до какой даты действует техосмотр
Опубликовано постановление о продлении срока действия диагностических карт
Срок действия диагностических карт, у которых этот срок истекает с 1 февраля по 30 сентября, продлевается на полгода, но не менее, чем до 1 октября. То есть, если карта заканчивает действовать 2 марта, то техосмотр надо будет пройти 1 октября. Если ее срок истекает 30 сентября, то получить новую надо до 30 марта следующего года.
Тем автомобилистам, возраст машин которых достиг четырех лет, придется пройти техосмотр по новым правилам. Но таких не очень много.
Продление карт происходит автоматически. То есть страховщики продадут полис без проблем с указанием номера той карты, что есть на руках.
Однако это постановление не отменяет начала реформы техосмотра, которая стартует с 1 марта. С этой даты вступают в силу поправки в закон о техосмотре, новый порядок его проведения. Диагностические карты становятся электронными, а само диагностирование будет сопровождаться фотофиксацией. Будут делаться две фотографии перед началом диагностики и после. Эти фото вместе с координатами места и временем съёмки будут также вноситься в диагностические карты.
Теперь реформа начнётся, по сути, без автовладельцев, у которых необходимость ехать на пункт ТО отпала до октября.
Решение о переносе сроков было принято из-за опасений, что реформа вызовет транспортный коллапс. Пунктов ТО из-за пропускной способности на всех не хватает. А без диагностической карты невозможно приобрести полис ОСАГО. Без полиса запрещено передвигаться по дорогам. Есть опасения, что пропускной способности пунктов ТО не хватит и на автобусы. В итоге встанет общественный транспорт.
Однако возможность пройти техосмотр до октября остаётся. Благодаря тому, что постановление предусматривает увеличение срока действия диагностических карт на полгода, эффект отложенного спроса сработает мягче. Скорее всего, очереди в октябре на техосмотр будут, но не такие катастрофические, как можно было ожидать, если бы действие всех карт перенесли на 1 октября.
Напомним, что с 1 марта также меняется порядок прохождения техосмотра автобусов. Теперь он будет проводиться с участием сотрудников ГИБДД. Но благодаря этому постановлению, вряд ли владельцы автобусов повезут свои машины на ТО до 1 октября, раз их диагностические карты остаются действующими.
Техосмотр после 1 октября. Водителям объяснили, проходить или нет
На фоне глобальной реформы системы техосмотра многие автомобилисты не разобрались в изменениях. Вопрос о том, надо ли получать диагностическую карту, кому и в какой срок остается одним из самых популярных. Сам техосмотр пока не перевели на добровольную основу, а действие диагностических карт постепенно подходит к концу. Разбираемся, нужно ли сейчас проходить техосмотр, кому, и что делать, если срок действия карты истекает.
Техосмотр заработает по новым правилам с 1 октября? Что это значит и откуда взялась эта дата?
Дата 1 октября 2021 года, до которой нужно отложить переход на новую систему техосмотра с фотофиксацией, впервые прозвучала из уст премьера Михаила Мишустина в феврале и всех запутала.
«Как и в любом деле, на начальном этапе неизбежны разного рода накладки. Например, неравномерное распределение нагрузки, очереди. В условиях, когда ситуация с коронавирусом хоть и улучшается, но пока далека от идеальной, это несет определенные риски, в том числе и для здоровья людей. Считаю, мы не должны этого допустить, — заявлял Михаил Мишустин. — В сложившейся ситуации необходимо отложить срок введения нового порядка техосмотра до 1 октября».
Однако формулировка оказалась неточной, и в МВД внесли свои уточнения. На самом деле имелось в виду следующее:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2021 г. № 275 продлен на 6 месяцев, но не менее чем до 1 октября 2021 года, срок действия диагностических карт, срок действия которых истекает в период с 1 февраля по 30 сентября 2021 года.
То есть всем водителям, у которых именно в этот период истекает срок действия карты, можно прибавлять к нему еще полгода. Таким образом если диагностическая карта действительна до 1 октября 2021 года, к этому сроку можно добавить еще шесть месяцев, и работать она будет до 1 апреля.
Кто должен сейчас проходить техосмотр в любом случае?
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) объяснили: проходить техосмотр по новым правилам обязаны следующие автомобили:
Также техосмотр в обязательном порядке должен проходить грузовой, коммерческий и пассажирский транспорт — то есть любой, который оформлен на юрлицо или же используется для коммерческих целей — например, в такси. Все возможные поблажки касаются исключительно частного транспорта.
Что будет сейчас за непройденный техсмотр? Ведь без него даже продают полисы ОСАГО
Проходить технический осмотр необходимо на официальных пунктах технического осмотра, аккредитованных РСА, предупреждают в ГИБДД. Адреса пунктов технического осмотра размещены в Реестре операторов технического осмотра.
После прохождения процедуры технического осмотра информация передается в Единую автоматизированную информационную систему технического осмотра. Актуальность своей диагностической карты можно проверить на сайте ГИБДД в специальном разделе.
При этом дистанционное предоставление таких услуг незаконно. Что касается штрафов, то автомобилисту теоретически могут выписать штраф 500-800 рублей за отсутствие актуальной диагностической карты. Такие нормы содержатся в ч.1 ст. 12.1 «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке». Впрочем, на деле это сделать проблематично: диагностическая карта не входит в перечень обязательных документов для проверки инспектором ГИБДД.
С 1 марта 2022 года за отсутствие техосмотра будет действовать новый штраф в 2000 рублей, но на фоне планов по отмене техосмотра такая перспектива уже маловероятна. Таким образом, на данный момент наибольшие риски связаны только с возмещениями по ОСАГО в случае ДТП.
В РСА напомнили, что с 22 августа автовладельцы могут приобретать полисы ОСАГО без проверки со стороны страховщика диагностической карты. Однако в случае, если водитель станет виновником ДТП, которое произошло по причине технической неисправности его автомобиля и у него будет отсутствовать действующая диагностическая карта, к такому водителю могут применить регресс со стороны страховой компании (основанием может послужить вывод соответствующей независимой технической экспертизы). То есть весь выплаченный страховщиком ущерб в пользу потерпевшего придется возмещать.
Техосмотр точно отменят? Что про это известно?
Законопроект о переводе техосмотра на добровольный формат сейчас находится в Госдуме — его внесла партия «Единая Россия» 14 сентября. Как ожидает секретарь Генсовета «Единой России» и первый вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак, законопроект оперативно примут в новом созыве, который уже сформирован — на первое заседание депутаты соберутся на 30-й день после своего избрания.
Как объяснили в пресс-службе партии, в случае с частным транспортом техосмотр будет необходим теперь только для автомобилей и мотоциклов старше четырех лет и только при соблюдении определенных условий:
«Вероятность участия легковых автомобилей с техническими неисправностями, но при этом имеющих действующие полисы ОСАГО и прошедших технический осмотр, ДТП составляет 1,1%, мотоциклов — 0,7%, автобусов — 5,6%, грузовиков — 2,07%», — говорится в пояснительной записке к документу.
Инициатива получила полную поддержку правительства в лице премьера Михаила Мишустина. «Правительство поддержит эту инициативу. Практика показывает, что автолюбители сами активно следят за собственной безопасностью. И будет правильным дать им возможность лично контролировать состояние своей машины», — заявлял ранее премьер-министр.
Что говорят в ГИБДД
С идеей отмены техосмотра и лишения этой процедуры обязательного статуса недавно выступили в МВД. В ГИБДД объясняли: в соответствии с ПДД владелец обязан следить за техническим состоянием своей машины, проверять ее перед выездом и обеспечить исправность автомобиля в пути. А международные обязательства России, предусмотренные Венской конвенцией, предписывают обязательное прохождение техосмотра только для автобусов и грузовых автомобилей свыше 3,5 тонн, а также прицепов.
Перевод техосмотра на добровольную основу — не единственные изменения, которые пройдут в рамках реформы. Параллельно Минтранс уже опубликовал законопроект, который заметно сократит список пунктов для проверки на станциях техосмотра. Перечень операций, от которых планируют отказаться, пока пополняется и находится в стадии обсуждения между МВД и Минтрансом.
Учитывая глобальную перестройку системы техосмотра, стоимость этой услуги должна измениться. В ФАС, согласно протоколу одного из заседаний в Минэке, уже разрабатывают новую методику расчета предельного размера платы за прохождение технического осмотра. В ФАС пока эту тему не комментируют.
Техосмотр хотят отменить до конца года, но не для всех. Подробности
Обсуждение изменений правил проведения техосмотра и перевод проверки на добровольную основу для водителей-физлиц подходит к концу. Комитет Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры одобрил 26 октября разработанный «Единой Россией» законопроект о техосмотре.
Как сообщил глава комитета Евгений Москвичев, документ одобрили к рассмотрению в первом чтении и до нового года его примут во втором и третьем чтениях.
Для кого отменят техосмотр
В случае принятия закона, автовладельцы смогут по желанию обращаться за проведением техосмотра. Владельцы частных автомобилей и мотоциклов должны будут проходить техосмотр лишь при постановке на учет — при смене собственника и только в случае, если машина или мотоцикл старше четырех лет. Также техосмотр придется проходить при внесении изменений в конструкцию и замене основных агрегатов. Для всех остальных случаях техосмотр как обязательная процедура отменяется.
По словам Москвичева, обязательный техосмотр для физических лиц следовало отменить уже давно.
«Эта процедура уже не является гарантом безопасности. Владельцы транспортных средств проходят процедуру обязательного техосмотра исключительно для приобретения полиса ОСАГО», — объяснил Москвичев.
В пояснительной записке авторы законопроекта указали на обязанность владельца содержать свой автомобиль в исправном техническом состоянии и не выезжать на дороги при наличии проблем. Такие требования содержатся в ПДД: содержать транспортное средство исправным водитель должен вне зависимости от факта прохождения технического осмотра.
Также в записке приводится статистика участия в ДТП легковых автомобилей и мотоциклов с техническими неисправностями, но при этом имеющих действующие полисы ОСАГО и прошедших техосмотр. Учитывая количество зарегистрированного автотранспорта и аварий, в случае с легковыми автомобилями вероятность попасть в ДТП составляет 1,1%, в случае с мотоциклами — 0,7%, с автобусами — 5,6%, с грузовиками — 2,07%.
Авторы законопроекта объяснили: международные обязательства нашей страны по допуску к эксплуатации транспортных средств, предусмотренные Конвенцией о дорожном движении, предписывают проведение периодических технических осмотров в обязательном порядке для автобусов и грузовых автомобилей, разрешенной максимальной массой свыше 3,5 тонн, а также прицепов к ним.
«Закон не нарушает ни один действующий закон — о регистрации, о техосмотре, о техническом регламенте, законы стран ЕврАзЭс. Мы не нарушаем концепцию, которая говорит о том, что техосмотр должен проходить грузовой и пассажирский транспорт», — заверил Москвичев.
Сейчас вопрос прохождения техосмотра автомобилей затрагивает каждого третьего россиянина. По оценке «Единой России» в год проводится примерно 30 млн процедур по техосмотру — после изменений их количество упадет до 6-8 млн в год. По официальным данным, в России около 49 млн легковых автомобилей и мотоциклов. При этом 27 млн машин — моложе десяти лет.
Какие автомобили сейчас должны проходить техосмотр
До принятия изменения в силу проходить техосмотр обязаны следующие автомобили:
Также техосмотр в обязательном порядке должен проходить грузовой, коммерческий и пассажирский транспорт — то есть любой, который оформлен на юрлицо или же используется для коммерческих целей — например, в такси. Эти виды транспорта изменения вообще не коснутся.
«Владельцы парков такси, автобусов, грузовых автомобилей все так же будут обязаны регулярно проходить техосмотр на специализированных технических станциях. Здесь необходим усиленный контроль, от него никто не отказывается, техосмотр для коммерческого транспорта будет, как и прежде обязательным», — уточнил Москвичев.
Сейчас за отсутствие техосмотра автомобилисту теоретически могут выписать штраф 500-800 руб. за отсутствие актуальной диагностической карты. Такие нормы содержатся в ч.1 ст. 12.1 «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке» КоАП России. На деле это сделать проблематично: диагностическая карта не входит в перечень обязательных документов для проверки инспектором ГИБДД.
Есть ли штраф за езду без техосмотра
С 1 марта 2022 года за отсутствие техосмотра будет действовать новый штраф в 2000 руб., но на из-за планов по отмене техосмотра перспектива быть наказанным туманна. Теоретически наказание будет касаться только тех, кто при покупке автомобиля старше четырех лет не получил новую диагностическую карту. При этом поставить машину на учет в ГИБДД без нее попросту не получится.
Также штрафы могут выписать тем, кто не прошел техосмотр после внесения изменений в конструкцию, но дорожные камеры распознать это обстоятельство вряд ли смогут. Таким образом, на данный момент наибольшие риски связаны только с возмещениями по ОСАГО в случае ДТП. Пока страховщики предупреждают, что в случае совершения ДТП, к которому привела неисправность автомобиля без пройденного техосмотра, к виновнику могут применить регресс.
Как будут проводить техосмотр по новым правилам
С 1 марта 2021 года карты техосмотра начали оформлять исключительно в электронном виде, а заезд и выезд автомобиля с сервиса начали фотографировать. Результаты и данные диагностической карты хранят в базе ЕАИС ТО, которая принадлежит МВД. Появился и регламент длительности процедуры: легковой автомобиль нужно осматривать не более 30 минут (время умножается на повышающий или понижающий коэффициент в зависимости от года выпуска машины). Подписывать документы обязали ответственных экспертов личной электронной подписью.
При этом количество проверяемых параметров на техосмотре планируется сократить. Так, в действующей редакции закона «О техническом осмотре транспортных средств» список пунктов для проверки на станциях техосмотра состоит из 82 параметров. После обсуждений с профессиональным и экспертным сообществом в Минтрансе предложили сократить этот перечень до 59.
В свою очередь в МВД представили свое видение прохождения процедуры техосмотра. Там предлагают отказаться от проверки комплектации автомобилей:
Теперь же в МВД добавили новые параметры, от которых хотят отказаться при проведении техосмотра. В ведомстве считают возможным:
О том, что в МВД планируют перевести техосмотр на добровольную основу, сообщал глава ГИБДД России Михаил Черников. При этом он не исключал, что, если водители все-таки решат пройти эту процедуру добровольно, страховым компаниям стоило бы предоставить им скидки на ОСАГО. Также дополнительным стимулом стало бы снижение транспортного налога. Сами страховщики выступили категорически против предложения о скидках.
Где проходить техосмотр
В свою очередь операторы пунктов технического осмотра (ПТО) предупредили, что не будут проходить аккредитацию для продолжения работы в 2022 году в случае перевода процедуры на добровольную основу. По оценке Гильдии операторов технического осмотра при Московской торгово-промышленной палате, сокращение количества ПТО обернется проблемами как для коммерческого транспорта, так и для частных владельцев легковых автомобилей.
По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), на 1 марта в России зарегистрировано 5168 пунктов техосмотра. Чтобы продолжить работу по новым требованием с учетом проведенной реформы, всем им необходимо пройти аккредитацию. Без нее пункты будут работать только до 1 марта 2022 года, после чего выдавать диагностические карты операторы без аккредитации не смогут. При этом на 14 октября всего 415 организаций подали заявление на проведение проверки и получения аккредитации: это примерно 8% от общего количества пунктов. Одобрение на тот момент получили всего 53 пункта и еще по 19 заявкам решение не принято.
На текущий момент действующих ПТО достаточно, чтобы обеспечить потребность прохождения техосмотра для физлиц и юрлиц. Однако будет ли их достаточно к 1 марта 2022 года, страховщики сомневаются.
Водителям объяснили, как проходить техосмотр с 1 октября
В пятницу, 1 октября, истекает срок действия продления диагностических карт, которые заканчивались в период с 1 февраля по 30 сентября 2021 года. Водителям, у которых срок действия карт истекает именно в этот период, необходимо прибавлять к нему полгода. Это и будет считаться фактической датой окончания действия диагностической карты, объяснили Autonews.ru в Российском союзе автостраховщиков (РСА).
К примеру, если карта действовала до 30 июня 2021 года, то техосмотр необходимо пройти не позднее 30 декабря нынешнего года. Если же диагностическая карта закончилась 1 февраля, то документ уже 1 октября будет считаться недействительным — владельцу в любом случае придется проходить процедуру.
Кроме того, техосмотр обязаны будут пройти новые автомобили, достигшие возраста четырех лет, у владельцев которых возникла обязанность обзавестись первой для этой машины диагностической картой.
В РСА напомнили, что с 22 августа 2021 года договор ОСАГО можно оформить без подтверждения пройденного технического осмотра. При этом в организации подчеркнули, что в случае аварии из-за неисправности машины страховая компания вправе выставить регрессивное требование виновнику ДТП.
Кроме того, техосмотр может стать необязательным для физических лиц уже до конца нынешнего года. Соответствующий законопроект внесли на рассмотрение в Госдуму в середине сентября. Исключение планируют сделать только для автомобилей и мотоциклов старше четырех лет при их постановке на учет, а также при внесении изменений в конструкцию или замене основных компонентов.
Техосмотр 2021: новые правила, тарифы и штрафы за отсутствие
Содержание
Зачем нужен техосмотр автомобиля?
Технический осмотр автомобиля — это обязательная процедура, регламентируемая законом «О техническом осмотре транспортных средств», принятым в 2011 году [1]. При техосмотре в машине ничего не меняют и не регулируют, а лишь проверяют ее исправность.
Производить подобные действия с автомобилем могут лишь аккредитованные государством организации, которые по результатам осмотра оформляют диагностическую карту. В ней фиксируется состояние всех важных узлов и агрегатов машины в момент проверки, а также дается заключение об исправности машины.
Технический осмотр должен проходить каждый автомобиль, а его периодичность зависит от возраста машины и ее назначения. Диагностическая карта понадобится владельцу при оформлении полиса ОСАГО. Страховые компании не имеют права заключать договор в отношении машин, у которых нет официального подтверждения исправности в виде диагностической карты.
Новые правила техосмотра в 2021 году
С недавних пор правила прохождения техосмотра изменились. Новые правила прохождения технического осмотра автомобилей были утверждены президентом Владимиром Путиным еще осенью 2019 года [2].
Операторов обязали фотографировать процедуру, сотрудникам ГИБДД разрешили аннулировать старые и нелегальные диагностические карты, а владельцам автомобилей позволили приезжать на сервис реже, но ввели штраф за езду без техосмотра. Все эти нововведения должны были заработать летом 2020 года, однако пандемия коронавируса внесла свои коррективы.
Из-за введения режима самоизоляции и закрытия сервисных центров многие автомобилисты остались без техосмотра, а сервисные центры во многих регионах были закрыты. Власти быстро нашли решение — водителям временно разрешили оформлять полиса ОСАГО без диагностических карт. А все новые правила прохождения техосмотра перенесли на весну 2021 года.
В итоге новые правила техосмотра вступили в силу с 1 марта 2021 года [3], однако запланированный на начало весны переход на новую систему техосмотра перенесли на 1 октября 2021 года. Об этом на заседании правительства сообщил его председатель Михаил Мишустин.
Ожидалось, что уже этой весной карты техосмотра будут оформлять исключительно в электронном виде, а заезд и выезд автомобиля с сервиса начнут фотографировать. Результаты и данные диагностической карты должны были начать хранить в базе, принадлежащей МВД. Появился и регламент длительности процедуры: легковой автомобиль нужно осматривать 30 минут (время умножается на повышающий или понижающий коэффициент в зависимости от года выпуска машины). Подписывать документы обязали ответственных экспертов личной электронной подписью.
Как часто нужно проходить техосмотр в 2021-м?
Самое главное изменение — это полное освобождение от необходимости проходить технический осмотр легковым автомобилям младше четырех лет. В прежних правилах этот возрастной порог составлял три года. Владельцы автомобилей возрастом от четырех до десяти лет будут обязаны проходить техосмотр один раз в два года. В старом законе такое требование распространялось на автомобили от трех до семи лет.
Наконец, автомобили старше десяти лет должны будут проходить процедуру техосмотра ежегодно. Причем все эти нововведения также касаются мотоциклов, прицепов, полуприцепов и грузового транспорта массой до 3,5 тонны. Однако для автомобилей такси, как и прежде, обязательное посещение пункта ТО будет ежегодным вне зависимости от возраста машины.
Также ежегодно на техосмотре будут проверять автобусы, грузовики массой свыше 3,5 тонны и учебные автомобили возрастом младше пяти лет. Если возраст подобных машин будет превышать пять лет, то техосмотр им полагается проводить каждые полгода. Раз в шесть месяцев будут проходить ТО автомобили такси старше пяти лет.
Правила техосмотра | ||
Было | Стало | |
Первый техосмотр | Через 3 года после покупки нового автомобиля | Через 4 года после покупки нового автомобиля |
Второй техосмотр | Еще через 2 года | Еще через 2 года |
Третий техосмотр | Еще через 2 года | Еще через 2 года |
Четвертый и последующие техосмотры | Ежегодно | Еще через 2 года |
Пятый и последующие техосмотры | Ежегодно | Ежегодно |
Какие штрафы предусмотрены за отсутствие техосмотра?
Под штраф попадут те, кто приобретает диагностические карты в интернете или вовсе передвигается без нее. Размер штрафа составляет 2 000 рублей, а само нарушение будет фиксироваться не только сотрудниками ГИБДД, но и наружными камерами по госномеру автомобиля. Однако в таком случае штраф за езду без диагностической карты будет приходить не чаще, чем один раз в сутки.
Также в новом законе предусмотрена ответственность для операторов технических станций и сотрудников страховых компаний. За выдачу диагностической карты без реальной проверки автомобиля предусмотрен штраф, сумма которого может составить от 5 до 300 тыс. рублей в зависимости от того, кого признают виновным — конкретного сотрудника, группу должностных лиц или всю организацию как юридическое лицо.
Кроме того, для фирм, предлагающих диагностические карту с техосмотром, но не имеющих для этого соответствующей аккредитации, предусмотрена уголовная ответственность. Их могут привлечь за нарушение статьи 171 УК РФ, которая предполагает наказание за незаконное предпринимательство.
Где пройти техосмотр?
Раньше техосмотр производили особые сотрудники в структуре ГИБДД, а в специальных отделениях для этого было установлено необходимое оборудование.
Затем эта функция была передана в частные организации — специализированные сервисы, официальные дилеры автомобильных марок и даже независимые сервисы, занимающиеся ремонтом автомобилей или мотоциклов. Однако после вступления в силу новых правил техосмотра техосмотр смогут производить лишь специализированные центры, получившие государственную аккредитацию.
Самое главное, на что нужно обратить внимание при прохождении техосмотра, это наличие аккредитации у пункта технического осмотра. Ее выдают при условии, что у фирмы есть необходимое оборудование, а ее сотрудники обладают соответствующим компетенциями.
Список аккредитованных станций опубликован на официальном сайте Российского союза автостраховщиков. Но перед прохождением технического осмотра вы также можете лично убедиться в наличии аккредитации у пункта, поскольку имеет право потребовать от организации документ, подтверждающий аккредитацию.
Сколько стоит техосмотр в 2021 году?
Власти каждого региона самостоятельно устанавливают максимальные тарифы за услугу прохождения технического осмотра, но при этом в каждом конкретном пункте она может быть ниже этой отметки.
Например, в Москве оформление диагностической карты на легковой автомобиль должно обойтись не более чем в 720 рублей, в Петербурге — 880 рублей, в Дагестане — 304 рубля, а на Чукотке и Сахалине 940 и 1060 рублей соответственно.
Кроме того, цена технического осмотра также зависит от вида транспортного средства, однако для легковых автомобилей категории B массой не более 3,5 тонны, она практически нигде не превышает 1000 рублей.
Можно ли пройти техосмотр онлайн?
Пройти технический осмотр онлайн невозможно. Любое подобное предложение в интернете — незаконно. Такие «пункты техосмотра» вышли на новый уровень после запуска новой системы с 1 марта 2021 года.
Начиная с этой даты, автомобили должны в обязательном порядке заезжать на пункты техосмотра, где их фотографируют до и после процедуры — не ранее, чем через 30 минут. Поскольку многие водители еще ни разу не проходили обязательную диагностику и не разобрались в системе, этим воспользовались мошенники. Они начали предлагать водителям гарантированное оформление диагностических карт разными способами: от формального заезда на сервис для фотографирования и оформления онлайн с якобы внесением в официальную базу ЕАИСТО МВД.
Зачастую в таких «серых» техцентрах говорят людям, что фотографии якобы нужно будет делать только с 1 октября 2021 года, поэтому до этого момента можно успеть оформить документ на два года. Иные предлагают приехать на СТО и оставить машину для съемки на 30 минут. Некоторые другие станции просят прислать фотографии чистой машины и при помощи фотошопа вставляют их в снимки на фоне пункта техосмотра. Но это обман, и в систему такие данные не попадают.
«Важно знать, что, если изначально водителю предлагают не приезжать на техосмотр, это точно мошенничество», — рассказал Autonews.ru директор ООО «ПТО 878 БАМ» Олег Рогачев.
Также он отметил, что ему знакома схема с фотографированием машины. Эксперт пояснил, что желающим сэкономить время, скорее всего, выдадут «серые» карты, которые в ГИБДД вычислят и аннулируют. Это в свою очередь может обернуться проблемами со страховкой и штрафами.
Водителей должна насторожить и слишком высокая цена за услугу — выше установленного в регионе тарифа. Например, в Москве такой тариф составляет 720 рублей. «Есть те, кто просит и по 2000-2500 рублей. Но это чаще всего это обман», — уверен Рогачев.
По словам эксперта, любые подозрения инспектора ГИБДД могут стать основанием для того, чтобы данные о странной карте и автомобили попали в отдел дознания, где начали бы следственные действия.
«Есть плановые проверки, могут быть выборочные проверки по жалобам, да и просто при рядовой проверке на дороге инспектор может увидеть неучтенные изменения в конструкции и при этом действующую диагностическую карту. Водителям придется отвечать, почему у них, к примеру, стоит газобаллонное оборудование и другой двигатель, а в диагностической карте таких данных нет. Дальше возбуждается дело, аннулируется карта, а машину могут даже снять с регистрации», — предупредил генеральный директор аккредитованного испытательного центра «Услугиавто» Юрий Пархоменко.
Более подробно о схемах мошенничества с техосмотром можно прочитать в нашем расследовании.
Какие документы нужны для техосмотра?
Для прохождения технического осмотра в 2021 году понадобятся следующие документы:
Как подготовить автомобиль к техосмотру?
Для подготовки машины к техосмотру необходимо провести ревизию всех основных узлов и агрегатов. Помимо исправной силовой установки, ходовой части и тормозной системы надо уделить внимание электрике автомобиля, а также устройствам пассивной и активной безопасности.
В первую очередь следует обратить внимание на ремни безопасности. Ремни, которые плохо защелкиваются или предусмотрены конструкцией, но отсутствуют, станут помехой для прохождения техосмотра. Если хотя бы один ремень в машине, включая задние, не застегивается — автомобилю поставят незачет.
Другой важный нюанс — исправность светотехники. Фары должны светить ровно и прямо, по установленным параметрам. Дело в том, что со временем из-за тряски на плохих дорогах настройки фар сбиваются и световой пучок начинает светить вниз.
Исправить небольшие отклонения довольно легко — на каждой фаре есть специальные регуляторы. На станциях техобслуживания за машину среднего класса возьмут 500-1000 рублей и откалибруют фары с помощью измерительных приборов.
Кроме того, фары должны светить не только правильно, но и ярко. У многих машин с пробегом светопропускаемость фар со временем падает. Выходом может стать полировка плафонов. Важно также, чтобы в блоках осветительных приборов горели все лампочки, предусмотренные конструкцией.
Из системы пассивной безопасности полностью комплектны должны быть и подголовники кресел. Многие снимают подголовники с задних сидений или даже со всего заднего ряда целиком, чтобы удобнее перевозить различные грузы и забывают вернуть их на место. Однако машине хотя бы без одного подголовника, предусмотренного конструкцией, техосмотр не пройдет.
Другой немаловажный аспект — это ветровое стекло. Все повреждения стекла от 10 см считаются трещинами. Если большой скол или трещина попадут в зону действия щеток стеклочистителя со стороны водителя и будут создавать помеху хорошему, то техосмотр не пройти.
Также очень важно соблюсти размерность колес, которые производитель разрешает ставить на ту или иную модель, указанную в табличке на внутренней части кузова. Ставить колеса другого диаметра или, тем более разные, не допускается. Также если окажется, что шинам больше 10 лет, то специалист машину забракует.
Кроме того, в автомобиле должны лежать огнетушитель и аптечка. Причем все препараты в последнем должны быть свежими. Сотрудники ПТО могут заглянуть в коробку и проверить срок годности лекарств.
Что еще надо знать о техосмотре в 2021 году?
Будет не лишним проверить полученную диагностическую карту по общедоступным базам. Ведь эксперты предупреждают, что мошенники пользуются еще и тем, что проверить, действительна ли оформленная карта, водителю крайне сложно: гарантии, что карта настоящая, могут дать только на официальных пунктах.
«Дело в том, что сейчас на сайте ГИБДД такие данные доступны только по документам, оформленным до 1 марта 2021 года. В ГИБДД сейчас объединяют старую и новую базу данных, это непросто потому, что методики оценки применялись разные. Этот процесс хотелось бы ускорить, потому что злоупотреблений очень много», — рассказал Autonews.ru директор ООО «ПТО 878 БАМ» Олег Рогачев.
Например, клиентам демонстрируют результат при помощи подставных сайтов ЕАИСТО: предлагают ввести там номер выданной карты и получают якобы официальное подтверждения.
Впрочем, чтобы выбрать действительный пункт техосмотра, вновь лучше изначально пользоваться сайтом Российского союза автостраховщиков. Это дает гарантию, что оформленную карту никто не аннулирует.
Кроме того, со сложностями при прохождении техосмотра могут столкнуться владельцы праворульных автомобилей. Речь в первую очередь идет об автопарке дальневосточного региона, где импортные модели из Японии с правым рулем особенно популярны. Но риск не получить диагностическую карту есть и у владельцев таких машин в любых других регионах.
Основная причина — фары головного света таких машин. У моделей с правым рулем они отличаются и могут быть опасны для встречных водителей и пешеходов.
«Дело в том, что их оптика работает зеркально. Она освещает обочину при левостороннем движении и без перенастройки ослепляет водителей на встречной полосе», — рассказал Autonews.ru эксперт в области установки оптики Дмитрий Кузьмин.
Привести работу фар в соответствие европейским нормам стоит около 40 000 рублей. Впрочем, после этого обязательно нужно официально зарегистрировать изменения в конструкцию в специализированной лаборатории и получить необходимые документы в ГИБДД. И только после этого пройти техосмотр и получить диагностическую карту.
Кроме того, директор аккредитованного испытательного центра «Услугиавто» Юрий Пархоменко в беседе с корреспондентом Autonews.ru рассказал, что у него накопилось много вопросов к испытательным лабораториям на Дальнем Востоке, которые все последние годы выдавали необходимые свидетельства на ввозимые праворульные автомобили с опасными фарами.
«Я много ездил по региону и постоянно встречал слепящие меня машины, это действительно очень неприятно, — вспомнил Пархоменко. — А сейчас получается, что уже нет вариантов не проверять, работать лаборатории должны жестко. Так что сейчас покупать такие автомобили большой риск — без заверенной переделки их просто не оформить. Тут либо доплачивать 50 тыс. рублей за фары, либо продавать обратно».
Почему техосмотр хотят отменить и для кого?
В августе 2021 года стало известно, что МВД планируют оптимизировать процедуру технического осмотра и исключить из нее ряд обязательных параметров для проверки.
В МВД предлагают отказаться от проверки следующих пунктов:
Также в МВД предложили рассмотреть вопрос об отмене обязательного технического осмотра для легковых автомобилей и мотоциклов, принадлежащих физическим лица.
«Обязанность владельца по исключению из эксплуатации технически неисправного автомобиля вытекает из положений ПДД: водитель транспортного средства перед выездом обязан проверить и в пути обеспечить его исправное техническое состояние, вне зависимости от факта прохождения технического осмотра», — считают в МВД.
В качестве мер стимулирования владельцев указанных категорий транспортных средств к добровольному прохождению процедуры предлагают предусмотреть понижение ставки по транспортному налогу, а также снижение стоимости полиса ОСАГО.
Когда отменят техосмотр
Техосмотр может стать необязательным уже до конца 2021 года. Это следует из законопроекта, который партия «Единая Россия» внесла в Госдуму 14 сентября. Как объяснили в пресс-службе партии, в случае с частным транспортом техосмотр будет необходим теперь только для автомобилей и мотоциклов старше четырех лет и только при соблюдении определенных условий:
«Инициатива распространяется только на физических лиц и сократит количество техосмотров с 30 до 6-8 миллионов в год. Документ получил поддержку Правительства и может быть принят до конца текущего года», — сообщили в пресс-службе партии.
Если изменения одобрят, в обязательном порядке получать диагностическую карту придется только новому владельцу автомобиля после его покупки. И только в случае, если машина будет старше четырех лет.
Таким образом, штраф в 2 тысячи рублей, который начнет действовать с 1 марта 2022 года за отсутствие диагностической карты, частных автомобилистов уже не затронет.