до какого возраста работают бортпроводники
Во сколько лет стюардессы выходят на пенсию
Во сколько лет стюардессы выходят на пенсию, зависит от их стажа, состояния здоровья и, собственно, в каком возрасте они начинали работать. На настоящий момент в Российской Федерации работники этой профессии должны иметь стаж двадцать лет, и как минимум десять из них — бортпроводником на полной рабочей ставке.
Во сколько лет можно стать стюардессой
Встать в ряды этой профессии можно уже примерно с восемнадцати лет. Конкретный ответ могут дать только авиакомпании, куда молодые девушки должны устраиваться на работу.
Некоторые могут взять на должность только с девятнадцати, другие — с двадцати одного. Нужно смотреть объявления о наборе бортпроводников и стюардесс или конкретно звонить в авиакомпанию и спрашивать. В любом случае раньше совершеннолетия на такую работу никто не возьмёт.
Все зависит от обучения
Также возраст выхода на работу зависит от того, где вы проходили обучение. Лучше всего проходить обучение в авиакомпаниях — заходите на официальные сайты и смотрите, проходит ли сейчас набор вакансий или нет.
Обычно проходить обучение в авиакомпаниях лучше, чем в частных школах, так как после этого все равно придется несколько недель проходить переподготовку в компании, а также совершить несколько полетов в качестве стажера (если школа не предоставила вам такой возможности). С другой стороны, пройдя подготовку в школе, имеется возможность устроиться на работу в более позднем возрасте.
Можно ли стать стюардессой после 30 лет
Но до скольки лет берут в стюардессы? Крайний возраст начала карьеры ограничивается примерно 30-35 годами, хотя есть примеры, когда люди устраивались на работу и в 40 и даже в 42 года! Хотя неизвестно насколько удачно сложилась их карьерная лестница. Но стоит понимать, что без школы в возрасте 30 лет вас уже вряд ли возьмут на первоначальное обучение в авиакомпании. После школы вас, обычно, легко примут до 32—33 лет.
Так до скольки лет работают стюардессы? Учитывая все сказанное выше, пенсионный возраст стюардессы — 40—45 лет.
Но, несмотря на это, бывает так, что некоторые заканчивают свою карьеру уже в 25—30 лет! Виной тому состояние здоровья, на которое не лучшим образом влияют длинные перелеты и постоянно плавающий график работы. Поэтому ответ на вопрос, с какого возраста пенсия у стюардесс, — неоднозначный. И можно лишь сказать, что средний возраст, в котором большинство оказываются списанными на землю — примерно 35 лет.
До скольки лет работают бортпроводники?
Кажется, что стюардесса – это работа для молодых. Так ли это? До какого возраста работают бортпроводники и какие возрастные ограничения в этой профессии? Давайте узнаем.
До какого возраста работают стюардессы?
При наборе кандидатов на первоначальное обучение, авиакомпании отдают предпочтение молодежи, но, в то же время, не ставят жестких возрастных барьеров. Например, компания Аэрофлот принимает в свои ряды и работников постарше, если они удовлетворяют необходимым требованиям и имеют хорошее здоровье.
Все же, тот лимит возраста, до скольки работают стюардессы, в первую очередь, устанавливают себе они сами. Каждая ориентируется на свое самочувствие и другие факторы.
Многие не хотят расставаться с небом, имея при этом отличное здоровье. В этом случае, ничто не препятствует работе стюардессы. Если она отлично выполняет свои обязанности и любит свою работу, у нее все шансы работать так долго, как она сама захочет.
Любое начальство будет ценить такого работника и вопросы, до скольки работать стюардессе обойдут ее стороной. Ведь у более взрослых бортпроводников есть огромные преимущества. Во-первых, это колоссальный опыт работы, жизненный опыт, масса пройденных ситуаций. Это невозможно переоценить.
Опытная стюардесса не только идеально выполняет свои обязанности, она еще помогает юным коллегам в процессе работы. Поэтому, не надо думать, что как только бортпроводнику стукнет определенная цифра лет, его тут же начнут выживать на пенсию.
Возрастные ограничения для бортпроводников
Профессия бортпроводника стоит в одном ряду с такими профессиями, как шахтер или рабочий горячего цеха, то есть приравнивается к работам с вредными и опасными условиями труда.
Поэтому и условия выхода на пенсию для бортпроводников льготные. Для женщин этот возраст – 45 лет при условии, что она отработала стюардессой 10 лет и имеет общий рабочий стаж не менее 20 лет.
Как уже говорилось выше, такой ранний уход на пенсию не значит, что стюардесса обязательно должна уйти из профессии. Как вы уже поняли, до скольки лет работают бортпроводники, это сугубо индивидуально. Стюардессы следят за своей физической формой и отлично выглядят и в юном и в бальзаковском (после 30) возрасте.
Возраст начала карьеры может быть разным. Если стартовать в 18, то меньше вероятность, что вы будете летать до 45 лет. На первоначальное обучение берут, как правило, до 35 лет, но есть и исключения, бывает, что и в 40 лет люди начинают работать бортпроводниками.
Бывает и так, что заканчивают карьеру гораздо раньше по разным обстоятельствам. Как правило, это по состоянию здоровья, так как перелеты влияют на него не лучшим образом.
К профессиональным заболеваниям относится в первую очередь варикозное расширение вен, это самое распространенная болезнь среди них, ведь стюардесса все время на ногах. Также, среди них дисбактериоз, нарушения слуха и артериального давления.
Если здоровье не позволяет больше подниматься в воздух регулярно, можно перейти на более приземленную работу. Бортпроводники имеют все возможности продолжить свою карьеру на земле. А там уже повышается возрастной ценз до какого возраста работают стюардессы.
Работников на хорошем счету с радостью примут в наземные службы. Более того, опытных бортпроводников охотно продвигают на руководящие должности, ведь эти люди знают всю рабочую «кухню» изнутри.
Также, можно, например, стать начальником отделения, инструктором или руководителем службы бортпроводников. Хотя основная работа этих людей проходит на земле, но они продолжают летать.
Резюмируя все вышесказанное, хотя профессия бортпроводник возрастные ограничения, разумеется, имеет, но они не настолько жесткие, как кажется на первый взгляд. Если есть возможности, то стюардесса может работать и после 45 лет и на вопрос, до скольки лет работать бортпроводнику отвечать не придется очень долго.
Конечно, это довольно редкие случаи, но они есть. Эти люди настолько любят свою работу, что не готовы ее менять на более спокойную и безопасную. Летать – это призвание! Если вы любите свою работу, то в ваших силах самому планировать свой трудовой путь и работать так долго, как вы захотите.
Размер пенсии и во сколько лет уходят на нее стюардессы
Работа стюардесс считается сложной и специфической, поэтому люди, выбирающие эту работу, получают не только высокую зарплату, но и хорошую пенсию. Они выходят на отдых раньше обычных граждан, а также авиакомпании часто предлагают им дополнительные льготы и преференции.
В первые годы работы зарплаты стюардесс не превышает 20 тыс. руб., а после получения нужного стажа увеличивается до 100 тыс. руб. в месяц. Дополнительно назначаются премии и надбавки, позволяющие поощрить и мотивировать работниц.
Бесплатно по России
Разберем в статье,во сколько лет выходят на пенсию стюардессы, а также особенности формирования выплат и какие льготы положены бывшим бортпроводницам.
Когда наступает возраст выхода на пенсию
Заработок стюардесс в российских авиакомпаниях намного меньше, чем в зарубежных, поэтому многие девушки мечтают трудоустроиться в самые крупные и популярные иностранные организации. Это не только положительно сказывается на зарплате, но и на будущей пенсии. По законодательству в России бортпорводники выходят на пенсию в 45 лет, но для этого требуется стаж от 20 лет. Такие льготные условия обусловлены специфическими условиями работы.
Девушки трудятся по ненормированному графику работы, поэтому часто смены попадают на ночное время. Они постоянно меняют часовые пояса, а перепады давления на высоте негативно влияют на сердечно-сосудистую систему.
Если стюардессы не заботятся о своем здоровье, то к 40 годам у них появляются многие неприятные заболевания, к которым относится гипертония, венозное расширение вен, а также мигрень. Некоторые девушки сталкиваются с проблемами с позвоночником и слухом. Поэтому требуются регулярные медицинские обследования, а также предлагается ранний выход на пенсию.
Сложность работы заключается и в моральном аспекте, так как приходится трудиться в нестандартных условиях, а также регулярно общаться с новыми людьми.
Что нужно для выхода на отдых
Количество отработанных лет непосредственно влияет на пенсию, которую сможет получать стюардесса. После выхода на отдых не прекращается полностью трудовая деятельность, поэтому женщины перестают летать, но при этом занимаются обучением новых работниц или выполняют другие задачи, например, читают лекции, формируют пособия и пишут книги, а также принимают экзамены и проводят инструктажи.
Для расчета льготной пенсии учитываются положения ПП №516, причем в стаж включаются следующие периоды:
Оформляется льготная пенсия в отделении ПФ, куда необходимо обращаться бортпроводникам после достижения возраста 45 лет. С собой должны иметься бумаги, которые подтверждают, что гражданин отработал в авиации не меньше 20 лет. Представители ПФ имеют право запрашивать дополнительные документы. Передать документацию и написать заявление можно не только при посещении отделения ПФ, но и с помощью почты или онлайн-сервисов.
Если женщина работает на чартерах, то ее зарплата намного выше, чем у бортпроводников, трудящихся на обычных пассажирских рейсах. Обычно за час работы выплачивается 5 тыс. руб., но даже для таких работников пенсионные выплаты рассчитываются стандартным образом.
Новая пенсионная реформа, касающаяся возраста пенсионеров, не затронула бортпроводников, так как ранний выход на пенсию обусловлен не продолжительностью жизни, а специфическими условиями труда, влияющими на организм девушки. Поэтому стюардессы, как и ранее, выходят на пенсию при достижении возраста 45 лет.
Как формируется выплата у бортпроводников
Льготная пенсия бортпроводников зависит от нескольких факторов, к которым относится:
Дополнительные надбавки и льготы
По требованиям законодательства не предусматриваются какие-либо дополнительные преференции для бортпроводников, поэтому они выходят на пенсию на тех же условия, что и другие специалисты вредных отраслей. Но многие авиакомпании самостоятельно предлагают некоторые льготы и надбавки за добросовестную работу.
Бортпроводники могут пользоваться сервисным билетом, поэтому им предлагается скидка в размере 90% на перелеты. Раз в год предлагается возможность слетать в любое место за счет работодателя. Предоставляются скидки при бронировании отелей, которые выбираются для проживания работников во время служебных поездок. Если отсутствуют нарекания к работе бортпроводника, то ему предоставляются надбавки к основной зарплате.
Оформление выплаты
Стюардессы должны хорошо разбираться в том, при каких условиях они могут выйти на пенсию. Процесс оформления выполняется непосредственными бортпроводниками, для чего предварительно собирается полный пакет документов. Рекомендуется заранее посчитать, сколько лет человек трудится в авиакомпаниях, а также какие требования предъявляются к потенциальным пенсионерам.
Процедура оформления делится на этапы:
Стандартно для оформления пенсии от бортпроводника требуется следующая документация:
Подать заявление с другой документацией можно за 1 день до достижения возраста 45 лет. Рассматриваются бумаги представителями ПФ в течение 10 дней. При этом предлагаются надбавки за выслугу или вредность. Их размер зависит от стажа труда и часов налета. Но доплата не может быть меньше прожиточного минимума. Если при достижении 45 лет женщина узнает, что ее стаж не превышает 20 лет, то она продолжает трудиться на общих условиях до достижения данного показателя.
Заключение
Стюардессы выходят на пенсию в 45 лет, что обусловлено стрессовыми и специфическими условиями работы. Для получения выплаты они должны самостоятельно заняться оформлением, для чего передается полный пакет документов работникам ПФ. После оформления статуса женщина продолжает трудиться, но перестает летать, поэтому занимается обучением или инструктажем новых сотрудников авиакомпаний.
Как стать бортпроводником: стюард рассказывает о нюансах своей профессии
Интервью с бортпроводником одной из крупнейших отечественных пассажирских авиакомпаний о специфике его работы и о том, как стать стюардессой или стюардом в России.
Здесь и далее фото @dmitry_borovenskiy
Хотя у нас и нет крыльев, это вовсе не значит, что мы не можем летать. И если в небе ты чувствуешь себя счастливее, чем на земле, то почему бы не начать проводить в облаках больше времени, попутно зарабатывая на этом?
Итак, как становятся стюардессами и бортпроводниками, какие требования предъявляются к представителям этой профессии, и что нужно сделать, чтобы присоединиться к экипажу воздушного судна?
На эти и другие вопросы нам ответил Дмитрий Боровенский — бортпроводник авиакомпании «Уральские авиалинии».
1 Какие существуют возрастные ограничения для желающих стать бортпроводниками?
Минимальный возраст для того, чтобы стать бортпроводником, как мужчине, так и женщине — 18 лет. Летать можно до того момента, пока нет никаких ограничений по здоровью и, соответственно, прохождению врачебно-летной комиссии.
2 Какие требования к образованию у соискателей? Обязательно ли иметь высшее образование?
Эти требования регламентируется документом «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации».
Минимальные требования — это, как я уже сказал, возраст 18 лет и наличие среднего образования.
3 Какие имеются медицинские ограничения для будущих бортпроводников?
Медицинские ограничения регламентируются документом ФАП № 50 «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения ГА».
Этот документ находится в открытом доступе в интернете и при желании с его содержанием может ознакомиться любой желающий.
4 Есть ли какие-то стандарты внешности и телосложения (рост, вест и т.д.) для бортпроводников-мужчин?
Требования ко всем одинаковые: гармоничные физические данные, отсутствие татуировок на видимых частях тела, грамотная речь и хорошая дикция.
Для парней требуется лишь наличие военного билета без ограничений.
5 Отличается ли чем-то работа стюарда и стюардессы?
Можно сказать, что ничем. Стюард и стюардесса полностью взаимозаменяемы. Стюардов чаще ставят «под самолет» (отвечать за коммерческую загрузку) в силу погодных условий, там просто холодней.
В период пандемии авиакомпания выполняла грузовые рейсы, и в основном сопровождением грузов занимались юноши. Девушки же сопровождали грузы только по Европе, там, где не требовалась физическая сила.
6 Что нужно, чтобы стать стюардессой или бортпроводником? Какими навыками должен обладать соискатель?
Самое главное, пожалуй, природное обаяние, коммуникабельность, умение слышать и выделять суть. Мы, конечно, обучаем новобранцев всем этим навыкам, но людям, которые обладают ими изначально, будет проще.
Бортпроводник должен вселять в пассажиров уверенность в безопасности их полета, грамотно изъясняться. Важно понимать, что в наше время, когда в основном продажи билетов происходят онлайн, бортпроводник — это первое лицо авиакомпании, которое видит пассажир.
7 Насколько хорошо стюард должен знать английский и другие языки?
Желательно знание английского уровня intermediate. В учебно-тренировочном центре есть специализированные курсы для бортпроводников.
У нас есть своя специфика по речевым формулам и специальным терминам, но так называемая «база» у соискателя должна быть изначально. Знание английского языка позволит быстрее попасть на международные перелеты.
8 Как проходит отбор на должность бортпроводника, и у кого выше шансы получить работу — у женщин или мужчин?
В авиакомпании существует специальная процедура отбора на должность проводника. Необходимо направить резюме, после этого прийти на собеседование, обычно оно проходит два раза в неделю: по вторникам и четвергам.
Кандидат приходит на комиссию, где проходит отбор по внутреннему регламенту. Все подробности я раскрывать не могу, но подскажу, что важно придерживаться делового стиля в одежде.
После прохождения этого этапа бортпроводник отправляется на медицинское освидетельствование. И уже врачебно-летная комиссия определяет, будет ли человек работать бортпроводником или нет.
Хочется сказать, что шансы равные, но мужчин всегда не хватает.
9 Какое обучение необходимо пройти соискателю, прежде чем начать работать?
Обучение проходит в учебно-тренировочном центре. Далее 30-часовая практика на воздушном судне на земле или на тренажерном устройстве (макете пассажирского салона воздушного судна) для того, чтобы развить навыки по действиям: в нормальных условиях, в нештатных ситуациях, в аварийной обстановке.
10 Как выглядит рабочий день бортпроводника?
Я бы не назвал это именно «рабочий день». У нас может быть работа и на рассвете, и за полночь. Если вы любите «безрежимность», то это точно ваша профессия. Мы не как офисные работники.
Зато у нас есть расписание и программы дистанционного ознакомления с планом наряда. И если вам кажется, что мы просто пришли на самолет к моменту вылета, то должен вас разубедить — это не так.
Бортпроводник приходит на работу за два часа до времени вылета самолета, и начинается кропотливая подготовка: медицинский осмотр самого работника, получение текущей информации по выполнению полетов, подготовка документации.
Примерно за 1:15 до вылета мы уже находимся на борту воздушного судна и работаем с наземными службами, обеспечивающими нас буфетно-кухонным оборудованием, съемным экипировочным имуществом для обслуживания пассажиров, получаем груз, почту — в общем, готовим самолет для выполнения полета.
Немаловажный фактор нашей работы — выполнение требований авиационной безопасности, то есть мы еще проводим осмотр воздушного судна. Максимальная полетная смена составляет 16 часов.
11 Есть ли у стюардов льготы на обучение профессии пилота? Можете рассказать поподробнее?
Многие молодые люди для начала идут работать бортпроводниками, чтобы понять, что такое гражданская авиация изнутри. И некоторые из них, действительно, влюбляются в авиацию и поступают в летные училища.
Летные училища — это государственные учебные заведения. Там могут быть только государственные льготы, с полным перечнем можно ознакомиться в приемной комиссии вузов.
12 Какие льготы авиакомпании предоставляют своим сотрудникам-стюардам?
Нам предоставляется право перелета на регулярных рейсах авиакомпании по специальным служебным тарифам (в зависимости от стажа работы). Такое же право предоставляется членам семьи: супруге/супругу и детям до 18 лет.
Работникам авиакомпании независимо от стажа работы предоставляется право пролета на регулярных рейсах авиакомпании, оформленных по технологии «Standbuy» по специальному служебному тарифу.
А еще возможна организация санаторно-курортного лечения, оздоровление детей сотрудников, отдых работников и их семей, новогодние подарки и культурно-массовые мероприятия.
Нам предоставляется дополнительный оплачиваемый 3-дневный отпуск на свадьбу, оказывается материальная помощь на рождение ребенка и далее компенсируется содержание детей в детских дошкольных учреждениях. Работники летной службы обеспечиваются форменной одеждой.
Всем бортпроводникам предоставляется оплачиваемый отпуск: за особый характер работы это 70 календарных дней.
13 В чем нюансы устройства на работу стюардом в России, по сравнению с другими странами?
Насколько мне известно, медицинские требования за рубежом гораздо ниже, чем в России, и там бортпроводники могут летать до 65 лет. Но в России, если тебя списали по состоянию здоровья, можно перейти в наземные службы для дальнейшей работы, в других странах такая практика не принята.
Из жизни стюардесс: секреты, внештатные ситуации и прочая внутренняя кухня
Жизнь бортпроводников — увлекательное приключение, с ними случается много такого, с чем обычный человек никогда не сталкивается. У них есть свои термины, приметы, правила, о которых рассказали опытные стюардессы.
В чем разница между словами «бортпроводник» и «стюардесса»
Официальное название сотрудников авиаэкипажа — бортпроводник, именно так написано в их трудовых книжках. Словом «стюардесса» пользуются обычно те, кто с авиацией не связан. Некоторые бортпроводники обижаются, если их называют «стюардами» и «стюардессами», другие привыкли и не обращают внимания.
О карьере бортпроводника
Изначально все желающие сделать карьеру бортпроводника приходят в авиакомпанию после авиационно-учебного центра стажером, затем становятся рядовым сотрудником. Отбор строгий: врачебно-летная комиссия, психологические тесты, в том числе на стрессоустойчивость, приятная внешность. Со временем есть шанс вырасти до старшей стюардессы, управляющей во время рейса кабинным экипажем. Следующий шаг — бортпроводник-инструктор, обучающий стажеров и ведущий свою группу стюардов. Он летает в рейсы и работает в офисе, участвует в отборе нового поколения сотрудников. Профессия бортпроводника считается вредной: девушкам разрешено летать без перерыва 7,5 лет, мужчинам — 10 лет. На пенсию можно выйти официально уже в 45 лет.
О возрасте бортпроводников
Допустимый возраст стюардесс в российских и иностранных авиакомпаниях отличается. В нашей стране встретить бортпроводника старше 50 лет нереально, а начать карьеру можно уже в 18. На западе стать стюардессой можно только после 25-30 лет, зато их профессиональная история может длиться дольше. Официальных ограничений нет: летать можно, пока не возникает проблем с медицинским осмотром, но все же устроиться в новую компанию после 40 лет проблематично.
О внешнем виде
Стюардессы должны выглядеть безупречно: отглаженная форма по фигуре, обувь на каблуке, аккуратные прическа и макияж. Опытные бортпроводницы говорят, что готовиться к полету им совсем нетрудно, это занимает всего полчаса. Кстати, если встречать пассажиров нужно на каблуках 5-7 см, то в полете разрешается надеть обувь с каблуком поменьше. Для бортпроводника-мужчины главное — ухоженные руки, также важны аккуратные прическа и лицо. Многие стюарды используют специальные средства для кожи и регулярно делают маникюр.
Профессиональные приметы
Главная примета — ничего не пришивать и не зашивать перед полетом. Считается, что если нарушить этот запрет, обязательно случится какая-нибудь неприятность: или задержка рейса, или авария, или проблемы с пассажирами. Поэтому бортпроводников никогда не ругают за оторванные пуговицы или разошедшийся шов, достаточно сказать, что это произошло незадолго до вылета.
В чем разница между стюардессой класса «Империал» и обычной
Класс «Империал» — это особый разряд бортпроводников для обслуживания категории привилегированных пассажиров. Их специально обучают быть услужливыми и незаметными, обеспечивать индивидуальный сервис. Питание они организуют по требованию, а не по расписанию, знают состав блюд на случай, если у пассажира аллергия на какой-нибудь компонент, сервируют и украшают трапезу. Они обладают знаниями сомелье: могут рассказать об алкогольных напитках и дать рекомендации. В классе «Империал» кресла раскладываются в кровать, по желанию пассажиров бортпроводники заправят полноценную постель и предложат пижаму нужного размера. Стюардессы «Империал» одеты иначе, чем в экономическом или бизнес-классе — они носят платья, сшитые специально для них по индивидуальным меркам.
Особенности питания пассажиров
На европейских перелетах пассажиры чаще выбирают рыбу, а на курортных направлениях (Египет, Турция) — мясо. Одна из бортпроводниц рассказала о пассажире, который никак не мог понять, почему ему не могут предложить несколько блюд на выбор, и требовал подвезти недостающие порции прямо во время полета.
Питание экипажа
Члены экипажа в разных авиакомпаниях питаются по-разному. В некоторых тем же, чем и пассажиры бизнес-класса. Есть выбор между рыбой, курицей и мясом плюс дополнительные закуски. В других рацион отличается от питания пассажиров: содержит определенные ингредиенты для оптимального запаса энергии и хорошего самочувствия. Одна из бортпроводниц отвечает за питание пилотов — доставляет еду по их требованию.
Чем российские пассажиры отличаются от иностранных
Иностранцы обычно ведут себя тихо, редко обращаются за помощью, а за любую услугу всегда благодарят. Русские пассажиры сервис воспринимают как должное и склонны привлекать к себе внимание. Например, очень часто соотечественники требуют шампанского и высказывают особые пожелания по питанию, что особенно странно выглядит на коротких бюджетных рейсах.
О вынужденных посадках
Вынужденные посадки бывают по двум причинам: проблемы с самолетом или проблемы со здоровьем у пассажиров. Всех стюардов в обязательном порядке обучают приемам неотложной медицинской помощи — непрямой массаж сердца умеют делать все бортпроводники. Если состояние критическое, врача на борту нет, капитан запрашивает посадку в ближайшем аэропорту.
О родах на борту
Стюардессы рассказывают, что рожают на борту нечасто, но такие случаи бывают. В идеале капитан производит экстренную посадку, но это не всегда возможно. Однажды членам экипажа пришлось принимать роды, консультируясь по радиосвязи с врачами ближайшего аэропорта, так как самолет летел над океаном и посадка была невозможна. В другом случае по пути в Южно-Сахалинск женщина родила мальчика, в этом ей помогла оказавшаяся на борту акушерка. Ребенка решили назвать Боингом.
Как экипаж отдыхает между рейсами
В ожидании обратного рейса экипаж не может проводить время, как заблагорассудится, все перемещения возможны только по разрешению командира лайнера. В одиночку ходить никуда нельзя, только с коллегами и до 22:00 обязательно вернуться в отель.
Профессиональный жаргон
У бортпроводиков есть масса специальных терминов для разных самолетных вещей. Например, рейсы туда и обратно в один день называют разворотными, а дальние с остановкой в конечном пункте — эстафетными. Самое распространенное из летного жаргона — «касалетка», то есть, фофльгированная посуда для горячего питания. Менее на слуху «Умки» — дети, которые летят без сопровождения, и «куколки» — льняные салфетки в бизнес классе.
Бортпроводник в резерве
Бортпроводниками в резерве называют тех, кто подменяет коллег в случае необходимости. Они дежурят несколько раз в месяц каждый — приезжают в аэропорт не в свою смену, а на всякий случай. Если сотрудник, который должен лететь, застрянет в пробке или внезапно заболеет, то вместо него летит резервный бортпроводник. Запасные стюарды всегда берут с собой чемодан со всем необходимым для любого климата, так как отправить их могут куда угодно.
Зачем во время взлета и посадки открывать шторки иллюминатора
Открытые шторки обеспечивают обзор всего происходящего за бортом. Пассажиры могут заметить нештатную ситуацию и сориентируются в пространстве при необходимости. Ночью в салоне при посадке и взлете выключают свет, чтобы глаза привыкли к темноте — тоже не случай нештатной ситуации.
О турбулентности
Опытные бортпроводники не обращают внимания на турбулентность, они к ней привыкли и слишком заняты своими обязанностями. Многие из них признаются, что в качестве пассажиров намного сильнее переживают из-за воздушных ям, особенно, если летят другой авиакомпанией.
О флирте с пассажирами
Стюардессам запрещено флиртовать с пассажирами, но часто они сами становятся объектом интереса. В этих случаях важно мягко, но категорично отказывать в предлагаемых свиданиях. Одна из стюардесс рассказала о своей «коронной» фразе: «Летите нашей авиакомпанией снова, и мы обязательно встретимся».
Что воруют пассажиры
Самый популярный объект хищений — пледы, особенно, если рейс из теплой страны в холодную. Пассажиры забирают пледы с собой, чтобы потом кутаться в них и греться.
Что делают бортпроводники, когда все пассажиры спят
Лечь спать во время рейса нельзя, если только это не длительный перелет, во время которого стюарды сменяют друг друга. Каждые 20 минут бортпроводники обязаны проверять туалетные комнаты и салон, смотреть, все ли в порядке у пассажиров.
Запомнившиеся рейсы
Одна из бортпроводниц рассказала об улыбающемся рейсе — это был флэшмоб пассажиров. Отметив, что экипаж всегда улыбается, они решили тоже попробовать и весь рейс просидели с улыбками на лице. Еще многим запоминается их первый рейс в качестве стажера, когда все падает из рук, в том числе на пассажиров.