договор о коллективной материальной ответственности подписывается в какие сроки
Что такое коллективная материальная ответственность
Что собой представляет КМО?
КМО представляет собой форму покрытия ущерба. Средства выплачиваются работодателю. Ответственность за ущерб несут все участники трудового коллектива. При этом может не устанавливаться конкретное виновное лицо. Коллективная ответственность актуальна только для тех категорий сотрудников, которые не могут нести личную ответственность.
В рамках КМО деньги не могут взыскиваться со всех без исключения работников. Взыскание не обращается на этих сотрудников:
Основная цель КМО – обеспечение бережного отношения к имуществу компании.
Коллективная МО в рамках ТК
ТК – это главный нормативный акт, регулирующий отношения между работодателем и сотрудниками. Он же регламентирует действие КМО. Рассмотрим статьи ТК, касающиеся коллективной ответственности:
Практически все статьи, касающиеся обычной материальной ответственности, применимы и к коллективной МО.
Функции коллективной ответственности
Коллективная МО во многом похожа на индивидуальную МО. Единственное ее отличие – это то, что ущерб взыскивается со всего коллектива. Под коллективом может пониматься бригада, отдел, подразделение, на которое возложены общие задачи. Коллективная МО обладает рядом преимуществ перед индивидуальной МО. Рассмотрим эти преимущества:
Главное преимущество коллективной МО – возможность не искать виновное лицо.
Основания для привлечения к коллективной МО
КМО актуально только для организаций, работающих в определенных отраслях:
Условия наступления КМО оговорены статьей 243 ТК. В частности, это следующие обстоятельства:
КМО применима только тогда, когда случай ущерба доказан.
Когда соглашение о КМО признается недействительным?
Соглашение о коллективной МО может быть заключено только при одновременном соблюдении этих условий:
Если соглашение о КМО оформляется с сотрудниками, специальность которых не входит в перечень, оно признается недействительным. Перечень этот утвержден Постановлением Минтруда №85 от 31 декабря 2002 года.
Соглашение признается недействительным и тогда, когда работодатель не выполняет своих обязательств. И его главное обязательство в рассматриваемом контексте – обеспечение защиты собственности. Если защита не обеспечена, бездействие работодателя признается халатностью. В этом случае сотрудникам не нужно выплачивать ущерб на основании соглашения.
Законность введения
Наиболее распространена КМО в магазинах. Правомерно ли это? Введение коллективной ответственности является правомерным при соблюдении всех формальностей:
Образец соглашения оговорен постановлением профильного органа. Однако этот образец считается рекомендательным. Руководитель имеет право вносить в него корректировки в соответствии с собственными потребностями.
Если присутствуют все законные основания для введения КМО, сотрудник обязан подписать соответствующее соглашение. Если он не делает этого, он может быть уволен на основании невыполнения трудовых функций.
Действие КМО начинается с момента установления факта ущерба. Сумма покрытия ущерба разделяется поровну между всеми представителями коллектива, которые поставили подпись на соглашении. Сотрудники могут не согласиться с решением руководителя. В этом случае нельзя просто отказаться от уплаты. Нужно направить иск в суд. Представители суда в отдельном порядке определяют размер ущерба. Конфликты, касающиеся КМО, разбираются Мировым судом или трудовой комиссией.
Распределение ответственности между участниками коллектива
МО распределяется между сотрудниками с учетом их тарифных ставок. При этом учитываются также эти факторы:
Самый сложный момент – определение степени вины. Работники могут покрыть ущерб добровольно. В этом случае МО обычно распределяется между участниками коллектива поровну. Если сотрудники не согласны с решением руководителя, степень ущерба устанавливается судом. Ответственность снимается с работников в этих случаях:
При наличии этих обстоятельств сотрудники, кроме виновного лица, ничего не уплачивают работодателю.
Документальное оформление
Сотрудники могут быть привлечены к коллективной МО на основании приказа руководителя и соглашения. Рассмотрим правильное оформление этих документов.
Приказ руководителя
В приказе должна быть зафиксирована эта информация:
Обычно руководитель также указывает, что контроль за исполнением приказа он оставляет за собой.
Договор о КМО
Иногда работодатель заменяет договор о коллективной МО несколькими договорами об индивидуальной ответственности. Это не вполне правомерно. Если нужна именно коллективная ответственность, нужно составлять соответствующий договор. При составлении соглашения нужно помнить об этих правилах:
Могут быть зафиксированы частные случаи наступления МО. К примеру, разглашение коммерческой тайны, что повлекло за собой нанесение ущерба. В завершение документа руководитель ставит свою подпись. Соглашение о КМО может оформляться только при наличии этих обстоятельств:
ВАЖНО! Если с сотрудником заключен индивидуальный договор о МО, КМО на него не распространяется.
Когда заключается договор о коллективной материальной ответственности? Образец его заполнения
Когда деятельность персонала связана с материальными ценностями, то они могут причинить материальный ущерб работодателю. Такой ущерб может быть взыскан как полностью, так и частично. Основанием для его взыскания может стать договор о коллективной материальной ответственности.
Что такое коллективная материальная ответственность
Согласно ст. 238 Трудового кодекса, если сотрудником были причинены убытки работодателю, то он должен их возместить. Размер взыскиваемой компенсации может быть полным (как 100% от причиненного ущерба независимо от доходов) или ограниченным (с учетом заработка виновного лица).
Различают две формы материальной ответственности: индивидуальная и коллективная. Последняя разновидность предполагает, что трудовой коллектив и работодатель несут общую ответственность за причинение ущерба работодателю в следующих случаях:
Трудовым кодексом не запрещено подписывать договоры о коллективной ответственности.
Степень вины каждого сотрудника определяется на основании общего решения членов сформированной бригады или в судебном порядке.
С кем можно заключить договор
Сфера применения такого рода договоров ограничивается на законодательном уровне. Договор о коллективной материальной ответственности не допускается заключаться в случае:
С остальными сотрудниками, которые используют в своей работе материальные ценности, допускается заключение подобного договора.
Когда заключается
Перечень обстоятельств, при которых работодатель вправе подписать договор о коллективной материальной ответственности, прописан в ч. 3 ст. 245 ТК РФ. Полная материальная ответственность на коллектив сотрудников или бригаду возлагается за необеспечение сохранности имущества, вверенного сотрудникам для проведения работ по приему, хранению и отпуску товаров за ущерб, который возник у работодателя при возмещении ущерба третьим лицам, связанного с недостачей материальных ценностей.
Согласно указанному документу, договор о полной материальной ответственности заключается с сотрудниками, выполняющими такие работы, как:
Стоит учитывать, что по закону разделяется коллективная и бригадная ответственности. Бригадная ответственность относится к части коллектива: например, действует в отношении определенной смены или конкретного отдела.
Порядок заключения
Договоры такого рода заключаются между работодателем и всеми членами бригады. При формировании и подписании договора о коллективной ответственности применяется такой порядок действий:
В общем случае договор о коллективной материальной ответственности состоит из таких разделов:
Договор о коллективной материальной ответственности должен включать в свой состав:
Договор вступает в силу на следующий день после его подписания. Он действует в течение указанных в документе сроков.
Согласно пояснениям Минтруда, договор подлежит перезаключению только в случае изменения руководства бригады или выбытия из нее более 50% от изначального штата.
Если же один или несколько работников выбыли из штата, или в состав бригады прибыл новый сотрудник, то договор не подлежит перезаключению. Просто напротив подписи выбывшего сотрудника ставится дата его выбытия, а новый сотрудник подписывает договор с указанием даты вступления в состав бригады.
Работодателю стоит учесть, что сотрудника следует уведомить о том, что его обязанности связаны с материальной ответственностью еще на этапе подписания трудового договора. Если решение о возложении ответственности принимается в отношении работающего сотрудника, то это считается изменением условий трудового соглашения. О таком факте работодатель должен уведомить сотрудника минимум за 2 месяца и при отказе работника предложить ему другую должность. Если вакансии в компании отсутствуют, или сотрудник отказался перевестись, то трудовой договор с ним прекращает свое действие (по п. 7 ст. 77 ТК РФ).
Порядок взыскания ущерба
При взыскании ущерба по договору о материальной ответственности первоначально работодателю следует оценить его размер, согласно ст. 246 Трудового кодекса. По ней сумма ущерба определяется с учетом текущих рыночных цен в день причинения такого ущерба или по стоимости имущества по данным бухгалтерского отчета.
Перед взысканием ущерба работодатель проводит инвентаризацию, порядок и сроки проведения которой прописаны в ст. 11 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Сам порядок погашения ущерба указывается в заключенном договоре. Обычно сотрудников вначале оповещают о сумме причиненного ими ущерба, а затем происходят удержания из их ежемесячного заработка бухгалтерией.
В некоторых случаях лимит установлен как 70% от доходов (например, при нахождении сотрудника на исправительных работах, при взыскании с него алиментов, при возмещении вреда и пр.).
Если сотрудники отказываются компенсировать ущерб добровольно, то работодатель вправе обратиться в суд за защитой своих интересов.
Таким образом, грамотно оформленный договор о коллективной материальной ответственности позволяет оптимизировать трудовой процесс и избежать производственных убытков у работодателя, а также необоснованных расходов у сотрудников. Такой договор подписывается только с сотрудниками, которые выполняют работы по Постановлению Минтруда №85 и имеют подписанный с работодателем трудовой договор.
Коллективная (бригадная) материальная ответственность за причинение ущерба
Федеральная служба по труду и занятости
Все права на сайт защищены и охраняются
законодательством Российской Федерации
Федеральная служба
по труду и занятости
Все права на сайт защищены
и охраняются законодательством
Российской Федерации
Войти через Госуслуги
Вы можете войти на сайт через личный кабинет на портале государственных услуг
Войти на сайт с логином и паролем
Пожаловаться на описание проблемы
Правила поведения пользователей на сайте
Правила использования сервисов и информации
пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф»
Правила использования сервисов и информации пользователями (далее – Правила) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (далее – Система) относятся ко всем без исключения электронным сервисам Системы, доступ к которым осуществляется через разделы и страницы Интернет-портала http://онлайнинспекция.рф (далее – Портал). Настоящие Правила регулируют поведение всех без исключения зарегистрированных в Системе пользователей и не зарегистрированных посетителей Портала.
1. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах
1.1 В настоящих Правилах используются следующие термины и понятия:
Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».
Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.
Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в сети Интернет по адресу: http://онлайнинспекция.рф.
Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.
Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.
Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.
Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящих Правил использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» и Пользовательского соглашения.
2. Общие правила
2.1. Для доступа к публикации сообщений на Портале (обсуждения, комментарии, вопросы и использование любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой), каждый Пользователь Портала обязан ознакомиться и согласиться с настоящими Правилами.
2.2. После ознакомления с текстами Правил пользования и Пользовательского соглашения, подтвердив согласие с ними на странице регистрации или отправки сообщения, каждый Пользователь указанными действиями заключает с Администрацией Портала соглашение о регулировании их взаимоотношений.
2.3. Администрация Портала обладает правом осуществлять модерацию через представителей Администрации Портала – модераторов.
2.4. Настоящие Правила могут быть изменены путем внесения изменений соответствующим приказом Федеральной службы по труду и занятости.
3. Регистрация пользователей
3.1. На Портале существует система регистрации пользователей. Только зарегистрированные пользователи имеют возможность интерактивного взаимодействия с сервисами Системы.
3.2. Для регистрации на Портале Пользователь указывает действующий адрес электронной почты – на него будут направляться уведомления о текущем статусе опубликованных сообщений (обращений), выбирает условное имя Пользователя («ник»).
3.3. При регистрации Пользователя Система запрашивает пароль к регистрируемому логину. Этот пароль должен быть известен только Пользователю и не должен сообщаться третьим лицам. Используемый пароль может быть изменён Пользователем в специальном разделе Портала – Профиле Пользователя.
3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.
3.5. Для пользователей, имеющих учётную запись на Портале государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru/), предоставлена возможность авторизации посредством логина и пароля от данной учётной записи. В случае осуществления регистрации данным способом верификация посредством смс-сообщения исключена.
4. Публикация обращений
4.1. Каждый зарегистрированный Пользователь может публиковать обращение.
4.2. Обращения публикуются в соответствии с предложенным классификатором категорий проблем.
4.3. Для создания обращения необходимо заполнить форму обращения. В форме обращения Пользователь должен указать свои настоящие данные.
4.4. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о себе, как о заявителе:
— адрес проживания заявителя;
— фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;
— номер мобильного телефона заявителя (в случае отсутствия мобильного телефона, необходимого при регистрации в Системе, заявитель вправе подать обращение напрямую на адрес электронной почты территориального органа Роструда. Перечень территориальных органов Роструда размещён на едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет» (http://rostrud.ru/). В случае если Пользователь не был зарегистрирован ранее на Портале, на данный указанный номер телефона поступит код активации, который необходимо ввести в специальное поле в появившемся окне с целью активации учётной записи Пользователя и его обращения;
— электронный адрес, на который будут поступать уведомления о ходе решения проблемы.
Администрация Портала обеспечивает неразглашение третьим лицам всех введённых в процессе регистрации пользовательских данных, за исключением случаев, оговоренных Пользовательским соглашением.
4.5. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о месте работы:
— регион, город и точный фактический адрес организации, сотрудником которой он является (-лся);
— данные об организации: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, данные о руководителе;
— сведения о своей должности и периоде работы;
— сведения о третьих лицах, упоминание которых требуется для полного описания проблемы.
4.6. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о своей проблеме:
— пояснения к сложившейся ситуации;
Информация, внесённая в поле «Пояснения к сложившейся ситуации», становится публичной и должна носить общий характер. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если заявитель нарушает данный пункт правил, за публикацию информации несёт ответственность сам Пользователь.
Фотоматериалы являются закрытой информацией по умолчанию и могут быть опубликованы в публичном доступе по решению Пользователя.
4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и принимает соглашение об обработке персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.
4.8. На Портале применяется пост-модерация сообщений. Сообщения публикуются сразу после размещения пользователями и, если они нарушают настоящие Правила, удаляются, или модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.
4.9. Причины отказа в публикации сообщения или предложения внести коррективы:
— игнорирование правил правописания и ненормативная лексика, сообщение написано не на государственном языке Российской Федерации или содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок, написан заглавными буквами, содержит ненормативную лексику, в том числе в завуалированной форме;
— отсутствие логической связи между предложениями в обращении, которое не позволяет понять общий смысл описываемого случая;
— коммерческие цели и реклама – если, по мнению модератора, публикуемые сведения прямо или косвенно нацелены на извлечение прибыли;
— недостаточность описания либо безосновательные обвинения – модератор оставляет за собой право отклонить случай, если сведения, указанные в нём, не позволяют сделать вывод об имеющемся правонарушении;
— не проходят модерацию случаи, в которых нет конкретного указания на проблему, присутствуют вопросы риторического характера;
— не проходят модерацию случаи, которые не соответствуют выбранной Пользователем категории;
— не проходят модерацию сообщения, которые дублируют ранее опубликованные сообщения (текст сообщения полностью повторяет текст предыдущего сообщения, то есть не несёт новой информации).
4.10. Пользователь может ознакомиться с ответом по опубликованному обращению в своем личном кабинете, предварительно пройдя авторизацию на Портале.
Спасибо за внимание и понимание!
Пользовательское соглашение
1. Термины и понятия, используемые в настоящем соглашении
1.1. Основные понятия, используемые в настоящем Пользовательском соглашении, идентичны понятиям, используемым в Федеральном законе от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».
1.2. В настоящем Пользовательском соглашении используются следующие термины и понятия:
Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».
Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.
Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://онлайнинспекция.рф.
Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.
Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.
Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.
Регистрация – процесс предоставления Пользователем данных для возможности доступа к использованию услуг и сервисов Портала.
Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящего Пользовательского соглашения и Правилам использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».
Основные инструменты – подготовленные Порталом шаблоны, (содержащие информацию из нормативной базы) для автоматической отправки обращений компетентным адресатам, предоставляемые с условием указания Пользователем всех предлагаемых сведений о его проблеме, регулируемой правовым полем, а также соблюдением пункта 3.5 настоящего соглашения.
Проблема – жизненная ситуация, решение которой возможно в рамках полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
2. Предмет соглашения
2.1. Предметом настоящего соглашения является регулирование отношений между Пользователем и Порталом.
3. Использование сервисов, представленных на Портале
3.1. При регистрации Пользователь даёт своё согласие на соблюдение всех условий и правил Портала, изложенных ниже.
3.2. Портал предоставляет площадку (веб-страницу) для размещения Пользователем информации о проблеме. Для каждой проблемы предоставляется отдельная веб-страница.
3.3. Портал предоставляет Пользователю правовые и медийные инструменты для решения проблем.
3.4. Вся информация, добавленная Пользователем на его площадку (веб-страницу), предоставляемую Порталом, принадлежит Пользователю.
3.5. Использование Портала должно происходить надлежащим образом. Пользователю запрещается вмешиваться в работу Портала, в его техническую и/или программную часть, пользоваться возможностями Портала в обход предложенного интерфейса.
3.7. Ответственность за проявление вышеуказанного лежит на Пользователе. Он несет ответственность за распространение сведений, указанных в пункте 3.6 в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.8. Администратор и модераторы Портала оставляют за собой право изменять набор имеющихся услуг и сервисов, а также ограничивать доступ к сведениям о проблемах, заявленных Пользователем, содержащих признаки пункта 3.6 настоящего соглашения.
4. Конфиденциальность и защита персональных данных
4.1. Персональные данные, предоставляемые Пользователем Порталу при регистрации, защищаются, используются и обрабатываются в соответствии с Федеральном законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».
4.2. Для эффективного использования услуг и сервисов Пользователю необходимо корректно представлять все запрашиваемые персональные данные.
4.3. Администратор и модераторы Портала оставляют за собой право передачи персональных данных Пользователя в компетентные органы, если такая передача способствует разрешению проблемы. Пользователь дает согласие на передачу собственных персональных данных третьим лицам в целях проведения социологических опросов и иных исследований, направленных на повышение качества сервисов, доступ к которым осуществляется через Портал.
4.4. Пользователь ознакомлен с тем, что его фамилия, имя, отчество (при наличии), заявленные при регистрации, будут отображаться на веб-странице с описанием его проблемы, а поэтому будут общедоступны.
4.5. Пользователю следует иметь в виду, что сведения, заявленные в графе «Описание ситуации», являются общедоступными и отображаются на веб-странице с описанием проблемы Пользователя. В случае нежелания распространения персональных данных администрация Портала рекомендует избирательно подходить к их размещению в открытом доступе.
4.6. В случае если Пользователь не может самостоятельно удалить/отредактировать информацию, содержащую персональные данные, распространение которых нежелательно, он может обратиться в службу поддержки по адресу электронной почты администрации Портала – info@onlineinspector.ru.
5. Порядок работы Портала
5.1. После добавления проблемы Пользователем, она попадает на стадию модерации.
5.2. При наличии условий, указанных в пункте 3.6 настоящего соглашения, а также нарушении правил модерации, модератор оставляет за собой право отказать в опубликовании проблемы и/или отказать в отправке сообщения о проблеме в компетентный орган.
5.3. В случае одобрения опубликования проблемы (при отсутствующем шаблоне автоматической отправки) Пользователю предлагается самостоятельно отправить обращение в компетентный орган, информация о котором представлена на Портале. В случае одобрения сообщения о проблеме модератором (при наличии шаблона автоматической отправки), сообщение о проблеме отправляется в компетентный государственный орган без участия Пользователя.
5.4. В случае самостоятельной отправки обращения Пользователю предлагается разместить ответ компетентного органа на Портале. В случае автоматической отправки сообщения о проблеме в компетентный орган, ответ на Портале будет размещён автоматически.
5.5. В случае если проблема Пользователя решена, ему предлагается отметить проблему как решённую (самостоятельно или обратившись по адресу электронной почты администрации Портала info@onlineinspector.ru).
6. Стоимость услуг
6.1. Регистрация и использование сервисов и услуг Портала являются безвозмездными.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее соглашение вступает в силу с момента регистрации Пользователя на Портале и действует вплоть до удаления учётной записи Пользователя.
7.2. Настоящее Соглашение составлено в соответствии с законодательством Российской Федерации и призывает Пользователя использовать сервисы, доступ к которым предоставлен на Портале, в соответствии с законодательством Российской Федерации.