долгопрудный какой район субъекта федерации
Долгопрудный
Администрация
Общие сведения
Долгопрудный – город в Московской области, наделенный в 2005 году статусом городского округа. Расположен в 4,5 км к северу от Московской кольцевой автодороги, у Дмитровского шоссе, в 8 км от аэропорта Шереметьево. К северу и к западу от города протекает канал имени Москвы.
Численность населения города по состоянию на 2014 год – 97 505 человек. Площадь территории – 3 101 га.
Город Долгопрудный является административным центром муниципального образования «Городской округ Город Долгопрудный»
Фотографии (0)
Улицы и индексы Долгопрудного (95) Все улицы
История Долгопрудного
Местность, на которой расположился современный Долгопрудный, известна уже не одно столетие. О том, что здесь когда-то жили люди, свидетельствуют курганы, появившиеся предположительно в XII веке. На этой земле располагалось множество хуторов и посёлков. Один из таких посёлков, возникших в 1931 году, и стал городом Долгопрудным.
Начиная с XIV века, в этих местах появляются не только небольшие бедные селения, состоящие всего из нескольких домов, но и огромные дворянские усадьбы. Железнодорожная платформа Долгопрудная появилась недалеко от усадьбы, построенной уже после революции. Это была усадьба совхоза под названием «Долгие пруды». Такое название выглядит достаточно странно. Но объясняется всё легко и просто. Слово «долгий» когда-то имело значение «длинный». Недалеко от платформы возник пристанционный посёлок, получивший в 1938 году своё современное название в честь станции Долгопрудная.
Рабочий поселок Дирижаблестрой
Развитие посёлка проходило более чем стремительно. Уже через год после появления жилых домов здесь открыли первый медицинский пункт. В течение последующих нескольких лет в посёлке появились другие медицинские учреждения: зубной кабинет, детская поликлиника, рентгеновский кабинет, аптека. В 1936 году в населённом пункте построили больницу, которая и положила начало медицинской стационарной помощи в посёлке. В 1935 году поселение возле станции получило статус рабочего посёлка и было названо Дирижаблестрой. Рабочий посёлок имел районное подчинение. Он относился к Коммунистическому району.
После получения населённым пунктом нового статуса начинается благоустройство Дирижаблестроя. В посёлке появляются многоэтажные кирпичные дома, канализация электричество и многие другие блага современной цивилизации. В конце 30-х годов было построено немало объектов культурного назначения. По названию населённого пункта нетрудно догадаться, что основной деятельностью местного населения было строительство дирижаблей, пользовавшихся в 30-х годах большим спросом. Благодаря этому виду производства в посёлке появились газовый завод и водопровод. Однако постепенно дирижабли устаревают, на их место приходит более современная техника. В 1938 году строительство дирижаблей прекратилось окончательно. Название посёлка также теряет свою актуальность. Кроме того, оно достаточно неудобно для произношения и написания. Дирижаблестрой было решено переименовать в Долгопрудный.
Но ближе всех к Долгопрудному находилось другое предприятие – Камнеобрабатывающий комбинат. Это предприятие сыграет немаловажную роль в получении Долгопрудным статуса города. Комбинат стал строить свой рабочий посёлок. Новый населённый пункт стремительно разрастался и постепенно слился с Долгопрудным. Сегодня посёлок Гранитный (а именно так был назван населённый пункт рядом с Камнеобрабатывающим комбинатом) является западной частью города Долгопрудный.
Следует отметить, что в первые годы своего существования Камнеобрабатывающий комбинат испытывал ряд трудностей, присущих всем новым предприятиям. Само здание предприятия было деревянным, оборудования не хватало, рабочие были вынуждены жить в неблагоустроенных бараках. Но временные неудобства не помешали работникам комбината выполнить государственные заказы на облицовку станций московского метро и советских павильонов, предназначенных для выставок в Нью-Йорке и Париже. С приездом на завод новых специалистов начинается строительство дополнительных цехов. Это уже не деревянные, а кирпичные здания. Первым директором мастерских стал А. Шемагин. Он же был и организатором этого предприятия.
В 1941 году ушедших на фронт рабочих комбината заменили их жёны. Судоремонтные мастерские были эвакуированы в Пермь, где и продолжили работу на местном судоремонтном заводе, производя всё необходимое для фронта. В 1943 году мастерские переводят в Подмосковье. За рекордно короткий срок судоремонтные работники собрали корпус судна знаменитого «Московского комсомольца». Судно участвовало в боях под Ленинградом и Сталинградом.
В начале декабря 1941 года линия фронта подошла к Долгопрудному практически вплотную. От боевых действий посёлок отделяли не более 16 км. 13 жителей рабочего посёлка Долгопрудный получили звание Героя Советского Союза за участие в Великой Отечественной войне. Руководство школы № 3 создало в стенах своего учебного заведения мемориальный музей в честь военного лётчика, Героя Советского Союза Н. Гастелло.
В послевоенные годы перед Долгопрудным стояла задача развиваться как можно более быстрыми темпами. В конце 40-х годов недалеко от платформы Долгопрудная развернулось строительство водопроводной станции, названной Северной. Одновременно со строительством станции началось возведение благоустроенных коттеджей. Новый посёлок также был назван Северным. В 1953 году посёлок Долгопрудный получил статус административного центра Краснополянского района. А в 1957 году посёлок получил статус города районного подчинения. Долгопрудный переходит в состав Мытищинского района.
Статус города обязывал Долгопрудный к высокому культурному развитию. В начале 60-х годов началась газификация нового города. В 1963 году быстрое развитие Долгопрудного даёт ему возможность стать городом областного подчинения. Ближайшие к Долгопрудному населённые пункты (деревни Котово, Лихачёво, Щапово и Гнилуши, население которых значительно выросло) становятся частью города.
В 50-е годы в городе открылся Московский физико-технический институт – гордость Долгопрудного. Одним из инициаторов основания института стал академик П. Капица, вложивший много сил и времени в развитие и процветание учебного заведения. Именно этот институт стал alma mater для лауреата Нобелевской премии академика Л. Ландау. На сегодняшний день Московский физтех в Долгопрудном считается одним из лучших высших учебных заведений в стране. Выпускники института уже успели отличиться во многих областях современной российской науки.
Наивысшего культурного и экономического развития город достиг в 70-е годы прошлого века. Кроме высокоразвитой промышленности здесь находилось немало учреждений культурного назначения: 35 библиотек, 3 дома культуры, 5 клубов, 2 музыкальные школы, Дом пионеров, 6 народных университетов, городской парк и шахматный клуб. Несмотря на близость города к Москве, где подобных учреждений было ещё больше, жители Долгопрудного старались поднять культурный уровень и в своём городе.
Благодаря необычному сочетанию культурных и научных учреждений, сегодняшний Долгопрудный представляет собой совокупность культуры, науки и производства. Современный Долгопрудный – это город со своей уникальной исторической и культурной спецификой. Экономический и научно-производственный потенциал этого города позволяет ему легко и уверенно идти в ногу со временем, сохраняя свою неповторимость. Жители Долгопрудного любят свой город за то, что в нём есть всё необходимое для комфортной жизни: инженерная и социальная инфраструктуры, качественное жильё, рекреационные зоны, медицинские и образовательные учреждения.
Свой современный вид город получил в 80-е годы. Администрация города продолжает делать всё возможное для улучшения качества жизни долгопрудненцев. Продолжается строительство новых зданий, снос ветхого жилья и увеличение количества жилой площади на душу населения.
В 2003 году Долгопрудный расширил свои границы. В состав города вошло село Павельцево и рабочий посёлок Шереметьевский, находившиеся недалеко от города.
Долгопрудный
Долгопру́дный — город областного подчинения в Московской области России, расположен в 18 км на север по железной дороге от Савёловского вокзала города Москвы на реке Клязьма. Примыкает к Москве на севере, к Химкам на северо-востоке и к Северному району Москвы на западе; с севера и запада ограничен каналом имени Москвы.
В состав города были включены в разное время посёлок Хлебниково, село Павельцево, рабочий посёлок Шереметьевский, находящиеся на севере за каналом имени Москвы.
Население (2011) — 91,3 тыс. чел. (2010 — 84,4 тыс. чел., 2004 — 74 тыс., 1991 — 71,1 тыс., 1970 — 53 тыс., 1938 — 8 тыс.)
В Долгопрудном находится Московский физико-технический институт, Долгопрудненское ПАТП ГУП МО «Мострансавто», предприятия машиностроительной (судоремонтный завод), химической (завод тонкого органического синтеза), оборонной отраслей, а также перерабатывающие и строительные предприятия (Московский камнеобрабатывающий комбинат (МКК), кирпичный завод и др.). Фабрика театральных принадлежностей. На железной дороге Москва — Савёлово в городской черте расположены платформы Новодачная, Долгопрудная, Водники, Хлебниково, Шереметьевская.
В городе действуют театр «Город», историко-художественный музей, кабельное телевидение.
Содержание
Историческая справка
Название города происходит от названия железнодорожной платформы Долгопрудная, чьё название, в свою очередь, происходит от Долгого («длинного») пруда, находящегося неподалёку.
Рабочий посёлок «Дирижаблестрой» был основан в 1931 году на базе центра по строительству дирижаблей и Московского дирижаблепорта. 5 мая 1932 года дирижаблестроительный комбинат начал работу, а уже 7 ноября того же года построенный на нем дирижабль участвовал в параде на Красной площади. В 1930-е годы в течение пяти лет на комбинате работал выдающийся дирижаблестроитель Умберто Нобиле. В 1935 году Дирижаблестрой получил статус рабочего посёлка. В 1938 году посёлок был переименован в Долгопрудный. Строительство дирижаблей было приостановлено. В 1940 году в Долгопрудном начала работу Центральная аэрологическая обсерватория.
В 1953 году Долгопрудный стал центром Красно-Полянского района, а в 1957 году получил статус города районного подчинения. После этого здесь активизировалось жилищное и культурно-бытовое строительство. В 1963 году Долгопрудный был отнесён к категории городов областного подчинения (в городскую черту включены деревни Гнилуши, Котово, Щапово и Лихачёво).
В 2003 году в состав города Долгопрудный были включены рабочий посёлок Шереметьевский и село Павельцево [2]
Городской округ Долгопрудный
В 2003 году была определена граница муниципального образования «Город Долгопрудный Московской области» [3]
Достопримечательности
На восточной окраине города — ансамбль бывшей усадьбы Виноградово (XVII—XX века), которая принадлежала Г. Г. Пушкину, А. И. Глебову, А. И. Бенкендорфу, Э. М. Банза. В комплексе усадьбы — церковь Владимирской Божьей Матери (XVIII век, приписывается М. Казакову), дом Банза (1913 г., арх. Рыльский), дом Германа (1914 г., арх. Рыльский, заброшен), конный двор, клуб-кинематограф, скотный двор, ледник, плотина, ворота. В черте города — усадьба Мысово (XIX век).
Административно-территориальное деление
Предприятия
Долгопрудный в топонимах
Улица Долгопрудная есть в городах:
Районы и места
В 1934 году здесь на пустыре Харитонов Илья Борисович (1909—1986) построил сарай для хозяйственных нужд. Илья работал в ВОХР — охранял заключенных—«каналоармейцев», строивших канал Москва—Волга (Канал имени Москвы). Проживал он с женой Евдокией Ильиничной (Дуня) (1911—2001) в тесной комнатенке, которую снимал в деревне неподалеку. Построенный на пустыре сарай он утеплил, и с зимы 1934—1935 года семья начала жить в нем. Здесь было гораздо уютнее, чем в комнатенке, да и платить не надо было. Пример оказался заразительным, и вскоре некоторые семьи (Ефимовы, Балабченковы) стали строить домики поблизости (естественно, никакого разрешения на строительство никто из них не получал). В народе этот «самострой» называли поселком ВОХР, или «Дунькиной деревней». Позднее это поселение получило почтовый адрес — улица Садовая, а в доме № 5 жила бабка Дуня. В 1974 году жители «Дунькиной деревни» начали переезжать в квартиры построенных рядом домов, а в 1976 году последний житель выехал и посёлок был ликвидирован.
Телеканал «Долгопрудный ТВ».
Интересные факты
Известные жители
Герои Советского Союза
См. также
Примечания
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Долгопрудный» в других словарях:
Долгопрудный — город, Московская обл. В 1914 г. открыта железнодорожная платформа Долгопрудная, названная по расположенному рядом с ней с. Виноградова (Долгие Пруды); второе название села связано с его расположением при Долгом ( длинном ) пруде, образованном… … Географическая энциклопедия
ДОЛГОПРУДНЫЙ — город (с 1957) в Российской Федерации, Московская обл. Железнодорожная станция. 71,1 тыс. жителей (1991). Заводы: машиностроительный, тонкого органического синтеза; фабрика театральных принадлежностей. Московский физико технический институт. В 30 … Большой Энциклопедический словарь
ДОЛГОПРУДНЫЙ — ДОЛГОПРУДНЫЙ, город (с 1957) в Московской обл. Ж. д. станция. 67,4 тыс. жителей (1998). Заводы: машиностроительный, тонкого органического синтеза; фабрика театральных принадлежностей. Московский физико технический институт. В 30 е гг. в… … Русская история
долгопрудный — сущ., кол во синонимов: 2 • город (2765) • долгопа (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Долгопрудный — город (с 1957) в России, Московская область. Железнодорожная станция. 67,4 тыс. жителей (1998). Заводы: машиностроительный, тонкого органического синтеза; фабрика театральных принадлежностей. Московский физико технический институт. В 30 е гг. в… … Энциклопедический словарь
Долгопрудный — город, Московская обл. В 1914 г. открыта железнодорожная платформа Долгопрудная, названная по расположенному рядом с ней с. Виноградова (Долгие Пруды); второе название села связано с его расположением при Долгом ( длинном ) пруде, образованном… … Топонимический словарь
Долгопрудный — город (до 1957 посёлок) в Московской области РСФСР. Ж. д. станция в 18 км к С. от Москвы. 53 тыс. жителей (1970; 8 тыс. жителей в 1939). Фабрика театральных принадлежностей, судоремонтно механический завод, промышленность стройматериалов … Большая советская энциклопедия
Долгопрудный — Долгопр удный, ого (город) … Русский орфографический словарь
Долгопрудный 1 — 141701, Московской, город … Населённые пункты и индексы России
Долгопрудный 2 — 141702, Московской, город … Населённые пункты и индексы России
Городской округ Долгопрудный
Городской округ Долгопрудный
Авторизация
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-66864 от 22.08.2016 г. Зарегистрировавший орган
Роскомнадзор
Политика конфиденциальности
123592, г. Москва, ул. Кулакова, д. 20, корпус 1
тел. 8-498-602-0107, факс: 8-498-602-00-98
e-mail: izbirkom@mosreg.ru
http://www.moscow_reg.izbirkom.ru/
СООБЩЕНИЕ. Пилотный проект
Избирательная комиссия Московской области – это государственный орган, который работает на постоянной основе с целью защиты и реализации прав граждан РФ в процессе подготовки, организации и проведения выборов, голосований и референдумов. Она функционирует в рамках действующих положений Федерального Закона, официальных нормативов и утвержденных правил. Формирование комиссии происходит из представителей муниципальных образований и исполнительных органов, общественных объединений и политических партий.
Избирательная комиссия выполняет следующие функции:
Порядок работы, новости Законодательства и текущую информацию о проводимых мероприятиях подробно освещает Вестник избирательной комиссии. В нем публикуются официальные решения и протоколы голосования, финансовые отчеты и итоги проводимых заседаний. За информацией можно следить в онлайн-режиме, зайдя на сайт организации. Можно оперативно отслеживать анонсы на запланированные мероприятия, конкурсы и конференции, уточнять график работы ответственных работников и знакомиться с опубликованными документами.
Наш город
Город Долгопрудный — муниципальное образование областного значения
Площадь города — 3052 гектар. По данным на 1 января 2017 года численность населения составляет более 104 тысяч человек.
Своими южными границами он примыкает по Дмитровскому шоссе к МКАД и расположен в 8 километрах от аэропорта Шереметьево. С запада город граничит с каналом имени Москвы, на севере с городским округом Мытищи, с ним же город граничит и на востоке, здесь же проходит граница с Москвой.
Статус города Долгопрудный обрел в 1957 году. А история земли, на которой в настоящее время находится Долгопрудный, документально прослеживается с XV века.
Место, где сейчас расположен современный Долгопрудный, известно с 12 века, о чем свидетельствует один из двух невысоких курганов XII в., сохранившийся на западном берегу речки Мерянки, в непосредственной близи к которой и был в 1931 году образован поселок — будущий город Долгопрудный. До определенного времени здесь были расположены лишь единичные поселки и хутора, и только в 14 веке появились господские дома с небольшими поселениями.
Со второй половины XVI в. известно с. Гнилуши (значится в источниках как Стербеево на р. Гнилуше). В 1617 г. впервые упоминается д. Котово (Курлыково на р. Клязьме). С начала XVII в. известна по документам д. Виноградово, ею владел Гаврила Григорьевич Пушкин, далекий предок великого русского поэта. Историки предполагают, что знаменитая каменная церковь в Виноградове была построена в 1696 году. В дальнейшем Виноградово не раз переходило из одних именитых рук в другие, пока не оказалось в результате у жены суворовского полковника Е.И. Бенкендорф.
В 60-70-х гг. XVIII в. в поместье строится знаменитая усадьба Виноградово с дополняющим ее архитектурным ансамблем. В 1772-1777 гг. рядом с домом вырастает новая Владимирская церковь. И усадьба становится местом отдохновения многих знаменитостей того времени: Анненковых, Веневитиновых, Вяземских, Голицыных, Карамзиных, Луниных, Татищевых, Херасковых и других. Имение не раз впоследствии фигурировало в исторических очерках — и войны 1812 года, и позднейших событий. А после Октябрьской революции Виноградово было национализировано и превращено в совхоз «Долгие пруды».
Дальнейшее развитие города связано в основном с промышленностью, научной деятельностью и, конечно же, дирижаблестроением. В 1931 г. на территории будущего города началось строительство первой в истории СССР опытной дирижаблестроительной верфи, газового завода и других зданий, необходимых для эксплуатации дирижаблей (будущий научно-исследовательский комбинат «Дирижаблестрой»). Первый построенный здесь дирижабль был продемонстрирован 7 ноября 1932 г. на воздушном параде на Красной площади. А уже в 1937 г. появился на свет дирижабль «СССР В-6», на котором был совершен с 29 сентября по 4 октября беспосадочный полет по кольцевому маршруту Москва — Новгород — Белозерск — Горький — Ростов — Брянск — Курск — Воронеж — Пенза — Москва (130 час. 27 мин.) — на тот период времени это был мировой рекорд!
Параллельно со строительством производственных зданий рос и сам поселок, которому в июле 1935 г. был присвоен статус рабочего поселка и дано официальное название Дирижаблестрой. В 1937 г. в поселке случилось радостное событие — была построена первая кирпичная школа (сейчас это школа N5). Ну, а в августе 1938 г. поселок вновь стал называться Долгопрудным, поскольку строительство дирижаблей было приостановлено.
Тем не менее, от Дирижаблестроя Долгопрудный перенял все, что было необходимо для дальнейшего существования и развития — например, газовый завод (будущий Долгопрудненский химический завод тонкого органического синтеза — ДХЗ ТОС). А также гранитные мастерские, которые очень скоро переросли в крупное предприятие, которое жители между собой назвали «гранитный завод». Предприятие было призвано изготовлять облицовочный материал из гранита, мрамора и известняка для набережных канала Москвы — ныне это Московский камнеобрабатывающий комбинат.
Именно возникновению в Долгопрудном Камнеобрабатывающего комбината мы обязаны поселком Гранитный (сейчас это вся западная часть города), который начали строить для нужд «гранитного завода». Несмотря на то, что первые годы работы жизни камнеобрабатывающего комбината были очень трудными, он все же выполнял все заказы тех лет: и для московского метро, и для мостовых и набережных Москвы, и для советских павильонов на выставках в Париже и Нью-Йорке. Много сил и энергии отдали предприятию первые работники завода, и это не прошло бесследно — довольно быстро комбинат стал одним из ведущих предприятий страны в этой отрасли!
В 1937 г. были созданы и Хлебниковские судоремонтные мастерские — нынешний Хлебниковский машиностроительный судоремонтный завод (ХМСЗ).
Нелегко дались городу годы Великой Отечественной войны. Конечно, все предприятия переориентировались на оборонную промышленность — все на фронт. На МКК, в ДМЗ, в Судоремонтных мастерских трудились в основном женщины и подростки, заменившие мужчин, из которых в первые дни войны был создан истребительный батальон в составе 4-й Московской стрелковой дивизии. Несмотря на то, что в октябре 1941 г. машиностроительный завод был эвакуирован, город во многом обязан ему, ведь с 1939 по 1941 год на заводе был организован серийный выпуск самолетов, а в годы войны работники продолжали самоотверженно трудиться в тылу для нужд фронта. За годы войны 13 жителей Долгопрудного получили звание Героя Советского Союза!
В послевоенные годы развитие Долгопрудного идет семимильными шагами. Во-первых, сразу после окончания войны вследствие обращения П.Л. Капицы к руководству страны 25 ноября 1946 года создается физико-технический факультет МГУ, базирующийся в поселке Долгопрудный — прообраз современного Московского физико-технического института (МФТИ). Официально же МФТИ — Физтех, как называют его горожане и не только, — возник в 1951 году, в 1967 году Институт был награжден орденом Трудового Красного знамени, а в 1995 году получил статус государственного университета.
Во-вторых, в послевоенные годы ряд преобразований прошло и в промышленной сфере. Камнеобрабатывающий комбинат осуществил коренную реконструкцию и обновление цехов и оборудования, после чего он стал действительно ведущим предприятием страны по производству облицовочных и архитектурно-отделочных материалов из естественного камня. А многие десятилетия ни одна ведущая стройка столицы не обходилась без помощи рабочих комбината и его материалов. В 50-х же годах Машиностроительный завод приступил к освоению новой техники — приступил одним из первых в стране, началось его бурное техническое развитие.
Уже в 1953 г. Долгопрудный стал районным центром, в 1957 г. получил статус города районного подчинения, размашисто развернулось жилищное и культурно-бытовое строительство, в 1963 г. Долгопрудный был отнесен к категории городов областного подчинения (в городскую черту включены деревни Гнилуши, Котово, Щапово и Лихачево). В 2003 г. в городскую черту включены Хлебниково и пос. Шереметьевский.
Несмотря на то, что основная отличительная черта современного Долгопрудного — огромный научный и производственный потенциал, в настоящее время в городе широко развита образовательная, научно-исследовательская сфера. Постоянно улучшается благосостояние граждан. Власти города весьма озабочены благоустройством улиц, парков и домов (постоянно идет реорганизация Долгопрудного: снос ветхого жилищного фонда, строительство современных зданий и объектов культуры). Но, безусловно, не менее важно и развитие социальной составляющей жизни: граждане все больше интересуются как историей города, так и его настоящим, активно участвуя в делах местного самоуправления, во многом помогая властям и различным службам Долгопрудного.