до какого возраста ребенок привязан к маме
Не упустите детей! Последний уровень привязанности 5-7 лет!
Не упустите детей! Последний уровень привязанности 5-7 лет!
Привязанность наших детей к нам, взрослым, чрезвычайно важна для их правильного развития. В становлении личности ребенок проходит 6 уровней привязанности к своим родителям. Сегодня поговорим о том, почему важно способствовать большей привязанности детей к родителям и как это правильно сделать.
Психотерапевт из Канады Гордон Ньюфельд посвятил проблеме детской привязанности целую книгу. В ней он описывает уровни формирования способности к отношениям по возрастам. Автор сравнивает ребенка с растением: чем глубже его привязанность пускает свои корни, тем легче через них в детский организм поступает необходимое питание для правильного формирования и взросления.
1. Первый уровень. Чувства (до 12 месяцев).
Мы, взрослые, в этом возрасте можем даже наблюдать проявление этой привязанности. Ребенок стремится быть ближе к тем, к кому он привязан. Требует, чтобы его взяли на ручки, гладили по голове, обнимали, целовали, обращали на него внимание, реагировали на звуки, которые он издает, слышали его запах. Психиатр считает это основой привязанности, которая крайне необходима для нормального развития личности ребенка в дальнейшем.
2. Второй уровень. Имитация (1-2 года).
Ребенок в этом возрасте пытается подражать авторитетным для него взрослым, к которым он привязан. Для него понятие близость – синоним со словом «похожесть», а не простой тактильный контакт. В этом возрасте мы можем вылепить из малыша человека по своему образу и подобию, не прилагая к этому особых усилий. Именно благодаря этой стадии привязанности у детки можно сформировать правильную речь, ведь он повторяет те звуки, которые слышит от своего окружения.
3. Третья стадия. Непохожесть (третий год жизни).
При нормальном развитии привязанности, после двух лет малыш осознает собственную непохожесть на своих маму и папу. Поэтому ребенок ищет для себя другой способ привязанности: «Чтобы быть ближе с важными для меня людям мне нужно быть на их стороне». Детка начинает принимать сторону тех, кто ему дорог: соглашаться с их мнением, защищать от обидчиков, слушаться и помогать. У него появляется эдакий инстинкт преданности, который помогает взрослым выполнять роль учителя и родителя.
4. Четвертая стадия. Значимость (4 год жизни).
В идеале, если все предыдущие уровни привязанности прошли хорошо, к началу четвертого года жизни ребенок осознает, что родители близки с теми, кто им очень дорог. Он начинает активно искать способы, чтобы стать для мамы и папы очень значимым. Очень важно, чтобы в этот период родители не проявляли безразличия к своим малышам, ведь чем больше привязан к нам ребенок, тем он более раним. Если детка поймет, что привязываться к нам небезопасно, то с возрастом у него разовьется недоверие к окружающим и как следствие проблемы с созданием семьи, поиском друзей, открытостью.
5. Пятая стадия. Эмоциональная близость (4-5 лет).
Если привязанность ребенка не испытала особенных стрессов и взаимоотношения с родителями за этот период только углубились, ребенок полностью открывает свое сердце перед ними и становится чрезвычайно эмоционально уязвим. Хотя многие дети так и не доходят до этой стадии, испытывая на одной из предыдущих стадий стресс. Именно в этот период дети могут проявить желание стать вашим мужем или женой. Месье Фрейд называл это Эдиповым комплексом, но на самом деле – это простое желание никогда с нами не расставаться. Но ведь по этой же причине в брак вступаем и мы, взрослые.
6. Шестой уровень. Психологическая близость (5-7 лет).
На последнем этапе формирования привязанности у ребенка возникает желание, чтобы его поняли и познали. Малыш стремится раскрыть перед нами, близкими для него людьми, все свои тайны и секреты, поделиться тем, что у него на сердце. Он не хочет, чтобы какие-либо секреты или тайны разделяли его с родителями.
Если на одной из стадий что-то пошло не так, то к школьному возрасту наш ребенок для нас является настоящей загадкой, а для того, чтобы на него воздействовать, мы ищем советов в книгах и на сайтах по воспитанию. Если ребенок привязан к своим родителям, то он получает от них все необходимое для правильного развития и воспитания. Не предавайте доверие, и стимулируйте привязанность ребенка к вам с самого его рождения.
Как теория привязанности помогает в воспитании подростков
От Боулби до Петрановской — основные аспекты теории привязанности, в чём её суть, какие типы привязанности существуют. А также советы родителям, как использовать эти знания в воспитании на начальном этапе семейного обучения.
Что такое теория привязанности
Теорию привязанности разработал английский психиатр и психоаналитик Джон Боулби. Раньше считалось, что ребёнок поддерживает отношения с матерью ради удовлетворения физических потребностей. Боулби же добавил к этому социальную составляющую: привязанность ребёнка к матери помогает адаптироваться к окружающему миру. Он ввёл понятие значимого взрослого, в постоянном контакте с которым нуждается малыш. Если в течение длительного времени ребёнок не может взаимодействовать с человеком, к которому привязан, это может привести к психологической травме.
Доклад Боулби на тему привязанности ребёнка к родителям в европейских странах вызвал большой эффект. Именно после него родителей стали пускать в детские больницы, круглосуточные сады и ясли перестали считаться нормой, а отпуска по уходу за ребёнком увеличились.
Исследуя теорию привязанности Боулби, психолог Мэри Эйнсворт в 1970-1980 годах провела серию опытов «Незнакомая ситуация». Мать и ребёнок находились в специальной студии, где моделировались разные ситуации, например, мать уходила, в комнату внезапно входил незнакомец и другие. Исходя из реакций детей, Эйнсворт выделила четыре типа привязанности.
Типы привязанности ребёнка к матери
Согласно исследованиям психологов, типы привязанности ребёнка к родителям сохраняются на всю жизнь. Становясь взрослыми, люди склонны строить свои взаимоотношения исходя из детского типа привязанности.
Расширяет и систематизирует теорию привязанности модель доктора Ньюфелда, который ввёл шесть ступеней развития привязанности.
Принципы теории привязанности
Как теория привязанности может помочь родителям в воспитании детей
Психолог Людмила Петрановская также подробно исследовала теорию привязанности. В книге «Тайная опора: привязанность в жизни ребёнка» она объяснила, что именно в первые годы ребёнку особенно нужна поддержка, забота и ласка, это формирует у малыша чувство защищённости и уверенности в себе.
«Вокруг может быть экономический кризис, наводнение или война — если сами родители в порядке, если они с ребёнком не разлучаются слишком надолго и выглядят достаточно уверенными и спокойными — ему хорошо. Потому что благополучие ребёнка зависит не от условий, в которых он живёт, а от отношений, в которых находится».
Ещё одна важная мысль Людмилы Петрановской относительно теории привязанности и воспитания: родители должны помогать ребёнку переживать стресс и боль. Когда у малыша что-то не получается, он идёт за помощью и утешением к маме и папе. По мнению психолога, взрослый должен не подавлять негативные чувства ребёнка, не говорить ему «перестань», а быть рядом и сопереживать его маленькому «горю».
Любая смена среды — будь то переезд или переход из традиционной массовой школы на домашнее обучение — является стрессом для ребёнка. В период адаптации подростку, как никогда, нужна поддержка родителей.
Будьте рядом — базовый принцип теории привязанности
Близость родного человека успокаивает и без слов. Будьте рядом, занимайтесь вместе, гуляйте — любая совместная деятельность пойдёт на пользу.
«Первый год сын входил в ритм. Для него оказалось сложно подолгу удерживать внимание. Уроки в “Фоксфорде” объёмные и насыщенные по содержанию — некоторые по полтора часа, как лекции в институте. Приходилось ему помогать. Чтобы не пропустил чего-то важного, я присутствовала на занятиях. Скажу сразу, я училась с удовольствием! 🙂 Мы с сыном даже дискутировали на многие темы. Это позволило лучше понять друг друга».
Елена Яшина, мама ученика домашней онлайн-школы «Фоксфорда»
Не ругайте за ошибки
Ошибаться — это нормально, и задача родителей в воспитании — научить ребёнка воспринимать ошибки как опыт и возможность для роста, а не как катастрофу. Расскажите подростку, как вы справлялись с трудностями и ошибками. Хвалите ребёнка, мотивируйте и не осуждайте за промахи.
Вывод
На основе теории привязанности вы можете понять, как воспитать ребёнка так, чтобы во взрослом возрасте он умел выстраивать гармоничные отношения с окружающими. Для этого необходимо изучить и правильно пройти все шесть этапов формирования привязанности.
Оставайтесь рядом с вашим ребёнком, поддерживайте его в трудностях, позволяйте проявлять эмоции — и негативные, и позитивные. Проводите вместе время, заполняя его общением, совместным творчеством, обсуждением того, что вам интересно и что вас волнует. Постарайтесь создать с ребёнком тесную эмоциональную связь, чтобы он видел в вас союзника и близкого человека, который всегда придёт на помощь и будет на его стороне. Создав в его сознании образ значимого взрослого, вы поможете ему сформироваться в гармоничную личность и уверенного в себе человека.
Как ребенок относится к маме, родным и чужим людям в зависимости от возраста (от рождения до года)
С рождения до 6 месяцев: каждому товарищ
Новорожденный ребенок не может понять с самого начала, как устроен мир. Каждый раз, когда мама его берет на руки, малыш узнает ее запах, прикосновения, голос, и вскоре начинает понимать, что за ними следует ласка и кормление.
Таким образом, ребенок вносит маму в пределы своего маленького мира. Он может ее отличить от остальных людей по голосу, запаху, ласковым прикосновениям.
Примерно в 3 месяца ребенок четко распознает ее лицо, в котором раньше он лишь улавливал знакомые черты. Также он оживленно отвечает на мамино приближение, выделяя ее от других людей. Однако, на протяжении всего полугода ребенок дружелюбен и улыбается каждому, а также позволяет всем держать себя на руках.
Родителям доставляет особенное удовольствие слушать от знакомых о том, какой их ребенок дружелюбный. Однако, на фоне общего дружелюбия, ребенок постепенно все больше и больше привязывается к своей маме.
Полгода: страх незнакомцев
Примерно в полгода поведение младенца меняется очень сильно. В это время ребенок очень привязан к маме, он хочет видеть ее и только ее, и начинает плакать при приближении незнакомцев. Мама становится его безопасным убежищем. Отец, бабушки и дедушки могут почувствовать себя ненужными. Отцу может быть неприятно осознание того, что ребенок не желает проводить с ним время. Старшие родственники могут быть озадачены и обеспокоены тем, что их ангелочек больше не светится от радости, сидя у них на коленях. Ребенку не нравится находиться вдали от мамы, поэтому он начинает плакать всякий раз, как она далеко.
В таком поведении нет ничего неправильного, оно не означает, что ребенок испортился. Необходимый шаг в развитии малыша – научиться распознавать чужих.
В течении предыдущих месяцев его мама разделяла горести и радости крохи, ухаживала за ним во время болезни, оказывала поддержку в овладении своим телом, понимала его без слов. Это, а также физический контакт позволили стать маме главным человеком в жизни ребенка, с которым ему нравится проводить время больше всего.
Сейчас малыш знает, что кроме него и мамы есть целый мир, и пока еще боится его. Поэтому он обращается за поддержкой к человеку, к которому он так сильно привязался. Кого-то кроме мамы ребенок видеть не желает, но это временно.
Эта фаза «узнавания своих и чужих» может смутить и утомить родителей, но она является нормой и обязательным условием социального и эмоционального развития. Это первый шаг, который делает ребенок на пути к тому, чтобы научиться различать чужих и тех, кого он по-настоящему любит. Также эта способность поможет построить прочные отношения во взрослой жизни.
После 9 месяцев: построение настоящих взаимоотношений
Страх перед чужими длится от 2 до 8 недель. В течении этого периода ребенок может замкнуться даже от отца. Однако между 8 и 9 месяцами он снова возобновит отношения с папой, но в более зрелом смысле. Степень привязанности ребенка к отцу зависит от того, насколько тот вовлечен в процесс ухода за малышом. Ребенок может узнавать отца и любить играть с ним, но все же нередко он занимает не такую близкую позицию, как мама, поскольку роль добытчика в семье предполагает меньшую занятость в повседневных заботах. Отец становится гораздо более значимым в глазах ребенка по прошествии нескольких месяцев, или даже лет.
Постепенно ребенок устанавливает более тесные отношения с другими членами семьи или близкими друзьями родителей, но привязанность ребенка определяется степенью вовлеченности взрослого. Поведение малыша по отношению к взрослым вне семьи очень сдержанное. Сейчас он четко определяет разницу между близкими родственниками, дружелюбными знакомыми и незнакомцами. Кровное родство не имеет для него значения. Его отношения с соседом могут быть ближе, чем с бабушкой, которая живет далеко.
К концу первого года ребенок умеет ползать, а иногда и ходить, интересуется окружающим миром, храбро проходит несколько метров без мамы и папы, но сразу возвращается под их защиту, как только видит место, несущее потенциальную опасность, а также если он устал или поранился; дружелюбный к знакомым людям даже вне семьи, но не без разбора, каким он был в 4 или 5 месяцев.
Старше года
В течении 2 и 3 года привязанность ребенка к родителям становится понятнее. В его отношении к ним появляется новый аспект отдачи любви взамен. Ему хочется делиться, даже если у него есть только кусочек засохшей булочки. Малыш проявляет беспокойство, если ему кажется, что родитель поранился или чем-то расстроен. В таких случаях ребенку хочется оказать поддержку, он может поцеловать в знак утешения. В этом возрасте дети учатся любить.
По мере взросления родители начинают ожидать более сдержанного поведения, а поскольку ребенок любит своих маму и папу, он не хочет разочаровать их ожидания и делает, что говорят ему взрослые. Постепенно от него начинают ждать, что он сам справится с разочарованием, научится ходить в туалет и вместо необдуманных действий сначала будет все проговаривать.
Ребенок может принять ограничения, поскольку их налагают те, кого он так любит. Он хочет чем-то порадовать родителей, хочет быть с ними в гармонии, хочет быть на них похожим. Родители связаны с ребенком, с пониманием относятся к внутренней борьбе ребенка, и дают ему время. Они терпеливы и в любой момент готовы приободрить своего сына или дочь в их стремлении вести себя подобающим образом.
Сначала ребенок делает то, что ему говорят, только потому, что ему об этом напоминают. Спустя немного времени многие шаблоны поведения перенимаются и становятся естественны для ребенка, что формирует основу поведения в обществе вне семьи.
Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.
Развивающие игры для детей от 2 до 10 лет:
До какого возраста сын нуждается в матери, чтобы он вырос нормальным мужчиной
Нужно чувствовать тонкую грань, где необходимо дать свободу и отпустить своего сына.
Yan Krukov / Pexels
В последнее время все чаще можно услышать, что мужчины пошли слишком несамостоятельные, ранимые и до взрослого возраста прячущиеся за материнской юбкой. Однако, как бы парадоксально это ни звучало, но именно сами женщины делают противоположный пол такими.
Воспитать настоящего мужчину — задача не из легких, ведь нужно чувствовать тонкую грань, где необходимо дать свободу и отпустить своего сына. Чрезмерная опека, стремление избавить любимое чадо от проблем, помощь даже в малейших трудностях — все это превращает мальчика в слабого и не умеющего нести ответственность, и чем старше он становится, тем больше это проявляется.
Что бывает, когда мать долго не отпускает от себя сына
Психолог Павел Домрачев приводит пример из собственной практики. К нему на прием пришел 34-летний мужчина, который выглядел максимум на 20 и был очень зажатым. Он сказал, что у него не ладится общение с женщинами, зарплата мизерная, а друзей почти нет.
«Выяснилось, что живет он с мамой, она его лучший друг, а у нее нет мужчины. Отец бросил семью давно, вот и зациклилась парочка друг на друге. Мама стирала, убирала, готовила для Михаила, а он радовал её разговорами и шутками. Когда я порекомендовал Мише постепенно готовиться к разделению и самостоятельной жизни, он сначала согласился, а потом пропал и больше не выходил на связь. Видимо, мама посчитала, что нельзя сыночке ее бросать», — комментирует Павел Домрачев.
До какого возраста мать должна быть рядом с сыном
Психологи считают, что максимальный возраст, до которого сыну нужна мать — это 23 года. Причем это уже так называемый потолок.
В младенческом и раннем возрасте ребенок полностью сливается с матерью, примерно в 3 года он начинает осознавать собственное «Я», а с 6 лет малыш противопоставляет себя отдельно от родителей. Чем старше он становится, тем сильнее отделяется от мамы, особенно это касается мальчиков. Подростковый возраст характеризуется бунтом и протестом, и в этот период и до окончания школы юноше необходима поддержка мамы, главное, чтобы она была ненавязчивой.
Ну а после 18 лет взрослый сын, по сути, направляется в самостоятельное плавание. Это не значит, что нужно забыть о нем и перестать поддерживать, однако стоит дать понять, что он должен стараться сам себя содержать и решать свои проблемы. К 23 годам сын станет самостоятельным мужчиной, при условии, если мать способна отпустить его.
Психолог Павел Домрачев комментирует: «Я считаю, мама нужна сыну не позже, чем до 23 лет, а потом она должна пожелать ему самостоятельной жизни. Иначе никто не будет счастлив — ни она, ни ее сын».
Свое мнение он подтверждает историей одного из мужчин, обратившихся к нему за помощью. 22-летний Кирилл пришел к специалисту с намерением изменить свою жизнь — он был крайне неуверенным в себе, но хотел научиться зарабатывать деньги. Мужчина жил с мамой, поэтому психолог рекомендовал быстрее отделиться от родительницы.
«Кирилл не стал медлить. Взял еще одну подработку и снял квартиру. Буквально в течение нескольких месяцев Кирилл завел девушку. Нашел полноценную хорошую работу, а потом и вовсе стартовал свой бизнес. А через 3 года он уже был женатым человеком, который купил квартиру. Сейчас он откладывает деньги на машину и планирует ребенка. Вот такие два похожих парня с разными судьбами. Знаете, в чем разница? Одного мама смогла отпустить в 22, а другого не смогла и в 34».
Что думают сами мамы
На форумах мамы делятся своим мнением: «Мамы, запомните раз и навсегда, сыновей мы растим для другой женщины. Он не перестанет быть вашим сыном, когда женится, будет помогать, как-то заботиться, но это будет мужчина другой женщины. К самостоятельности и умении держать ответственность за другого человека, с детства».
«Мама сыну нужна всегда, но весь вопрос, в каком качестве. Как опекун и наставник — до ± 18 лет, а дальше — только как друг и собеседник. Все. Другое дело, что многие мамы продолжают опекать выросшее потомство (чаще всего сыновей) чуть ли не до старости, и таким всегда хочется задать вопрос: вы настолько не уверены в себе как в матери, если считаете, что вырастили социального неадаптанта?».
«Мой только заикнулся о том, что хочет жить один. 23 ему тогда было. Тут же развернула, пинок в пятую точку и чемодан вдогонку. Хорошо-то как теперь! Всем!».
Сколько бы ни было лет ребенку, любящая мать всегда будет стремиться защитить его от невзгод, подстелить соломку и обезопасить от разочарований. Однако, когда дело касается сыновей, стоит трезво посмотреть на ситуацию и отпустить ребенка в свободное плавание. Пусть сначала будет тяжело не только ему, но и вам, но в будущем уже взрослый сын обязательно скажет вам спасибо.
Болезненная привязанность ребенка к матери: возможные сложности
Каждый малыш любит свою маму, он скучает по ней, требует ее внимания. Эта ситуация является абсолютно нормальной, потому что ребенок и мама связаны пуповиной во время беременности и незримой нитью любви после рождения. Со временем привязанность ослабевает, так как ребенок становится более самостоятельным, что тоже неизбежно: дети должны постепенно отходить от родителей, продолжая любить их. Однако есть дети, которые вообще не могут обойтись без мамы. Их привязанность уже нельзя назвать сильной, она болезненная. Но и она проходит сама по себе в большинстве случаев, если только сами родители не создавали дополнительных условий для ее прогрессирования.
Признаки болезненной привязанности
Все дети привязаны к мамам. Это происходит потому, что ведущим видом деятельности у детей до года является близкое эмоциональное общение с родными для него людьми. Малыш нуждается в мамином внимании так же, как в еде и сне. В большинстве случаев мама, ухаживающая за ребенком, становясь самым ценным взрослым. Если при этом малыш находится на грудном вскармливании, то с мамой связано еще и чувство удовлетворения в еде, удовольствие от насыщения и от самого процесса. Конечно, ребенок этого не понимает, но он чувствует, что мама – это всё! Когда мама рядом – ему хорошо и спокойно.
Детские интересы быстро переходят из детской комнаты во внешний мир, и общение с мамой заменяется общением с другими взрослыми, сверстниками. Мама по-прежнему остается ценным взрослым, но уже не центром вселенной.
Если же ребенок постоянно нуждается в мамином присутствии и не может переключаться на другое общение, речь идет о болезненной привязанности.
Термин «болезненная» выбран не случайно, так как отсутствие мамы вызывает у ребенка состояние, которые можно сравнить с признаками болезни:
Первые мысли о болезненной привязанности должны появиться у мамы, если в ее отсутствие замечается, что ребенок долго не может уснуть, отказывается от еды, плачет и капризничает, не отвлекается на игрушки или интересные виды деятельности. Многих мам умиляет такая привязанность малышей, но на самом деле она должна беспокоить.
Причины появления болезненной привязанности
Не путайте любовь и привязанность. Все дети любят своих мам, просто одни обходятся без них какое-то время, не требуют постоянного присутствия и радуются встрече. А у других детей отсутствие мамы вызывает страх. Ребенок постоянно ищет и находит в маме опору и защиту. Отсутствие мамы делает его беззащитным и уязвимым.
Появление болезненной привязанности может быть вызвано следующими причинами:
1. Бессознательное стремление мамы стать самым главным человеком для ребенка. Она постоянно удерживает его внимание, не оставляет надолго с другими людьми и ревностно относится к общению малыша с другими взрослыми.
2. Отсутствие контактов с внешним миром. Иногда воспитанием малыша занимается только мама. Причин может быт много: мать-одиночка, отсутствие дедушек и бабушек, развод родителей, сильная занятость других членов семьи. Так или иначе, все сознательное время малыш проводит с мамой, даже если пытается играть с другими детьми. Он постоянно контролирует ее присутствие. Мама для ребенка и есть весь мир.
3. Гиперопека. Мамы иногда чрезмерно заботятся о своих детях, лишая их всякой самостоятельности — опека принимает болезненные формы. Они убеждают детей, что те ничего не могут без мамы. Дети бессознательно принимают мамину позицию и очень сильно привязываются к ней.
Чаще всего мамы не осознают проблему. Им нравится, что малыш не может без них. Однако нужно заботиться не о своем самолюбии, а о будущем ребенка.
Последствия болезненной привязанности
Прежде всего, каждый родитель должен понимать, что он не может постоянно присутствовать в жизни ребенка. Болезненная привязанность опасна не только ситуативно, но и своими последствиями.
Во-первых, ребенок не живет своей жизнью. Он не умеет разбираться в собственных желаниях, потребностях, предпочтениях. Его воля полностью подчинена матерью. Это она принимает решения, направляет и манипулирует. Из такого ребенка вырастает полностью зависимый от матери взрослый.
Во-вторых, ребенок растет несамостоятельным. Он не может строить свой день, решать проблемы, обслуживать себя, привыкая, что все за него всегда делает мама. Эта привычка переходит на бессознательный уровень.
В-третьих, ребенок вырастает в тревожного взрослого. Вся его жизнь будет проходить под девизом: «что скажет мама». Жизнь в напряжении обязательно скажется на здоровье.
В-четвертых, из такого малыша не вырастит счастливый взрослый. Самое большое счастье человек испытывает при исполнении своих желаний, достижении цели. Отсутствие произвольного поведения сказывается на всей жизни.
В-пятых, с маменькиными дочками и сыночками не хотят дружить, их отказываются любить. Прежде всего, это вызвано постоянным присутствием мамы очно или заочно. Подросткам не нравится, что их секреты становятся достоянием взрослого, а взрослым просто не интересен зависимый от мамы человек.
Очевидно, что болезненная привязанность к матери не приносит добра.
Как справиться с болезненной привязанностью
Проблему легче предотвратить, чем решить, поэтому при первых проявлениях болезненной привязанности задумайтесь над решением этой проблемы:
Помните о том, что ребенку, страдающему от зависимости к матери, в первую очередь, нужно чувство спокойствия и защищенности.