до какого возраста пеленать новорожденного комаровский
Пеленание новорожденных: необходимость или дань традиции?
Рекомендации по уходу за новорожденными быстро меняются – выбор еды, правильный сон, правила купания сегодня отличаются от тех, которые были еще 30–40 лет назад. Однако все же есть традиции, пережившие века. И одна из них – пеленание. О том, насколько это правильно и полезно ли для малыша, заговорили лишь недавно. Многие молодые родители отказываются от пеленок, но все же большинство предпочитает следовать традиции.
Виды пеленания
Существует три основных вида пеленания, которые существенно отличаются друг от друга:
Так нужно ли пеленать детей?
Раньше пеленки заменяли новорожденному одежду, но сегодня, когда появились удобные вещи, которые подойдут даже самым маленьким, необходимость пеленания ставится под вопрос. К тому же традиционный тугой метод подвергается жесткой критике со стороны педиатров. И причин этому несколько:
Опасно: Если грудничку поставлен диагноз дисплазия тазобедренного сустава, тугое пеленание ему совершенно противопоказано! Выравнивание ног и их смыкание приводит к серьезному ухудшению патологии, и в дальнейшем исправлять ее будет значительно труднее. При таких проблемах идеально широкое пеленание, при котором ножки разводятся в стороны и малыш может сгибать их в коленках.
Несмотря на традицию, врачи не рекомендуют туго пеленать малышей
И все же воспринимать пеленание как однозначно негативную традицию не стоит. Более того, свободное пеленание может помочь на первых месяцах жизни:
Миф! Очень часто от людей старшего поколения можно услышать, что пеленание «солдатиком» (тугое) способствует выравниванию ножек. Однако педиатры и ортопеды этого не подтверждают. Ни одна пеленка не способна выровнять кость, к тому же ее кривизна связана не с положением ребенка, а с рахитом – нехваткой кальция в организме. Зато сильное и частое перетягивание может сказаться на суставах – деформировать их, привести к ухудшению подвижности. Поэтому тугое пеленание не только не поможет выровнять ноги, но и приведет к большим проблемам.
Во что пеленать
Сейчас на рынке можно найти два основных типа пеленок:
Конверты помогают пеленать малыша максимально комфортно
Молодым родителям лучше всего приобрести разные виды пеленок – каждая подойдет для своего случая. Конверты, несмотря на удобство, все же рассчитаны на определенный рост, и малыш быстро из них вырастает. Классические модели более универсальны, но лучше сразу ориентироваться на размер 120х120 см.
Важные советы по пеленанию
Чтобы пеленание приносило только пользу, важно помнить о некоторых правилах:
С 3–4 месяцев ребенка нужно пеленать, оставляя свободными ручки
Врачи не считают, что в пеленании есть острая необходимость, поэтому родители вольны выбирать, что именно им подходит – одежда или пеленка. Но если все же решено следовать традиции, то нужно отказаться от тугого пеленания в пользу свободного, а для удобства приобрести пеленки-конверты.
Детский многопрофильный медицинский центр для детей от 0 до 18 лет
Детский многопрофильный медицинский центр для детей от 0 до 18 лет
НУЖНО ЛИ ПЕЛЕНАТЬ РЕБЕНКА?
Пеленание новорожденного в первые недели после появления на свет играет важную роль для поддержания нервной системы малыша в уравновешенном состоянии. Новорожденные совершают непроизвольные движения ручками и ножками, что может привести к испугу. Если вокруг будет мягкая, приятная оболочка, к которой младенец привык за время нахождения в утробе матери, он будет чувствовать себя защищенным.
Мнения большинства педиатров сходятся: пеленание необходимо на начальном этапе жизни ребенка. Каждая молодая мамочка должна обучиться этому искусству.
В пеленании есть свои плюсы и минусы. И каждый родитель сам поймет,ч то больше подходит его малышу.
ПЛЮСЫ:
Ткань сковывает движения младенца, которые в первые недели непроизвольны и хаотичны. Невозможность вздрагивания спеленутых ручек и ножек позволяет младенцу спокойно спать. Пеленка, обернутая вокруг маленького тельца, лучше сохраняет тепло благодаря «воздушным карманам».
МИНУСЫ:
Если сковывать движения младенца длительное время, он начнет отставать в развитии. Как в физическом, так и в психо- эмоциональном.
Современные педиатры после системных исследований пришли к выводу: дольше 2-3 месяцев держать в пеленках малыша не стоит. Идеальный срок – 1-2 месяца.
Применяя тугое пеленание нужно понять, не мешает ли ребенку это в развитии. На самом деле, такой способ имеет ряд серьезных недостатков: ребенок не может держать ножки в естественном положении, когда они слегка согнуты и развернуты; ухудшается кровообращение и стесняется дыхание младенца; малыш начнет позже привыкать к своим ножкам и ручкам, так как не шевелит ими свободно.
Свободное пеленание рекомендовано ведущими педиатрами большинства стран мира. Дети, родители которых не стремились ограничить кроху в движениях, развиваются намного быстрее, они раньше начинают сидеть и ходить. Мышцы ручек и ножек крепнут намного раньше.
Молодая мама должна узнать, как запеленать кроху еще до родов, чтобы довести процесс до автоматизма. Правильное пеленание существенно облегчит жизнь, сразу после родов. В этом помогут близкие женщины, у которых уже есть дети, курсы молодых родителей при женских консультациях или при частных клиниках.
Правила безопасности для родителей грудничка
Синдром внезапной младенческой смерти занимает третье место в мире среди гибели детей.
Когда мама спит в одной кровати с ребенком, чаще его положение в кровати на боку или на животе. А эти два положения как раз и приводят к синдрому внезапной младенческой смерти. Мама уснула, прижала ребенка к груди или же он перевернулся на живот. В таких позах у ребенка останавливается дыхание и он умирает. Сигналы из головного мозга у детей в грудном возрасте еще не сформированы, как у взрослых. Когда взрослым не хватает во сне кислорода, они просыпаются и вдыхают полной грудью. Недостаток кислорода у детей мозг не ощущает.
Единственная правильная поза для грудного ребенка — это сон на спине, когда нет затруднения для дыхания ртом.
До 6 месяцев ребенок должен находиться в комнате только с родителями или в комнате с ним должна быть няня или бабушка. Один в комнате ребенок находится не должен.
До 1 года ребенок должен спать на спине. Малыш не может спать на боку. С бочка ребенок может перевернуться на живот, упасть лицом, носом и ртом в постель и задохнуться. До 1,5-2 месяцев ребенок не держит голову и это для него смертельно опасно.
В кроватке ребенка необходимо использовать жесткий матрац, накрытый пеленкой.
До 6 месяцев ребенка нельзя укрывать одеялом, потому что во время движения он может набросить одеяло на себя и задохнуться.
До 6 месяцев у ребенка не должно быть подушки. Ребенок во сне спит, закинув руки за голову. В этот момент разными движениями он может эту подушку выдернуть, забросить на себя и задохнуться.
Также в кроватке ребенка не должно быть никаких мягких игрушек. Игрушка может упасть на ребенка и он может задохнуться.
В кроватке использовать бампер — тканевая прокладка, которая кладется перед прутьями по внутренней поверхности кроватки. Бампер не должен закрывать всю высоту кроватки. Вы не будете видеть малыша.
Расстояние между прутьями кровати должна быть не более 6 см, чтобы голова ребенка не оказалась снаружи, и чтобы он не мог задохнуться.
Гайдлайн для молодой мамы: караул, что делать?
Поделиться:
Казалось бы, если женщина выносила и родила ребенка, она легко справится со всеми трудностями, которые касаются ухода за ним в первые дни и недели.
Но это справедливо только для тех семей, где малыш уже не первый или семья большая, и у близких родственников есть дети.
Если же это молодые родители, которые лишены поддержки родных и знакомых, имеющих опыт ухода за грудничками, после выписки из роддома может возникать состояние, близкое к панике.
Что делать, если малыш плачет, икает или срыгивает, как ухаживать за ним, что нужно делать и как?
Нередко молодые мамы и папы сталкиваются с трудностями, которые вполне легко преодолеть, если знать, как правильно ухаживать за крохой в первые дни и недели.
Проблема № 1: выписка из роддома
Первый вопрос, который предстоит решить молодым родителям – это выписка из роддома. Малышу нужен подгузник и удобный костюм по сезону или конверт, в котором он поедет домой.
Кроме того, стоит позаботиться об автокресле (люльке) для перевозки младенца в машине.
Держать малыша на руках в движущемся авто запрещено правилами ПДД, поэтому нужно заранее приобрести этот необходимый предмет или попросить у знакомых, друзей, чтобы маму с малышом забрали из роддома на машине, оборудованной детской люлькой.
Проблема № 2: первая ночь дома
По возвращении из роддома нужно решить, где будет спать младенец, особенно если родители еще не позаботились о покупке детской люльки или кроватки. Возможен совместный сон с мамой, кроме того, можно использовать люльку-переноску из коляски или колыбель для младенцев.
Самое главное – чтобы ребенку было удобно и безопасно.
Затем нужно позаботиться об обустройстве постоянного места для сна. Это может быть приставная кроватка к материнской кровати или отдельная детская кроватка с бортами, специальная люлька для новорожденных.
Проблема № 3: кормление
После рождения желудок малыша еще очень маленький, поэтому он не может сразу усваивать большой объем пищи. Его нужно кормить часто, совсем небольшими порциями. С детьми на естественном вскармливании всё проще, их можно прикладывать к груди по первому требованию, их питание уже готово, подогрето и имеет нужную консистенцию и состав.
Признаки голода у малыша: он причмокивает, высовывает язычок, складывает губы «хоботком» и кряхит. Если мама не улавливает его сигналов, младенец начинает хныкать.
Но если мать не понимает и этого, сильно проголодавшийся малыш начнет истошно кричать. В этот период приложить его к груди – проблема, зашедшийся в плаче младенец трудно успокаивается. Поэтому нужно внимательно следить за его поведением.
Если ребенок на искусственном питании, стоит заранее подготовить смесь, теплую воду в термосе и запас стерильных бутылочек, чтобы при первых признаках голода быстро ее приготовить и покормить кроху.
Читайте также:
Нормы развития ребенка первого года жизни
Перед ночью, чтобы не отмеривать нужное количество смеси из банки в полусне, стоит заранее насыпать сухой порошок в стерильную бутылочку, чтобы ночью осталось только добавить теплой воды из термоса и смешать продукт.
В среднем младенцы едят за сутки около 10–12 раз, получая около 50–70 мл смеси. Постепенно объем желудка и количество съедаемой смеси увеличивается, малыш переходит на 7–8 приемов пищи.
Проблема № 4: срыгивания и отрыжка
После еды грудничка нужно подержать «столбиком», положив его головку на свое плечо и похлопывая, поглаживая по спинке.
Если ребенок после еды сразу уснул, нужно положить его в кроватку, повернув головку вбок и подложив под щечку салфетку или пеленку. Немного молока, которое он может срыгнуть с воздухом, не испачкает одежду.
Проблема № 5: смена подгузника
Подгузники нужно менять примерно каждые 2–3 часа, или сразу после того, как малыш покакал. Длительное нахождение в мокром или грязном подгузнике грозит опрелостями и раздражением кожи.
Чтобы сменить подгузник нужно расстегнуть на нем липучки и снимать переднюю часть вытирающим движением от пупка к лобку, закатывая верхний край изделия вовнутрь. Это поможет не запачкать одежду и свернуть памперс, так, чтобы он не распространял запах.
Подмывают младенца под проточной теплой водой над раковиной или ванной. Если малыш только мочился, можно подмывать его без мыла, просто ополоснув промежность от остатков мочи и пота. Если он покакал, нужно промыть все складочки кожи детским жидким мылом без отдушек и красителей (гипоаллергенным).
Мальчиков подмывать можно как вам удобно, но если у вас девочка, подмывать ее нужно движением от лобка к попе, чтобы не занести микробы в половую щель. При этом держать малышку нужно на руке животиком вверх.
Перед тем, как надеть чистый подгузник, нужно обработать складки кожи специальным кремом, который так и называется – «крем под подгузник». Он создает защитную пленку на коже, не давая моче и стулу раздражать нежную кожу. Можно использовать тальк, но он не всем подходит.
Важно! Нельзя одновременно использовать тальк и крем. От этого в складочках образуются комки, которые поранят нежную кожу и приведут к опрелостям и красноте.
Проблема № 6: икота
В первые недели жизни малыши могут много икать. Обычно это признак незрелости пищеварительной системы и тренировка мышц диафрагмы, и икота не опасна. В некоторых случаях дети икают потому, что им холодно.
Нужно проверить температуру кожи на тыльной стороне шеи. Если она сухая и прохладная, ваш кроха замерз, закутайте его в теплую пеленку и покачайте на руках, икота пройдет.
Если кожа горячая и влажная, вы перекутали кроху, снимите пеленку или часть одежды, пусть ребенок немного «остынет». Дома можно держать его в легком костюмчике и без шапочки, ее надевают после купания, на пару часов, пока волосики ребенка мокрые, чтобы он не переохладился.
Проблема № 7: первое купание
В первый день после возвращения из роддома можно не купать ребенка, а ограничиться подмываниями и сменой подгузников, а на следующий день нужно купаться.
Малышу крайне важно поддерживать чистоту кожи. Он активно потеет, его кожа шелушится, а кожное дыхание для него не менее важно, чем легочная вентиляция.
Купают младенцев в маленькой ванночке или большой ванне, в теплой воде около 37–38 градусов.
Кипятить воду для ванны не обязательно, это пережитки прошлого, когда воду брали из рек и опасных водоемов. Обычная водопроводная питьевая вода вполне подойдет для купания. Первый раз кроху нужно помыть с детским мылом и шампунем для волосиков на протяжении 5–10 минут, затем ополоснуть чистой водой и завернуть в полотенце.
Желательно, чтобы оно было с уголком для головы. Кожу на теле нужно также промокнуть легкими движениями, надеть подгузник и теплые вещи.
Проблема № 8: ежедневные гигиенические процедуры
Каждое утро вам нужно будет не только менять подгузник, но и умывать малыша, чистить носик и ушки. Это нужно делать ежедневно. Для этого вам понадобятся ватные шарики и турунды (скатанные из ваты жгутики): шариками умывают глазки, жгутиками чистят носик и ушки.
Важно! Нельзя использовать для чистки носа и ушей ватные палочки, даже с ограничителями. Если кроха дернется, можно повредить нежную кожу или слизистые.
Умывать ребенка нужно кипяченой водой, для для этого ватный шарик, смачивают водой и промывают глазик от внутреннего уголка к внешнему, вытирающими движениями. Одним шариком протирать оба глаза нельзя, нужно взять новый. Если есть корочки, не нужно тереть их, просто проведите по глазу еще раз, убирая все отложения чистым ватным шариком.
Нос и ушки чистят ватными турундами, убирая выделения. Если есть корочки, предварительно в носик можно закапать физраствор или морскую воду по 1–2 капельки. Затем удалить слизь ватным жгутиком.
Проблема № 9: плач
Малыши часто оплачут, это их единственный способ общения с вами. Поэтому нельзя игнорировать их сигналы и дать «прокричаться». Ребенка нужно взять на руки, и если он сразу не успокоился, важно выяснить причины его недовольства. Обычно их три – хочет есть, хочет спать и неудобно, дискомфортно.
Если малыш бодрствует более 20–30 минут, возможно, он уже устал и хочет спать. Можно приложить его к груди, покачать на руках, спеть колыбельную, чтобы помочь расслабиться и уснуть.
Проблема № 10: сон
Иногда, чтобы малыш спал дольше и крепче, его можно запеленать, чтобы он не будил себя движениями ручек или ножек.
Но важно пеленать ребенка так, чтобы он лишь слегка был зафиксирован пеленками. Тугое пеленание, практиковавшееся во времена наших бабушек, применять не стоит.
Где бы ни спал кроха, его нужно всегда класть только на спину и убирать из кроватки посторонние предметы. Дети до года спят без подушек и одеял. Можно укладывать малыша спать в специальном мешке или пленках, но не накрывать одеялом.
Алена Парецкая
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Детский травматолог-ортопед
У молодых родителей всегда много вопросов по поводу развития их ребенка. Мы задали самые часто встречающиеся вопросы травматологу-ортопеду «ЕвроМед клиники» Дмитрию Олеговичу Сагдееву.
— Маленького ребенка рекомендуют довольно часто показывать врачу-ортопеду: в месяц, в три месяца, в шесть месяцев, в год. С чем это связано, что именно оценивает ортопед?
— Ортопед смотрит, как развивается опорно-двигательная система ребенка в периоды его активного развития, чтобы вовремя заметить возможные отклонения в ее развитии и скорректировать их. На раннем сроке – в месяц — делаем УЗИ тазобедренных суставов, чтобы не пропустить какую-либо врожденную патологию. В три-четыре месяца УЗИ повторяем для контроля, чтобы увидеть динамику развития сустава.
По результатам ультразвукового исследования врач может заподозрить нарушения формирования и динамики развития тазобедренного сустава.
Врач ультразвуковой диагностики оценивает формирование сустав по специальной шкале (шкале Графа), и далее уже ортопед определяет, требуются ли коррекция лечебной гимнастикой, нужны ли какие-либо физиопроцедуры и т.д.
Чем раньше будут выявлены отклонения в развитии ребенка, тем эффективнее будет лечение.
Примерно в шесть месяцев ребенок начинает садиться, потом он будет вставать, пойдет, и важно знать, как у него сформирован тазобедренный сустав и, если есть нарушения, успеть исправить их до этого момента.
Дисплазия тазобедренного сустава — это нарушение формирования тазобедренного сустава, которое в тяжелых формах приводит к формированию подвывиха или вывиха головки бедренной кости.
— При обнаружении дисплазии тазобедренного сустава обычно назначают ношение ортопедических конструкций: подушки Фрейка, шины Виленского и т. п. Выглядят они довольно пугающе, и родители боятся, что ребенку будет в них некомфортно.
— Ребенок не будет испытывать дискомфорт. У него еще нет устойчивого понимания, в каком положении должны находиться его нижние конечности поэтому конструкция ему мешать не будет.
При этом, благодаря воздействию этих конструкций ноги ребенка расположены под определенным углом, и в этом положении головка бедренной кости центрируется во впадину, она находится в правильном положении, с нее снимается всякая деформирующая нагрузка, что позволяет суставу правильно развиваться. Если же этого не сделать, то на головку бедренной кости будет оказываться постоянная деформирующая нагрузка, что в конечном итоге повлечет за собой подвывих и вывих бедра. Это будет уже тяжелая степень дисплазии тазобедренного сустава.
— Помимо дисплазии, на УЗИ всегда смотрят формирование ядер окостенения в тазобедренном суставе. Почему нам так важно их правильное развитие?
— Головка бедра состоит из хрящевой ткани. Ядро окостенения находится внутри головки бедра и, постепенно увеличиваясь, оно как бы армирует ее изнутри и придает структуре стабильность при осевой нагрузке. При отсутствии ядра окостенения любая осевая нагрузка на бедро приводит к его деформации, вследствие чего может развиться подвывих и далее — вывих бедра. Соответственно, если ядро окостенения не развивается или развивается с задержкой, строго запрещены любые осевые нагрузки: стоять, а тем более – ходить нельзя.
— С замедленными темпами оссификации (окостенения, формирования костей) сидеть не запрещается, при условии, что нормально сформирована крыша вертлужной впадины, головка бедренной кости центрирована. Это определяется по УЗИ.
— Что влияет на формирование ядер окостенения, каким образом можно стимулировать их развитие?
— В первую очередь – активность. Поэтому мы рекомендуем заниматься с ребенком лечебной гимнастикой сразу с рождения. Маме нужно ежедневно делать с ребенком гимнастику. Причем важно, что это должна быть обычная нагрузка, так называемая статическая – когда ребенок лежит, а мама разводит его ручки и ножки. Категорически не рекомендую набирающую сейчас популярность «динамическую гимнастику» — комплекс упражнений, в котором ребенка крутят, вертят, раскачивают, вращают за руки и ноги и пр. Такие упражнения способствуют перенапряжению формирующегося мышечно-связочного аппарата ребенка, и создают высокий риск травмы: от растяжения до вывиха с разрывом связок сустава.
С 2,5 месяцев ребенку можно и даже нужно посещать бассейн. Индивидуальные занятия с тренером в воде очень полезны для развития опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, тренировки мышц, укрепления иммунитета.
Как вспомогательная процедура полезен массаж.
Также необходим витамин Д, он стимулирует развитие костной ткани. Витамин Д рекомендуется давать практически всем детям до двух лет, а некоторым – и позже. Этот вопрос решается совместно педиатром и ортопедом, врачи подбирают дозировку препарата и длительность его приема. В нашем регионе мало солнечного света, что провоцирует дефицит витамина Д практически у всех детей, что приводит к рахиту. В Сибири у большинства детей, не принимающих витамин Д, присутствуют в той или иной степени проявления рахита.
При наличии показаний врач может назначить физиолечение: магнитотерапию, электрофорез, аппликации с полиминеральными грязевыми салфетками. Это эффективные методики, проверенные временем.
— Врачи говорят, что ребенка нельзя сажать до того, как он сядет сам, ставить, стимулировать на раннее стояние, хождение. С чем это связано?
— Это связано с тем, что у маленького ребенка опорно-двигательная система еще незрелая, и она, и центральная нервная система не готовы к активным осевым нагрузкам. Если мы начинаем ребенка активно вертикализировать, стимулировать его на то, чтобы он сидел, стоял, это может привести к деформации позвоночника, нарушению формирования суставов. На старте они должны развиваться без осевых нагрузок, так заложено природой. Системы, и, в первую очередь, – центральная нервная система, должны созреть, чтобы сигнал от мозга от, так сказать, «центрального компьютера» на периферию доходил неискаженным и ответ, от периферии к центру, тоже был адекватным. Не надо торопиться. Когда эти структуры будут готовы, ребенок сам и сядет, и поползет, и встанет.
— Какие существуют возрастные нормы, когда ребенок садится, встает?
— Определенные нормы, действительно, есть, но не надо слишком акцентировать на них свое внимание. Каждый ребенок развивается по своей индивидуальной программе, не надо подгонять всех под один стандарт. Чтобы оценить его развитие, нужно учитывать множество разных обстоятельств, начиная от особенностей течения беременности и рождения ребенка. Сроки и нормы нужны, я думаю, больше врачам, чтобы адекватно оценить, правильно ли развивается ребенок или нет, и, если есть задержка, вовремя это увидеть и помочь малышу.
Садиться дети начинают примерно в полгода, ползать – в 7-8 месяцев. Классическое развитие: ребенок сначала сел, потом пополз, потом начинает вставать, передвигаться с опорой. Потом, когда почувствовал, что готов, отрывается от опоры и делает первые самостоятельные шаги. Это происходит тогда, когда созрел опорно-двигательный аппарат, адаптировались центральная нервная система, вестибулярный аппарат. И все эти системы научились корректно работать вместе.
Некоторые дети начинают ползать раньше, чем садиться, кто-то – встанет раньше, чем поползет. Бывает, что вообще не ползает ребенок, а сразу встал и пошел. Все это особенности индивидуального развития.
— Чем плохи такие приспособления, как ходунки, позволяющие ребенку «пойти» намного раньше, развлекающие его?
— Ходунки сбивают «программу» правильного взаимодействия между центральной нервной системы, вестибулярным аппаратом и опорно-двигательным аппаратом. В ходунках ребенок занимает неестественное положение, он же не делает в них полноценный шаг, а просто висит, отталкивается носочками и передвигается в пространстве. Его мозг и мышцы запоминают эту некорректную программу вертикального положения и передвижения, и впоследствии, когда ребенок пытается начать ходить уже без ходунков, у него срабатывают эти некорректные установки, включаются не те группы мышц, которые должны его удерживать в вертикальном положении, и ребенок падает. После ходунков ребенку очень сложно удерживать равновесие самостоятельно, впоследствии достаточно трудно это скорректировать.
— Еще одна проблема, связанная с тем, что ребенка начали ставить до того, как он был готов, — плоскостопие. Верно?
— Плоскостопие бывает врожденным и функциональным (приобретенным).
Если ребенка ставят слишком рано, у него может развиться неправильная установка стопы. И нередко в результате врачи ставят диагноз плоско-вальгусной деформации стоп. Эта плоско-вальгусная установка стоп обычно не патологическая. На осмотре доктор определяет, подвижная или ригидная (малоподвижная) стопа, и, если стопа подвижная, легко выводится в положение коррекции, тогда мы не говорим о деформации, это просто неправильная установка, которая корректируется лечебной гимнастикой, правильным распределением нагрузок.
Все эти установки, на которые жалуются мамы: загребание носками, кажущееся искривление конечностей, — это следствие перехода ребенка из горизонтального положения в вертикальное и приспособления его к прямохождению. Во время внутриутробного периода развития плод плотно «упакован» внутри матки: руки прижаты к телу, а ноги сложены довольно неестественным для человека образом – стопы повернуты внутрь, кости голени и бедра тоже скручены внутрь, а бедра в тазобедренных суставах, наоборот, максимально разворачиваются наружу. Когда малыш только учится стоять, неправильное положение стоп незаметно, поскольку, разворот его ножек в тазобедренных суставах и скручивание костей бедер и голеней произошло в противоположных направлениях – то есть они скомпенсировали друг друга, и стопы встают как бы прямо. Потом начинает изменяться соотношение в тазобедренном суставе – головка бедра центрируется, и это происходит немного быстрее, чем изменение ротации костей голеней. И в этот период родители замечают «косолапость» и начинают переживать. Но на самом деле, в большинстве случаев, это абсолютно нормальный этап развития, и паниковать, что ребенок как-то ходит неровно, не так ногу ставит, не нужно. Природа умна, она предусмотрела весь механизм развития нижних конечностей, и вмешиваться в этот процесс не стоит. Разумеется, если вас это беспокоит, то имеет смысл обратиться к врачу, чтобы он определил, эти изменения физиологичные или патологические. Если патология – лечим, если физиология – лечить не нужно.
Для профилактики неправильной установки стопы необходима пассивная лечебная гимнастика, выбор правильного ортопедического режима.
Маленький ребенок еще не может активно выполнять прямые пожелания родителей и заниматься гимнастикой сам, поэтому на этом этапе рекомендуется пассивное воздействие: хождение босиком по неровным поверхностям, по траве, по песку, по камешкам (разумеется, следим, чтобы ребенок не травмировался, чтобы поверхности были безопасные). По мере взросления ребенка (примерно после трех лет) переходим к активным занятиям лечебной физкультурой в игровой форме. Например, умываться бежим на пяточках, завтракать – на носочках, в спальню идем, как пингвинчик, мультики смотреть, как мишка. Старайтесь, чтобы ребенку было интересно этим заниматься, и тогда он привыкнет и с удовольствием будет выполнять упражнения сам.
Важен для правильной установки стопы и подбор обуви. Обувь должна быть легкая, с эластичной подошвой, супинатором — выложенным сводом. Если свод на подошве выложен, никаких дополнительных стелек не надо (если врач не прописал). Высота башмачка – до лодыжки (высокие берцы покупать не надо), чтобы голеностоп свободно работал, и могли правильно развиваться короткие мышцы голени – те самые, которые удерживают поперечный и продольный свод стопы.
Для ребенка, начинающего ходить, оптимально, чтобы в обуви были закрытые пяточка и носок – так защищаются пальцы ног от возможных травм, если ребенок запнется.
— Настоящее плоскостопие лечится иначе?
— Да, «настоящее» плоскостопие гимнастикой не вылечить. Если это врожденное плоскостопие, то оно лечится довольно сложно и многоэтапно. Существует множество хирургических методик, которые врач подбирает в зависимости от тяжести случая и его особенностей. Лечение начинается с этапных гипсовых повязок. Есть малоинвазивные оперативные пособия на сухожильно-связочном аппарате с последующим использованием специальных приспособлений – брейсов. Также есть различные оперативные пособия, связанные с вмешательством на суставах стопы, направленные на коррекцию соотношения костей стопы и устранением плоско-вальгусной деформации.
— Почему надо лечить плоскостопие и косолапость?
— Потому что эти нарушения ведут за собой деформацию всего скелета. Снизу вверх, как снежный ком, идут нарушения. Неправильная опора приводит к неправильной установке бедра, изменяется положение таза, страдают коленные суставы, получающие измененную нагрузку. Чтобы выровнять нагрузку на коленный сустав начинает ротироваться бедро, пытаясь вывести какое-то опорное положение. Бедро развернулось, начало вывихиваться из тазобедренного сустава. Чтобы ему не дать вывихнуться, наклонился таз. Наклонился таз – изменился угол наклона позвоночника. Соответственно, изогнулся позвоночник, чтобы голову оставить ровно. В результате: грубые нарушения походки и всего опорно-двигательного аппарата, сколиотические деформации со стороны позвоночника. Угрозы жизни эти состояния не представляют, но качество жизни у человека с ортопедическими проблемами очень сильно страдает.
— Еще один очень частый диагноз, который ставят новорожденным детям, — кривошея. Насколько это серьезная патология?
— Многим детям ставят диагноз «нейрогенная функциональная кривошея», часто ставят подвывих первого шейного позвонка (С1). Чаще всего, это функциональное нарушение, которое проходит самостоятельно при минимальном нашем вмешательстве, и оно не несет никакой угрозы здоровью ребенку.
Дети с функциональной кривошеей наблюдаются совместно неврологом и ортопедом, обычно корригирующей укладки, ортопедической подушки и мягкого фиксирующего воротничка бывает достаточно для того, чтобы эта ситуация разрешилась без всяких осложнений.
Функциональную кривошею важно отделить от врожденной мышечной кривошеи. При подозрении на последнюю в два месяца проводится УЗИ кивательных мышц шеи, что позволяет нам с большой дозой вероятности поставить правильный диагноз. Если при ультразвуковом исследовании выявлены какие-либо изменения в кивательной мышце, то мы начинаем проводить комплексное лечение, направленное на устранение кривошеи и восстановление функциональной способности кивательной мышцы. В лечение входит фиксация головы ортопедическим воротником, назначается курсами физиолечение, направленное на улучшение питания мышц и на восстановление их структуры. При безуспешном консервативном лечении, если деформация нарастает, то после года проводится оперативное лечение врожденной мышечной кривошеи.
При любых сомнениях, вопросах, волнениях, не бойтесь обращаться к врачу. Детский ортопед, невролог, педиатр – это специалисты, которые всегда готовы ответить на ваши вопросы и помочь вашему малышу расти здоровым.
Дополнительно
Подвывих в локтевом суставе
Очень частая травма у детей — подвывих головки лучевой кости в локтевом суставе. В локтевом суставе соединяются три кости: плечевая, локтевая и лучевая. Чтобы удерживать эти кости, существуют связки. У маленьких детей связки очень эластичные, рыхлые и легко могут соскользнуть по кости. С возрастом связки укрепляются, и подвивих уже не происходит так легко.
Эта травма случается, когда ребенка резко потянули за руку: папа покрутил, просто резко подняли ребенка за запястья (ребенка надо поднимать, поддерживая за подмышки) или даже бывает, что ведет родитель ребенка за руку, малыш поскользнулся, повис на руке – и происходит подвывих.
В момент травмы можно услышать, как щелкнул сустав. Обычно при травме ребенок испытывает кратковременную резкую боль, которая почти сразу проходит. Главным признаком травмы является то, что ребенок перестает сгибать руку в локте – дети держат травмированную руку полностью разогнутой.
Как можно быстрее после травмы ребенка надо показать врачу-травматологу, который вправит подвывих, вернет связку на место.
Когда надо обращаться к травматологу?
Дети часто падают, ударяются, травмируются тем или иным способом. Как определить, когда можно обойтись пластырем и йодом, а когда надо ехать в травмпункт?
Вообще – при любом сомнении лучше перестраховаться и показаться врачу. Травмы у детей – это такой вопрос, когда лучше, как говорится, перебдеть, чем недобдеть. Не надо стесняться, бояться, что вы отвлекаете врачей Скорой помощи или врачей травмпункта по пустякам. Здоровье вашего ребенка – это самое важное!
Осторожно: батут!
Батут – очень популярное у современных детей развлечение. К сожалению, это веселье может привести к серьезным проблемам. Самые частые травмы, которые дети и подростки получают на батутах — компрессионный перелом позвоночника. В последнее время случаев компрессионного перелома позвоночников стало очень много, в том числе — и у тех, кто профессионально занимается батутным спортом.
Безопасного способа нахождения на батутах нет. Ребенок, даже не упав, может сломать позвоночник, так как во время прыжков позвоночник получает очень большие осевые нагрузки. Особенно, конечно, это опасно для детей со слабым мышечным корсетом.