точки зрения нейробиологии не ясно, какие именно «психологические аспекты» зрелого восприятия боли появляются в конкретной точке пренатального или постнатального развития человека. Для меня невозможно узнать, испытывает ли другой взрослый, подросток или плод боль именно в той же мере, в которой ее испытываю я. Тем не менее это абсолютно неоспоримый факт, что эмбрион отвечает на болевой раздражитель, а значит, в какой-то мере испытывает боль уже начиная с 8 недель развития.
Если живое существо может испытывать боль, то сострадание требует от нас избегать жестокости. И большинству людей покажется варварством причинять бессмысленную боль любому живому существу даже с самой примитивной нервной системой. Мы не одобряем, когда кто-то отрывает лапы птице или плавники рыбе, потому что не равнодушны к страданиям, которые это вызовет, несмотря на то, что у этих животных нет коры головного мозга, наличие которой некоторые исследователи считают необходимым для того, чтобы плод человека испытывал сознательные страдания. Когда речь идет об абортах, мы миримся с не меньшей жестокостью. Принимая во внимание, что плоды, являются представителями человеческого рода — такими же человеческими существами, как и мы, они заслуживают гораздо большего уважения, чем прочие живые существа. Они заслуживают презумпции в отношении их восприятия боли и защиты от жестокости на законодательном уровне.
Источник: доклад на научном симпозиуме в Москве «Современные представления науки о начале человеческой жизни», 2015.