доктор живаго про какую войну
Война в романе Доктор Живаго Пастернака сочинение
Сначала революционные действия, затем гражданская война. Моменты, наполненные беспощадностью, следовали один за другим. В этот период времени уносилось большое количество человеческих жизней. Война проникла в дом каждого.
В стороне не оставила и главного героя, имя которого Юрий Живаго. Он собственными глазами видел начало, последствия гражданского времени. Ему открылся весь ужас боевых действий. Персонаж понимал, насколько беспомощны, оказались многие люди. Война разлучала их друг с другом, как самого Живаго с любимой семьей. Работая врачом, Юрий во время сражений помогал раненым, оказывал им медицинскую помощь. Он знал и сожалел, что война забирала с собой невинные жизни. У каждого из них был свой дом, собственное хозяйство и семья. Но даже это, такое драгоценное, война отняла у большинства населения страны. Россия в период гражданской войны испытала страшные преобразования внутри себя.
Для Юрия Живаго не существовало «белых» и «красных» воинов. Он понимал, что это не имеет никакого значения, ибо с каждым днем погибало все больше и больше людей. И самое печальное то, что некоторые не принимали во внимание, за какие идеалы они сражались.
Несчастные и отчаянные окружающие вынуждены были бросить собственные дома, переселившись ближе к Уралу. Судьба раскидала всех по всей земле. Живаго все это видел. Оттого и возненавидел кровавые бойни и нахлынувшие стихии.
Сочинение Война в произведении Доктор Живаго
Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго», писался десять лет. После её выхода, писателя стали травить. Она была запрещена, из-за позиции автора, − неприятие Октябрьской революции 1917 года. Но, кроме того автор обратился к довольно опасной теме первой мировой войны и революции. Тема первой мировой была под полу запретом в СССР.
Россия к концу 1916 года оправилась от поражений (1915) и перешла в наступление (Брусиловский прорыв). Снарядный голод был одолен, промышленность переведена на военные «рельсы». На весну 1917 года назначено решающее наступление. По признанию генерала Людендорфа, «германская армия тогда была бы в весьма затруднительном положении». Но тут происходит революция за ней вторая, большевики заключают мир с немцами, отдают им огромные территории. Вот как выглядит правда. Разумеется для большевиков это очень не выгодно и как только они пришли к власти началась фальсификация истории первой мировой войны.
Сам роман у Пастернака получился очень эмоциональным. Пастернак и сам был очевидцем войны (1914). Он рассказывает, как в первые дни войны шовинистические толпы громили немецкие и даже английские магазины (хотя война была с Германией). Как врач и поет пошёл на войну, спасал людей, сам был ранен. Пастернаком описана чудовищность современных методов войны. «Большая Берта» огромное германское орудие стреляющие, далеко многопудовыми бомбами.
Описаны ампутации конечностей солдатом. Когда единственное средство от гангрены, − была ампутация. Отношение окружающих к войне крайне не однозначно. Живаго спросил, у своего знакомого профессора Фаддея Казимировича чему он радуется, «уверен в победе?». Тот ответил «что скорее всего мы будем разбиты». В доме Громеко новость о начале войны вызвала шквал эмоций, глава семейства говорит Живаго «что это начало конца!».
Обращается автор устами Живаго и к последнему русскому царю Николаю II. Он застенчив и в то же время так естественен среди всей пошлости, которая его окружала. Он лишён всякой «политической позы» как например Вильгельм II, а лишён он её потому что обречён. Такой вывод делает автор.
Потом революционный вихрь занёс его сначала в Сибирь и опять война на этот раз гражданская. Тут автор показывает двойственность человеческой натуры и неприятие действительности героем. Как в сцене, когда партизаны (Живаго у них врач) расстреливают колонну белогвардейцев. Живаго стреляет мимо, нарочно, что бы никого не задеть.
Он, Живаго, как и сам автор, всего лишь наблюдатели исторических событий. Они не принимают в них участия и не сопротивляются.
Война в романе Доктор Живаго Пастернака
Несколько интересных сочинений
Произведение по жанровой направленности относится к рассказу, имеющего автобиографичные черты, входящего в состав прозаического сборника писателя «Записки охотника», рассматривающего в качестве основной тематики
Сцена «вранья» обличает пороки чиновников и самого Хлестакова, желающего порисоваться.
Основным персонажем произведения является Евгений Онегин, представленный автором в образе двадцатишестилетнего молодого богатого петербургского дворянина. Герой описывается в романе в качестве образованного модного франта
Зима – это, то время года, которое каждый человек ждет с определенным трепетом и предвкушением. Дети надеются, что зима принесет много снега, новогодние праздники с подарками
Світ постійно змінюється, в кращу чи гіршу сторону, але разом з ним постійно змінюється і людина. Кожне покоління людей відрізняється від попереднього дуже багатьма ознаками. Зараз найпоширеніша думка, що покоління змінюються кожні 25 років
«Доктор Живаго»: краткое содержание и анализ
Борис Пастернак написал книгу, которая стала одним из наиболее известных и популярных произведений советского периода на Западе, — «Доктор Живаго». Краткое содержание позволяет раскрыть основные сюжетные линии и понять авторский замысел. Расскажем о нем подробнее.
«Доктор Живаго»: краткое содержание
Чтобы понять произведение «Доктор Живаго», краткое содержание романа-эпопеи, узнайте самое главное о его структуре и основных событиях:
«Доктор Живаго»: структура произведения
Для читательского дневника необходим пересказ книги «Доктор Живаго» кратко. Для этого важно понимать ее структуру. Произведение состоит из двух книг. Первая книга содержит главы с первой по седьмую, вторая — с восьмой по шестнадцатую. В конце произведения автор поместил стихи, которые написал главный герой.
«Доктор Живаго», краткое содержание по главам которого передать сложно из-за значительного объема произведения, можно представить в виде двух временных линий. Первая начинается в довоенное время и заканчивается событиями Первой мировой войны, которая меняет судьбы героев. Вторая посвящена революционным событиям. Эпилог переносит действие в 1943 год.
В романе несколько персонажей. Они время от времени меняют социальный статус и встречаются друг с другом. Так Пастернак хотел показать, как меняются судьбы людей под влиянием внешних обстоятельств.
«Доктор Живаго»: первая временная линия
Краткое содержание «Доктор Живаго» следует начать с представления героев, которым автор посвятил первую книгу произведения.
Роман начинается с похорон матери Юрия Живаго. Читатель узнает, что мальчик родился в состоятельной семье, но отец оставил его и мать и промотал все состояние. Юрия берет на воспитание дядя, а затем он попадает в семью Громеко, где знакомится с Антониной — дочерью его благодетелей.
Также читатель знакомится с еврейским мальчиком по имени Миша Гордон. Во время путешествия на поезде он был свидетелем самоубийства Андрея Живаго — отца Юрия. Позже в гимназии он встретится и с самим Юрием, который станет его лучшим другом.
Александр Александрович Громеко — врач. Однажды он отправляется на вызов к Амалии Гришар, которая пыталась покончить с собой. Миша и Юра напрашиваются поехать с ним. В доме Гришар происходит знакомство Юрия и Лары — дочери хозяйки. Там же появляется еще один персонаж произведения — адвокат Виктор Комаровский.
От Миши Юрий узнал, что Виктор — это человек, причастный к гибели его отца. С ним Андрей Живаго выпивал перед самоубийством.
Книга «Доктор Живаго», краткое содержание которой содержит лишь наброски сюжетных линий, продолжается рассказом о Ларе Гришар. В 16 лет она выглядела как взрослая женщина и уступила ухаживаниям Комаровского. Впоследствии отношения с адвокатом стали ей в тягость. Судьба сведет Лару и Юрия спустя несколько лет.
Накануне Рождества Юрий и Антонина собирались на елку к Свентицким. Они были близкими друзьями, и Анна Ивановна — мать Тони — благословила их отношения. Юрий смотрел на проталину в окне, и в его воображении родились строки стиха «Свеча горела на столе».
При помощи Комаровского Ларе удалось избежать наказания. Она вышла замуж за Павла, и они перебрались на Урал. У них появилась дочь.
Кадр из сериала «Доктор Живаго»: UGC
«Доктор Живаго»: вторая временная линия
Антонина и Юрий также поженились. Началась война, и Живаго отправили на фронт, как раз когда у него родился сын. Повидать новорожденного ему толком не удалось.
Павел Антипов сомневался в том, что жена его любит. Из-за этого у них были непростые отношения. Павел закончил курсы офицеров и отправился воевать. Лара стала медсестрой. Она отправилась на фронт, чтобы отыскать мужа. Подпоручик Галиуллин, знавший Павла, сказал Ларе, что видел, как ее муж погиб.
Началась революция, армия разваливалась. Живаго вернулся в Москву, чтобы увезти семью на Урал. В пути он слышал о восстаниях, которые жестоко подавлял некто Стрельников, воевавший с белыми. Последних возглавлял Галиуллин.
Семья Живаго осела в Варькине. Юрий принимал пациентов, приводил в порядок дом и работал на огороде. Неожиданную помощь он получил от Евграфа. Сводный брат будет появляться в сложные моменты в судьбе героя и в дальнейшем.
Живаго попал в город Юрятин и в библиотеке встретил Лару. Она рассказала, что грозный красный командир Стрельников — это ее супруг Павел. Когда он брал город, даже не поинтересовался, жива ли его семья.
Между Живаго и Ларой начался роман. Он продолжался два месяца. Юрия мучила совесть, и он собирался признаться Антонине, но по дороге домой вооруженные люди забрали его в партизанский отряд. Два года Живаго лечил больных и раненых, прежде чем сбежать.
Он оказался в Юрятине, когда город взяли красные. Обессиленный, он добрался до дома Ларисы. Герой узнал, что его семья вернулась в Москву. Позже он получил письмо от Антонины, в котором было сказано, что семью профессора Громеко высылают из страны. Женщина призналась, что любит его, но Юрий волен строить жизнь как хочет.
Живаго работал доктором, Лариса преподавала. Однако в них видели социально чуждые элементы. В городе свирепствовала чрезвычайная комиссия.
Вскоре появился Комаровский и предложил увезти их. Бывшего адвоката пригласило правительство Дальневосточной республики. Но Юрий знал о том, что Комаровский виновен в смерти его отца и сыграл злую роль в жизни Ларисы, поэтому отверг предложение.
Они решили перебраться в Варькино. Село выглядело пустым, но появление людей страшило больше, чем воющие волки по ночам. Лара сообщила, что беременна. Когда вновь появился Комаровский, доктор сказал, что Лариса должна уехать с ним. Он остался в одиночестве, пил и писал стихи.
Его одиночество было прервано появлением Стрельникова. Они беседовали всю ночь о детстве, судьбе страны, Ларисе. Утром Живаго отправился за водой, а когда вернулся, увидел, что Павел застрелился.
Долго добирался до Москвы доктор Живаго. Краткий пересказ книги продолжается появлением героя в столице в начале нэпа. Вот как развивались дальнейшие события:
В 1943 году друзья доктора Иннокентий Дудоров и Михаил Гордон на фронте встречают прачку Таню. Она рассказывает им свою историю. Оказывается, мать Лариса оставила ее во время бегства с Комаровским сторожихе. Спустя некоторое время сторожиха сошла с ума, а девочка оказалась сиротой.
Генерал-майор Евграф Живаго позаботился о девушке, а заодно издал стихи своего сводного брата. Среди них был и «Свеча горела».
Кадр из сериала «Доктор Живаго»: UGC
«Доктор Живаго»: анализ произведения
«Доктор Живаго», анализ по главам которого проводили множество литературных критиков, стал одним из наиболее значительных произведений в литературе ХХ века. Борис Пастернак стал номинантом Нобелевской премии по литературе.
Вот на что обращают внимание критики, анализируя произведение:
Книгу «Доктор Живаго» Пастернак задумал написать непосредственно во время революционных событий, но приступил к работе только после Второй мировой войны. Работа заняла десятилетие. Автор писал по две–три страницы в день.
В журнале «Знамя» в 1954 году появились десять из 25 стихотворений, завершающих роман. Спустя два года автор отправил рукопись в три советских литературных журнала и получил отказ.
Одновременно он передал копию в итальянское издательство. Под давлением властей Пастернак вынужден был послать телеграмму с требованием остановить издание, но на словах через знакомых передал, что роман должен был напечатан.
Публикация стала мировой сенсацией. К распространению романа приложили усилия эмигрантские организации ЦРУ. В СССР роман появился в самиздате. Роман был номинирован на Нобелевскую премию.
На родине власти организовали травлю писателя — он вынужден был отказаться от награды. К чести Нобелевского комитета он заявил, что отказ автора не отменяет значения произведения. Премию получил в 1989 году сын писателя. На родине книга была издана лишь в 1988 году.
Центральной темой произведения является судьба личности в эпоху перемен. С ней переплетаются другие темы произведения:
Оригинальную интерпретацию темы романа предложил писатель Дмитрий Быков. Он считает, что главной темой является судьба России, которую воплощает Лара. Она делает неправильный выбор, поверив Комаровскому, пытается исправить ситуацию, выйдя замуж за Павла.
Первый воплощает капиталистический путь, второй — революционную стихию. В конечном счете, она не в состоянии быть ни с одним, ни с другим. Счастлива Лара может быть с поэтом Живаго. Но ни она, ни он не готовы к такому выбору. Они способны лишь на короткое время побыть вместе.
«Доктор Живаго», сюжет которого представляет собой встречи ограниченного круга героев в различных жизненных обстоятельствах, построен вокруг одной центральной фигуры — Юрия. Он попадает в различные ситуации и притягивает других персонажей романа.
Произведение вызвало резкую критику в советские времена из-за отхода от традиций реализма. Сюжет развивается не линейно, а циклически, постоянно сводя персонажей в различные временные промежутки: война — революция — нэп.
Литературоведы определяют жанр произведения как роман-эпопея.
Юрий Живаго — типичный персонаж русской литературы, который обладает талантом, но не способен приспособиться к внешним обстоятельствам и от этого страдает.
Он рано потерял мать, и детская травма оказала влияние на его последующие отношения с женщинами. Он оставался с теми, кто мог о нем позаботиться. Антонина была ему другом и опекуном, по возвращению в Москву такой женщиной стала Марина. С ними он не мог построить отношения, поскольку была забота, но отсутствовала страсть.
Лишь Лара дала ему страсть, но требовала заботы с его стороны. Юрий оказался неспособен ее предоставить, отослав ее с Комаровским.
Кадр из сериала «Доктор Живаго»: UGC
Одно из наиболее показательных произведений литературы ХХ века написал Борис Пастернак. «Доктор Живаго», краткое содержание которого позволяет познакомиться с идеями автора, представляет собой сложное по композиции произведение. Не удивительно, что оно выдержало множество изданий на различных языках и было экранизировано в разных странах мира.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Конспект Ход времени в «Докторе Живаго»
Краткое содержание четвертого эпизода курса Константина Поливанова «„Доктор Живаго“ Бориса Пастернака»
В «Докторе Живаго» Пастернак помещает своих выдуманных персонажей во вполне конкретное историческое время.
«Начинается роман событиями 1903 года, дальше упоминаются события Русско-японской войны. Часть действия романа происходит во время революции 1905 года; в частности, более подробно описаны московские события декабря 1905 года. Дальше на какое-то время история как бы уходит на второй план и вновь вторгается в жизнь героев во время войны 1914 года и последовавшей за ней революции. Все события первой части от 1903 года до октября 1917-го выписаны с тщательной хронологической точностью. Там, где Пастернак сам не был свидетелем или участником событий, он обращается к мемуарам, запискам своих современников».
Однако начиная с зимы 1917–1918 годов исторические события начинают изображаться по-другому: в частности, повествование наполняется анахронизмами.
«Скажем, про Живаго говорится, что он вернулся в Москву в начале НЭПа. Однако если сложить все годы, проведенные семьей Живаго на Урале, то получится, что раньше конца 1922 года он никак не мог вернуться, а скорее всего, это событие стоило бы отнести даже и к еще более позднему периоду. При этом задолго до своего возвращения в Москву Живаго получает известие от жены, что ее с отцом высылают в Париж. Но высылки интеллигенции начинаются летом 1922 года. Уже получив известие о высылке в Париж, Живаго сталкивается с Комаровским, который зовет его и Лару в Дальневосточную Республику, но ее не существовало уже с мая 1921 года».
Пастернак подчеркивает намеренность своих анахронизмов. Когда в эпилоге он пишет «прошло пять или десять лет», это означает, что действие происходит в 1948 или 1953 годах — принципиально разных периодах в истории страны. Однако автор предпочитает не уточнять.
Как это объяснить? До 1917 года, когда события следуют в хронологической точности, они постоянно соотносятся не только с обычным, но и с церковным календарем. Анахронизмы начинаются, когда церковный календарь пропадает.
«В начале романа дядя главного героя Николай Николаевич Веденяпин объясняет, что история в нынешнем ее понимании основана Христом, что история — это не нечто существующее помимо людей, а то, что людьми творчески создается. Для этого, говорит он, пишутся симфонии, для этого совершаются открытия. Дальше он добавляет, что для всего этого нужно духовное оборудование, и таким духовным оборудованием является Евангелие. Можно предположить, что сам Юрий Живаго в своих стихах, которые завершают роман, таким образом преодолевает период, который в его собственных стихах назван „годами безвременщины“».
Доктор Живаго
«До́ктор Жива́го» — роман Бориса Пастернака. «Доктор Живаго» создавался в течение десяти лет, с 1945 по 1955 год, и является вершиной его творчества как прозаика. Роман сопровождён стихами главного героя — Юрия Андреевича Живаго.
Рисуя широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне драматического периода от начала столетия до Великой Отечественной войны, сквозь призму биографии доктора-поэта книга затрагивает тайну жизни и смерти, проблемы русской истории, интеллигенции и революции, христианства, еврейства.
Книга была резко негативно встречена советской официальной литературной средой и отвергнута от печати из-за неоднозначной позиции автора по отношению к Октябрьской революции 1917 года и последующей жизни страны.
Содержание
Главные действующие лица
Сюжет
Главный герой романа, Юрий Живаго, предстаёт перед читателем маленьким мальчиком на первых страницах произведения, описывающих похороны его матери: «Шли и шли и пели „Вечную память“ …». Юра — потомок богатой семьи, сделавшей себе состояние на промышленных, торговых и банковских операциях. Брак родителей не был счастливым: отец бросил семью ещё до смерти матери.
Осиротевшего Юру на некоторое время приютит дядя, живущий на юге России. Затем многочисленные родственники и друзья отправят его в Москву, где он как родной будет принят в семью Александра и Анны Громеко.
Исключительность Юрия становится очевидной довольно рано — ещё юношей он проявляет себя как талантливый поэт. Но при этом решает идти по стопам своего приёмного отца Александра Громеко и поступает на медицинское отделение университета, где также проявляет себя как талантливый врач. Первой любовью, а впоследствии и женой Юрия Живаго становится дочка его благодетелей — Тоня Громеко.
У Юрия и Тони было двое детей, однако затем судьба разлучила их навсегда, и свою младшую дочь, родившуюся после расставания, доктор никогда не видел.
В начале романа перед читателем постоянно возникают новые лица. Всех их свяжет в единый клубок дальнейший ход повествования. Одна из них — Лариса, невольница престарелого адвоката Комаровского, которая всеми силами пытается и не может вырваться из плена его «покровительства». У Лары есть друг детства — Павел Антипов, который впоследствии станет её мужем, и Лара увидит в нём своё спасение. Поженившись, они с Антиповым не могут найти своего счастья, Павел бросит семью и отправится на фронт Первой мировой. Впоследствии он станет грозным революционным комиссаром, сменив фамилию на Стрельников. По окончании Гражданской войны он планирует воссоединиться с семьёй, однако этому желанию так и не суждено будет сбыться.
Юрия Живаго и Лару судьба разными путями сведёт в провинциальном Юрятине-на-Рыньве (вымышленном уральском городе, прообразом которого послужила Пермь), где они тщетно ищут убежища от уничтожающей всё и вся революции. Юрий и Лариса встретятся и полюбят друг друга. Но вскорости нищета, голод и репрессии разлучат и семью доктора Живаго, и Ларину семью. Два с лишним года Живаго будет пропадать в Сибири, служа военным доктором в плену у красных партизан. Совершив побег, он пешком вернётся обратно на Урал — в Юрятин, где снова встретится с Ларой. Его супруга Тоня, вместе с детьми и тестем Юрия, находясь в Москве, пишет о скорой принудительной высылке за границу. В надежде переждать зиму и ужасы Юрятинского реввоенсовета, Юрий и Лара укрываются в заброшенной усадьбе Варыкино. Вскоре к ним приезжает нежданный гость — Комаровский, получивший приглашение возглавить Министерство юстиции в Дальневосточной республике, провозглашённой на территории Забайкалья и российского Дальнего Востока. Он уговаривает Юрия Андреевича отпустить Лару и её дочь с ним — на восток, обещая переправить их затем за границу. Юрий Андреевич соглашается, понимая, что никогда больше их не увидит.
Впереди будут и Вторая мировая, и Курская дуга, и прачка Таня, которая поведает убелённым сединами друзьям детства Юрия Андреевича — Иннокентию Дудорову и Михаилу Гордону, пережившим ГУЛАГ, аресты и репрессии конца 30-х, историю своей жизни; окажется, что это внебрачная дочь Юрия и Лары, и брат Юрия генерал-майор Евграф Живаго возьмёт её под свою опеку. Он же составит сборник сочинений Юрия — тетрадь, которую читают Дудоров и Гордон в последней сцене романа. Роман завершается 25-ю стихотворениями Юрия Живаго.
Интерпретация
По мнению биографа и исследователя творчества Пастернака писателя Дмитрия Быкова, сюжетом символистского романа стала собственная жизнь Пастернака, но не реально им прожитая, а та, какой он хотел бы её видеть. Юрий Живаго, согласно этой трактовке, является олицетворением русского христианства, главными чертами которого Пастернаку виделись — жертвенность и щедрость. Образ Лары литературовед ассоциирует с Россией, вечно мятущейся роковой страной, сочетающей в себе неприспособленность к жизни с удивительной ловкостью в быту. Автор 500-страничного романа незаметно подводит читателя к мысли о том, что не человек служит эпохе, а напротив — эпоха развёртывается так, чтобы человек осуществил себя с наибольшей выразительностью и свободой. [1]
Начало работы над романом совпало у Пастернака с завершением перевода «Гамлета» Шекспира. (Февралём 1946 года датируется первый вариант стихотворения «Гамлет», открывающего «Тетрадь Юрия Живаго»).
Прототип доктора Живаго
Ольга Ивинская свидетельствует, что само имя «Живаго» возникло у Пастернака, когда он случайно на улице «наткнулся на круглую чугунную плитку с „автографом“ фабриканта — „Живаго“… и решил, что пусть он будет такой вот, неизвестный, вышедший не то из купеческой, не то из полуинтеллигентской среды; этот человек будет его литературным героем»
О прототипе доктора Живаго, сам Пастернак сообщает следующее:
«Я пишу сейчас большой роман в прозе о человеке, который составляет некоторую равнодействующую между Блоком и мной (и Маяковским, и Есениным, быть может). Он умрет в 1929. От него останется книга стихов, составляющая одну из глав второй части. Время, обнимаемое романом, — 1903—1945 гг. По духу это нечто среднее между Карамазовыми и Вильгельмом Мейстером».
История публикации
В сентябре 1956 года Пастернак получил ответ из журнала «Новый мир» [4] :
… Как люди, стоящие на позиции, прямо противоположной Вашей, мы, естественно, считаем, что о публикации Вашего романа на страницах журнала «Новый мир» не может быть и речи… Возвращаем Вам рукопись романа «Доктор Живаго» 25 октября 1958 года редакция журнала «Новый мир» просила «Литературную газету» [7] опубликовать письмо, направленное в сентябре 1956 года членами тогдашней редколлегии журнала лично Б. Л. Пастернаку по поводу рукописи его романа «Доктор Живаго»:
|