до какого возраста растет интеллект

Парадоксы IQ: можно ли стать умнее?

до какого возраста растет интеллект. Смотреть фото до какого возраста растет интеллект. Смотреть картинку до какого возраста растет интеллект. Картинка про до какого возраста растет интеллект. Фото до какого возраста растет интеллектIQ – это показатель интеллектуальных способностей человека. Долгое время считалось, что IQ является константой, но ученым из Университетского колледжа в Лондоне удалось доказать, что показатели интеллекта нами во многом приобретается, а не даются от рождения.

Если вспомнить исторический опыт, то специалистам можно поверить. Не раз случалось, что из детей, которые казались взрослым очевидно несообразительными, впоследствии вырастали блестящие умы своего времени. Альберт Эйнштейн не разговаривал до 4-х лет, и его считали умственно отсталым. Наставник известного изобретателя Эдисона говорил, что он глупый и совершенно ничего не может выучить. Великий скульптор Роден не поступил в школу искусств, отец называл его идиотом… Существует, кстати, и обратная статистика. Около 90% детей, проявляющих в раннем возрасте поразительно высокие способности (так называемые вундеркинды), с возрастом становятся обыкновенными людьми – заурядными и ничем не примечательными.

Когда речь заходит о том, что IQ человека не меняется, важно понимать, что при этом имеют в виду специалисты. О неизменности этого умственного показателя первым заговорил в 1912 году немецкий психолог Уильям Штерн, изучавший, как соотносятся друг с другом интеллектуальный возраст и биологический. Именно после его исследования в науке закрепилось понятие IQ (хотя еще раньше, в 1905 году разделить биологические и умственные параметры человека догадались французский исследователь Альфред Бин и его коллега Теодор Саймон, работавшие с умственно отсталой молодежью). Исследование Уильяма Штерна доказывало, что соотношение ума и физиологии оставалось практически неизменным в процессе взросления детей – в результате и укоренилось представление об IQ, как о чем-то постоянном.

Как выявить IQ

Для этого существуют различные тесты. Например, едва ли не самый известный – список задач, составленных Альфредом Бине. Их используют во Франции учителя начальных школ, которые таким образом определяют способность своих учеников к обучению (высокая, средняя, низкая). Задачи Бине выявляют в ребенке потенциал к суждению, память, воображение, способность комбинировать и составлять из слов предложения, выполнять простейшие количественные операции с предметами и т. п. Если ребенок решает количество задач, которое точно соответствует статистической норме для его возраста, значит, его умственный и хронологический возрасты совпадают. Или, по-другому, его IQ = 100.

Что интересно: многочисленные наблюдения показывают, что люди с низким IQ имеют низкую успеваемость, а вот обладатели среднего или высокого IQ могут учиться как угодно. При низком IQ практически отсутствует тяга к творчеству. При высоком она тоже может не проявляться, однако, если все-таки творческая жилка заявляет о себе, то чаще всего, это приводит человека к ощутимому успеху.

Тесты на выявление интеллектуального потенциала существуют и для взрослых. При этом можно определить как уровень общего интеллекта – IQ, так и узнать, какая сфера интеллекта преобладает – вербальная (связанная с речью) или невербальная (образное, практическое мышление).

Как меняется интеллект

Показатели интеллекта меняются и во взрослом возрасте. Уровень интеллекта достигает пика в возрасте от 20 до 34 лет, затем последовательно снижается до возраста 60 лет, после чего резко падает. Но не у всех людей! Стабильно высокие показатели интеллекта демонстрируют те, кто «тренирует голову» регулярными умственными нагрузками.

При этом, правда, ученые поясняют, что интеллектуальные возможности не безграничны. Да, интеллект можно развивать, но до определенных пределов, что обусловлено его генетической природой. Проще говоря, если человек начнет заниматься математикой или музыкой, то в ходе занятий его способности будут развиваться, но стать гением в математике или музыке дано лишь единицам. С другой стороны, результаты различных программ по развитию интеллекта (на детском возрасте) показывают, что интеллект можно повысить путем интенсивных тренировок, но потом, если прекратить тренировки, интеллект возвращается к прежнему уровню. Так что читайте и думайте! Лонгитюные (длительные) исследования на огромных выборках убедительно доказывают, что интеллект определяет жизненный успех: в целом, более умные имеют больше шансов на получение высшего образования, они заканчивают более престижные университеты, получают более престижную работу после окончания вуза, быстрее продвигаются по служебной лестнице, а их зарплата выше, чем у людей с низким интеллектом.

Источник

Больше — значит, лучше? Должен ли расти с возрастом? — Все об IQ

Уровень IQ (intelligence quotient, «айкью», коэффициент интеллекта) — это общепринятый способ определения умственных способностей человека, который выражается числовым значением на основе специального теста. Тест был разработан в 1905 году по заказу Министерства образования Франции, чтобы определить способности детей к учебе. Психологи Альфред Бине и Теодор Симон разработали систему, которая показывала соответствие умственного развития ребенка его возрасту. Позже, в 1916 году, Льюис Термен из Стэнфордского университета модифицировал тест для всех. С тех пор именно им мы пользуемся, называется он тест Стэнфорд-Бине. Кроме того, для определения уровня айкью часто применяется тест Айзенка, существует 8 модификаций этой методики. Она предназначена для людей в возрасте 18–60 лет с образованием не ниже среднего.

Нет времени читать? Долистайте до конца страницы и прослушайте статью!

до какого возраста растет интеллект. Смотреть фото до какого возраста растет интеллект. Смотреть картинку до какого возраста растет интеллект. Картинка про до какого возраста растет интеллект. Фото до какого возраста растет интеллект

Что мерить?

Распространенное мнение — чем выше уровень IQ, тем человек умнее, даже гениален. Означает ли это, что люди с низким айкью не способны добиться успеха в жизни? Какой коэффициент интеллекта считается нормальным? Стоит отметить, что IQ — гибкая нестабильная величина, именно поэтому в разном возрасте он может отличаться у одного и того же человека. В связи с этим появилось много модификаций теста по возрастам.

От чего же зависит IQ? Тестирование, в первую очередь, определяет уровень когнитивных способностей: внимания, памяти, мышления. Но интеллект не ограничивается познавательными навыками, он включает широту кругозора, способность правильно применять знания и извлекать логические решения из предыдущего опыта. А еще во время выполнения теста на его результат могут повлиять психоэмоциональное состояние тестируемого и окружающая обстановка.

Это норма!

Несмотря на нестабильность показателя, все же был определен средний уровень интеллекта для взрослого человека примерно 35 лет — это интервал 90–120 баллов. Для определения дальнейшего направления обучения подростков часто проводят тестирование на уровень IQ в 14 лет. Средний показатель интеллекта в этом возрасте — 85 баллов. Однако это не является единственным критерием умственных способностей подростка, а лишь позволяет понять, на какие области стоит сделать упор.

Приведем таблицу с общепринятой шкалой интеллекта для взрослых:

Сделай сам

Что делать, если тест показал низкий уровень IQ? Как получить более высокооплачиваемую работу, добиться успеха в своем деле, улучшить качество жизни? Чтобы увеличить уровень интеллекта, нужно развивать каждую его составляющую.

Когнитивные или высшие психические функции мозга — внимание, память и мышление — базовые способности, которые могут развиваться или деградировать в зависимости от нагрузки. Полезную нагрузку им дают специальные игры и онлайн-тренажеры.

Расширение кругозора и культурное просвещение — книги, выставки, кино, различные философские труды. Достаточно просто начать с ними знакомиться и отмечать то, что нравится. Наращивая культурную базу, вы сможете выработать собственное отношение к тем или иным культурным аспектам.

Источник

Мои лучшие годы позади…

На вопрос, когда ваш мозг находился в лучшей форме, многие люди отвечают аналогично. Чаще всего суть ответа такова: точно не сейчас, лучшие времена уже в прошлом. Что самое интересное, независимо от возраста, люди говорят, что прошло уже лет так 10-20 с тех пор, как «ушли» лучшие годы. В каком же возрасте активность мозга более высокая, и когда он находится в лучшей интеллектуальной форме?

Исследование когнитивных способностей

Раньше эксперименты проводились в основном на студентах и пожилых, а людей среднего возраста ученым привлечь удавалось крайне редко. Всё изменилось с появлением интернета, проводить исследования стало легче, и аудитория расширилась.

Гарвардские исследователи Джошуа Хартшорн и Лаура Гермин разместили в сети тесты, которые каждый желающий мог пройти за несколько минут. В течение нескольких лет они собирали данные, а количество протестированных людей перевалило за 3 миллиона.

Первым открытием стал тот факт, что способность распознавать лица улучшается до 30 лет, а после ослабевает. Это опровергло теорию о том, что пик развития подвижного интеллекта (тот, который с помощью логики помогает решать задачи) приходится на подростковый возраст.

До какого возраста развивается мозг?

Ученые выяснили, что в течение всей жизни мы испытываем моменты, в которых мозг находится в отличной форме. Было отобрано 50 тысяч респондентов, и согласно результатам тестирования, пики развития различных характеристик распределены равномерно по всей жизни. Например:

Взрослеющий мозг имеет огромное преимущество — внушительный багаж знаний и опыта. Поэтому если вы считаете, что лучшие годы позади, то вы наверняка ошибаетесь. Задумайтесь, смогли бы вы лет 10-20 назад так ловко делать то, что делаете сейчас?

Развитие мозга во взрослом возрасте происходит постоянно. При этом в пожилом возрасте работа мозга особенна тем, что меньше откладываются негативные мысли. Многочисленные приятные моменты, накопленные за долгие годы жизни, не дают укрепляться негативу.

Хартшорн и Гермин продолжают исследования, и, вероятно, скоро будут раскрыты и другие секреты отдельных характеристик и работы мозга в целом. Возможно, ученым скоро удастся понять, как изменения мозга с возрастом влияют на наши жизни. Но уже совершенно точно можно сказать, что лучшего возраста для мозга просто не существует.

Люди в разные периоды жизни хорошо справляются с разными интеллектуальными задачами. Когда какие-то когнитивные навыки ослабевают, другие стремятся к пику развития. Поэтому успешно учиться чему-то новому и достигать хороших результатов мы можем всю жизнь. Самое главное, не захламлять мозг лишней информацией, регулярно подкидывать ему интересные задачки и стремиться к знаниям.

Если вы хотите узнать больше о возможностях вашего мозга, вам стоит посетить интерактивную лекцию с экспертами-нейропсихологами Викиум. Всего за 2 часа вы сможете перезапустить работу собственного мозга и настроиться на новый лад без изменения привычного ритма жизни. Вы узнаете, как всегда быть на волне и успевать за переменами в жизни, как повысить продуктивность и обрести суперсилу благодаря знанию о том, на что действительно способен мозг человека.

Источник

Ученые доказали, что показатель IQ изменяется с возрастом

Ученые провели комплексное сравнительное тестирование небольшой группы тинейджеров из 33 человек (19 юношей и 14 девушек). Исследования одной и той же группы проводились дважды — в 2004-м и 2008 годах. В первой серии тестов возраст подростков составлял 12–16 лет, а во второй соответственно 16–20. В обеих сериях помимо тестирования на IQ британские нейробиологи делали сканирование активности различных участков мозга при помощи магнитно-резонансной томографии.

В итоге ученые обнаружили, что у большинства подростков за четыре года, прошедших с проведения первой серии тестов, произошли достаточно серьезные изменения показателей IQ. У некоторых ребят они ушли вверх или вниз более чем на 20 пунктов (средний уровень «коэффициента интеллекта» условно приравнивается к 100 баллам).

Сравнительные томограммы достаточно четко отразили динамику изменений плотности серого вещества в некоторых участках мозга, соответствующие определенным изменениями IQ. Так, у подростков, резко нарастивших уровень вербального IQ, зафиксирована повышенная плотность вещества в регионе, активируемом речью (схожая картина, только со знаком минус, обнаружилась и у «поглупевших» тинейджеров). В то же время у тех, кто нарастил свои невербальные статистические показатели, эта плотность увеличилась в зоне мозга, отвечающей за регуляцию моторики, в частности двигательной активности рук.

Этим британские исследователи поставили под сомнение традиционную точку зрения, согласно которой интеллектуальные способности человека ceteris paribus (то есть при отсутствии каких-либо травматических повреждений и т. п.) сохраняются на достаточно стабильном уровне с раннего детства и до глубокой старости. Однако ученые пока не установили, что именно могло повлиять на столь заметное «поумнение» или «поглупение» протестированных подростков, и ограничились в журнальной статье лишь банальным предположением, что причина этой динамики, по-видимому, кроется в «различиях опыта, накопленного в ходе обучения». Другой вариант объяснения «феномена британских подростков», данный независимыми комментаторами, сводится к тому, что динамика уровня IQ отчасти зависит от интенсивности общей ментальной (когнитивной) активности: то есть у склонных к повышенной любознательности людей он может со временем повышаться, а у ленивых умом — постепенно падать.

Источник

Наш IQ высок как никогда, но умнее мы не становимся

до какого возраста растет интеллект. Смотреть фото до какого возраста растет интеллект. Смотреть картинку до какого возраста растет интеллект. Картинка про до какого возраста растет интеллект. Фото до какого возраста растет интеллект

Автор фото, Getty Images

Флинну, преподающему в новозеландском Университете Отаго, регулярно встречаются умные студенты с огромным потенциалом, но на поверку оказывается, что многие из них совершенно не интересуются сложной историей нашего мира.

В результате, по мнению профессора, взгляды молодого поколения на текущие проблемы слишком поверхностны, что оставляет большой простор для манипуляций их сознанием со стороны политиков и СМИ.

Я договорился о встрече с Флинном, чтобы поговорить о его недавно опубликованной книге под названием «Становитесь ли вы умнее благодаря вашей семье?» (Does Your Family Make You Smarter?). В ней профессор рассказывает о том, как человеческое мышление меняется с течением времени.

Затрагивает она и загадочный феномен постепенного повышения коэффициента интеллекта (IQ) на планете. Именно благодаря открытию этого явления, известного теперь как «эффект Флинна», профессор и получил всемирную известность.

Кроме того, в новой книге описываются различные факторы, влияющие на развитие интеллекта на протяжении всей нашей жизни.

Автор фото, Getty Images

Благодаря высокому уровню здравоохранения и образования, Поколение Y обладает, пожалуй, наивысшим уровнем интеллекта за всю историю

Флинн, которому сейчас 82 года, является большим авторитетом в области исследований интеллекта.

В философских поисках природы объективизма Флинн пришел к рассмотрению утверждений относительно интеллектуального превосходства одних рас над другими.

Пытаясь найти документальные свидетельства, которые подтвердили или опровергли бы эту гипотезу, он неожиданно обнаружил, что средний уровень IQ человечества в целом, вне зависимости от расовой принадлежности, стабильно повышается примерно на три балла за десять лет.

К его удивлению, кроме него практически никто не обратил на это внимания.

Тем не менее даже те, кто проводил тесты на интеллект, упускали это явление из виду. «Результаты были у них перед носом, но они их просто не замечали».

Психологам уже давно было известно, что гены оказывают существенное влияние на уровень интеллекта, и что их роль с возрастом только растет.

Исследования пар близнецов указывают на то, что у дошкольников гены отвечают примерно за 20% различий в уровне интеллекта.

Благодаря генетической предрасположенности мы можем сами находить дополнительные способы стимуляции ума: выбирать более интеллектуальные занятия, записаться в клуб любителей книг или пройти отбор в класс с углубленным изучением математики. А это, в свою очередь, повысит наш уровень интеллекта.

Мы постепенно начинаем создавать собственную нишу, отражающую наш генетический потенциал. Впрочем, это не означает, что семья больше не играет никакой роли в нашем развитии: выбор школы и размер домашней библиотеки имеют немаловажное значение.

Однако в целом генами предопределяется примерно 80% интеллекта взрослого человека.

Автор фото, Getty Images

И все же рост уровня IQ, описываемый эффектом Флинна, оказался слишком быстрым, чтобы списать его на генетические изменения, поскольку эволюционные изменения генов занимают тысячи лет.

Так в чем же причина? Психологи пребывали в растерянности.

Однако если сравнить несколько поколений, обнаружится, что наш рост значительно превышает рост наших предков. И не из-за изменений в генах, а потому, что современная жизнь с ее высоким уровнем медицины и качественным питанием дала нам возможность вырасти.

Научные очки

Флинн и его коллега Уильям Дикенс высказали предположение о том, что подобные изменения происходят и с нашим интеллектом по причине роста требований, предъявляемых обществом, к умственным способностям индивида.

Тест на интеллект измеряет целый ряд параметров, таких как размер словарного запаса, пространственное мышление, способность к абстрактным умопостроениям и классификации информации.

В совокупности эти навыки отражают «общий уровень интеллекта». И хотя специально нас им не учат, современное образование закладывает в нас способность к более абстрактному взгляду на мир, которая помогает нам получить больше баллов при прохождении теста на интеллект.

Чем больше мы приучаем детей смотреть на мир сквозь эти «научные очки», тем более высокий балл они способны набрать, говорит Флинн: «Требования общества к индивиду со временем меняются, и человеку приходится приспосабливаться».

Автор фото, Getty Images

Западное образование учит нас смотреть на мир сквозь «научные очки»

Но дело не только в образовании: по мнению некоторых исследователей, современный высокотехнологичный мир устроен таким образом, что мы просто не можем мыслить по-иному.

Наши прапрадеды пытались сладить с пишущей машинкой, родители осваивали видеомагнитофон, а дети с самого раннего возраста умеют пользоваться сенсорным экраном.

Человеку, жившему в начале XX века и воспринимавшему мир весьма конкретно, было весьма непросто разобраться в абстрактной карте лондонского метрополитена, говорит Флинн.

В результате у всех нас развилось абстрактное мышление, что привело к увеличению среднего коэффициента интеллекта во всем мире по крайней мере на 30 баллов за последнее столетие.

Однако Флинн утверждает, что этот феномен имеет «социологическое значение», поскольку отражает реальные изменения в нашем мышлении.

По некоторым данным, основываясь на эффекте Флинна, можно предсказать, например, рост экономики той или иной страны.

Автор фото, Getty Images

Личные трагедии, такие как утрата близкого человека, способны негативно влиять на уровень IQ

Важно то, что с течением времени коэффициент интеллекта может меняться. Это означает, что пожилые люди способны сохранять ясность рассудка, заботясь о своем здоровье (что напрямую влияет на интеллект) и активно занимаясь умственным трудом, что позволяет поддерживает мозг в хорошей форме как можно дольше.

В целом темп роста IQ составляет около 11 баллов за десятилетие, отмечает он.

Новая книга Флинна представляет собой попытку заполнить пробелы в этой гипотезе при помощи нового аналитического метода: факторы, влияющие на развитие интеллекта, рассматриваются применительно к конкретному человеку и оцениваются с точки зрения их влияния на развитие определенных навыков.

Взять хотя бы раздел теста на интеллект, измеряющий словарный запас. Жизнь в образованной семье, использующей в быту более богатый язык, может способствовать развитию ребенка даже со скромным генетическим потенциалом.

Интеллектуальные различия достаточно малы для того, чтобы большинство из нас предпочло не обращать на них внимания, но анализ Флинна показывает, что даже несколько дополнительных баллов в тесте на IQ способны предопределить всю нашу дальнейшую жизнь.

Автор фото, Thinkstock

Не исключено, что активное использование технологических новинок с раннего возраста помогает развитию нашего интеллекта

Флинн не склонен к пессимизму: по его словам, вне зависимости от того, в какой семье мы выросли, все равно у всех нас есть возможность взять собственное интеллектуальное развитие в свои руки.

Исследования показывают, что текущие обстоятельства жизни человека в большей степени влияют на текущий уровень интеллекта, чем его прошлое.

Это становится очевидным, стоит посмотреть на старшекурсников университетов, говорит Флинн: «Многие из них росли в среде, предоставлявшей очень ограниченные возможности для развития интеллекта, но как только они попали в стены вуза, их развитие пошло стремительными темпами».

«Таким образом вы получите доступ к миру новых идей, встретите множество интересных людей, и это сделает вашу жизнь гораздо интереснее».

Что возвращает нас к теме его обеспокоенности судьбой Поколения Y.

Флинн говорит, что, несмотря на повышение IQ, это поколение разбазаривает свой интеллект на малозначительные вещи.

«Не подумайте, что я брюзжу, но больше всего меня беспокоит то, что молодые люди вроде вас читают гораздо меньше исторических книг и предпочитают гораздо менее серьезную художественную литературу, чем предыдущие поколения».

По его словам, прежде чем формировать собственное мнение о текущих политических событиях, не мешало бы досконально изучить факторы, влиявшие на ход мировой истории в прошлом.

Так, Флинн упрекает меня за плохое знание истории Тридцатилетней войны в Европе, в которой, по его мнению, можно найти немало параллелей с нынешним ближневосточным конфликтом. (Его критика совершенно справедлива, и я даю себе слово восполнить этот пробел в образовании.)

Автор фото, Thinkstock

Поколение Y, возможно, плохо представляет себе исторические параллели текущих событий

Флинн вспоминает, как Джордж Оруэлл в своих антиутопиях рисовал мрачную картину будущего, в котором правительство переписывает историю и манипулирует населением.

Даже если Флинну не удастся убедить молодых людей больше читать, нет сомнений в том, что он уже навсегда изменил наши взгляды на интеллект.

А это значит, что мы сможем понять, как меняется наш разум в ответ на изменения окружающего мира.

Флинн надеется, что его работу продолжат другие, а сам планирует заняться написанием трудов о философии и политике.

Ведь для него изучение интеллекта всегда было не более чем временным занятием. «Я оказался вовлеченным в эту область случайно и, слава богу, теперь снова могу ее оставить».

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *