до какого возраста развивается вестибулярный аппарат
Роль вестибулярной информации в развитии детей и ее влияние на процесс реабилитации слуха (Часть 1)
Автор: S.R. Wiener‐Vacher, Отделение вестибулометрии и аудиофонологии Детской больницы им. Робера Дебре, Париж, Франция
Публикуется по материалам компании Фонак с разрешения правообладателя.
В статье в популярной форме рассказывается о значении вестибулярного аппарата в организме детей, о важности своевременной диагностики нарушений вестибулярной функции и о современных методах их обследования и лечения.
Внутреннее ухо
Вестибулярная информация
Вестибулярной системе не уделялось должного внимания, особенно у маленьких детей.
Почему?
Овладение равновесием – сложная задача
Постурально-моторное развитие
Ранняя или врожденная полная утрата вестибулярной функции приводит к ЗАДЕРЖКЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ХОДЬБЫ
CHARGE-синдром
Для управления аксиальным тонусом необходима информация, посылаемая отолитами: отсутствие = аксиальная гипотония
Критический период развития, требующий поступления вестибулярной информации: первые самостоятельные шаги ребенка
Роль вестибулярной информации
«Высокотехнологичное» оборудование для клинического обследования
Наблюдение за спонтанным поведением
Вестибулярный аппарат у ребенка: что делать, если малыша укачивает (2021-04-16 11:35:24)
Вестибулярный аппарат у ребенка: что делать, если малыша укачивает
Ребенка укачивает в машине? Мутит, когда он катается на карусели? Значит, у него слабый вестибулярный аппарат. Сохранится проблема и дальше или ее удастся преодолеть, во многом зависит от родителей.
Своим труднопроизносимым названием вестибулярный аппарат обязан латинскому слову «vestibulum» (в переводе — «преддверие»), так как он располагается в преддверии внутреннего уха и является его частью, часто называемой лабиринтом. Он представляет собой сложную систему, состоящую из трех полукружных каналов, которые находятся в примерно перпендикулярных плоскостях, что позволяет организму реагировать на наклоны во всех направлениях. Вестибулярный лабиринт частично заполнен желеобразной эндолимфой, покрывающей его чувствительные ворсинки.
Во время наших движений под действием силы тяжести эндолимфа и плавающие в ней известковые камешки (отолиты) приминают те или иные ворсинки, и в мозг передается информация об изменениях положения тела. В доли секунды обработав полученные данные, мозг дает «указание» изменить расположение и напряжение мышц шеи, туловища, рук и ног, чтобы мы могли удерживать равновесие в любой ситуации. Чутко реагируя на гравитационное поле Земли, эта сложная система позволяет нам ориентироваться в пространстве и поддерживать баланс тела даже с закрытыми глазами. Вот почему тренировать вестибулярный аппарат необходимо тренировать уже с младенчества.
Поэтапное развитие
Первые признаки созревания вестибулярного анализатора появляются уже на четвертом месяце беременности. На УЗИ можно заметить, как в ответ на изменение позы у будущего малыша рефлекторно сокращаются мышцы конечностей, шеи и туловища. У новорожденных можно наблюдать целый ряд вестибулярных рефлексов. Один из них — так называемый автоматизм Моро. В ответ на резкое сотрясение или неожиданный шум малыш резко раскидывает ручки в стороны и растопыривает пальчики. Начиная со второго месяца жизни, ребенок начинает держать голову. Поддерживать вертикальное положение головы опять-таки помогает вестибулярная система.
Вестибулярный аппарат у ребенка до года выполняет и другие функции. Кроха учится поворачиваться, садиться, ползать, манипулировать игрушками. Постепенно его тело принимает вертикальное положение, ребенок делает первые шаги, начинает бегать, осваивает прыжки. И опять-таки освоение этих довольно сложных навыков невозможно без правильного формирования вестибулярного аппарата. Ведь именно он позволяет координировать движения, не падать на спину, не заваливаться на бок и двигаться в нужном направлении.
Вестибулярный аппарат у детей: нарушения
Из-за вестибулярных сбоев ребенок может жаловаться на головокружения, у него может быть нарушена ориентация в пространстве. Шаткая походка у малыша старше трех лет тоже является симптомом неблагополучия.
Если перечисленные симптомы появляются у ребенка в состоянии покоя или при минимальных вестибулярных нагрузках (например, после недолгого качания на обычных качелях) и уж тем более, если они носят стойкий характер, следует обратиться к неврологу и отоларингологу. Чтобы поставить диагноз, ребенку могут назначить дополнительные исследования. Например, отоскопию (осмотр наружного слухового прохода и барабанной перепонки), а бывает, что и компьютерную томографию височной кости и магнитно-резонансную томографию головного мозга. Это нужно, чтобы исключить серьезные нарушения работы мозжечка (он тоже регулирует координацию).
Но в подавляющем большинстве случаев вестибулярные сбои ограничиваются «морской болезнью» или укачиванием в транспорте. Избавиться от неприятных симптомов в таком случае помогут упорные тренировки.
Как тренировать вестибулярный аппарат у ребенка
Для младенца подойдут покачивания на руках у мамы из стороны в сторону, немного более интенсивные, чем обычно. С грудничком на руках также полезно медленно кружиться в вальсе, постепенно убыстряя темп. Достаточно 2-3 оборотов в каждую сторону. Как только малыш научится держать голову, с ним можно «летать» по комнате, одной рукой держа его за ножки, а другой — поддерживая грудь. Примерно с 4 месяцев начинайте занятия на надувном специальном мяче — фитболе. Первое занятие длится всего 1 минуту, потом продолжительность постепенно увеличивается. Положите ребенка животиком на хорошо надутый мяч и, прижимая его к мячу, качайте фитбол вправо-влево, вперед-назад, крутите вокруг оси.
Ближе к году качайте кроху на качелях и в гамаке, малыша постарше — катайте на каруселях любого типа. Можно воспользоваться вращающимся кругом типа «грация». Поставьте на него 1-1,5 летнего ребенка и, держа за руку, покрутите сначала в одну, потом в другую сторону. Скорость и число оборотов надо наращивать постепенно.
Хорошо натренировать вестибулярную систему ребенок может в любом развлекательном центре, где есть батут. Также на пользу вестибулярной системе пойдут лазанье по веревочном лестнице, прыжки через скакалку, прыжки на одной и на двух ногах, бег с препятствиями.
Вестибулярный аппарат любит закаливающие процедуры, активные игры и движение: кувырки, катание на качелях, раскачивание в гамаке и кресле-качалке. Кислые на вкус продукты способствуют стабилизации вестибулярной системы, поэтому, если ребенка начинает поташнивать в транспорте, можно дать пососать ему дольку лимона. А вот переедание, травмы головы и шеи, постоянное ношение наушников и длительная нагрузка на глаза на пользу вестибулярному аппарату не идут. Вредны для него также громкие звуки силой более 100 дБ. Они сильно раздражают микроскопические ворсинки, которыми он усеян.
Оптовые цены на лекарственные средства и предметы медицинского назначения.
Школа самозанятых «ПроБизнес»
Для самозанятых граждан и физических лиц, желающих стать налогоплательщиками на профессиональный доход (в том числе имеющих статус ИП) и юридических лиц, с целью развития собственного бизнеса и взаимодействия между самозанятыми и крупными предприятиями.
Подробнее
Медицинский лекторий
Сахарный диабет и ожирение. Новый взгляд на проблему.
Вирус папилломы человека: профилактика, вакцинация, лечение.
Как правильно измерить температуру тела?
Какие продукты вызывают зависимость? Выражение «шоколадный пьяница» появилось неспроста
Врач назвал три фактора опасности бульона
Фазы сна и что важно о них знать
5 главных мифов о витамине С
Сладость с изюминкой: что нужно знать о пользе горького шоколада
Токсиколог объяснил, как действовать при отравлении грибами
Офтальмолог рассказал о режиме нагрузки для сохранения зрения у первоклассника
Диетолог назвала продукты, которые помогут «встряхнуть» мозг по утрам
Смертельно ядовитый гриб-близнец опенка наводнил Подмосковье из-за потепления
Диетолог назвала безопасную для организма дозу сладкого в день
Эндокринолог рассказала о противопоказаниях для интервального голодания
Лишний вес у детей и подростков: 6 способов сохранить здоровье своего ребенка
Психолог рассказала, как провести нерабочие дни без ущерба для ментального здоровья
Что такое Диета планетарного здоровья
Ученые назвали количество чашек кофе в день для предотвращения инфаркта
Заметки нейропсихолога: дети с вестибулярной дисфункцией
Автор: Аппаратова Марина
Вестибулярный аппарат: информация от среднего уха о равновесии. Гравитационных изменениях, движениях и положении в пространстве
Чтобы понять проблемы с равновесием, важно знать, как эта система работает в норме. В принципе тело работает, опираясь на три отдельные системы, каждая из которых отправляет нервные импульсы в мозг:
В области шеи, туловища, суставов ног и ступней находятся своего рода датчики давления, которые посылают в мозг информацию о проприоцепции – о том, где находится тело по отношению к окружающему миру. Такие сообщения отправляются в мозг каждый раз, когда мы поворачиваем голову, двигаемся и ходим по различным поверхностям.
В передней части внутреннего уха или лабиринте, находится улитка, участвующая в способности слышать. В задней части находятся овальные каналы, которые влияют на баланс. Подключаясь к преддверию (посредством органов чувств, называемых эллиптический мешочек и сферический мешочек), вся система влияет на баланс и равновесие. Когда мы вращаем очень быстро головой, жидкость в овальных каналах перемещается по микроскопическим волоскам, выстилающим улитку, и отправляет в мозг сообщение о движении, посредством нерва преддверия. Меньше чем через секунду мозг посылает импульс на мышцы, необходимые для поддержания равновесия тела и для того, чтобы помочь зрению оставаться сфокусированным.
В нервных окончаниях сетчатки (в задней части глаза) есть светочувствительные клетки, так называемые палочки и колбочки. Когда мы смотрим на что-то, свет попадает на сетчатку, а палочки и колбочки посылают электрические сигналы через зрительный нерв в мозг для того, чтобы интерпретировать то, что мы видим, и создать визуальный образ. Каждый глаз получает немного отличающуюся информацию и образы об одном и том же объекте, что способствует восприятию глубины (насколько далеко находится объект) и имеет жизненно важное значение для поддержания равновесия.
Если одна из этих систем работает неправильно, это может повлиять на развитие ребёнка.
Признаки вестибулярной дисфункции
1.Гиперчувствительность к движению (повышенная чувствительность)
1.1. Избегает/не любит оборудования детских площадок (например, качелей, лестниц, горок, каруселей)
1.2. Предпочитает занятия сидя, двигается медленно и осторожно, избегает рисков, может казаться «увальнем»
1.3. Избегает/не любит лифты и эскалаторы, предпочитает ехать в них/по ним сидя или чувствует дурноту/тошноту при движении в них/по ним
1.4. В буквальном смысле цепляется за взрослого, которому доверяет
1.5. Испытывает ужас перед падением, даже при отсутствии реального риска
1.6. Боится любой высоты, даже бордюра тротуара или ступеньки
1.7. Боится отрывать ноги от земли
1.8. Боится подниматься/спускаться по лестнице или ходить по неровным поверхностям
1.9. Боится быть опрокинутым вверх ногами, повернутым влево-вправо или назад, не любит мыть волосы над раковиной
1.10. Пугается, если кто-то двигает его/её (например, двигает сидящим на стуле)
1.11. В младенчестве не любил(а) детских качелей или прыгунков
1.12. Боится или испытывает трудности при катании на мотоцикле, прыжках или удержании равновесия на одной ноге (особенно с закрытыми глазами)
1.13. В младенчестве не любит переворачиваний на живот
1.14. Легко теряет равновесие и может выглядеть неуклюжим
1.15. Боится действий, требующих хорошего равновесия
1.16. Избегает быстрых или вращательных движений
2. Гипочувствительность к движениям (пониженная чувствительность)
2.1. Постоянно двигается, никогда не стоит на месте
2.2. Страстно желает быстрого и/или интенсивного движения, кружения
2.3. Обожает, когда подбрасывают вверх
2.4. Может часами кружиться и не испытывать головокружения
2.5. Любит быстрые, интенсивные и/или опасные аттракционы в парках развлечений
2.6. Постоянно прыгает по мебели, на трамплинах, крутится на вращающемся стуле, переворачивается вверх ногами
2.7. Обожает качаться на качелях, раскачиваясь как можно выше и подолгу
2.8. Является «экстремалом», что порой сопряжено с опасностью
2.9. Всегда бежит, прыгает, скачет вместо того, чтобы идти пешком;
2.10. Когда сидит, то раскачивается из стороны в сторону, качает ногой или головой
2.11. Любит внезапные или быстрые движения (например, когда машина или велосипед подпрыгивает на кочке)
3. Слабый мышечный тонус и/или координации
3.1. Имеет слабое, «вялое» тело
3.2. Часто сутулится, старается прилечь и/или кладёт голову на руки, работая за столом
3.3. С трудом отрывает голову, руки и ноги от пола, лежа на животе (положение «супермена»)
3.4. Часто сидит в «позе W» на полу для поддержания равновесия тела
3.5. Быстро устаёт
3.6. Компенсирует «слабость», крепко хватая предметы
3.7. С трудом поворачивает дверные ручки, открывает и закрывает разные полости и ёмкости
3.8. С трудом удерживает равновесие при начале падения
3.9. С трудом одевается и застёгивает молнии, застёжки и пуговицы
3.10. Не ползал в младенчестве
3.11. Плохо чувствует своё тело: натыкается на предметы и вещи, опрокидывает предметы, спотыкается и/или бывает неловок
3.12. Испытывает трудности с крупной моторикой (плохо прыгает, ловит мяч, поднимается по лестнице и т.д.)
3.13. Испытывает трудности с мелкой моторикой, с использованием таких «инструментов» как карандаши, столовые приборы, расчёска, ножницы и т.д.
3.14. Возможно, одинаково владеет обеими руками часто меняет руки при раскрашивании, вырезании, письме и т.д. Не имеет чёткого предпочтения/доминирования одной руки к возрасту 4-5 лет
3.15. Испытывает трудности при лизании мороженого
3.16. Не уверен в том, какие движения выполнить, например, для перешагивания через препятствие
3.17. Трудно заучивает спортивные упражнения или танцевальные движения
Если Вы определили у вашего ребенка признака вестибулярной дисфункции, то Вам необходимо обратиться за консультацией к нейропсихологу. Специалист-нейропсихолог при помощи специальной двигательной коррекционной программы поможет Вашему ребенку.
Примеры приспособлений для коррекции работы вестибулярного аппарата, которое можно использовать в домашних условиях:
— балансировочная доска;
— балансировочный стул;
— фитболы;
— конус;
— бочка.
До какого возраста развивается вестибулярный аппарат
Вестибулярный аппарат начинает функционировать внутриутробно очень рано. Нормальное функционирование вестибулярного аппарата имеет большое значение для формирования рефлекторных систем мозга в раннем онтогенезе. Вестибулярный аппарат играет важную роль в развитии выпрямляющих рефлексов туловища и реакций равновесия, обеспечивая ребенку раннего возраста вертикальное положение.
Нистагм новорожденных обусловлен перевозбуждением вестибулярного анализатора при движении плода по родовым путям.
Калорическая проба более информативна и позволяет оценить каждый лабиринт отдельно. Вливание в слуховой проход воды температуры ниже температуры тела вызывает нистагм в сторону, противоположную раздражаемому уху. При выключении лабиринта калорическая проба не вызывает нистагма с пораженной стороны.
При тяжелом внутриутробном поражении вестибулярного аппарата в постнатальном онтогенезе нарушается последовательность развития антигравитационных механизмов (реакций выпрямления и равновесия). Сниженная активность лабиринтов наблюдается у глухонемых. Одностороннее повреждение лабиринта может быть связано с инфекцией внутреннего уха. Внутричерепное повреждение вестибулярного нерва наблюдается при травме, опухоли. Наиболее частые симптомы поражения — головокружение, нистагм, нарушение координации движений. При тяжелом внутриутробном поражении мозга, асфиксии, внутричерепных кровоизлияниях у новорожденных и грудных детей можно наблюдать горизонтальный, вертикальный, ротаторный нистагмы, рвоту. Головокружение у детей раннего возраста выявить очень трудно, так как это симптом субъективный.
Оценка слуха детей
Ухо новорожденного ребенка морфологически развито, однако имеет некоторые особенности, отличающие его от уха взрослого: короткий наружный слуховой проход, горизонтальное расположение барабанной перепонки, широкая короткая евстахиева труба, наличие эмбриональной ткани в среднем ухе. Слуховые пути от среднего мозга к корковым центрам еще не миелинизированы.
Новорожденный ребенок слышит. Реакции на звуковые раздражители выявляются даже у недоношенных детей. В ответ на громкий звуковой раздражитель ребенок закрывает глаза, наблюдаются реакции испуга, гримаса плача, изменение дыхания, поворот головы к источнику звука. Если глаза новорожденного были закрыты, то он еще сильнее смыкает веки. В отдельных случаях можно зарегистрировать и другие реакции — вытягивание рук, растопыривание пальцев, напряжение мышц лица, открывание рта, сосательные движения, подергивание глазных яблок, наморщивание лба. Вслед за первыми диффузными, примитивными реакциями на слуховые раздражители, характерными для новорожденных и осуществляемыми на субкортикальном уровне, постепенно развиваются типичные ориентировочные реакции. В 3 мес возникает слуховое сосредоточение, в 4 мес ребенок поворачивает голову к источнику звука. К концу 1-го полугодия жизни тонкость дифференциации звуковых раздражителей достигает возможностей взрослого человека. Последующее развитие происходит в направлении дифференцирования словесных раздражителей и продолжается почти до 7-го года жизни.
У новорожденных исследование слуха основывается на кохлеопальпебральном и кохлеопупиллярном рефлексах, которые имеются у здорового ребенка до 4—5 мес.
Кохлеопальпебралъный рефлекс: бодрствующий ребенок в спокойном состоянии с открытими глазами в ответ на резкий хлопок, произведенный на расстоянии 30 см от его уха, закрывает глаза. При многократном повторении звукового раздражителя порог рефлекса повышается. Поэтому неудачные повторные попытки получить ответ на звук не должны сразу служить основанием для заключения о снижении слуха. Необходимо сделать перерыв и снова повторить исследование.
Кохлеопупиллярный рефлекс: в ответ на звуковое раздражение появляется вначале сужение, а затем расширение зрачка.
Исследование слуха с помощью аудиометра у детей раннего возраста также основано на появлении безусловных кохлеопальпебрального и кохлеопупиллярного рефлексов при воздействии звуков определенной высоты и тона.
К 3 годам дети воспринимают шепотную речь на расстоянии 5 м, поэтому можно исследовать остроту слуха обычными приемами. Ребенку одно ухо закрывают рукой, другое — повернуто к врачу. Произносится какое-либо слово, которое ребенок должен повторить. Если он не слышит, расстояние следует уменьшить. Исследование слуха требует иногда длительного наблюдения за ребенком.
Для предварительной оценки состояния слуха ребенка важно получить от матери ответы на следующие вопросы:
— слышит ли ребенок, когда его зовут?
— как ребенок реагирует на громкий звук? Пугается, вздрагивает, оборачивается или не обращает внимания? Поворачивается ли он в правильном направлении?
— интересуется ли ребенок звуками, подобными шелесту бумаги?
— обращает ли он внимание на шумы вне комнаты, например, шум паровозного гудка, самолета, лай собаки и т. д.?
— любит ли ребенок какие-либо звуки, музыку, радио и т. д.? Любит ли он играть в озвученные игрушки, пытается ли при этом извлечь из них звук?
— дифференцирует ли ребенок шаги и голоса близких?
У грудных детей с поражением центральной нервной системы реакция на звуковой раздражитель значительно запаздывает. Эти нарушения необходимо рано диагностировать, так как с формированием слухового анализатора тесно связано развитие речи. При жалобах на задержку речевого развития обязательно надо исследовать остроту слуха. Отсутствие ответа на звуковой раздражитель при нормальном психическом развитии и неповрежденном среднем ухе может свидетельствовать о врожденной глухоте. Односторонняя глухота чаще бывает при повреждении слухового нерва.
У детей, родившихся в асфиксии, перенесших тяжелую ядерную желтуху, может отмечаться избирательная потеря слуха на высокие тона. Такой ребенок слышит, но не может достаточно понять обращенную к нему речь. По своему речевому поведению он напоминает умственно отсталого ребенка или ребенка с психическим заболеванием. Тщательное обследование слуха помогает дифференциальному диагнозу.
Первично сохраненное слуховое восприятие, может сочетаться с отсутствием реакции на слуховые раздражители, в частности, на речь окружающих. Так бывает, например, у детей с проявлением аутизма (органической или шизофренической природы), гипердинамическим синдромом. Внешне эти дети могут напоминать тугоухих или глухих детей. Тщательное общее медико-педагогическое обследование помогает дифференциальному диагнозу.
При обследовании слуха и зрения необходимо помнить, что ответные реакции зависят не только от сохранности слухового анадизатора, но и от уровня нервно-психического развития ребенка.
Развитие вестибулярного аппарата у детей
Вестибулярный аппарат – это орган равновесия, который находится во внутреннем ухе, а именно – височной кости. Его необходимо тренировать у детей с раннего возраста, потому что именно он позволяет координировать движения. Без правильного формирования вестибулярного аппарата невозможно нормальное развитие двигательной активности.
Вестибулярная система регулирует:
— распределение веса при ходьбе и других движениях;
— ощущения при переворотах;
Тренировка вестибулярного аппарата у детей
Развить вестибулярный аппарат у детей в раннем возрасте поможет комплекс несложных, специальных упражнений, которые нужно проводить регулярно. Отличная тренировка вестибулярного аппарата у детей постарше происходит при занятиях гимнастикой, плаванием, боксом, качании на качелях и прыжках в воду. Также одновременно происходит тренировка зон зрительной и кожно-мышечной чувствительности в больших полушариях, что приводит к образованию и укреплению условно рефлекторных связей между этими зонами. Это имеет решающее значение для точного ориентирования детей в пространстве во время ходьбы, бега, игр, трудовых и спортивных движений.
У здоровых детей вегетативные рефлексы при укачивании вызываются при значительно более сильных раздражениях вестибулярного аппарата, чем те, которые вызывают нормальные рефлекторные трудовые, спортивные и другие движения. Под влиянием тренировки вестибулярных аппаратов эти вегетативные рефлексы уменьшаются и даже полностью исчезают.
Тренировки для развития вестибулярного аппарата у детей с ДЦП
В Челябинске в медицинском центре «Кия» занимаются реабилитацией и абилитацией детей с ДЦП. Специалисты работают по индивидуальному плану с каждым малышом. Главная задача включить в работу весь вестибулярный аппарат. Чтобы ребенок уверенно чувствовал себя в пространстве.
Для улучшения работы вестибулярного аппарата у детей с ДЦП применяют специальные упражнения на тренажерах: Гросса, Вестибулятор1, Иппотренажере. А также инструктора проводят занятия по аэродинамической гимнастике (полеты в аэродинамической трубе). Эти современные технологии помогают малышу совершать передвижения по всему пространству и даже вращения вокруг своей оси. Дети с ДЦП учатся удерживать свое равновесие на надувных матрасах и мячах, чувствовать и контролировать свое тело, привыкать к новому вертикальному положению.