до какого возраста нужны крестные родители при крещении ребенка
Как правильно выбрать крестных для ребенка
Крестные родители: кто может быть крестным и какие у них обязанности
Мария Кановская журналист, писатель, консультант по вопросам делового этикета
Как правильно выбирать крестных родителей для ребенка, и кто не может стать крестным? Какие требования к ним предъявляет Православная церковь, и что необходимо знать крестным перед обрядом? Как не ошибиться с выбором духовных наставников для ребенка? Давайте разбираться.
Крещение – не обычная традиция, передающаяся через века. Это таинство, особый обряд, знаменующий второе, духовное рождение человека. Считается, что на того, кто принимает крещение, сходит благодать, и с этого момента христианин обретает ангела-хранителя, под защитой которого он будет всю жизнь.
Кто такие крестные родители?
Крещение, как и другие православные обряды, требует соблюдения определенных правил, главное среди которых – выбор крестных родителей. Многие стараются крестить ребенка в младенчестве. Обычно обряд проводят после того, как с момента рождения прошло 40 дней, но для больных или слабых младенцев церковь делает исключение и разрешает крестить их в любое время.
Без крестных может пройти таинство крещения только тот, кому исполнилось 18 лет, это не возбраняется церковью. Но для детей младше этого возраста они присутствуют обязательно. Крестные родители становятся духовными наставниками ребенка, берут на себя обязательство быть рядом с крестником и поддерживать его всю жизнь. Если же кровные родители уйдут из жизни, именно крестные должны взять на себя ответственность и заботу о ребенке. Как же правильно выбрать тех, на кого можно возложить такие серьезные обязанности?
Крещение ребенка: кого нельзя назначить крестным
Выбирая из друзей или близких того, кто примет эту почетную обязанность, необходимо учитывать правила, принятые Православной Церковью, которые не всех допускают к обряду крещения.
Кто может быть крестным
В идеале, каждый должен иметь двух воспреемников. Но если случилось, что выбрать пару невозможно, то допускается, что крестный будет один: у девочки – женщина, у мальчика – мужчина. Согласно приметам, незамужней девушке первой лучше крестить мальчика.
Люди, выбранные на эти ответственные роли, должны быть очень близки к его настоящим родителям, а степень их родства не важна. Бабушка, дедушка, тетя или дядя – всем им не запрещается крестить родственника. Но родных сестер или братьев на это роль чаще всего не назначают.
Считается, что отказаться от звания крестного нельзя, поэтому, прежде чем предложить принять эту роль на крестинах, лучше узнать, пожелают ли претенденты сами принять на себя почетную обязанность.
Обязанности крестных родителей
Они не просто должны участвовать в крестинах, главная их обязанность – помогать крестнику на протяжении всей жизни, не просто периодически с ним встречаться и дарить подарки, но и учить его добру, нравственности и любви.
Крестные после окончания обряда получают свидетельство-памятку, в которой написано о том, что они должны стать крестнику или крестнице помощниками, учителями и наставниками.
Если же у крестных нет возможности часто встречаться со своим крестным сыном или дочкой, они должны молиться за ребенка. В идеале православные воспреемники должны посещать храмы, жить церковной жизнью и соблюдать пост, но это условие никак не обязательное.
Что должно быть у крестных во время крестин?
После того, как будущие крестные определены, надо выбрать ребенку церковное имя, дату крестин и храм. Обычно детей в церкви крестят по субботам, но делать это можно и в любой другой день, посты тоже не препятствуют проведению крещения.
Перед крещением крестные родители приходят за крестником, «забирают» его. Перед этим в доме крестника они не должны садиться. В церковь идут все вместе: родители с малышом и крестные.
До крестильного обряда для малыша крестными покупаются вещи, список которых обычно дают в церкви:
К внешнему виду крестных во время крестин специальных требований нет, соблюдаются обычные для посещения церкви правила. Оба крестных должны быть с нательными крестиками, мужчина без головного убора, а женщина с покрытой головой, с закрытыми плечами и локтями и в юбке или платье ниже колен.
«Крестные и родители должны научить ребенка жить по-христиански»
Крещение ребенка – важное, может быть, даже главное событие и в его жизни, и в жизни его родителей. Но как правильно подготовиться к крещению, как выбрать крестных и почему в саратовских храмах теперь проводят перед крещением огласительные беседы? Эти вопросы мы задали клирику Свято-Троицкого собора г. Саратова иеродиакону Паисию (Шурухину).
Иеродиакон Паисий (Шурухин) |
– Отец Паисий, я знаю, что вы проводите огласительные беседы перед крещением детей. Давно ли введено это новшество в саратовских храмах и для чего?
– Такие беседы проводятся перед крещением не только детей, но и взрослых, это не новшество. Огласительные беседы как сообщение христианского учения вступающим в Церковь проводились в Церкви с момента ее возникновения. Господь сказал апостолам: «…идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19). Вот это «научите» и есть указание Господа на необходимость научения основам веры до принятия крещения.
Обучение основам христианской веры известно было уже в апостольский период Церкви: известно, что апостол и евангелист Марк основал огласительное (александрийское) училище для наставления обращенных. Оглашение в древней Церкви занимало времени от сорока дней до трех лет. У оглашенного должен был быть восприемник – свидетель, поручающийся перед епископом или пресвитером за искренность намерений желающего стать членом Церкви.
В дореволюционной России оглашение проходило в течение шести недель. Только после этого человек мог быть окрещен. Ситуация изменилась в советские годы, когда оглашение и само крещение практически были запрещены. Лишь с недавнего времени государство перестало быть непримиримым врагом Церкви, и теперь снова введена практика оглашения. Каждый человек должен быть ознакомлен с основными положениями нашей веры, уметь правильно обосновать, почему он так верит, объяснить, чем отличается Православие от других религий и конфессий.
Сейчас мы проводим две беседы в течение полутора-двух часов, больше люди не выдерживают.
– Огласительные беседы проходят и с родителями, и с крестными?
– Мы должны готовить людей к их будущей ответственности – быть крестными. Поэтому беседы обязательны для крестных. Безусловно, присутствие родителей тоже желательно.
– Отец Паисий, скажите, крестными могут стать любые люди из окружения родителей или крестные все же должны быть воцерковленными людьми?
– Последнее является обязательным условием. Крестные должны быть не только крещеными, но и воцерковленными людьми. К сожалению, в настоящее время это не всегда соблюдается, и когда на огласительных беседах разговариваешь с крестными, они не могут даже прочесть наизусть Символ веры (краткое изложение православного вероучения).
Ко мне подошел как-то человек и спросил, зачем нужны огласительные беседы, сказал: «Я уже крестный, у меня есть крестники, и я хочу стать крестным еще раз».
В разговоре выяснилось, что он не знает Символа веры, сам не воцерковлен и ни одного своего крестника он не принес ни разу в храм ко Причастию. Просто посидели за столом после крещения и разошлись. Никакого духовного воспитания крестников нет, но так не должно быть: как может человек отвечать за что-то, о чем он не имеет представления? А крестные – это, в первую очередь, духовные воспитатели. Если папа и мама ребенка являются его физическими родителями, то крестные являются его духовными наставниками, они обязаны помочь крестнику стать православным человеком. При крещении ребенка они дают серьезные обеты перед Господом. Человек, не знающий вероучения и законов Церкви, не живущий церковной жизнью, не сможет быть духовным воспитателем мальчика или девочки. Церковь благословила крестить детей с младенческого возраста. Потому что трудно представить себе православную семью, где родители будут крещеными, а их ребенок – нет. Но сам младенец не может дать сознательную присягу на верность Богу, и за него это делают его крестные родители.
Крещение – как второе рождение, духовное. Оно является дверью в Церковь. Человек, принимающий крещение, становится членом Церкви, оказывается на ее пороге. Это начало пути. В дальнейшем уже от него зависит – пройдет ли он вперед. Конечно, дорога предстоит трудная, но Господь не обещал нам легкого пути. А помочь идти ребенку и призваны крестные.
– Если человек не знает, крещен он или нет, может ли он стать крестным родителем?
– Нет, крестным может быть только крещеный человек. Если человек не знает, был ли он крещен в детстве, ему нужно обратиться к священнику и креститься чином «аще не крещен». Только после него человек может стать крестным.
– Обязательно ли наличие двоих крестных?
– Нет, не обязательно. Наличие двух восприемников является русской традицией. По правилам Церкви достаточно одного восприемника: крестного отца для мальчика и крестной матери для девочки. На практике допускается несоответствие пола.
– Какого возраста должны быть крестные родители?
– Крестным можно стать, начиная с 14 лет. В этом возрасте Церковь считает ребенка уже достаточно взрослым для принятия важных решений в его жизни. Верхнего ограничения возраста не существует, если, конечно, у потенциального крестного нет умственных отклонений или каких-то тяжелых болезней. Родители не могут быть восприемниками собственных детей. Вообще, супруги не могут быть крестными у одного ребенка.
– Если подытожить, каковы, если можно так выразиться, основные требования к крестным?
– Во-первых, они должны вести благочестивую жизнь. Во-вторых, они должны осознавать всю глубину предстоящей ответственности. В-третьих, безусловно, будущие крестные должны быть или стать воцерковленными людьми, регулярно участвующими в церковных Таинствах Исповеди и Причастия. Крестные должны заниматься духовным воспитанием ребенка, научить вере, приучить его к молитве, Причастию и церковной жизни, читать ему соответствующую литературу, чтобы Церковь стала частью жизни ребенка. Исходя из этого, родители ребенка и должны выбирать крестных, а не просто потому, что эти люди им хорошо знакомы. Родители должны быть уверены, что в крестных для своего ребенка они не ошибутся.
– То есть на крестных и родителей крещаемого ребенка ложится большая ответственность? Просто зачастую в жизнь людей факт крещения их ребенка не привносит никаких изменений.
– Да, и эта ответственность велика. К сожалению, многие относятся к вере как к чему-то абстрактному, как к обычной философской теории. Но если человек не будет стремиться к воцерковлению, в его жизни и после крещения вряд ли что изменится. При погружении в купель человек освобождается от всех грехов, в том числе и от первородного. И в дальнейшем от человека зависит, совершать новые грехи или вести борьбу с ними. И ответственность родителей и крестных очень большая: они должны научить ребенка жить по-христиански, по заповедям Божиим. Если восприемники не сделают этого, грех нарушения клятвы ляжет на них. В таком случае они оставляют ребенка без своей защиты. Если крестный не выполняет своих обязанностей, то смысла в нем как в восприемнике нет совершенно. Человек, когда он становится крестным, обязательно должен понимать глубину и важность происходящего события.
КОГДА КТО-ТО ПРОТИВ
– Бывает так, что один из родителей ребенка придерживается другого вероисповедания. Возможно ли тогда крещение ребенка по православным канонам?
– Конечно, возможно, если второй родитель согласен на крещение младенца и его православное воспитание. Если же он против, то необходимо смотреть по ситуации. Иногда детей приносят крестить и тайно. Были случаи, когда мама – христианка, а отец – мусульманин. Но тогда один из родителей может подвергнуть риску всю семью. Как отнесется отец к такому факту? Может быть скандал, и даже разрушится семья. Поэтому сложно дать однозначный ответ. Лучше в такой ситуации подойти к священнику и подробно изложить все жизненные обстоятельства конкретной семьи. Но вообще Церковь не рекомендует выходить замуж за инаковерующего, чтобы не случилось подобных разногласий. Потому что человек ради сохранения семьи может пренебречь своей верой, сначала у него возникнут сложности с посещением богослужения, а потом может произойти и отпадение от веры.
– Можно ли крестить ребенка, если один или более членов семьи против?
– Таких людей следует постараться уговорить на встречу со священником. Здесь главное понять, что внутри у человека, почему он отказывается от крещения своего ребенка. Если люди – атеисты, переубедить их и заставить отказаться от своих взглядов бывает трудно. Но убедить в необходимости спокойного и лояльного отношения к факту крещения ребенка все же можно.
– Бывают ли случаи, когда родители не крестили ребенка, не сочли нужным, а он, достигнув совершеннолетия, уже сам пришел креститься?
– После четырнадцати лет подросток может сам прийти, без родителей и крестных, и принять крещение. Но подобные ситуации стоит рассматривать отдельно, дабы уменьшить возможность создания скандалов в семье. У нас были случаи, когда домашние вели чуть ли не войну с крестившимся тайно членом семьи. Но со временем ссоры сглаживались, и в семье потихоньку смирялись с произошедшим.
– При совершении Таинства Крещения мальчиков вносят в алтарь, а девочек – нет. С чем это связано?
– Издревле так сложилось, что женщины без особого благословения не могли входить в алтарь. И женщинам вход в алтарь закрыт. Поэтому во время обряда воцерковления, который совершается сразу после крещения, мальчиков как будущих мужчин вносят в алтарь, а девочек подносят к царским вратам.
– При крещении ребенку иногда дают другое имя, не то, которое выбрали родители и которое внесено в документы. А чем обусловлен выбор священником того или иного имени?
– Если малышу дано имя, которого нет в православном месяцеслове, то в этом случае смотрят, память какого святого празднуется в день рождения ребенка, на восьмой день по рождении или в день его крестин или просто подбирается православное созвучное имя для крещения. Может быть выбрано имя почитаемого в семье святого. В документах, конечно, останется прежнее имя, но в Церкви человек должен называть свое церковное имя, полученное им в Таинстве Крещения.
Крёстный
Крёстный (восприемник) — в Таинстве Крещения свидетель, поручитель за веру крещаемого, обязанный наставлять его в правилах христианской жизни.
Крещение младенца совершается по вере восприемников, на которых лежит святая обязанность научить детей истинной вере, помочь им стать достойными членами Церкви Христовой.
После погружения младенца в купель крещения крестный принимает его из рук священника. Отсюда славянское название – восприемник. Тем самым он на всю жизнь берет на себя обязанность воспитывать ребенка в православном духе, и ответ за это воспитание будет давать на Страшном Суде.
При Крещении младенцев восприемники произносят (исповедуют) вместо них Символ веры, произносят обеты и имеют попечение о научении вере и нравственности воспринятых ими (VI Всел. соб., прав. 53; Карф., прав. 54, Требник).
Обычай иметь восприемника при Крещении восходит к древнейшему Апостольскому Преданию.
Наличие двух восприемников является русской традицией. По правилам Церкви достаточно одного восприемника: крестного отца для мальчика и крестной матери для девочки. На практике допускается несоответствие пола.
^ Обязанности крестных
У крестных по отношению к крестникам есть 3 основные обязанности:
В Таинстве Крещения крестные обещают Богу привести к Нему малыша. Важно помнить об этом.
^ Кто может быть крестным
Безрассудно приглашать крёстным человека нецерковного: чему может научить тот, кто сам не знает предмета? Это как выбрать проводником в опасном путешествии, где цена вопроса – жизнь (в нашем случае – Вечная), проходимца, не знающего маршрута.
Так же нерассудительно церковному человеку брать на себя перед Богом обеты воспитывать в христианской вере младенца, родители которого не только вне Церкви, но и не собираются воцерковляться, прививать своё чадо ко Христу-Спасителю.
Если же вас приглашают быть восприемником родители, которые не только не против того, чтобы крестить ребёнка, но и сами готовы стать членами церковной общины, то разумно, перед принятием собственных обетов, взять и с родителей обет исполнять Заповеди, ежедневно молиться за своих детей, приходить с ними в храм, стараться еженедельно их причащать. В идеале хорошо бы посоветовать родителям походить в воскресную школу или на занятия по катехизации: через пару занятий будет понятно, серьёзно ли они относятся к духовной жизни, либо рассматривают Крещение как магический обряд.
По древнему церковному правилу, при Крещении младенцев необходимым считался только один восприемник – мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для лица женского пола (Большой Требник, 5 гл., «зри»). Правило о «бытии при Крещении одному восприемнику» принадлежало первым векам христианства и строго соблюдалось в Церкви Восточной и Западной до IX века. В наше время широкое распространение получил обычай быть при Крещении двум восприемникам: крестному отцу и крестной матери.
Только православные восприемники или восприемницы имеют церковное значение. Их имена воспоминаются в молитвах и вносятся в свидетельства о Крещении. Восприемник «представляет собою лицо крещаемого и за него обеты Богу, творит, Символ исповедует и обязан восприемного сына наставить вере и закону Божию, чего не могут учинить ни невежа в вере, ни иноверный» (Книга о должностях пресвитеров приходских, 80).
Согласно с практикой древней Церкви, как иноверцы никогда не допускаются к восприемничеству, так и православному неприлично быть восприемником детей у иноверных родителей, исключая те случаи, когда дети крестятся в православную веру. Каноны Церкви такого случая, как участие при крещении в качестве восприемника инославного лица, также не предусматривают.
Не могут быть восприемниками безумные, совершенно несведущие в вере, а также преступники, явные грешники и пришедшие в храм в нетрезвом виде. Например, не бывшие по нерадению у исповеди и Святого Причастия длительное время не могут дать руководства и назидания в жизни своим крестникам. Не могут быть восприемниками малолетние (до 14 лет), так как еще неспособны к делу учительства и нетверды в разумении веры и силы Таинства (кроме тех случаев, когда совершенно невозможно иметь совершеннолетнего восприемника).
Древняя Русская Церковь не знала такого правила, которое бы устраняло монахов от восприемничества. Известно, что крестными отцами наших русских великокняжеских и царских детей были большей частью монахи. Только впоследствии монахам было воспрещено восприемничество потому, что оно вовлекает монаха в общение с миром (Номоканон при Большом Требнике). Родители не могут быть восприемниками от купели Крещения собственных детей. Женщине, находящейся в обычном очищении, неудобно быть восприемницей. В таких случаях можно отложить Крещение или же пригласить другую восприемницу.
Церковные правила не запрещают быть восприемниками одного и того же младенца родным брату и сестре, а также отцу с дочерью или матери с сыном. В настоящее время священники не допускают мужа и жену к совместному восприемничеству одного и того же младенца. Чтобы не допустить нарушений существующих правил относительно восприемников, священник обычно заранее узнает от родителей, кого они желают иметь восприемниками для своих детей.
Действительно ли Церковь учит о недопустимости брака между крестными согласно 211‑й статьи Номоканона?
Препятствия к венчанию и восприемничеству при крещении. Григоровский С. П. Издательский совет РПЦ. 2007. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II. С. 49–51. Цитата оттуда:
«В настоящее время 211‑я статья Номоканона [где указывается на недопустимость брака между восприемниками] не имеет никакого практического значения и должна почитаться отмененною… Так как при крещении достаточно быть одному восприемнику или одной восприемнице, смотря по полу крещаемого, то нет оснований считать восприемников состоящими в каком-либо духовном родстве и потому воспрещать им вступление в брак между собою».
Проф. Павлов в своем курсе Церковного права так комментирует проблему духовного родства восприемника и восприемницы одного ребенка и брака между ними:
«…несколько правил апокрифического происхождения и странного содержания (например, 211 правило, запрещающее мужу и жене быть восприемниками одного и того же младенца, под страхом быть разлученными от супружеского сожития). Святейший Синод уже в первые годы своего существования стал относиться к таким правилам с большим сомнением и нередко делал постановления, прямо им противоположные, особенно по делам брачным».
В декабре 2017 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был принят документ “О канонических аспектах церковного брака”, в котором указано: “Браки между восприемниками могут совершаться по благословению епархиального архиерея (с учетом указа Святейшего Синода от 31 декабря 1837 года)”.
Могут ли беременные и незамужние женщины становиться крёстными?
Беременные и незамужние женщины могут быть крестными, канонических запретов этого не существует. Все запреты относятся исключительно к дремучим народным суевериям и не имеют никакой силы для христиан.
С какого возраста не нужен крёстный?
Лицам старше 14-ти лет.
Как крестить ребёнка, если один или более членов семьи против?
– Таких людей следует постараться привести на встречу со священником. Здесь главное понять, что внутри у человека, почему он отказывается от крещения своего ребенка. Если люди – атеисты, переубедить их и заставить отказаться от своих взглядов бывает трудно. Но убедить в необходимости спокойного и лояльного отношения к факту крещения ребенка все же можно.
Православная Жизнь
Для чего нужны крестные, кто может ими стать, а кому это воспрещено? Как должно строиться общение восприемника с крестником и что делать, если родители этому препятствуют? Беседа со священником Игорем Москвичёвым.
— На протяжении новозаветной истории Церкви роль крестных в жизни крестников менялась. У первых христиан это были восприемники для научения вере — по сути, просто члены общины, помогавшие своим подопечным войти в церковную жизнь. Впоследствии крестных приравняли к ближайшим родственникам, общество стало ожидать от них материальной заботы о крестниках. При этом крестный понимал, что если с родителями крестника чтото случится, то он должен забрать ребенка на воспитание. А что сейчас?
— Восприемник воспринимает человека из купели, отсюда произошло это название. Это то, что было и остается сутью роли крестного. Роль эта вспомогательная: когда ребенок учится ходить, родители его сначала поддерживают — то же самое и здесь.
К сожалению, сейчас очень часто наблюдается формальное отношение к Таинству Крещения: поучаствовали в красивом обряде, и после этого связь прекращается. Этого быть не должно. Кроме того, считается, что крестные нужны только маленьким детям, потому что они за себя сказать ничего не могут — ни отречение от сатаны произнести, ни Символ веры прочесть. Но на самом деле нельзя сказать, что взрослые в крестных не нуждаются. Некоторое время назад я крестил шестнадцатилетнюю девушку, и она была с крестной — такая практика вполне может быть оправдана, особенно если человек пришел ко Крещению осознанно. Еще одно неверное представление — что для ребенка из верующей семьи роль крестного формальна, поскольку церковной жизни его научат отец и мать. Когда есть нормальные крестные, это большое подспорье, даже если ребенок растет в верующей, церковной семье.
— С какого возраста можно становиться крестным?
— Здесь все индивидуально. В указе Синода от 1836 года написано, что мальчикам можно становиться крестными с пятнадцати лет, девочкам — с тринадцати. Эта норма исходит из римского права, где 14–15 лет — возраст совершеннолетия. А девочки еще раньше могли замуж выходить. До сегодняшнего дня синодальное законодательство не отменено, поэтому и сейчас можно ориентироваться на этот возраст. Но нужно понимать, что не всякий юноша в 15 лет разбирается в христианских вопросах, в богословии. Бывают, конечно, грамотные, начитанные подростки, но не так часто. Иногда на огласительные беседы в качестве будущих крестных приводят даже девятилетних детей — это профанация, ведь понятно, что этот ребенок еще не готов к такой ответственности.
— Кого можно выбирать в крестные из родственников?
— Нельзя только родителей, остальных можно. Приемные родители, кстати, тоже не могут быть восприемниками. Обычно всё же стараются брать не близких родственников, а когото со стороны.
— Может ли отчим стать крестным пасынка или падчерицы? Причем здесь может быть два случая: мужчина состоит в браке с матерью ребенка, которого собираются крестить, или он уже крестный и собирается жениться на матери крестницы.
— Запрещено в обоих случаях. Восприемник не может жениться ни на воспринятой девочке, ни на ее матери, даже если она овдовела или пребывает в разводе.
— Может ли супружеская пара быть крестными родителями? И другая ситуация — могут ли крестные одного ребенка через некоторое время пожениться?
— Здесь всё возможно. В 1796 году был издан синодальный указ о том, что лицам, крестившим одного и того же ребенка, дозволяется вступление в брак, а муж и жена, крестившие одного ребенка, не разлучаются. Очевидно, до этого случались какието прецеденты, поэтому Синод и принял такое решение.
— А священник может становиться крестным?
— Да, но при этом таинство совершает другой священник. А вот монашествующие не могут быть восприемниками, потому что монах — это человек, который от мира ушел, и его не должны с ним связывать обязанности по отношению к крестникам.
— А если крестный принял постриг, как это повлияет на его общение с крестником?
— Тогда он просто будет молиться о крестнике, а ребенок может время от времени навещать его в монастыре.
— Кого лучше выбрать в крестные: человека церковного, который живет далеко и не сможет часто общаться с ребенком, или близкую подругу, не ведущую церковную жизнь?
— Я бы выбрал первый вариант. Хотя бы потому, что церковный человек будет молиться за ребенка. Главная обязанность крестного — молиться за своего крестника. В идеале он должен помогать ему в христианском становлении, особенно если родители этим не занимаются. Тогда и ребенок будет понимать, что крестный — это не просто дядя, который когдато с ним зачемто был в храме, и быть крещеным — это не только крестик на груди носить.
— Что делать в ситуации, когда некого выбрать крестным — нет ни друзей, ни родственников?
— Можно попросить когото из сотрудников храма или священников. Понятно, что связь будет не такой крепкой, но в большинстве случаев этот человек хотя бы будет за ребенка молиться. Знаю случай, когда позвали человека крестным к малознакомым людям, а после они начали общаться, и это переросло в крепкую дружбу.
— Может быть один крестный или крестная или обязательно двое?
— Двое крестных — это русская традиция, она появилась в XIV–XV веках. Это аналогия с семьей: как родителей у человека двое, так и крестные — мать и отец. Но если посмотреть на чин крещения, там везде идет речь об одном восприемнике, поэтому достаточно одного, главное — подойти к этому выбору осознанно.
— Может ли у девочки быть единственным крестным мужчина? Или, наоборот, у мальчика — женщина?
— Можно крестить и так. Традиция иметь крестного одного пола с крещаемым восходит ко времени, когда люди крестились обнаженными. Сейчас мы крестим взрослых в длинных рубахах, и этот момент уже не важен.
— До какого возраста крестный несет ответственность за ребенка?
— Как общение с родителями, так и общение с крестными не заканчивается после восемнадцатилетия ребенка. Мне вспоминаются две бабушки — одной за 80 лет, другой под 70. И так занятно смотреть, как одна другую крестной называет. Та, что постарше, своей крестнице до сих пор советует чтото — и та ее слушает, соглашается. Это пример того, какие могут быть взаимоотношения — на всю жизнь. Понятно, что если ребенка покрестили в младенчестве, а в десять или пятнадцать лет ему говорят: «Вот твой крестный, познакомься», вряд ли он будет слушать советы, для ребенка это чужой человек.
Дети, когда вырастают, хотят иметь свое жизненное пространство, защитить свой мир от вторжения, поэтому подросшему крестнику очень важно не учинять допросы, когда он последний раз был в храме, когда причащался. Если молодой человек благодаря своему воспитанию, в том числе и со стороны крестного, хотя бы удержится от свойственных этому возрасту падений, то можно сказать, что задача выполнена.
— Родители крестника — люди нецерковные и отказываются отпускать ребенка в храм вместе с крестным, говорить о вере, хотя обещали. Как быть?
— Ребенок, как правило, следует тому примеру, который видит перед собой. И важнее всего, чтобы он этот пример видел прежде всего в жизни родителей. Но если родители не хотят ничего менять в своей жизни и крестному запрещают вести свою линию в воспитании ребенка, то общение с семьей крестника прерывать все же не стоит — важно хоть както его сохранить. Поссориться и уйти — это не выход.