до какого возраста ребенок младенец в православии

До какого возраста ребенок младенец в православии

В Православной Церкви установлен возраст человека (7 лет), с которого он несет ответственность за свои грехи. Скажите, на каком основании был определен именно этот возраст (цитата из Писания или святоотеческого предания)?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Установление возраста для начала исповеди связано с решением вопроса о том, в каком возрасте нравственное сознание ребенка пробудилось настолько, что неправильные его поступки могут вменяться ему в грех и за них он несет моральную ответственность. В самом раннем возрасте ребенок в своем поведении движим природными потребностями и не руководствуется моральными критериями. По мере возрастания у него появляются зачатки нравственного сознания. Однако вследствие податливости детей к внешним впечатлениям, легкой возбудимости и отсутствия сдерживающих мотивов их плохие поступки не могут считаться результатом их воли. Поэтому детям грех не вменяется. Установить какой-то единый для всех возраст ответственности невозможно. Дети сильно отличаются по воспитанию, интеллектуальным и душевным дарованиям, а также по общей зрелости. Римские правоведы при определении возраста юридической ответственности опирались на так называемые климактерические (от греч. klimax – лестница, ступенька) периоды, принятые в медицинских сочинениях древности (у Гиппократа и др.). Согласно этим воззрениям через каждые семь лет все материальные элементы, из которых составляется человеческое тело, возобновляются, а вместе с тем обновляется и человеческий организм как в физическом, так и в нравственном отношении. Поэтому 7-летний период считался возрастом, с которого начинается юридическая ответственность. Хотя в научно-концептуальном отношении это учение весьма наивно, но интуитивно древнегреческие врачи сделали важное наблюдение. Семилетие – серьезный рубеж в жизни человека. Семилетние периоды: детство (до 7 лет), отрочество (до 14 лет), юность (до 21 года) встречаются и в русской классической литературе (напр., в трилогии Л.Н. Толстого).

В Священном Писании семь символизирует полноту, относительную завершенность, совершенство. И благословил Бог седьмой день, и освятил его (Быт.2:3). В жизни избранного народа семь дней составляли меру деления и упорядочивания времени. Этот ритм определял труд и богослужение. Седьмой день (суббота) был праздником (Исх. 20:10). Каждый седьмой год – субботний (Лев. 25.8). По закону земля в этот год должна покоиться. Семь раз священник должен был производить искупительное окропление (Лев. 4:6; 8:11; 14:7,16,51; 16:14). Семисвечник (Исх. 25:37) – это образ Господа как полноты света, где нет места тьме (1Ин. 1:5).В Откровении Иоанна Богослава многократно упомянуто число семь: семь духов Божьих (1:4); семь звезд, светильников и церквей (ст. 20); семь посланий (гл. 2-3); семь печатей (5:1); семь рогов и очей Агнца (ст. 6); семь труб и чаш гнева (8:2; 15:6 и след.); семь громов (10:3 и след.). Поэтому и применительно к возрасту можно сказать: прожив первые семь лет жизни, человек оказывается способным делать первые самостоятельные шаги в духовной жизни.

Источник

До какого возраста ребенок считается младенцем

Узнайте все самое интересное и полезное о детских возрастах в Православии, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Почему в Церкви различают возраст детей

В Православной Церкви существуют определенные правила. Как прихожанин должен себя вести во время богослужений, как следует поститься и молиться, как подготовиться к исповеди и причастию. И многие другие моменты, связанные с церковной жизнью, подробно описаны. Но эти правила в основном составлены для взрослых людей. “А как же вести себя в духовном плане детям? С какого возраста ребенок осознанно грешит и как на это реагировать взрослым? Когда нужно приучать ребенка к исповеди? До какого возраста ребенок считается младенцем?” – эти вопросы актуальны для каждого православного родителя.

“Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их” (Мк.10:13 – 16).

Младенец – отрок – юноша

Сразу отметим, что не существует отдельного сформированного устава относительно детей как участников церковной жизни. Но существуют нормы поведения и установившиеся традиции, как должен себя вести ребенок в различные периоды своего взросления.

В православии существует определенная система детских возрастов: младенец – отрок – юноша. В Православной Церкви человек воспринимается как развивающаяся личность. Поэтому и подход к духовному воспитанию ребенка в разных его возрастах имеет существенные различия.

Святой Иоанн Кронштадский говорил: “Не оставляйте детей без внимания относительно искоренения из сердца их плевел грехов, …греховных привычек, наклонностей и страстей; враг и плоть грешная не щадят и детей, семена всех грехов есть и в детях; представьте детям все опасности грехов на пути жизни, не скрывайте от них грехов, чтобы они по неведению и невразумлению не утвердились в греховных навыках и пристрастиях…”.

Младенец

До какого возраста ребенок считается младенцем? Младенцем в христианстве принято считать ребенка, не достигшего семилетнего возраста. Существует богословская точка зрения, что до 7 лет ребенок носит в себе зародыш греха, но еще не несет за него личной ответственности. То есть с самого раннего возраста плохие поступки ребенка связаны с его природными склонностями. Он не руководствуется моральными нормами, о которых еще ничего не знает.

Такие черты характера, как злость, раздражительность, эгоизм, мстительность, зависть присущи и маленьким детям. Но взрослый человек способен контролировать свои эмоции, справляться с ними, понимает, что такое грех и покаяние. Маленькому ребенку этому только предстоит научиться с помощью родителей и других взрослых.

Именно по этим причинам младенцам до 7 лет разрешается приступать к причастию без исповеди. Надо помнить, что каждый ребенок индивидуален. Кто-то взрослеет быстрее, а кто-то лишь к 10 годам осознает, что такое грех и может приносить покаяние в содеянном. Поэтому лучше со своим духовником или священником, к которому ходите на исповедь, обговаривать, как поститься и когда начинать исповедоваться подросшему младенцу.

Также детям до 3 лет можно не соблюдать пост, в том числе и перед причастием. После трехлетнего возраста в этом вопросе существуют значительные послабления.

Еще один тревожащий родителей момент – в какое время приходить на утреннее богослужение и приводить ребенка. Большинство священников сходятся во мнении, что в первое время после крещения младенца можно приносить в храм непосредственно перед причастием, постепенно увеличивая время нахождения на богослужении. Родителям следует наблюдать, сколько времени ребенок может спокойно, не капризничая, проводить в храме. Если же младенец плачет и бегает во время богослужения, тем самым мешая молиться окружающим, лучше выйти на улицу и успокоить.

Отрок

До скольки лет ребенок считается отроком? С 7 до 14 лет ребенок является отроком. Именно 7 лет принято считать отправной точкой во взрослении ребенка. Он уже может делить свои поступки на хорошие и плохие. Он уже способен нести ответственность за совершенные грехи. Поэтому следует попробовать подготовить ребенка к исповеди, объяснить смысл покаяния и поста.

При подготовке к первой исповеди ребенок вместе с родителями должен проанализировать свои поступки. А в дальнейшем приучать его к самостоятельности в столь важном делании. Но все дети индивидуальны. И если очевидно, что 7-летний ребенок еще не готов к самостоятельной Исповеди, не дозрел до нее, не нужно настаивать. Нужно постараться неспеша подготовить его к Исповеди.

Возраст отрочества является очень важным в формировании как в целом личности, так и православного христианина. Родителям важно прививать отроку любовь к богослужениям и молитве, к посту и чтению Священного Писания. Но самое главное – это своей жизнью показывать пример, как должен жить настоящий христианин. Без личного примера родителей любое православное воспитание обречено на провал.

Юноша

С какого возраста отрок в православии становится юношей? В 14 лет наступает церковное совершеннолетие. С этого возраста юноша считается взрослым человеком, который уже прошел стадию наивного, детского мышления, но еще не достиг мудрости мужа.

Молодые люди открыты новым познаниям и с юношеским максимализмом готовы перенимать опыт от авторитетных для них людей. Поэтому очень важно, чтобы родители и священнослужители таковыми для юношей и были. В этом возрасте часто возникает первый “кризис веры”, который нужно принять как неизбежную данность. В это время важно не отвратить юношу от Церкви своими неосторожными действиями.

Разумеется, такое возрастное деление условно. Не нужно распространять принцип, до какого возраста ребенок считается младенцем, на всех детей. Взросление каждого отдельного ребенка происходит разными темпами. Важно уделять неокрепшему уму должное внимание, постепенно объясняя что такое хорошо, а что плохо. Затем что такое грех и покаяние. Что значит брать ответственность за свои поступки и так далее. И тогда есть надежда, что духовное семя упавшее на благодатную почву, пусть не сразу, но принесет добрые плоды.

Как сказал Христос: “Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать” (Мф, 13:23).

Источник

О ЦЕРКОВНЫХ ЗАПИСКАХ

Зачем в храмах пишут записки?

Записка о здравии и упокоении – это разновидность общей молитвы, усилие помочь ближнему живому или усопшему, проявление и развитие любви.

Искренняя, усердная, чистосердечная молитва помогает всегда – однако состав и время помощи определяется не людьми, а Богом. Одному лишь ему известно, какая помощь полезнее всего на каждом этапе земной жизни человека.

Как правильно написать в храме записку?

Вверху записки изобразить восьмиконечный крест, затем надписать ее – «О здравии» или «О упокоении». Далее крупным разборчивым почерком перечислить в родительном падеже полные имена (обычно 10-15 имен), данные при Крещении, тех людей, за которых просят молитв. Имена должны быть написаны в церковной форме, например, не Ивана, а Иоанна; не Семена, а Симеона; не Ульяны, а Иулиании. Имена детей тоже надо писать полностью, например, «Сергия», а не «Сережи». Имена священнослужителей пишут первыми, перед именами указывают сан, полностью или в понятном сокращении, например: «архиеп. Иеронима», «прот. Николая», «иерея Петра».

Записки в храме не подают за тех, кто не является членом Православной Церкви: за некрещеных, инославных, иноверных, за самоубийц (если нет архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение), за убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены.

Как происходит поминовение по запискам на проскомидии?

Во время проскомидии (в переводе с греческого «приношение») – подготовительной части Литургии за тех людей, имена которых написаны в записках о здравии и о упокоении, священник вынимает частицы из просфор и в конце Литургии после причащения мирян опускает эти частицы в Святую Чашу, в которой находятся Тело и Кровь Христовы, с молитвой: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих».

До какого возраста ребенок младенец, отрок? Как правильно отражать это в записках?

До 7 лет ребенок – младенец, с 7 до 14 лет – отрок. Это и указывается сокращенно перед полным именем ребенка при написании записок. Например: «мл. Сергия» или «отр. Евгения».

Можно ли писать в записках «заблудшего», «озлобленного»?

Так писать не принято. К имени поминаемого, написанному в родительном падеже, допускается добавление слов: «младенца», «отрока» (для детей). В заупокойных записках перед именем усопшего в течение 40 дней после кончины обычно добавляют слово: «новопреставленного». К именам священнослужителей добавляют сан и пишут их в начале записок.

Для молитвенного поминовения священнику достаточно знать имя человека, данное при Крещении.

Можно ли писать в записках имена, которых нет в православном месяцеслове, например, Егор?

В записках пишу только те имена, которые даны при Крещении. Как правило, Егора в Крещении нарекают именем Георгий; Светлана нарекается обычно Фотинией в честь святой преподобной Фотинии Палестинской или Фотиной в честь мученицы Фотины Самаряныни; Оксана – Ксенией в честь святой преподобной Ксении или блаженной Ксении Петербургской.

Можно ли подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка?

Нельзя. Не родившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут имена только крещеных православных христиан.

Следует подавать записки о здравии будущей матери, а самой матери необходимо чаще бывать в храме, исповедоваться и причащаться – это будет полезно и для нее, и для ребенка, который с момента зачатия уже является человеком, имеющим бессмертную душу.

Что такое «заказная обедня»?

Народные названия не всегда точно обозначают суть явлений, событий, предметов. Обедней в народе называют Литургию – по времени ее совершения и по обычаю древних христиан после Литургии собираться на совместную трапезу. Заказной обедней называют поминовение по запискам во время Литургии. Такие записки подаются в алтарь до начала службы, прочитываются поименно, с изъятием частиц из просфор на проскомидии, подготовительной части Литургии, затем эти имена молитвенно произносятся на ектении во всеуслышание диаконом, повторяются у престола священником (если нет диакона, то только священником), а после Литургии еще поминаются о здравии на молебне и о упокоении на панихиде.

Однако в разных храмах и практика поминовения по запискам может быть различной.

Что такое сорокоуст и как его заказать?

Сорокоуст – это сорокадневное поминовение о здравии или о упокоении во время Литургии с выниманием частицы из просфоры за того человека, о котором просят молитв. Сорокоуст можно заказать в свечной лавке храма только за крещеных православных христиан.

Что такое годовое, полугодовое поминовение?

Кроме записок об однодневных поминовениях, в храмах и монастырях принимаются также записки о ежедневном поминовении живых и усопших христиан в течение длительных сроков: на месяц, на 40 дней (сорокоуст), на полгода, на год, на несколько лет. Длительное поминовение бывает «с частицей» (когда каждый день в течение всего срока на проскомидии вынимается частица из просфоры) или «без частицы» (в этом случае имена записываются в поминальный синодик и братия храма или монастыря в течение указанного срока за каждым богослужением молятся об этих людях).

Что такое вечное поминовение?

Это поминовение в течение всего времени, пока существует монастырь.

Источник

Кто такой отрок в православии?

В православии отсчет человеческой жизни начинается от зачатия и заканчивается его физиологической смертью. Анализируя понятие «возраст» с разных аспектов: юридических прав и ответственности, психологического развития, медицины и христианских традиций можно заметить, что земная жизнь человека состоит из разных этапов. Возраст – это временной период от рождения на свет до определенного события.

Классификация возрастных периодов в православии

Когда человек приходит в храм, чтобы подать записочку о здравии, он часто сталкивается с непонятными сокращениями перед именами в образцах. Например, отр. Евгения или мл. Екатерины. Эти сокращения означают отрок (отроковица в данном примере) и младенец.

В христианстве принято деление жизни детей на три основных этапа:

Кто такой отрок?

Переходный период развития ребенка между детством (младенец) и взрослостью в православии называется отрочеством (в современном понятии – это подростковый период), поэтому отрок (отроковица) – это ребенок от 7 до 14 лет.

Отрочество – важный период в формировании личности христианина

С 7 лет в православии ребенок начинает исповедоваться перед причащением. Считается, что ребенок уже достаточно взрослый и уже грешит осознанно, поэтому несет ответственность за свои поступки (грехи) перед Богом и людьми в отличие от младенца, поведение которого обусловлено природными потребностями. Поэтому проступки в грех им не вменяются.

В этот период отрочества родителям следует уделить особое внимание духовной жизни ребенка. Объяснить, что такое «Исповедь», «Причастие», смысл покаяния, молитвы и поста. Помочь подготовиться к первой исповеди.

Отрочество – возраст, благодатный для православного воспитания и формирования личности православного человека. Ребенок смотрит на родителей, подражает им, охотно участвует в общей молитве, посещает богослужения, готовится к исповеди.

Очевидно, что 7 лет – это не отправная точка, когда надо внезапно начать настаивать, чтобы ребенок вел самостоятельную духовную жизнь. Нужно постепенно прививать отроку любовь к постам, молитве и чтению Библии, в первую очередь Евангелия.

Возрастное деление условно, поэтому наступление семи лет, не означает, что конкретный ребенок готов к ответственности за свои поступки. Поэтому, установление возраста для первой исповеди основывается на нравственном развитии детей. Моральная ответственность у отроков может появиться позже 7 лет.

Многие священники, наблюдая за детьми, замечают, что они сильно отличаются по нравственному воспитанию, душевным и интеллектуальным способностям, физиологическому развитию. Поэтому к каждому ребенку нужен индивидуальный подход и «установить для всех детей единый возраст ответственности нереально» (иеромонах Иов (Гумеров)).

Почему отрочество начинается с 7 лет?

Число «семь» в Библии символ полноты, завершенности чего-либо, совершенства. «И благословил Бог седьмой день, и освятил его» (Быт. 2:3). В неделе 7 дней. С начала сотворения мира они упорядочивают и делят время на конкретные промежутки. Каждый седьмой день – праздник, отдых от повседневного труда. Например, по закону земля на седьмой год должна отдыхать, сеять нельзя на ней (Лев. 25:8). В Священном Писании число семь упоминается часто: семь печатей, семисвечник, семь звезд, семикратное окропление искупительных жертв, семь мер и так далее. Поэтому, применительно к человеческой жизни можно сказать, что с семи лет ребенок начинает совершать первые самостоятельные шаги в христианской жизни. Зрелость нравственного сознания и воли развивается постепенно и достигается к окончанию отрочества.

Источник

До какого возраста ребенок младенец в православии

В Православной Церкви установлен возраст человека (7 лет), с которого он несет ответственность за свои грехи. Скажите, на каком основании был определен именно этот возраст (цитата из Писания или святоотеческого предания)?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Установление возраста для начала исповеди связано с решением вопроса о том, в каком возрасте нравственное сознание ребенка пробудилось настолько, что неправильные его поступки могут вменяться ему в грех и за них он несет моральную ответственность. В самом раннем возрасте ребенок в своем поведении движим природными потребностями и не руководствуется моральными критериями. По мере возрастания у него появляются зачатки нравственного сознания. Однако вследствие податливости детей к внешним впечатлениям, легкой возбудимости и отсутствия сдерживающих мотивов их плохие поступки не могут считаться результатом их воли. Поэтому детям грех не вменяется. Установить какой-то единый для всех возраст ответственности невозможно. Дети сильно отличаются по воспитанию, интеллектуальным и душевным дарованиям, а также по общей зрелости. Римские правоведы при определении возраста юридической ответственности опирались на так называемые климактерические (от греч. klimax – лестница, ступенька) периоды, принятые в медицинских сочинениях древности (у Гиппократа и др.). Согласно этим воззрениям через каждые семь лет все материальные элементы, из которых составляется человеческое тело, возобновляются, а вместе с тем обновляется и человеческий организм как в физическом, так и в нравственном отношении. Поэтому 7-летний период считался возрастом, с которого начинается юридическая ответственность. Хотя в научно-концептуальном отношении это учение весьма наивно, но интуитивно древнегреческие врачи сделали важное наблюдение. Семилетие – серьезный рубеж в жизни человека. Семилетние периоды: детство (до 7 лет), отрочество (до 14 лет), юность (до 21 года) встречаются и в русской классической литературе (напр., в трилогии Л.Н. Толстого).

В Священном Писании семь символизирует полноту, относительную завершенность, совершенство. И благословил Бог седьмой день, и освятил его (Быт.2:3). В жизни избранного народа семь дней составляли меру деления и упорядочивания времени. Этот ритм определял труд и богослужение. Седьмой день (суббота) был праздником (Исх. 20:10). Каждый седьмой год – субботний (Лев. 25.8). По закону земля в этот год должна покоиться. Семь раз священник должен был производить искупительное окропление (Лев. 4:6; 8:11; 14:7,16,51; 16:14). Семисвечник (Исх. 25:37) – это образ Господа как полноты света, где нет места тьме (1Ин. 1:5).В Откровении Иоанна Богослава многократно упомянуто число семь: семь духов Божьих (1:4); семь звезд, светильников и церквей (ст. 20); семь посланий (гл. 2-3); семь печатей (5:1); семь рогов и очей Агнца (ст. 6); семь труб и чаш гнева (8:2; 15:6 и след.); семь громов (10:3 и след.). Поэтому и применительно к возрасту можно сказать: прожив первые семь лет жизни, человек оказывается способным делать первые самостоятельные шаги в духовной жизни.

до какого возраста ребенок младенец в православии. Смотреть фото до какого возраста ребенок младенец в православии. Смотреть картинку до какого возраста ребенок младенец в православии. Картинка про до какого возраста ребенок младенец в православии. Фото до какого возраста ребенок младенец в православии

до какого возраста ребенок младенец в православии. Смотреть фото до какого возраста ребенок младенец в православии. Смотреть картинку до какого возраста ребенок младенец в православии. Картинка про до какого возраста ребенок младенец в православии. Фото до какого возраста ребенок младенец в православии

Младенец перестает быть младенцем, как только отпразднует свой первый День Рождения, сфотографируется в праздничном колпачке и задует свою первую огромную свечку в именинном торте.

А значит младенцем считается ребенок, которому еще не исполнился годик.

до какого возраста ребенок младенец в православии. Смотреть фото до какого возраста ребенок младенец в православии. Смотреть картинку до какого возраста ребенок младенец в православии. Картинка про до какого возраста ребенок младенец в православии. Фото до какого возраста ребенок младенец в православии

до какого возраста ребенок младенец в православии. Смотреть фото до какого возраста ребенок младенец в православии. Смотреть картинку до какого возраста ребенок младенец в православии. Картинка про до какого возраста ребенок младенец в православии. Фото до какого возраста ребенок младенец в православии

Мне кажется младенцы бывают до года, потом они становятся малышами, которые умеют ходить и разговаривать. Младенцы, это еще маленькие, беспомощные человечки, которых надо пеленать, кормить из соски или груди и прогуливаться с ними в коляске.

Младенец до одного годика. До года я даже в поликлинику сына водила исключительно в грудничковый день.

Однако, когда читают молитву о детях (в Православии), то детей называют младенцами до 7-ми лет! Я даже уточняла специально, мне объяснили, что с семи лет ребенок начинает самостоятельно исповедоваться, а так же принимать посильный пост (с поблажками, конечно же). Мол, вот теперь младенец уже не младенец. Вот так!

Ну а я лично, считаю младенцами деток до года.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *