до какой стоимости подарки можно принимать

До какой стоимости подарки можно принимать

ГК РФ Статья 575. Запрещение дарения

Позиции высших судов по ст. 575 ГК РФ >>>

1. Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей:

(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 280-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) от имени малолетних и граждан, признанных недееспособными, их законными представителями;

2) работникам образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан;

(в ред. Федерального закона от 24.04.2008 N 49-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей;

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 280-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) в отношениях между коммерческими организациями.

2. Запрет на дарение лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России, установленный пунктом 1 настоящей статьи, не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. Подарки, которые получены лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственными служащими, муниципальными служащими, служащими Банка России и стоимость которых превышает три тысячи рублей, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.

(п. 2 введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 280-ФЗ)

Источник

Налогообложение подарков от организаций и физлиц

до какой стоимости подарки можно принимать. Смотреть фото до какой стоимости подарки можно принимать. Смотреть картинку до какой стоимости подарки можно принимать. Картинка про до какой стоимости подарки можно принимать. Фото до какой стоимости подарки можно принимать

Налогообложение подарков, полученных от организаций

В соответствии с п. 2 ст. 572 ГК РФ подарком признается безвозмездно переданная в собственность физлица вещь либо имущественное право. На стороне дарителей могут выступать в том числе организации и ИП, которые могут дарить подарки, например, своим работникам, клиентам и потенциальным покупателям.

Причем в ряде случаев дарение подарков влечет возникновение обязанностей налогового агента по НДФЛ и необходимость уплаты налога со стоимости переданного подарка.

По закону при определении налоговой базы по НФДЛ учитываются все доходы физлица, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды.

до какой стоимости подарки можно принимать. Смотреть фото до какой стоимости подарки можно принимать. Смотреть картинку до какой стоимости подарки можно принимать. Картинка про до какой стоимости подарки можно принимать. Фото до какой стоимости подарки можно приниматьДоходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить (ст. 41 НК РФ). Подарки в этом смысле исключением не являются.

Вместе с тем далеко не все подарки являются объектом налогообложения по НДФЛ. Так, не облагаются налогом подарки, поступающие физлицам от организаций и ИП, чья стоимость не превышает 4 000 рублей (п. 28 ст. 217 НК РФ). С таких подарков НДФЛ не платится.

При этом стоимость подарка в размере, превышающем установленное ограничение в 4 000 рублей, подлежит обложению налогом в общеустановленном порядке. То есть, если организация дарит физлицу больше 4 000 рублей, то с суммы превышения необходимо исчислить и заплатить в бюджет НДФЛ.

Причем пороговое значение в 4 000 рублей считается за налоговый период, то есть за целый год. Это значит, что сувенирная продукция, стоимостью до 4 000 рублей, единоразово подаренная клиентам или возможным покупателям, не облагается налогом. При дарении подобных подарков у организации не возникает обязанности по исчислению, удержанию и уплате НДФЛ.

Если же организация подарит сотруднице 2 000 рублей, скажем, к 8 марта, а на Новый год (в этом же году) подарит ей же еще 4 000 рублей, то НДФЛ с полученных подарков в этом случае придется заплатить.

Но налог в размере 13% будет исчисляться не с совокупной величины подарков (2 000 + 4 000), а именно с суммы, которая превышает величину в 4 000 рублей. Иными словами, в данном случае организация-даритель должна будет заплатить в бюджет НДФЛ в размере 260 рублей (2 000 х 13%).

Уплата налога с подарков от организаций

Но если подарок стоимостью свыше 4 000 рублей вручается организацией в натуральной форме (например, в виде сувениров, украшений, дорогих букетов и т.д.), налог должен быть удержан в день выплаты ближайшей зарплаты (п. 4 ст. 226 НК РФ).

В том случае, если организация по каким-либо причинам не смогла удержать и перечислить НДФЛ со стоимости подарка свыше 4 000 рублей, то полученный таким образом доход декларирует и уплачивает НДФЛ уже сам одаряемый, а не организация-даритель.

Это возможно, в частности, в тех случаях, когда организация подарила физлицу дорогостоящий подарок, но впоследствии никаких выплат (зарплаты, премии и т.д.) в течение налогового периода в его пользу так и не произвела.

В таких ситуациях организация должна будет письменно уведомить ИФНС и самого налогоплательщика о невозможности удержания НДФЛ и сумме налога, подлежащего уплате с врученного подарка.

Если до окончания налогового периода организация все же выплатит налогоплательщику какие-либо денежные средства, она обязана будет произвести из них удержание налога с учетом не удержанных ранее сумм. После окончания налогового периода и письменного сообщения о невозможности удержать НДФЛ обязанность по уплате возлагается на физлицо (письмо ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692).

То есть, направив справку 2-НДФЛ с признаком 2, организация освобождается от обязанностей налогового агента в части удержания и уплаты НДФЛ с врученного физлицу подарка. НДФЛ будет уплачивать уже сам налогоплательщик, получивший подарок, на основании уведомления, которое ему вышлет ИФНС. При этом физлицо должно будет уплатить НДФЛ не позднее 15 июля года, который идет за годом получения подарка (п. 4 ст. 228 НК РФ).

Учет подарков в составе расходов

Если к самому факту дарения организациями подарков налоговики относятся снисходительно, поскольку законодательство не запрещает такое дарение, то с возможностью учета стоимости подарков в расходах организации все обстоит гораздо сложнее.

Дело в том, что в соответствии с действующими правилами расходами в целях налогообложения прибыли признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (ст. 252 НК РФ).

до какой стоимости подарки можно принимать. Смотреть фото до какой стоимости подарки можно принимать. Смотреть картинку до какой стоимости подарки можно принимать. Картинка про до какой стоимости подарки можно принимать. Фото до какой стоимости подарки можно приниматьПри этом НК РФ прямо устанавливает правило, согласно которому при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций нельзя учитывать расходы в виде безвозмездно переданного имущества и расходов, связанных с такой передачей (п. 16 ст. 270 НК РФ).

Поскольку дарение подарков как раз и является безвозмездной передачей имущества, то с позиции проверяющих затраты на приобретение этих подарков не могут включаться в налоговую базу по налогу на прибыль организаций (письмо Минфина от 18.09.2017 № 03-03-06/1/59819). Причем это правило справедливо не только для ОСНО, но и для УСН.

Вместе с тем организация все же может на свой страх и риск отнести подарочные затраты к представительским, рекламным расходам и расходам на оплату труда. При этом расходы на подарки должны быть должным образом подтверждены и обоснованы.

Например, организация в рекламных целях может презентовать своим клиентам, потенциальным покупателям и партнерам фирменную сувенирную продукцию.

Чтобы учесть стоимость такой продукции в составе рекламных расходов, у организации должны быть не только первичные документы на приобретение такой продукции, но и документ, подтверждающий, что эта продукция использовалась именно в рамках рекламного мероприятия (письмо ФНС от 08.05.2014 № ГД-4-3/8852).

То есть организация должна доказать, что подаренные сувениры вручаются потенциальным покупателям и партнерам не просто так, а именно с целью увеличения клиентской базы и, как следствие, получения доходов.

Что касается подарков, вручаемых своим сотрудникам, то они в целях уменьшения налогооблагаемой прибыли должны быть непосредственно связаны с производственной деятельностью работников, а еще лучше – являться составной частью заработной платы.

При этом такие подарки в качестве стимулирующих выплат необходимо прописать в локальных нормативных актах или в положении о премировании (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.12.2014 № А50-2698/2014).

Но в любом случае организация должна быть готова к тому, что свою правоту предстоит отстаивать в судебном порядке, поскольку налоговики, как правило, не считают затраты на подарки экономически оправданными расходами.

Если организация желает избежать возможного доначисления налогов и судебных разбирательств с налоговиками, то вручение подарков следует производить за счет чистой прибыли. То есть уже после уплаты налога и без учета стоимости подарков в составе расходов.

НДС с подарков

При дарении подарков как сотрудникам организации, так и ее клиентам происходит безвозмездная передача в собственность физлица какого-либо имущества или имущественного права (ст. 572 ГК РФ).

В свою очередь объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров, работ и услуг на территории РФ (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Причем под реализацией в указанной норме подразумевается в том числе и передача права собственности на товары, работы и услуги на безвозмездной основе.

Таким образом, товары, безвозмездно переданные работникам или клиентам (потенциальным клиентам) организации в качестве подарков, являются объектом налогообложения НДС на общих началах.

При этом налоговая база по данным операциям определяется в соответствии с п. 1 ст. 154 НК РФ. То есть исходя из рыночной (покупной) стоимости подарков с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога на добавленную стоимость.

В свою очередь рыночная стоимость приобретенных организацией подарков может быть подтверждена на основании счетов-фактур или товарных накладных от поставщиков (письмо Минфина от 04.10.2012 № 03-07-11/402).

В то же самое время суммы НДС, предъявленные организации-дарителю при приобретении подарков, разрешается заявить к вычету (постановление Президиума ВАС РФ от 25.06.13 № 1001/13).

Налогообложение подарков от физлиц

Обязанность по уплате НДФЛ со стоимости подарков, полученных от других физлиц, будет зависеть от того, какое именно имущество выступает в качестве подарка и кто является дарителем.

до какой стоимости подарки можно принимать. Смотреть фото до какой стоимости подарки можно принимать. Смотреть картинку до какой стоимости подарки можно принимать. Картинка про до какой стоимости подарки можно принимать. Фото до какой стоимости подарки можно приниматьПри налогообложении подарков, получаемых от физлиц, применяется правило, установленное в соответствии с п. 18.1 ст. 217 НК РФ. Согласно данной норме, доходы в денежной и натуральной форме, получаемые от физлиц в порядке дарения, освобождаются от НДФЛ, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей и паев.

При этом согласно абз. 2 п. 18.1 ст. 217 НК РФ доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи или близкими родственниками.

Однако это не означает, что в целях освобождения от уплаты НДФЛ одаряемый и даритель непременно должны являться членами семьи или близкими родственниками.

Как поясняла ФНС в письме от 10.07.2012 № ЕД-4-3/11325@, условие о родстве и семейных отношениях касается только случаев, когда предметом договора дарения является недвижимое имущество, транспортные средства, акции, доли и паи.

Доходы же в виде иного имущества и имущественных прав, не относящихся к указанному списку, полученные по договору дарения, не подлежат налогообложению НДФЛ независимо от того, являются ли даритель и одаряемый членами семьи или близкими родственниками.

Таким образом, с денег, получаемых в подарок от другого физлица, в любом случае не нужно платить НДФЛ. Способ получения денег (наличными или зачислением на банковскую карту) значения также не имеет.

На родство дарителя и одарямого налоговики обращают внимание только тогда, когда речь идет о таких подарках, как, например, недвижимость или автомобили. При этом близкое родство определяется в соответствии с нормами семейного законодательства.

Напомним, близкими родственниками в указанных целях признаются супруги, родители и дети, усыновители и усыновленные, дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры (ст. 14 СК РФ).

Дарение автомобилей и квартир между указанными родственниками не образует базу для налогообложения НДФЛ. Но если дарение происходит, скажем, между тетей и ее племянниками или двоюродными/троюродными братьями и сестрами, то с полученных квартир и автомобилей потребуется уплатить НДФЛ в общеустановленном порядке.

Источник

Статья 575. Запрещение дарения

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ в статью 575 настоящего Кодекса внесены изменения

Статья 575. Запрещение дарения

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 575 ГК РФ

1. Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей:

1) от имени малолетних и граждан, признанных недееспособными, их законными представителями;

2) работникам образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан;

3) лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей;

4) в отношениях между коммерческими организациями.

ГАРАНТ:

К договорам, на основании которых вносятся безвозмездные вклады в денежной или иной форме в имущество общества, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре дарения не применяются

2. Запрет на дарение лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России, установленный пунктом 1 настоящей статьи, не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. Подарки, которые получены лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственными служащими, муниципальными служащими, служащими Банка России и стоимость которых превышает три тысячи рублей, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник

Роспотребнадзор (стенд)

Роспотребнадзор (стенд)

Разъяснения Минтруда по вопросам получения подарков

Разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением Типового положения о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации

от 9 января 2014 г. № 10

От подарка до взятки – один шаг.

Общие положения

1. Гражданский кодекс Российской Федерации[1] не допускает дарение подарков лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей (за исключением подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей).

Исключением из данного запрета являются случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями.

При этом положения федеральных законов, регулирующих правовой статус лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной службы, должности муниципальной службы, должности в Банке России, и особенности прохождения отдельных видов государственной (муниципальной) службы, устанавливают запрет на получение указанными лицами и работниками отдельных организаций (далее также – должностные лица) в связи с выполнением должностных (трудовых) обязанностей не предусмотренных законодательством Российской Федерации подарков от физических и юридических лиц.

2. Применительно к настоящим разъяснениям:

под протокольным мероприятием следует понимать мероприятие, при проведении которого предусмотрен сложившийся в результате ведомственных, национальных, культурных особенностей порядок (церемониал) и (или) ведение протокола – документа, фиксирующего ход проведения мероприятия;

под официальным мероприятием следует понимать мероприятие, проведение которого подтверждено (санкционировано) соответствующим распоряжением, приказом или иным распорядительным актом (например, служебная командировка, включая встречи и иные мероприятия в период командирования, проведение, совещаний, конференций, приемов представителей, членов официальных делегаций, должностных лиц государственных (муниципальных) органов, организаций, иностранных государств, прибывающих с официальным и рабочим визитом, встреч и переговоров).

3. Типовое положение о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 10 (далее – Типовое положение, постановление Правительства Российской Федерации № 10), и предусмотренные в нем процедуры не распространяются на:

1) канцелярские принадлежности, которые в рамках протокольных мероприятий, служебных командировок и других официальных мероприятий предоставлены каждому участнику указанных мероприятий в целях исполнения им своих служебных (должностных) обязанностей;

2) цветы, к которым можно отнести срезанные цветы, цветы в горшках, цветочные корзины, искусственные цветы и т.п.;

3) подарки, в том числе ценные, вручаемые (получаемые) в качестве поощрения (награды) от имени государственного (муниципального) органа, организации, в которых должностное лицо проходит службу (осуществляет трудовую деятельность), иного государственного (муниципального) органа, организации, что подтверждается соответствующим распорядительным актом.

В этой связи, уведомлять о получении и сдавать вышеуказанные подарки не требуется, они являются собственностью одаряемого. В случае, если в ходе торжественной церемонии, на которой происходит поощрение (награждение) подарки вручаются всему коллективу (группе лиц) от имени их представителя нанимателя (руководителя), данные подарки сдаче не подлежат, поскольку такое дарение является формой поощрения (награды) от имени представителя нанимателя (работодателя).

Денежное вознаграждение, вручаемое одновременно с поощрением (наградой), является его составной частью в случае, если данное вознаграждение предусмотрено нормативным правовым актом, регулирующим порядок вручения соответствующего поощрения (награды). Таким образом, должностное лицо вправе получать от имени государственных (муниципальных) органов, организаций ценные подарки, вручаемые в качестве поощрения (награды), с одновременной выплатой денежного вознаграждения. Необходимо учитывать, что получение таких поощрений (наград) не исключает возможность возникновения конфликта интересов. Перед вручением должностному лицу соответствующего поощрения (награды) рекомендуется предварительно согласовать возможность такого поощрения (награждения) с представителем нанимателя (руководителем) должностного лица.

4. Получение должностным лицом подарков в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями является правом должностного лица. Нормативные правовые акты в сфере противодействия коррупции не исключают возможность отказа должностного лица от получения им подарка, вручаемого ему. Так, например, должностное лицо вправе отказаться от получения подарка, который ему вручается, в случае, если по его мнению, данный подарок повлечет конфликт интересов или возможность его возникновения, несмотря на тот факт, что дарение происходит на протокольном мероприятии, в служебной командировке или на другом официальном мероприятии.

5. При применении настоящих разъяснений необходимо обратить внимание и учитывать положения Рекомендаций по соблюдению государственными (муниципальными) служащими норм этики в целях противодействия коррупции и иным правонарушениям, подготовленных Минтрудом России и опубликованных на официальном сайте Министерства.

Субъектный состав должностных лиц, для которых установлены процедуры уведомления о получении подарка, сдачи, определения стоимости подарка и его реализации (выкупа)

6. Типовым положением определен следующий субъектный состав лиц, на которых распространяется его действие:

1) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности;

2) государственные и муниципальные служащие;

3) работники государственных внебюджетных фондов, замещающие должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, и должности, включенные в перечни, установленные нормативными актами фондов;

4) работники государственных корпораций, государственных компаний и иных организаций, созданных на основании федеральных законов, замещающие должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, и должности, включенные в перечни, установленные локальными нормативными актами государственных корпораций, государственных компаний, организаций[2];

5) работники организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, замещающие должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, и должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами федеральных государственных органов;

6) служащие Банка России.

Перечни должностей, упоминаемые в подпунктах 3 – 5 настоящего пункта, по общему правилу, являются перечнями должностей, при замещении которых работники обязаны представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

7. Для лиц, замещающих должности Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации, руководителя федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, порядок уведомления о получении подарка, сдачи, определения стоимости подарка и его реализации (выкупа), установлен распоряжением Президента Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 159-рп (распоряжение Президента Российской Федерации № 159-рп).

8. Для лиц, замещающих должности Председателя Правительства Российской Федерации, заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, руководителя федерального министерства, федеральной службы и федерального агентства, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральной службы и федерального агентства, подведомственного этому федеральному министерству, действуют Правила уведомления о получении подарка, сдачи, определения стоимости подарка и его реализации (выкупа), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2015 г. № 1088
(далее – постановление Правительства Российской Федерации № 1088).

9. Руководствуясь пунктами 5 и 6 постановления Правительства Российской Федерации № 10 в правовых актах государственных (муниципальных) органов (актах организаций) должны быть урегулированы процедуры направления уведомлений о получении подарков, сдачи и оценки подарков, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от их реализации, в том числе в отношении подарков, полученных лицами, указанными в пунктах 7 и 8 настоящих разъяснений.

Разъяснения по отдельным вопросам

Уведомление о получении подарка

10. Уведомление о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением служебных (должностных) обязанностей (далее – уведомление) представляется по месту прохождения службы (осуществления трудовой деятельности) не позднее 3 рабочих дней со дня получения подарка, о получении подарка во время служебной командировки – не позднее 3 рабочих дней со дня возвращения из служебной командировки[3].

При наличии причины, не зависящей от должностного лица, по которой невозможно представить уведомление в вышеуказанные сроки, уведомление представляется не позднее следующего дня после ее устранения. При этом уполномоченному структурному подразделению государственного (муниципального) органа, организации рекомендуется выяснить причину, по которой должностное лицо не смогло представить уведомление ранее, и сделать отметку о такой причине в представленном уведомлении. Уведомление регистрируется в день его поступления.

11. Уведомление составляется в двух экземплярах[4]. Данные уведомления подаются в уполномоченное структурное подразделение того государственного (муниципального) органа, организации, в котором должностное лицо проходит службу (осуществляет трудовую деятельность), вне зависимости от того, кем производится назначение на должность или где хранится его личное дело. Например, федеральный министр – в уполномоченный департамент федерального министерства, руководитель организации – в соответствующее подразделение организации. По сложившейся практике уполномоченным структурным подразделением, в которое подается уведомление, является подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений государственного (муниципального) органа, организации.

Уведомление о получении подарков в ходе официальных мероприятий Секретарем Совета Безопасности Российской Федерации, руководителями федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации представляется в Управление Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции (пункты 1 и 5 распоряжения Президента Российской Федерации № 159-рп).

12. При наличии документов (кассового чека, товарного чека, иных документов об оплате (приобретении) подарка), подтверждающих стоимость подарка, они прилагаются к уведомлению[5].

В случае наличия документов, согласно которым стоимость подарка составляет менее трех тысяч рублей либо равна указанной сумме, данные документы также прилагаются к уведомлению. При этом сам подарок в данной ситуации может не предъявляться и не сдаваться, за исключением случая, указанного в пункте 18 настоящих разъяснений.

13. Уведомление регистрируется в журнале регистрации уведомлений о получении подарка, который прошивается, нумеруется и скрепляется печатью государственного (муниципального) органа, организации[6]. Одно уведомление может содержать информацию о нескольких подарках.

14. После подачи уведомления у должностного лица останется один экземпляр поданного им уведомления с отметкой о его регистрации, второй экземпляр направляется в комиссию по поступлению и выбытию активов государственного (муниципального) органа, организации или соответствующий коллегиальный орган организации, образованные в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете (далее – комиссия по поступлению и выбытию активов)[7].

15. На практике распространены случаи, при которых уведомление о получении подарка подается в одно структурное подразделение, а непосредственно подарок сдается в другое подразделение. Соответствующий порядок и наименования подразделений указываются в правовых актах государственных (муниципальных) органов (актах организаций), издание которых предусмотрено пунктами 5 и 6 постановления Правительства Российской Федерации № 10.

16. Должностному лицу следует избегать получения (отказываться от получения) подарков от подчиненных, представителей поднадзорных (подконтрольных) органов и организаций, участников судопроизводства либо иного порядка рассмотрения дел, в которых должностное лицо принимает или принимало участие, граждан, обращения которых оно рассматривает или рассматривало, либо их представителей.

При обнаружении должностным лицом подарка, оставленного для него одним из таких лиц на его рабочем месте, рекомендуется принять меры для возвращения подарка оставившему его лицу, а в случае невозможности его возврата (например, в связи с отсутствием контактных данных лица, оставившего подарок) незамедлительно письменно уведомить об этом уполномоченное структурное подразделение, одновременно сдав подарок в уполномоченное структурное подразделение. Дальнейшие действия в отношении такого подарка должны определяться комиссией государственного (муниципального) органа, организации по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, при этом возврат такого подарка должностному лицу и его выкуп в названном случае невозможны.

Сдача подарка

17. Обязательной сдаче подлежат подарки, стоимость которых неизвестна либо превышает три тысячи рублей, в случае если это подтверждается прилагаемыми к нему документами[8].

18. Особенности сдачи подарков для отдельных категорий лиц установлены распоряжением Президента Российской Федерации
№ 159-рп и постановлением Правительства Российской Федерации № 1088. Лица, замещающие государственную (муниципальную) должность, обязаны сдать подарок независимо от его стоимости[9].

19. Процедура сдачи и приема подарка оформляется подписанием акта приема-передачи подарка, который составляется в момент сдачи подарка материально ответственному лицу уполномоченного структурного подразделения (уполномоченного органа или организации) на хранение с составлением акта приема-передачи подарка. При этом подарок должен быть сдан не позднее 5 рабочих дней со дня регистрации уведомления о его получении в соответствующем журнале[10]. В целях обеспечения надлежащего учета к подарку, принятому на хранение, материально ответственное лицо прикрепляет ярлык с указанием даты и номера акта приема-передачи такого подарка. Хранение подарков и сопутствующих документов обеспечивается с соблюдением надлежащих условий и осуществляется в помещении, позволяющем обеспечить их сохранность.

При невозможности сдать подарок в установленные сроки по причине, не зависящей от должностного лица, получившего подарок, сдача осуществляется не позднее следующего дня после ее устранения. При этом уполномоченному структурному подразделению государственного (муниципального) органа, организации рекомендуется выяснить причину, по которой должностное лицо не смогло сдать подарок в установленный срок и сделать отметку о такой причине в представленном акте приема-передачи подарка.

Лицами, указанными в пункте 8 настоящих разъяснений, полученный подарок должен быть сдан не позднее 3 рабочих дней со дня его получения[11].

20. После подписания акта приема-передачи подарок подлежит поставке на учет в соответствии с пунктом 22 настоящих разъяснений.

21. До сдачи подарка материально ответственному лицу уполномоченного структурного подразделения (уполномоченного органа или организации) ответственность за утрату или повреждение подарка несет должностное лицо, получившее подарок[12]. В случае если сдаваемый подарок поврежден, информацию об этом необходимо указать в акте приема-передачи.

При решении вопросов, связанных с материальной ответственностью и возмещением ущерба, применяются положения главы 39 Трудового кодекса Российской Федерации.

Учет подарка

22. До момента возникновения у государственного (муниципального) органа, организации права оперативного управления (собственности) в отношении подарков они не подлежат отражению в бухгалтерском учете на соответствующих балансовых счетах, поскольку в такой ситуации данные подарки для государственного (муниципального) органа, организации не являются активами.

В целях обеспечения надлежащего контроля за сохранностью подарков, принятых на хранение, следует осуществлять их учет вне балансовых счетов, а именно на забалансовом счете 02 «Материальные ценности на хранении»
(до определения стоимости подарка). В целях обеспечения надлежащего контроля учет следует осуществлять по цене, указанной в уведомлении. В случае отсутствия цены – в условной оценке: один рубль за один предмет, с последующей организацией процедуры по определению текущей оценочной стоимости подарка. Указанную процедуру рекомендуется осуществить не позднее двух месяцев со дня сдачи подарка.

23. При наличии документов, подтверждающих стоимость подарка (кассового чека, товарного чека, иного документа об оплате (приобретении) подарка), проведение процедур по определению текущей оценочной стоимости подарка в целях принятия его к бухгалтерскому учету не требуется.

24. Основанием для начала процедуры по определению текущей оценочной стоимости подарка в целях принятия его к бухгалтерскому учету является направленное в комиссию по поступлению и выбытию активов уведомление о получении подарка, стоимость которого неизвестна, и непосредственно сдача подарка по акту приема-передачи подарка.

25. Определение текущей оценочной стоимости подарка в целях принятия его к бухгалтерскому учету проводится, как правило, с привлечением комиссии по поступлению и выбытию активов посредством использования данных о рыночной цене, действующей на дату принятия к учету подарка, цене на аналогичную материальную ценность в сопоставимых условиях. Сведения о рыночной цене подтверждаются документально, в том числе посредством получения соответствующей информации в письменной форме от организаций-изготовителей. При невозможности документального подтверждения сведений о рыночной цене стоимость подарка определяется экспертным путем посредством анализа сведений об уровне цен, соответствующей информации, имеющейся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе, экспертных заключений (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов). По итогам определения текущей оценочной стоимости подарка в целях принятия его к бухгалтерскому учету составляется протокол заседания комиссии по поступлению и выбытию активов. Материалы, послужившие основанием для определения текущей стоимости подарка, приобщаются к протоколу.

26. В случае если в результате определения текущей оценочной стоимости подарка в целях принятия его к бухгалтерскому учету выявлено, что его стоимость менее трех тысяч рублей, подарок подлежит возврату сдавшему его должностному лицу с одновременным списанием с забалансового счета. Отказ должностного лица от приема данного подарка нормативными правовыми актами не предусмотрен, в связи с чем подарок должен быть ему возвращен.

27. Возврат подарка оформляется соответствующим актом возврата подарка.

Выкуп подарка

28. Право выкупа подарка может быть реализовано должностным лицом, сдавшим подарок, в течение двух месяцев со дня сдачи его по акту приема-передачи подарка[13].

29. Заявление о выкупе подарков составляется в двух экземплярах и подается в тоже структурное подразделение, в которое направлялось уведомление о получении подарка (если иное не установлено правовым актом государственного (муниципального) органа (актом организации), издание которых предусмотрено пунктами 5 и 6 постановления Правительства Российской Федерации № 10).

30. После подачи заявления о выкупе подарка у должностного лица останется один экземпляр поданного им заявления с отметкой о его регистрации, второй экземпляр направляется в комиссию по поступлению и выбытию активов для организации процедуры оценки стоимости подарка для его выкупа. Заявление о выкупе подарка рекомендуется регистрировать в журнале регистрации заявлений о выкупе подарка, который прошивается, нумеруется и скрепляется печатью государственного (муниципального) органа, организации. Одно заявление может содержать информацию о нескольких подарках.

31. В отличие от процедуры определения текущей оценочной стоимости подарка в целях принятия его к бухгалтерскому учету процедура оценки стоимости подарка для его выкупа осуществляется в соответствии с Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и должна быть завершена в течение 3 месяцев со дня поступления заявления о выкупе подарка[14].

32. Лицо, подавшее заявление о выкупе подарка, в письменной форме уведомляется о результатах оценки, после чего в течение месяца оно выкупает подарок по установленной в результате оценки стоимости или вправе отказаться от его выкупа[15].

33. В случае отказа должностного лица от выкупа подарка или отсутствия заявления о выкупе подарка, данный подарок подлежат отражению в бухгалтерском учете в составе основных фондов либо материальных запасов с одновременным списанием с забалансового счета, включения в реестр имущества и хранится у материально ответственного лица.

Порядок действий при получении подарка, изготовленного из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней

34. В случае если в отношении подарка, изготовленного из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, не поступило от должностного лица заявление о выкупе либо в случае отказа указанного лица от выкупа такого подарка подарок, изготовленный из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, подлежит передаче в Гохран России для зачисления в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации (далее – Госфонд России)[16].

35. Информация о том, что подарок изготовлен из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, должна содержаться в сопроводительных документах к ним, а также может быть получена при проведении оценки субъектами оценочной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности в случае проведения процедуры оценки стоимости подарка для его выкупа.

36. Уполномоченное структурное подразделение государственного (муниципального) органа, организации, в которых лицо, сдавшее подарок, замещает должность (осуществляет трудовую деятельность), пересылает подарок в посылках через местные отделы специальной связи Федерального агентства связи или другую специализированную организацию в Гохран России по адресу: 121170, Москва, ул. 1812 года, д. 14, либо передает подарок непосредственно в Гохран России. На посылках следует указать адреса получателя и отправителя.

37. При пересылке подарков в Гохран России составляется опись с подробным описанием подарка с указанием веса, пробы, наименования драгоценного металла или драгоценного камня и отличительных признаков подарка (при наличии соответствующей информации). Опись составляется в трех экземплярах, из которых один экземпляр остается у отправителя, один экземпляр вкладывается в посылку с подарком и один экземпляр отсылается в Гохран России с сопроводительным письмом одновременно с посылкой.

38. Передача подарка непосредственно в Гохран России осуществляется по акту приема-передачи, подписанному уполномоченными лицами Гохрана России и уполномоченного структурного подразделения.

В случае, если в отношении подарка при принятии его к бухгалтерскому учету проводилась экспертиза, копии документов о ее результатах, подтверждающих, что подарок изготовлен из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, также представляются в Гохран России.

39. В подтверждение получения ценностей Гохран России направляет заказным письмом с уведомлением в уполномоченное структурное подразделение, переславшее подарок, подписанный акт приема посылок с ценностями либо выдает его уполномоченному представителю.

40. Гохран России после зачисления ценностей в Госфонд России в течение 10 дней направляет уполномоченному структурному подразделению, переславшему подарок, приемо-расчетный акт о зачислении указанного подарка в Госфонд России и его стоимости.

41. В случае, если в результате предварительной экспертизы указанных подарков при зачислении в Госфонд России, проводимой Гохраном России в соответствии с приказом Минфина России от 13 апреля 2004 г. № 38н, выявится, что подарок не содержит в себе более 10% драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, такой подарок не подлежит зачислению в Госфонд России и возвращается уполномоченному структурному подразделению, переславшему подарок, для принятия решения о его использовании, реализации или совершения других действий с ним.

Использование подарка для обеспечения деятельности государственного (муниципального) органа, организации, реализация подарка, безвозмездная передача благотворительной организации либо уничтожение подарка

42. При принятии решения о целесообразности использования подарка для обеспечения деятельности государственного (муниципального) органа, организации:

до закрепления на подарок права оперативного управления данный подарок отражается на балансовом счете 10800 «Нефинансовые активы имущества казны» с одновременным отражением на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование»;

с момента закрепления права оперативного управления данный подарок отражается на соответствующих балансовых счетах учета нефинансовых активов в составе основных средств (счет 10100), либо в составе материальных запасов (счет 10500).

При этом такой подарок может быть подарен иным лицам при проведении протокольных мероприятий, служебных командировок и других официальных мероприятий. В подобной ситуации происходит экономия бюджетных средств, затрачиваемых на оценку ранее полученного подарка, либо на покупку новых подарков.

43. Датой принятия подарка к бухгалтерскому учету является дата, указанная в первичном учетном документе (решении комиссии по поступлению и выбытию активов) о целесообразности использования подарка для обеспечения деятельности государственного (муниципального) органа, организации.

44. Исходя из специфики и предназначения подарка руководителем государственного (муниципального) органа, организации с учетом мнения комиссии по поступлению и выбытию активов может быть приято решение об использования подарка для обеспечения деятельности государственного (муниципального) органа, организации либо передаче такого подарка для использования в подведомственную организацию[17].

45. Решение о реализации подарка, либо о его безвозмездной передаче на баланс благотворительной организации, в учреждение культуры (музей), либо об его уничтожении в соответствии с законодательством Российской Федерации принимается руководителем государственного (муниципального) органа, организации на основании результатов заключения комиссии по поступлению и выбытию активов о целесообразности (нецелесообразности) использования подарков для обеспечения деятельности государственного (муниципального) органа, организации с учетом положений об особенностях списания имущества, установленных Правительством Российской Федерации, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации[18].

Реализация подарка осуществляется посредством проведения торгов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом
от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и др.). В случае принятия решения о реализации подарка на торгах необходимо направить соответствующее письмо в государственный (муниципальный) орган, уполномоченный на реализацию государственного (муниципального) имущества, для организации взаимодействия и дальнейшей передачи подарка.

Необходимо обратить внимание, что согласно бюджетному законодательству Российской Федерации полномочия по реализации имущества казны и по администрированию доходов федерального бюджета от реализации указанного имущества в настоящее время осуществляются только уполномоченными органами (Росимуществом, Управлением делами Президента Российской Федерации, Минобороны России и др.).

46. При принятии решения о реализации (передаче) подарка, его выбытие с бухгалтерского учета осуществляется по соответствующим счетам аналитического учета счета 10800 «Нефинансовые активы имущества казны» по оценочной стоимости (максимальной цене продажи).

47. Реализация (выкуп) подарков осуществляется по стоимости подарка, установленной субъектом оценочной деятельности. При этом расходы, произведенные за услуги по оценке подарков, являются расходами государственного (муниципального) органа, организации.

48. Средства, вырученные от реализации (выкупа) подарка, зачисляются в доход соответствующего бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации[19].

Включение подарка в реестр федерального имущества или соответствующий реестр субъекта Российской Федерации (реестр муниципального образования) и особенности налогообложения

49. Порядок учета федерального имущества в реестре федерального имущества установлен Положением об учете федерального имущества, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации
от 16 июля 2007 г. № 447 (далее – Положение об учете).

50. Для внесения сведений о подарке в реестр федерального имущества уполномоченное структурное подразделение государственного (муниципального) органа, организации в 14-дневный срок со дня принятия подарка к бухгалтерскому учету обеспечивает направление в систему учета карт сведений об объекте учета по формам реестра федерального имущества и документов, подтверждающих приобретение объекта и возникновение соответствующего вещного права на объект учета, а также документов, подтверждающих сведения, содержащиеся в картах сведений об объекте учета[20].

51. Непредставление или ненадлежащее представление сведений (информации) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области приватизации и управления государственным имуществом, если представление таких сведений (информации) является обязательным в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц (статья 19.7.12. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

52. Учет муниципального имущества в реестре муниципального имущества осуществляется в соответствии с Порядком ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 30 августа 2011 г. № 424.

Так, в частности, в реестр муниципального имущества включается подарок, находящийся в муниципальной собственности, стоимость которого превышает размер, установленный решениями представительных органов соответствующих муниципальных образований.

53. Учитывая, что подарки признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации, муниципальной собственностью, собственностью организации у государственного (муниципального) органа, организации доход в виде стоимости данных подарков не учитывается при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

54. У государственного (муниципального) органа, организации, осуществляющих безвозмездную передачу имущества, дохода, учитываемого при определении налоговой базы по налогу на прибыль государственного (муниципального) органа, организации, от данной операции не возникает.

55. Расходы, связанные с безвозмездной передачей имущества, в целях налогообложения прибыли организаций также не учитываются (пункт 16 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

56. При получении должностными лицами подарков, признаваемых в соответствии с законодательством федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации, муниципальной собственностью или собственностью организации и передаваемых по акту приема-передачи подарка в государственный (муниципальный) орган, организацию, дохода, подлежащего налогообложению, не возникает.

57. В отношении подарков стоимостью менее трех тысяч рублей, получаемых указанными лицами, необходимо учитывать положения пункта 28 статьи 217 НК РФ, согласно которым стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций, не превышающая четырех тысяч рублей за налоговый период, освобождается от налогообложения.

[1]Часть вторая статья 575

[2]Пунктом 4 части 4 статьи 349 1 Трудового кодекса Российской Федерации для данной категории лиц предусмотрено исключение из рассматриваемого запрета

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *