до какого возраста ребенок безгрешен
До какого возраста ребенок безгрешен
В Православной Церкви установлен возраст человека (7 лет), с которого он несет ответственность за свои грехи. Скажите, на каком основании был определен именно этот возраст (цитата из Писания или святоотеческого предания)?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Установление возраста для начала исповеди связано с решением вопроса о том, в каком возрасте нравственное сознание ребенка пробудилось настолько, что неправильные его поступки могут вменяться ему в грех и за них он несет моральную ответственность. В самом раннем возрасте ребенок в своем поведении движим природными потребностями и не руководствуется моральными критериями. По мере возрастания у него появляются зачатки нравственного сознания. Однако вследствие податливости детей к внешним впечатлениям, легкой возбудимости и отсутствия сдерживающих мотивов их плохие поступки не могут считаться результатом их воли. Поэтому детям грех не вменяется. Установить какой-то единый для всех возраст ответственности невозможно. Дети сильно отличаются по воспитанию, интеллектуальным и душевным дарованиям, а также по общей зрелости. Римские правоведы при определении возраста юридической ответственности опирались на так называемые климактерические (от греч. klimax – лестница, ступенька) периоды, принятые в медицинских сочинениях древности (у Гиппократа и др.). Согласно этим воззрениям через каждые семь лет все материальные элементы, из которых составляется человеческое тело, возобновляются, а вместе с тем обновляется и человеческий организм как в физическом, так и в нравственном отношении. Поэтому 7-летний период считался возрастом, с которого начинается юридическая ответственность. Хотя в научно-концептуальном отношении это учение весьма наивно, но интуитивно древнегреческие врачи сделали важное наблюдение. Семилетие – серьезный рубеж в жизни человека. Семилетние периоды: детство (до 7 лет), отрочество (до 14 лет), юность (до 21 года) встречаются и в русской классической литературе (напр., в трилогии Л.Н. Толстого).
В Священном Писании семь символизирует полноту, относительную завершенность, совершенство. И благословил Бог седьмой день, и освятил его (Быт.2:3). В жизни избранного народа семь дней составляли меру деления и упорядочивания времени. Этот ритм определял труд и богослужение. Седьмой день (суббота) был праздником (Исх. 20:10). Каждый седьмой год – субботний (Лев. 25.8). По закону земля в этот год должна покоиться. Семь раз священник должен был производить искупительное окропление (Лев. 4:6; 8:11; 14:7,16,51; 16:14). Семисвечник (Исх. 25:37) – это образ Господа как полноты света, где нет места тьме (1Ин. 1:5).В Откровении Иоанна Богослава многократно упомянуто число семь: семь духов Божьих (1:4); семь звезд, светильников и церквей (ст. 20); семь посланий (гл. 2-3); семь печатей (5:1); семь рогов и очей Агнца (ст. 6); семь труб и чаш гнева (8:2; 15:6 и след.); семь громов (10:3 и след.). Поэтому и применительно к возрасту можно сказать: прожив первые семь лет жизни, человек оказывается способным делать первые самостоятельные шаги в духовной жизни.
Говорят, дети до 7 лет безгрешны. Так ли это?
Говорят, что дети до 7 лет безгрешны и потому до этого возраста детей не исповедуют. Так ли это?
Татьяна Неделько
Отвечает протоиерей Владимир Долгих:
– Нельзя сказать, что ребенок не грешит до 7 лет, грешит он и в более раннем возрасте, просто совершенные неправильные поступки ему в грех не вменяются.
7 лет – возраст довольно условный, но предполагается, что, ориентировочно, до него ребенок еще не руководствуется моральными критериями, в нем нет нравственного сознания. В ранних летах дети движимы природными потребностями, легко поддаются внешним возбудителям, а потому и грехи совершаются ими неосознанно.
Кроме того, 7-летний рубеж был позаимствован из древнеримского права, согласно которому человек уже в этом возрасте способен нести какую-то правовую ответственность. Если говорить о современном христианском воспитании детей, то к вопросу исповеди нужно подходить индивидуально, учитывая способности, уровень развития и степень сознательности ребенка. Ситуации, когда ребенок впервые идет на исповедь именно в семь лет – лишь традиция, но не правило.
Кроме того, нельзя заставлять детей каяться перед каждым причастием, так как в силу возраста, они попросту неспособны воспринять всю глубину таинства, но при этом приучаются уже к его формализации. Поэтому лучше всего как можно дольше оттягивать практику частой исповеди. Пусть поначалу это будет раз в несколько месяцев или один раз в полгода, но только так, чтоб, насколько это возможно, искренне и честно, без подсказок со стороны взрослых и выпытываний, что ребенок сказал и чего не сказал, стоя у исповедального аналоя.
Младенец и грех
Безгрешный младенец — как часто мы слышим это расхожее выражение от взрослых, склонившихся над колыбелью с новорожденным.
«Что такое человек, чтобы быть ему чистым,
чтобы рожденному женщиной быть праведным?»
И, правда, практически всякий, кому хоть раз доводилось держать на руках это крохотное создание, испытывал к нему чувство умиления и нежности. Крохотные ручки, пальчики, ясные чистые глазки, выбивающиеся из-под чепца милые кудряшки… Малыш кажется нам Ангелом, спустившимся с небес. И для людей только пришедших к вере, настоящим откровением становится тот факт, что каждый младенец имеет в себе грех, который через естественное рождение передается всем людям. Это грех именуют еще первородным, то есть первым в человеческом роду от начала сотворения мира, это грех Адама, грех отпадения от Бога, который тяжким бременем лег на все человечество.
Освободить младенца от первородного греха спешат верующие родители, принося младенца в Божий храм, чтобы священнослужитель совершил над ним Таинство Крещения, в котором происходит духовное рождение человека. И если с первородным грехом все более менее теоретически понятно, то вопрос о наличии своих грехов у ребенка остается открытым, и не редко среди родителей можно услышать совершенно противоположные мнения: кто-то считает, что грехов у ребенка до семи лет нет, кто-то уверен, что, конечно, они есть, неоднократно наблюдая греховные движения своих и чужих детей. А как же на самом деле? Вот покрестили мы ребеночка, избавили его от первородного греха Божией властью, и принесем теперь домой Ангела, и заживем спокойно? Не тут-то было, ни о какой спокойной жизни мечтать не приходится. И капризничают дети, и шалят, и не слушаются …. Сущее наказание! – скажет в сердцах уставший родитель. Как же разнится это выражение с удивительными словами псалмопевца Давида, который восклицает: дети мои – награда от Господа!
Так награда дети или наказание? Конечно, награда. Награда, которая помогает нам стать лучше, терпимее, добрее, умнее и мудрее. А вот «наказанием» для нас и для наших детей являются наши собственные грехи и грехи всего нашего рода, которые непостижимым для нас образом влияют на душевное и духовное развитие младенца. Как удивительно запечатляются в физическом облике ребенка черты его родителей и прародителей (вспомните, как не раз мы обращаем на это внимание пока растет малыш: ой, ушки как у мамы, ой, глазки как у папы, а носик-то как у бабушки!), так и непременно проявляется в душе ребенка по мере взросления склонность к тому или иному греху. Вот ему два годика, а он уже лупит в песочнице своего товарища, в четыре уже топает ногами в магазине, чтобы ему во что бы то ни стало купили игрушку, в пять обманывает бабушку.
Блаженный Августин в своей «Исповеди» описывает младенца, с завистью взирающего на своего брата-близнеца, сосущего материнскую грудь… Итак, греховное в человеческой натуре начинает проявляться уже с самого раннего возраста. Но дети еще не осознают своих грехов и не могут в них каяться. До семилетнего возраста младенец может приступать к Божественному Причащению без Таинства Покаяния. И мудры те родители, которые часто приносят своих детей к Причастию, наполняя детские души благодатью с самого раннего возраста. С семилетнего же возраста ребенок, по установлению Церкви, должен исповедоваться. Бывает, конечно, и так, что некоторым детям требуется исповедь уже и в 6 лет. Внимательные родители обязательно почувствуют это и отведут ребенка к священнику в храм.
Еще одно жизненное наблюдение, о котором хочется рассказать. Часто родители жалуются на своих детей, считая их самыми несносными на свете, а присмотришься: вроде, ничего себе мальчишка, глаза открытые, веселый, жизнерадостный, подвижный… На память в таких случаях приходит отрывок из жития преподобного Амвросия Оптинского (Александр до принятия монашества), который в детстве был бойким, веселым мальчиком. За излишнюю резвость часто журили Александра и дед, и бабка, и мать. И он, рассказывая о своих проделках в детстве, как бы приносил исповедь в своих прегрешениях, укоряя и осуждая себе перед слушателями, начиная свои рассказы так: «покаюсь я перед вами, делал я то и то…» Но на самом деле забавы Александра Михайловича не были греховными по своей сути, «это были порывы живого, слишком подвижного нрава ребенка, которому, как говорится, просто не сиделось на месте».
В излишней «греховности» часто обвиняют детей собственные матери, которые не хотят должным образом заботиться о них и стать, по выражению преподобного Серафима Саровского, чадолюбивой матерью своим детям. «Чадолюбивая мать» — мать, которая любит так, чтобы не раздражаться, не мыслить зла, долготерпеть, надеяться и все переносить». «Чадолюбивая матерь не в свое угождение живет, но в угождение детей. Немощи немощных чад сносит с любовию, в нечистоту впадших очищает, омывает тихо, мирно, облачает в ризы белые и новые, обувает, согревает, питает, промывает, утешает и со всех сторон старается дух их покоить так, чтобы никогда не слышать ей малейшего их вопля. И таковые часто бывают благорасположены к матери своей». Наблюдательные матери знают, если ребенок голодный, то он, чаще всего, капризничает, если он не выспался, то будет плакать и канючить. Иногда ребенок просто требует материнского внимания, а когда его не находит, то начинает «ходить на голове». Поэтому в младенческом возрасте нужно быть особенно внимательным к физическим потребностям ребенка. Вовремя его покормить, вовремя погулять, приголубить, не тащить вместо дневного сна с собой в супермаркет… глядишь, и малыш перестанет казаться таким уж капризным «грешником».
Как бы там ни было, нужно помнить, что ребенок — это Господний дар, в нем наша кровь, наши надежды и чаяния, наши грехи и наше покаяние — все в нем, в нашем младенце. И не так полезно, наверное, матери искать грехи в своем младенце, а гораздо нужнее и важнее, любить его изо всех сил, послушного и непослушного, болезненного и здорового, умного и глупого, быть внимательной к нему, утешать и исправлять … и « тако исполним закон Христов».
Кто должен платить: особенности налогообложения имущества детей
По российскому законодательству, собственники жилья облагаются имущественным налогом. Нередко у родителей, которые наделяют своих детей долей в квартире, может возникнуть вопрос: начисляется ли налог ребенку, если он является совладельцем, и кто его оплачивает.
Юристы рассказали, как регулируется вопрос налогообложения на недвижимость по отношению к несовершеннолетним.
Должны ли дети платить имущественный налог
Налог на квартиру — это налог на имущество физических лиц. Порядок его обложения установлен гл. 32 Налогового кодекса России. Положения о том, что дети — владельцы облагаемого имущества освобождаются от его уплаты, глава не содержит. «В связи с этим дети по налогу на квартиру несут ту же налоговую обязанность, что и взрослые», — пояснил член Ассоциации юристов России Николай Пивоваров.
Ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физлиц признаются лица, обладающие правом собственности на имущество независимо от возраста указанных лиц.
Кто платит налог за ребенка
Налоговые инспекции прекрасно понимают, что, по общему правилу, у детей в силу их возраста нет никаких доходов. В то же время прямой нормы, которая обязывала бы родителей платить налоги за их детей, Налоговый кодекс РФ не содержит.
Николай Пивоваров, член Ассоциации юристов России:
— Родители и опекуны — это представители детей в силу закона, в том числе и перед налоговыми органами. Поэтому, хотя дети и наделены обязанностью платить налог на квартиру, к ответственности за его неуплату с большой долей вероятности будут привлечены именно их родители или опекуны. За основу взяты положения НК РФ о законном представительстве налогоплательщиков — физических лиц и абз. 4 п. 1 ст. 45 НК РФ, согласно которому налог может быть уплачен иным лицом.
Как оплатить налог за ребенка
При уплате налога за ребенка в назначении платежа нужно указать информацию, за какой объект и за какое лицо перечисляются средства. При возникновении проблем всегда можно написать уточняющее письмо в налоговый орган. Это касается уплаты как родителями, так и опекунами — различий нет, пояснил партнер налоговой практики BMS Law Firm Давид Капианидзе.
Есть ли льготы и на кого они распространяются
Что касается возможных налоговых льгот для детей, то их могут получить дети-инвалиды и дети, получающие пенсии по потере кормильца. Также действующим законодательством установлены льготы для отдельных категорий лиц, таких как многодетные семьи (например, в Москве они могут получить дополнительный вычет — льгота предоставляется из расчета по 5 кв. м на каждого ребенка, зарегистрированного в квартире).
Давид Капианидзе, партнер налоговой практики BMS Law Firm:
— Так как это местный налог, льготы могут устанавливать региональные власти — вплоть до освобождения несовершеннолетних детей от уплаты налогов. Конечно, это открывает возможности для злоупотреблений, например переоформления недвижимости на ребенка.
Безгрешны пи дети?
Вспомним рассуждения блаженного Августина. Если младенец безгрешен, почему он кусает грудь своей матери, которая вскармливает его молоком? С момента, когда он еще не научился разбирать, что доброе, а что злое, у него есть определенные навыки ко злу. Потому, что человек не рождается безгрешным. Над нами тяготеет помрачение нашей греховной природы. Первородный грех отпускается нам в Крещении, но последствия греха остаются, и мы должны их исправлять своей собственной волей. Человек изначально по природе своей добр и благ, потому что Господь сотворил его добрым и стремящимся к благу, он есть образ и подобие Божие. Но апостол Павел говорит: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7, 19). Ребенок рождается ветхим человеком, но он не в состоянии самостоятельно вести духовную брань, поэтому он ведет ее вместе с родителями.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
5. Адель Фабер, Элейн Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили»
5. Адель Фабер, Элейн Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Адель Фабер и Элейн Мазлиш являются последователями идей и принципов общения доктора Хаима Гинотта – учителя, детского психолога, психотерапевта и лектора. Они много лет
Глава 7 Дети-«отказники» или дети из неблагополучных семей – «что лучше?»
Глава 7 Дети-«отказники» или дети из неблагополучных семей – «что лучше?» Важен ли для успешного усыновления опыт жизни в семье? Болезненность процесса изъятия ребенка из семьи и информация о негативных последствиях жизни в неблагополучной семье становятся основой
Испорченные дети
Испорченные дети Испорченный ребенок, какой бы смысл мы ни вкладывали в слово «испорченный», — продукт испорченного общества. В таком обществе испорченный ребенок заполняет собой все пространство жизни. Он получил вседозволенность вместо свободы. Он не понимает, что
Мы все дети…
Мы все дети… Мы все дети с «праздником непослушания» в душе независимо от возраста, профессии и достижений в этой жизни – академики ли или лаборанты. Это в данном случае не важно. Только взрослым этот «праздник» постоянно ради имиджа приходится скрывать. Ну а дети, словно
Хай-тек-дети
Хай-тек-дети Да, да, не удивляйтесь, такие дети уже появляются сегодня. Хотя об этом феномене мало кто задумался, считая, в крайнем случае, их гаджетоманами. Среди гаджетоманов тоже мне встречались эти дети. Но все-таки гаджетоманом чаще становится ребенок в школьном
Асфальтовые дети
Асфальтовые дети Мы, асфальтовые дети, Не всегда для вас приятны, Но вы знаете прекрасно, В этом мы не виноваты. В город нас замуровали, Что бы там ни говорили, Вы родили нас напрасно, Мы об этом – не
Дети вытягиваются
Дети вытягиваются Большинство детей наиболее сильно напоминают херувимчиков в возрасте примерно шести месяцев. Между шестью и восемью месяцами, по мере того как дети начинают сидеть, ползать и играть, они начинают худеть. В возрасте от одного года до двух дети худеют еще
Беспокойные дети
Беспокойные дети Первые три наших ребенка были настолько легкими в обращении, что мы гадали, отчего же все вокруг так обеспокоены трудными детьми. И вот появляется наш четвертый ребенок, Хэйден, которая перевернула наш относительно спокойный дом вверх ногами. Хэйден