до какого времени учатся первоклассники
Календарь школьных каникул 2021–2022 для первоклассников в России
Дополнительные каникулы для 1 класса — это отдых в феврале для самых маленьких учеников. Каждое учебное заведение самостоятельно устанавливает дату начала отдыха. Обычно он начинается с середины месяца и длится 7 дней.
Расписание дней отдыха составляется с учетом указа Министерства образования. Общая сумма дней, которые отдыхает любой школьник, по регламенту не менее 30 дней, а каждый из периодов — не менее одной недели. Летом ребенку необходимо отдыхать не менее 2 месяцев. Во всем остальном школа свободна, но общероссийского графика придерживаются большинство из них.
Начало учебного года
Начинается учеба у школьников в России традиционно первого сентября, в день, официально объявленный днем знаний. В 2021-м 1 сентября выпал на среду.
Осень
Осенний перерыв обычно самый короткий, и в 2021/2022 он продлится с 25 октября по 3 ноября или с 9 по 13 октября и с 18 по 24 ноября включительно. Например, осенние каникулы 2021–2022 для школьников в СПб начнутся 25 октября и продлятся 10 дней до 3 ноября. Но так как 4 ноября — праздничный выходной день, а последний день учебы в школах при шестидневке — 23 октября (суббота), при пятидневке — 22 октября (пятница), то фактически большинство петербургских школьников будут отдыхать осенью 12-13 дней.
Февральская передышка
На вопрос, есть ли дополнительные каникулы для первоклассников 2021–2022, ответ положительный.
Эта дополнительная передышка в феврале была специально введена для самых маленьких учеников, которым крайне трудно поддерживать работоспособность в течение долгой третьей четверти. А вот с какого числа будут дополнительные каникулы для 1 класса в 2021–2022 году в феврале, определяет образовательное учреждение. Обычно перерыв начинается в середине месяца, например, 15 февраля. Иногда он откладывается на конец февраля и длится до начала марта.
В большинстве школ промежуточные школьные каникулы 2021–2022 проводятся с 14 по 20 февраля.
Весна 2022
Весной дети отдохнут 7-12 дней. Маловато, конечно, но совсем скоро майские праздники!
Продление школьных каникул с 8 ноября 2021 года: Ждать ли школьникам России продление каникул в ноябре 2021 года и будет ли карантин в школах
Ждать ли школьникам России продление каникул в ноябре 2021 года
К огромному сожалению, учебный 2021-2022 год опять полон сюрпризов и изменений из-за пандемии коронавируса. С наступлением осени распространение опасного вируса вновь усилилось, поэтому власти России опять ввели период нерабочих дней. Многие школьники, да и учителя тоже, тревожатся, как поступит правительство, если вирус не перестанет агрессивно атаковать — продолжатся каникулы в ноябре или всех переведут на дистанционное обучение?
Как будут нынче отдыхать школьники России из-за COVID-19
В первые осенние каникулы 2021-2022 учебного года школьники страны будут отдыхать до 7 ноября включительно. Это связано с указом президента России Владимира Путина о нерабочих днях в стране. А вот продлевать каникулы или нет – это уже будут решать власти на местах.
В любом случае администрация школы при объявлении даты каникул должна соблюдать ряд параметров, прописанных в рекомендациях Министерства просвещения Российской Федерации:
любые каникулы для школьников должны начинаться в понедельник, и 2021-2022 год не будет исключением;
длительность периода отдыха не может быть менее семи дней с учетом выходных;
все каникулы учебного года (кроме летних) в сумме должны быть не менее 30 дней отдыха;
летом школьники должны отдыхать минимум два месяца, поскольку в июне могут быть экзамены и практики;
перенос дат допускается не более чем на 2 недели, в любую сторону от дат, изначально установленных в графике работы школы, с обязательным оповещением всех участников образовательного процесса — учителей, детей, родителей.
В Минпросвещения не планируют переводить школьников на дистант после 7 ноября
Министерство просвещения Российской Федерации не планирует вводить в школах страны дистанционное обучение после завершения нерабочих дней. Об этом заявил глава ведомства Сергей Кравцов, передаёт ТАСС.
«Министерство просвещения не планирует переводить школы на дистанционное обучение. С 30 октября по 7 ноября устанавливаются нерабочие дни. Этот период для многих школ совпадает с каникулами», — отметил Кравцов в ходе визита в Первоуральск (Свердловская область).
Глава ведомства при этом добавил, что сроки школьных каникул могут корректироваться в зависимости от начала нерабочих дней в российских регионах. Также, по его словам, министерство не видит необходимости в изменении учебных планов в школах.
Вопрос о продлении осенних каникул у школьников остается открытым
Продлят ли школьные каникулы в ноябре 2021 года? Во всей России меры по предотвращению распространения коронавирусной инфекции постоянно ужесточают. Начало учебного года совпадает с пиком распространения вирусных заболеваний, поэтому в октябре, обычно, наступает обострение. 2021 год не стал исключением – классы и целые школы постепенно закрывают на карантин.
Сейчас наступило время каникул – какие-то учебные заведения ушли на них раньше, какие-то придерживаются установленного графика. Но родителей, учеников и учителей волнует вопрос – продлят ли осенний отдых, или каникулы закончатся в срок?
Когда начинаются осенние каникулы в России и сколько будут длиться в ноябре 2021 года
После двух месяце обучения, школьники, имеющие четвертную программу, уходят на заслуженные каникулы. 2021 года не стал исключением – дети будут отдыхать по установленному графику.
Минпросвещения готовит документ, на основании которого школьники, как и работающее население, будут освобождены от занятий на период с 30 октября по 7 ноября. В это время в России объявлены нерабочие дни. Неделя должна быть приплюсована к основным каникулам учеников.
Уточняется, что если у учащихся предусмотрен иной режим обучения, не четвертной период, то их каникулы все остаются в силе, и период нерабочих дней будет актуален при любой системе обучения.
Президент объявил об организации нерабочей недели 20 октября, обусловив свое решение необходимостью «сбить» волну коронавирусной инфекции, которая этой осенью особенно сильная. Правительство надеется, что совпадение нерабочих дней у работающего населения и каникул у учеников будет приравнено к самоизоляции, значительно сократит контакты между людьми и поможет достичь цели по снижению заболеваемости у россиян.
Что касается увеличения срока каникул – пока точного решения не принято. Скорее всего, регионы будут самостоятельно принимать решение о необходимости введения такой меры, в зависимости от того, пойдет уровень заболеваемости на спад за неделю локдауна, или же ограничения не подействуют.
В случае, если каникулы затянутся, школы будут пересматривать программы обучения, чтобы не пропустить весь запланированный материал.
Будет ли введена дистанционка после каникул – ответ Правительства
Самый логичный способ не выводить детей на учебу в школу после каникул при сохранении неблагоприятной эпидемиологической обстановки — это организация дистанционной формы уроков.
Опыт прошлого года показал, что форма является действенной и вполне рабочей, кроме того, накопившийся опыт поможет этой осенью организовать все с меньшими потерями и еще большей эффективностью.
Однако пока официальных заявлений о принятом Министерством просвещения дистанте в школах после каникул нет. Глава ведомства Сергей Кравцов заявил, что массовым он и не будет. Решать необходимость такой формы взаимодействия учителей и школьников будут региональные власти на местах.
Он еще раз подчеркнул, что ситуации в регионах разные, и опираться следует только на них, следовательно и федерального указа о дистанционном обучении быть пока не может, передает РИА Новости.
Таким образом, вполне может получиться так, что некоторые школы действительно отправятся на заочку сразу после каникул, а какие-то выйдут и продолжат работу в штатном режиме, но с обязательным соблюдением всех санитарных норм.
Нужна ли детям справка после нерабочих дней – мнение представителей Минздрава
Логичным вопросом у родителей, дети которых пропустили школу и другие учебные заведения в период нерабочих дней, становятся необходимость предоставления справки о состоянии здоровья ребенка после длительного отсутствия.
Такие правила установлены практически везде – если ребенок долго не был в учебном учреждении, то необходимо предоставить справку о состоянии его здоровья.
Представители Минздрава объяснили, что, так как отдых является организованным и введен на федеральном уровне, школы и детские сады не должны требовать от родителей справки о здоровье детей.
Однако стоит помнить, что правило это распространяется только на те случаи, когда дети были здоровы и не обращались за подошью в мед учреждения.
Расписание в первом классе
Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10, обучение в первом классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
Расписание звонков в первом классе (пример)
Расписание звонков первых классов (первое полугодие)
Расписание звонков первых классов (второе полугодие)
СанПин также рекомендует при составлении расписания уроков в первом классе чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры. Причем наиболее трудные предметы должны проводить на 2 уроке.
Расписание уроков в первом классе (пример)
Требования к организации учебного процесса в первом классе:
1. Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.
Как правило, большинство учителей начальных классов придерживается мнения о том, что домашнее задание в разумных количествах ученикам не только невредно, но даже необходимо для того, чтобы постепенно привыкать к школьной нагрузке и успешно осваивать школьный материал. Поэтому будьте готовы к тому, что домашние задания в первом классе все-таки выполнять придется.
2. В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.
3. Для посещающих группу продленного дня, необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-х разового питания и прогулок.
К сожалению, этот пункт соблюдают далеко не все школы в силу загруженного графика работы школы и отсутствия помещения для организации сна. В связи с этим обязанность по организации отдыха первоклассника ложится на родителей. Рекомендуем следить за тем, чтобы ваш первоклашка полноценно отдыхал и не гонитесь за результатами – они обязательно порадуют вас, если ваш ребенок полноценно адаптируется в первом классе!
Продлят ли каникулы в школах после локдауна с 7 ноября 2021 года: осенние выходные в России, последние новости
Продлят ли школьные каникулы в ноябре 2021 года? Во всей России меры по предотвращению распространения коронавирусной инфекции постоянно ужесточают. Начало учебного года совпадает с пиком распространения вирусных заболеваний, поэтому в октябре, обычно, наступает обострение. 2021 год не стал исключением – классы и целые школы постепенно закрывают на карантин. Сейчас наступило время каникул – какие-то учебные заведения ушли на них раньше, какие-то придерживаются установленного графика. Но родителей, учеников и учителей волнует вопрос – продлят ли осенний отдых, или каникулы закончатся в срок?
Представители Министерства просвещения сообщили, что в российских школах с 30 октября по 7 ноября 2021 года объявят каникулы. В заявлении сказано, что каникулы будут до 7 ноября 2021 года включительно, то есть, их действительно могут продлить.
Пресс-служба Минпросвещения отметила, что у школьников, которые учатся по четверной системе, каникулы и так выпадают на нерабочие дни. Однако в некоторых субъектах Российской Федерации дети учатся по модульной системе. Эта система подразумевает пять недель учебы и одну — каникул. Таким образом, каникулы должны были бы начаться 15 ноября 2021 года. В этом случае к каникулам по графику добавится нерабочая система.
Никакого дистанционного образования в эти дни не будет. Дети будут отдыхать с родителями, об этом говорится на официальном портале Министерства просвещения. Стоит напомнить, что из-за резкого роста числа инфицированных на территории Российской Федерации период с 30 октября по 7 ноября 2021 года был объявлен нерабочим. Вынужденные выходные будут оплачиваться, людям собираются платить такую же зарплату, как если бы они все это время полноценно работали.
Продлять осенние школьные каникулы в ноябре 2021 года не собираются. По крайней мере на сегодняшний день никакой официальной информации от Минпросвещения РФ нет. Из-за введения локдауна в Москве и нерабочих дней по всей стране, бытует мнение что по окончании этого периода, школьников могут оставить дома еще на какое-то время или перевести на дистанционный формат обучения.
Пока Министерство образования и науки рекомендует вузам на период нерабочих дней перейти на режим дистанционного обучения, школы этого делать не собираются. Сообщается, что «дистанта» после каникул не будет, об этом официально заявили представители Минпросвещения. По их словам, в дистанционном режиме обучения нет необходимости, так как большинство учителей уже прошли процедуру вакцинации от коронавирусной инфекции COVID-19.
В заявлении Минпросвещения сказано, что письма с рекомендациями для учебных учреждений были отправлены директорам, которые уже должны были ознакомиться с ними и подтвердить, что школьники отправляются на каникулы.
Российских школьников не планируется переводить на дистанционное обучение после окончания каникул. Об этом заявил глава Минпросвещения Сергей Кравцов, передает РИА Новости.
Ранее в ведомстве предложили российским школам ввести каникулы раньше 30 октября. По словам замминистра просвещения России Александра Бугаева, подобные меры приходится принимать из-за ситуации с COVID-19.
«В соответствии с указом президента, с 30 октября по 7 ноября устанавливаются нерабочие дни. Этот период как раз для многих школ совпадает с каникулами», — объяснил Кравцов.
Он подчеркнул, что ведомство не видит необходимости в изменении формата обучения школьников из-за того, что срок каникул остается прежним.
Упомянутая информация касается жителей всех регионов России: Рязанская область, Курганская область, Московская область, Псковская область, Новосибирская область, Севастополь, Челябинская область, КБР, Вологодская область, Курская область, Смоленская область, Чувашия, Бурятия, Мурманская область, Самарская область, Астраханская область, Сахалинская область, Калужская область, Санкт-Петербург, Хабаровский край, Владимирская область, Северная Осетия (Алания), Хакасия, Тыва, Магаданская область, Кемеровская область, Кировская область, Воронежская область, Мордовия, Калининградская область, Приморский край, Ульяновская область, Адыгея, ХМАО, Саха (Якутия), Карелия, Удмуртия, Иркутская область, Новгородская область, Волгоградская область, Еврейская АО, Амурская область, Красноярский Край, Крым, Камчатский край, Томская область, Тверская область, Калмыкия, Пермский Край, Нижегородская область, Архангельская область, Ставропольский край, КЧР, Омская область, Ивановская область, Коми, Брянская область, Алтайский Край, Тульская область, Дагестан, Забайкальский край, Костромская область, Липецкая область, Пензенская область, Орловская область, Москва, Тамбовская область, Чукотский АО, Ленинградская область, Татарстан, Белгородская область, Свердловская область, Ростовская область, ЯНАО, Тюменская область, Марий Эл, Башкирия, Саратовская область, Чечня, Оренбургская область, Ингушетия, Ярославская область, Алтай, Ненецкий АО, Краснодарский Край.
Вузы могут перенести каникулы на нерабочие дни и уйти на дистант в 2021 году
«Руководители образовательных и научных организаций вправе осуществить перенос каникул, предусмотренных календарным учебным графиком», — говорится в тексте приказа.
Утром 22 октября Минобрнауки предложило еще два варианта для работы вузов в нерабочие дни. Учебные заведения могут предусмотреть обучение студентов в формате самостоятельной работы или с использованием дистанционных технологий, заявил глава ведомства Валерий Фальков.
В приказе министерства говорится, что при переводе учащихся в формат самостоятельной работы учебные заведения должны обеспечить их соответствующей методической поддержкой. При введении удаленного обучения вузам следует обеспечить качество реализации образовательных программ, отмечается в документе. Также Минобрнауки обязало руководителей образовательных и научных организаций обеспечить бесперебойный доступ обучающихся к электронной информационно-образовательной среде. Для неподведомственных министерству вузов положения приказа носят рекомендательный характер.
Накануне, 21 октября, стало известно, что Минпросвещения после публикации указа Путина начало подготовку документа, согласно которому в российских школах с 30 октября по 7 ноября включительно объявят каникулы. Вводить дистанционное обучение на указанный период ведомство не планирует. У большинства российских школьников, которые учатся по системе четвертей, на нерабочие дни выпадают осенние каникулы, когда заканчивается первая четверть. Таким образом, это решение затрагивает детей, учащихся по другим схемам: например, в Московской области школы работают по модульной схеме, когда у них пять недель учебы, а потом неделя каникул.
Первый раз в первый класс: особенности организации процесса обучения и рекомендации по адаптации первоклассников
Smile19 / Depositphotos.com |
По данным, озвученным Министром просвещения РФ Сергеем Кравцовым на брифинге о готовности системы образования к началу учебного года, в этом году в 39 тыс. школ пойдут 17 млн учащихся, что примерно на 300 тыс. школьников больше, чем в прошлом году. Из них около 2 млн – это первоклассники. Для последних начнется новый период в жизни – им не только предстоит привыкать к новым формам организации учебного процесса, но и придерживаться четкого расписания, соблюдать дисциплину, налаживать социальные связи с педагогами и одноклассниками.
Пока родители первоклассников были заняты сбором своих детей в школу, немногие из них задавались вопросами о том, какая учебная нагрузка ждет их ребенка в первом классе, каким требованиям должны соответствовать помещения, в которых детям предстоит проводить немало времени, как должно быть обеспечено их питание и предусмотрены ли какие-то особенности организации образовательного процесса именно для первоклассников.
Ответы на эти и другие вопросы попробуем найти в законодательных нормах и санитарных правилах, а также в рекомендациях заинтересованных ведомств.
Несмотря на то что в каждой школе – своя специфика, свои уставы и правила, есть ряд общих, обязательных для всех школ, требований, которые должны соблюдаться всеми общеобразовательными организациями, в том числе теми, которые реализуют программы начального общего образования. Это касается вопросов, связанных с:
Об этих требованиях мы рассказывали ранее. Здесь практически нет исключений для обучающихся первых классов, разве что в части:
К первоклассникам частично применимы и общие требования к организации образовательного процесса – например, относительно начала первого урока (не ранее 8.00), недопустимости проведения нулевых уроков и т. п. (п. 3.4.15 СП 2.4.3648-20), продолжительности перемен между уроками – не менее 10 минут, большая перемена (после 2 или 3 урока) – 20-30 минут или вместо одной большой две перемены по 20 минут каждая.
Максимальное количество обучающихся в классе в настоящее время не ограничено конкретным числом – оно определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдения требований к расстановке мебели в учебных кабинетах (п. 3.4.14 СП 2.4.3648-20).
Не менее важным является общее положение о запрете включения расходов на реализацию образовательной программы, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций (например, ремонт, отопление, освещение, водоснабжение и т. д.) в родительскую плату за содержание детей в образовательной организации, имеющей интернат, за осуществление присмотра и ухода за ребенком в группах продленного дня в таких организациях (ч. 9 ст. 66 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; далее – Закон об образовании, Письмо Минобрнауки России от 24 сентября 2014 г. № 08-1346 «О направлении методических рекомендаций по нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня»).
Остальные требования применяются с некоторыми особенностями в отношении обучающихся 1-х классов.
К требованиям, которые применяются к 1-м классам с учетом некоторых особенностей, можно отнести следующие:
Если в общеобразовательной организации осуществляется присмотр и уход в группах продленного дня, то также должны быть созданы условия, включающие организацию полдника, прогулок и дневного сна для детей первого года обучения (абз. 19 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).
Еще в 2000 году Минобразования России совместно с Научно-исследовательским институтом гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, Институтом возрастной физиологии и Центром начального образования Института общего среднего образования РАО выпустило Письмо от 25 сентября 2000 г. № 2021/11-13 с рекомендациями по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы. В нем, в частности, содержатся советы по организации обучения первоклассников в адаптационный период. Речь идет о наиболее напряженном для всех детей периоде адаптации – в течение первого месяца, когда не рекомендуется повышать нагрузку и темп работы, а учителю предлагается быть сдержанным, спокойным, подчеркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить их отношения со сверстниками. «Нецелесообразно вызывать в первые месяцы учебного года к доске детей неуверенных в себе, стеснительных, демонстрировать перед всеми недостатки и ошибки отдельных детей», – говорится в письме.
Специалисты ведомства призывают учителей в период адаптации детей в школе не делать им резких замечаний, не одергивать, а стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях. Они полагают, что в начале обучения учитель должен предоставить каждому ребенку возможность работать в привычном для него темпе и без замечаний типа «Быстрее!», «Задерживаешь всех!» и т. п.
Что касается стиля общения учителя с первоклассниками, то здесь тоже следует учитывать особенности поведения ребенка, связанные с его умением общаться со взрослыми и сверстниками. «Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Нельзя пренебрегать и различными формами невербального общения – обнять ребенка, взять за руку, погладить по голове, дотронуться и т. п.», – подчеркивается в документе.
Требования к выполнению школьных норм поведения рекомендуется вводить постепенно и не в форме указаний, а в форме пожеланий, используя при этом игровые и творческие задания, применяя моделирующую деятельность со схемами, моделями звуков, геометрическими формами, объектами природы и т. п.
В дополнение к указанному письму было выпущено Письмо Минобразования РФ от 20 апреля 2001 г. № 408/13-13, в котором помимо общих рекомендаций по организации уроков в адаптационный период, акцентировано внимание на специфике организации уроков по отдельным предметам – математике, окружающему миру, музыке, изобразительному искусству, труду.
Отметим, задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования. Несмотря на то что указанные письма были разработаны давно и носят не нормативно-правовой, а рекомендательный характер, они не противоречат действующим СанПиН и вполне могут быть применены на практике и сейчас. Ведь эксперты утверждают, что если педагог не будет учитывать трудности адаптационного периода, то это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его психического здоровья.
В соответствии со ст. 66 Закона об образовании начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности. Первоклассникам предстоит освоить азы чтения, письма, счета, получить основные навыки учебной деятельности, познать элементы теоретического мышления, научиться простейшим навыкам самоконтроля, культуры поведения и речи, основам личной гигиены и здорового образа жизни (ст. 66 Закона об образовании). Эти навыки и умения будут закрепляться и в последующих классах начальной школы.
Программа начального общего образования включает три раздела:
Объем обязательной части образовательной программы начального общего образования должен составлять 80% (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20). При ее реализации допускается применение различных образовательных технологий, в том числе электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, модульного принципа представления содержания указанной программы и построения учебных планов, использования соответствующих образовательных технологий. ФГОС допускает также дифференциацию обучения при реализации программы начального общего образования. Речь идет о делении обучающихся на группы и различное построение учебного процесса в выделенных группах с учетом их успеваемости, образовательных потребностей и интересов, психического и физического здоровья, пола, общественных и профессиональных целей, в том числе обеспечивающей углубленное изучение отдельных предметов (п. 20 ФГОС). При этом проведение сдвоенных уроков в 1-х классах запрещено, за исключением уроков физической культуры по лыжной подготовке и плаванию (Таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21).
В целом общий объем учебной нагрузки для первоклассников при 5-дневной учебной неделе не должен превышать 21 часа, а недельный объем внеурочной деятельности – 10 часов. Сама структура урока в первом классе должна быть «дробной», то есть включать несколько, желательно связанных единой темой, видов деятельности. Их количество может варьироваться в пределах 3-7, при этом чередовать их надо каждые 5-7 минут (Таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21).
Регламентирована также плотность урока, то есть отношение времени, затраченного на учебную деятельность, к общему времени, – 60-80%. Обязателен минимум двухминутный перерыв во время занятий для гимнастики (Таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21). В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения (п. 21 ФГОС).
К использованию при реализации образовательных программ начального общего образования допускаются только те учебники, которые входят в специальный Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный Приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254. Этот перечень включает в себя только те учебники, которые прошли экспертизу, проводимую ведомством при участии уполномоченных органов государственной власти субъектов РФ (ч. 5-6 ст. 18 Закона об образовании). Стоит отметить, что он предоставляет достаточно широкий выбор учебников, выпущенных разными издательствами и подготовленных разными группами авторов.
Перечень учебников для начальной школы был обновлен в 2020 году Приказом Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766. Его актуализированная редакция применяется с 13 марта 2021 года.
В части учебников следует также обратить внимание на положения п. 36 ФГОС, который определяет учебно-методические условия реализации программы начального общего образования. В нем закреплена обязанность образовательной организации предоставлять не менее одного учебника из федерального перечня учебников и (или) учебного пособия в печатной форме, допускаемых к использованию при реализации образовательных программ начального общего образования, на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, курсу, модулю. Это относится не только к тем учебникам, которые входят в обязательную часть указанной программы, но и к тем, которые необходимы для реализации программы, формируемой самими участниками образовательных отношений (п. 36.1 ФГОС).
Дополнительно разрешено предоставлять учебные пособия в электронной форме на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, учебному курсу (в том числе внеурочной деятельности), учебному модулю, входящему в обязательную и дополнительную части программы. Кроме того, обучающимся должен быть обеспечен доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (далее – ЭОР), в том числе размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР.
Наконец, необходимыми комплектами учебников и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана должна быть укомплектована и школьная библиотека (п. 36.2 ФГОС). Также в ней нужно сформировать фонд дополнительной литературы, включающий детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию программы начального общего образования.
Что касается веса учебного издания, то для первоклассников он не должен быть больше 300 г, (превышение этого параметра более чем на 10% недопустимо), но учебники, предназначенные для работы только в классе, могут быть и тяжелее – до 500 г, однако на их титульном листе обязательно должно быть указание на специфику использования (п. 197-198 СанПиН 1.2.3685-21). Специфические требования к учебникам для 1-х классов касаются и размера шрифта – при печати текста объемом более 200 знаков на цветном (сером) фоне кегль шрифта должен быть на 2 пункта больше кегля шрифта основного текста, шрифты – из группы рубленых нормального или широкого, светлого или полужирного начертания, а также междусловного пробела – не менее кегля шрифта текста (п. 205 и 208 СанПиН 1.2.3685-21).
Остальные предписания, касающиеся учебных изданий, не отличаются от общих.
Оценки и домашние задания
В части оценки знаний первоклассников имеется существенное отличие от всех остальных школьников – в первом классе обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся (п. 24 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. № 115). Кроме того, по мнению специалистов Минобразования России, выраженному в Письме от 25 сентября 2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы», недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки, смайлики и т. п.).
Допускается только словесная объяснительная оценка – «молодец», «правильно» и т. п. А вот употреблять формулировки «не думал», «не старался», «неверно» при неправильном ответе ученика нельзя, лучше заменять их фразами «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем других» и т. д. Кроме того, недопустимо оценивать темп работы ученика, его личностные качества, особенности психических процессов (памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.). Также обучающихся 1-х классов не могут оставить на второй год.
Что касается домашних заданий, то здесь не все так однозначно. Ранее заинтересованные ведомства придерживались позиции, согласно которой в первом классе школы домашние задания не задаются. Такая позиция содержится, например, в Письме Минобразования РФ от 25 сентября 2000 г. № 2021/11-13. Это же положение прописано в п. 24 вступившего в силу с 1 сентября 2021 года Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. № 115.
Сам же Закон об образовании прямо не регламентирует этот вопрос, хотя он предусматривает, что содержание общего образования определяется основной образовательной программой общеобразовательной организации, которая разрабатывается ею самостоятельно в соответствии с ФГОС и с учетом примерной основной образовательной программы (ст. 12 и 28 Закона об образовании), а также дает педагогическим работникам академические права свободы выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания, право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины или модуля (п. 2-3 ч. 3 ст. 47 Закона об образовании). На основании этих норм можно сделать вывод о том, что вопросы обязательности или необязательности домашнего задания относятся к компетенции самой образовательной организации и ее педагогических работников.
В пользу того, что домашние задания в 1-х классах все-таки возможны, говорит и факт закрепления в СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» продолжительности выполнения домашних заданий и для 1-х классов. На это отводится максимум 1 час.
Дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся и педагогических работников. Применение физического или психического насилия по отношению к обучающимся не допускается (ч. 3 ст. 43 Закона об образовании). Хотя закон разрешает применение к обучающимся мер дисциплинарного взыскания за неисполнение или нарушение устава организации, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к первоклассникам они не имеют никакого отношения. Однако ч. 4 ст. 43 Закона об образовании прямо запрещает применять такие меры к обучающимся по образовательным программам начального общего образования.
Это касается не только замечаний и выговоров, но и отчисления из школы за неоднократное совершение дисциплинарных проступков – его применение допускается только в отношении учеников, достигших возраста 15 лет (ч. 8 ст. 43 Закона об образовании).
Статья 38 Закона об образовании допускает установление организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований к одежде обучающихся, в том числе к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды, знакам отличия, и правил ее ношения. Такие требования должны быть утверждены соответствующим локальным нормативным актом организации, принятым с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей, а также представительного органа работников или обучающихся (при его наличии). Требования к одежде обучающихся устанавливаются в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами госвласти субъектов РФ. Также в регионе могут быть определены особенности обеспечения отдельных категорий обучающихся одеждой за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ.
Отмечается, что решение о введении требований к одежде для обучающихся общеобразовательных учреждений должно учитывать материальные затраты малообеспеченных и многодетных семей. А локальный нормативный акт образовательной организации не должен определять конкретную фирму (организацию, хозяйствующего субъекта), в которой родители обязаны приобрести для ребенка школьную форму (ФАС России «Об установлении требований к одежде обучающихся в общеобразовательных организациях»).
Никаких особенностей в отношении первоклассников нет – так же, как и у других обучающихся, их школьная форма должна соответствовать техническим регламентам Таможенного союза в части биологических и химических требований – гигроскопичности (поглощение водяных паров) и воздухопроницаемости ткани. Материалы школьной формы должны быть устойчивы к потере цвета при воздействии влаги, стирке и сухом трении. Специалисты Роспотребнадзора рекомендуют родителям при выборе школьной формы отдавать предпочтение одежде из натуральных тканей, так как именно такая одежда обладает хорошими гигиеническими свойствами (Информация Роспотребнадзора от 15 августа 2019 г. «О рекомендациях по подготовке школьников к новому учебному году»).
Отметим, согласно Модельному нормативному правовому акту субъекта Российской Федерации об установлении требований к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, сформированному Минобрнауки России и направленному для использования Письмом от 28 марта 2013 г. № ДЛ-65/08, введение единых требований к школьной одежде преследует цели: обеспечения обучающихся удобной и эстетичной одеждой в повседневной школьной жизни; устранения признаков социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися; предупреждения возникновения у обучающихся психологического дискомфорта перед сверстниками; укрепления общего имиджа образовательной организации, формирования школьной идентичности.
Как правило, требования к школьной форме касаются 3-х видов одежды: повседневной; парадной, используемой в дни проведения праздников и торжественных линеек (обычно это повседневная одежда, дополненная светлой сорочкой или блузкой или праздничным аксессуаром); спортивной одежды для занятий физической культурой и спортом. Не исключены и отличительные знаки образовательной организации (класса, параллели) – эмблемы, нашивки, значки, галстуки и т. д. При этом не рекомендуется ношение в образовательных учреждениях одежды, обуви и аксессуаров с травмирующей фурнитурой.
В соответствии с ч. 2.1. ст. 37 Закона об образовании обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях обеспечиваются учредителями таких организаций не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка. Горячее питание финансируется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и иных законных источников финансирования. Для компенсации этих затрат региональным бюджетам могут предоставляться целевые субсидии из федерального бюджета (ч. 5 ст. 37 Закона об образовании). Для питания обучающихся в расписании занятий должен быть предусмотрен перерыв достаточной продолжительности – как правило, это перемена после 2 или 3 уроков продолжительностью 20-30 минут (ч. 2 ст. 37 Закона об образовании, абз. 22 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).
При этом стоит учитывать, что в школах может быть организовано обеспечение обучающихся начальной школы горячим питанием более одного раза в день, предусматривающим наличие горячих первого и второго блюд или второго блюда, организованного по СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения». Напомним, СанПиН определяет количество обязательных приемов пищи в общеобразовательных организациях в зависимости от продолжительности нахождения ребенка в организации: один прием пищи (завтрак или обед) при нахождении в организации менее 6 часов; не менее 2-х приемов пищи (либо завтрак и обед для детей, обучающихся в первую смену, либо обед и полдник для детей, обучающихся во вторую смену) – при продолжительности учебного дня более 6 часов (Приложение № 12 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20). Между тем, СП 2.4.3648-20 предписывают, что возможность организации горячего питания обеспечивается уже при нахождении детей в образовательной организации более 4 часов (п. 1.9 СП 2.4.3648-20).
Питание детей и молодежи может осуществляться с привлечением сторонних организаций, юрлиц или ИП, осуществляющих деятельность по производству готовых блюд, кулинарных изделий и деятельность по их реализации.
Обеспечение питанием несколько раз в день организуется в соответствии с региональными или муниципальными нормативно-правовыми актами и за счет бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и иных источников финансирования, в том числе родительской платы. Специалисты Минпросвещения России подчеркивают, что бесплатное двухразовое питание может быть организовано для школьников льготных категорий, установленных региональными или муниципальными актами по усмотрению регионов или муниципалитетов (Письмо Минпросвещения России от 9 сентября 2020 г. № ГД-1425/09 «О направлении информации»).
Вместе с тем, в Письме от 5 ноября 2020 г. № АН-1889/09 «О направлении разъяснений» Минпросвещения России разъяснило, что нормы об организации бесплатного горячего питания предполагают его обеспечение общеобразовательными организациями и их учредителями непосредственно в образовательной организации, то есть для тех обучающихся, которые находятся в школе. Это означает, что в расчет субсидии на горячее питание не входят ни периоды выходных и праздничных дней, ни каникулярные периоды, ни периоды действия ограничительных мер, в связи с которыми обучающиеся временно переводятся на карантин или дистанционный формат обучения. «Применение иных подходов к организации мероприятий, реализуемых с использованием средств субсидии, по мнению Минпросвещения России, противоречит целеполаганию предоставления бесплатного горячего питания непосредственно в образовательной организации, а также не позволяет обеспечить контроль за целевым характером использования средств субсидии, то есть гарантировать направление соответствующих средств федерального бюджета именно на организацию горячего здорового питания обучающихся 1-4 классов (содержащего сбалансированный набор питательных веществ и микроэлементов, соответствующих требованиям СанПиН», – подчеркивается в письме.
Однако содержится оговорка о том, что указанные ограничения использования средств субсидии не исключают возможностей реализации регионами или муниципальными образованиями мероприятий, предусматривающих иные формы организации питания (выдачу сухих пайков, продуктовых наборов и т. п.) для переведенных на дистанционное обучение или карантин обучающихся начальных классов. Но такие мероприятия должны финансироваться не за счет субсидии, а за счет средств консолидированных региональных бюджетов.
Еще одним возможным вариантом обеспечения младших школьников питанием в период дистанционного обучения может быть включение в контракт на оказание услуг по организации питания условия об обязанности исполнителя обеспечить учеников, переведенных на дистанционное обучение, продуктовыми наборами взамен горячего питания. Положения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» позволяют учреждению-заказчику при описании объекта закупки и составлении проекта контракта включить в него такое условие. И исполнитель будет обязан обеспечить предоставление продуктовых наборов в случае перевода детей на дистанционное обучение по санэпидпоказаниям. Однако здесь опять возникает вопрос о целевом характере использования средств субсидии, расчет которой основан исключительно на количестве учебных дней в году для обучающихся с учетом учебной недели без периодов каникул, выходных и праздничных дней (п. 3-4 Письма Минфина России и Минпросвещения России от 25 мая 2021 г. №№ 24-05-06/40032, АН-942/09).
Татьяна Голикова на состоявшемся 30 августа оперативном совещании Председателя Правительства РФ с вице-премьерами отметила, что в результате реализации мероприятий по обеспечению горячим питанием учащихся 1-4-х классов с 1 сентября такое питание будут получать 7,4 млн учащихся начальных классов в 38,8 тыс. школ страны. На указанные цели в федеральном бюджете на 2021-2023 годы зарезервировано более 183 млрд руб. При этом с начала учебного года увеличен объем субсидий на цели предоставления горячего питания бюджетам 10 регионов страны, которые устранили ранее выявленные недостатки.
Начальное общее образование является одним из уровней образования, который наряду с основным общим и средним общим образованием должны пройти все дети. Этот важный период просто необходим, поскольку согласно ч. 5 ст. 66 Закона об образовании без освоения школьной программы ребенка не допустят к обучению на следующих уровнях образования – в ссузах и вузах.
Несмотря на то что первый класс является лишь маленькой ступенькой на большом пути к знаниям, именно он способен заложить у ребенка стремление к обучению, выработать интерес к получению новых знаний, сформировать такие качества, как старательность, усидчивость, ответственное отношение к учебе, а также наладить социальные связи с педагогами и одноклассниками. В этой связи выполнение законодательных предписаний, сформированных экспертами с учетом психологических и физиологических особенностей и возможностей первоклассников, приобретает особую значимость. И это – не только ответственность руководителей общеобразовательных организаций и педагогического состава, но и родителей, которые не просто вправе, а и обязаны следить за тем, чтобы их дети получали качественное образование, соответствующее нормам федеральных законов, ФГОС и актуальным положениям СанПиН.