до какого возраста максимально развивается эмоциональный интеллект человека
Возраст, в котором наступает ПИК эмоционального интеллекта (EQ)
Недавно американские психологи подтвердили экспериментально, что эмоциональные качества не находятся на одном уровне на протяжении всей жизни человека.
Существует множество подходов, основанных на различных исследованиях, для повышения эмоциональных качеств человека, и наука уверяет тех, кто считает, что нуждается в их совершенствовании, что это вполне реально.
Недавно американские психологи подтвердили экспериментально, что эмоциональные качества не находятся на одном уровне на протяжении всей жизни человека, а улучшаются с опытом.
В нашем все более сложном и насыщенном технологиями мире, где для решения сложных проблем часто требуется сотрудничество, а рутинную работу берут на себя машины, эмоциональный интеллект становится все более важным качеством.
Что делать тем, кто обеспокоен, что его эмоциональный интеллект недостаточно высок?
Существует множество подходов, основанных на различных исследованиях, для повышения эмоциональных качеств человека, и наука уверяет тех, кто считает, что нуждается в совершенствовании этих качеств, что это вполне реально.
Н о если вы чувствуете упадок эмоциональных сил, существует еще один способ повысить ваш EQ – просто подождать в течение некоторого времени.
Конечно, это не самый быстрый метод стать более восприимчивым и отзывчивым по отношению к эмоциям других людей, но, согласно недавним исследованиям, возможно, это вполне разумный выбор.
Результаты исследования, проведенного группой ученых из Калифорнийского университета в Беркли, свидетельствуют о том, что уровень эмоционального интеллекта, как правило, неуклонно растет на протяжении всей человеческой жизни, достигая пика в зрелом возрасте, около 60 лет.
Кости становятся более хрупкими, а эмоциональные качества набирают максимальную силу
Не требуется никакого научного исследования, чтобы доказать, что многие качества нашего организма становятся хуже по мере того, как мы стареем: колени начинают поскрипывать, зрение теряет былую остроту, память порой подводит.
Однако, по словам психолога из Калифорнийского университета в Беркли Роберта Левенсона, по крайней мере, одна способность с возрастом лишь набирает силу – эмоциональный интеллект EQ.
Чтобы определить возраст пика эмоционального интеллекта, группа исследователей во главе с Левенсоном провела эксперимент с 144 участниками в возрасте от 20 до 60 лет, которым предлагалось посмотреть серию видеосюжетов, призванных вызывать различные эмоции, такие как отвращение и печаль.
Затем этим волонтерам было предложено манипулировать своим эмоциональным состоянием в ответ на демонстрацию отвратительных или душераздирающих видеороликов, то есть либо оставаться равнодушными, либо попытаться увидеть позитивную сторону в том, что им приходилось видеть на экране.
Итак, какая возрастная группа лучше других могла переосмыслить изображение и изменить свое отношение к просмотренному материалу?
Вы, конечно, уже догадались, что это не были наиболее эмоционально неустойчивые 20-летние.
На самом деле, исследователи обнаружили, что чем старше были участники, тем лучше они, как правило, владели своим восприятием.
В то же время, участники молодого и среднего возраста показали лучшую способность игнорировать собственные эмоции.
Хотя повышенная чувствительность к печальным или грубым сценам может показаться не самым полезным качеством для человека, Левенсон утверждает, что именно склонность переживать и активно осмысливать переживаемые эмоции, а не игнорировать их, дает людям зрелого возраста реальные преимущества.
«Все чаще кажется, что смысл жизни в зрелом возрасте сводится к социальным отношениям, к заботе о близких и восприятии заботы близких о себе, – прокомментировал ученый. –
Эволюция, похоже, настроила нашу нервную систему таким образом, что в зрелом возрасте она является оптимальной для подобных видов межличностных отношений и сострадания.
Эмоциональный интеллект – это просто другое название мудрости?
В некоторых аспектах, результаты исследования оказались удивительными.
Многие люди опасаются, что они не развиваются, что их IQ и EQ застыли на месте с момента рождения, а пожилые люди порой подвержены причудам, вроде размахивания тростью с криком «убирайтесь с моего газона!» и прочим стереотипам.
Однако, если взглянуть через другую линзу, результаты вовсе не шокируют.
Каким иным словом можно назвать способность воспринимать различные точки зрения на сложные темы и помещать различные проблемы в единый контекст?
Безусловно, одним из возможных ответов является мудрость.
И независимо от того, какого мнения придерживаются мало информированные люди по поводу пожилых, большинство из нас понимает, что мудрость и пожилой возраст имеют тенденцию приходить вместе (хотя существуют способы ускорить процесс наступления мудрости).
Поэтому, те из нас, кто иногда огорчается и беспокоится из-за того, что эмоциональный интеллект не приходит к ним естественным путем, могут утешиться: с возрастом положение, скорее всего, исправится само собой.
В то же время, вероятно, неплохая идея состоит в том, чтобы взглянуть на своих старших коллег и знакомых в свете этого исследования.
Наука недавно в очередной раз подтвердила то, что мы все давно знаем, но порой забываем: сама жизнь учит нас ценным эмоциональным навыкам, поэтому всем нам стоит брать пример со старших и уважать их. опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Эмоциональный интеллект
Новые исследования показывают: неожиданно большое количество современных детей плохо читают лица. Неумение распознать самые базовые эмоции и правильно отреагировать — основная причина проблем в общении. Эмоциональный интеллект — область, хорошо изученная антропологами, психологами и даже зоологами, — может пригодиться и родителям
Поделиться:
Исследователи из чикагского медицинского центра (Rush University Medical Center) оценили эмоциональный интеллект детей от 4 до 17 лет. Многие дети оказались не способными ответить, доброе или злое лицо изображено на картинке, отличить на видео «деловую» походку от «неторопливо-прогуливающейся», объяснить мотивацию героев рассказа такими словами, как, например: «Она сказала это потому, что не хотела его обидеть».
Дети реагируют на выражение радости и тревоги на лице матери с 4 месяцев, начинают улыбаться в ответ на улыбку и беспокоиться, когда мать хмурит брови. Мамы инстинктивно обучают своих малышей, утрированно демонстрируя эмоции. Причем выражения лиц легко узнаваемы и не зависят от культуры, в которой растет малыш.
Фото предоставлено автором На фотографии две китаянки и две англоговорящие мамы посылают своим малышам одинаковые по эмоциональной окраске сигналы
Преувеличенные эмоции изображают и детские мультфильмы: расширенные от ужаса глаза или рот, огромная улыбка — все это должно помочь детям понять замысел сценариста. Художники-мультипликаторы рисуют то, что называется в поведенческой науке «ключевые стимулы», привлекая внимание именно к тем образам, которые несут информацию об эмоциональном состоянии героя.
На умении понимать чувства других и выражать собственные базируется социальная компетентность, то есть умение жить в группе. А с помощью оценки эмоционального интеллекта можно понять, почему здоровые дети с высоким уровнем умственного развития оказываются изгоями в обществе сверстников.
Я связалась с доктором Маккейном, чтобы узнать подробности его исследования. Дети по природе склонны разглядывать лица, с возрастом все лучше понимая, что чувствуют люди и как это отражается на их лицах, рассказывает он. Этого навыка лишены, например, дети, страдающие аутизмом: не разглядывая лица, они теряют очень много социально важной информации.
Результаты тестирования эмоционального интеллекта, продолжает Маккейн, совпали с мнением учителей и родителей о способностях ребенка регулировать свое поведение. «Чем лучше ребенок учится социально-эмоциональным навыкам, тем выше родители и учителя оценивают его социальное поведение, способность к кооперации и уверенность в себе. В США и, подозреваю, в других странах 10-13% детей не принимаются сверстниками. Нарушения в общении — это фактор риска для их учебы и психического здоровья».
Как же обычный родитель может понять, что у его ребенка проблемы с общением? Доктор Маккейн приводит примерный список нарушений: «Если ребенок жалуется, что его дразнят, задирают или просто оставляют вне игры, если ребенок часто ссорится с друзьями или жалуется на одиночество, если его не приглашают в гости или не принимают его приглашения — это плохие знаки. Нужно исследовать ситуацию. Возможно, понадобится подробное обучение ребенка социальным навыкам и разбор сложных ситуаций».
C точки зрения этологии детеныши учатся языку своего вида от взрослых сородичей, а не от других детенышей. Взрослые животные заставляют малышей бесконечно повторять ритуалы приветствия, проигрывать сигналы примирения и подчинения. Мы в этом плане не так уж отличаемся от животных, постоянно напоминая детям, что надо говорить тете «здрасте, спасибо и пока-пока». Но если в каменном веке дети проводили большую часть времени под ногами или на спинах у взрослых и росли в разновозрастных группах, то теперь они нередко проводят день в компании тех, кто в лучшем случае лишь немного опережает их по социальным навыкам.
Эмоциональный интеллект: почему он определяет нашу жизнь и как над ним работать
Что такое эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект в широком понимании — это признание за собой и другими как позитивных, так и негативных чувств, умение отделять личные ощущения от голых фактов, а также навык чувствовать настроение, темперамент, интонации и намерения в общении с другими людьми, независимо от того давние они знакомые или вы видите их в первый раз в жизни. Важная часть эмоционального интеллекта — умение распознавать и честно описывать собственные эмоции, способность не поддаваться панике и отринуть «плохие эмоции» (гнев, ревность, раздражение, зависть, злость) и широкое распространение эмоционально окрашенного языка с Я-сообщениями. Люди, способные артикулировать свои чувства («Мне обидно, что наш отпуск проходит так буднично» вместо «Почему ты снова ничего не придумаешь?» — первый осязаемый признак), осознать их источник и спокойно обсудить дальнейшие действия, не переходя на личности, встречаются не очень часто. И время, проведенное с ними, для большинства оказывается очень качественным общением.
Обычно психологи подразделяют эмоциональный интеллект на навыки четырех категорий. Первый — умение ясно и внятно общаться с другими, объяснить ожидания, активно слушать, влиять и вдохновлять, работать в команде или возглавлять ее и улаживать конфликты. Второй — общая эмпатия и комфортное самоощущение в большой группе людей: независимо от того, экстраверт вы или интроверт, вы чувствуете эмоциональные сигналы других и редко сталкиваетесь с недопониманием. Третий признак — знание своих слабых и сильных сторон и спокойное сосуществование с ними, а также хорошее знание личных эмоций и их влияния на вашу жизнь. И последнее — умение управлять эмоциями, ограничивать их разрушительное влияние на себя, способность выполнять взятые на себя обязательства, поддерживать долгосрочные отношения и меняться в соответствии со средой.
Сам по себе эмоциональный интеллект способен держать человека на плаву, но лучшие результаты в карьере приносит в сочетании с глубокими знаниями и сильной мотивацией. Действительно, высокий коэффициент интеллекта помогает поступить в университет или попасть на долгожданную работу, но именно развитый эмоциональный интеллект влияет на подверженность стрессу, помогает завести отношения на новом месте или приспособиться к турбулентной рабочей ситуации. Саморегуляция, умение слышать и ставить себя на место другого, способность управлять настроением дополняет практические навыки и умения во всех сферах, где требуется общение. Очевидно, что в век, когда большинство неприятных задач уже поручено или будет в ближайшее время передано машинам, таких сфер подавляющее большинство.
На что влияет эмоциональный интеллект и почему без него не обойтись
Как часто вы сталкивались с невероятно талантливым и при этом необязательным человеком, который не соблюдает договоренности? Приходилось ли вам бывать на его месте? Вас перебивали неуместными замечаниями или своим вмешательством только усложняли конфликт? Случалось ли, что из-за неозвученных ожиданий ваши отношения становились только хуже и никто не мог определить, в чем причина? Все эти ситуации отражают проблемы с эмоциональным интеллектом: когда непонимание намерений и настроения, эмоционального состояния и мотивации делает простое общение напряженным, негативным или даже грубым. На что в первую очередь влияет эмоциональный интеллект?
— Осознание себя —
Чувствуя эйфорию или подавленность, беспричинное беспокойство или вполне конкретную озабоченность, человек с высоким EQ понимает, что происходит с ним и как это называется. Он в состоянии отличить тревогу от злости или паники, а спонтанную нежную радость — от сильной эмоциональной близости. Давая себе отчет в своих чувствах, он способен отстраниться от них и не углубляться в разрушительные и бесплотные мысли. Например, не примет легкое увлечение за большую любовь, а любопытную перспективу — за главную цель жизни. Исходя из эмоций он будет строить долгосрочные планы, где перепады настроения или новые события в жизни в целом не сильно изменят вектор его развития. Это совершенно не означает унылую жизнь, без впечатлений, в которой нельзя подвергнуться порыву. Скорее, это глубокое знание, как реагировать на конкретные эмоции. Например, не продолжать бесплодный спор, когда все участники конфликта находятся на взводе. Не взваливать на себя слишком много обязанностей в состоянии эйфории. Не бояться признаться себе в неприглядных чувствах и взять за них ответственность. Не причинять другим добро без их запроса. Такие «не» берутся из личного негативного опыта и часто автоматически настраиваются после нескольких промахов — просто требуется время, чтобы уловить связь между нашими чувствами и последующими действиями.
— Саморегуляция —
Понимая свои чувства, легко собой управлять — от осознанного питания до рабочего графика и планирования рабочего времени. Высокий EQ сказывается на том, что мы берем ответственность за нашу жизнь и итоговый результат всех отношений — рабочих и личных — и не ищем виноватых. Вместо перекладывания вины на коллег, которые подвели, или вторую половину, которая не поняла нас правильно, люди с высоким EQ склонны задавать себе вопросы, на каком этапе недопонимание усугубилось, что именно они могли бы сделать лучше, — и используют эти знания в следующей аналогичной ситуации. Самоконтроль способствует тому, что мы не позволяем негативным эмоциям — гневу, тревоге, усталости — сказаться на окружающих и следим за собственной репутацией: данное слово, обещание и договоренности соблюдаются нами на постоянной основе вне форс-мажоров. Результаты оцениваются по усилиям и собственным действиям, а не через анализ ошибок других. А новые условия и жизненные ситуации не повергают в тревожное состояние: человек с высоким EQ будет искать в трудностях возможность их решения и личного роста или перехода на другую работу и к другим отношениям. Конечно, это не значит, что нужно превращаться в робота, у которого упорядочены все импульсы и реакции. Скорее, эмоциональный интеллект означает здравую оценку своих возможностей и достоинств, признание за людьми права вести себя как им хочется и умение решать конфликтные ситуации при столкновении интересов, не становясь их заложниками на многие месяцы.
— Мотивация —
Эмоциональный интеллект тесно связан с мотивацией и проактивным поведением — умением адекватно реагировать на перемены, объединять (а не разобщать) людей, представлять чужие интересы, делегировать власть и внушать людям веру в лучшее. Человек с высоким EQ легко обучаем и относится к временным трудностям без упаднического настроя, руководствуясь принципом «не попробуем — не узнаем». Он хорошо анализирует свои и чужие ошибки, не самонадеян и потому умеет влиять на настроение группы, не запугивая и не давая легковесных обещаний.
Во-первых, эмоциональный интеллект влияет на желание оправдать свои и чужие ожидания и более ответственно относиться к данным гарантиям. Во-вторых, потребность обсуждать взаимные ожидания на работе или в семье дает возможность высказать опасения, отчего «серых зон» в большой задаче со временем становится меньше. В-третьих, эмоциональный интеллект почти всегда связан с рациональным распределением ресурсов и инициативностью: вместо прокрастинации проактивный человек выберет обучение или помощь другому, обустройство общего пространства, дополнительные навыки или свободное время. Вы наверняка замечали, что в любом коллективе есть человек, которому нужно немного больше, чем другим, и он охотно делится этим — у него есть идеи, как провести вечер, он растит цветы в офисе или приносит угощения, без жалоб помогает другим и берет на воспитание стажеров. Всё это так или иначе пример мотивации на рабочем месте. В личной жизни все работает примерно так же. Мы знаем людей, которые всегда позвонят первыми, выберут новое место для общего ужина, закажут групповую поездку, пригласят на свидание, никогда не забудут о дне рождения, — все это тоже признаки эмоционального интеллекта.
— Эмпатия —
В широком смысле эмоциональный интеллект влияет на способность понимать, что чувствуют и думают другие. Это может включать в себя много информации разного рода: как знания по социальной психологии о групповом поведении или отношениях в паре, так и конкретные умения успокоить и вывести из ступора паникующего человека, знания правильных формулировок и способов отвлечь внимание. В целом эмпатия — это настроенность на других в любом их состоянии, принятие их настроения, понимание языка и считывание невербальных знаков. Первое, на что влияет эмоциональный интеллект, — на умение опознавать эмоции других и делать из этого выводы. Правило не кричать на плачущего ребенка или не вести долгие споры с агрессивно настроенными людьми — базовое правило эмпатии, которое помогает сократить напрасно потраченные усилия. Менеджер, который слышит подчиненных и дает им инструменты для роста и развития, проявляет себя как эмпатичный лидер, потому что чувствует запросы других и помогает им реализовать свой потенциал. С эмпатией связано и ощущение справедливости — отсутствие предубеждений и предпочтений, умение использовать навыки всех участников процесса для общего блага. И, конечно, человек с развитым эмоциональным интеллектом обычно хорошо понимает то, о чем не говорят: уважает слабые места, помнит о травмах, не сталкивает конфликтующие стороны, видит иерархию и умеет с ней считаться.
— Социальные навыки —
Все вышеперечисленные зоны влияния эмоционального интеллекта подводят к главному: совокупность этих качеств помогает нам лучше понимать людей, не питать по отношению к ним неоправданных ожиданий, не требовать от себя и других больше, чем в наших силах, не становиться заложниками эмоций, не поддаваться групповому влиянию. Люди с высоким EQ чаще всего работают над риторическими приемами или уже хорошо владеют техникой убеждения. Они умеют вербально обозначить приоритеты, не ждут, что их эмоции будут угаданы, и редко скатываются в пассивно-агрессивное поведение.
Эмоциональный интеллект помогает объединять людей и инициировать перемены в семье или группе, не вызывая ни у кого негативных чувств, видеть плюсы всех по отдельности, когда требуется достижение общих целей, обмениваться опытом и обучать друг друга. Коллективы с такими людьми — это почти всегда питательная среда, где легко вырасти и получить много смежных навыков, а заодно закрепить уверенность в себе. И, конечно, эмоциональный интеллект необходим, если требуется подойти к конфликту осознанно, разрешить его без взаимного обвинения и невыгодного компромисса. Вместо тревоги и страха сдать позиции. Человек с высоким EQ выберет искренний разговор между конфликтующими сторонами, не будет избегать роли посредника, а поможет высказать взаимные претензии и выработать стратегию дальнейших действий.
Как улучшить эмоциональный интеллект: 5 действенных шагов
В отличие от многих врожденных талантов — вроде математических способностей или музыкального слуха, — эмоциональный интеллект как навык социальный можно совершенствовать всю жизнь. В рабочем коллективе, паре, в отношениях с родителями, друзьями и детьми мы можем постоянно работать над эмпатией и навыками коммуникации, что обязательно скажется на качестве наших отношений, настроении и образе жизни.
Ставить себя на место другого человека
Для начала неплохо бы изучить человека, на место которого мы хотим себя поставить. Плачущий маленький ребенок чаще всего устал или голоден. Раздраженная соседка могла не выспаться из-за стройки под окном. Недовольный коллега переживает трудное расставание. На маму свалилось слишком много новой работы. Жена устала, разрываясь между домом и работой. У босса похмелье, он хмурый и дает резкие комментарии. У лучшего друга депрессия больше года. Подвыпивший незнакомец на улице хочет пообщаться. Подчиненный в панике провалил третий проект подряд. Анализируя, с кем и в каком состоянии мы говорим, мы лучше понимаем, что они сейчас чувствуют и почему поступают именно так. Совершенно не нужно оставлять людям возможность ошибаться без последствий — в некоторых ситуациях просто необходимо обрисовать грани допустимого. Но знать, что происходит в жизни тех, с кем мы сталкиваемся каждый день, обязательно нужно, чтобы наши взаимные ожидания и требования были справедливыми. Поставьте себя на место женщины, которой нужно проехать полгорода с детской коляской, или мужчины, который не был в отпуске два с лишним года, или ребенка, которому никогда не отказывают. И вам будет гораздо проще понять, что они чувствуют в настоящий момент.
Называть эмоции: свои и чужие
Большинство людей не умеют называть свои эмоции и считают это лишним навыком. Тем временем гнев сильно отличается от обиды и разочарования, и анализировать свои и чужие эмоции необходимо, чтобы знать собственные слабые места. Один из лучших способов — пополнить эмоциональный словарь новыми описаниями эмоций: отделить тревогу от раздражения, усталость — от апатии. Лучше всего это делать в сочетании с дневником настроения: вести ежедневно дневник меняющегося настроения и записывать эмоции во время и после событий — встреч, разговоров, культурных мероприятий и новых знакомств. Так вы, во-первых, увидите, какие события дня и каким образом на вас влияют (положительно или отрицательно), во-вторых, разберетесь в клубке противоречивых чувств, которые у вас вызывают разные ситуации и люди. Когда вы поймете, какие негативные эмоции доминируют в жизни, будет проще найти им выход: неслучайно от гнева советуют активные виды спорта и пробежки, а тревогу не советуют заедать сладким. Когда вы научитесь называть и определять свои эмоции, будет гораздо проще определять чужие — по вербальным и невербальным сигналам. И навсегда отделите эмоции, имеющие отношение к вам, от случайных: не нужно осмысливать поведение раздраженного в общественном транспорте человека, а вот постоянные претензии партнера стоит принять во внимание.
Расширять кругозор
Часто проблемы с эмоциональным интеллектом связаны с тем, что мы потонули в своем информационном пузыре. Уже сейчас доказано, что знание нескольких иностранных языков помогает человеку лучше усваивать информацию о многообразии мира. Необходимо расширять кругозор — читать художественные книги и мемуары, смотреть игровое и документальное кино, интересоваться наукой, путешествовать, заниматься самообразованием, — чтобы понимать, насколько люди разнятся талантами и устремлениями и как проблематично для жизни и карьеры мерить всех одной мерой. В мировой литературе и кино обнаружатся скромники и карьеристы, аферисты и идеалисты, и у каждого из них будет своя захватывающая история. Понимать сложный и неупорядоченный мир, в котором каждый может найти то, что ему нужно, — важный шаг для урегулирования конфликтов, выстраивания гармоничных отношений и управленческого роста. Книги, фильмы, выставки, поездки и новые навыки — не просто эрудиция, но и способ лучше понимать других.
Думать на два шага вперед
Эмоциональный интеллект имеет отношение к долгосрочному планированию: выстраиванию приоритетов и целей, стратегическому распределению ресурсов и тактике ближайших действий. В построении отношений с окружающими всегда стоит разделять людей на тех, с кем мы проводим большую часть времени, и тех, кто не имеет на нашу жизнь влияния. Все силы эмоционального интеллекта стоит употребить на то, чтобы общение с ближним кругом было наполненным и интересным. Тратьте свое время на тех, у кого вы многому учитесь, кто превосходит вас в личных и профессиональных качествах, окружайте себя неравнодушными и гармоничными людьми, и общение с ними принесет плоды. Подумайте, как попасть в такой коллектив или собрать такой, если вы за него отвечаете. Подумайте, какая жизнь вам важна и комфортна и какие действия вас к ней приведут. Адаптируйте бюджет под свои цели и учитесь экономить. Откладывайте деньги на продуманную покупку. Помогайте другим, обсудив это и придя к договоренности. Смотрите на конфликт и препятствия как на промежуточный этап, преодолев который перед вами откроются новые возможности. Тщательно проговаривайте все рабочие и личные обязательства заранее и не давайте напрасных обещаний, равно как не формируйте необоснованных ожиданий. Эмоциональный интеллект помогает соизмерить душевные силы и уловить настроение того, кто может и хочет вам помочь продвинуться дальше в ваших планах. Если окружение и намеченные цели не соответствуют вашему нынешнему состоянию, никогда не поздно переиграть и получить то, к чему вы стремитесь.
Пройти тренинг или психотерапию
Очень часто для глубоких изменений трудно найти ресурсы и знания, чтобы совершить резкий качественный скачок в понимании себя и других. В таком случае психологический тренинг или психотерапия могут быть очень полезным инструментом на пути познания себя. Тренинг рекомендуется психологически здоровым людям, без проблем с аппетитом и сном, в устойчивом позитивном состоянии для достижения карьерных и личных целей с персональным коучем по мотивации. Тренинги показаны тому, кто устал от рабочей рутины или неблагополучной личной ситуации и у кого достаточно внутренних сил на значительную работу над собой.
Психотерапия — более глубокое и долгосрочное предприятие, требующее переоценки себя, своих достижений, окружения и образа жизни. Часто она сопровождается приобретением новых привычек, расставанием с токсичным окружением, сменой работы и даже места жительства, и ни один хороший терапевт не подскажет, в какой пункт назначения терапия вас приведет. И тренинги, и терапия направлены на расширение эмоционального интеллекта, развитие способности определять и контролировать эмоции, работать со страхами и негативными установками и преодолевать негативные паттерны через принципиально новый набор действий. Не ссориться, когда хочется. Выслушать, когда тянет поговорить. Прийти на помощь, когда попросили об этом. Видеть большую картину за рамками привычного. Всему этому учат хорошие тренинги и психотерапия, когда попадают на благодатную почву — человека, готового работать над собой.