до какого времени нужно сделать ночной намаз
В какое время совершают ночной намаз (Иша)
«Важнейшим делом в Исламе и его опорой является намаз» (ат-Тирмизи). Ночной намаз входит в пять обязательных намазов, которые правоверный мусульманин выполняет ежедневно. «Аллах всемогущий сделал обязательным пять молитв. И тот, кто тщательно совершал омовение и молился в установленное для молитв время, и совершал полноценно поясные и земные поклоны, и соблюдал в молитвах смирение, то имеет от Аллаха обещание, что Он простит его! А тот, кто не сделал этого, не имеет обещание от Аллаха, и если Аллах пожелает, то простит его, а если пожелает – накажет!» (Абу Дауд).
Время намаза Иша
Мусульмане, имеющие намерение читать становиться на намаз, задаются вопросом, во сколько начинается ночной намаз. Время его начинается, когда наступает кромешная тьма и длится до Фаджр намаза. Джибриль (мир ему), обучая времени намаза Расулюллаха (мир ему и благословение), говорил: «Совершай ночную (иша) молитву, когда исчезнет вечерняя заря». (ан-Насаи). Выполнять Иша незамедлительно по завершении Магриб недопустимо. А при наступлении срока Иша намаза ни в коем случае нельзя читать вечернюю молитву.
До какого времени длится ночная молитва
В послании Абу Мусе аль-Ашари почтенным Умаром ибн аль-Хаттабом (да будет доволен ими Аллах) было сказано: « Совершай молитву Иша в первую треть ночи, а если ты ее затянешь, то до середины ночи, и не будь из числа проявляющих халатность!».
Мнение приверженцев Абу Ханифы: «Иша намаз совершайте в конце первой трети ночи. Чтение во второй трети является «мубах» (дозволенным). Третья часть ночи – «макрух тахрим (строго порицаемо)». Посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) изрек: «Если бы это не было обременительным для для моей общины, то я повелел бы им откладывать совершение молитвы Иша до первой трети ночи или до середины ночи». (ат-Тирмизи).
Что делать, если невозможно определить время намаза?
Во всех регионах свое время совершения намаза. Однако где-то ночь бывает всего два часа, а где-то все двадцать два часа. В Мурманске, Норильске, Воркуте и других городах, расположенных за полярным кругом, растягивается на шесть месяцев. Мусульмане, проживающие в данных населенных пунктах, испытывают затруднение в определении времени Иша намаза. Кто-то из алимов рекомендует в таких случаях ориентироваться по мекканскому времени. Другие советуют брать за основу города и страны, расположенные в непосредственной близости. Наиболее верным будет такое решение. «И выстаивайте молитву, и давайте очищение, и кланяйтесь с поклоняющимися… Обратитесь за помощью к терпению и молитве: ведь она великая тягота, если только не для смиренных, которые думают, что встретят своего Господа и что они к Нему вернутся». (Священный Коран, сура аль-Бакара.).
Времена других намазов
Бухари в своем сборнике хадисов приводит хадис, в котором говорится о дверях Рая. Каждая дверь имеет свое название и в нее может войти.
Особенности совершения намаза за имамом
Как известно, совершение молитвы джамаатом (коллективно) является очень богоугодным делом, за которое вознаграждение будет в 27 раз больше чем за индивидуальный намаз. Чтобы джамаат.
Время послеполуденного намаза (Аср)
Послеполуденный намаз или аср («послеполуденное время») намаз – это третий намаз из пяти обязательных молитв вмененных в обязанность каждому мусульманину в ночь вознесения.
Соблюдение времени намазов
Всевышний Аллах сказал:
Смысл: «Воистину, молитва предписана верующим в определённые времена» (сура «ан-Нисаъ», 4:103).
Намаз является религиозной обязанностью, которую необходимо совершать в конкретное время. Каждый совершеннолетний и умственно полноценный мусульманин-мукалляф (кроме женщины в период менструации или послеродового очищения), должен совершать в сутки пять обязательных (фарз) намазов.
3. Послеобеденный намаз;
Для каждого из этих пяти обязательных намазов установлено строго определённое время его совершения. Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
Смысл: «Строго постоянствуйте в выполнении пяти обязательных намазов». (Сура «аль-Бакара», 2:238).
В достоверном хадисе, переданном аль-Бухари от Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), говорится:
«Однажды я спросил у Пророка (мир ему и благословение): «Какой поступок (человека) наиболее дорог Всевышнему Аллаху?». Он ответил: «Вовремя совершённый намаз».
У каждого из намазов имеется определённый промежуток, включающий начало и конец времени данного намаза. Преждевременно выполненный намаз является недействительным. Если кто-либо вступит в намаз даже за мгновение до наступления установленного для этого намаза времени, то этот намаз считается недействительным, и его необходимо совершить заново. А если человек не совершил намаз в течение времени, отведённого для данного намаза, не имея уважительной причины, то он впадает в большой грех и ему необходимо быстрее возместить намаз.
Наступление времени намаза Аллах дал знать Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) через архангела Джибриля (мир ему). Время намаза можно определить по солнцу или узнать из соответствующих календарей, или услышав азан. Сегодня у всех есть возможность иметь при себе часы и расписание намазов (рузнама). Начало намазов также можно определить по азану.
Завершение времени намаза можно определить следующим образом: время обеденного намаза продолжается до наступления времени послеобеденного намаза. Время послеобеденного намаза продолжается до вечернего намаза. Вечерний намаз можно совершать до наступления времени ночного намаза. А время ночного намаза бывает до утреннего зарева. Время утреннего намаза начинается с истинного рассвета, сразу же после того, как появится белая горизонтальная полоса на восточном горизонте. Время утреннего намаза продолжается до восхода солнца
Если время обеденного намаза наступает в 12 часов, а послеобеденного в 15 часов, то временем обеденного намаза является три часа. (С изменением долготы дня время намазов меняется, что и подтверждает рузнама).
Совершая обязательные молитвы в указанное время, человек безупречно настраивается на движение планет, смену времён года, географические особенности места. Таким образом, он обретает гармонию со всеми естественными циклами Вселенной.
Намаз можно совершать в течение всего установленного для него периода, но необходимо постараться совершить намаз сразу с наступлением его времени, за это мы получим наибольшее вознаграждение. Далее, с прохождением времени, вознаграждение за намаз уменьшается. С выполнением намаза можно несколько задержаться, если ожидается возможность коллективного его совершения.
После того, как прошла половина времени, в течение которого можно совершить намаз, дополнительное вознаграждение мы уже не получим, но обязанность совершения намаза считается исполненной даже при таком позднем совершении намаза.
Намаз считается совершённым в срок, если успели совершить хотя бы один ракаат в установленное для данного намаза время. Если же вышло время совершения намаза, то его необходимо возместить как можно быстрее, не откладывая, например, до следующего намаза. В намерении при этом следует упоминать, что вы намерены возместить пропущенный намаз.
Необходимо отметить, что любой пропущенный без уважительной причины намаз следует возместить как можно быстрее. Если, имея возможность возместить намаз, откладывать его возмещение, то это будет грех, и он будет умножаться со временем.
Есть промежутки времени, когда совершение сунна-намаза (не имеющей причины) является греховным (караха ат-тахрим). Совершение намаза без уважительной причины в следующие периоды времени считается греховным:
1. В момент, когда солнце находится в самой высокой точке (кроме, как в пятничный день);
2. После утреннего намаза до восхода солнца с добавлением 15 минут.
3. После совершения послеобеденного обязательного (фарз) намаза, до полного захода солнца.
Все эти ограничения времени намаза касаются любой точки Земли, кроме Заповедной мечети Мекки. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«О дети Абду Манафа, не запрещайте никому совершать таваф в этом доме и совершать намаз в любое время дня и ночи, когда они захотят».
Но возмещаемые намазы, или сунна намазы, которые имеют причины (суннат-намаз, совершаемый после омовения, или во время солнечного или лунного затмения), можно повсеместно совершать в любое время. Доказательствами этого являются хадисы Пророка (мир ему и благословение). В одном из них говорится:
«Кто забыл совершить намаз, пусть его совершит, когда вспомнит. Нет искупления для него, кроме как возмещением его».
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Каковы временные границы обязательных молитв?
Основной и самый достоверный хадис по данной теме
Ангел Джабраил (Гавриил) пришел (однажды) к Пророку, мир ему и благословение, и воскликнул: “Встань же и соверши молитву!” Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, совершил ее, когда солнце миновало зенит. Затем ангел пришел к нему в послеполуденное время и вновь воззвал: “Встань и соверши молитву!” Посланник Всевышнего, мир ему и благословение, совершил очередную молитву, когда тень предмета стала равна ему. Потом Джабраил (Гавриил) явился вечером, повторив свой призыв к молитве. Пророк совершил молитву сразу после захода солнца. Ангел пришел и поздним вечером, в очередной раз побуждая: “Встань и соверши молитву!” Пророк совершил ее, как только исчезла вечерняя заря. Затем ангел Божий пришел с тем же напоминанием на заре, и Пророк помолился с появлением рассвета. Произошло это в день после исторически важной и примечательной ночи Вознесения (аль-Ми‘радж).
На следующий день в полуденное время ангел Джабраил (Гавриил) опять пришел, и Пророк, мир ему и благословение, помолился, когда тень предмета стала равна ему. Затем он явился в послеполуденное время, и Пророк Мухаммад помолился, когда тень предмета была в две его длины. Вечером ангел пришел в то же самое время, как и днем ранее. Ангел явился и по истечении половины (или первой трети) ночи и совершил ночную молитву. В заключительный раз он пришел на рассвете, когда уже значительно рассвело (незадолго до восхода солнца), побудив Пророка совершить утреннюю молитву. После чего ангел Джабраил (Гавриил) сказал: “Между этими двумя (временными границами) – время [совершения обязательных молитв]”
Во всех этих молитвах-намазах имамом для Пророка Мухаммада, мир ему и благословение, был ангел Джабраил (Гавриил), приходивший для того, чтобы научить Пророка молитвам. Первая полуденная молитва и все последующие были совершены после ночи Вознесения (аль-Ми‘радж), во время которой и стало обязательным по воле Творца совершение пяти ежедневных молитв. В богословских трудах и сводах, где приводится данный хадис, подчеркивается, что, наряду с другими достоверными повествованиями, он имеет самую высокую степень достоверности. Таковым было мнение и имама аль-Бухари.
Временные границы молитв
Предпочтительнее всего совершение пяти обязательных молитв в начале временного промежутка каждой из них. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил: “Наилучшим из дел является выполнение молитвы (намаза) в начале времени ее”. Однако важно знать, что молитва считается своевременно выполненной до самых последних минут ее временного промежутка.
1. Утренняя молитва (Фаджр) – от момента появления рассвета до начала восхода солнца
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил: “Следует различать две разновидности рассвета: рассвет истинный, запрещающий принятие пищи [во время поста] и разрешающий совершение молитвы [с которым наступает время утренней молитвы]; и рассвет ложный, во время которого разрешен прием пищи [в дни поста] и запрещена утренняя молитва [ибо время молитвы еще не настало]”.
В этих словах Пророка, мир ему и благословение, речь идет о природных явлениях, связанных с таинством смены дня и ночи – “истинном” и “ложном” рассветах. “Ложный” рассвет, появляющийся в виде вертикальной полосы света, устремленной вверх по небу, но за которым вновь следует мрак, наступает незадолго до настоящего рассвета, когда утреннее зарево равномерно расстилается по горизонту. Правильное определение времени рассвета чрезвычайно важно для соблюдения установленных шариатом поста, утренней и ночной молитв.
Окончание времени молитвы наступает с началом восхода солнца. В достоверном хадисе сказано: “Время [выполнения] утренней молитвы (Фаджр) продолжается до того, пока не взойдет солнце”. С восходом солнца время своевременного выполнения утренней молитвы завершается, и если она была пропущена, ее необходимо возместить. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: “Кто успеет совершить один ракаат утренней молитвы до начала восхода солнца, тот настиг ее”.
Богословы утверждают: этот и другие достоверные хадисы по данной теме свидетельствуют о том, что, если человек успеет совершить один ракяат со всеми его составляющими, включая земной поклон, он завершает молитву в обычном порядке, несмотря на наступление восхода или захода солнца. Из контекста хадисов следует – в этом случае намаз засчитывается как выполненный вовремя. Такого мнения придерживаются все мусульманские ученые, так как текст хадиса ясен и достоверен. Однако такой подробный анализ данного вопроса вовсе не свидетельствует о дозволенности оставлять молитву на столь позднее время. Крайне нежелательно оставлять утреннюю молитву на конец временного промежутка, совершая непосредственно перед восходом солнца.
2. Полуденная молитва (Зухр) – с момента, когда солнце минует зенит, и до того, как тень предмета станет длиннее его самого
Полуденную молитву можно совершать как только солнце минует зенит, точку самого высокого для данной местности своего расположения на небе. Окончание времени молитвы наступает, как только тень предмета станет длиннее его самого. Необходимо учесть, что тень, которая была в момент нахождения солнца в зените, не принимается в расчет.
3. Послеполуденная молитва (‘Аср) – с момента, когда тень предмета станет длиннее его самого, и до заката
С завершением временного промежутка полуденной молитвы (Зухр) наступает время послеполуденной молитвы (‘Аср). Окончание времени молитвы наступает с заходом солнца. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил: “Кто успеет совершить один ракаат послеполуденной молитвы до начала захода солнца, тот настиг послеполуденную молитву”.
Желательно совершить послеполуденную молитву до того, как солнце “начнет желтеть” и терять свою яркость. Оставлять данную молитву напоследок, когда солнце близится к горизонту и уже краснеет, крайне нежелательно. Посланник Всевышнего, мир ему и благословение, о послеполуденной молитве, оставленной на самый конец ее времени, сказал: “Это – молитва лицемера [в тех случаях, когда нет весомых причин для столь значительной задержки]. Он сидит и ждет, пока солнце опустится меж рогами Сатаны. После чего он встает и начинает ускоренно совершать четыре ракаата, не упоминая Господа, кроме как незначительно”.
4. Вечерняя молитва (Магриб) – сразу после захода солнца и до исчезновения вечерней зари
Временной промежуток данной молитвы, по сравнению с другими, наиболее короткий, поэтому следует быть особенно внимательным к своевременности ее выполнения. Хадис, повествующий подробно о приходе ангела Джабраила (Гавриила) на протяжении двух дней, дает возможность ясно понять, что желательно совершать намаз магриб в начале его временного промежутка.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил: “Не покинет моих последователей благо и благополучие до тех пор, пока не начнут они оставлять вечернюю молитву до момента появления звезд”.
5. Ночная молитва (‘Иша’) – после исчезновения вечерней зари (по окончании времени вечерней молитвы) и до начала рассвета (до начала утренней молитвы)
Желательно совершить данную молитву в первую треть или половину ночи. В одном из хадисов упоминается: “Совершайте ее (молитву ‘Иша’) в промежутке между исчезновением зарева и истечением трети ночи”. Было несколько случаев, когда Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, совершал пятую молитву со значительной задержкой.
“Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, порой совершал пятую молитву в начале ее времени, а иногда – откладывал. Если он видел, что люди уже собрались на молитву, то совершал ее сразу. Когда же люди задерживались, он откладывал ее на более позднее время” (аль-Бухари, Муслим).
Имам ан-Навави говорил: “Все упоминания об откладывании пятой молитвы подразумевают только первую треть или половину ночи. Никто из ученых не указывал на желательность оставления пятой обязательной молитвы на более позднее время, чем половина ночи”.
В мечетях имамы должны все делать по расписанию, с некоторым возможным ожиданием опаздывающих. Что же касается частных ситуаций, то верующий поступает в соответствии с обстоятельствами и с учетом приведенных выше хадисов и пояснений.
ВОПРОС-ОТВЕТ
Войти используя аккаунт социальных сетей
время ночной молитвы
Правила форума
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа «А это бид’а?» или «Можно ли?» не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом http://www.translit.ru/
PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время. Наберитесь терпения.
время ночной молитвы
Re: время ночной молитвы
Ва алейкум ссалям ва рахматуЛлахи ва баракатух.
Время ночного намаза (аль-‘иша)
Когда ангел Джибриль (мир ему) обучал временам молитв пророка (мир ему и благословение Аллаха), он сказал ему: « Совершай ночную (‘иша) молитву, когда исчезнет вечерняя заря». Ан-Насаи, ат-Тирмизи. Хадис достоверный. См. “Ируауль-гъалиль” 250.
До какого времени длится ночной намаз
Что же касается того, до какого времени длится намаз ‘иша, то в этом есть разногласие. Одни ученые сказали, что время намаза ‘иша длится до времени наступления утренней молитвы, а другие сказали, что время этой молитвы только до середины ночи. Что касается тех, кто говорил, что время этой молитвы длится до середины ночи, то они опирались на прямой текст хадиса пророка (мир ему и благословение Аллаха), указывающий на это: «Время намаза ‘иша до середины ночи!» Муслим 612.
Что же касается ученых, которые считали, что время ночной молитвы длится до утренней, то они опирались на хадис: «Сон не является халатностью, халатность допускают те, кто затягивает совершение молитвы до наступления следующей молитвы!» Муслим 681.
Таким образом, из этого хадиса понимается, что время каждой молитвы длится до наступления следующей.
Однако ученые, придерживающиеся противоположного мнения, возразили на это доказательство и сказали, что это обобщенный хадис, а хадис: «Время молитвы ‘иша до середины ночи» является конкретизирующим! Более того, они опровергли это мнение тем, что сами сторонники того мнения, что ночная молитва длится до утренней, были единогласны в том, что время утреней молитвы не длится до наступления обеденной. А если брать в доказательство этот же хадис, то по аналогии из него можно понять, что время утренней молитвы длится до наступления обеденной.
Таким образом, мнение тех, кто считает, что время ночной молитвы длится до середины ночи, является правильным. И оно также подтверждается мнением сподвижников. Однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб написал Абу Мусе аль-Аш’ари (да будет доволен ими Аллах): “Совершай намаз ‘иша в первую треть ночи, а если ты ее затянешь, то до середины ночи, и не будь из числа проявляющих халатность!” Малик 1/96, Ибн Абу Шайба 1/330, ат-Тахауи 1/94. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.
Что касается ночи, то она начинается с заката солнца и длится до наступления времени утренней молитвы. См. «Шархуль-мумти’» 2/110.
О желательности откладывания ночного намаза
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) задержал молитву ‘иша до тех пор, пока не прошла значительная часть ночи. Затем он вышел, совершил намаз и сказал: «Это – подлинное время этой молитвы, если бы только я не боялся обременить моих последователей»”. Муслим 219.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: « Если бы это не было обременительным для моей общины, то я повелел бы им откладывать совершение молитвы ‘иша до первой трети ночи или до середины ночи». Ат-Тирмизи 167, Ибн Маджах 691. Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани.
Однако, если откладывание намаза ‘иша приведет к уменьшению численности молящихся в групповой молитве, то лучше совершить ее в начале времени. Джабир рассказывал: “Иногда пророк (мир ему и благословение Аллаха) торопился с ночной молитвой, а иногда медлил с ней. Когда он видел, что народ уже собрался, то совершал молитву пораньше. Когда же люди запаздывали, он откладывал намаз”. Аль-Бухари 568, Муслим 1/233.
Совершение ночного намаза (‘иша) в начале его времени в джама‘ате лучше, чем совершение этой молитвы одному, но в первую треть ночи.
Войдите в ОК
Начало и конец времени намаза ‘Иша (ночная молитва) и когда его желательно делать.
БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим.
Содержание:
1 Начало времени намаза ‘Иша (ночная молитва).
2 Окончание времени намаза ‘Иша.
3 Аргументация тех, кто за то мнение что время `иша намаза длиться до фаджр намаза.
4 Ответ шейха Аль-Албани на аргументы тех, кто считает, что время `иша намаза длиться до фаджра.
5 Доводы тех, кто сказали что время `иша длиться до середины ночи.
6 О желательности откладывания ночной молитвы.
1 Начало времени намаза ‘Иша (ночная молитва).
Краткий ответ:
Сразу после окончания времени Магриба.
Довод – хадис Абу Катады: «Нет упущения во сне, однако упущение – это когда человек не совершает намаз до того момента, пока не зайдет время другого намаза. Поэтому тот, кто сделает так, тот пусть совершит его тогда, когда вспомнит о нем». (Муслим).
Этот хадис – довод на то, что окончание времени одного намаза является началом времени следующего намаза. А тот, кто скажет, что есть промежуточное, общее время между двумя намазами, тот обязан привести на это довод.
Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=gaWA99dksDE
Источник: Вопрос: 463 из списка правильных мнений с доводами по вопросам, рассмотренные в процессе изучения книги «Булуг уль-Марам» (Шарх Мухаммада ибн Хизама), составленный Русланом абу Ибрахимом.
Когда ангел Джибриль (мир ему) обучал временам молитв пророка (мир ему и благословение Аллаха), он сказал ему: «Совершай ночную (‘иша) молитву, когда исчезнет вечерняя заря». ан-Насаи, ат-Тирмизи. Хадис достоверный. См. “Ируауль-гъалиль” 250.
2 Окончание времени намаза ‘Иша.
Краткий ответ:
У него два времени:
1 Необходимое – до середины ночи, довод – хадис ‘Абдуллаха ибн ‘Амра: «…Время намаза ‘Иша до середины ночи…». (Муслим).
2 Вынужденное – до наступления времени намаза Фаджр.
Доводы на это:
1 Хадис Абу Катады: «Нет упущения во сне, однако упущение – это когда человек не совершает намаз до того момента, пока не зайдет время другого намаза. Поэтому тот, кто сделает так, тот пусть совершит его тогда, когда вспомнит о нем». (Муслим).
2 Хадис Абу Хурейры: «Кто успел совершить один рака’ат намаза Фаджр до того, как вышло солнце, тот застал намаз Фаджр. И кто успел совершить один рака’ат намаза ‘Аср до того, как зашло солнце, тот застал намаз ‘Аср». (Согласованный).
3. Хадис ‘Айши: «Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, оттянул намаз ‘Иша так, что большая часть ночи уже ушла, а затем вышел, совершил намаз и сказал: «Поистине, это его время, кроме как если бы я не желал облегчения для своей общины»». (Муслим).
Примечание:
Ученые сказали, что под словами: «большая часть ночи уже ушла» имеется в виду значительная часть ночи, и не имеется в виду большинство ночи (ан-Науауи в шархе на этот хадис).
Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=zZf_EhjdbPg
Источник: Вопрос: 464 из списка правильных мнений с доводами по вопросам, рассмотренные в процессе изучения книги «Булуг уль-Марам» (Шарх Мухаммада ибн Хизама), составленный Русланом абу Ибрахимом.
3 Аргументация тех, кто за то мнение что время `иша намаза длиться до фаджр намаза.
Более подробный разбор этого вопроса, с доказательством того что верное мнение это то что намаз `иша длиться до полуночи.
В вопросе последнего времени молитвы аль-‘иша ученые разделились на две основные группы.
Первая группа, а это джумхур ученых из ханафитов, маликитов, шафи’итов и ханбалитов, это мнение передано также от некоторых сподвижников и таби’инов. Они считают, что время аль-‘иша выходит с наступлением времени молитвы аль-фаджр, в том смысле, что если человек совершит молитву аль-‘иша до аль-фаджра, то она будет достоверной и это будет аль-‘ада, т.е. совершение молитвы в свое время, а не аль-къада т.е. совершение после выхода ее времени.
Затем эти ученые разошлись в отношении дозволенности оттягивания молитвы аль-‘иша до третей части ночи или до ее половины: запрещено ли это без явной причины, разрешено или нежелательно.
Другие ученые, такие как ибн Хазм и из современных шейх ибн Аль Усаймин и шейх аль-Альбани считают, что время аль-‘иша выходит с наступлением полуночи и если человек намеренно оттянул молитву, то ему следует покаяться и не восполнять её.
(См. аль-Мухалля 3/147. Шарх аль-Мумтия 2/71-72. Асамарту аль-Мустатаб 1/69)
Основной же аргумент джумхура (большинства) состоит в том, что время аль-‘иша может оттягивается до наступления молитвы аль–фаджр, поскольку на это существует хадис, переданный от Абу Катады, да будет доволен им Аллах, в котором сообщается что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сон не является халатностью, халатность допускают те, кто затягивает совершение молитвы до наступления следующей молитвы!» (Муслим 1594. Абу Дауд 441).
Ученые, апеллирующие данным хадисом, сказали, что он указывает на то, что все времена молитв связаны между собой и соединены так, что если подходит к концу время одной молитвы, то сразу наступает время другой. И это общий хадис в отношении времени всех молитв, кроме времени молитвы аль-фаджр, согласно иджма‘, так как нет разногласия в том, что после восхода солнца время аль-фаджра проходит. И это аргументация шафи’итских, ханафитских, некоторых ханбалитских, и некоторых захиритских ученых, как Дауда аз-Захири, также этим хадисом аргументировали имам аш-Шаукани и Ибн аль-Мунзир.
(См. ан-Науауи Шарх Сахих Муслим. 5/111 – 5/187. Мугъни Мухтадж 1/302. Шарх Умда Ибн Таймия 4/179. Аль-Аусат 3/281. Найлюль Аутар 1/242. Бадиу ас-Саниа 1/396. Бидаят-уль муджтахид 1/155)
Те, кто считает, что время аль-‘иша не связано со временем аль-фаджра в этом хадисе сказали, что он не общий для всех молитв по единогласному мнению, поэтому в нем нет указания на то, о чем говорят большинство. (См. Мухалля 3/147. Шарх аль-Мумтия 2/71-72)
Аргументация большинства этим хадисом достаточно сильна, так как если бы времена молитв не были связаны, то сам текст хадиса терял бы свое внешнее указание, так как в нем говорится: «. до тех пор, пока не войдет время другой молитвы». Это ясно, указывает на то, что времена молитв связаны. Затем аль-фаджр вышел из этого обобщенного текста по ‘иджма, а все остальные молитвы остались под общим текстом этого хадиса. (См. Наилюль Аутар 1/242).
Маликиты утверждают, что даже если человек намеренно оттянул молитву аль-‘иша до аль-фаджра, то она действительна, однако они разошлись в отношении времени дозволенности, в которое лучше или надо совершать молитву. И известное мнение у маликитов в этом, что это треть ночи и второе мнение – полночь.
(См. Мауахиб-уль джалиль фи Шарх мухтасар аль-Халиль 3/197. Асамарату ад-Дани 1/95. Бидаят-уль муджтахид 1/155).
Мнение имама аш-Шафи’и в новом мазхабе, один из риуаятов от имама Ахмада, и одно из мнений Абу Ханифы состоит в том, что желательное время, в которое лучше или надо совершать молитву, это треть ночи. Затем начинается время обязательного совершения, т.е. время для молитвы, если человек был сильно занят или женщина очистилась от месячных или кафир принял ислам.
(См. аль-Умм 1/137. Раудату ат-Талибин 1/349. Мугъни Мухтадж 1/302. Мугъни 1/161-162. Бидаят-уль муджтахид 1/155).
Аргументом этих ученых служит хадис Джабира, да будет доволен им Аллах, в котором сообщается как Джибриль, мир ему, обучал посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, временам намаза, в котором говорится, что Джибриль, мир ему, в первый день, когда показывал начальное время молитв, совершил молитву аль-‘иша, когда исчезла заря, во второй же день, когда показывал конечное время молитв, совершил аль-‘иша в ночи и после того как завершил, сказал: «Время (т.е. время молитвы) – между этими двумя периодами». (Также этот хадис передал Ибн ‘Аббас – да будет доволен им Аллах. ат-Тирмизи 149-150. ан-Насаи 512. Ахмад 3/330).
Также передал имам Муслим от Бурайды, да будет доволен им Аллах, что человек спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о времени молитв и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также совершал молитвы два дня, в первый день в начале их времени, во второй день в конце. И в одном из вариантов этого хадиса говорится о том, что он совершил во второй день аль-‘иша, когда наступила последняя треть ночи. (Муслим. 614).
Старый мазхаб имама аш-Шафи’и, другой риуаят от имама Ахмада, второе мнение у маликитов, а также мазхаб ханафитов заключается в том, что последнее время аль-‘иша лучше, а это полночь.
Их аргументом является хадис Анаса, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, затянул молитву аль-‘иша до полночи, затем совершил молитву». (аль-Бухари 572).
И хадис ‘Абду-Ллаха Ибн ‘Амра, да будет доволен им Аллах, в котором сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если вы совершаете аль-‘иша, то время ее следует до полночи». (Муслим 171).
Также хадис Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, в котором передается: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах его и приветствует, вышел, когда прошло приблизительно полночи, затем сказал: «Если бы не слабость слабого и болезнь больного, то я оттянул бы молитвы до полночи»”. (Абу Дауд 422).
И ответ на доводы первого мнения в том, что в некоторых вариантах хадиса о Джибриле, мир ему, пришло указание на половину ночи или треть. Но есть сомнение от передатчика, поэтому лучше сделать тафсир как половина, для объединения этих хадисов с другими, указывающими на то, что последнее время аль-‘иша это полночь.
Также в некоторых вариантах хадиса Бурайды пришло, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил молитву аль-‘иша, когда прошла треть ночи, а это может быть полночь. (Муслим 613).
Хадисы, которые указывают на то, что последнее время для аль–‘иша – это полночь, пришли с дополнительной информацией, поэтому необходимо их принять. И нет сомнения в том, что с этой стороны это мнение более сильное.
Ханбалитские, шафи’итские и маликитские ученые утверждают, что нельзя оттягивать молитву аль–‘иша до последнего времени, все равно будет это треть или пол ночи, кроме как по какой-то важной причине.
Ханафитские ученые говорят, что оттягивание за полночь просто противоположно лучшему, но можно отдалить до фаджра даже без причины. Их доказательства такие же, что и доказательства ханбалитских, шафи’итских и маликитских ученых, только ханафиты посчитали, что ограничение времени на треть ночи или до полночи является указанием на лучшее время, а хадис Абу Катады, да будет доволен им Аллах, в котором посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сон не является халатностью, халатность допускают те, кто затягивает совершение молитвы до наступления следующей молитвы!» (Муслим 1594. Абу Дауд 441), указывает на дозволенность оттягивания до аль-фаджра.
Также они аргументировали хадисом Анаса, да будет доволен им Аллах, в котором сообщалось: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, затянул молитву аль-‘иша до полночи, затем совершил молитву». (аль-Бухари 572).
Они сказали, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оттянул молитву до полночи, и затем совершил её, значит, он совершил её, когда полночь уже вышла, и если бы это не было разрешено, то посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не сделал бы этого. Это мнение также передали Ибн аль-Мунзир, Ибн Кудама, Ибн Таймия, ат-Тахауи от Ибн ‘Аббаса, и Абу Хурайры, хотя и в иснадах существует некоторая слабость, однако здесь всё это разбираться не будет. (См. Аль-Аусат 3/281. Бадиу ас-Саниа 1/396. Тухуат-уль Фукъаха 1/101. Аль-Мабсут 1/429. Шарх Ма’ани аль-Асар 1/264-269).
4 Ответ шейха Аль-Албани на аргументы тех, кто считает, что время `иша намаза длиться до фаджра.
(Взято из Тамаму-ль-Минна, с. 140-142):
Сайид Сабик говорит в «Фикху-с-Сунна», в главе о времени молитвы ‘иша:
«… И что касается времени молитвы ‘иша, то оно простирается до времени молитвы фаджр, и это извлечено из хадиса Абу Катады, который сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Небрежность (в отношении молитвы) не от просыпающего, но небрежность у того, кто не молится (бодрствуя и в сознании) пока не наступило время следующей молитвы». (Передано Муслимом, № 1099)
Хадис доказывает, что время каждой молитвы простирается до наступления времени следующей, кроме молитвы фаджр, потому что её время не простирается до молитвы зухр. Учёные пришли к единодушному согласию (иджма), что её время заканчивается в момент восхода солнца».
Я (Аль-Албани) говорю:
Автор (Сабик) следует Аш-Шаукани и другим в своём выводе из этого хадиса, но в нём нет основания для такого заключения, ни с точки зрения того, что в нём нет упоминания о временных рамках молитв, ни даже в правильном контексте (хадиса).
Ибн Хазм сказал об этом в Аль-Мухалля, 3/178, в ответ на умозаключение, которое мы рассматриваем: «Это (хадис) не подтверждает сказанное ими (теми, кто придерживается обсуждаемого мнения), и они соглашаются с нами, что время субх (фяджр) не простирается до зухра. Хадис не является доказательством того, что время каждой молитвы связано со временем (наступления молитвы) следующей за ней, он только осуждает проступок того, кто задерживает молитву после (наступления) её времени, вне зависимости от того связан ли конец её времени с началом следующей молитвы или нет. Также, хадис не относится к небрежному (человеку), который откладывает молитву после наступления её времени, до наступления времени следующей молитвы, и при этом хадис не упоминает о его небрежности, напротив это повествование хранит молчание об этом.
Теперь, когда стало ясно, что хадис не имеет никакого доказательства, указывающего на то, что время молитвы ‘иша продолжается до фаджра, мы должны обратиться к другим хадисам, которые содержат ясные доказательства о законном установлении времени ‘иша.
И Сиддик Хасан Хан следовал ему в своём объяснении (1/69-70), и подобное утверждение было упомянуто имамом Маликом в «Бидайату-ль-Муджтахид».
Источник: «Тамаму-ль-Минна», с. 140-142.
5 Доводы тех, кто сказали что время `иша длиться до середины ночи.
1 — Сказал Всевышний Аллах: «Совершай намаз с полудня до наступления ночного мрака…». (Сура аль-Исра 78 аят).
Здесь Всевышний и Могучий Аллах приказывает выстаивать молитву, когда солнце отойдет от зенита и до середины ночи. Кто-то задаст вопрос: «А откуда ты это взял”?
Ответ: Слово «дулюк” دلوك в аяте имеет значение отхождение солнца от зенита в сторону заката с того момента как только начало отходить. Как об этом сказали Умар, его сын АбдуЛлах, Абу Хурайра, ибн Аббас и многие другие из саляф (как об этом сообщил аль-Куртуби в своем тафсире на этот аят).
«Гасак” غسق – это слово несет в себе смысл: «самая темная часть ночи» и это та часть ночи, когда она сгущается, т.е. это середина ночи. Это передал аль Куртуби от имама Малика, а тот от ибн Аббаса, и также об этом сказал имам Абу Убейда и к этому же мнению склонились многие поздние ученые среди них шейх ибн Аль Усеймин.
2 — Следующее доказательство, а это продолжение аята: «…и читай Коран на рассвете. Воистину, на рассвете Коран читают при свидетелях». (Сура аль-Исра 78 аят). و قرءان الفجر
Буква ”و”, которая в аяте несет в себе смысл «то, что до нее и то, что после нее соучаствуют в положении, о котором идет речь”.
Приведу пример: если я скажу: «пришел Мухаммад и Амр” на арабском языке это выглядит вот так: ”حضر محمد و عمرو” здесь я сообщил о том, что и Мухаммад и Амр присутствуют и их объединяет общее положение, а это приход и присутствие, и то что каждый из них не является другим, вот примерно также Аллах в Коране приказал выстаивать намазы с момента как отойдет солнце от зенита и до середины ночи т.е. здесь Аллах соединил времена этих намазов, а это Зухр, Аср, Магриб и Иша и приказал отдельно выстаивать утренею молитву так как этого требует арабский язык. И здесь Аллах явно четко разделил утренею молитву от других дважды, как мы это увидели.
3 — Хадис от АбдуЛлаха ибн Амр, где пророк (саля Ллаху алейхи уа салам) явно четко говорит перечисляя времена: ”а когда делаете ночной намаз, то его время до середины ночи” (Муслим 612). И это ясные четкие слова пророка (саля Ллаху алейхи уа салам), которые в дополнении и объяснении слов Аллаха не несут в себе никакого другого смысла. И имам Муслим привел другие иснады до АбдуЛлаха ибн Амр и в достоверности этого хадиса нет сомнения.
4 — Так же этого мнения придерживался имам аль-Бухари, назвав свою главу: ”Раздел: о том, что время ночного намаза до середины ночи”, и привел хадис по этому поводу от Анаса ибн Малика номер хадиса 572.
5 — Привел шейх аль Альбани в «тамам аль мина” от имама ат-Тахави то, что Умар написал Абу Мусе аль Ашари и там было: “Совершай молитву ‘иша в первую треть ночи, а если ты ее затянешь, то до середины ночи, и не будь из числа проявляющих халатность!” Малик 1/96, Ибн Абу Шайба 1/330, ат-Тахауи 1/94. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.
Из слов Умара понимается, что он не разрешил делать намаз после середины (половины) ночи и сказал, что лучше до выхода трети ночи.
И это правильно, как на это указывают слова Аиши то, что она сказала: ”они (пророк (саля Ллаху алейхи уа салам) и сахабы) делали ночной намаз до выхода трети ночи”.
Этот хадис привел аль Бухари в разделе ”достоинство ночного намаза” и в разделе «выход женщин в мечеть ночью» также этот хадис привел имам ан Насаи 1\214 раздел: ”последнее время ночного намаза” и имам Ахмад 6\199, 215,272.
6 — Хадис когда Джибриль пришел к пророку (саля Ллаху алейхи уа салам) и учил его как делается намаз и его времена и сделал на второй день ночной намаз когда наступило треть ночи и сказал о том, что это времена намазов. Этот хадис привел имам Абу Дауд 393, имам ат-Тирмизи149, имам Ахмад 3071 от ибн Аббаса.
И теперь мы видим эти ясные четкие тексты от Аллаха, пророка (саля Ллаху алейхи уа салам), его сподвижников и имамов этой уммы указывают на то, что время ночного намаза заканчивается после выхода половины ночи и то, что лучше его делать до выхода трети ночи.
А что касается той группы ученных, которые сказали, что время протягивается до утреннего намаза, то нет у них ничего на что можно было бы опираться, кроме как хадис от Абу Катады где пророк (саля Ллаху алейхи уа салам) произнес: ”Упущение это когда человек упустил намаз так, что зашло время другого намаза”.
Самое большее что можно взять из этого хадиса это то, что кто упустил намаз так, что вышло его время то поистине это упущение. Эти слова были произнесены совсем даже не по причине объяснения пророком (саля Ллаху алейхи уа салам) времен намазов, а по причине того, что они в походе устали и уснули незадолго до утреннего намаза и проспали его.
Так же возникает вопрос, а как вы ответите на ясные хадисы и так де аят который мы привели в довод?
Так же этого мнения что время иша до полуночи длиться придерживались Сыддик Хасан Хан в шархе на аль-Булюг аль-Марам «Фатх аллям” и имам ас-Сан`ани в «Субуль асСалям” шейх ибн Аль Усеймин в «Шарх мумти”, шейх АбдуЛлах Бассам в «Тавдых аль Ахкам” и другие.
Дополнение:
Что касается ночи, то она начинается с заката солнца и длится до наступления времени утренней молитвы (до рассвета). См. «Шархуль-мумти’» шейха ибн Усейсмина 2/110.
Доказательство на это слова Аллаха в суре Бакара 187: «а затем поститесь до ночи», в этом аяте Аллах приказывает поститься до ночи, а это до магриба, как мы все об этом знаем, и это говорит о том, что после захода солнца началась ночь.
6 О желательности откладывания ночной молитвы.
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) задержал молитву ‘иша до тех пор, пока не прошла значительная часть ночи. Затем он вышел, совершил намаз и сказал: «Это – подлинное время этой молитвы, если бы только я не боялся обременить моих последователей»”. Муслим 219.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Если бы это не было обременительным для моей общины, то я повелел бы им откладывать совершение молитвы ‘иша до первой трети ночи или до середины ночи». ат-Тирмизи 167, Ибн Маджах 691. Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани.
Однако, если откладывание молитвы ‘иша приведет к уменьшению численности молящихся в групповой молитве, то лучше совершить ее в начале времени.
Джабир рассказывал: “Иногда пророк (мир ему и благословение Аллаха) торопился с ночной молитвой, а иногда медлил с ней. Когда он видел, что народ уже собрался, то совершал молитву пораньше. Когда же люди запаздывали, он откладывал намаз”. аль-Бухари 568, Муслим 1/233.
Совершение ночной (‘иша) молитвы в начале ее времени в джама‘ате лучше, чем совершение этой молитвы одному, но в первую треть ночи.