до какой температуры нагревается асфальт летом
До какой температуры нагревается асфальт летом
Текущим летом (2010 г.), когда дневная температура в Москве установилась на уровне выше 30 градусов по Цельсию и ходить местами стало горячо, я решил измерить реальную температуру разных городских поверхностей. Первоначально результаты всех измерений записывал на форуме, а после того, как данных набралось достаточно, решил все это оформить в виде отдельной статьи.
Результаты измерения | |
---|---|
Поверхность | Температура, ° С |
серый асфальт | 52-55 |
серая доска (обычная доска, посеревшая от времени) | 56 |
белый пластик | 37 |
светло-серый цемент | 40-42 |
земля | 50-55 |
тротуарная плитка (красная) | 48 |
дорожная бетонная плита | 50 |
асфальтовая крошка | 51-52 |
дорожная пыль | 48 |
темно-серый (почти черный) пластик внутри стоявшей на солнце машины | 70 |
Разброс значений означает, что при разных измерениях на одинаково выглядящих поверхностях была получена разная температура.
Гладкий асфальт реально воспринимается горячее: если по асфальту средней зернистости еще можно спокойно идти, то по гладкому идти будет уже очень горячо.
14 июля по «Эху Москвы» выступал директор Гидрометеобюро, говорил про погоду и температуру вообще и температуру поверхностей в частности, цитата оттуда:
- Вот, производятся, ведь, разные измерения, в том числе измеряется, например, температура подстилающей поверхности, температура асфальта на дорогах. Вот, сейчас в эти дни почва, покрытая травой, вот скажем так, она нагревается на открытом солнце до температуры порядка 50-55 градусов.
.
А если говорить про асфальт, то там еще выше. Там все зависит от цвета, качества, всяких там теплофизических свойств. Так что там температура может быть и 60, и выше.
Т.е. официальные данные подтверждают результаты приведенных выше измерений.
Как обезопасить себя от травм:
2. Не останавливайтесь там, где горячо, даже на несколько секунд, т.к. имеет значение время контакта с поверхностью. Пока вы идете, контакт с поверхностью происходит периодически, что позволяет поддерживать безопасный температурный баланс, а когда вы останавливаетесь, даже несколько секунд постоянного контакта могут привести к перегреву и ожогу.
PS Благодарю ppk за конструктивную критику!
Холодный асфальт как способ борьбы с жарой
Асфальт был и остается единственным дорожным покрытием, которое сочетает в себе низкую себестоимость и большой срок службы. Но из-за темного цвета он нагревается сильнее, чем бетонные стены, брусчатка или газоны. В результате уже при +35-38 градусах по Цельсию его температура составляет 50-55 градусов.
Решить проблему можно, заменив асфальт на какой-то иной, совершенно новый материал. Но ученые из США предложили менее кардинальное и более дешевое решение. Они разработали покрытие для асфальта, способное уменьшить температуру нагретой под солнцем дороги на 6,6 градусов. «Холодный тротуар», как его назвали создатели, уже создан и тестируется на улицах Лос-Анджелеса.
Эксперимент проводится в реальных условиях. Производитель покрыл отдельные части дороги и тротуаров материалом GuardTop (именно под этим брендом выпускают «холодный асфальт»). Создатели хотят проверить, сможет ли покрытие снизить температуру асфальта, и будет ли его влияние настолько велико, чтобы облегчить горожанам жизнь. Предполагается, что новый материал не просто сделает города более комфортными для жизни, а поможет сократить энергозатраты на кондиционирование помещений.
Интересно, что для первых проб выбрали покрытие на нескольких автостоянках: по ним почти не ездят. Результаты оказались положительными, после чего материал нанесли на несколько городских улиц. Дороги здесь посветлели, а сами улицы приобрели более эстетичный вид.
Городские власти ожидают отклика от жителей Лос-Анджелеса: писем и звонков. Те, по предположением производителей, должны отметить преимущества и недостатки нового покрытия. Важно, чтобы оно не доставляло неудобств горожанам и не создавало новых проблем. Кроме того, важно протестировать материал на прочность и срок службы в естественных условиях, имитировать которые просто невозможно. Если все будет в порядке, такое покрытие используют для всех дорог в городе и не только.
До стран бывшего СССР «холодный асфальт» доберется, возможно, не так быстро: в России не очень много регионов, где летняя температура долго держится на уровне 35-38 градусов. Вполне вероятно, что наибольшим спросом покрытие будет пользоваться в Краснодарском крае, Крыму, Астрахани и на территории Украины, где климат чуть теплее, а проблема с перегретым асфальтом стоит остро. Насколько эффективна будет новая технология, покажет время.
Почему в жаркие дни асфальт вредит нашему здоровью?
Летом на улицах многих городов кладут новый асфальт — наверное, каждому знаком его свежий запах? Некоторым людям этот своеобразный аромат даже нравится, но многие даже не подозревают, что он может быть опасным для здоровья. Недавно ученые из США и Германии решили выяснить, какие именно вещества и в каком количестве выделяет дорожное покрытие в воздух. Оказалось, что каждый день, выходя из дома, мы вдыхаем огромное множество вредных веществ, которые оседают в нашем организме и вредят здоровью. В некоторых регионах нашей планеты асфальт загрязняет окружающую среду так же сильно, как и автомобили с двигателями внутреннего сгорания. В рамках этого материала предлагаю разобраться, какие именно вещества содержится в «запахе асфальта», как они влияют на наше здоровье и каким образом можно уменьшить негативное влияние дорожного покрытия.
Асфальт вреден для человеческого организма, а многие из нас об этом и не знали
Результаты научной работы, проведенного американскими и немецкими учеными, были опубликованы в научном журнале Science Advances. Чтобы определить, какие именно вещества выделяет асфальт, исследователи провели довольно простой в исполнении научный эксперимент. Они взяли несколько образцов асфальта, нагрели их до высоких температур и изучили выпускаемые ими в воздух вещества при помощи специальных датчиков. Важно отметить, что сначала они нагревали асфальт, помещая его в среду с горячим воздухом. Потом они нагревали материал, имитируя воздействие прямых солнечных лучей.
Холодный асфальт не настолько вреден, как горячий
Что такое PM2.5?
Как оказалось, под воздействием высоких температур, асфальт выделяет в воздух целый коктейль разнообразных веществ. Примерно 85% из них — это летучие частицы размером менее 2,5 микрометров. В научной среде они известны как частицы PM2.5 и их концентрация считается одним из главных показателей загрязненности воздуха. В отличие от более крупных объектов, эти частицы легче проникают в организм и поэтому представляют наибольшую угрозу. Сами по себе они представляют мельчайшие частицы тяжелых металлов и сажи, которая впитывает в себя множество ядовитых веществ.
Частицы PM2.5 есть практически везде, даже в лесу, но в городах их больше всего. Благодаря своим маленьким размерам, они легко преодолевают защитные системы человеческого организма вроде носовой полости, верхних дыхательных путей и бронхов. Вместе со вдыхаемым воздухом, микроскопические частицы проникают в альвеолы, которые представляют собой пузырьки для газообмена между легкими и кровеносной системой. Так как вредные вещества могут попадать не только в легкие, но и в кровь, выделяемые асфальтом вещества могут стать причиной заболеваний не только органов дыхания, но и сердечно-сосудистой системы.
Мало того, что воздух загрязняется заводами и автомобилями, так еще вредным оказался и асфальт
Выброс вредных веществ в большей степени провоцируется не горячим воздухом, а воздействием прямых солнечных лучей. Лабораторный эксперимент показал, что в жаркую погоду количество выбросов может увеличиваться втрое. Исходя из этого получается, что в регулярно теплых городах вроде Лос-Анджелеса, асфальт загрязняет воздух почти так же, как и автомобили. Вреднее всего свежий асфальт, как раз тот, который испускает многим знакомый запах. Спустя некоторое время концентрация вредных веществ становится меньше, но они не испаряются полностью даже спустя годы. Получается, что положенный несколько лет назад асфальт в вашем дворе тоже регулярно вредит вашему здоровью.
Если вам интересны новости науки и технологий, подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен. Там вы найдете материалы, которые не были опубликованы на сайте!
В состав асфальта входят песок, разные виды щебня и гравия, а также битум — продукт, своими свойствами очень напоминающий смолу. В зависимости от производителя, компоненты могут меняться, кроме битума, который является связующим звеном для всех остальных составных частей. Исследователи считают, что вредное воздействие асфальта можно устранить, если разработать новый состав, в который не будут входить условно ядовитые компоненты. На данный момент безопасного состава асфальта не существует, потому что долгое время исследователи хотели сделать «неубиваемое» дорожное покрытие. Об одном из таких проектов можно почитать в этом материале.
До какой температуры нагревается асфальт
Статьи /
Температура асфальта и других поверхностей в городе летом
В городе встречаются разные поверхности. В основном это, конечно, асфальт, но много где лежит тротуарная плитка, местами – гранит или булыжник.
Температура любой поверхности зависит от:
Фактическая температура поверхности – это точное число градусов, но для нас важнее не то, сколько на поверхности градусов, а то, насколько горячей эта поверхность воспринимается. Если наши ощущения говорят нам, что “нормально” или “горячо” – значит, дня нас действительно нормально или, наоборот, горячо, сколько бы там градусов ни было (предполагается, что у вас нормальная восприимчивость к температурным воздействиям, и вы не склонны переоценивать свои возможности). Воспринимаемая “горячесть” поверхности зависит от того, как быстро тепло передается от поверхности к коже, а это, в свою очередь, зависит от теплопроводности и фактуры материала. Чем теплопроводность выше, тем горячее будет казаться поверхность. Гладкие поверхности также ощущаются горячее неровных. Это связано с тем, что при контакте с фактурной поверхностью площадь контакта меньше, и местами сохраняется воздушная прослойка, что в итоге уменьшает передачу тепла.
Текущим летом (2010 г.), когда дневная температура в Москве установилась на уровне выше 30 градусов по Цельсию и ходить местами стало горячо, я решил измерить реальную температуру разных городских поверхностей. Первоначально результаты всех измерений записывал на форуме, а после того, как данных набралось достаточно, решил все это оформить в виде отдельной статьи.
Результаты измерений не претендуют на научную точность, но в практическом плане на них вполне можно ориентироваться. Измерения проводились бытовым медицинским инфракрасным термометром Scala SC8120.
- Конечно, кому-то может показаться странным мерять температуру поверхности градусником для уха, но, как показала практика, этим термометром можно мерять температуру всего чего угодно. Заявленный в инструкции диапазон измерений – от 32 до 43 градусов, но несмотря на это, на практике он меряет от 0 до больше чем 70 градусов (объектов с большей температурой под рукой не нашлось). Заявленная погрешность – 0.2 градуса для температуры от 36 до 39 градусов, и 0.3 градуса в остальном диапазоне.
Температура измерялась при следующих условиях: температура воздуха – 30-32 градуса, время – 3 часа дня (по идее, это самое жаркое время), безветренная погода, поверхности с утра под солнечными лучами.
Результаты измерения | |
---|---|
Поверхность | Температура, ° С |
серый асфальт | 52-55 |
серая доска (обычная доска, посеревшая от времени) | 56 |
белый пластик | 37 |
светло-серый цемент | 40-42 |
земля | 50-55 |
тротуарная плитка (красная) | 48 |
дорожная бетонная плита | 50 |
асфальтовая крошка | 51-52 |
дорожная пыль | 48 |
темно-серый (почти черный) пластик внутри стоявшей на солнце машины | 70 |
Разброс значений означает, что при разных измерениях на одинаково выглядящих поверхностях была получена разная температура.
В общем, все вполне ожидаемо – чем предмет темнее, тем он горячее по градусам. А вот наши ощущения, как уже говорилось выше, будет сильно зависить еще и от свойств поверхности.
Личные ощущения при ходьбе по тротуарной плитке или асфальту средней зернистости:
Гладкий асфальт реально воспринимается горячее: если по асфальту средней зернистости еще можно спокойно идти, то по гладкому идти будет уже очень горячо.
14 июля по “Эху Москвы” выступал директор Гидрометеобюро, говорил про погоду и температуру вообще и температуру поверхностей в частности, цитата оттуда:
- Вот, производятся, ведь, разные измерения, в том числе измеряется, например, температура подстилающей поверхности, температура асфальта на дорогах. Вот, сейчас в эти дни почва, покрытая травой, вот скажем так, она нагревается на открытом солнце до температуры порядка 50-55 градусов.
…
А если говорить про асфальт, то там еще выше. Там все зависит от цвета, качества, всяких там теплофизических свойств. Так что там температура может быть и 60, и выше.
Т.е. официальные данные подтверждают результаты приведенных выше измерений.
Вероятность получения ожога зависит как от температуры, так и от времени контакта. При температуре в 45 градусов можно спокойно ходить несколько часов, при 60 градусах время непрерывного контакта с поверхностью не должно быть больше секунды (быстро идти можно, останавливаться – нет).
Как обезопасить себя от травм:
1. Если вы не уверены в своей теплостойкости, то лучше вообще не ходить там, где горячо, и тогда, когда горячо. Самое горячее время – с 12 до 16 часов дня.
2. Не останавливайтесь там, где горячо, даже на несколько секунд, т.к. имеет значение время контакта с поверхностью. Пока вы идете, контакт с поверхностью происходит периодически, что позволяет поддерживать безопасный температурный баланс, а когда вы останавливаетесь, даже несколько секунд постоянного контакта могут привести к перегреву и ожогу.
3. Выбирайте менее горячие поверхности – более светлые, более фактурные. Избегайте темного и гладкого асфальта. Прислушивайтесь к своим ощущениям. Если вам кажется, что горячо – то так и есть, и надо перейти на менее горячую поверхность.
PS Благодарю ppk за конструктивную критику!
Андрей Ерофеев
22.07.2010
Чтобы заасфальтировать участок качественно и получить стойкое, износопрочное покрытие, необходимо соблюдать нормы, правила, технологии, регламентируемые СНиПом и ГОСТом. Одним из важных показателей асфальтоукладки является температура укладки асфальта по ГОСТу 9128-2013. По ГОСТу рекомендуется асфальтировать дороги только в сухую, солнечную погоду. Градус тепла не должен быть ниже 10° по Цельсию, но допустимы отклонения от указанных параметров в зависимости от технологии.
Для измерения степени нагревания смеси в дорожном строительстве используют электротермометры с выносным датчиком. Контролировать степень нагревания смеси необходимо при асфальтировании горячим или литым методом. Холодное асфальтирование не требует нагрева асфальтовой смеси перед заливкой.
Какая температура укладки асфальта
Есть правила, которые нужно соблюдать при асфальтировании дорог любого назначения: небольшого двора, пешеходной зоны или автомобильной трассы. Температура асфальта при укладке – один из основных факторов, отвечающий за прочность.
Чаще всего в асфальтировании применяют холодную, горячую или литую технологию. Для каждой техники есть свои рекомендации по температурному режиму.
Температура укладки литого асфальта
Технология асфальтоукладки требует предварительного нагрева асфальтной смеси до 190-250 градусов. При такой температуре смесь равномерно распределяется по участку, становится вязкой и плотной. В состав смеси на основе битума часто добавляют минеральные порошки, чтобы изменить текучесть и плавкость материала.
Температура укладываемого асфальта горячим методом
Горячий асфальт используют для строительства новых дорог или ремонта старых. Это надежный способ, но он ограничен сезонностью. Укладывать асфальт горячим способом можно только в сухую погоду при плюсовой температуре. Сезон – весна, лето или ранняя осень. Температура на улице не должна быть ниже +5 градусов, только при таких условиях можно добиться прочного покрытия. Технология предполагает нагревание асфальтовой смеси до 120-200 градусов.
При какой температуре укладывать асфальт холодным способом
Температура асфальта при укладке по ГОСТу меняется от технологии, количества и толщины асфальтных слоев, материала. Для каждого способа существует свой температурный режим. При нарушении температуры нельзя получить стойкое дорожное полотно. Конечно, температура – не единственный показатель, отвечающий за надежность и стойкость дорожного полотна, но несоблюдение температурного режима приводит к раннему появлению трещин и ям.
Трудности при устройстве верхних слоев покрытия в ходе укладки и уплотнения горячей смеси возникают по причине множества различных факторов:
— большого количества различных типов асфальтобетонных смесей и входящих в его состав различных по своей структуре (физико-химическим характеристикам) минеральных и органических материалов;
— огромного разнообразия при выборе строительной техники;
— степени квалификации компании-производителя работ;
— текущего состояния дорожной одежды (основания и земляного полотна) – в первую очередь климатических (разница между условиями полярного Севера Норильска и Сочинскими субтропиками очевидна) грунтово-гидрологических (болота Ленинградской области и скальные грунты Карачаево-Черкесии), условий объекта текущего ремонта/строительства, а также сезона в течение, которого и проводятся ремонтные работы (качество работ, проведенных в летний период будет выше, чем в осенний период).
Основная задача – устройство как можно более долговечного покрытия с заданными дорожно-эксплуатационными характеристиками. Это достигается путем соблюдения необходимого температурного режима и определенного количества проходов катка в процессе укладки и уплотнения.
Распределенная асфальтобетонная смесь (далее АБС) достаточно быстро остывает. Продолжительность остывания зависит от текущей температуры, погодных условий и толщины слоя (чем он тоньше, тем выше скорость остывания), поэтому начинать процесс уплотнения необходимо как можно быстрее.
Для обеспечения необходимого температурного режима при уплотнении АБС настоятельно рекомендуем осуществлять процесс уплотнения при следующих температурах:
Увеличение содержания щебня и применение более вязких битумов может привести к увеличению жесткости смеси, она становится менее удобоукладываемой. В таком случае температуры начального и окончательного этапов уплотнения смещаются большую сторону.
Бесконтактные пирометры
Похожие статьи
Целлюлозная добавка для ЩМА ДЦГ
Описание продукта: Гранулированное целлюлозное волокно для стабилизации битума в асфальтобетонных смесях типа ЩМА. Добавка ДЦ-Г разработана российскими учеными на базе…
Устройство гравийного покрытия
Гравий представляет собой дорожно-строительный каменный материал, состоящий из обломочной горной породы с размером частиц от 5 до 70 мм. Если…
Технология укладки тротуарной плитки
Тротуарная плитка нашла широкое применение при устройстве покрытий как на общедоступных пространствах, так и во дворах частных домовладений. Преимущества перед…
Стабилизация грунтов земляного полотна
При строительстве автомобильных дорог часто возникает вопрос о том, какие материалы целесообразно использовать для устройства слоёв дорожной одежды. Например, щебень,…
Характеристики дорожных катков
Дорожные катки только на первый взгляд кажутся «простыми» и «неповортоливыми» инженерными механизмами, призванными упростить жизнь инженеров при уплотнении асфальтобетонной смеси,…
Дорожные трещины асфальтобетонного покрытия
О проблеме трещинообразования покрытий пойдет речь ниже. Трещины на дорожном покрытии являются наиболее распространенным дефектом, встречающимся повсеместно на дорогах всех…
Битум нефтяной дорожный БНД — что это такое?
Битум – строительный материал, используемый в различных сферах человеческой деятельности: от гидроизоляции кровли и фундамента в промышленном и гражданском строительстве,…
Ох, много споров вызывает вопрос укладки асфальта на дорогах как в дождь, так и в снег, осенью и зимой. Поясним очевидное, разберемся с нормами, но для начала изучим термины.
Асфальтобетонная смесь – рационально подобранная смесь минеральных материалов с органическим вяжущим, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии.
Образно говоря, как из муки получается булочка, так из асфальтобетонной смеси – асфальтобетон, или уплотненная асфальтобетонная смесь в слое дорожной конструкции.
В зависимости от температуры укладки смеси и асфальтобетоны подразделяют на следующие виды:
Приготовление и доставка
Асфальтобетонные смеси, как правило, готовят на асфальтобетонном заводе (АБЗ) и затем выгружают в накопительный бункер или сразу в грузовики.
Практически в каждом административном районе нашей страны есть такой завод, а в средних и крупных городах и не один. “Минусовые” температуры заметно влияют на работу АБЗ, поэтому суровой зимой здесь в основном идут профилактика и ремонт различных узлов и агрегатов.
Смеси доставляют к месту укладки транспортом. При дальности перевозки на расстояние более 20 км, чтобы смесь не остыла, используются автомобили–самосвалы, оборудованные тентами или другими средствами. В зависимости от того, как долго можно сохранить нужную для укладки температуру, рассчитывается продолжительность транспортировки.
Покрытия и основания из асфальтобетонных смесей выполняют в сухую погоду.
Без осадков, сухая погода, преимущественно без осадков – без осадков или количество жидких и смешанных осадков ≤ 0,2 мм за 12 часов, количество твердых осадков ≤ 0,1 мм за 12 часов (метеословарь, Белгидромет).
В снегопад и метель работы по устройству дорожной одежды не допускаются.
К слову, визуально теплый асфальтобетон, горячий асфальтобетон или горячий асфальтобетон с температурно-понижающими добавками не отличаются друг от друга.
Последствия нарушения температурного режима укладки очевидны – происходит быстрое остывание смеси, что приводит к значительному ухудшению качества созданного дорожного покрытия.
Укладку холодных асфальтобетонных смесей (за отдельным исключением) следует заканчивать ориентировочно за 15 дней до начала периода осенних дождей.
В случае, если зимой или весной по асфальтобетонному слою будут передвигаться транспортные средства, его следует устраивать из плотных асфальтобетонных смесей.
Перед укладкой смеси производят обработку очищенной от пыли и грязи (снега и льда) поверхности нижнего слоя асфальтобетонного покрытия битумной эмульсией или битумом. Обработку нижнего слоя вяжущим можно не производить в случае, если интервал времени между устройством верхнего и нижнего слоев составляет не более 2 суток и отсутствует движение построечного транспорта.
Укладку асфальтобетонных смесей осуществляют асфальтоукладчиком и, как правило, на всю ширину покрытия. В исключительных случаях на дорогах местной сети допускается укладка смесей в нижний слой покрытия и в основание автогрейдером. В местах, недоступных для асфальтоукладчика, допускается ручная укладка смеси.
Очевидное и невероятное
При всем очевидном, наверное, многие видели и невероятное.
А ведь впереди у нас – зимний ремонт двух мостов на МКАД. Интересно, чтобы уложить асфальт, рабочие будут ждать весну?
Виктор АНДРЕЕВ
Специально для ABW.BY
Фото сайта i4car.net носит иллюстративный характер
Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber
Сегодня асфальт – это основа коммуникаций и самый распространенный материал для обустройства инфраструктуры. Сегодня невозможно себе представить не заасфальтированных улиц в городах и не покрытых асфальтом междугородных и международных трасс. Асфальтовое покрытие имеет множество других объектов, включая даже крыши зданий. Асфальт сегодня востребован не менее чем бетон, и такое массовое применение этого материала предполагает наличие множества его марок, которые используются в самых разных условиях. Однако при этом практически каждая марка состоит практически из одних и тех же компонентов, разница заключается всего лишь в их соотношении и количестве самых разных добавок, которые призваны определять те или иные качества асфальта.
В определенных кругах асфальт называют асфальтобетоном, хотя из основных компонентов, которые применяются для создания бетона, в асфальтобетоне, присутствуют только песок и щебень, никакого цемента в асфальт не добавляют. Вместо цемента основу материала составляет битум, в качестве дополнительных добавок можно отметить некоторые минералы, чаще всего добавляется известковый порошок, призванный препятствовать образованию пустот в асфальтобетонной массе после ее укладки. Кстати, вместо песка может использоваться отсев, каменная крошка, если она имеется в достаточном количестве. Песок и отсевы в составе асфальта призваны связывать жидкий битум и не допускать его вытекания из смеси.
Горячий асфальт.
В первую очередь асфальт делится на категории по плотности – есть асфальты плотные и высокоплотные, а также пористые и высокопористые. Параметр плотности или пористости определяется повышением в составе битумной смеси концентрации песка или щебня. Всего таких категории три – I, II и III. Правда, внутри каждой категории существует еще и деление по соотношению наполнителей. Так, плотные виды асфальта содержат или больше песка (высокоплотные), или очень мелкого щебня – диаметр фракций менее 5 мм. В основном плотный асфальт используется для создания верхней, более прочной части покрытия автомобильных трасс. Асфальт пористый содержит более крупный щебень (1-4 см) и пониженное количество битума, обычно укладывается в основание асфальтированных дорог и служит для придания дорожному полотну большей эластичности, а также предотвращает его деформацию. Однако тут есть небольшой нюанс – загруженные трассы, по которым постоянно ездят тяжелые грузовые автомобили, полностью делают из крупнозернистого (высокопористого) асфальтобетона, даже верхние их слои.
Асфальтобетонные смеси обычно маркируются буквенными обозначениями, которые показывают, какой процент щебня, гравия или песка в них заложен. К примеру, литера А говорит о том, что в асфальт состоит из 50-60% щебня, все остальное – битум и другие компоненты. Литеры Б и В сообщают, что в асфальте 40-50 и 30-40 процентов щебня или гравия соответственно. Литера Г показывает, что асфальтовая смесь содержит около 30% песка, Д – 70% песка или прочих мелких отсевов, каменной крошки.
Также асфальт подразделяют по температуре укладки – есть, теплый и холодный.
Горячий асфальт перед укладкой разогревается на заводе до температуры более 120 градусов Цельсия, грузится на самосвал и транспортируется к месту укладки. Этот вид асфальта используется для создания новых дорог и капитального ремонта старых. Для работы требуется специальная техника – транспорт и каток, которым асфальт уплотняют и разравнивают.
Теплый асфальт относится к категории маловязких битумов, и его можно отнести и к горячим асфальтам, но применяется он скорее там, где применяется и асфальт холодный, так как прочность его ниже, чем у вязкого горячего асфальта. Однако он может доставляться с завода в удаленные районы, при этом температура асфальта может понижаться до 40 градусов, при этом он не теряет своих основных качеств после уплотнения. Может использоваться для создания новых покрытий, но не на нагруженных автомобильных трассах, а для ремонта небольших участков второстепенных дорог, пешеходных дорожек, спортивных площадок и пр. Для его уплотнения требуется каток.
Холодный асфальт – уже готовая битумно-гравийная смесь, не нуждающаяся в разогревании перед использованием. Еще такой асфальт называют всепогодным, так как работать с ним можно при очень низких температурах воздуха, высокой влажности, он прекрасно схватывается и твердеет даже при 30 градусах мороза. Однако этот вид асфальта не подходит для создания нового дорожного полотна, его основное предназначение – ямочный ремонт старого асфальтового покрытия. Имеет большой срок хранения, продается обычно в мешках, для укладки не требует применения техники, все работы производятся вручную, в том числе укладка (лопатой) и трамбовка (ручным катком).
Существуют еще некоторые виды асфальта, которые у нас в стране или не применяются, или применяются, но очень ограниченно. В основном это высокотехнологичные виды асфальта, обладающие повышенными качествами и требующие для создания и укладки сложных технологий и применения специального оборудования. К таковым можно отнести асфальт литой, резиновый, пластиковый, а также асфальт штампованный и цветную смесь.
Литой асфальт.
Это вид асфальта – относительно не новое изобретение, разработан был в Германии почти 100 лет назад, наибольшее распространение получил во второй половине ХХ века в странах Европы, в Канаде и США. В СССР и России не очень популярен из-за сложности технологии изготовления и повышенного расхода битума, который занимает в составе материала более 10%, и минерального порошка, расход которого составляет до 30%. Также существуют повышенные требования по подбору качества песка и щебня, для повышения пластичности в битумную смесь добавляют полимерные составляющие. Перед укладкой смесь нагревается до температуры более 200 градусов Цельсия, что предполагает применение довольно сложной техники. Кроме всего прочего, работать с таким асфальтом следует только в теплую сухую погоду, эти условия имеются в Западной Европе, но на большей части России эти условия практически отсутствуют.
Резиновый асфальт.
Такой асфальт называют еще мягким асфальтом, так как в битумную смесь добавляется мелкая резиновая крошка. Используется такой асфальт исключительно в частных целях, для создания дорожек или площадок в загородных домовладении с невысокой проходимостью. Достоинства такого асфальта заключаются в относительной упругости заасфальтированной поверхности, а также ее водонепроницаемости и долговечности.
Пластиковый асфальт.
Более дешевый вариант асфальта резинового, но вместо резиновой крошки в битумную смесь добавляются полимеры. Этот вид асфальта обладает повышенной влагонепроницаемостью, пониженным трещинообразованием, но долговечность его зависит от типа полимера, который присутствует в его составе. Однако пластиковый асфальт очень популярен в западных странах среди частных домовладельцев, которые при обустройстве приусадебной территории используют его для создания пешеходных и подъездных дорожек и детских площадок. Начинает распространяться этот асфальт и в нашей стране, правда, не так широко, как он этого заслуживает, основная причина – невысокое качество полимерных наполнителей отечественного производства.
Штампованный асфальт.
Это скорее декоративное воплощение поверхности, выполненной из обычной песчано-битумной смеси. В процессе нагревания заасфальтированной поверхности на нее наносятся штампы, которые позволяют имитировать самые разные варианты покрытий – плиточную, кирпичную, булыжную или любую другую, причем самых разных форм и конфигураций. На отштампованную поверхность при необходимости наносится полимерный состав с цветным пигментом, придающий покрытию необходимую износостойкость и долговечность.
Цветная смесь.
Такой асфальт так же, как и асфальт штампованный, относится к разряду декоративных покрытий. Представляет собой разноцветный асфальт, который состоит из осветленного битума и внесенного в состав красящего пигмента.
Рециклинг.
В заключение следует сказать и о таком варианте приготовления асфальта, как рециклинг. Этот вариант предусматривает повторное использование старого, требующего замены асфальта для укладки новых дорожных покрытий. В процессе рециклинга пришедший в негодность битумный слой срезается с помощью специальной фрезы, загружается в дробилку, где производится его измельчение. Полученный вторичный асфальт является одним из компонентов новой битумной смеси, которая производится либо на заводе, куда свозится измельченный бой, либо непосредственно на месте ремонта завода с помощью специального оборудования. Этот процесс позволяет значительно сократить расходы на строительство новой дороги, однако качество покрытия в этом случае несколько снижается, поэтому этот метод используют только для восстановления второстепенных дорог.