до какого возраста ребенок сжимает кулачки

Двигательное развитие ребенка от 0 до 6 месяцев

Особенности двигательного развития ребенка от 0 до 6 месяцев, а также полезные советы родителям

до какого возраста ребенок сжимает кулачки. Смотреть фото до какого возраста ребенок сжимает кулачки. Смотреть картинку до какого возраста ребенок сжимает кулачки. Картинка про до какого возраста ребенок сжимает кулачки. Фото до какого возраста ребенок сжимает кулачки

В первый месяц жизни ребенок двигательно малоактивен, он лежит большую часть времени в той позе, в которую его положили, у него отмечается физиологическое повышение мышечного тонуса сгибателей рук и ног, он не может удерживать голову, когда взрослый берет его на руки.

В возрасте до 1-2 месяцев движения рук и ног ребенка носят хаотичный характер. Лишь к 1-1,5 месяцам малыш начинает удерживать голову. К 2-3 месяцам ребенок уже способен удержать голову по средней линии, лежа на спине, может сложить ручки к средней линии туловища и поднести их ко рту, сжимает руку, когда на ладошку положат игрушку. В этом же возрасте ребенок раскрывает кулачок, если к нему прикасаются игрушкой, уже способен в течение некоторого времени удержать в ручке вложенную в нее игрушку, рассматривает свои ручки, может самостоятельно повернуться со спины на бочок, лежа на животе – хорошо удерживать равновесие (не падает на спинку и живот).

К 3 месяцам малыш тянется к увиденному предмету, захватывает и удерживает игрушку, удобную для захвата одной ручкой, тянет предмет, находящийся в ручке, в рот. В 3 месяца ребенок, лежа на животе, поднимает голову на 45-90 градусов (грудь приподнята, опирается на предплечья, локти – на уровне или впереди плеч).

С 4 до 6 месяцев у ребенка начинают появляться первые целенаправленные движения, перемещения тела в пространстве, такие как перевороты со спины на живот и с живота на спину.

Кроме того, ребенок уже лучше контролирует положение головы, туловища и конечностей в пространстве, что позволяет ему более длительно удерживать принятую позу, а также более свободно манипулировать предметами или игрушками. Обычно, ребенок сначала учится переворачиваться со спины на живот, это происходит в возрасте 4–6 месяцев. Некоторые дети к 6 месяцам уже могут переворачиваться и с живота на спину, но большинство детей начинает это делать после 7 месяцев.

После 3 месяцев малыш «раскрывает» кисть, тянется к увиденному предмету, захватывает его как одной, так и двумя руками, тянет его в рот. Изучает игрушку, водя по ней пальчиками, перекладывает ее из руки в руку. К 5–6 месяцам ребенок захватывает предметы с противопоставлением большого пальца всем остальным.

В 4,5–6 месяцев ребенок может, лежа на животе, опираться на вытянутые ручки (кисти раскрыты, грудь приподнята, подбородок опущен); опираясь на предплечье одной руки, тянуться к предмету другой рукой. Часть детей к 5,5–6 месяцам, лежа на животе, поворачивается по кругу, а некоторые уже могут проползти небольшое расстояние на животе. Он может подтягивать к животу ножки, поднимать их, трогать свои колени руками (в 4–5,5месяцев), а когда взрослый тянет за ручки, пытается присесть. Многие дети могут в течение нескольких секунд удерживать положение сидя, если их посадить.

Родителям и медицинским работникам следует обращать особое внимание на слуховые реакции ребенка, если имеется хотя бы один из факторов риска по патологии слуха, или если у ребенка отсутствуют следующие реакции:

Источник

Гипертонус у младенцев

Все младенцы рождаются с немного повышенным мышечным тонусом. Так происходит из-за того, что в утробе матери они находятся в позе эмбриона и после рождения им непросто сразу расслабить и выпрямить тело. У большинства детей через несколько месяцев мышцы приходят в норму, но в некоторых случаях крепко сжатые кулачки или громкий надрывный плач говорит о гипертонусе.

до какого возраста ребенок сжимает кулачки. Смотреть фото до какого возраста ребенок сжимает кулачки. Смотреть картинку до какого возраста ребенок сжимает кулачки. Картинка про до какого возраста ребенок сжимает кулачки. Фото до какого возраста ребенок сжимает кулачки

У малыша может быть гипертонус, если мама во время беременности:

Причиной может также послужить стремительные или затянувшиеся роды, недостаточное раскрытие родовых путей, долгий безводный период и другие отклонения.

Одной из причин гипертонуса является «косметический разрез» при кесаревом сечении. Ребенку приходится проходить сквозь проем, который намного уже его головы. Это может послужить также причиной повреждения шейного отдела позвоночника.

Многие признаки гипертонуса можно наблюдать и у здоровых детей, однако необходимо обратить внимание на такие симптомы:

Определить гипертонус можно проследив, как ребенок шагает. Хорошим знаком будет, если ребенок ставит ножку на всю ступню. Если же он опирается на пальчики, следует записаться на прием к неврологу.

После установления диагноза врач назначает комплексное лечение. В него входят:

Массаж грудничков должен проводить только опытный специалист. Он определит, какие мышцы нуждаются в интенсивных действиях, а какие – в мягких, расслабляющих. Пригласите массажиста на дом, чтобы ребенка окружала привычная обстановка. Обычно сеанс массажа длится 20 минут на протяжении 10 дней.

Гимнастические упражнения может проводить мама ребенка. Нужно лишь придерживаться несложных правил:

Хороший эффект достигается при занятиях на большом резиновом мяче – фитболе. Для этого гладкий мяч покрывают пеленкой и укладывают малыша на животик. При покачиваниях в разные стороны активизируются все группы мышц ребенка.

до какого возраста ребенок сжимает кулачки. Смотреть фото до какого возраста ребенок сжимает кулачки. Смотреть картинку до какого возраста ребенок сжимает кулачки. Картинка про до какого возраста ребенок сжимает кулачки. Фото до какого возраста ребенок сжимает кулачки

Расслабляющие ванны успокаивают малыша и избавляют от зажатости, скованности. Для их приготовления можно использовать отвары целебных трав – пустырника, шалфея, лаванды. Температура воды не должна превышать 39 градусов. Купание может длиться 10-15 минут.

Парафиновые обертывания можно сочетать с курсами массажа. Теплым парафином оборачиваются ручки и ножки малыша в момент наибольшего разгибания. Прогревание длится 20 минут и помогает расслабить мышцы ребенка. Такую процедуру можно сделать не только в поликлинике, но и в домашних условиях.

Кроме того, полезны прогулки на свежем воздухе и соблюдение режима дня. Родители должны относиться к болезни серьезно и выполнять процедуры до полного выздоровления. Ведь отказ от лечения может привести к нарушению осанки и неуклюжей походке, а в тяжелых случаях – к нарушениям развития головного мозга.

Источник

Неврологическое развитие ребенка первого года жизни. Осмотр «Фундаментальный»

до какого возраста ребенок сжимает кулачки. Смотреть фото до какого возраста ребенок сжимает кулачки. Смотреть картинку до какого возраста ребенок сжимает кулачки. Картинка про до какого возраста ребенок сжимает кулачки. Фото до какого возраста ребенок сжимает кулачки

Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.

В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.

Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.

Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.

Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.

Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:

Приведу примеры.

Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.

Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.

Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».

Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.

Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.

Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.

Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.

Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.

Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.

Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.

И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).

В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.

Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.

Источник

Неврологическое развитие ребенка первого года жизни. Осмотр «Фундаментальный»

до какого возраста ребенок сжимает кулачки. Смотреть фото до какого возраста ребенок сжимает кулачки. Смотреть картинку до какого возраста ребенок сжимает кулачки. Картинка про до какого возраста ребенок сжимает кулачки. Фото до какого возраста ребенок сжимает кулачки

Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.

В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.

Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.

Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.

Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.

Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:

Приведу примеры.

Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.

Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.

Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».

Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.

Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.

Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.

Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.

Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.

Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.

Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.

И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).

В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.

Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.

Источник

Возрастные особенности развития тонкой моторики рук

Исследованы и описаны возрастные особенности развития тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации ребенка с самого рождения.

После рождения ребенка до двух- трех месяцев руки ребенка могут быть сжаты в кулак, но большой палец в норме должен быть сверху, а не внутри кулака.

Затем после трех месяцев кулаки «раскрываются» и расправленные кисти ребенка начинают похлопывать вокруг себя, схватывать то, что вкладывают взрослые в руки ребенку. Затем рука ребенка начинает тянуться к тому, что видят глаза.

После пяти месяцев у ребенка появляется «пинцетный захват», когда выделяются большой и указательный пальцы. Два пальца ребенка располагаются параллельно, и тогда ребенок начинает тянуться и захватывать мелкие предметы. Тянется к ниточкам и проявляет внимание к мелким предметам.

В возрасте от трех до шести месяцев ребенок активно направляет руки ко рту. Следит за движением рук. Под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его.

После шести месяцев у ребенка появляется «щипковый захват». Пальцы рук ребенка, большой и указательный, соединяются не параллельно, а округло. И тогда наступает период, когда ребенок тренируется в щипковом захвате.

К десяти месяцам у ребенка должен появиться «указательный жест», но этому жесту и выделению отдельно указательного пальца нужно учить ребенка. Развивается «единое» поле зрения и действия. Глаза ребенка направляют движение руки. Дети перекладывают предмет из одной руки в другую, могут положить ложку в чашку, кубики в коробку.

Есть данные научных исследований, которые прогнозируют, что если ребенок прошел такой путь в развитии тонкой моторики руки до конца первого года жизни, то мозговые структуры все развиваются согласно онтогенезу, то есть согласно норме.

Обе руки ребенка до двух лет работают одинаково. Только ближе к концу второго года жизни начинает определяться ведущая рука.

В период после года до двух лет ребенок может чертить штрихи и «каракули», может хорошо держать чашку, поднимать ее и самостоятельно пить. Соотносит и помещает квадрат в квадратную прорезь, овал опускает в овальную дырочку. Может повторить изображения нескольких горизонтальных, вертикальных и округлых линий. Может сразу держать два предмета в одной руке, чертить карандашом, переворачивать страницы книги, ставить друг на друга от двух до шести кубиков.

В период от двух до трех лет ребенок может включать музыкальные игрушки, крутить пальцем диск телефона, рисовать черточки, воспроизводить простые формы, резать пластиковым ножом, рисовать по образцу крест. С большим интересом открывают ящики, коробки и опрокидывают их содержимое. Любят играть с песком и глиной. Могут открывать закручивающиеся крышки, пробуют использовать ножницы, красят пальцем, нанизывает бусы и другие.

В период от трех до четырех лет ребенок может обводить по контурам, копировать некоторые геометрические формы. Появляется ловкость в руках и ребенок может схватить катящийся к нему мяч. Ребенок должен держать правильно карандаш тремя пальцами, а не ладонным захватом. Старается копировать формы несколькими чертами, собирать постройки из девяти кубиков. Может рисовать не только карандашами, но и цветными мелками. Ребенку доступно складывание квадратного листика бумаги более чем один раз.

В период от четырех до пяти лет ребенок может раскрашивать простые формы, копировать заглавные печатные буквы, рисовать человечка, изображая от двух до трех частей его тела. Старается копировать квадрат, звезду и другие формы. Формируется сложная корковая функция мозга «стереогноз» и ребенок может определять предметы по форме, величине, фактуре в мешочке на ощупь, без зрительного контроля. Ребенок проявляет интерес к лепке из пластилина и выполняет по образцу задания. Овладевает навыками самообслуживания: застегивает и расстегивает пуговицы, открывает и закрывает молнии, развязывает шарф, шнурует ботинки и другие. Все это возможно только при правильном развитии тонкой моторики пальцев рук.

В период от пяти до шести лет ребенок может аккуратно вырезать картинки, писать буквы и числа. Охотно дополняет недостающие детали к картинке. Ловко может бить молотком по гвоздю. Может легко воспроизводить геометрические фигуры по образцу.

Возраст шести-семи лет является сенситивным периодом для развития тонких движений кисти руки, необходимых для овладения графо-моторными навыками для письма. В этом возрасте, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь хороших результатов в развитии моторики кисти, сформировать графо-моторные навыки и подготовить руку к письму в школе.

Особенности тонкой моторики рук детей с речевыми нарушениями

Результаты исследований Н.С. Жуковой, М.М. Кольцовой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи.

Дети с нарушениями речи, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии (содружественные движения других частей тела).

Ещё в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается или искажается и речевое развитие.

Исследования, проведенные М.М. Кольцовой, доказали, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка. Её исследования подтвердили, что около трети всей площади двигательной проекции головного мозга занимает проекция кисти руки, которая расположена рядом с проекцией речевой моторной зоны. А систематическая работа над движениями пальцев рук действительно стимулирует созревание центральной нервной системы, что проявляется, в частности, в ускорении развития речи ребенка.

Таким образом, пальцевая гимнастика стимулирует зоны коры головного мозга, отвечающие за тонкую моторику и за речь.

Это положение объясняет рекомендации ученых включать в систему дошкольного образования мероприятия, направленные на развитие тонкой моторики пальцев рук.

Дети с речевыми нарушениями поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания. Большинство детей не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и выполнить другие действия по самообслуживанию.

На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие дети не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином.

В работах по аппликации прослеживаются еще и трудности пространственного расположения элементов. Нарушение тонких дифференцированных движений в пальцах рук проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики.

Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движение по подражанию, например, «замок» – сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «колечки» – поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец и другие упражнения пальцевой гимнастики.

На занятиях по оригами испытывают огромные затруднения и не могут выполнять самые простые движения, так как требуются и пространственная ориентировка, и тонкие дифференцированные движения пальцами рук. Многие дети до пяти-шести лет не интересуются играми с мелким конструктором, не умеют играть с мелкими игрушками, не собирают пазлы.

У детей старшего дошкольного возраста отмечаются трудности при овладении графическими навыками. У некоторых детей наблюдается «зеркальное письмо букв». У многих детей отсутствует пальцевой захват карандаша или ручки. Сохраняется у детей тенденция к ладонному захвату карандаша.

У большинства детей старшего дошкольного возраста отмечается общее напряжение пальцев рук и кисти при рисовании. Из-за подобного напряжения ребенок быстро устает, а линии, отражающие это напряжение, становятся неровными, волнистыми. Чем больше будет стараться ребенок, тем больше будет на бумаге отражаться тремор-дрожание руки.

Многие исследования подтверждают, что уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Известный педагог В.А.Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев», поэтому совершенствование мелкой моторики детей способствует развитию их речи и интеллекта.

Аристотель назвал руки «Рука — это инструмент всех инструментов». Кант назвал руки: «Рука — это своего рода внешний мозг».

Английский психолог Д. Селли также придавал очень большое значение “созидательной работе рук” для развития мышления и речи детей.

В настоящее время современными учеными установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук и совершенствование речи непосредственно зависит от степени тренировки рук.

Известный невролог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи, и развитие первой способствует развитию второй.

Даже исследования физиолога Павлова И.П. показали, что речь это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов и от движений пальцев в кору головного мозга.

Если посмотреть в медицинский атлас и найти там «карту» головного мозга, то можно увидеть, что двигательная речевая область расположена совсем рядом с двигательной областью руки. Величина зоны проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели многих ученых на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Интересные наблюдения отмечают исследователи, изучающие моторное развитие детей. Если ребенка просят производить точные движения, он сразу начинает утомляться, отвлекаться и стремится уклониться от задания. Неспособность к точности зависит от недоразвития корковых механизмов и от недостатка выработки «формул» движения, то есть из-за отсутствия тренировок. Кажущаяся двигательная активность и неутомимость ребенка связана с тем обстоятельством, что он не производит продуктивных рабочих движений, требующих точности, а следовательно, и большой затраты энергии.

Тонкая моторика требует координированной двигательной деятельности мелких мышц руки и глаза. Ее необходимо осваивать постепенно. Навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи и тем самым позволяют ему лучше познать мир, в котором он живет. Навыки тонкой моторики помогают ребенку самостоятельно обслуживать себя, выражать себя через игру, пластику, дают возможность приобрести социальный опыт.

В ряде исследований большое внимание уделяется вопросу о том, является ли развитие моторики ребенка следствием естественного созревания соответствующих структур или же это есть результат научения.

Сделанные выводы говорят о том, что и естественное созревание, и научение являются одинаково значимыми для формирования моторики ребенка. Особенно это касается моторики пальцев рук.

Как показывают исследования, в овладении движениями рук большую роль играет подражание. Различают три вида подражательных реакций: повторение собственных движений; повторение знакомых движений взрослого; повторение новых движений.

По мнению Л. С. Выготского, рисование «есть своеобразная графическая речь, графический рассказ о чем-либо». Специальные исследования показали, что есть своеобразный критический момент, когда простое чирканье карандашом и бессмысленные каракули начинают обозначать что-то.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *