догоняющее развитие характерно для каких стран
Истоки успешной динамики догоняющих экономик
Россия уже много лет претендует на то, чтобы стать инновационным обществом. Однако все эти усилия пока не увенчались успехом и мы далеки от инновационной экономики как никогда ранее. Почему же так происходит? Какова роль культуры в этом процессе?
1. Лидирующие и догоняющие страны. С определенной долей условности экономики ведущих стран мира (большой двадцатки), а так же государств, геополитически или исторически связанных с упомянутыми, можно разделить на лидирующие и догоняющие.
Характерные особенности как лидирующих, так и догоняющих систем не одинаковы. Например, азиатские новые индустриальные страны основывали свой экономический успех на источниках прогресса, не совпадающих с применяемыми в США или Европейском Союзе. Точно также различаются и особенности догоняющей динамики для Бразилии, Мексики, России и т.п.
В силу сказанного можно считать обоснованным выделение особых типов догоняющего развития и рассмотрение специфики последнего в рамках такой типологии. Но в подобной постановке задача становится практически необозримой. Поэтому будет разумным ограничиться ее частичным исследованием, выбрав некоторую достаточно представительную группу догоняющих экономик. Так, Россия в качестве подобной системы весьма сходна по значительному числу особенностей своей динамики с Белоруссией, Украиной, Казахстаном и даже с Болгарией и Румынией.
Постсоциалистическое развитие в перечисленных государствах имело схожие стартовые условия и схожую «доперестроечную» эволюцию. Достаточно быстро – за 10-15 лет – эти страны созрели до уровня средней развитости, а целью их экономической политики является хотя бы частичное вхождение в группу лидеров. Но догоняющее развитие с целью лидерства существенно отличается от постсоциалистического роста до уровня средней развитости. Так, в России характерной особенностью экономической динамики является ее ярко выраженная макромотивация. В тоже время эта мотивация не имеет традиций преемственности и понятных правил, в соответствии с которыми каждый конкретный гражданин мог бы оценить для себя ее выгоды. Поэтому рядовые граждане занимают выжидательную позицию. Однако специфика национального лидерства такова, что оно должно быть существенным поведенческим мотивом и на личностном уровне. Упомянутое выше выжидательное поведение населения России не вписывается в это условие. Затягивание периода выжидательного поведения подрывает прагматический настрой в действиях индивидов и способствует этическому нигилизму.
Как представляется, вполне допустимо принять как постулат, что поведенческие установки, навыки и стереотипы формируются принципиальными особенностями способа включения субъектов в социально-экономическую практику. Для перечисленных стран их опыт «реального социализма» опирался на две основные особенности:
1. Примат формальной (административной) организационной связи, определяемой технологическими коммуникативными закономерностями;
2. Жесткая детерминированность общественной макроцели, закрепленная официальной идеологией и, как следствие этого, наличие официальных норм и предписаний, блокирующих возможность альтернативного поведения, наличие кары за альтернативный социальный, политический и экономический выбор. Соответственно возникло общество со слабой структуризацией, однородными организационными и поведенческими стереотипами.
Экономическая среда лидирующих систем, напротив, отличается привычкой граждан к риску, нежеланием субъектов довольствоваться малым, признанием ценности инноваций и стремлением реализовать свои собственные инновационные способности и возможности, отказом от государственного попечительства в пользу своей собственной инициативы. Сюда же относится и привычка не к коллективистскому, а к корпоративному поведению, заключающемуся в умении эффективно сотрудничать в рамках совместных проектов, лично выгодных для каждого из партнеров, хорошими коммуникативными навыками, стремлением к успеху. Кроме того, это еще и существенное доверие к себе лично, своим способностям и возможностям, деиделогизированное восприятие экономических реалий, непризнание примата идеологической макроцели как основы коммуникативных взаимодействий в обществе и как координирующего макроэкономического компонента в хозяйстве. Существенную роль здесь играет и отношение к факторам производства именно как к факторам, то есть с пониманием того, что их можно соединять в различных пропорциях и умением делать это.
Можно было бы перечислить еще несколько уточняющих моментов, но приведенные выше являются основными.
Из сказанного видно, что для перехода к успешному догоняющему развитию, сопряженному с элементами лидерства, необходима существенная корректировка менталитета соответствующих обществ. В то же время этап постсоциалистической динамики в направлении уровня средней развитости такой корректировки не требовал, ибо средняя развитость – это общецивилизационный феномен и поэтому она в значительной мере инвариантна по отношению к инструментарию своей реализации.
2. Специфика России. Количество лидирующих экономик растет. При этом все больше проявляется феномен частичного лидерства. Так, постепенно исчерпывается фронтальное лидерство Соединенных Штатов. Некоторые новые индустриальные страны начинают прочно лидировать по ряду направлений и т.п. Несмотря на общность многих компонентов, обусловливающих лидерство, их сочетания по группам стран имеют явно выраженную типологию и национальный колорит. Отметим некоторые факторы, актуальные для догоняющего развития России и других экономик, типологически схожих с российской.
Для данной группы стран реализация потенциала догоняющего развития с элементами лидерства в существенной степени требует использования относительно новых для них факторов экономической динамики. Среди таковых можно выделить поисковую активность субъектов хозяйственной деятельности. Поисковая активность (термин, с видоизменениями заимствованный из психологии) представляет собой поведение, явным образом ориентированное на изыскание выгоды без ее явно заданного целевого образа. Из определения понятия поисковой активности видно, что в его рамки укладывается большая часть перечисленных выше характеристик лидирующей ментальности.
Следует отметить, что экономисты шумпетерианского направления используют термин «поиск», когда речь идет о реализации поведенческих мотивов экономическими субъектами. Однако понятие поисковой активности точнее отражает смысл явления, в частности, потому что здесь делается акцент на опережающий по отношению к результату характер поисковых действий (опережающее отражение, выражаясь терминологией психологов).
Поисковая активность в сфере потребления обусловливает ненасыщаемость иерархии потребностей, в сфере изыскания инструментов воздействия на ситуацию в социуме и человека в нем – институциональную динамику, с точки зрения получения экономической выгоды – инновационную деятельность предпринимателей и иных субъектов. Наконец, поисковую активность можно понимать в неоклассической трактовке как калькуляцию вариантов экономического поведения в поисках равновесного состояния на рынке.
3. Разновидности поисковой активности. Поисковая активность в качестве поведенческого свойства субъектов хозяйственного процесса реализуется на трех уровнях – микро-, мезо- и макро-. Экономики-лидеры отличаются эффективным распределением этого фактора по перечисленным уровням. Значение поисковой активности здесь наиболее существенно проявляется на микроуровне и носит инновационный характер. Здесь высоки риски, но в связи с тем, что они задевают микроуровень хозяйства, случаи неудач имеют локальный масштаб и, как правило, многократно перекрываются успешными нововведениями. Также и удачные кардинальные инновации за счет их передачи и имитации порождают эффект масштаба, ускоряющий динамику всего хозяйства.
На мезоуровне поисковая активность принимает форму инвестиционной активности. Здесь совмещаются государственные и региональные инвестиционные инициативы, программы институциональных инвесторов и прочих участников инвестиционного процесса. Инвестиционные акценты на мезоуровне, как правило, расставляются с учетом отраслевой специфики хозяйства и направлены в сторону наиболее инновационно активных его секторов.
И, наконец, на макроуровне поисковая активность проявляется в своем институциональном качестве. Здесь формируются ниши для проявления поисковой активности мезо- и микроуровней, происходит конституционное закрепление норм ее осуществления. Также стимулируется деятельность по ряду профильных направлений и корректируются национальные приоритеты.
Поисковую активность можно структурировать не только по компонентам и уровням экономики, но и в разрезе временн ых уровней – кратко-, средне- и долгосрочном. Соединив структуризацию по уровням хозяйства и по временным уровням, получаем следующие варианты:
1. Микроуровень в краткосрочном периоде;
2. Микроуровень в среднесрочном аспекте;
3. Микроуровень в долгосрочном аспекте;
4. Мезоуровень в краткосрочном периоде;
5. Мезоуровень в среднесрочном аспекте;
6. Мезоуровень в долгосрочном периоде;
7. Макроуровень в краткосрочном периоде;
8. Макроуровень в среднесрочном аспекте;
9. Макроуровень в долгосрочном аспекте.
В краткосрочном периоде на микроуровне значима роль конъюнктурных процессов. Конъюнктура, как правило, подвержена кумулятивному эффекту: накапливаясь, конъюнктурные импульсы порождают структурные изменения, распространяющиеся на всю экономику.
Конъектурные колебания – это децентрализованный процесс, требующий многих степеней свободы. Необходимая традиция его формирования в рассматриваемой группе догоняющих экономик отсутствует. В доминировавших здесь в прошлом административных системах проявления конъюнктуры сдерживались и регулировались через механизм директивного планирования. Поэтому конъюнктурные всплески не имели кумулятивного характера, размывались и не были способны выявить необходимое направление развития.
Среднесрочный и долгосрочный периоды на микроуровне в настоящее время могут стать платформой согласования административных воздействий и частных инициатив, но достаточного опыта в этом отношении и понятных правил нет.
На мезоуровне в среднесрочном периоде выявляется эффективность инвестиционной политики. На этом уровне временной градации также становится, виден успех или неуспех структурных преобразований.
На макроуровне важен долгосрочный аспект. Основной задачей здесь становится поддержание социально-экономической и политической стабильности, что придает развитию хозяйства устойчивый характер. В разрезе долгосрочной временной градации на макроуровне конъюнктурные импульсы обычно сглаживаются, и придается значение преемственности в политике проведения национальных интересов.
Отмеченные моменты характерны для большинства традиционно лидирующих стран. Понятна так же необходимость их внедрения в устройство догоняющих экономик. Но технология такого встраивания не совсем ясна, а его практика дает многочисленные сбои. В частности, в России в этом случае велики издержки институциональной адаптации для рядовых граждан.
Значительная величина таких издержек во многом объясняется различиями традиционной и необходимой для лидерства ментальности, нечеткостью сроков и правил преобразований. Также от прошлого передалась практика нечеткого и неоднозначного определения компетенции лиц, принимающих решения. Поэтому возникает трение между структурными компонентами распределения поисковой активности. Такое трение можно уменьшить, привив уважительное отношение к правам субъектов, находящихся на других позициях в социуме, особенно на более низких позициях. Однако культура уважения прав еще не сложилась в России в необходимой степени. Здесь следует отметить непосредственную инструментальную ценность либерального мировоззрения – именно в его рамках институциональное самоограничение и уважение прав рассматривается как приоритетная норма поведения. Недостаточная адаптация такой нормы в социально-экономическую и политическую практику затягивает в России период внедрения личной поисковой инициативы. Этот момент актуален и для других стран с догоняющей экономикой – Бразилии, Мексики и особенно для Китая.
Прагматизм административно-иерархической системы Китая задан многими веками его исторической традиции. До последнего времени эта особенность являлась катализатором развития в данной стране. Однако за рамками среднего достатка, к которому стремится Китай ныне, ориентиры и ценности меняются и это будет серьезной проблемой для последующего развития китайского общества.
4. Два стиля развития общества. В рамках структуралистских течений экономической мысли зародилось понятие стиля развития общества. Выделяют два основных стиля – ориентированный на потребление и ориентированный на общий институционально-культурный прогресс как основу развития.
Представляется возможным ввести понятие об инновационном стиле развития общества по следующей причине. Отмеченные выше два варианта этого понятия приспособлены для характеристики развивающихся стран. Понятие же инновационного стиля характеризует лидирующие экономики. В качественном аспекте инновационный стиль есть обусловленная спецификой общественной психологии и принятым укладом жизни массовая установка на реализацию нового в элементах материальной и духовной культуры общества.
Догоняющие экономики должны формировать инновационный стиль развития. Экономики, для которых он характерен, как раз и являются лидирующими. Эти экономические системы получают от своего лидирующего положения дополнительные преимущества, усиливающие их статус. Поэтому оторваться от периферии и войти в группу лидирующих государств крайне сложно. Но, как показывает опыт новых индустриальных государств, это решаемая задача.
Для лидирующих и близких к ним экономик все более выраженными становятся следующие особенности инновационного стиля:
1. Возрастающая ориентация на использование ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий;
2. Возрастающая роль принципа работы на конкретного потребителя;
3. Процесс внедрения новшеств приобретает лавинообразный характер;
4. Всеобщий характер в этих странах приобретает осознание ценности воспроизводства естественной среды обитания;
5. Поиск нетрадиционных видов ресурсов, технологий и источников энергии;
6. Повышенный интерес к стабилизационным механизмам как способу сохранения высокого уровня и качества жизни;
7. Сочетание в экономической политике наиболее развитых экономик идей социализации и экономического либерализма;
8. Рационализация институциональной среды межгосударственных отношений;
9. Широкий размах информационного сервиса, информационных и институциональных услуг;
10. Перемещение основных проблем развития на региональный уровень хозяйства.
5. Свойства стран с инновационным стилем развития. В связи с качественной интерпретацией инновационного стиля как массовой установки на позитивное восприятие нового в элементах материальной и духовной культуры можно высказать определенные общие суждения об обществах, в которых сформировался выраженный инновационный стиль жизнедеятельности.
В таких странах приоритет отдается потреблению предметов длительного пользования частично даже в ущерб другим потребностям. Для этих систем характерны корпоративные ценности; предприниматели делят здесь с сотрудниками успех дела, а те разделяют с бизнесменами риски инновационной деятельности. В подобных обществах для индивидов не характерны скепсис, фаталистические настроения, они умеют бороться за выгодные дела, высокий уровень определенности ожиданий сочетается здесь с привычкой к риску. Важная особенность также состоит в том, что субъекты экономической и прочих сфер деятельности на деле умеют калькулировать выгоды и издержки, связанные с осуществляемыми действиями.
В развитых странах действия инноваторов население традиционно оценивает с позиций благоприятствования. В слишком жестких институциональных условиях (традиционное общество, идеологически ориентированная административная система) нестандартные действия инноваторов воспринимаются как подрывающие устои и поэтому отторгаются. Идеологизмы принимают здесь характер массовых ориентиров, которые не создают условий для инноваций, инновационный процесс затухает, а соответствующие общества становятся аутсайдерами развития.
Если система не создает институциональных предпосылок для прагматичного восприятия инноваций, то возможна и ситуация «бунта инноваторов», способного повлиять на течение истории как в данной стране, так и в глобальном масштабе.
Возможна и иная ситуация, когда институционально закрепленные идеологизмы способствуют одним видам инноваций, не обязательно общественно выгодным, и препятствуют другим инновациям. В перспективе такая ситуация проявится в деформации воспроизводственной структуры экономики, последствия чего могут быть весьма тяжелыми.
Общества, стремящихся извлекать выгоду из действий инноваторов, пытаются дать последним возможность реализовать их способности. Здесь инноваторы не только не чувствуют себя отторгнутыми, но и фактически таковыми не являются. Поэтому они сами во все большей мере ориентируются на прагматичное восприятие своих способностей к инновационным действиям, а восприимчивость общества к последним постепенно входит в ткань институционального оформления представлений о допустимом и даже престижном образе экономического поведения.
Чтобы инновационный процесс в экономике и социуме протекал с выгодой для всех, необходимо в связи со сказанным институционально оформить тот способ реализации экономического поведения, который присущ инноваторам. Такое оформление дает система, поддерживающая частное предпринимательство в его различных национальных модификациях. Поддерживая частное предпринимательство, институты государства признают тем самым суверенитет субъекта в области экономического поведения. Здесь как бы прикладывается единая общественная, в том числе и правовая мерка возможностей к инноваторам и прочим гражданам, в силу чего инноваторы, разумеется, имеют преимущества.
Таким образом, среди факторов успешной догоняющей динамики следует выделить:
Ø инновационный стиль развития общества;
Ø гармоничное распределение поисковой активности в социуме.
Формирование инновационного стиля развития представляет собой своеобразную ментальную революцию. Но без этого вхождение страны в группу лидирующих государств будет затруднено.
Кроме того, достаточно ясно, что либеральное мировоззрение имеет инструментальную ценность, а именно, способствует процессам гармонизации в распределении поисковой активности по уровням общества и привитию ему инновационного стиля развития.
Догоняющее развитие
Догоняющее развитие (catch-up growth) – этап в истории многих стран, отстававших в своем развитии от других, передовых, и задавшихся целью в короткий, по возможности, срок преодолеть это отставание. Такой этап в разное время и в разных условиях пережили, например, Япония и Мексика, Россия (СССР) и Корейская республика; и даже вполне высокоразвитые страны Европы, обнаружившие свое технологическое отставание от США после второй мировой войны (См. статью Управление)
Особенность догоняющего развития состоит в том, что в большинрстве случаев оно связано с автократическими, а иногда и диктаторскими формами правления. Причина в том, что оно создает предпосылки для широкого участия государства в экономике. Идущие впереди страны, с их технологиями, формами организации производства, знаниями, показывают пример. Нужно только наращивать инвестиции в национальную экономику, концентрировать на этой задаче все ресурсы общества, пусть даже высокой ценой: отбирая эти ресурсы у части общества, обездоливая ее. Авторитарный характер власти, проводящей политику индустриализации, позволяет это сделать. Более того, для стран догоняющей индустриализации это характерная форма правления.
На стадиях зрелого индустриального развития, в условиях постиндустриального общества начинается кризис и крушение авторитарных режимов.
В свое время знаток российской экономической истории А.Гершенкрон обращал внимание на то, что проблемы стран догоняющей индустриализации не являются лишь их собственными. Весь мир в XX веке – писал он — заплатил дорогую цену за позднее освобождение крестьян в России. Он же сделал вывод о том, что догоняющее развитие дает и некоторые преимущества: можно заимствовать передовой технический и технологический опыт, так сказать, «не изобретая каждый раз велосипед».
Полезное
Смотреть что такое «Догоняющее развитие» в других словарях:
догоняющее развитие — Этап в истории многих стран, отстававших в своем развитии от других, передовых, и задавшихся целью в короткий, по возможности, срок преодолеть это отставание. Такой этап в разное время и в разных условиях пережили, например, Япония и Мексика,… … Справочник технического переводчика
Жаворонков, Сергей Владимирович — Сергей Владимирович Жаворонков Дата рождения: 16 февраля 1977(1977 02 16) (35 лет) Гражданство … Википедия
Догоняющая индустриализация — Догоняющая индустриализация — см. Догоняющее развитие … Экономико-математический словарь
Инерционность экономических процессов — ( rigidities of economic processes ) – свойство, присущее большой и сложной экономической системе, состоящее в том, что в ней процессы изменений происходят постепенно, и ждать немедленных результатов от принимаемых в тот или иной момент… … Экономико-математический словарь
ТОТАЛИТАРИЗМ — ( лат. totalis весь, целый, полный) политический режим, при котором государство стремится к полному всеохватывающему контролю над всеми сторонами общественной жизни. Т. разновидность диктатуры. Термин Т. впервые был введен в политический лексикон … Политология: словарь-справочник
инерционность экономических процессов — Свойство, присущее большой и сложной экономической системе, состоящее в том, что в ней процессы изменений происходят постепенно, и ждать немедленных результатов от принимаемых в тот или иной момент решений нельзя, какими бы революционными эти… … Справочник технического переводчика
Стратегии стран с «догоняющими» экономиками
Развивающиеся страны можно разделить на две группы:
1. Страны с «догоняющими» экономиками, которые ставят перед собой цель приблизиться по научно-техническому развитию и ВВП на душу населения в обозримом будущем к передовым странам мира (Южная Корея, Тайвань, Бразилия, Мексика, Китай и др.).
Стратегия этих стран заключается в освоении приобретенных в передовых странах высоких технологий и на их базе разработке собственных технологий, в создании современной системы образования и науки, в значительной доле инвестиций относительно ВВП (до 40%). Эти страны стремятся в исторически короткие сроки приблизиться по уровню общего и технологического развития к передовым странам мира. Некоторым из них это уже удалось — Японии, Сингапуру, Финляндии. И они вошли в число развитых стран мира по многим показателям, включая ВВП на душу населения, качество жизни и собственные высокие технологии.
2. Развивающиеся страны, довольствующиеся ролью поставщиков сырья, труда, созданием индустриального сектора экономики, ростом ВВП на душу населения и уровня и качества жизни населения (Турция, Египет, Южно-Африканская Республика, Чили). В эту группу входят страны, потребляющие технологии западных стран и не претендующие на их самостоятельную разработка Стратегию этих стран можно определить как создание общества потребления (этап, пройденный развитыми странами).
3. Слаборазвитые страны. Эта группа стран все больше отстает в своем развитии от развитых стран и не имеет реальных стратегий развития, которые могли бы изменить ситуацию.
Отдельно следует выделить группу исламских стран, живущих но законам шариата (Иран, Саудовская Аравия и др.). Многие из них имеют сравнительно высокий средний уровень жизни за счет доходов от продаж нефти и газа. Однако перспективы развития этих стран неясны. Законы шариата мешают созданию эффективной экономики в принципе (запреты на женский труд в некоторых сферах, запреты прямых коммерческих кредитов, запреты на конкуренцию в некоторых сферах деятельности и т.д.). И при сохранении религиозного характера их государств они вряд ли смогут конкурировать в мировой экономике с другими странами.
На уровне страны инвестиционная стратегия решает задачи выбора и финансирования развития приоритетных отраслей, предприятий, направлений социально-экономического развития, институционального развития, развития инфраструктуры, становления гражданского общества.
Страны с «догоняющими» экономиками решают задачу создания эффективной и конкурентоспособной экономики в исторически короткие сроки. Подобную задачу, как показывает мировой опыт (Япония, Южная Корея, Тайвань), можно решить только в условиях сильного государственного регулирования экономики и при поддержке (военной, финансовой, технологической, научной, институциональной и пр.) развитых стран мира. Перечисленным выше странам такую поддержку оказали США.
Долгосрочная стратегия стран с «догоняющими» экономиками носит поэтапный характер. На каждом этапе развития государством определяются приоритетные отрасли и им оказывается господдержка в виде различного рода преференций.
Путь развития, пройденный странами Восточной Азии, можно рассматривать как восточно-азиатский путь развития.
Стратегия развития этих стран характеризуется некоторыми общими чертами:
— инвестиционная стратегия восточно-азиатских стран базируется на повышенных вложениях в развитие экспортно-ориентированных отраслей промышленности;
— разнообразной поддержкой США и Великобритании;
— низкими государственными расходами;
— низкими налогами (как правило, ниже 20% ВВП);
— очень высокими внутренними и внешними инвестициями — до 40% ВВП;
— очень высокими темпами прироста ВВП (6-11%);
— ориентацией экономики на внешние рынки;
— высокой зависимостью от новейших технологий передовых стран мира;
— высокой способностью к инновациям;
— недостаточно развитыми внутренними конкурентными рынками товаров с высокой добавленной стоимостью;
— высоким уровнем и качеством человеческого капитала;
— высокой способностью адаптироваться к требованиям рынка;
— способностью изменять государственные институты, системы управления и уровень развития демократии вслед за развитием экономики;
— между либеральными реформами в экономике и демократическими преобразованиями политической сферы в этих странах имеет место значительный временной лаг.
Наибольшего успеха в развитии экономик в короткие сроки добились страны, которые сохранили и существенно пополнили накопленный национальный человеческий капитал: Япония, Сингапур, Тайвань, Гонконг, Южная Корея, некоторые европейские страны. Все эти страны включили идеологические, научные и экономические ценности Запада в состав своего человеческого капитала и переложили их на свою землю с учетом национальных традиций.
Не случайно, что именно страны с японской, китайской и корейской культурами сумели войти в число передовых стран мира. Эти страны относились к «спящим» точкам роста мировой цивилизации. Они обладали человеческим капиталом, достаточным для восприятия накопленных общемировых ценностей и создания эффективных экономик и государственности. Базой внутренней культуры их народов, менталитета были конфуцианство, буддизм, синтоизм и некоторые другие восточные религии, воспитывающие трудолюбие, порядочность, уважение к закону и к старшим, любовь к природе и чистоплотность. Япония, Корея, Китай и государства с китайским населением (Тайвань, Гонконг, Сингапур) в своей истории часто пересекались, соединялись (пусть и насильственно), разъединялись и, во всяком случае, имеют много общего в своих судьбах, культуре и мировоззрении. Все эти страны имеют древнюю культуру, в прошлом были центрами мировой восточной цивилизации, в недрах которой свершилось немало мировых открытий и изобретений. Их человеческий капитал «дремал», ожидая прихода своего времени и побудительных толчков извне. Западная цивилизация пришла на Восток со своими мировоззрением и достижениями и разбудила дремлющих восточных «тигров»: разбудила в них честолюбие, пробудила жажду успехов и стремление к победам на мировых конкурентных рынках.
Подчеркнем, что основополагающим началом успехов «азиатских тигров» является человеческий капитал высокого уровня и качества, базирующийся на менталитете трудолюбивых народов, воспитанных на уважении к труду и рыночных традициях.
На рисунке 2.4.2.1 приведена схема, поясняющая роль и связи инвестиционной стратегии страны с другими частными стратегиями ее развития, секторами экономики и человеческим капиталом. Инвестиционная стратегия является основополагающей стратегией, поскольку обеспечивает финансирование всех других стратегий, программ и приоритетов.
Ядром схемы являются ЧК и информационный сектор экономики, обеспечивающие внедрение высоких технологий во все сферы жизнедеятельности и экономики и служащие базой создания инновационного сектора, венчурного бизнеса, эффективных систем образования, науки, финансовой системы, включая ее расчетную часть через интернет.
Опыт развития «азиатских тигров» внес значительный вклад в общую теорию развития, конкретно — в теорию и практику диверсификации экономики. В частности, эти страны использовали различные механизмы и технологии смены приоритетов развития. Диверсификация экономики — это повышение разнообразия опорных отраслей экономики, определяющих конкурентные преимущества страны; необходимый и постоянный инструмент развития любой страны.
«Азиатские тигры» начинали с развития легкой промышленности (Япония, Тайвань, Сингапур, Гонконг), сельского хозяйства (Китай), экологически «грязных отраслей» (металлургия, Япония) и т.д., то есть отраслей с низкой добавленной стоимостью, являющихся пройденным этапом развития для передовых стран мира. Последние «уступили» эти отрасли развивающимся странам, зачастую сохраняя за ними контроль через капиталовложения.
В конце XX столетия новые «азиатские тигры» (Малайзия, Таиланд и др.) уже начинают свой рост экономики как на базе традиционных для них производств, так и на базе выпуска бытовой техники на основе иностранных технологий и импортных комплектующих.
На определенных этапах своего развития страна с «догоняющей» экономикой с помощью экономических инструментов и госрегулирования инициирует (Япония, Китай, Тайвань, Южная Корея и др.) потоки инвестиций в машиностроение, автомобильную, электронную промышленность, компьютерные технологии и т.д., то есть в отрасли с высокой добавленной стоимостью.
Теории государственного регулирования экономического развития и выбора приоритетов развития должны давать ответы на следующие вопросы:
— Государство должно стимулировать развитие всех отраслей и сфер экономики без исключения и (или) выборочно?
— Приоритетное развитие каких отраслей и направлений экономики должно стимулироваться государством и зачем?
— Есть ли вообще необходимость в государственном регулировании экономического развития отраслей или надо положиться на саморегулирование «невидимой рукой» рынка?
— Какими должны быть методы и инструменты стимулирования экономического развития?
Ответы на некоторые вопросы о необходимости, целях и объектах государственного регулирования экономического развития и роста вытекают из теорий роста и развития и мирового опыта последних лет и десятилетий.
Сторонники неоклассических теорий считают, что со временем уровни экономического развития стран в условиях свободной конкуренции и открытых экономик выравниваются и государственное вмешательство в экономику должно быть минимальным. Вместе с тем они не отрицают полезность выделения приоритетов в развитии экономики и подчеркивают необходимость использования конкурентных преимуществ страны. Сторонники теории кумулятивного роста исходят из увеличения или сохранения диспропорций в уровнях экономического развития стран, поэтому предлагают проводить активную государственную экономическую политику. Они считают, что государство должно стимулировать экономическое развитие перспективных отраслей и экономики страны в целом.
Развивающимся странам с «догоняющими» экономиками приходится ставить цели, которые уже достигнуты передовыми странами:
— реализация сильной власти, способной реформировать и развивать рыночную экономику;
— политическая и социальная стабильность;
— поддержание высоких темпов роста ВВП (свыше 6-7%);
— повышение уровня человеческого капитала (в первую очередь — качества и интенсивности труда);
— создание привлекательного инвестиционного климата;
— высокие инвестиции относительно ВВП (до 40% ВВП);
— получение доступа к новым технологиям;
— рост экономической свободы;
— стабильный рост уровня и качества жизни населения.
Для поддержания высоких темпов экономического
роста странам с «догоняющими» экономиками приходится большую часть национального дохода направлять в инвестиции. Поэтому развивающиеся страны временно экономят на социальных и прочих программах, что в стратегическом плане оправданно.
В развивающихся странах инвестиции могут и не давать должной отдачи при низком уровне человеческого капитала. Последний определяет и саму принципиальную возможность выхода данной конкретной страны на траекторию устойчивого экономического роста.
Успешно осуществили диверсификацию структуры экономики Япония, Китай, Южная Корея и Индия. При этом Япония решала задачу восстановления промышленности после войны. Китай, Индия и Южная Корея решали задачу индустриализации будучи аграрными странами.
Выделялись два крайних типа политики в зависимости от этапов развития:
1) активное государственное регулирование рыночной
2) либерализация командной экономики.
В Китае с 1978 г. проводилась политика либерализации командной экономики: создание очагов либеральной капиталистической экономики, либерализация режима, политика децентрализации экономического управления. Снижалась роль системы государственного планирования, снижалась роль в экономике государственного сектора, привлекались иностранные инвестиции.
Во всех странах при диверсификации структуры экономики государством осуществлялся выбор приоритетных отраслей, в которые и направлялись инвестиции. Приоритетным отраслям предоставлялись налоговые и иные льготы. В Японии вначале приоритетными отраслями были металлургия и угольная промышленность, в конце 1950-х гг. — автомобильная промышленность.
В Индии в рамках первой пятилетки (1951-1956 гг.) приоритетными отраслями были сельское хозяйство, ирригация, энергетика и транспорт, то есть создавалась инфраструктура для будущего развития промышленности. В рамках второй пятилетки (1956-1961 гг.) приоритетными» стали отрасли тяжелой промышленности. В период 1960-1970 гг. проводилась политика импорто-замёщения и национализации стратегических отраслей (энергетики, банков, страхования). Эта национализация и рост государственного сектора привели в середине 1980-х гг. к кризисным явлениям в экономике. Поэтому в 1991 г. правительство приняло программу структурных преобразований экономики — либерализации внешней торговли и рынков капитала. Приоритетом стало привлечение прямых иностранных инвестиций в отрасли производственной инфраструктуры (энергетику, связь, порты), в машиностроение всех видов, химическую промышленность и фармацевтику. Стимулировалось развитие отраслей, связанных с сельским хозяйством.
В Южной Корее применялось централизованное планирование (средне- и долгосрочные планы и целевые программы) с установлением производственных заданий и сроков их выполнения. В рамках пятилетних планов правительство указывало, какие сферы экономики будут открыты, а какие закрыты для крупных предприятий и иностранного капитала.
В Китае в настоящее время выполняется трехэтап-ный план на период до середины XXI в. На первом этапе (до 1990 г.) планировалось удвоение ВВП, обеспечение населения страны продовольствием и одеждой. На втором этапе (1991—2000 гг.) планировалось утроение валового национального продукта, что, согласно расчетам, должно создать в стране общество «среднего достатка» (ВВП к 2000 г. с начала реформ вырос примерно в 6 раз). На третьем этапе (до 2050 г.) планируется достижение уровня среднеразвитых стран по величине ВВП на душу населения, завершение комплексной модернизации народного хозяйства, достижение технологического и научного уровня передовых стран мира.
В Японии и Южной Корее применялась политика консультаций с бизнесом. В Японии были созданы различные консультативные советы, в которые вошли представители деловых кругов. Бизнесу давались рекомендации, которые он учитывал. После азиатского кризиса 1997 г. правительство Южной Кореи и крупный бизнес заключили договор о согласованных мерах по оздоровлению финансового положения крупнейших компаний и по структурной перестройке бизнеса.
Для иностранных инвестиций в одних странах создавались самые привлекательные условия (Китай), в других вводились ограничения. В Южной Корее в начале 1970-х гг. приток инвестиций был очень велик. Поэтому правительство, опасаясь негативных последствий чрезмерного притока иностранного капитала, ввело ограничения. Приоритет был отдан совместному предпринимательству, устанавливались достаточно жесткие критерии выбора иностранного инвестиционного проекта. Доля иностранного капитала в инвестиционных проектах, как правило, ограничивалась 50%. Однако с 1980 г. правительство создало благоприятные условия для прямых иностранных инвестиций. В частности, было снято ограничение на долю иностранного капитала в совместном предприятии.
В Китае созданы благоприятные условия для иностранных инвесторов. Основные инвестиции поступают в особые экономические зоны. Предприятиям, как правило, предоставляются налоговые каникулы, они освобождаются от налогов на импорт сырья и компонентов, от налога на производство (акцизов). В результате в Китай в последние годы поступают ежегодно до 50 млрд долларов прямых иностранных инвестиций, и он вышел по этому показателю на второе место в мире (после США).
Во внешней торговле в развивающихся странах применялась политика протекционизма. В том числе высокие пошлины или квотирование импорта потребительских и промышленных товаров, субсидирование экспорта, освобождение от пошлин импортируемых оборудования и технологий. В частности, в Южной Корее на первом этапе государство субсидировало национальных экспортеров, получавших различные льготы, и жестко контролировало экспорт и импорт. Особое значение придавалось снижению налогового бремени на предпринимателей и росту реальных инвестиций.
В Южной Корее государство стимулировало создание крупных компаний через слияния. Оно поддерживало формирование чеболей — южнокорейских семейных финансово-промышленных групп. Государство ограничивало конкуренцию в приоритетных отраслях, вынуждало фирмы к слиянию или уходу с данного сегмента рынка. Правительство страны нередко шло на прямую компенсацию убытков «избранным экспортерам». Естественно, множилась коррупция. Государственные льготы привели к тому, что в первой половине 1980-х гг. доля 30 крупнейших южнокорейских конгломератов в обрабатывающей промышленности достигла /з, а в экспорте превысила /2. В итоге — задача ускоренной индустриализации страны была решена. Но проблема создания эффективной саморазвивающейся промышленности не была решена. Засилье в экономике могущественных семейных кланов-чеболей снижало конкуренцию на рынках внутри страны и, соответственно, снижало эффективность производств и конкурентоспособность товаров. Правительство Южной Кореи вынуждено было осуществить раздел семейных конгломератов — чеболей, состоявших из разнородных фирм (чеболи — это конгломераты из 20-30 юридически независимых фирм, находящиеся под контролем одного семейного клана).
Южная Корея добилась значительных успехов в экономике и демократизации страны, однако используемая экономическая политика протекционизма и государственной поддержки неэффективных на современном этапе чеболей (монополий и олигополии) исчерпала себя. Южная Корея перешла к политике либерализации экономики, где мировым образцом служит США, а в Азии — Сингапур, вышедший по ВВП на душу населения на уровень передовых стран мира.
В качестве действенного инструмента поддержки развития перспективных отраслей и производств использовались налоговые льготы. В Индии обеспечивалось 30-процентное снижение налогооблагаемой базы на период до 10 лет по отдельным промышленным проектам. И предоставлялись 5-летние налоговые каникулы. В Китае законодательство допускает налоговые каникулы и льготы, льготные импортные тарифы, облегченные правила приема и увольнения работников. Дополнительные стимулы для прямых иностранных инвестиций, в том числе специальный налоговый режим и освобождение от пошлин, создаются в особых экономических зонах региональными властями. Налоговые льготы предоставлялись отдельным отраслям (в Японии для автомобильной промышленности была установлена специальная ставка амортизации оборудования на первый год работы в размере 50%).
Иную модель развития и диверсификации (европейскую) экономики использовали Ирландия и Финляндия.
Инвестиционная стратегия европейских стран базируется на повышенных вложениях в развитие и поддержание социальной сферы и, как следствие, в высоких государственных социальных и общих затратах. Эконо мику этих стран принято называть социально ориентированной экономикой.
В начале 1980-х гг. Ирландия не входила в число промышленно развитых стран Западной Европы, в большей степени развивая отрасли агропромышленного комплекса. Уровень ВВП па душу населения составлял 60% среднего уровня стран ЕС, экспорт — 10,5 млрд долл. (50% ВВП), инфляция— 11%. В конце 1990-х гг. экспорт достиг 81,2 млрд долл. (79% ВВП), уровень ВВП на душу населения — 90% среднего уровня стран ЕС, снизилась инфляция. Средние темпы роста реального ВВП составляли 8% в течение 1993-2000 гг. На сектор высоких технологий сейчас приходится /з всего экспорта страны.
Успехи Ирландии связаны с эффективной политикой государства. В 1987 г. были снижены расходы бюджета, одновременно проведена налоговая амнистия, которая существенно расширила налоговую базу и сбор налогов. Экономическая политика в этот период осуществлялась по трем направлениям: фискальная стабилизация; открытость торгового и инвестиционного режимов; активная структурная политика.
Принадлежность Ирландии к Европейскому экономическому сообществу, с одной стороны, сняла торговые и иные барьеры для вхождения на европейские рынки и обеспечила значительные масштабы субсидирования страны из фондов ЕС, с другой — усилила конкуренцию, создав стимулы к повышению эффективности. Положительную роль в проводимых реформах сыграл относительно высокий стартовый уровень развития. Страна смогла использовать собственные технологии.
Ирландия предоставила значительные налоговые льготы иностранному бизнесу. В частности, в секторе информационных технологий была установлена пониженная ставка налогообложения прибыли — 10% при общей ставке 28%.
Для привлечения иностранных инвестиций немалое значение имело снятие административно-правовых барьеров. В стране используется система государственных субсидий на покупку основных средств, развитие инфраструктуры, строительство зданий; действует система преференций компаниям, создающим новые рабочие места; финансируется государством переподготовка и повышение уровня квалификации рабочих, инженеров и менеджеров; развитие инновационного сектора, в том числе исследования по созданию новых продуктов; стимулируется повышение эффективности действующего производства и покупки новых технологий.
Важное направление проводимой в стране государственной политики в области информационных технологий — значительные государственные вложения в образование по соответствующим специальностям, а также создание необходимой для информационных компаний инфраструктуры, прежде всего современных систем связи.
Опыт Ирландии дает яркий пример того, как страна за очень короткий срок принципиально изменила структуру экономики, став экспортером высокотехнологичной продукции и услуг.
Другим интересным примером является диверсификация, проведенная в Финляндии. За четыре десятилетия страна прошла путь от экономики, основанной на промышленности, связанной с лесными ресурсами, до экономики высоких технологий. Причем важная роль лесной отрасли сохранена.
Успехи в сфере высоких технологий в большой степени обусловлены развитием науки, образования, созданием и развитием собственных технологий, активной конкуренцией и общей либерализацией рынков, высоким внутренним спросом на высокотехнологичную продукцию. Финские потребители и компании активно внедряли технические новинки. Плотность сети мобильной связи в Финляндии — самая высокая в мире. По количеству пользователей интернета она также занимает первое место в мире. Особый акцент делался и делается на инновациях, установлении национальных приоритетов при распределении ограниченных научно-технических ресурсов на конкурентных условиях.
В последние 15-20лет объем инвестиций в Финляндии в НИР и ОКР рос быстрее, чем в других странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В то же время доля иностранных инвестиций и технологий оставалась довольно низкой. В основе финского экспорта и специализации компаний лежат в основном собственные технологии. Она является одной из самых конкурентоспособных стран мира благодаря высокому научному и технологическому уровню, высокому уровню образования, общему высокому уровню и качеству человеческого капитала и открытости экономики.
В Финляндии всегда была велика роль государства, но не в производстве, а в обеспечении развитой институциональной инфраструктуры, стабильных институциональных отношений, в социальной сфере и т.д. /з НИРфинансируются частными корпорациями.
Финляндия смогла создать эффективный венчурный бизнес, который обеспечивает конкурентоспособность ее высокотехнологичной продукции на мировых рынках.
Определяющими факторами успешного создания конкурентоспособной постиндустриальной экономики в Финляндии стали низкий уровень коррумпированности ее бюрократии (самый низкий в мире) и очень высокий общий уровень человеческого капитала.
В результате диверсификации экономика Финляндии стала специализироваться в двух секторах: сырьевой (лесной сектор, с глубокой переработкой древесины) и информационные и коммуникационные технологии.
Восточноевропейский вариант развития, по которому идут бывшие соцстраны Восточной Европы, а также страны Балтии, характеризуется:
— политической и социальной стабильностью;
— высокими государственными расходами;
— высокими налогами (до 50% ВВП);
— высокими иностранными инвестициями;
— сравнительно низкими внутренними инвестициями;
— мощной поддержкой развитых стран мира;
— высокой зависимостью от новейших технологий передовых стран мира;
— высокой способностью к инновациям;
— средней коррумпированностью государственных ; чиновников;
— высоким уровнем стартового человеческого капитала;
— сильным государственным регулированием экономики;
— средними и низкими темпами роста ВВП (1-5%).
Лидерами этого варианта развития были в 90-х гг. i Словения, Венгрия, Чехия, Словакия и Эстония.
В странах Восточной Европы при поддержке западных стран экономические реформы осуществляются параллельно со становлением институтов демократии и
гражданского общества.
Рост экономик Чехии, Словакии, Венгрии, Словении и Эстонии обусловлен, в первую очередь, ростом производительности труда. В этих странах производительность ежегодно росла на 9,6% (в 3 раза быстрее, чем в странах
зоны Евросоюза).
Из бывшего «социалистического лагеря» наиболее легко вошли в стадию стабильного роста ВВП и технологической зрелости (при поддержке развитых стран) Венгрия, Чехия, Словакия, Эстония и особенно Словения. Эти страны прожили в условиях командной экономики сравнительно недолго — меньше жизни одного поколения. В них сохранил качественный труд, необходимый в условиях рыночной экономики, и качественная предпринимательская способность. Словения, например, и в составе Югославии сохраняла определенные элементы рыночной экономики. Почти половина ее населения уезжала на заработки в развитые страны, в частности, в Германию. Поэтому население Словении имело достаточно четкое представление о требованиях к качеству труда в рыночной экономике, что и помогло ей на стадии переходной экономики более уверенно адаптироваться к рыночным условиям. В Польше и при командной экономике сохранились частные сельские хозяйства. В итоге — Словения почти приблизилась к развитым странам мира и догнала Грецию и Португалию по ВВП на душу населения.
Из стран бывшего СССР наиболее быстро продвигаются к развитой рыночной экономике страны Прибалтики — Литва, Латвия и особенно Эстония. Причины те же — высокий уровень стартового человеческого капитала при входе в рыночную экономику. Население этих стран сохранило историческую память о ценностях демократии, навыки жизни и работы в рыночной экономике.
Все рассмотренные выше страны проходили через точки бифуркации (очень неравновесные состояния). Китай прошел во второй половине XX в. гражданскую войну, революцию 1949г., выдержал переход к командной экономике (китайскому «социализму»), политику больших скачков (1958-60 гг.), «культурную революцию» (1966—76 гг.), переход к рыночной экономике (на первом этапе в свободных экономических зонах). Японии пришлось потерпеть поражение во Второй мировой войне. Тайвань (Формоза) пережил захват острова гоминьданов-цами в 1949 г. и отделение от Китая. Южная Корея (Республика Корея) — через корейскую войну (1950-53 гг.). Сингапур — через захват страны японцами, вхождение в Малайзию, а затем выход из нее.
Финляндия прошла через Вторую мировую войну (на стороне Германии), через кризис, вызванный распадом СССР.
Восточноевропейские страны вынесли трудности Второй мировой войны, насильственное включение в соцсистему, насаждение тоталитарных режимов, а затем переходы к рыночным экономикам при поддержке развитых стран мира.
Страны Балтии подверглись насильственному включению в состав СССР, насаждению тоталитарных режимов, а затем обрели независимость и осуществили переходы к рыночным экономикам при поддержке развитых стран мира.
Латиноамериканский вариант развития близок к российскому и не имеет четкой стратегии. Он характеризуется:
— политической и социальной нестабильностью;
— невысоким уровнем человеческого капитала в части его рыночных составляющих;
— опережающим развитием демократии перед экономикой;
— высокими государственными расходами;
— высокими налогами (до 50% ВВП);
— завышенными обязательствами государства в социальной сфере, превышающими его реальные возможности;
— сильным государственным регулированием экономики;
— невысокими иностранными инвестициями;
— невысокими внутренними инвестициями;
— нестабильностью национальной валюты;
— невысокими темпами роста ВВП.
Некоторые страны Латинской Америки после длительных неудач в экономике вышли на путь либерального развития экономики.