должности в благотворительном фонде какие бывают
Профессии в благотворительности: на какие деньги живут организаторы фондов?
Благотворительность сегодня становится положительным трендом. Но что, если хочется не только поддерживать со стороны, но и получить работу в благотворительном фонде? Разбираемся, как работать в благотворительности и получать зарплату.
Какие фонды есть в России?
Сегодня в России насчитывается более 10 000 благотворительных организаций. Основными направлениями их работы является поддержка детей, религиозных организаций и помощь бедным. В последние годы набирают популярность фонды в поддержку окружающей среды, инвалидов и экологии.
За списком благотворительных организаций следит «Русфонд». Так, согласно выпуску «Русфонд.Навигатора» крупнейшими благотворительными организациями страны за 2019 год являются:
Суммарно за 2019 год благотворительные организации собрали почти 20 миллиардов рублей.
Работа в благотворительном фонде: на какие деньги живут организаторы?
Россия занимает 110 место в рейтинге благотворительности — за последние 10 лет удалось подняться с 138 места. Положительная тенденция будет продолжаться: уже сейчас почти треть населения оказывалаблаготворительную деятельность в течение последних 5 лет.
Как зарабатывают фонды?
Благотворительные организации имеют несколько каналов для привлечения средств. Для фонда важно выбрать стратегию, которая поможет рассчитать траты и позволит продолжить деятельность.
Источники финансирования могут быть следующими:
Государство также не проходит мимо благотворительных организаций. Каждый год Крупнейшая государственная грантодающая организация России — Фонд Президентских грантов (ФПГ) – выдает гранты организациями. Поддержка фондов регулируется Распоряжением Правительства РФ от 15 ноября 2019 г. № 2705-р о Концепции содействия развитию благотворительной деятельности в РФ на период до 2025 г.
Стратегия организации определяет, как будут потрачены собранные средства. Важно отметить, что эта стратегия регулируется законом. Согласно Федеральному закону «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» 80% средств, которые привлекают фонды, должны быть направлены на благотворительную деятельность. Оставшиеся 20% организация может потратить на зарплатуадминистративно-управленческого персонала. Такое ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.
Кому подойдёт работа в благотворительном фонде?
Работать в социальной сфере – непростая задача. Среди основных качеств, которыми должен обладать специалист, можно выделить:
Работа в благотворительном фонде точно не подойдёт тем, кто близко принимает к сердцу стрессовые ситуации. Лучше поберечь свое здоровье и оставить навыки для более спокойной работы.
Какие профессии нужны в благотворительных фондах?
Часто кажется, что работать в фонде – значит быть волонтером. Однако это миф, так как для деятельности любой компании, пусть и некоммерческой, нужна команда, которая позволит компании оставаться на плаву.Получать зарплату в благотворительной организации возможно – за счет финансовых поступлений.
Специальности такие же, как и в любых других организациях: маркетолог помогает расширить аудиторию, экономист – проследить за бюджетом, аналитик – составить базу данных и спрогнозировать развитие и т.д. На HH.ru при поиске «Работа в области благотворительности» сейчас можно наткнуться на 179 вакансий по всей России:
Вакансии, связанные с областью благотворительности, HH.ru, сентябрь 2021 года
Тем не менее даже привычные должности в благотворительных организациях имеют свои особенности.
Например, менеджер благотворительных проектов, в отличие от обычного, должен обладать рядом важных качеств: умением работать с людьми, доброжелательностью. Такие специалисты должны в первую очередь иметь социальную мотивацию. Основные обязанности: вести переговоры, привлекать новых сотрудников к проектам и договариваться о рекламе. Зарплата таких специалистов может варьироваться от 20 000 до 150 000 рублей:
Средняя зарплата менеджера благотворительных проектов в России, HH.ru, июнь 2021 года
Руководитель фандрайзингового направления — это специалист, который разрабатывает стратегию привлечения средств в фонд. В обязанности в том числе входит анализ данных о поступлениях, который позволит найти способы развития компании. Средняя зарплата составляет около 100 000 рублей:
Средняя зарплата руководителя фандрайзингового направления в России, HH.ru, сентябрь 2021 года
Координатор волонтеров занимается привлечением и обучением волонтеров. Это специалист, который поможет зарядить мотивацией и направить на продуктивную деятельность. Подбор волонтеров и организация работы с ними — вот основная задача координатора. Зарплата такого специалиста — от 30 000 рублей:
Должности в благотворительном фонде какие бывают
— Руководство фонда
— Устав фонда
6. Структура управления и должностные лица Фонда
6.1. Органы управления и должностные лица Фонда:
a. Совет Фонда.
b. Президент Фонда (смотри ниже пункт 6.3.).
c. Первый Вице-президент (смотри ниже пункт 6.4.).
d. Вице-президенты Фонда (смотри ниже пункт 6.5.).
e. Исполнительные директоры Фонда (смотри ниже пункт 6.6.).
f. Главный бухгалтер Фонда (смотри ниже пункт 6.7.).
g. Сотрудники фонда (смотри ниже пункт 6.8.).
Президент, Первый Вице-президент и Главный бухгалтер Фонда – должности постоянные и обязательные. Функциональные обязанности Президента и Первого Вице-президента Фонда определяет настоящий Устав. Функциональные обязанности Главного бухгалтера определяются в штатном расписании Фонда.
Лица, исполняющие различные должностные обязанности в Фонде, могут занимать свои должности добровольно на безвозмездной основе, или быть наняты Фондом на работу на возмездной основе, решение этого вопроса находится в компетенции Совета Фонда.
6.2. Высшим и постоянно действующим органом управления Фонда является Совет Фонда, членами Совета Фонда являются все учредители Фонда.
В компетенцию Совета Фонда входят все вопросы, связанные с деятельностью Фонда, к его исключительной компетенции относятся:
a. Внесение изменений и дополнений в Устав.
b. Решение о реорганизации и ликвидации Фонда.
c. Избрание Президента Фонда, назначение Первого Вице-президента, Вице-президентов, Главного бухгалтера и Исполнительных директоров Фонда.
d. Принятие решений о вступлении Фонда в договорные, кредитные и иные обязательства.
e. Утверждение рабочих планов Фонда. Утверждение проектов, программ, мероприятий и иной деятельности, осуществляемых Фондом.
f. Формирование Попечительского совета Фонда. Составление и утверждение Положения о деятельности Попечительского совета Фонда.
g. Формирование Ревизионной комиссии Фонда. Составление и утверждение Положения о деятельности Ревизионной комиссии Фонда. При этом состав Ревизионной комиссии и Положение о ее деятельности должны быть одобрены Попечительским советом Фонда.
h. Утверждение бухгалтерской и иной отчетной документации.
i. Утверждение размеров регулярных ежегодных взносов учредителей Фонда. Совет Фонда собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
Также заседание Совета Фонда может быть созвано по письменному требованию не менее трети от общего числа учредителей, по требованию Попечительского совета и по требованию Ревизионной комиссии Фонда.
В первом квартале нового года Совет Фонда проводит обязательное заседание по итогам истекшего отчетного года.
На заседаниях Совета Фонда ведется протокол заседания, который подшивается в отдельную папку. Копии таковых протоколов Совет Фонда ежеквартально (в течении первых десяти дней квартала, следующего за истекшим отчетным кварталом) направляет в Попечительский совет Фонда.
Все решения Совета Фонда принимаются простым большинством голосов, кроме решений об изменении и дополнении в Устав, о ликвидации или реорганизации Фонда, об избрании Президента Фонда, назначение Первого Вице-президента, Вице-президентов, Главного бух-галтера и Исполнительных директоров Фонда, когда требуется большинство голосов в две трети от числа всех учредителей Фонда.
Заседание Совета Фонда полномочно, когда на нем присутствует не менее двух третей от числа всех учредителей Фонда.
6.3. Президент Фонда:
Президент Фонда – постоянная и обязательная должность, – избирается Советом Фонда из числа его учредителей. Срок полномочий Президента – пять лет, после истечения срока полномочий Совет учредителей в течении трех месяцев обязан провести выборы нового Президента. Каждый из учредителей может быть избран на должность Президента Фонда неограниченное число раз.
В полномочия Президента входит следующее:
a. Председательствует на заседаниях Совета Фонда.
b. Созывает заседания Совета Фонда.
c. Представляет Фонд без доверенности в отношениях с государственными и муниципальными органами, в отношениях со сторонними физическими и юридическими лицами.
d. На основании решений принятых Советом Фонда подписывает от имени Фонда договоры и соглашения.
e. В промежутках между заседаниями Совета Фонда осуществляет оперативное руководство проектами, программами, мероприятиями, инициативами и иной деятельностью Фонда, оперативно руководит деятельностью Первого Вице-президента, Вице-президентов, Исполнительных директоров, Главного бухгалтера и подчиненных им сотрудников, для чего может издавать приказы и распоряжения.
f. Назначает проверки осуществляемые Ревизионной комиссией Фонда.
g. На основании утвержденного Советом Фонда штатного расписания назначает сотрудников Фонда. Кроме должностей Первого Вице-президента, Вице-президентов, Исполнительных директоров и
Главного бухгалтера Фонда, которые назначаются решением Совета Фонда.
h. На основании решений Совета Фонда выдает должностным лицам Фонда необходимые доверенности.
Деятельность президента Фонда полностью подотчетна Совету Фонда. Работа Прези-дента Фонда руководствуется решениями Совета Фонда и настоящим Уставом.
6.4. Первый Вице-президент Фонда:
Первый Вице-президент Фонда – постоянная и обязательная должность, – назначается Со-ветом Фонда. Первый Вице-президент может быть назначен как из числа учредителей Фонда, так и из числа лиц не являющихся учредителями Фонда. Срок полномочий Перво-го Вице-президента – пять лет, после истечения срока полномочий Совет Фонда в течении трех месяцев обязан провести назначение нового Первого Вице-президента.
Основной должностной функцией Первого Вице-президента является во время временного отсутствия или временной нетрудоспособности Президента Фонда исполнять его обязанности указанные в пунктах 6.3.c, 6.3.d, 6.3.e, 6.3.f, 6.3.g и 6.3.h настоящего Устава. Для этих целей Президент Фонда или Совет Фонда издает приказ, оповещающий, что во время временного отсутствия или временной нетрудоспособности Президента Фонда Первый Вице-президент исполняет обязанности Президента. Таковой приказ должен сообщать по какой причине отсутствует Президент Фонда, и содержать ин-формацию о датах начала и окончания действия приказа.
В то время, когда Президент Фонда исполняет свои обязанности, обязанности изложенные в пунктах 6.3.c, 6.3.d, 6.3.e, 6.3.f, 6.3.g и 6.3.h настоящего Устава на Первого Вице-президента не распространяются. При этом Совет Фонда и Президент Фонда могут поручать Первому Вице-президенту отдельные поручения.
Совет Фонда также может поручить Первому Вице-президенту руководство над отдельными направлениями деятельности Фонда, в таком случае на Первого Вице-президента будут распространяться обязанности вмененные пунктом 6.5. настоящего Устава Вице-президентам Фонда.
Деятельность Первого Вице-президента Фонда полностью подотчетна Совету Фонда и Президенту Фонда. Работа Первого Вице-президента Фонда руководствуется настоящим Уставом, решениями Совета Фонда, а также распоряжениями и приказами Президента Фонда.
6.5. Вице-президенты Фонда:
Вице-президенты Фонда – назначаются Советом Фонда по мере необходимости для оперативного руководства отдельными направлениями деятельности Фонда.
Количество Вице-президентов, а также их функциональные обязанности определяются Советом Фонда в штатном расписании Фонда. По решению Совета Фонда Президент Фонда выдает Вице-президентам доверенности для исполнения ими вмененных им полномочий.
В своей работе Вице-президенты подотчетны Президенту Фонда, обязаны исполнять решения Совета Фонда, указы и распоряжения Президента Фонда.
6.6. Исполнительные директоры Фонда:
Исполнительные директоры Фонда – назначаются Советом Фонда по мере необходимости для оперативного руководства отдельными проектами, программами и меро-приятиями Фонда.
Количество Исполнительных директоров, а также их функциональные обязанности определяются Советом Фонда в штатном расписании Фонда. По решению Совета Фонда Президент Фонда выдает Исполнительным директорам доверенности для исполнения ими вмененных им полномочий.
В своей работе Исполнительные директоры подчиняются Президенту Фонда, обязаны исполнять решения Совета Фонда, указы и распоряжения Президента Фонда.
6.7. Главный бухгалтер Фонда:
Главный бухгалтер Фонда – постоянная и обязательная должность, – назначается Сове-том Фонда, его функциональные обязанности определяются в штатном расписании, утверждаемом Советом Фонда.
В своей работе Главный бухгалтер подчиняется Президенту Фонда, обязан исполнять решения Совета Фонда, указы и распоряжения Президента Фонда.
6.8. Сотрудники фонда:
Количество штатных единиц и функциональные обязанности сотрудников Фонда, – специалистов, советников, экспертов, консультантов и т.д., – определяется в штатном расписании, утверждаемом Советом Фонда.
О руководителе / менеджере благотворительного направления (о редкой профессии)
Профессия важная и интересная, но количество позиций стремится к нулю.
Почему? — прежде всего потому, что преобладает мнение: благотворительность это как реклама, только реклама эффективнее. Так и есть, но при условии что благотворительность ограничивается переводом в фонд, подготовкой пресс-релиза и мечтами о публикациях в СМИ. В такой форме благотворительность это чистый альтруизм без продолжения — средних размеров компания один-два раза попробует, руководство посмотрит на статистику и решит свернуть благотворительные дела в пользу традиционной рекламы (и это нормально).
Задача руководителя направления внедрить такую форму добрых дел, благодаря которой:
Понятное дело, что в идеальном мире от добрых дел ничего не ждут взамен — сделали и хорошо. Но если говорить о благотворительности в контексте среднего и малого бизнеса, то «сделали и хорошо» закончится после первой-второй попытки. Чтобы такого не случилось и компания занималась благотворительностью на постоянной основе, нужен сотрудник, который после закрытия первого доброго дела докажет руководству на цифрах, что добрые дела помогают компании расти.
Пожалуй, если бы не ДоброМаркт, я бы попытался трудоустроится на подобную позицию. Но вряд ли бы получилось — подобных вакансий я не нашел (или плохо искал). Да, недавно, SELA искали руководителя благотворительного фонда, и фонд Содействие искали менеджера благотворительных программа, но, по-моему, это несколько другие позиции.
Я понимаю, что благотворительность не массовое явление (особенно в кризис), тем не менее, спрошу: как вы думаете, насколько целесообразен отдельный сотрудник для добрых дел и может ли благотворительное направление выйти на косвенную самоокупаемость?
По теме: недавно, я задавал вопрос «Благотворительность в розничной торговле», если вы пропустили, то добро пожаловать.
В следующем блоге я расскажу про анализ комментариев для точечного маркетинга на примере ДоброМаркта (статья будет вводная, посев был на малом количестве ресурсов с разной целевой аудиторией). Или про беспрецедентную студию благотворительных проектов.
Что с ДоброМарктом? — все хорошо: стартовый скромный капитал найден, с поставщиками определились, я верстаю шаблон витрины товаров, после возьмусь за шаблон карточки конкретного товара и информационных страниц.
Добрый старт: можно ли построить карьеру в благотворительности
Мы привыкли думать о благотворительных фондах как об организациях, которые помогают тем, кто уязвим: больным детям, сиротам, пожилым людям. Предполагается, что почти всю работу в фондах делают волонтеры. Однако любая волонтерская группа, когда у нее становится слишком много подопечных и слишком много задач, перестает справляться с работой только за счет добровольного труда. Тогда группа регистрирует юридическое лицо и начинает нанимать персонал. И становится работодателем.
Между тем, в рейтингах работодателей, да и просто в публикациях о работе с персоналом, упоминаний о благотворительных фондах не встретишь. Соискатели вакансий редко думают о трудоустройстве в фонды. Да и сами фонды, в подавляющем большинстве, еще не осознают себя в этой роли.
Наш фонд «Подари жизнь», наверное, одним из первых стал заниматься развитием потенциала своих сотрудников. И мы можем рассказать, в чем специфика работы в благотворительном секторе вообще и в нашем фонде, в частности. Речь идет о фандрайзинговых фондах, существующих на массовые пожертвования. О корпоративных фондах и частных фондах мы сейчас не говорим.
Что такое должность в благотворительном фонде? Создаваясь на волне энтузиазма и желания помогать, фонды растут и развиваются часто без четко продуманного плана, нанимая все новых и новых людей под конкретные задачи, без четко прописанных планов и должностных инструкций. За счет того, что в фондах зачастую очень мало сотрудников, функционал каждой позиции часто бывает очень широким и не укладывается в стандарты, принятые в коммерческих организациях.
Например, ивент-менеджер фонда может также выполнять обязанности менеджера по связям с общественностью, юрист — работать заодно и GR-специалистом, а еще каждый сотрудник фонда должен быть немного фандрайзером и чуть-чуть психологом.
Размытость должностных границ создает определенные сложности, но одновременно позволяет приобрести новые компетенции.
«Работа в благотворительном фонде помогает расти профессионально. Количество задач огромное, требуется самоорганизованность и контроль, умение работать в кризисных ситуациях», — отмечает Евгений Глаголев, сотрудник фонда «Вера». Однако по мере развития организации должностные инструкции становятся четкими, а работа — более упорядоченной.
Еще одна особенность состоит в том, что выучиться для работы в благотворительном фонде на должности, например, фандрайзера, специалиста по работе с волонтерами или больничного координатора невозможно ни в одном учебном заведении страны. Еще недавно и в западных странах негде было получить профильное образование. Но теперь фандрайзингу, например, можно учиться в США. В России эту и другие специальности можно освоить, только работая в некоммерческом секторе. В «Подари жизнь» мы понимаем, что обучения только в процессе работы недостаточно и поэтому находим возможности направлять наших сотрудников на международные конференции или на тренинги внутри России, которые могут помочь развить необходимые компетенции. Тратить деньги на обучение персонала фонды, как правило, не могут, поэтому постоянно ищут партнеров, которые могли бы предоставить для их сотрудников места на образовательных мероприятиях.
Основная мотивация, которая приводит соискателя вакансии на работу в фонд, — желание помогать, делать что-то хорошее и полезное. Сохранить эту мотивацию на долгие годы получается не всегда.
Бухгалтеру, например, сложно почувствовать свою вовлеченность в благородное дело, ведь на рабочем месте он чаще видит платежки и проводки, чем тех, кому он помогает. У тех, кто работает непосредственно с подопечными, желание помогать иногда затмевается масштабами горя, с которым приходится работать. В этой ситуации очень важно, чтобы коллеги и руководитель помогали не потерять из виду цель работы и те достижения, которых общими усилиями добивается фонд. Если это удается, то ощущение причастности к правильному и благородному делу поддерживает персонал. Моя коллега по фонду Елена Цеплик говорит: «Ты работаешь на конкретную цель, на ощутимый, измеряемый и реально нужный результат. Это не просто удерживает, а вдохновляет».
Еще один мотиватор — вызов, желание попробовать что-то новое и решить те задачи, которые до вас еще никто не решал.
Я сама пришла в благотворительность, потому что хотела решить проблему дефицита донорской крови в одной больнице. У меня получилось. Но работа в выбранной сфере каждый день ставит новые интересные задачи.
Но, конечно, фонд не может удержать сотрудника одной только нацеленностью на результат. Нужна зарплата. Зарплаты в фондах, как правило, ниже, чем на аналогичных должностях в коммерческих организациях. Фонды существуют на благотворительные пожертвования самых разных, часто очень небогатых людей. И благотворители обычно хотят, чтобы деньги в максимальном объеме дошли до подопечных фонда. По закону фонды имеют право тратить на административные расходы, в том числе и на заработную плату персонала, до 20% от всех поступающих пожертвований. На практике наш фонд тратит значительно меньше этой доли. Мы стараемся поддерживать конкурентный в рамках некоммерческого сектора уровень заработных плат, но, конечно, проигрываем коммерческим организациям. По этой причине фондам сложно конкурировать с бизнесом за специалистов, но бывают счастливые исключения. В ряде случаев удается найти благотворителя, готового оплачивать высокую зарплату конкретному специалисту фонда (как правило, управленцу высокого уровня).
В западных фондах зарплаты персонала тоже обычно ниже, чем в бизнесе. Но в США и в Европе на руководящие должности в фондах часто приходят бывшие топ-менеджеры компаний, завершившие карьеру, которые имеют колоссальный опыт и возможность работать уже не ради денег, а за идею. В России мне такие случаи, к сожалению, не известны.
Мы понимаем, что невысокая заработная плата может оттолкнуть от нас многих профессионалов.
Поэтому мы привлекаем благотворителей, помогающих нам предоставлять сотрудникам очень неплохой соцпакет, который может посоперничать наполнением с некоторыми госструктурами. Также плюсом работы в фонде является огромное количество контактов и связей в самых разных сферах бизнеса, искусства, спорта и т.д.
Объем работы, которую должен выполнять сотрудник любого фонда, большой. Приходится задерживаться на работе по вечерам или работать в выходные. Однако работодатели лояльно относятся к человеческим потребностям сотрудников: можно иногда прийти на работу с ребенком или отпроситься с работы для решения домашних проблем.
Отношения в коллективах обычно почти семейные. И очень дружеские. Размолвки, конечно, бывают. Но никто никого не подставляет и не подсиживает. В фондах нет конкуренции за бонусы или за должности. Всегда можно получить совет и поддержку от коллег.
Возможности карьерного роста внутри растущих фондов, как правило, есть. В «Подари жизнь» многие нынешние руководители направлений выросли из волонтеров фонда, начав с рядовых позиций. Опыт работы в крупном профессиональном фонде позволяет стать экспертом в своей области и обеспечивает специалисту востребованность со стороны других организаций внутри сектора. Для работодателей извне запись в резюме о работе в благотворительном фонде будет являться, скорее всего, нейтральной.
Способность сотрудника фонда работать в режиме «человека-оркестра» делает его просто находкой для небольшого стартапа.
Также выходцы из фондов бывают востребованы в отделах благотворительности и КСО и на других позициях в компаниях. Начальник отдела маркетинга и рекламы химического холдинга (в прошлом сотрудник «Отказников») Мария Доброславская считает: «Опыт, приобретенный в благотворительности, очень помогает в работе. Вот это самое гиперобщение с самыми разными людьми развивает такие навыки, которым эффективных менеджеров учат на специальных курсах».
Одним словом, на рынке труда появился новый тип работодателя — благотворительный фонд. Это растущий сектор, экстремально заинтересованный профессиональных и компетентных сотрудниках. Потенциальным работникам следует присмотреться к открывающимся возможностям.
- должности в библиотеке какие могут быть
- должности в кфх какие есть