до какой суммы можно работать без договора по счету
Оплата по счету без заключения договора
schet_bez_dogovora.jpg
Похожие публикации
Оплата по счету без заключения договора – обычная практика во многих коммерческих организациях. Однако иногда можно услышать, что бухгалтеры категорически отказываются от подобных взаимоотношений с контрагентом, опасаясь проблем с фискальными органами. Чтобы решить данный спор, следует проанализировать гражданское законодательство Российской Федерации.
Можно ли выставить счет без договора
Противники выставления счетов при отсутствии договора ссылаются на 161-ю и 162-ю статьи Гражданского кодекса, где говорится, что по общему правило сделки должны заключаться в письменной форме, иначе их признают недействительными. Таким же может оказаться и выставленный счет, если стороны (поставщик и покупатель) действуют без договора.
Но привычная форма заключения договора, когда стороны согласовывают его условия, а затем подписывают, не является единственно возможной. 434-я статья Гражданского кодекса устанавливает, что, если письменное предложение вступить в договорные отношения принято противоположной стороной, путем выполнения ею условий по оплате, отгрузке и т. п., требуемая (то есть письменная) форма документа считается соблюденной.
Таким предложением, в частности, считается выставление компанией счета, где указано, что, в каком объеме и по какой цене покупатель может у нее приобрести, С точки зрения закона – это оферта, ясно выражающая намерение продавца / поставщика (435-я статья Гражданского кодекса). Оплата по счету без заключения договора означает, что покупатель на предложенные условия согласился, то есть стороны вступили в договорные отношения. Данное действие приравнивается к акцепту – принятию им оферты (438-я статья ГК). Перевод денежных средств продавцу подтверждает, что договор фактически был заключен.
Важные реквизиты
Однако, чтобы счет признали офертой, он должен содержать существенные условия договора, а именно:
Желательно поставить на документ и печать организации.
Может ли счет быть выставлен раньше договора
Выставление счета до того, как договор был заключен, не является ошибкой. Главное, чтобы не было расхождения в датах – в качестве основания указывается документ с более поздней датой. Если счет оформлялся раньше, то его следует упомянуть в договоре, прописав, что договор распространяется и на счета, выставленные до его заключения. Но в этом случае следует подготовить акт сверки, где фиксируется, что полученные денежные средства – предоплата по заключенному договору.
Несмотря на то, что закон разрешает при определенных условиях оплачивать счет без договора, эксперты предупреждают, что с налоговиками общаться проще, когда он все-таки заключен. Особенно, когда речь идет не о разовой сделке, а о постоянном сотрудничестве. Это можно сделать и после оплаты счета, если стороны нацелились на долгосрочную работу.
Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.
До какой суммы можно работать без договора по счету
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Юридическое лицо без заключения договора поставки согласно выставленному счету оплатило товар. В выставленном счете имеется указание на наименование, количество и цену товара. Перед выставлением счета между юридическими лицами также велась электронная переписка по вопросам согласования наименования, количества и цены товара. Срок исполнения обязанности по передаче товара не установлен.
Поставщик, другое юридическое лицо товар не поставило в течение 30 календарных дней, на направленную претензию не отвечает, деньги за не поставленный товар не возвращает. 18 июня 2018 года поставщиком была получена претензия об исполнении им обязанности по поставке товара.
Какие положения закона нарушены поставщиком?
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Как малому бизнесу правильно принимать и использовать наличные от ИП и ООО?
Не всегда удобно оплачивать товары или услуги безналичным способом, особенно если речь идет о малом бизнесе. Однако расчеты наличными могут стать причиной санкций со стороны ФНС. Разбираемся, каким образом закон ограничивает подобные сделки, и как правильно оформлять «наличку», чтобы не получить штрафы.
Лимит наличности: какую сумму можно безопасно получить от предпринимателей?
Основным документом, регулирующим наличные расчеты, является Указание Центробанка, опубликованное в 2019 году. В нем оговаривается лимит суммы сделки: по одному договору и от одного контрагента предприниматель может получить (или отправить) не более 100 тысяч рублей. Временных ограничений нет: вы можете получать от контрагента по 10 тысяч рублей наличными каждый день, но как только общая сумма платежей достигнет 100 тысяч, придется перейти на безналичные расчеты.
Лимит «работает» не только в течение срока действия договора, но и после его окончания. Например, договор между ИП и ООО подошел к концу. Предприниматель выполнил все работы, однако юрлицо до конца не рассчиталось по своим обязательствам. Если сумма задолженности менее 100 тысяч рублей, то ее можно передать сразу. Сумму больше 100 тысяч рублей придется «разбивать» на несколько договоров.
Напомним, что любые сделки между предпринимателями НК РФ признает оптовыми, даже если речь идет о продаже коробки карандашей для офиса или воды для кулера: в любом случае нужно оформить договор, а при расчете наличными – соблюсти лимит в 100 тысяч рублей. Причем, последнее касается обеих сторон сделки (и получателя, и плательщика).
Чем грозит нарушение лимита наличных расчетов?
Если по одному договору предприниматель получает от контрагента более 100 тысяч рублей наличными, он нарушает закон, а значит может быть привлечен к административной ответственности согласно ст. 15.1 КоАП РФ:
для ИП сумма штрафа составляет от 4 до 5 тысяч рублей;
для ООО – от 40 до 50 тысяч рублей.
В некоторых ситуациях ФНС заменяет денежные санкции на предупреждения, если речь идет о субъектах МСП. На смягчение наказания можно рассчитывать, если:
предприниматель впервые превысил лимиты, оговоренные в Указании Центробанка;
нарушение закона не повлекло за собой материального ущерба для любой из сторон.
Как проводить наличные расчеты при сделках от 100 тысяч рублей?
Что делать предпринимателю, если сумма договора превышает установленный Центробанком лимит? Вариантов два:
Можно «разбить» сумму на несколько договоров. К примеру, чтобы реализовать товар на сумму 200 тысяч рублей, можно заключить два договора на 100 тысяч рублей каждый. Так как договоры разные, то оплату по ним можно принять в один день.
Сумму, превышающую лимит, принять в безналичной форме. К примеру, за товар или услуги вам должны перечислить 150 тысяч рублей. Согласно действующему законодательству 100 тысяч рублей можно принять в наличной форме, а остальное – банковским переводом на р/с компании.
Как правильно оформлять наличные поступления?
Наличность, полученная от юридических лиц или ИП по договору, должна проводиться через онлайн-кассу (за исключением случаев, предусмотренных ст. 2 федерального закона № 290-ФЗ). Если этого не сделать, ФНС может выписать штраф:
для ИП – от 25 до 50% от прошедшей мимо кассы суммы, но не менее 10 тысяч рублей;
для ООО – от 75 до 100%, но не менее 30 тысяч рублей.
После получения наличности ИП и ООО должны выдать плательщику кассовый чек. При необходимости дополнительно к нему можно выписать и другие документы: акты, формы ТОРГ-12 и пр. Работа без чека считается нарушением закона и влечет за собой штрафы (для ИП – 2 тысячи рублей, для ООО – 10 тысяч рублей).
Наличность можно оставить в кассе (субъекты МСП имеют право не устанавливать кассовый лимит), либо перевести на р/с через банкомат, корпоративную карту или оператора своего банка. В графе «Назначение платежа» можно указать «Розничная выручка».
На что ИП и ООО могут потратить наличность?
Часть наличных поступлений нельзя использовать для оплаты расходов напрямую: например, чтобы рассчитаться этими деньгами за аренду офиса или закупку материалов, сначала придется внести средства на р/с, а затем снять с него нужную сумму.
К поступлениям, которые обязательно проводят через банк, относятся:
возвращенные авансы и переплаты;
возмещенные недостачи, убытки, неустойки;
займы как полученные, так и возвращенные (включая проценты по ним);
безвозмездно переданные суммы;
Наличные средства, полученные в качестве оплаты товаров, услуг или работ, можно тратить напрямую из кассы, если речь идет о следующих категориях расходов:
выдача заработной платы, выплата социальных пособий согласно трудовым договорам;
выплата страховых возмещений;
выдача денег работникам (под отчет): например, для оплаты транспортных расходов, покупки канцелярии и пр.;
расчетов с потребкооперативами и микрофинансовыми организациями;
оплата товаров, услуг или работ;
выдача денег на личные нужды ИП (то есть, никак не связанные с его коммерческой деятельностью).
В остальных случаях деньги нужно сначала положить на р/с, а затем уже распоряжаться ими по своему усмотрению. К примеру, ИП выдал работнику 10 тысяч на закупку канцелярских товаров. Но работнику предоставили скидку 10%, поэтому 1 тысячу рублей он вернул в кассу. Так как эти деньги не относятся к средствам, полученным в качестве оплаты товаров, услуг или работ, то ИП должен «прогнать» их через банк, чтобы в дальнейшем использовать их для тех или иных целей.
Когда договор есть, а документа нет
В соответствии с п. 2 ст. 434 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту — ГК РФ) договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, в том числе электронными документами, передаваемыми по каналам связи, позволяющими достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.
Согласно п. 3 ст. 434 ГК РФ письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном в п. 3 ст. 438 ГК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
Из приведенных норм ГК РФ следует, что договор поставки может заключаться не только в виде подписания одного документа, а, например, подтверждаться документами в комплексном комбинированном варианте. В качестве доказательств подтверждения заключения и исполнения договора могут выступать различные документы, например товарные, транспортные, товарно-транспортные накладные, письменные и устные заявки покупателя на поставку товара, счета на оплату, акты приема-передачи товара, счета-фактуры, платежные поручения. При доказывании заключения и исполнения договора поставки такие документы представляются комплексно, то есть не один документ, а сразу несколько документов.
Необходимо оговориться, что некоторые из упомянутых документов по своему смыслу и характеру не могут предварительно согласовывать условия поставок товара по рамочному договору поставки, хотя судебная практика допускает такую возможность. К таким документам можно отнести товарную, транспортную, товарно-транспортную накладную, акт приема-передачи товара, счет-фактура. Названные накладные и акт приема-передачи товара являются документами, подтверждающими фактическую поставку товара на уже согласованных заранее условиях, а счет-фактура — это документ, являющийся основанием для предъявления НДС к вычету.
Но, повторяю, что накладные, акты приема-передачи товара и счет-фактура в комплексе с другими документами являются документами, подтверждающими заключение и исполненине договора поставки товара в случае, когда договор не подписан как единый документ, ни разовый, ни рамочный.
Существуют многочисленные примеры судебной практике о применении различных комбинированных вариантов подтверждения документами заключения и исполнения договора поставки. К таким примерам относятся, в частности, Определение Верховного Суда РФ от 13.05.2015 №310-ЭС15-4353 по Делу №А08-7525/2013, Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.02.2012 №ВАС-538/12 по Делу №ВАС-538/12, Постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.05.2017 №Ф07-2389/2017 по Делу №А56-39250/2016 от 13.02.2017 №Ф07-12980/2016 по Делу №А56-15444/2016.
Можно ли работать с юридическим лицом по счету без договора?
Выставили покупателю счет, он его оплатил. Но наш договор подписывать не хочет, навязывает свой или предлагает работать просто по счету? Правомерно ли это? Какие риски?
Если исходить из положений гражданского законодательства, то договор может заключен в любой форме, если иное не предусмотрено законом.
ГК РФ Статья 434. Форма договора
1. Договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.
Если стороны договорились заключить договор в определенной форме, он считается заключенным после придания ему условленной формы, хотя бы законом для договоров данного вида такая форма не требовалась.
2. Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, в том числе электронными документами, передаваемыми по каналам связи, позволяющими достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.
(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Электронным документом, передаваемым по каналам связи, признается информация, подготовленная, отправленная, полученная или хранимая с помощью электронных, магнитных, оптических либо аналогичных средств, включая обмен информацией в электронной форме и электронную почту.
(абзац введен Федеральным законом от 08.03.2015 N 42-ФЗ)
3. Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 438 настоящего Кодекса.
4. В случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, договор в письменной форме может быть заключен только путем составления одного документа, подписанного сторонами договора.
(п. 4 введен Федеральным законом от 08.03.2015 N 42-ФЗ)