до какой стоимости материалы не являются основными средствами

ФСБУ 6/2020 Основные средства: рекомендации к применению

до какой стоимости материалы не являются основными средствами. Смотреть фото до какой стоимости материалы не являются основными средствами. Смотреть картинку до какой стоимости материалы не являются основными средствами. Картинка про до какой стоимости материалы не являются основными средствами. Фото до какой стоимости материалы не являются основными средствами

Приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н утвержден Федеральный стандарт бухгалтерского учета 6/2020 «Основные средства». Вообще он вступает в силу с 1 января 2022 года. Однако организация может принять решение о его применении до указанного срока, то есть и с 2021 года.

По сравнению с действующим ПБУ 6/01(который утратит силу с 01.01.2022) новый Стандарт как вводит много новых понятий, так и дает организации большую свободу действий в той или иной ситуации.

Поэтому, по моему мнению, можно часть положений ввести в действие уже с 2021 года, а с чем-то подождать и до 2022 года (или не применять их вообще).

Все «фишки» нового ФСБУ в рамках одной публикации разобрать достаточно сложно, поэтому предлагаю вниманию читателей разбор только нескольких нововведений, которые (опять-таки по моему мнению) можно применять уже с 2021 года, закрепив это в своей учетной политике.

Термин «основные средства»

В части определения самого термина «основное средства» ничего нового, по сравнению с тем, что уже имеется, не дано.

Добавлено, правда, что данный актив должен иметь материально-вещественную форму (подп. «а» п. 4 ФСБУ 6/2020), однако к чему дано такое уточнение, не совсем понятно. Ведь испокон веку другой формы у основных средств не имелось, и иметься не может.

Возможно, что при разработке этого ФСБУ и при планировании последующих у авторов были какие-то мысли на перспективу, но нам сие не ведомо*.

*После ухода начальника отдела методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности Минфина России пока еще неизвестно (по крайней мере на дату подготовки материала в печать), кто займет эту вакансию**.

**Как автору на днях заявили в дружеской беседе: — А кто пойдет на такую зарплату?

Но уже есть мнение (неофициальное), что столь стремительное и неуклонное приближение российского бухучета к международным стандартам следует немного притормозить. И есть вероятность, что в уже принятые ФСБУ будут вноситься изменения. Хорошо это, или плохо, и к чему это в итоге приведет, пока не ясно.

Лимит стоимости

Но вернёмся к ФСБУ 6/2020. Организация, которая начнет по нему работать, будет самостоятельно определять лимит стоимости, выше которого актив признается основным средством, а ниже — оборотным активом (инструментом, хозяйственным инвентарём и т. п.) (п. 5 ФСБУ 6/2020).

Какое экономически обоснованное решение примет по этому вопросу руководство организации, такое и будет правильным. И никто не вправе будет заявить, что оно (это решение) неверное.

И, исходя из принятого руководством решения, возможны следующие варианты.

Первый.Решено установить лимит стоимости основных средств в сумме, равной 100 тыс. руб.

Таким образом, по активам, приобретенным после начала применения ФСБУ 6/2020, исчезнет разница между их отражением в регистрах бухгалтерского учета и для целей налогообложения прибыли.

И бухгалтеру не нужно будет возиться с начислением отложенных налоговых обязательств, а затем с их погашением при приобретении различного инвентаря, инструментов, и других, относительно недорогих активов стоимостью от сорока до ста тысяч рублей.

И даже если наши законодатели через год, или там через два, опять повысят лимит стоимости основных средств для целей налогообложения прибыли, никто не может запретить организации самостоятельно сделать тоже самое.

Для организаций малого и среднего бизнеса, это, возможно, оптимальный выход.

Но при этом следует учесть, что балансовая (в девичестве — остаточная) стоимость основных средств ниже нового установленного лимита должна быть списана в порядке единовременной корректировки на нераспределенную прибыль (п. 49 ФСБУ 6/2020).

Допустим, что организация приняла решение применять положения ФСБУ 6/2020 с 01.01.2021.

В ноябре 2020 были приобретен (и введен в эксплуатацию) объект основных средств стоимостью 72 тыс. руб. (без учета НДС), которому был установлен срок полезного использования 2 года (24 месяца).

Для целей налогообложения прибыли в ноябре же его стоимость была списана на расходы. Это привело к начислению отложенного налогового обязательства в размере 14 400 руб. (72 000 руб. Х 20%).

Таким образом, принятие в ноябре к учету этого объекта следует отразить проводками:

С декабря в регистрах бухгалтерского учета будет начисляться амортизация по этому объекту по 3000 руб. (72 000 руб. : 24 мес.) в месяц.

Одновременно следует на 600 руб. (3000 руб. х 20%) восстановить начисленное месяцем раньше отложенное налоговое обязательство проводкой:

Таким образом, по состоянию на 31.12.2020 остаточная (а с 01.01.2021 — балансовая) стоимость этого объекта будет равна 69 000 руб. (72 000 руб. — 3000 руб.), а величина ОНО по нему — 13 800 руб. (14 400 руб. — 600 руб.).

И одними из первых проводок за январь будут:

И так нужно будет поступить по всем приобретенным в 2019-2020 году недорогим основным средствам (дешевле 100 руб.), стоимость которых еще не была перенесена на расходы по состоянию на 31.12.2020.

От такой корректировки могут себя освободить только организации, имеющие право на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая составление упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности, то есть субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить обязательный аудит (п. 51 ФСБУ 6/2020).

Они будут учитывать подобные объекты, еще не полностью самортизированные, как основные средства.

Кроме того, надо будет еще и прикинуть, как такой вариант (особенно когда большинство закупаемых средств труда в организации приходится на этой ценовой сегмент: 40 тыс. руб. — 100 тыс. руб.) отразится на стоимости чистых активов к концу года. А чистые активы — это и сумма начисленных и выплаченных дивидендов, и красивый баланс для банка, в котором надо получить кредит. и много чего ещё.

Второй. Руководство организации принимает решение оставить для новых основных средств тот же самый лимит — 40 тыс. руб., или, допустим, увеличить его до 60-ти, или там, до 80-ти тыс. руб.

Возможно, что это решение для данной конкретной организации экономически целесообразно по целому ряду причин.

У бухгалтерии забот в этом случае прибавится. Кроме корректировки по объектам, которые перестанут быть основными средствами, надо будет вести обособленный учет объектов, стоимостью 60 (или 80)-100 тыс. руб.,

Но не всегда то, что удобно для бухгалтерии, выгодно для организации.

Третий (чисто теоретический, но все же). Организация принимает решение установить лимит стоимости основных средств в сумме, превышающей установленный лимит для целей налогообложения, допустим 120, или там 150 тыс. руб.

Вот здесь количество проблем резко вырастет.

Возникает (и довольно много) лиц, задающих вопрос: — а с какого перепуга вы приняли такое экзотическое решение? И если от просто любопытствующих можно отмахнуться, и попросить не совать нос в дела организации, то от банка, инвесторов, аудиторов, а то ещё и налоговиков просто так отделаться уже не получится.

Так что, еще раз повторим, это вариант больше теоретический, но он тоже не запрещен. И какой из рассмотренных выше двух (или двух с половиной) выбрать — на усмотрение руководства организации.

Со стоимостью вроде разобрались. Идем дальше.

Срок полезного использования объекта основных средств

Это период, в течение которого его использование будет приносить экономические выгоды (доход) организации (п. 8 ФСБУ 6/2020).

Для отдельных объектов основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), которое организация ожидает получить от использования объекта основных средств (там же).

И, согласно п. 9, срок полезного использования определяется из:

По большому счету, существенной разницы между определением срока полезного использования в ФСБУ 6/2020 и в ПБУ 6/01 (п. 4 и п. 20) я не обнаружил. Да, есть некоторые стилистические отличия, но не более.

На мой взгляд, большинство организаций, как и раньше, за руководство к действию будут брать Классификацию основных средств, утвержденную постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1. Напрямую в ФСБУ 6/2020 об этом не сказано, на раз не запрещено, значит — разрешено.

Хотя ничто не мешает воспользоваться и другой информацией — рекомендациями изготовителей, документально подтвержденным и технически обоснованным заключением комиссии по основным средствам, и т.д.

Учет объектов основных средств

Принятие объекта к учету производится на основании распорядительного документа. За образец, как и раньше, можно взять Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) или Акт о приеме-передаче здания (сооружения), формы которых (ОС-1 и ОС-1а) были утверждены постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7.

И в очередной раз обращаю внимание, что оформлением указанных документов должна заниматься не бухгалтерия, а соответствующие инженерно-технические службы организации. Это в их компетенцию должна входить оценка технического состояния приобретенного (созданного) объекта, степени пригодности его к эксплуатации, срока полезного использования и пр.

Единицей учета объектов основных средств, как и ранее, является инвентарный объект (п. 10 ФСБУ 6/2020). Больших разниц в определении этого понятия по сравнению с данным в п. 6 ПБУ 6/01 также выявить не удалось.

И точно так же при наличии у одного объекта основных средств нескольких частей, стоимость и сроки полезного использования которых существенно отличаются от стоимости и срока полезного использования объекта в целом, каждая такая часть признается самостоятельным инвентарным объектом.

Такая ситуация, к примеру может возникнуть, при принятии к учету какого-нибудь супернавороченного компьютера (для графических, верстальных, монтажных и т.п. работ), для работы с которым понадобятся еще монитор, клавиатура и пр.

И монитор с клавиатурой, стоимость которых в десятки раз меньше стоимости системного блока, можно принять к учету, как отдельные инвентарные объекты, точнее, как хозяйственный инвентарь.

Можно привести еще не один пример комплексов конструктивно сочлененных предметов, стоимость и срок полезного использования частей которых существенно отличаются.

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».

Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь

Источник

Как учитывать основные средства стоимостью до 100 000 рублей

С 2016 года лимиты стоимости основных средств скорректированы. Учет имущества до 100 000 рублей имеет ряд особенностей, а в налоговом и бухгалтерском учете могут возникать разницы. Как без ошибок вести учет таких средств, на что обратить внимание, расскажем в статье.

Лимиты стоимости

В бухгалтерском учете имущество стоимостью до 40 000 рублей можно на законных основаниях списать на затраты единовременно (ПБУ 6/01). Это значит, что его не надо учитывать на счете 01 и амортизировать.

Совсем иначе дело обстоит в налоговом учете. Основные средства дороже 100 000 рублей нужно амортизировать, все, что дешевле, придется списать сразу на затраты (п. 1 ст. 256 НК РФ). Такое правило применимо лишь к имуществу, введенному в эксплуатацию после 31.12.2015.

Сдавайте электронную отчетность через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!

Подытожим правила учета основных средств.

1.ОС до 40 000 рублей

Бухучет: можно списать на затраты сразу в составе МПЗ или поставить на учет как основное средство и начислять амортизацию.

Налоговый учет: списать сразу при вводе в эксплуатацию на затраты.

2.ОС от 40 000 до 100 000 рублей

Бухучет: поставить на учет как основное средство и начислять амортизацию.

Налоговый учет: списать сразу при вводе в эксплуатацию на затраты.

3.ОС дороже 100 000 рублей

Бухучет: поставить на учет как основное средство и начислять амортизацию.

Налоговый учет: поставить на учет как основное средство и начислять амортизацию.

Как видим, правила налогового и бухгалтерского учета ОС безоговорочно совпадают, если имущество дороже 100 000 рублей. Сравнять налоговый и бухгалтерский учет можно и при покупке ОС дешевле 40 000 рублей, списав имущество единовременно на затраты.

Во всех остальных случаях возникнут временные разницы (ПБУ 18/02).

Однако в налоговом учете неамортизируемое имущество до 100 000 рублей можно списывать частями (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). Но в таком случае безопаснее списывать аналогичным образом имущество стоимостью и до 40 000 рублей, и стоимостью от 40 000 до 100 000 рублей.

Сдавайте электронную отчетность через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!

Учет временных разниц на примере

Как учесть разницы, возникающие в учете, рассмотрим на примере.

ООО «Стена» в январе 2018 года купило монитор. В этом же месяце монитор введен в эксплуатацию в отделе кадров. Стоимость монитора за вычетом НДС составляет 51 300 руб. Срок полезного использования 36 месяцев. Согласно учетной политике в бухгалтерском учете монитор является основным средством, а в налоговом учете — малоценным имуществом.

Дебет 01 Кредит 08 — 51 300 — монитор введен в эксплуатацию.

Дебет 68 Кредит 77 — 10 260 (51 300 × 20 %) — отражено отложенное налоговое обязательство (ОНО).

Начиная с февраля и в течение 36 месяцев бухгалтер ООО «Стена» будет делать проводки:

Дебет 44 (26, 25 и т. д.) Кредит 02 — 1 425 (51 300: 36) — начислена амортизация в феврале.

Дебет 77 Кредит 68 — 285 (1 425 × 20 %) — погашено отложенное налоговое обязательство.

Приобретая имущество, важно знать нюансы его учета. Ошибки могут привести к неверному исчислению налога на прибыль. Неверные проводки могут привести к искажению учета и отчетности. Действуйте согласно правилам учетной политики, НК РФ и утвержденным ПБУ, тогда у проверяющих не возникнет вопросов.

Сдавайте электронную отчетность через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!

Источник

Чем ФСБУ 6/2020 отличается от ПБУ 6/01: шпаргалка для бухгалтеров

до какой стоимости материалы не являются основными средствами. Смотреть фото до какой стоимости материалы не являются основными средствами. Смотреть картинку до какой стоимости материалы не являются основными средствами. Картинка про до какой стоимости материалы не являются основными средствами. Фото до какой стоимости материалы не являются основными средствами

В 2022 году все обязаны будут применять новый стандарт по основным средствам. Для этого придётся упорно поработать и многое пересмотреть в учете: лимиты, сроки полезного использования и амортизационные группы. Чтобы заранее подготовиться, рассказываем, что изменилось.

Что признается основным средством

до какой стоимости материалы не являются основными средствами. Смотреть фото до какой стоимости материалы не являются основными средствами. Смотреть картинку до какой стоимости материалы не являются основными средствами. Картинка про до какой стоимости материалы не являются основными средствами. Фото до какой стоимости материалы не являются основными средствами

Новое положение не распространяется на:

Учет последних регламентирован новыми правилами — ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения».

Из критериев, которым должно отвечать основное средство, убрали дальнейшую перепродажу, но по сути, ничего не изменилось, просто это условие отнесли к ограничениям.

К группам основных средств (инвентарь, транспорт, машины и оборудование) добавили еще одну — инвестиционную недвижимость. К ней надо относить недвижимость, которая приносит доход, но не участвует в операционной деятельности организации. Например, земля под будущее строительство, гостиница завода или коммерческое помещение, предоставляемое в аренду.

ПБУ 6/01 было введено понятие «доходные вложения в материальные ценности», т.е. ОС, предназначенные для извлечения дохода путем передачи их в аренду (лизинг, прокат). Среди них не выделяли недвижимость.

Лимит стоимости ОС

до какой стоимости материалы не являются основными средствами. Смотреть фото до какой стоимости материалы не являются основными средствами. Смотреть картинку до какой стоимости материалы не являются основными средствами. Картинка про до какой стоимости материалы не являются основными средствами. Фото до какой стоимости материалы не являются основными средствами

Важное нововведение — нет порога стоимости основных средств. Теперь предприниматели сами устанавливают минимальную стоимость активов — п. 5 ФСБУ 6/2020. Здесь есть возможность привести в соответствие бухгалтерский и налоговый учет, и не высчитывать каждый раз временные разницы.

Разработка учетной политики для целей налогового и бухгалтерского учета, в т.ч. по стандартам МСФО, на основе выбранных компанией стратегий и с учетом оптимизации налогообложения. Компания СберРешения в сжатые сроки подготовит документы, соответствующие действующему законодательству. Возможна работа на дистанционной основе.

Что признается единицей бухучета

Так же, как в ПБУ 06/01, единица бухучета — инвентарный объект. При этом в новый стандарт добавили новый вид инвентарного объекта — это существенные по величине затраты организации на проведение ремонта, технического осмотра, технического обслуживания объектов основных средств с частотой более 12 месяцев или более обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев.

Например, по внутреннему регламенту на кирпичном заводе раз в три года останавливают производство: выключают печи и делают ремонт. Завод тратит на техобслуживание больше 100 000 рублей. По новому стандарту необходимо выделить эти расходы в отдельный инвентарный объект и равномерно списывать в течение трех лет, до следующего ремонта.

Что признается малоценными основными средствами и как их учитывать

По старому стандарту основные средства стоимостью менее 40 000 рублей, относили к МПЗ. Теперь организация сама устанавливает минимальную стоимость, из-за чего возникает вопрос — все ли МПЗ можно списывать? Ответа в положении нет. Там лишь сказано, что списывать расходы на приобретение и создание основных средств стоимостью ниже лимита, установленного организацией, надо в том периоде, в котором они понесены.

Комитет по рекомендациям БМЦ постарался решить недосказанность и разработал позицию по п. 5 ФСБУ/2020 — Р-126/2021-КпР от 29.03.2021. Комитет рекомендует для малоценных основных средств установить совокупный лимит списания. Такой лимит, по мнению комитета, не должен существенно влиять на структуру бухгалтерской отчетности.

Общая стоимость большого количества малоценных объектов может быть весомой, при незначительной стоимости каждого по отдельности. Поэтому комитет предлагает учитывать все релевантные показатели: срок службы актива, размер пользы, долю амортизации в себестоимости и особенности организации.

Элементы амортизации

ФСБУ 6/2020 дает новое понятие — элементы амортизации. Оно объединяет три понятия: порядок начисления амортизации, срок полезного использования и ликвидационную стоимость. Рассмотрим каждый элемент подробнее.

Порядок начисления амортизации основных средств

ФСБУ 6/2020

ПБУ 6/01

С даты признания в учете

*можно использовать вариант из ПБУ 6/01

С первого числа месяца, следующего за месяцем принятия к учету

*можно использовать вариант из ПБУ 6/01

С первого числа месяца, следующего за месяцем выбытия объекта

Регулярность начисления амортизации

*нужно соблюдать равномерность

База для начисления амортизации

Разница между первоначальной и ликвидационной стоимостью (балансовая стоимость)

Первоначальная (восстановительная) стоимость

Способы начисления амортизации

— способ уменьшаемого остатка;

— способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

*исключили списание по сумме чисел лет

— способ уменьшаемого остатка;

— способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

— способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.

Перечень ОС, которые не амортизируются

— ОС, законсервированные для мобилизационной подготовки;

— ОС, у которых не меняются потребительские свойства.

*ОС некоммерческих организаций амортизируются в общеустановленном порядке

— ОС, законсервированные для мобилизационной подготовки;

— ОС, у которых не меняются потребительские свойства

— ОС некоммерческих организаций

Балансовая стоимость равна или меньше ликвидационной

Консервация более 3 месяцев или восстановление более 12 месяцев

Новый стандарт разрешает выбрать один из способов — либо начинать амортизировать объект ОС с даты признания в учете и прекращать на дату его выбытия из учета, либо продолжать использовать старый порядок.

Важно закрепить в учетной политике, с какой даты начинать начислять амортизацию и в какую заканчивать.

Однако, пока не совсем понятно, какую пропорцию брать за первые и последние месяцы амортизации — получится сложный расчет. Есть другой вариант — списывать в полной сумме за один из месяцев.

Изменился учет для некоммерческих организаций. Они теперь учитывают основные средства как все обычные организации, ранее износ основных средств отражали за балансом.

Из ФСБУ 6/2020 удалено требование о ежемесячном начислении амортизации при линейном способе. В новом стандарте оставили — равномерность. Каждый самостоятельно определяет отчетные периоды с учетом разумности, главное — чтобы к концу срока балансовая стоимость была равна или стала меньше ликвидационной стоимости.

СберРешения возьмут на себя все функции бухгалтерского и налогового учета или ведение отдельных участков. Самыми сложными и объемными всегда оказываются участки склада, заработной платы и кадров. Рутинные задачи выполнят наши специалисты. Мы также можем контролировать работу вашей бухгалтерии, выполняя функции главного бухгалтера — ваш учет под контролем.

Срок полезного использования основных средств

ФСБУ 6\2020 требует обязательной ежегодной проверки ожидаемого СПИ, что позволит исключить случаи эксплуатации объектов ОС с нулевой остаточной стоимостью. Т.е. если планируется продолжать эксплуатацию объекта ОС, например, на 2 года больше ранее запланированного, то ожидаемый СПИ пересматривается; соответственно изменяется сумма ежемесячной (или ежеквартальной) амортизации, таким образом, чтобы на дату окончания СПИ остаточная стоимость объекта ОС была равна ликвидационной стоимости или нулю (в случае если от выбытия объекта ОС в конце срока не ожидаются поступления или если ожидаемая сумма не является существенной).

Ликвидационная стоимость основных средств

Понятие новое. Если коротко — это та сумма, которую организация предполагает получить при продаже ОС на момент окончания срока эксплуатации.

При расчете учитывают все издержки: расходы на рекламу, хранение, доставку и другие.

Как рассчитать ликвидационную стоимость, пока непонятно. Практика расчета такой стоимости есть у организаций, которые применяют международные стандарты отчетности. Организациям, применяющим российские стандарты бухгалтерского учета, рекомендуем также обратиться к нормам МСФО, поскольку ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» прямо установлено, что в случае если в российских стандартах не определены способы ведения бухгалтерского учета, организации применяют в первую очередь способы, установленные МСФО.

Для чего нужны элементы амортизации

По новым правилам на конец года организация обязана проверять элементы амортизации на соответствие условиям использования ОС. Если установлены обстоятельства, которые изменяют условия использования объекта ОС, необходимо скорректировать соответствующий элемент амортизации.

Например, в этом году почва зимой замерзла сильнее, чем в прошлом — часто температура опускалась ниже минус 25 градусов. Бурильный станок эксплуатировался в условиях повышенных нагрузок. По этой причине изменился физический износ машины, поэтому срок полезного использования необходимо уменьшить.

Разумно рассмотреть способ амортизации пропорционально количеству продукции (объему работ в натуральном выражении, как в случае с бурильным станком) в отношении многих объектов ОС, например, используемых в производстве продукции. Этот способ будет в наибольшей степени удовлетворять требованию стандарта о том, что способ амортизации должен отражать поступление ожидаемых экономических выгод от использования ОС.

Переоценка основных средств

Оценивать основные средства, как и раньше, можно двумя способами — по первоначальной стоимости и переоцененной стоимости. Организациям разрешено пересматривать стоимость отдельных групп основных средств.

В новом стандарте изменили подход к переоценке. Сделать теперь это можно двумя способами:

В обоих случаях объект нужно оценить по справедливой стоимости. И в дальнейшем регулярно проводить такую переоценку. К каждой группе ОС применять единый подход оценки.

Автор – Светлана Прошкина, ведущий эксперт-методолог СберРешений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *