до какого возраста с детьми тяжело
Когда с ребёнком наконец-то станет полегче? Наш опыт
Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Послеродовая депрессия у мамы и папы, бессонные ночи, постоянно кричащий малыш, который каждые пять минут просится на ручки. Нет возможности ни сходить в туалет одному, ни выспаться, я уже не говорю про желание полежать в тёплой ванне. Четыре стены, мы и плачущий ребёнок. Такие мои первые воспоминания о маленькой дочери.
У нас была обычная семейная история: папа до вечера на работе, мама весь день сидит с ребёнком. Наступает долгожданный вечер, и уставший папа возвращается к уставшей маме и помогает ей с малышом. На выходных они делят обязанности поровну. Бабушки с дедушками живут далеко и помочь не могут. Полина – очень активный ребёнок, с рук не спускается и постоянно кричит. Что-то не нравится – сразу кричит. У мамы с папой только один вопрос: когда же будет полегче? И будет ли?
Будет! Вот уже несколько месяцев я сижу один с трёхлетней Полиной, пока мама в разъездах, работаю и даже общаюсь с друзьями. Спустя три года одному с ребёнком значительно легче, чем с новорождённым малышом вдесятером. Я сплю по 8 часов, питаюсь вовремя и отдыхаю, а раньше такой возможности у меня не было, хотя с ребёнком всё основное время сидела жена! Но когда же это «полегче» наступило?
Конечно, это всё индивидуально: у каждого взрослого свои запросы и желания, у каждого свой порог утомляемости и выдержки. Ну и, конечно, каждый ребёнок уникален. Когда же «полегче» наступило лично у меня? Честно, я так и не понял. Это «полегче» наступало волнами, порой очень медленно и незаметно.
Самое тяжёлое время
Первый год, разумеется, был самым тяжёлым. Дочь постоянно на руках. Кормить, переодевать, менять памперс, а тут ещё эта осень со своими невзгодами пришла так рано, что перед каждым выходом на улицу ребёнка приходилось укутывать, как космонавта. И каждый раз малышка хотела к маме и только к ней. Папе уйти погулять с ней надолго было практически невозможно.
Сначала мы ждали завершения периода грудного вскармливания – ведь тогда наступит «полегче» для мамы? Ничего подобного, после отказа от груди приходится кормить ребёнка с ложки! А это куда тяжелее. Мы ждали, когда Полина начнёт ходить – ведь тогда не придётся постоянно держать её на руках. Если бы! Тот факт, что ребёнок начал бегать, не означает, что он перестаёт проситься на руки. Зато теперь пришлось ходить за дочкой по пятам и проверять, чем она там занимается и не ест ли землю.
Первый год времени на себя было очень мало. Один раз мы с женой пошли на корпоратив – смогли оставить ребёнка бабушке. На этом вся романтическая жизнь и закончилась. Спали мы тоже кое-как, питались тем, что я приносил с работы. Несмотря на то, что я терпеть не мог свою работу, она нас хорошо кормила, причём в прямом смысле слова. В столовой оставалось много запакованной еды, которую я не стеснялся носить домой. Жена иногда так мне и писала: «Сегодня хоть что-то удастся принести?». Я старался прихватить супчик, салат и мясо с пюре. Готовить порой было некому.
В общем, первый год был трудным и скучным. Казалось, что это будет продолжаться ещё 17 лет. Единственное, что нас спасало – путешествия. Друзья с радостью приглашали нас к себе в далёкие страны, и мы во время отпусков и новогодних каникул улетали к ним. Вот отдыхать с маленьким ребёнком оказалось несложно.
В одну из таких поездок мы нашли небольшое кафе, где была своя детская комната с воспитателем. Наша дочь с радостью ушла играть с другими детками, и тут ко мне пришла, возможно, гениальная идея – а не отдать ли нам ребёнка в ясельки?
Год и четыре месяца – первое «полегче»
И вот первое «полегче» пришло в год и четыре месяца, когда я в начале сентября отвёл ребёнка в частный садик. Помню свои первые минуты облегчения. Полину забрали всего на час, чтобы она постепенно привыкла. Все эти 60 минут я гулял около садика и наслаждался одиночеством.
Вскоре дочь привыкла к детскому саду и мы начали оставлять её на 6-8 часов. Сначала 3 дня в неделю, а затем – на все 5 дней. Это было самое ощутимое «полегче».
Появились долгожданные 6, а затем и 8 часов отдыха. Их можно было потратить на работу, готовку, уход за собой и за домом. Можно было встретиться с друзьями и весело провести время. Мы не видели малышку целых 8 часов, мы успевали соскучиться по ней и после 8 часов отдыха от ребёнка были физически и морально готовы к встрече с ней.
Да и сама Полина, благодаря садику, стала меняться. В ясельках она играла в куклы, веселилась и танцевала, а в конце дня возвращалась домой довольная и уставшая. Энергии у неё поубавилось, она также начала скучать по нам и с радостью возвращалась домой. Ну ок, пару раз она не хотела уходить из садика…
И тут для нас рабочий режим перевернулся с ног на голову. Если раньше я работал по 5 дней и с нетерпением ждал выходных, а пятница была моим самым счастливым днём, то теперь всё кардинально изменилось. Вместо пятидневки я перешёл на удалённую семидневку и работал каждый день. Но в садик дочь ходила только по рабочим дням.
Получилось, что в будни я спокойно работал один, а в выходные и работал, и сидел с Полиной. Естественно, в такой ситуации суббота и воскресенье превратились для меня в рабочие дни, а вот с понедельника по пятницу наступали настоящие выходные. С тех пор понедельник для меня – как праздничная пятница. Мои друзья до сих пор понять этого не могут.
Хотя в целом во второй год жизни поведение ребёнка сильно не изменилось. Когда дочь была дома – она просилась на ручки, требовала с ней гулять, а также нам нужно было постоянно кормить, готовить, убирать, менять подгузники и быть с ней рядом. Мы ждали следующую волну «полегче».
Два года – ребёнок играет сам с собой
Следующее «полегче» наступало медленно. Примерно в два года Полина увлеклась своими игрушками. Конечно, дочь любила играть почти с рождения, однако только сейчас она начала это делать самостоятельно. Однажды в выходной день, когда мама рано утром ушла, дочь по привычке проснулась в 8 утра. Она начала меня будить, я открыл глаза, посмотрел на часы и попросил её ещё вздремнуть.
Когда я открыл глаза в следующий раз, на часах уже было 10 утра. Полина сидела около кровати и играла со своими динозаврами. Я сразу понял, что все два часа она спокойно сидела возле меня. В общем, с двух лет мы начали оставлять дочь одну в комнате, если она начинала играть в куклы. Я даже смог выходить на улицу и выносить мусор, пока она что-то лепила. Конечно, всегда нужно было быть начеку и проверять комнату на предмет безопасности, прежде чем оставлять ребёнка одного даже на пару минут.
До сих пор дочь может играть со своими куклами или другими игрушками часами. Две недели назад я купил ей два новых кукольных набора с лошадкой и каретой за пару тысяч рублей, и вот уже вторую неделю она играет с ними часами. Иногда требует моего участия, но в основном играет сама. Естественно, это уже огромный шаг вперёд. Ребёнок всё равно с родителем и иногда требует внимания, но уже можно прибираться, готовить и даже работать в его присутствии.
Получается, что в рабочие дни сидеть с дочерью стало совсем несложно. Утром подъём, в 8 часов надо быть в саду, а дальше ужин и несколько часов игр в куклы. Ребёнок тратит совсем немного родительских ресурсов. Можно смело заниматься собой, саморазвитием, работой, да чем угодно. Правда, путешествовать уже сложнее, ребёнок с двух лет бесплатно летать в самолёте не может. 🙁
Три года и ещё одно «полегче»
Ну а если родителям и этого мало, то после трёх лет Полина не только сама играет в свои игры, но и начала интересоваться другими детьми. Вне зависимости от того, сколько им лет. На нашей улице живут двухлетний грек, трёхлетняя словачка, а также двух с половиной летняя девочка из Калининграда, которая живёт со своими родителями по несколько месяцев в году. Плюс на соседних детских площадках и в кафешках резвятся ещё десятки детей в возрасте от 2 до 6 лет.
Оказалось, что с ребёнком теперь можно выходить из дома и возвращаться не усталым, а отдохнувшим по-настоящему. Можно сходить в кафе с детской комнатой, где будут другие дети, можно сходить в гости к другому ребёнку, а можно и встретиться с лучшим другом дочери. И всё это время малыш будет увлечён только другим ребёнком и даже не будет обращать внимания на родителя.
Получается, сад + игры дома + дети на улице. На родителей, по крайней мере у нашей дочери, уходит значительно меньше времени. А раз так, то можно считать, что уже сейчас действительно стало полегче. Приготовить еду, прибираться и проводить с ребёнком всего пару часов в день совсем несложно. А ведь дальше будет ещё легче!
Фотографии из личного архива автора.
Помощь Беременным женщинам и мамам
Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации
Совместное пребывание c ребенком в стационаре: условия и возможности
Совместное пребывание с ребенком в стационаре часто становится темой обсуждений и конфликтов. С одой стороны – маленький больной нуждается в уходе, который больница иногда не в силах предоставить. Да и настроение у ребенка, когда рядом кто-то из родителей, значительно лучше, что влияет на процесс выздоровления. С другой стороны – часто стационары не могут обеспечить условия для пребывания близких вместе с малышом. Как найти компромисс и правильно его оформить.
Родители, другие родственники и законные представители вправе находиться с ребенком при оказании ему медицинской помощи везде – в поликлинике, дневном или круглосуточном стационаре, в машине Скорой помощи. И хотя в ст.51 Федерального закона №323 говорится только о случаях, когда дети лечатся в больнице, в Семейном кодексе РФ сказано, что «ребенок, находящийся в экстремальной ситуации…, имеет право на общение со своими родителями (лицами, их заменяющими) и другими родственниками». К экстремальной ситуации относится нахождение в любой медицинской организации (ст.55). Правильность такого подхода подтверждается и судебной практикой. Например, отказ бригады скорой помощи транспортировать мать вместе с больным ребенком в реанимационном автомобиле был признан неправомерным апелляционным определением Калининградского областного суда от 30.10.2013.
Родственники могут находиться с несовершеннолетним в больнице в течение всего срока лечения. Это правило действует при любом возрасте ребенка, любом заболевании и состоянии. Отметим, что термин «при оказании медицинской помощи в стационарных условиях» нельзя трактовать, как «только во время вмешательства». По определению во 2 статье ФЗ № 323 – медицинская помощь – комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья. В этот комплекс входит и медицинское наблюдение за состоянием ребенка.
Если ребенку меньше четырех лет, у сопровождающего его лица появляется еще одно право – медорганизация должна бесплатно предоставить ему спальное место и питание. Та же обязанность возникает у больницы при наличии медицинских показаний у ребенка старше четырех лет. Расходы на предоставление спального места и питания включаются в стоимость оказанной ребенку медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС (письмо Минздрава России от 21.12.2015 N 11-9/10/2–7796).
Отметим, что при улучшении состояния ребенка до «средней тяжести» родственники уже не смогут претендовать на бесплатное спальное место и питание. Но они по-прежнему будут вправе находиться вместе с ребенком до его выписки – в соответствии с правилами внутреннего распорядка медорганизации.
Правила поведения в медицинской организации должны быть общедоступны. Лучший выход – дополнительно, под роспись, знакомить с ними родственников ребенка. Это позволит избежать конфликтов и жалоб, а также обосновать свои действия при проверках.
Дети и коронавирус
В начале пандемии новой коронавирусной инфекции медики считали, что COVID-19 у детей протекает преимущественно в легкой или бессимптомной форме.
Но со временем во всем мире стали фиксироваться тяжелые случаи заболевания коронавирусом среди детей. На основании чего у родителей возникает беспокойство за здоровье своего ребенка.
На сегодняшний день единственная возможность взять под контроль ситуацию с распространением COVID-19 – это масштабное вакцинирование населения. Испытания вакцин от коронавируса на детях пока не проводились, поэтому делать ребенку прививку от ковида недопустимо. Таким образом, у родителей появляется все больше вопросов, как защитить своего ребенка от COVID-19 и его последствий.
По имеющимся данным, дети действительно болеют реже взрослых и с менее выраженной клинической симптоматикой.
Так, в Российской Федерации зарегистрированные случаи заражения детей COVID-19 составляют примерно 7% от всего количества пациентов. На вопрос, болеют ли новорожденные дети коронавирусом, официальная статистика отвечает положительно. Но не стоит исключать тот факт, что низкая фиксация случаев заражения COVID-19 у детей связана с тем, что большинство из них переносят болезнь в легкой форме.
Симптомы коронавируса у детей напоминают ОРВИ или отсутствуют совсем. Поскольку тест на ковид ребенку при легком течение болезни не назначают, высока вероятность, что детей с COVID-19 намного больше, чем фиксирует официальная статистика. За весь период пандемии в мире зарегистрированы единичные смертельные исходы заболевания у детей.
Есть несколько гипотез, почему дети менее подвержены заболеванию COVID-19:
В организм ребенка вирус SARS-CoV-2 попадает воздушно-капельным и/или контактным путем (через предметы). Первые симптомы ковида у детей, как и у взрослых, появляются по окончании инкубационного периода, в среднем – через неделю после заражения. У детей с ослабленным иммунитетом инкубационный период сокращается до пары дней. Как правило, дети выздоравливают на 7-11 день течения болезни.
По мнению врачей, опасность коронавируса среди детей маленького возраста – в бессимптомном или легком течении болезни. Когда опасная инфекция принимается за обычную простуду, при этом родители несвоевременно обращаются за помощью к врачу, что приводит к стремительному ухудшению общего состояния ребенка. Одними из самых тяжелых осложнений после ковида у детей считаются: пневмония, бронхит, бронхиолит, гайморит, фронтит, миокардит. Возможно развитие отитов, снижение слуха, невриты, ложный круп – стеноз гортани. При хронических заболеваниях почек и печени существует вероятность их обострения и прогрессии.
Отмечается более тяжелое течение ковида у детей в возрасте до года и подростков старше 15 лет, имеющих хронические патологии и сопутствующие заболевания, такие как:
Чтобы снизить риск серьезных осложнений после ковида у детей, родителям следует знать, как дети переносят коронавирус, какие симптомы COVID-19 встречаются у ребенка в каждом возрастном периоде, как реагировать на самые безобидные признаки коронавируса у детей.
Коронавирус у новорожденных (от 0 до 4 недель) детей
Доказательств внутриутробной инфекции, вызванной передачей инфекции от матери к ребенку, на сегодняшний день не зафиксировано. Все случаи заражения коронавирусом считаются приобретенными после рождения младенца. По мере роста заболеваемости увеличилось число новорожденных, заразившихся от матерей с коронавирусной инфекцией. По всему миру всего 5% из всех зафиксированных случаев COVID-19 приходится на детей до года. Чаще всего у младенцев наблюдается бессимптомное или легкое течение заболевания, которое может сопровождаться небольшим подъемом температуры тела.
В медицинской практике описаны такие симптомы коронавируса у детей первых недель жизни, как «стонущее» дыхание, усиленная работа дыхательных мышц, апноэ, кашель и тахикардия. Иногда наблюдаются слабое сосание, вялость, срыгивания, диарея, вздутие живота. Случаи ковидной пневмонии встречаются крайне редко. Чаще всего тяжелая форма течения коронавируса бывает у детей с врожденными пороками развития. Риск осложнений увеличивается в случае: недоношенности, родовых травм, дисплазии легких и опухолей.
Что известно о COVID-19 у детей до года
У детей в возрасте от 1 месяца до года заболевание протекает тяжелее, чем у новорожденных. Частота тяжелого и критического течения болезни значительно больше других возрастных групп. Симптоматика чаще всего связана с расстройством желудочно-кишечного тракта. Сопутствующие признаки, которые могут сигнализировать о коронавирусе у грудничков: появление диареи, периодические приступы рвоты, незначительное повышение температуры тела. Стул жидкий болотного цвета, может быть с прожилками крови. Сухой кашель и затруднение дыхания (вплоть до одышки). Один из видимых симптомов у грудничков, который указывает на нехватку воздуха – раздутые крылья носа ребенка.
Расстройство желудочно-кишечного тракта при ковиде у детей до года часто сопровождается болью в животе. Данный симптом можно определить самостоятельно по некоторым признакам в поведении ребенка:
Подобные симптомы бывают и при функциональных нарушениях, например, младенческих коликах, поэтому определить болезнь должен врач-педиатр.
Тяжелая форма заболевания чаще сопровождается поражением нижних дыхательных путей с гипоксией разной степени, признаками выраженного воспаления по лабораторным показателям и гиперкоагуляционным синдромом – нарушением свертывания крови.
Среди осложнений, которые могут развиться на фоне расстройства, – интоксикация организма. При рвоте и интенсивной диарее может наступить обезвоживание. Ребенок может хотеть пить, но из-за интенсивной рвоты поступление воды в организм осложняется. При обезвоживании требуется срочная медицинская помощь.
Также врачи выделяют у детей такое осложнение, как сухость слизистых. Пересыхают губы, может начаться шелушение языка. В таком случае следует обратиться за консультацией к врачу-педиатру для назначения рекомендаций по устранению неприятного симптома.
Главное помнить: определять самостоятельно диагноз ребенка, заниматься самолечением или ждать появления других симптомов категорически не рекомендуется!
Следует незамедлительно обратиться к врачу, если наблюдается один или несколько симптомов:
Коронавирус у детей от 1 года до 5 лет
Дети от 1 года до 5 лет могут отреагировать на коронавирусную инфекцию резким поднятием температуры тела. Возможны такие изменения в поведении ребенка, как повышенная капризность или плаксивость, вялость и резкие изменения настроения.
Заподозрить развитие у ребенка коронавируса можно по следующим симптомам:
Основную опасность в виде осложнения ковида у детей представляет мультисистемный воспалительный синдром (ДМВС). Это чрезмерный иммунный ответ организма на проникновения вируса.
Как правило, ДМВС развивается через 1-6 недель после острой фазы болезни, даже если дети перенесли легкую или бессимптомную форму COVID-19. К этому времени у большинства переболевших коронавирусом детей ПЦР-тесты на ковид дают отрицательный результат, но при этом обнаруживаются антитела к коронавирусу.
Как правило, первый признак мультисистемного воспалительного синдрома после ковида у детей – резкое повышение температуры тела до высоких отметок (выше 38 градусов). Гипертермия может держаться в течение суток и более. На теле (по всему или на определенных участках) может наблюдаться сыпь – пятнистая и/или папулезная. Характерными признаками мультисистемного воспалительного синдрома могут быть конъюнктивит, склерит, увеличение лимфоузлов, отеки ладоней и стоп. Один из частых симптомов ДМВС – красный или малиновый цвет языка и опухшие ярко-алые губы. Синдром может привести к поражению желудочно-кишечного тракта, появляются боли в животе, рвота, тошнота, диарея.
Результатом ДМВС могут быть кардиологические, почечные, гематологические, дерматологические нарушения, а также поражение ЦНС, дыхательная недостаточность, связанная с поражением легких.
Воспалительный синдром после ковида чаще наблюдается у детей от 2 до 5 лет, но ему подвержены дети более старшего возраста.
Чаще всего коронавирус у детей до 6 лет протекает бессимптомно. Но бессимптомное течение болезни – не повод расслабиться и не следить за состоянием ребенка. Вирус, проникая в организм, вызывает иммунный ответ и может поразить другие системы. Поэтому дети должны находиться под амбулаторным наблюдением врача-педиатра в течение нескольких месяцев с начала заражения новой коронавирусной инфекцией.
COVID-19 у детей от 6 до 12 лет
Симптомы ковида у детей от 6 до 12 лет схожи с типичной клинической картиной ОРВИ – боли в горле, заложенность носа, кашель. Подъем температуры от 37 до 38 градусов у них бывает чаще, чем у детей младшего возраста. К клинической картине добавляются такие симптомы у детей от 9 до 12 лет, как ломота в мышцах и суставах, конъюнктивит, сыпь фиолетово-красных оттенков, снижение аппетита, миалгия (боль в мышцах) и головная боль. Течение болезни у детей данной возрастной категории больше напоминает симптоматику коронавируса у взрослых.
COVID-19 у подростков
У детей старше 12 лет чаще встречается классическая клиническая картина коронавирусной инфекции. У них возможно развитие интенсивного сухого кашля, боль в горле, наличие насморка, потеря обоняния и вкуса, а также искаженное восприятие запахов. В отличие от пациентов младших возрастных групп, у подростков может возникать недомогание с головной и мышечной болью. Особенно опасен COVID-19 для тех подростков, у которых ранее были выявлены заболевания сердца. Под воздействием вируса повреждается миокард, что приводит к серьезным последствиям, связанным с работой сердца.
Даже если главных симптомов не наблюдается, лучше обратиться к врачу-педиатру, который назначит дополнительное обследование и установит правильный диагноз.
Диагностика коронавируса у детей
При появлении первых признаков, характерных для COVID-19, и/или при контакте ребенка с человеком с подтвержденным коронавирусом необходимо вызвать врача-педиатра. Он осмотрит ребенка, назначит мазок ПЦР на коронавирус и общий анализ крови. На основании результата теста врач-педиатр даст рекомендации по уходу за ребенком, назначит лечение, при необходимости направит на консультацию к другим специалистам (пульмонологу, отоларингологу, окулисту и др.). При подозрении на пневмонию делают рентген или компьютерную томографию легких.
Для выявления дыхательной недостаточности можно использовать пульсоксиметр – прибор, который помогает измерять концентрацию кислорода в артериальной крови. Значения показателей пульсоксиметра не должны быть ниже 96 единиц.
Есть ли вакцины для детей? Существует ли прививка от коронавируса детям?
Сейчас ни одна из доступных российских вакцин от коронавируса не разрешена к использованию у детей до 18 лет, так как исследования среди этой возрастной группы не проводились.
Однако, 22 июня 2021 года Всемирная организация здравоохранения впервые заявила о том, что некоторые вакцины от коронавируса могут быть безопасны и разрешены для детей. Так, например, стратегическая консультативная группа экспертов ВОЗ (SAGE) пришла к выводу, что вакцина Pfizer / BionTech подходит для использования людьми в возрасте от 12 лет и старше.
В России клинические исследования вакцины от COVID-19 для подростков 12-17 лет планирует проводить Центр им. Н.Ф. Гамалеи. Соответствующие испытания должны одобрить в Министерстве Здравоохранения РФ.
Профилактика и лечение коронавируса у детей
Лечение ковида у детей не отличается от симптоматического лечения других ОРВИ. Специальных лекарств для лечения COVID-19 у детей в настоящее время не существует. Терапия обычно направлена на облегчение симптомов болезни, предупреждение развития бактериальной инфекции.
Обычно при легкой и средней форме COVID-19 врач-педиатр дает ребенку следующее назначение:
При осложненном течении болезни назначаются антибактериальные лекарства и препараты, нормализующие функции дыхания.
При необходимости прохождения плановой вакцинации прививки ребенку после ковида можно ставить через две недели с момента полного выздоровления.
Чтобы минимизировать вероятность заражения ребенка коронавирусом, необходимо соблюдать личную гигиену: чаще мыть руки (не менее 20 секунд), пользоваться антибактериальными салфетками. Как можно чаще, обрабатывать антисептиками гаджеты, игрушки, дверные ручки, рабочую поверхность.
Необходимо следить, чтобы дети не трогали руками лицо, глаза. Соблюдать водно-питьевой режим. Врачи-педиатры рекомендуют орошать полость носа солевыми растворами после посещения общественных мест. Также следует чаще бывать на свежем воздухе, регулярно проветривать помещение.
Анализ на коронавирус детям проводят в том числе при контакте ребенка с человеком, у которого подтвержден COVID-19.
При наличии масочного режима все дети от 12 лет должны носить маску с теми же требованиями, что и взрослые. Для детей от 6 до 11 лет рекомендовано ношение маски, если взрослые могут проконтролировать правильность ее использования, в том числе своевременной замены маски.
Восстановление детей после ковида
Как правило, дети, перенесшие ковид в любой форме, нуждаются в реабилитации. Во время болезни у ребенка страдают все системы организма. Даже при кажущемся полном выздоровлении процессы восстановления продолжаются во всех органах и системах. Поэтому реабилитацией детей после ковида должен заниматься врач-педиатр.
Как правило, в план реабилитации, в зависимости от течения заболевания и выявленных осложнений, будет включаться: ЛФК, дыхательная гимнастика, аппаратная физиотерапия, остеопатическая коррекция, рефлексотерапия, медицинский и дренажный массажи. Только врач-педиатр сможет подобрать правильную программу реабилитации детей после ковида на основании результатов анализов и обследования.
Программа реабилитации нацелена на предотвращение возможных отдаленных осложнений перенесенного коронавируса у ребенка.
Помочь восстановиться организму ребенка в домашних условиях сможет:
Положительные эмоции и хорошее настроение у детей в период после болезни очень важны для восстановления психоэмоционального состояния ребенка. Поэтому отвлекитесь от своих забот и постарайтесь уделить максимум внимания своему ребенку.