до какого времени можно совершить утренний намаз
Начало и конец утреннего намаза (Фаджр)
Посланник Всевышнего (мир ему): «Важнейшим делом в Исламе и его опорой является намаз» (ат-Тирмизи). Утренний намаз входит в пять обязательных молитв, которые правоверный мусульманин читает в течение дня. Некоторым верующим трудно совершать его по причине раннего наступления. Но каждый раб, не теряющий надежды на прощение и милость Господа миров, должен стараться выполнить Фаджр в отведенное для этого время.
Время утреннего намаза
Точное время утреннего намаза: с рассвета и до восхода. «Время утреннего намаза с момента зари до восхода солнца» (Муслим). В соответствии с хадисами, дошедшими до нас, к Фаджр намазу следует приступать, как только появится заря. Утренний намаз можно читать до восхода солнца. Пророк (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Время утренней молитвы продолжается, пока не взойдет солнце». О важности точного времени чтения Фаджр передал Абу Муса: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) начинал совершать утренний намаз, когда появлялась заря, а люди не могли узнать друг друга (по причине темноты)» (Муслим). Из этого следует, что нежелательно откладывать чтение намаза до конца установленного времени. Расулюллах (мир ему и благословение) придавал огромное значение первому из пяти обязательных намазов: «Кто успеет совершить один ракаат утренней молитвы до восхода солнца, тот настиг ее». Здесь следует понимать, что если по каким – то причинам не успели своевременно выполнить религиозный обряд, то не стоит опускать руки, а скорее восполнить упущенное. Но все же крайне нежелательно совершать Фаджр перед восходом солнца.
Когда намаз считается сделанным вовремя
Каждый богобоязненный раб Аллаха обязан знать, во сколько начинается утренний намаз и до какого времени можно совершить Фаджр. Если мусульманин приступил к выполнению религиозного обряда с появлением зари и прочитал его, то сделал все верно. В случае окончания чтения до восхода солнца, он считается выполненным своевременно. «Время утреннего намаза с момента зари до восхода солнца» (Муслим). Бывает, к сожалению, что человек проспал или забыл о Фаджр, тогда после пробуждения нужно сразу восполнить его. Тому, кто по ошибке сделал намаз раньше положенного времени, нужно выполнить его заново.
Время, когда Фаджр намаз делать запрещено
Для выполнения каждого обязательного намаза отведено свое время. Если мусульманин читает намаз и взойдет солнце, то по ханафитскому мазхабу Фаджр будет считаться недействительным. В этом случае намаз придется перечитывать как пропущенный (када).
Не положено читать во время проповеди. «Когда кто-нибудь из вас войдет в мечеть, и в это время имам сидит на минбаре, то не разрешается читать намаз и разговаривать, пока он не закончит хутбу» (ат-Табарани).
Что такое ложный рассвет
Рассвет бывает ложный и истинный. Для выполняющего утренний намаз, а также для постящегося очень важно уметь их различать. Ложный рассвет имеет вертикальную форму в виде волчьего хвоста. Это зодиакальный свет. Образуется вследствие подсвечивания солнцем мелких частиц пыли и других космических объектов, находящихся на уровне эклиптики (видимого движения солнца). Он быстро исчезает, и небо снова темнеет. О наступлении истинного рассвета говорит возникновение светлой горизонтальной полосы. Досточтимый Посланник (да благословит его Аллах и приветствует): «Что касается ложной зари, то она подобна волчьему хвосту, и в это время не дозволена молитва и не запрещена еда. А что касается зари, которая простирается вдоль горизонта, то это время, дозволенное для молитвы и запретное для еды!» (аль-Хаким). Это говорит о непозволительности отправления религиозного обряда раньше, чем положено.
Что делать, если пропустил Фаджр (ас субх) намаз
«Кто забыл о молитве или проспал ее, то искуплением этому будет совершение этой молитвы, как только он вспомнит о ней» (Муслим). Когда мусульманин не смог проснуться на Фаджр, то должен прочитать ее при пробуждении. Но нужно учитывать времена когда можно и нельзя читать намазы. Намерение делается на намаз, который пропустили.
Время намаза Фаджр (ас субх) для мест, где трудно определить время по солнцу
Молитвенный коврик: читаем намаз в чистоте
Чистота в исламе имеет очень важное положение, особенно если это касается поклонения Всевышнему, которое должно сопровождаться чистотой как внутренней (чистота помыслов) так и.
Посланник Всевышнего (мир ему): «Важнейшим делом в Исламе и его опорой является намаз» (ат-Тирмизи). Утренний намаз входит в пять обязательных молитв, которые правоверный.
Дозволен ли коллективный намаз в мечети со вторым джамаатом?
Совершение пятикратных обязательных намазов коллективно – джамаатом, является причиной большой награды и принятия Создателем этих молитв. В наше время в мечетях можно увидеть.
Соблюдение времени намазов
Всевышний Аллах сказал:
Смысл: «Воистину, молитва предписана верующим в определённые времена» (сура «ан-Нисаъ», 4:103).
Намаз является религиозной обязанностью, которую необходимо совершать в конкретное время. Каждый совершеннолетний и умственно полноценный мусульманин-мукалляф (кроме женщины в период менструации или послеродового очищения), должен совершать в сутки пять обязательных (фарз) намазов.
3. Послеобеденный намаз;
Для каждого из этих пяти обязательных намазов установлено строго определённое время его совершения. Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
Смысл: «Строго постоянствуйте в выполнении пяти обязательных намазов». (Сура «аль-Бакара», 2:238).
В достоверном хадисе, переданном аль-Бухари от Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), говорится:
«Однажды я спросил у Пророка (мир ему и благословение): «Какой поступок (человека) наиболее дорог Всевышнему Аллаху?». Он ответил: «Вовремя совершённый намаз».
У каждого из намазов имеется определённый промежуток, включающий начало и конец времени данного намаза. Преждевременно выполненный намаз является недействительным. Если кто-либо вступит в намаз даже за мгновение до наступления установленного для этого намаза времени, то этот намаз считается недействительным, и его необходимо совершить заново. А если человек не совершил намаз в течение времени, отведённого для данного намаза, не имея уважительной причины, то он впадает в большой грех и ему необходимо быстрее возместить намаз.
Наступление времени намаза Аллах дал знать Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) через архангела Джибриля (мир ему). Время намаза можно определить по солнцу или узнать из соответствующих календарей, или услышав азан. Сегодня у всех есть возможность иметь при себе часы и расписание намазов (рузнама). Начало намазов также можно определить по азану.
Завершение времени намаза можно определить следующим образом: время обеденного намаза продолжается до наступления времени послеобеденного намаза. Время послеобеденного намаза продолжается до вечернего намаза. Вечерний намаз можно совершать до наступления времени ночного намаза. А время ночного намаза бывает до утреннего зарева. Время утреннего намаза начинается с истинного рассвета, сразу же после того, как появится белая горизонтальная полоса на восточном горизонте. Время утреннего намаза продолжается до восхода солнца
Если время обеденного намаза наступает в 12 часов, а послеобеденного в 15 часов, то временем обеденного намаза является три часа. (С изменением долготы дня время намазов меняется, что и подтверждает рузнама).
Совершая обязательные молитвы в указанное время, человек безупречно настраивается на движение планет, смену времён года, географические особенности места. Таким образом, он обретает гармонию со всеми естественными циклами Вселенной.
Намаз можно совершать в течение всего установленного для него периода, но необходимо постараться совершить намаз сразу с наступлением его времени, за это мы получим наибольшее вознаграждение. Далее, с прохождением времени, вознаграждение за намаз уменьшается. С выполнением намаза можно несколько задержаться, если ожидается возможность коллективного его совершения.
После того, как прошла половина времени, в течение которого можно совершить намаз, дополнительное вознаграждение мы уже не получим, но обязанность совершения намаза считается исполненной даже при таком позднем совершении намаза.
Намаз считается совершённым в срок, если успели совершить хотя бы один ракаат в установленное для данного намаза время. Если же вышло время совершения намаза, то его необходимо возместить как можно быстрее, не откладывая, например, до следующего намаза. В намерении при этом следует упоминать, что вы намерены возместить пропущенный намаз.
Необходимо отметить, что любой пропущенный без уважительной причины намаз следует возместить как можно быстрее. Если, имея возможность возместить намаз, откладывать его возмещение, то это будет грех, и он будет умножаться со временем.
Есть промежутки времени, когда совершение сунна-намаза (не имеющей причины) является греховным (караха ат-тахрим). Совершение намаза без уважительной причины в следующие периоды времени считается греховным:
1. В момент, когда солнце находится в самой высокой точке (кроме, как в пятничный день);
2. После утреннего намаза до восхода солнца с добавлением 15 минут.
3. После совершения послеобеденного обязательного (фарз) намаза, до полного захода солнца.
Все эти ограничения времени намаза касаются любой точки Земли, кроме Заповедной мечети Мекки. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«О дети Абду Манафа, не запрещайте никому совершать таваф в этом доме и совершать намаз в любое время дня и ночи, когда они захотят».
Но возмещаемые намазы, или сунна намазы, которые имеют причины (суннат-намаз, совершаемый после омовения, или во время солнечного или лунного затмения), можно повсеместно совершать в любое время. Доказательствами этого являются хадисы Пророка (мир ему и благословение). В одном из них говорится:
«Кто забыл совершить намаз, пусть его совершит, когда вспомнит. Нет искупления для него, кроме как возмещением его».
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Каковы временные границы обязательных молитв?
Основной и самый достоверный хадис по данной теме
Ангел Джабраил (Гавриил) пришел (однажды) к Пророку, мир ему и благословение, и воскликнул: “Встань же и соверши молитву!” Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, совершил ее, когда солнце миновало зенит. Затем ангел пришел к нему в послеполуденное время и вновь воззвал: “Встань и соверши молитву!” Посланник Всевышнего, мир ему и благословение, совершил очередную молитву, когда тень предмета стала равна ему. Потом Джабраил (Гавриил) явился вечером, повторив свой призыв к молитве. Пророк совершил молитву сразу после захода солнца. Ангел пришел и поздним вечером, в очередной раз побуждая: “Встань и соверши молитву!” Пророк совершил ее, как только исчезла вечерняя заря. Затем ангел Божий пришел с тем же напоминанием на заре, и Пророк помолился с появлением рассвета. Произошло это в день после исторически важной и примечательной ночи Вознесения (аль-Ми‘радж).
На следующий день в полуденное время ангел Джабраил (Гавриил) опять пришел, и Пророк, мир ему и благословение, помолился, когда тень предмета стала равна ему. Затем он явился в послеполуденное время, и Пророк Мухаммад помолился, когда тень предмета была в две его длины. Вечером ангел пришел в то же самое время, как и днем ранее. Ангел явился и по истечении половины (или первой трети) ночи и совершил ночную молитву. В заключительный раз он пришел на рассвете, когда уже значительно рассвело (незадолго до восхода солнца), побудив Пророка совершить утреннюю молитву. После чего ангел Джабраил (Гавриил) сказал: “Между этими двумя (временными границами) – время [совершения обязательных молитв]”
Во всех этих молитвах-намазах имамом для Пророка Мухаммада, мир ему и благословение, был ангел Джабраил (Гавриил), приходивший для того, чтобы научить Пророка молитвам. Первая полуденная молитва и все последующие были совершены после ночи Вознесения (аль-Ми‘радж), во время которой и стало обязательным по воле Творца совершение пяти ежедневных молитв. В богословских трудах и сводах, где приводится данный хадис, подчеркивается, что, наряду с другими достоверными повествованиями, он имеет самую высокую степень достоверности. Таковым было мнение и имама аль-Бухари.
Временные границы молитв
Предпочтительнее всего совершение пяти обязательных молитв в начале временного промежутка каждой из них. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил: “Наилучшим из дел является выполнение молитвы (намаза) в начале времени ее”. Однако важно знать, что молитва считается своевременно выполненной до самых последних минут ее временного промежутка.
1. Утренняя молитва (Фаджр) – от момента появления рассвета до начала восхода солнца
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил: “Следует различать две разновидности рассвета: рассвет истинный, запрещающий принятие пищи [во время поста] и разрешающий совершение молитвы [с которым наступает время утренней молитвы]; и рассвет ложный, во время которого разрешен прием пищи [в дни поста] и запрещена утренняя молитва [ибо время молитвы еще не настало]”.
В этих словах Пророка, мир ему и благословение, речь идет о природных явлениях, связанных с таинством смены дня и ночи – “истинном” и “ложном” рассветах. “Ложный” рассвет, появляющийся в виде вертикальной полосы света, устремленной вверх по небу, но за которым вновь следует мрак, наступает незадолго до настоящего рассвета, когда утреннее зарево равномерно расстилается по горизонту. Правильное определение времени рассвета чрезвычайно важно для соблюдения установленных шариатом поста, утренней и ночной молитв.
Окончание времени молитвы наступает с началом восхода солнца. В достоверном хадисе сказано: “Время [выполнения] утренней молитвы (Фаджр) продолжается до того, пока не взойдет солнце”. С восходом солнца время своевременного выполнения утренней молитвы завершается, и если она была пропущена, ее необходимо возместить. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: “Кто успеет совершить один ракаат утренней молитвы до начала восхода солнца, тот настиг ее”.
Богословы утверждают: этот и другие достоверные хадисы по данной теме свидетельствуют о том, что, если человек успеет совершить один ракяат со всеми его составляющими, включая земной поклон, он завершает молитву в обычном порядке, несмотря на наступление восхода или захода солнца. Из контекста хадисов следует – в этом случае намаз засчитывается как выполненный вовремя. Такого мнения придерживаются все мусульманские ученые, так как текст хадиса ясен и достоверен. Однако такой подробный анализ данного вопроса вовсе не свидетельствует о дозволенности оставлять молитву на столь позднее время. Крайне нежелательно оставлять утреннюю молитву на конец временного промежутка, совершая непосредственно перед восходом солнца.
2. Полуденная молитва (Зухр) – с момента, когда солнце минует зенит, и до того, как тень предмета станет длиннее его самого
Полуденную молитву можно совершать как только солнце минует зенит, точку самого высокого для данной местности своего расположения на небе. Окончание времени молитвы наступает, как только тень предмета станет длиннее его самого. Необходимо учесть, что тень, которая была в момент нахождения солнца в зените, не принимается в расчет.
3. Послеполуденная молитва (‘Аср) – с момента, когда тень предмета станет длиннее его самого, и до заката
С завершением временного промежутка полуденной молитвы (Зухр) наступает время послеполуденной молитвы (‘Аср). Окончание времени молитвы наступает с заходом солнца. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил: “Кто успеет совершить один ракаат послеполуденной молитвы до начала захода солнца, тот настиг послеполуденную молитву”.
Желательно совершить послеполуденную молитву до того, как солнце “начнет желтеть” и терять свою яркость. Оставлять данную молитву напоследок, когда солнце близится к горизонту и уже краснеет, крайне нежелательно. Посланник Всевышнего, мир ему и благословение, о послеполуденной молитве, оставленной на самый конец ее времени, сказал: “Это – молитва лицемера [в тех случаях, когда нет весомых причин для столь значительной задержки]. Он сидит и ждет, пока солнце опустится меж рогами Сатаны. После чего он встает и начинает ускоренно совершать четыре ракаата, не упоминая Господа, кроме как незначительно”.
4. Вечерняя молитва (Магриб) – сразу после захода солнца и до исчезновения вечерней зари
Временной промежуток данной молитвы, по сравнению с другими, наиболее короткий, поэтому следует быть особенно внимательным к своевременности ее выполнения. Хадис, повествующий подробно о приходе ангела Джабраила (Гавриила) на протяжении двух дней, дает возможность ясно понять, что желательно совершать намаз магриб в начале его временного промежутка.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил: “Не покинет моих последователей благо и благополучие до тех пор, пока не начнут они оставлять вечернюю молитву до момента появления звезд”.
5. Ночная молитва (‘Иша’) – после исчезновения вечерней зари (по окончании времени вечерней молитвы) и до начала рассвета (до начала утренней молитвы)
Желательно совершить данную молитву в первую треть или половину ночи. В одном из хадисов упоминается: “Совершайте ее (молитву ‘Иша’) в промежутке между исчезновением зарева и истечением трети ночи”. Было несколько случаев, когда Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, совершал пятую молитву со значительной задержкой.
“Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, порой совершал пятую молитву в начале ее времени, а иногда – откладывал. Если он видел, что люди уже собрались на молитву, то совершал ее сразу. Когда же люди задерживались, он откладывал ее на более позднее время” (аль-Бухари, Муслим).
Имам ан-Навави говорил: “Все упоминания об откладывании пятой молитвы подразумевают только первую треть или половину ночи. Никто из ученых не указывал на желательность оставления пятой обязательной молитвы на более позднее время, чем половина ночи”.
В мечетях имамы должны все делать по расписанию, с некоторым возможным ожиданием опаздывающих. Что же касается частных ситуаций, то верующий поступает в соответствии с обстоятельствами и с учетом приведенных выше хадисов и пояснений.
Утренний намаз
Важность утренней молитвы
Для правоверных мусульман соблюдение пяти намазов в течение дня является обязанностью, но их распорядок на протяжении дня составлен так, чтобы у каждого мусульманина была возможность и думать о Всевышнем Аллахе, и заниматься мирскими делами, то есть, благодаря такому продуманному графику дня каждый мусульманин может строить свою жизнь в соответствии с морально-этическими нормами Ислама.
Всевышний Аллах сказал о совершении молитвы в Священном Коране в суре «Паук»: «Читай то, что внушено тебе из Писания, и совершай намаз. Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного» (29:45).
Время совершения утреннего намаза
В аяте 103 суры под названием «Женщины» Священного Корана сказано, что «намаз предписан верующим в определенное время». Мусульмане должны совершать каждую молитву в то время, которое для нее предписано Аллахом: раньше положенного времени намаз совершать нельзя, а также не рекомендуется совершать молитву позже предписанного для нее времени. Важная информация для молящегося: если намаз сделан по ошибке раньше, чем наступило отведенное для него время, необходимо совершить молитву снова в то время, которое для неё отведено.
Можно также сказать, что начинается период, определенный для совершения утренней молитвы, когда истекает время для совершения ночной молитвы, а на небе появляются предрассветные сумерки. Оканчивается же период для совершения утреннего намаза в тот момент, когда на горизонте появляется солнечный диск.
Ложный и правильный рассвет
Ответ на вопрос о том, как правильно читать утреннюю молитву Аллаху и когда следует читать фаджр намаз, будет правильным начать с упоминания небольшого хадиса, в котором рассказывают о том, как Пророк Мухаммад ﷺ разъяснял мусульманам различие между правильным рассветом и ложным. На понятии «ложный рассвет» важно заострить внимание, поскольку этому понятию уделял внимание сам Пророк Аллаха ﷺ.
Ложным рассветом называют явление, при котором на небе появляется вертикальная светлая полоса, которая напоминает волчий хвост. Это явление исчезает быстро, после чего снова становится темным небо. Наука называет это явление «Зодиакальным светом», и при нем вертикально располагается в период восхода солнца полоса из звёздной пыли, которую не поглощает плотный воздух рядом с горизонтом, и свет видится сравнительно ярким, а пыль отражается в нем, и в результате люди могут наблюдать что-то, похожее на рассвет.
Такое явление как «ложный рассвет» не является основанием или сигналом к тому, чтобы начинать утреннюю молитву Аллаху. Появление ложного рассвета мусульманин должен воспринимать как сигнал к тому, что скоро начнется рассвет истинный, и наступит время для совершения утреннего намаза.
Истинный рассвет наступает тогда, когда на небе появляются горизонтальные светлые полоски – именно с этого момента и наступает время для совершения фаджр намаза.
В одном из хадисов Пророка Мухаммада ﷺ упоминается, что Посланник Аллаха ﷺ рассказывал о двух видах зари – при одном из них, для тех кто постится, кушать нельзя, но совершать молитву Аллаху можно, а при другом еще нельзя совершать молитву, но кушать разрешено. Это сказано в хадисе, переданном Аль-Хакимом и Аль-Байхаки. Также в другом хадисе Пророк Аллаха ﷺ сказал, что ложная заря подобна волчьему хвосту, и во время этой зари обязательная молитва фаджр не дозволяется, но не запрещена еда. А для молитвы Аллаху дозволено то время, когда заря «простирается вдоль горизонта», и в это время не дозволена еда. Это достоверный хадис, переданный аль-Хакимом и аль Байхаки.
По мнению имама Ибн Хузаймы, в этом хадисе приводятся доказательства того, что нельзя совершать обязательную молитв до того, как наступит время для нее. И читать утренний намаз нельзя, когда наступает ложная заря или ложный рассвет.
Когда нельзя читать фаджр намаз? Запрещенные времена утреннего намаза
Утренний намаз делать во время восхода солнца нельзя, это макрух, запрещено. На это есть прямое указание в хадисе, переданном Муслимом:
по словам Укба ибн Амира, Пророк Мухаммад ﷺ запрещал своим сподвижникам и последователям совершать молитвы и проводить похороны покойников в три временные категории – во время восхода солнца до тех пор, пока не поднимется оно над горизонтом, в полуденное время до тех пор, пока солнце не начнет двигаться к закату, и во время заката солнца до тех пор, пока солнце не зайдет за горизонт. Причина такой запрета уходит своими корнями в традиции язычников поклоняться солнцу как раз в перечисленные временные категории, то есть в словах Пророка Аллаха Мухаммада ﷺ содержится запрет мусульманам уподобляться язычникам и неверным в любом вопросе.
Когда читать утренний намаз в «белые ночи»
Относительно времени чтения фаджр намаза в тех местах, где трудно определить по солнцу временной период, существует указание, которое упоминается в некоторых хадисах: речь идет о таких местах, где солнца не бывает по полгода, либо день и ночь непропорциональны, то есть день длится больше двадцати часов, а ночь – всего два часа, то есть утро не совпадает с восходом солнца или рассвет не длится столько, сколько в остальных местах. Ученые ислама рекомендуют в таких местах, чтобы определить время намаза, ориентироваться на мекканское время. Есть же ученые, которые считают, что в таких ситуациях надо ориентироваться на то время восхода солнца и заката, которое соответствует началу и концу дня в тех ближайших к этим местам странах, где день и ночь сменяются традиционно. Шариат принимает обе позиции, но вторую считает предпочтительной.
Хадисы
Немало хадисов Посланника Аллаха ﷺ затрагивают тему времени, предназначенного для совершения утреннего намаза:
Ан-Навави в своем сборнике хадисов «Сады праведных» приводит такие слова Пророка Мухаммада ﷺ: «Никогда не войдёт в Огонь тот, кто станет молиться до восхода солнца и до его захода».
Если пропустил утренний намаз
Если же мусульманин пропустил утренний намаз, проспал его, то ему нужно совершить чтение утреннего намаза, как только он проснется или вспомнит об этом. В хадисе, переданном Муслимом, Посланник Аллаха ﷺ сказал, что тот, кто проспал молитву или забыл о ней, может искупить это только совершением этой молитвы, как только он о ней вспомнит, независимо от того, где будет находиться солнце в этот момент.
Более подробно читайте здесь, что делать если проспал утренний намаз?
Как читать утренний намаз?
О том, в каком порядке будет правильно делать утренний намаз и какова по своей структуре фаджр молитва, следует рассказать детально. В молитву фаджр включено два ракаата утренней сунны и два ракаата фарда. Правильно будет исполнять и те, и другие идентично, и исполнение их отличает только несколько моментов. В начале читается утрення сунна, а затем фард. Утренний намаз для женщин идентичен и ничем не отличается от намаза для мужчин.
На видео ниже представлен вариант совершения утреннего намаза по ханафитскому мазхабу.
Утренняя сунна
Суннат намаз состоит из двух ракаатов, он читается перед фардом. Читать суннат-намаз является важным делом для мусульманина, так как делать утренний суннат намаз призывал Посланник Аллаха ﷺ, который никогда не оставлял данную сунну, даже находясь в пути. Приводится множество хадисов о достоинствах утренней суннат молитвы и великой награде уготованной для совершающих ее верующих мусульман. Утренняя сунна читается про себя, индивидуально, все молитвенные ритуальные действия схожи с обязательным утренним намазом о котором пойдет речь ниже.
Первый ракаат
1. Сначала мусульманин должен сделать ният или намерение про себя, которое выполняют стоя, со следующим смыслом: «Намереваюсь совершить два ракаата или сунны утреннего фаджр намаза ради Всевышнего Аллаха».
Ният или намерение – это то, с чего всегда начинается молитва мусульманина. И именно по намерению будет оцениваться намаз мусульманина. В хадисе, переданном в сборниках Муслима и Аль-Бухари, приводятся слова Посланника Аллаха ﷺ о том, что дела оцениваются только по намерениям, поэтому важно, чтобы ният был искренним ради Аллаха.
2. Далее следует поднять вверх обе руки, раздвинуть пальцы, ладонями обратив в сторону Киблы, так, чтобы руки находились на уровне ушей или шеи. В женском варианте женщинам следует поднять руки так, чтобы они находились на уровне груди. Далее следует произнести такбир-тахрим «Аллаху акбар». После этого правую руку кладут на левую руку так, прижимая ладони к телу на уровне от пупка до груди, обхватив правой ладонью левую руку на запястье или немного далее.
Данная позиция называется кыям или киям, она различается у представителей разных мусульманских мазхабов: пальцами касаются мочек ушей маликиты и ханафиты, а шафииты и ханбалиты этого не делают. Как только молящийся занимает позицию кыям, с этого мгновения начинается его полноценный утренний намаз, и отвлекаться на что-то ему уже нельзя, нельзя говорить что-либо, что не относится к намазу, нельзя блуждать взглядом по окружающей обстановке. Весь период, сколько идет намаз, человек должен вести себя смирно, а взгляд его должен быть направлен туда, куда он будет совершать земной поклон.
3. Оставаясь в таком положении стоя, мусульмане читают дуа Сана, текст которого на арабском языке гласит: «Субхаанакя аллаахумма ва бихамдика, ва табааракясмука, ва тааляя джаддука, ва ляя иляяхэ гайрукь«.
Перевод текста с арабского языка гласит: «Хвала Тебе, Всевышний Творец! Твоё имя – Величайшее, ничто с Ним не сравнится. Никто не достоин быть равным Тебе. Никто не достоин того, чтобы поклоняться кому-либо, кроме Тебя».
4. После этого дуа следует прочитать: «Аузу билляхи минашшайтаанир-раджим»/«Прибегаю к Аллаху от проклятого шайтана», а также «Бисмилляхи р-рахмаани р-рахим»/ «С именем Аллаха Милостивого Милосердного».
5. После этого следует прочитать суру «Аль Фатиха».
Далее читают или длинный аят, или короткую суру – хорошим примером может стать сура «Аль Кяусар», текст которой: «Инна а‘тайнакя ль Кяусар. Фасалли ли Раббика уанхар. Инна шани акя хува ль-абтар».
6. Далее следует опустить руки и сказать такбир-тахрим «Аллаху акбар», а затем совершить земной поклон или руку. Находясь в поклоне, следует трижды сказать: «Субхана-Раббияль-азыйм»/«Преславен Величайший Господь».
7. Затем после совершения поклона следует выпрямить тело до вертикального положения, а затем говорят: «Сами‘аллаху-лимян-хамидах»/«Аллах слышит тех, которые хвалят Его», после чего произносят: «Раббана уа лякаль хамд»/«Господь наш хвала Тебе!» и говорят такбир-тахрим «Аллаху акбар». Затем выполняют земной поклон или сажда.
8. Для выполнения сажда, молящемуся следует опуститься на колени, опираясь на руки, а затем касаются носом и лбом того места, где совершает сажда. Находясь в поклоне, следует сказать трижды «Субхана-Раббияль-А‘ъля»/«Преславен Высочайший Господь», произносят такбир-тахрим «Аллаху акбар», поднимаясь в это время из поклона.
9. Мусульманину следует перейти в положение сидя и в этом положении выдержать две-три секунды.
10. Затем снова произносят слова такбира «Аллах акбар», после чего пускаются в сажда и говорят слова «Субхана-Раббияль-А‘ъля» трижды. Затем произносят снова такбир «Аллаху акбар», выходят из поклона и переходят ко второму ракаату.
Второй ракаат
11. Следует произнести: «Бисмилляхи р-рахмаани р-рахим», после чего прочитать суру «Аль Фатиха». После прочтения суры «Аль Фатиха» следует прочитать либо длинный аят, либо короткую суру, в качестве хорошего примера можно прочитать суру «Аль Ихляс».
12. Далее молящемуся следует опустить руку и сказать такбир, а затем совершить поясной поклон или руку. Пока молящийся находится в поклоне, ему следует сказать трижды «Субхана-Раббияль-азыйм», а затем выйти из поклона руку, чтобы тело находилось в вертикальном положении, во время выпрямления говорить: «Раббана уа лякаль хамд».
13. Затем снова произносят такбир во время выполнения земного поклона сажда: сначала следует опуститься на колени, затем опереться руками об пол и коснуться лбом и носом места сажда. Во время поклона произносят трижды «Субхана Раббияль А‘ъля».
14. Затем поднимаются из земного поклона со словами такбира и остаются в этом положении на несколько секунд.
15. Далее снова, произнося слова такбира, опускаются в земной поклон сажда, произнося трижды «Субхана Раббияль А‘ъля».
16. Далее со словами такбира нужно подняться из сажда, перейдя в положение сидя, и прочитать текст дуа «Аттахият».
17. Далее произносят салават «Аллахума салли ‘аля Мухаммад ва ‘аля али Мухаммад кяма ссаляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннакя Хамидун-Маджид, аллахума барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кяма баракьта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннакя Хамидун Маджид».
18. Затем можно (по желанию) произнести дуа «Аллахумма инни залямту нафси зульман касийран ва ля йагфиру ззунуба илля Анта, фагъфирли магъфиратан мин ‘индика ва рхамни иннакя Анта Аль-Гафуру Ррахийм».
19. Далее произносят слова таслима «Ассаляму галейкум уа рахматуллах», поворачивая голову к правому плечу, потом – к левому плечу.
Чтобы совершить далее дуа «Аллахумма анта-с-саляму ва минка-с-салям! Табаракта йа за-ль-джаляли ва-ль-икрам», нужно поднять руки. По совершении этого дуа молитву можно считать завершенной.
Фард намаз Фаджр
После совершения утренней сунны намаза мусульманину необходимо совершить обязательный фард-намаз, состоящий из двух ракаатов. Эти ракааты не отличаются от предыдущих ракаатов суннат-намаза. Отличие этих намазов в намерении в том, что молящийся будет совершать фард намаз, вместо сунны. Также еще одно различие состоит в том, что мужчины и имамы должны при совершении молитвы читать такбиры и суры, а также некоторые зикры намаза вслух.
Крайне желательно совершить данную молитву коллективно в мечети, особенно, если мечеть находится недалеко от дома и нет препятствий, мешающих совершить коллективный джамаат-намаз.
Коллективный утренний намаз для женщин идентичен с мужским намазом, единственное отличие, что женщина имам читает молитвы не громким голосом. Также женщины могут присутствовать в качестве молящихся в мужском коллективном намазе заняв задние ряды в конце молитвенного зала, во многих мечетях предусмотрены балконы или закрытые перегородками пространства в которых женщины могут спокойно совершать утреннюю молитву за имамом-мужчиной. В случае совместной молитвы мужчин и женщин, мусульманкам не допускается читать громко вслух суры и говорить слова «Аминь» или «Раббана ва лякаль хамд«.
Первый ракаат
Второй ракаат
После таслима следует произнести: «Аллахумма анта с-саляму ва минка с-салям! Табаракта йа за ль-джаляли ва ль-икрам», а также другие дуа пришедшие из сунны Пророка Мухаммада ﷺ, а затем желательно прочитать утренние азкары.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)