до какого возраста можно причащаться без исповеди

Исповедь, причастие, епитимья…

Я хочу исповедоваться, но боюсь, что священник наложит на меня епитимью. Что это такое?

до какого возраста можно причащаться без исповеди. Смотреть фото до какого возраста можно причащаться без исповеди. Смотреть картинку до какого возраста можно причащаться без исповеди. Картинка про до какого возраста можно причащаться без исповеди. Фото до какого возраста можно причащаться без исповеди
Игумен Нектарий (Морозов)

Епитимьи ни в коем случае не следует бояться: она не является наказанием, а служит лишь средством уврачевания ран, нанесенных человеку тем или иным грехом, средством борьбы с укоренившимися благодаря долгому навыку страстями. Благоразумный священник всегда следует важнейшему врачебному принципу — «не навреди», и не налагает на кающегося бремени чрезмерно тяжелого, неудобоносимого. Бывают, правда, случаи, когда священники молодые или же просто «горящие ревностью не по разуму», пытаются извлечь соринку из глаза другого человека посредством удара бревном (см.: Мф. 7, 4-5). То есть дают ему непосильное молитвенное или постническое правило, либо отлучают от Причастия на слишком долгий срок, так что кающийся по злохитрому умыслу сатаны оказывается поглощенным чрезмерной печалью, чего так опасался в свое время сам апостол Павел, сначала позаботившийся об исправлении, а затем — об утешении одного из членов церковной общины, впавшего в страшный даже по тем временам противоестественный грех. Если подобное (то есть встреча со священником не очень опытным и осторожным) произошло, то необходимо обратиться к духовнику и опытному, и искусному, имеющему доброе свидетельство как от верующих, так и от своих собратий, с тем, чтобы испросить у него совета и наставления.

Вообще же под епитимьей обычно понимается или определенное молитвенное правило, или посильный подвиг — поклоны, пост, или временное отлучение от Причастия. Но повторимся еще раз: главный принцип назначаемой епитимьи заключается в том, что она должна служить не делу разрушения, а делу созидания души христианина, должна не уязвлять, а врачевать. Конечно, для человека с чувствительным самолюбием и сравнительно легкая епитимья может быть непростым испытанием, однако если он смирится с ней, она, безусловно, принесет ему пользу.

С какого возраста дети должны исповедоваться перед Причастием? Как научить ребенка исповедоваться?

Принято считать, что впервые ребенок должен исповедоваться перед Причастием по достижении семилетнего возраста. Этого правила лучше всего и придерживаться. С некоторой лишь оговоркой: бывают дети, которые и в шесть лет обладают настолько ясным сознанием и душевным развитием, что могут по-настоящему серьезно и вдумчиво исповедоваться, а бывают и такие, что в восемь лет совершенно не понимают, чего хотят от них родители, когда подводят к аналою с Крестом и Евангелием. И вполне разумно одних допустить до исповеди несколько раньше, а от других не требовать того, к чему они еще не готовы, поскольку формализм в духовной жизни неприемлем и может принести огромный вред, взращивая в христианине с младых ногтей самого настоящего фарисея.

Научить человека исповедоваться – не так уж и легко. Не только дети, но и вполне взрослые прихожане исповедоваться не умеют. И огромную ошибку допускают родители, когда требуют, чтобы дети исповедовались по некоторому – формальному же – списку вопросов. Тем более неприемлема такая уродливая практика, когда папа и мама «надиктовывают» ребенку его исповедь и он твердит ее раз за разом, слово в слово, словно заезженная пластинка, не давая себя даже труда понять, что значит тот или иной названный им грех.

Куда важнее учить не исповедоваться, а жить по совести, причем учить не набивающим оскомину назиданием, а собственным, ярким и красивым примером. Когда совесть жива, сильна, она остро ощущает всякую совершенную нами неправду, и это ощущение рождает покаяние подлинное – глубокое, искреннее, сопряженное с ненавистью к греху и желанием от греха избавиться и более его не допускать. Это в равной степени относится к исповеди как детской, так и взрослой.

Как исповедовать плотские грехи? Можно ли если очень стесняешься просто записать и показать священнику?

Святые отцы учат, что исповедовать плотские грехи подробно и в деталях (равно как и блудные помыслы) не следует. Во-первых, такое внимание к деталям может возобновить в душе самого исповедующегося воспоминание пережитых падений и искушений, во-вторых, будет небезвредно и для принимающего исповедь священника, если только он не бесстрастен. Однако говорить о грехе всегда надо так, чтобы было ясно, в чем заключается его суть, чтобы грех не умалялся и не преувеличивался. В некоторых случаях ради преодоления стыда действительно бывает необходимо записать грехи на листе бумаги и дать прочитать священнику. Подобные примеры можно найти и в некоторых житиях святых, в частности, в житии святителя Василия Великого, к которому пришла женщина, чьи грехи были столь постыдны (или же она сама столь чувствительна), что ей никак не удавалось произнести их вслух, почему она и доверила их бумаге. Но лучше все же ради смирения бывает понудить себя и сказать грех как он есть самостоятельно.

Я читала, что какому-то человеку было открыто, как во время исповеди каждый грех в виде змея выходит из уст кающегося при его оглашении. А как же тогда выходит этот змей, если часто батюшка сам про себя зачитывает грехи кающегося по бумажке?

Нужно помнить, что во всех подобных откровениях видимое людьми являло собой лишь образ происходившего в области духовной. И ни в коем случае нельзя относиться к Таинству так «материалистически». «Выходящий из уст змей» — образ обнаружения кающимся своего греха в покаянии, открытие его перед Богом и перед священником. И нет решительного различия, как именно это происходит — посредством словесного оглашения или же посредством написания на бумаге. Хотя, как уже говорилось выше, лучше все-таки мужественно произносить грехи самому, терпя при этом целительные боль и стыд.

Как нужно вести себя в день Причастия? Правда ли, что нельзя чистить зубы в этот день?

Не только в день Причастия, но и в каждый день своей жизни христианину необходимо помнить о том, что каждое мгновение он находится перед взором Всевидящего Бога. Нет ничего — ни во внешних поступках его, ни в сокровенности души,— что не было бы ведомо Господу и вместе с тем не было бы значимо для Него, ибо все, что касается человека, касается, как поразительно сильно сказано в молитве преподобного Серафима Вырицкого, зеницы Божиего ока[1].

Но день Причастия все же особый, это день теснейшего единения со Христом, когда мы принимаем Его в себя в Его Пречистых Тайнах и имеем в нас «живуща и пребывающа». Соответственно и особенно внимательными к себе мы должны быть до и после Причащения, особенно остерегаться, как бы не прогневать Господами своими делами, словами и мыслями и не лишиться слишком скоро того Дара, который преподал Он нам в этом величайшем Таинстве

Здравствуйте! Вчера причащала сына (ему 3,5 года). До этого ребенок болел (проблемы с желудком), я специально хотела его причастить, чтобы быстрее выздоровел. Причащаю его регулярно. Он выстоял почти всю службу, причастился, выпил запивочку. Но когда слушали проповедь, поперхнулся (жевал просфорку), и его вырвало. Вытерли все тряпкой и забрали, чтобы сжечь. Но я не сообразила, что одежду тоже надо было сжечь, и выстирала ее. Нужно ли мне теперь что-то делать с этой одеждой? Что делать, чтобы такие случаи больше не повторялись?

Думаю, что об этом происшествии обязательно надо упомянуть на исповеди. Приносить ли одежду в храм для сожжения? – Сейчас, после того, как Вы ее выстирали, наверное, уже не надо. Из Вашего рассказа можно понять, что вырвало ребенка просто из-за того, что он поперхнулся просфорой. Если так, то вины Вашей в этом нет и на будущее можно смотреть, пожалуй, лишь за тем, чтобы кусочек просфоры не был слишком большой. Если же его вырвало из-за желудочного заболевания, то, конечно, благоразумней было бы подождать сначала, пока он не поправится вполне, а уже затем вести на Причастие. Не исключено, что Вы могли погрешить в том, что отнеслись к Таинству слишком «утилитарно»: «чтобы быстрее выздоровел», и потому Господь попустил искушение. Впрочем, это лишь мое предположение.

Как быть, если ребенок капризничает перед Причастием? Причащать ли его или привести в другой день?

Разумнее будет посмотреть на состояние ребенка. Попытаться успокоить и, если это удастся, то все же причастить. Только принять при этом необходимые меры предосторожности: покрепче держать ручки, ножки, головку и даже попросить кого-то в этом помочь. Если же ребенок буквально заходится в крике и никак не успокаивается, так что есть риск толкнуть Чашу, то Причастие лучше отложить до другого дня. Но, разумеется, надо потом, придя домой, разобраться в себе – ведь чаще всего такое поведение ребенка во время Причащения связано не столько с его самочувствием, сколько с жизнью родителей. Всегда похвально желание папы и мамы чаще причащать сына или дочку, но не менее необходимо регулярно исповедоваться и причащаться им самим.

До какого возраста допускается кормить младенца перед Причастием?

До того момента, когда он объективно уже сможет обходиться без этого приема пищи.

Может ли мирянин несколько дней подряд причащаться Святых Христовых Таин, не исповедуясь (скажем, в воскресенье исповедовался, с воскресенья по субботу ежедневно причащаюсь без исповеди, только вычитывая правило)?

Хотя в наши дни достаточно говорится и пишется (и вполне, надо полагать, справедливо) о необходимости более частого Причащения, все должно иметь разумную меру. Если избегать крайностей и принимать во внимание советы многих опытных духовников, то можно рекомендовать причащаться раз в одну-две-три недели — в зависимости от духовной ревности и чистоты жизни конкретного человека, а также — от мнения того священника, у которого он исповедуется. Более частое Причащение возможно в случаях, когда «встречается» несколько больших церковных праздников, или на Страстной Седмице Великого поста, или при каких-то особых обстоятельствах в жизни человека (тяжкая болезнь, невыносимая скорбь и т.п.), но только – по совету и благословению священника. В таких случаях действительно можно исповедоваться однажды, а в последующие дни, если никаких крупных грехов не случилось, причащаться уже без исповеди.

Если я хочу причаститься на ночной (Рождественской или Пасхальной) службе, то с какого времени надо воздерживаться от пищи и воды?

Какой-то единой нормы на этот счет не существует, но «традиционно» принято в канун таких дней есть не позже семи-восьми часов вечера. Если же есть возможность, то лучше поупражняться в воздержании и последний раз потрапезничать еще раньше — днем. Но тут каждый должен правильно рассчитать свои силы, чтобы если после ночной службы разговение в трапезной храма не предусматривается, не изнемочь и не принести вреда своему здоровью.

[1] Имеется в виду текст, который считается духовным завещанием прп. Серафима Вырицкого «От Меня это было». Он составлен как беседа Бога с душой человека: «Думал ли ты когда-либо, что всё, касающееся тебя, касается и Меня? Ибо касающееся тебя касается зеницы ока Моего». Цит. по: От Меня это было. М.: Данилов мужской монастырь. 2007. — Ред.

Источник

Как проходит подготовка ребенка к причастию в церкви, что можно и нельзя

Большинство родителей крестят своих детей спустя 40 дней после их появления на свет. С этого момента младенец допускается ко всем таинствам церкви, в которых принимают участие взрослые. Подготовка к причастию ребенка проводится по определенным правилам и напрямую зависит от его возраста. Начиная с 3-летнего возраста, необходимо объяснить малышу смысл происходящего и научить его самостоятельно молиться перед таинством.

Понятие евхарастии

Таинство Евхаристии (в переводе с греческого – благодарения) заключается в том, что верующему человеку, принявшему Иисуса Христа своим Спасителем, преподносится чаша с вином и хлеб, которые символизируют Тело и Кровь Создателя. Посредством принятия причастия христианин получает единение с Богом.

Священники рекомендуют принимать участие в таинстве регулярно, желательно раз в месяц, взрослым людям и приносить для этого в храм и младенцев. Однако, прежде чем принять Святое Причастие, необходимо подготовиться к нему и духовно, и телесно.

Как правильно подготовить ребенка к таинству

Подготовка ребенка к таинству проводится иначе, чем взрослого человека, и зависит от возраста малыша.

Младенца

Подготовка грудничка к таинству Причастия не предполагает ограничений в еде, так как такое воздержание негативно скажется на его самочувствии. Перед посещением храма необходимо не только одеть дитя, но и рассчитать его пищевой режим, чтобы он не капризничал в церкви и не мешал остальным прихожанам.

Если покормить младенца непосредственно перед выходом из дома, он может срыгивать пищу, а на причастии – и Святые Дары. А если дать ему грудь слишком рано, то в церкви малыш почувствует голод и начнет плакать.

до какого возраста можно причащаться без исповеди. Смотреть фото до какого возраста можно причащаться без исповеди. Смотреть картинку до какого возраста можно причащаться без исповеди. Картинка про до какого возраста можно причащаться без исповеди. Фото до какого возраста можно причащаться без исповеди

Хорошо, если оба родителя являются верующими людьми, в этом случае один может оставаться с коляской на улице во время богослужения и занести ребенка в храм перед самым началом таинства.

Подготовка детей до 7 лет

Начиная с 3-летнего возраста с малышом необходимо проводить занятия, рассказывая ему о смысле причастия. Для этого используют игровую форму, детские христианские книги. Это время очень удобно для того, чтобы привить ребенку истинные ценности и привести его к Богу, так как его сознание, как губка, впитывает всю новую информацию. До 7 лет особых ограничений в еде для малыша не делают перед причастием. Единственное, можно уговорить его отказаться от сладостей за сутки до таинства, объяснив, что таким образом воспитывается смирение.

После 7 лет

Если до этого возраста малыш не принимал участия в таинстве, ему нужно доступно объяснить важность этого мероприятия, а также подготовки к нему. С этого момента ребенок может готовиться к принятию вина и хлеба наравне со взрослыми, избегая строгих постов.

В этом возрасте ребенок должен не только причащаться, но и исповедоваться перед таинством в совершенных грехах. Родители должны объяснить малышу, что подразумевается под грехом и насколько важно покаяться за плохие поступки.

до какого возраста можно причащаться без исповеди. Смотреть фото до какого возраста можно причащаться без исповеди. Смотреть картинку до какого возраста можно причащаться без исповеди. Картинка про до какого возраста можно причащаться без исповеди. Фото до какого возраста можно причащаться без исповеди

Исповедь перед причастием должна проходить без присутствия родителей, ребенок должен сам решить, за что ему просить прощения у Господа. Также после окончания этого действа взрослым не стоит выпытывать у малыша, какие вопросы задавал священник, и о чем они беседовали.

В плане ограничения пищи стоит проконсультироваться со священником и врачом. Если ребенок полностью здоров, то пост проводят по следующему алгоритму:

Такой пост возможно проводить только после разрешения врача и в том случае, если у ребенка нет никаких хронических заболеваний. Еще одним этапом подготовки ребенка к причастию считаются молитвы. Необходимо приучить малыша возносить хвалу Создателю ежедневно в утреннее и вечернее время. Очень хорошо, если родители на собственном примере покажут молитвенную жизнь, а не просто будут заставлять сына или дочь это делать.

Как проходит причастие детей в церкви

Первый раз младенца приносят на причастие спустя 2 недели после проведения обряда крещения. Такие мамочки с грудничками допускаются к таинству в первую очередь. Если малыш слишком капризный или его мучают газы, допускается не стоять в храме всю литургию, а приходить непосредственно к принятию хлеба и вина.

до какого возраста можно причащаться без исповеди. Смотреть фото до какого возраста можно причащаться без исповеди. Смотреть картинку до какого возраста можно причащаться без исповеди. Картинка про до какого возраста можно причащаться без исповеди. Фото до какого возраста можно причащаться без исповеди

Детей до исполнения им 7 лет причащают, минуя исповедь, с 7-летнего возраста – только после беседы со священником, чтобы таинство не превратилось в формальную процедуру. Принимают вино и хлеб натощак, поэтому детям после 3 лет необходимо исключить завтрак, однако только в том случае, если малыш полностью здоров. После достижения ребенком возраста 7 лет можно отказаться и от ужина накануне причастия.

Как правило, таинство происходит на литургиях, поэтому родителям необходимо заранее узнать расписание, чтобы младенец долго не мучился в ожидании, так как детям с их энергией трудно долго стоять на одном месте. Само причастие в храме происходит следующим образом:

Ответы на частые вопросы

Родители, первый раз планирующие отвести своего ребенка к Причастию, задают несколько распространенных вопросов.

Источник

Малыш и таинство: Святое причастие

Крещение — это только первый шаг на пути христианина. Важнейшим таинством Православной Церкви является причастие. Как причащать детей, и особенно младенцев? Какие для этого существуют правила и послабления? Как не переусердствовать, приобщая малыша к Церкви и ее таинствам? Читайте об этом в сегодняшнем рассказе мамы уже крещеного ребенка.

до какого возраста можно причащаться без исповеди. Смотреть фото до какого возраста можно причащаться без исповеди. Смотреть картинку до какого возраста можно причащаться без исповеди. Картинка про до какого возраста можно причащаться без исповеди. Фото до какого возраста можно причащаться без исповеди

Мы с мужем — православные родители, и поэтому наше решение о крещении малыша было обоюдным. За духовное воспитание малыша отвечают его крестные родители. Мы понимали это, поэтому уделили особое внимание выбору будущих крестных мамы и папы для своего ребенка. И вот, наш малыш — православный христианин.

Читайте также: Полузабытое Таинство милосердия

Как оказалось, самой важной частью духовного воспитания ребенка является причастие. Оно нужно не только для того, чтобы ребенок был ближе к Богу, но и для того, чтобы Ангел-хранитель, в честь которого окрещен малыш, охранял и оберегал его от разных неприятностей.

Батюшка нам сказал, что в первый раз нужно приходить на причастие спустя две недели после крещения ребенка. И абсолютно неважно, что мы, родители, сами причащаемся редко или не причащаемся вовсе. Ведь малыш душой может знать гораздо больше, чем взрослые люди. Дети до семи лет причащаются без исповеди, а уже после — как взрослые: сначала должны исповедаться, и только потом идти на причастие.

Еще один немаловажный момент — обычно причастие происходит натощак. Конечно же, младенцам, разрешают позавтракать. Только покормить малыша следует хотя бы за полчаса до причастия, чтобы он не срыгнул. После трех лет надо уже стараться не кормить ребенка, но строгих рамок как таковых не существует до семи лет. Батюшка рассказывал, что детки с трех лет спокойно выдерживают без еды с вечера. Главное, вводить это постепенно и в качестве некого таинства — чем раньше ребенок привыкнет, тем потом ему будет проще. А немного позже можно приучать деток поститься, но не строго. Например, отказаться от игр, мультфильмов, мяса или чего-то особо вкусного.

На вопрос, как часто следует причащать ребенка, каждый должен ответить себе сам. Младенцев можно каждый день, более взрослых детей — раз в неделю. Мы же стараемся причащать малыша раз в две недели и по великим праздникам. Причащение происходит на литургиях — лучше заранее узнавать время начала и конца службы в храме. Сначала причащаются дети, потом женщины и мужчины.

С грудным малышом разрешается приходить непосредственно к причастию. С более взрослыми детками можно приходить пораньше в зависимости от того, как долго ребенок способен выдержать. Как правило, детям не нравится находиться долго в церкви, это я по себе помню. Мне всегда казалось, что там очень душно, приходится очень долго стоять без движения. Следует понимать, что терпения у детей меньше, а вот энергии — наоборот, больше. Ко всему нужно подходить с понимаем — если малыш не может долго устоять на месте, не заставляйте его, прививая с детства нелюбовь к этому обряду.

И вот, наступило время таинства причащения. Священник выносит из алтаря Чашу и читает молитву, слова которой нужно повторять и от всей души молиться за своего ребенка. Так как на причащение мы ходим исключительно с крестным папой или мамой малыша, то в это время малютку держит кто-то из них. Перед Чашей не крестятся, дети постарше складывают на груди ручки крестообразно, а совсем маленьких держат на правой руке. Батюшка подходит к каждому ребенку и громко говорит: «Причащается Раб Божий…», после чего называется его имя. Наш пока маленький, и поэтому крестные родители называют его имя за него. Когда ребенок подрастет, то должен будет сам называть себя по имени. Затем дают на ложке немного кагора, а маленьким деткам — святую воду. В самом конце службы малыша прикладывают к кресту.

День причастия — праздничный день. В церкви обычно все друг друга поздравляют. Очень радостно видеть на лицах счастье и душевное спокойствие. Я надеюсь, что наш ребенок подрастет, сам все это увидит и захочет продолжать те основы и традиции, в которых мы его воспитали.

Читайте самое интересное в разделе «Религия»

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

Детская исповедь: не навреди!

Ста­тья про­фес­сора Мос­ков­ской духов­ной ака­де­мии и насто­я­теля Храма св. муче­ницы Тати­аны при МГУ про­то­и­е­рея Мак­сима Коз­лова каса­ется дели­кат­ного вопроса дет­ской исповеди.

1. Начи­ная с какого воз­раста ребё­нок дол­жен исповедоваться

На мой взгляд, довольно важ­ным про­блем­ным момен­том в сего­дняш­ней жизни Церкви явля­ется прак­тика дет­ской испо­веди. Норма о том, что дети должны испо­ве­до­ваться перед При­ча­стием с семи лет, усто­я­лась с сино­даль­ной эпохи. Как писал в своей книге о таин­стве Пока­я­ния отец Вла­ди­мир Воро­бьев, для мно­гих и мно­гих детей сего­дня физио­ло­ги­че­ское взрос­ле­ние настолько опе­ре­жает духов­ное и пси­хо­ло­ги­че­ское, что боль­шин­ство сего­дняш­них детей в семь лет испо­ве­до­ваться не готовы. Не пора ли ска­зать, что этот воз­раст уста­нав­ли­ва­ется духов­ни­ком и роди­те­лем абсо­лютно инди­ви­ду­ально по отно­ше­нию к ребенку? В семь лет, а неко­то­рые и чуть раньше, они видят раз­ли­чие хоро­ших и пло­хих поступ­ков, но гово­рить о том, что это осо­знан­ное пока­я­ние, ещё рано. Только избран­ные, тон­кие, дели­кат­ные натуры спо­собны в столь ран­нем воз­расте это испы­тать. Есть уди­ви­тель­ные детишки, кото­рые в пять-шесть лет обла­дают ответ­ствен­ным нрав­ствен­ным созна­нием, но чаще всего это дру­гие вещи. Либо побуж­де­ния роди­те­лей, свя­зан­ные с жела­нием иметь в испо­веди допол­ни­тель­ный инстру­мент вос­пи­та­ния (часто бывает, что когда малень­кий ребе­нок плохо себя ведет, наив­ная и доб­рая мама про­сит свя­щен­ника поис­по­ве­до­вать его, думая, что если он пока­ется, то будет слу­шаться). Либо какое-то обе­зьян­ни­че­ство по отно­ше­нию к взрос­лым со сто­роны самого ребёнка – нра­вится: стоят, под­хо­дят, батюшка что-то им гово­рит. Хоро­шего из этого ничего не про­ис­хо­дит. У боль­шин­ства нрав­ствен­ное созна­ние про­сы­па­ется зна­чи­тельно позже. Не вижу в этом ничего ката­стро­фич­ного. Пусть при­хо­дят в девять, десять лет, когда у них появится боль­шая сте­пень взрос­ло­сти и ответ­ствен­но­сти за свою жизнь. На самом деле, чем раньше ребе­нок испо­ве­ду­ется, тем хуже для него — видимо, не зря детям не вме­ня­ются грехи до семи лет. Только с доста­точно более позд­него воз­раста они вос­при­ни­мают испо­ведь как испо­ведь, а не как пере­чень того, что ска­зано мамой или папой и запи­сано на бумаге. И вот эта фор­ма­ли­за­ция испо­веди, про­ис­хо­дя­щая у ребенка, в совре­мен­ной прак­тике нашей цер­ков­ной жизни явля­ется довольно опас­ной вещью.

2. Как часто нужно испо­ве­до­вать ребёнка

Отча­сти на соб­ствен­ных ошиб­ках, отча­сти сове­ту­ясь с более опыт­ными свя­щен­ни­ками, я при­шел к выводу, что детей надо испо­ве­до­вать как можно реже. Не как можно чаще, а как можно реже. Худ­шее, что можно сде­лать, — это вве­сти для детей еже­не­дель­ную испо­ведь. У них она более всего ведет к фор­ма­ли­за­ции. Так они ходили и про­сто при­ча­ща­лись каж­дое вос­кре­се­ние или, по край­ней мере, часто, что тоже вопрос, пра­вильно ли для ребенка, а потом – с семи лет – их водят тоже чуть ли не каж­дое вос­кре­се­ние под раз­ре­ши­тель­ную молитву. Дети очень быстро науча­ются гово­рить пра­виль­ное свя­щен­нику – то, что батюшка ожи­дает. Маму не слу­шался, в школе гру­бил, ластик украл. Пере­чень этот легко вос­ста­нав­ли­ва­ется. И они даже не встре­ча­ются с тем, что такое испо­ведь как пока­я­ние. И бывает, что целые годы при­хо­дят на испо­ведь с одними и теми же сло­вами: я не слу­ша­юсь, я грублю, я ленюсь, забы­ваю молитвы читать – вот корот­кий набор обыч­ных дет­ских гре­хов. Свя­щен­ник, видя, что кроме этого ребенка к нему стоят ещё много дру­гих людей, отпус­кает ему грехи и на этот раз. Но по про­ше­ствии несколь­ких лет такому «воцер­ко­в­лен­ному» чаду будет вообще непо­нятно, что такое пока­я­ние. Для него не состав­ляет ника­кого труда ска­зать, что он то-то и то-то плохо сде­лал, «что-то про­буб­нить» по бумажке или по памяти, за что его или погла­дят по голове, или ска­жут: «Коля, не надо воро­вать ручки», а потом: «Не надо при­вы­кать (да, потом уже при­вы­кать) к сига­ре­там, смот­реть эти жур­налы», и далее по нарас­та­ю­щей. А потом Коля ска­жет; «Не хочу я слу­шать тебя». Маша тоже может ска­зать, но девочки обычно быст­рее взрос­леют, они успе­вают при­об­ре­сти лич­ный духов­ный опыт раньше, чем могут прийти к такому решению.

Когда ребенка пер­вый раз при­во­дят в поли­кли­нику и застав­ляют раз­деться перед вра­чом, то он, конечно, стес­ня­ется, ему непри­ятно, а поло­жат его в боль­ницу и будут каж­дый день перед уко­лом рубашку зади­рать, то он нач­нет делать это совер­шенно авто­ма­ти­че­ски без вся­ких эмо­ций. Так же и испо­ведь с какого-то вре­мени может не вызы­вать у него уже ника­ких пере­жи­ва­ний. Поэтому, бла­го­слов­лять их на При­ча­стие можно доста­точно часто, но испо­ве­до­ваться детям нужно как можно более редко. Взрос­лым мы дей­стви­тельно по мно­гим прак­ти­че­ским при­чи­нам не можем раз­не­сти При­ча­стие и таин­ство Пока­я­ния надолго, но к детям-то, навер­ное, можно было бы эту норму при­ме­нить и гово­рить, что ответ­ствен­ная серьез­ная испо­ведь отрока или отро­ко­вицы может осу­ществ­ляться с доста­точно боль­шой пери­о­дич­но­стью, а в про­чее время – давать им бла­го­сло­ве­ние на при­ча­стие. Думаю, добро будет, посо­ве­то­вав­шись с духов­ни­ком, испо­ве­до­вать такого малень­кого греш­ника пер­вый раз в семь лет, вто­рой раз – в восемь, тре­тий раз – в девять лет, несколько оття­нув начало частой, регу­ляр­ной испо­веди, чтобы ни в коем слу­чае она не ста­но­ви­лась при­выч­кой. Взрос­лым мы дей­стви­тельно по мно­гим прак­ти­че­ским при­чи­нам не можем раз­не­сти При­ча­стие и таин­ство Пока­я­ния надолго, но к детям-то навер­ное можно было бы эту норму при­ме­нить и гово­рить, что ответ­ствен­ная серьез­ная испо­ведь отрока или отро­ко­вицы может осу­ществ­ляться с доста­точно боль­шой пери­о­дич­но­стью, а про­чее – давать им бла­го­сло­ве­ние на при­ча­стие, вве­сти это не в само­де­я­тель­ность свя­щен­ника, а в кано­ни­че­скую норму.

3. Насколько часто надо при­ча­щать малень­ких детей

Мла­ден­цев хорошо при­ча­щать часто, так как мы веруем, что при­ня­тие Свя­тых Хри­сто­вых Таин пре­по­да­ется нам во здра­вие души и тела. И мла­де­нец освя­ща­ется как гре­хов неиму­щий, телес­ным своим есте­ством соеди­ня­ясь с Гос­по­дом в Таин­стве При­ча­ще­ния. А вот когда дети нач­нут под­рас­тать и когда они уже узнают, что это Кровь и Тело Хри­стовы и что это Свя­тыня, то очень важно не пре­вра­тить При­ча­стие в еже­не­дель­ную про­це­дуру, когда они перед Чашей рез­вятся и под­хо­дят к ней, не очень заду­мы­ва­ясь о том, что они делают. И если вы видите, что ваш ребе­нок рас­ка­приз­ни­чался перед служ­бой, довел вас, когда про­по­ведь свя­щен­ника чуть затя­ну­лась, подрался с кем-то из сверст­ни­ков, сто­я­щих тут же на службе, не допус­кайте его к Чаше. Пусть он пой­мет, что не во вся­ком состо­я­нии можно под­хо­дить к При­ча­стию. Он только бла­го­го­вей­нее будет к нему отно­ситься. И лучше пус­кай он будет несколько реже, чем бы вам хоте­лось, при­ча­щаться, но пони­мать, ради чего при­хо­дит в цер­ковь. Очень важно, чтобы роди­тели не начали отно­ситься к при­ча­ще­нию ребенка как к неко­то­рому магизму, пере­кла­ды­вая на Бога то, что мы сами должны сде­лать. Однако Гос­подь ведь от нас ждет того, что мы можем и должны сде­лать сами, в том числе и по отно­ше­нию к нашим детям. И только там, где наших сил нет, там бла­го­дать Божия вос­пол­няет. Как гово­рится в дру­гом цер­ков­ном таин­стве – «немощ­ная вра­чует, оску­де­ва­ю­щая вос­пол­няет». Но что ты можешь, делай сам.

4. Роди­тель­ское уча­стие в под­го­товке к исповеди

Глав­ное, чего нужно избе­гать роди­те­лям при под­го­товке ребенка к испо­веди, в том числе и к пер­вой, — это наго­ва­ри­ва­ния ему спис­ков тех гре­хов, кото­рые с их точки зре­ния, у него есть, или, вер­нее, авто­ма­ти­че­ского пере­не­се­ния каких-то его не самых луч­ших качеств в раз­ряд гре­хов, в кото­рых он дол­жен пока­яться свя­щен­нику. И, конечно же, ни в коем слу­чае нельзя спра­ши­вать ребенка после испо­веди о том, что он ска­зал батюшке и что тот ему ска­зал в ответ, и не забыл ли он о таком-то грехе. В дан­ном слу­чае роди­тели должны отойти в сто­рону и пони­мать, что Испо­ведь, даже семи­лет­него чело­века, — это Таин­ство. Вме­ша­тель­ство кого бы то ни было в Таин­ство цер­ков­ное, осо­бенно такое дели­кат­ное, как Таин­ство Испо­веди, явля­ется совер­шенно непри­ем­ле­мым. И любое втор­же­ние туда, где есть только Бог, испо­ве­ду­ю­щийся чело­век и при­ни­ма­ю­щий испо­ведь свя­щен­ник, пагубно. Ребе­нок может поде­литься тем, что он гово­рил, если ему самому захо­те­лось. Но не надо пока­зы­вать нашу чрез­вы­чай­ную в этом заин­те­ре­со­ван­ность. Рас­ска­зал – хорошо, нет – ничего страшного…Чаще дети гово­рят не то, что они сами ска­зали на испо­веди, а то, что услы­шали от свя­щен­ника. Оста­нав­ли­вать их в этом не нужно, но вхо­дить в какое-либо обсуж­де­ние и тол­ко­ва­ние слов свя­щен­ника или, тем более, кри­тику, если это не сов­па­дает с тем, что, на наш взгляд, необ­хо­димо было бы нашему ребенку услы­шать, нельзя. Более того, нельзя, исходя из этих слов ребёнка, потом идти и что-то выяс­нять у свя­щен­ника. Или пытаться ему помочь пра­виль­нее обра­щаться с соб­ствен­ным чадом: зна­ете, батюшка, вот Вася ска­зал мне, что Вы ему дали такой совет, а я‑то знаю, что он Вам не вполне пра­вильно все изло­жил, поэтому Вы не вполне разо­бра­лись, и лучше бы Вам в сле­ду­ю­щий раз ска­зать ему то-то и то-то. От такого мате­рин­ского напора, без­условно, нужно себя удер­жи­вать. В тех слу­чаях, когда это созна­ние нужно вос­пи­ты­вать в при­хо­жа­нах, его нужно вос­пи­ты­вать через про­по­ведь, через саму орга­ни­за­цию совер­ше­ния испо­веди, через пред­ва­ри­тель­ное мно­го­крат­ное опо­ве­ще­ние о том, что не нужно под­хо­дить слиш­ком близко, нельзя каким-то обра­зом реа­ги­ро­вать, если вы что-то слу­чай­ным обра­зом услы­шали во время испо­веди. Может быть, про­во­дить осо­бен­ные беседы с роди­те­лями и с пра­ро­ди­те­лями об их дели­кат­ном отно­ше­нии к испо­веди детей и вну­ков. Всё это, без­условно, в том или ином виде может иметь место.

5. Как научить ребенка пра­вильно исповедоваться

Побуж­дать своих детей нужно ско­рее не к тому, как испо­ве­даться, но к самой необ­хо­ди­мо­сти испо­веди. Через соб­ствен­ный при­мер, через уме­ние открыто пови­ниться в своих гре­хах перед близ­кими, перед своим ребён­ком, если перед ним вино­ваты. Через наше отно­ше­ние к Испо­веди, так как, когда мы идем при­ча­щаться и осо­знаем свою немир­ность или те обиды, кото­рые при­чи­нили дру­гим, мы прежде всего должны со всеми при­ми­риться. И все это вме­сте взя­тое не может не вос­пи­ты­вать у детей бла­го­го­вей­ного отно­ше­ния к этому Таинству.

А глав­ным учи­те­лем того, как ребёнку каяться, дол­жен быть совер­ши­тель этого Таин­ства – свя­щен­ник. Ведь пока­я­ние – это не только некое внут­рен­нее состо­я­ние, но ещё и Таин­ство цер­ков­ное. Не слу­чайно испо­ведь назы­ва­ется Таин­ством Пока­я­ния. В зави­си­мо­сти от меры духов­ного взрос­ле­ния ребёнка его надо под­во­дить к пер­вой испо­веди. Задача роди­те­лей – объ­яс­нить, что такое испо­ведь и зачем она нужна. Они должны объ­яс­нить ребенку, что испо­ведь не имеет ничего общего с его отче­том перед ними или перед дирек­то­ром школы. Это то и только то, что мы сами осо­знаем как нехо­ро­шее и недоб­рое в нас, как пло­хое и гряз­ное и чему мы очень не рады, о чем трудно ска­зать, и о чем нужно ска­зать Богу. А дальше эту область учи­тель­ства надо пере­да­вать в руки вни­ма­тель­ного, достой­ного, любя­щего духов­ника, ибо ему дана в Таин­стве Свя­щен­ства бла­го­дат­ная помощь гово­рить с чело­ве­ком, в том числе и малень­ким, о его гре­хах. И ему есте­ствен­ней гово­рить с ним о пока­я­нии, чем его роди­те­лям, ибо это как раз тот слу­чай, когда невоз­можно и непо­лезно апел­ли­ро­вать к соб­ствен­ным при­ме­рам или к при­ме­рам извест­ных ему людей. Рас­ска­зы­вать сво­ему ребенку, как ты сам пер­вый раз пока­ялся, — в этом есть какая-то фальшь и лож­ное нази­да­тель­ство. Мы ведь не для того кая­лись, чтобы кому бы то ни было об этом рас­ска­зы­вать. Не менее ложно было бы рас­ска­зы­вать ему о том, как наши близ­кие через пока­я­ние ото­шли от тех или иных гре­хов, ведь это озна­чало бы хотя бы кос­венно судить и оце­ни­вать те грехи, в кото­рых они пре­бы­вали. Поэтому разум­нее всего вру­чить ребёнка в руки того, кто от Бога постав­лен учи­те­лем Таин­ства Исповеди.

6. Может ли ребё­нок сам выби­рать, у какого свя­щен­ника исповедоваться

Если сердце малень­кого чело­века чув­ствует, что хочет испо­ве­до­ваться именно у этого батюшки, кото­рый, может быть, помо­ложе, полас­ко­вее, чем тот, к кому вы сами ходите, или, может быть, при­влек своей про­по­ве­дью, доверь­тесь сво­ему ребенку, пусть он пой­дет туда, где ему никто и ничто не будет мешать каяться в гре­хах перед Богом. И даже если он не сразу опре­де­лится в своем выборе, даже если его пер­вое реше­ние ока­жется не самым надеж­ным, и он вско­ро­сти пой­мет, что к отцу Иоанну не хочет, а хочет к отцу Петру, дайте ему самому выбрать и усто­яться в этом. Обре­те­ние духов­ного отцов­ства – про­цесс очень дели­кат­ный, внут­ренне интим­ный, и не нужно в него втор­гаться. Так вы больше помо­жете сво­ему чаду.

А если в резуль­тате сво­его внут­рен­него духов­ного поиска ребе­нок ска­жет, что его сердце при­ле­пи­лось к дру­гому при­ходу, куда ходит подруга Таня, и что ему там больше нра­вится – и как поют, и как свя­щен­ник раз­го­ва­ри­вает, и как люди друг к другу отно­сятся, то муд­рые роди­тели-хри­сти­ане, конечно же, пора­ду­ются за этот шаг сво­его отрока и не будут со стра­хом или недо­ве­рием думать: а поехал ли он на службу, и, соб­ственно, почему он не там, где мы? Нужно пре­по­ру­чать наших детей Богу, тогда Он Сам их сохранит.

Мне вообще кажется, что иной раз самим роди­те­лям важно и полезно своих детей, начи­ная с какого-то их воз­раста, посы­лать в дру­гой при­ход, чтобы они были не с нами, не на наших гла­зах, чтобы не воз­ни­кало этого типич­ного роди­тель­ского иску­ше­ния – боко­вым зре­нием про­ве­рить, а как там наше чадо, молится ли, не бол­тает ли, почему его не допу­стили до При­ча­стия, за какие такие грехи? Может, мы так, кос­венно, по раз­го­вору с батюш­кой пой­мем? Вот от таких ощу­ще­ний почти невоз­можно изба­виться, если ребе­нок ваш рядом с вами в храме. Когда дети малень­кие, то роди­тель­ский досмотр в разум­ной мере поня­тен и нужен, когда же они ста­но­вятся отро­ками, то, быть может, лучше муже­ственно пре­сечь такого рода бли­зость с ними, подальше отойдя от их жизни, ума­лить себя ради того, чтобы было больше Хри­ста, а меньше тебя.

7. Как вос­пи­тать в детях бла­го­го­вей­ное отно­ше­ние к При­ча­стию и к богослужениям

Прежде всего, нужно самим роди­те­лям любить Цер­ковь, цер­ков­ную жизнь и любить в ней каж­дого чело­века, в том числе и малень­кого. И любя­щий Цер­ковь сумеет это пере­дать сво­ему малышу. Это глав­ное, а все осталь­ное – уже про­сто кон­крет­ные методики.

Мне вспо­ми­на­ется рас­сказ про­то­и­е­рея Вла­ди­мира Воро­бьева, кото­рого в дет­стве водили к При­ча­стию только несколько раз в году, но он пом­нит каж­дый этот раз, и когда это было, и какое это было духов­ное пере­жи­ва­ние. Тогда, в ста­лин­ское время, в цер­ковь часто ходить было нельзя. Так как если бы тебя уви­дели даже твои това­рищи, то это могло гро­зить не только поте­рей обра­зо­ва­ния, но и тюрь­мой. И отец Вла­ди­мир вспо­ми­нает каж­дый свой при­ход в цер­ковь, кото­рый был для него вели­ким собы­тием. Не могло быть и речи о то, чтобы на службе шалить, пере­го­ва­ри­ваться, бол­тать со сверст­ни­ками. Нужно было прийти на литур­гию, помо­литься, при­ча­ститься Свя­тых Хри­сто­вых Таинств и жить ожи­да­нием сле­ду­ю­щей такой встречи. Дума­ется, и мы должны пони­мать При­ча­стие, в том числе и малень­ких детей, всту­пив­ших в пору отно­си­тель­ной созна­тель­но­сти, не только как лекар­ство во здра­вие души и тела, но как нечто неиз­ме­римо более важ­ное. Даже ребен­ком оно должно вос­при­ни­маться прежде всего как соеди­не­ние со Христом.

Глав­ное, о чем нужно думать, — чтобы посе­ще­ние службы и при­ча­стие стали для ребенка не тем, к чему мы его понуж­даем, а тем, что он дол­жен заслу­жить. Надо поста­раться так пере­стро­ить наше внут­ри­се­мей­ное отно­ше­ние к бого­слу­же­нию, чтобы мы не тянули сво­его отрока при­ча­щаться, а он бы сам по про­ше­ствии опре­де­лен­ного пути, под­го­тав­ли­ва­ю­щего его к при­ня­тию Свя­тых Хри­сто­вых Таин, полу­чал право прийти на литур­гию и при­об­щиться. И, быть может, лучше, чтобы вос­крес­ным утром мы бы не тор­мо­шили сво­его раз­вле­кав­ше­гося в суб­боту вече­ром ребенка: «Вста­вай, на литур­гию опаз­ды­ваем!», а он бы, проснув­шись без нас, уви­дел, что дом-то пуст. И ока­зался и без роди­те­лей, и без церкви, и без празд­ника Божи­его. Пусть он до этого лишь на пол­часа при­хо­дил на службу, к самому при­ча­стию, но все равно не может не почув­ство­вать неко­то­рое несо­от­вет­ствие вос­крес­ного лежа­ния в постели тому, что дол­жен в это время делать каж­дый пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин. Когда же сами вер­не­тесь из церкви, не упрек­ните сво­его отрока сло­вами. Быть может, ваша внут­рен­няя скорбь по поводу его отсут­ствия на литур­гии даже дей­ствен­ней отзо­вется в нем, чем десять роди­тель­ских пону­ка­ний «а ну пойди», «а ну под­го­товься», «а ну про­чи­тай молитвы».

Поэтому роди­тели сво­его ребёнка уже в его созна­тель­ном воз­расте нико­гда не должны побуж­дать к испо­веди или при­ча­стию. И если они смо­гут себя в этом сдер­жи­вать, то тогда бла­го­дать Божия обя­за­тельно кос­нется его души и помо­жет в таин­ствах цер­ков­ных не затеряться.

Это только неко­то­рые моменты, свя­зан­ные с совре­мен­ной прак­ти­кой дет­ской испо­веди, кото­рые я изло­жил про­сто как при­гла­ше­ние к тому, чтобы мы прдол­жили это обсуж­дать и, веро­ятно, в очень сла­бой дис­кус­си­он­ной форме. Но хочется, чтобы люди в зна­чи­тель­ной сте­пени более духовно опыт­ные и деся­ти­ле­ти­ями име­ю­щие духов­ни­че­скую прак­тику, выска­за­лись бы по этому поводу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *