Домбра´ (каз. домбыра ) — это музыкальный щипковый инструмент, который существует в культуре тюркских народов. Он считается народным инструментом у казахов.
Содержание
Домбра в казахской культуре
Домбра (каз. домбыра ) — казахский народный двухструнный щипковый музыкальный инструмент.Также является народным инструментом у ногайцев. Применяется в качестве аккомпанирующего и сольного, а также основного инструмента в казахской народной музыке. Используется современными исполнителями.
Корпус грушевидной формы и длинный гриф, разделённый ладами. Струны обычно настроены в кварту или квинту.
Одним из величайших домбристов является казахский народный музыкант и композитор Курмангазы, оказавший большое влияние на развитие казахской музыкальной культуры, в том числе и — музыки на домбре: его музыкальная композиция «Адай» популярна в Казахстане и за рубежом.
Домбра есть не только у казахов. Этот инструмент имеет свои аналоги у многих народов. В русской культуре есть схожий по форме инструмент домра, в таджикской культуре — Думрак, в узбекской культуре — Думбыра, Думбрак, похожий по форме Дутар, в киргизской культуре — Комуз, в туркменской культуре — Дутар, Баш, Думбыра, в башкирской культуре — Думбыра, в ногайской культуре приазовья — Домбыра, в турецкой культуре — Саз. Отличаются эти инструменты иногда количеством струн (до 3 струн), а также по материалу струн (нейлон, металл).
История инструмента
В 1989 году в Казахстане в Алматинской области, высоко в горах на плато (жайляу) «Майтобе» профессором С. Акитаевым, с помощью этнографа Жагда Бабалыкулы, был обнаружен наскальный рисунок с изображением музыкального инструмента и четырёх танцующих человек в разных позах. По исследованиям известного археолога К. Акишева, данный рисунок датируется периодом неолита. Сейчас этот рисунок находится в музее народных инструментов им. Ыкыласа Дукенулы в городе Алматы, Казахстан. Как видно из рисунка, инструмент, изображенный древним художником на скале, сильно похож на домбру по форме. На основании этого можно сказать, что прототип нынешней домбры имеет возраст более 4000 лет и является одним из первых щипковых инструментов — предтечей современных музыкальных инструментов подобного вида.
Также в свое время во время раскопок древнего Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых инструментах. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее 2000 лет назад, имеют типологическое сходство с казахской домброй и были одним из распространенных инструментов среди ранних кочевников, живших на территории Казахстана.
По письменным памятникам евразийского континента можно сделать вывод, что домбра и её родственные инструменты других народов на материке хорошо известны с давних времен. В памятниках разных периодов на евразийском пространстве мы узнаем о присутствии этого щипкового инструмента, в частности из памятников сакского, гуннского происхождения. Также встречается этот инструмент и у киманов (куманов). Кипчаки — потомки куманов. До нас дошли музыкальные произведения (кюи) тех лет как: Ертіс толқындары (ertis tolqyndary — волны Иртыша), Мұңды Қыз (mundy kyz — печальная девушка), Тепен көк (tepen kok — рысь),Ақсақ қаз (aqsaq qaz — хромой гусь), Бозіңген (bozingen — светлая верблюдица), Желмая (zhelmaja — одногорбый верблюд), Құланның тарпуы (qulannyn tarpu’y — топот кулана), Көкейкесті (kokeikesti — глубокое переживание) и др.
Марко Поло в своих трудах отмечал, что этот инструмент присутствовал у воинов тюрков-кочевников, которых в то время на Руси называли татарами. Они пели и играли на нём перед боем, для достижения соответствующего настроя.
В 2012 году была создана электродомбра. [2]
Домбыра — инструмент кюя
Для казахов кюй — больше чем произведение, это звучащая страница истории своего народа, его обычаев и культуры. Поэтому казахи так высоко ценили исполнителей кюев — кюйши, среди которых домбыристы составляли подавляющее большинство (кюи исполняются не только на домбыре). В казахском народе говорят: настоящий казах это не сам казах, настоящий казах — домбра. При этом надо понимать, что казахи не представляют своего прошлого, настоящего и будущего без своего любимого инструмента — домбры. Также надо пояснить, что слово казах означает свободный воин, независимый индивид, который, если и существует в группе, то только по своей доброй воле, при этом присоединяется к сообществу достойных и служит ему, защищает его, отдавая труд, жизнь, здоровье и умение без остатка, как бесстрашный человек — воин добытчик.
Строение домбры
Домбра на протяжении веков сохраняет свое основное строение и вид. Народные мастера постоянно стремятся расширить её звуковые возможности, мелодичность, нежели разнообразить форму. Так, например, центрально-казахстанская домбра отличается плоским корпусом и на ней две жильные струны. Типичная, наиболее распространенная домбра с овальным корпусом, представлена на фотографии. Ниже даны названия составных частей домбыры.
Шанак — корпус домбры, выполняет роль усилителя звука.
Какпак — дека домбры. воспринимая посредством вибрации звуки струн, усиливает их и придает определенную окраску звучанию инструмента — тембр.
Пружина — это балка на деке с внутренней стороны, по-немецки она так и называется «der Bassbalken». В казахской домбре пружины раньше не было. Длина пружины скрипки предполагается в пределах от 250 до 270 мм — 295 мм. У домбры сейчас для улучшения звука аналогичная пружина (длинной от 250—300 мм) крепится в верхней части панциря и возле подставки. Как правило, она изготовляется из ели с выдержкой в несколько десятилетий без признаков гнили.
Обечайки изготавливаются из клёна. Заготовки должны иметь такую толщину, чтобы при чистовой отделке обечаек, в зависимости от плотности клена, толщина их составила 1-1.2 мм.
Подставка — очень ответственный функциональный элемент домбры. Передавая колебания струн на деку и создавая первый резонансный контур на пути распространения колебаний от струн к корпусу, подставка является подлинным ключом к звучанию домбры. От её качеств, формы, веса и настройки зависит сила, ровность и тембр звучания инструмента.
Струна — источник звуковых колебаний домбры. На домбре традиционно использовались жильные струны, изготавливаемые из бараньих или козьих кишок. Считалось, что наилучшими качествами обладают струны из кишок двухлетней овцы. Такие струны дают низкий звук и соответственно низкий настрой, характерный для народной музыки. G-c, A-d, B-es, H-e. Из овец разных регионов Казахстана отдается предпочтение овцам Атырауской и Мангыстауской областей. По-видимому, засоленность пастбищ для скота в этих местах благоприятно влияет на качество струн. Для оркестровых произведений мировой классики низкий настрой оказался неудобным. Поэтому в тридцатые годы, в связи с созданием оркестров народных инструментов, была выбрана настройка струн d-g. Однако жильные струны её не выдерживали и быстро лопались. Ахмед Жубанов пробовал использовать в качестве материала кетгут, шелк, капрон, и т. п., но наиболее подходящей по звучанию оказалась обычная рыболовная леска. Как результат сегодня мы имеем единственный, широко распространенный вид домбры у стандартной формы со струнами из лески, утративший неповторимый тембр звучания.
Легенды о происхождении домбры
О домбре и её происхождении существуют легенды:
Так день прошёл и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток.
Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.
Литература
Эту литературу можно найти в Казахстане, г. Астана, Национальная Библиотека Республики Казахстан…
Домбра или домбыра – казахский музыкальный инструмент, относится к типу струнных, щипковых. Помимо казахов, считается народным инструментом крымских татар (ногайцев), калмыков.
Строение домбры
Домбыра состоит из следующих элементов:
Общий размер домбры колеблется, составляя 80-130 см.
История происхождения
История домбры уходит корнями в эпоху неолита. Учеными были обнаружены древние наскальные рисунки, датированные этим периодом, с изображением очень похожего музыкального инструмента. Значит, можно считать доказанным факт: домбыра является древнейшим из струнных щипковых конструкций. Ее возраст – несколько тысячелетий.
Установлено, что двухструнные музыкальные инструменты были распространены среди саксов-кочевников примерно 2 000 лет назад. Примерно в это же время подобные домбре модели пользовались популярностью у кочевых племен, проживающих на территории нынешнего Казахстана.
Постепенно инструмент распространился по всему евразийскому континенту. Славянские народы упростили первоначальное название до «домры». Отличие домры от казахской «родственницы» – маленький размер (максимум 60 см), в остальном «сестры» выглядят практически одинаково.
Сегодня домбыра – почитаемый национальный инструмент Казахстана. Здесь с 2018 года введен праздник – День домбры (дата – первое воскресенье июля).
Интересный факт: ближайшей родственницей казахской певунье приходится русская балалайка.
Легенды
Существует несколько легенд, рассказывающих о происхождении домбры.
Появление инструмента
Сразу 2 древние истории повествуют о возникновении домбыры:
Строение инструмента, его современный вид
Есть и легенда, объясняющая, почему у домбыры всего 2 струны. Первоначальное устройство, согласно сказанию, предполагало наличие 5-ти струн. Отверстия посередине не было.
Храбрый джигит влюбился в дочь хана. Отец невесты попросил претендента доказать любовь к девушке. Парень появился в шатре хана с домбырой, стал играть проникновенные мелодии. Начало было лиричным, но затем джигит исполнил песню о жадности и жестокости хана. Разозленный правитель в отместку вылил на корпус инструмента горячий свинец: так 3 струны из 5 были уничтожены, посередине появилось резонаторное отверстие.
Один из рассказов объясняет возникновение порожка. Согласно ему, богатырь, возвращаясь домой, заскучал, смастерил домбыру. Струнами стал конский волос. Но инструмент молчал. Ночью воина разбудили чарующие звуки: домбра играла самостоятельно. Оказалось, причина – порожек, появившийся в точке соединения головки и грифа.
Классическая казахская домбра – это двухструнная модель со стандартными размерами корпуса и грифа. Однако, для расширения возможностей звучания, создаются другие разновидности:
Строй
Диапазон домбыры составляет 2 полные октавы. Строй может быть квантовым или квинтовым.
Настройка зависит от характера музыкального произведения. Низкий строй удобен для игры и продления вибраций звука. Высокий требует больших усилий, но в этом случае мелодия звучит четче, звонче. Высокий строй подходит для подвижных произведений, исполнения мелизмов.
Для высоты строя важны характеристики струн: чем толще леска, тем ниже извлекаемые звуки.
Использование домбры
Струнные группы инструментов – наиболее почитаемы в Казахстане. Без певцов-акынов в древности не обходилось ни одно событие: свадьба, похороны, народные гуляния. Музыкальное сопровождение обязательно сопровождало эпические сказания, былины, легенды.
Современные мастера расширили сферу применения домбры: в 1934 году ее удалось реконструировать, создать новые оркестровые виды. Теперь древнейший инструмент планеты является полноправным членом оркестра.
Домра – известный щипковый музыкальный инструмент, который в ряде стран причислен к «народным», в частности в России, Украине, Белоруссии. Она имеет корпус овальной формы, короткий гриф и 3-4 струны (квартовый или квинтовый строй; при этом трехструнная модификация широко распространилась только в России). Ноты 3-струнной домры: Ре (второй октавы); Ля, Ми (первой октавы), а 4-ех струнной: Ми (второй октавы); Ля, Ре (первой октавы); Соль (малой октавы).
Звук, как правило, извлекается посредством медиатора, реже подушечками пальцев. Самый характерный прием для домры – тремоло, быстрой и ритмичное «дребезжание», «дрожание». Если говорить о родственности, то ближе всего она к балалайке и мандолине. Принцип их устройства схож, но есть некоторые отличия – как конструктивные, так и в строе.
Домра по ряду причин долгое время не использовалась, и только в конце XIX века была реконструирована и воссоздана на базе «вятской балалайки», тогда появилось понятие «оркестровая домра», данный вид инструмента сохранился и по наши дни. Дети, поступая в музыкальную школу, могут выбрать класс домры и заниматься на этом инструменте: он легок, сравнительно недорого стоит, может браться домой, не будет мешать соседям; по этим причинам многие родители отдают своих юных музыкантов обучаться именно на этом музыкальном инструменте.
Краткая история происхождения
Происхождение слова «домра» очень простое: в тюркском «думбра» – балалайка, а ведь эти инструменты очень схожи конструктивно и по звуку. Изначально играли на них скоморохи (вольные шуты), примерно в XVI-XVII веках, ансамбли состояли из нескольких музыкантов, куда часто входили гусли, волынки, бубны и пр. Интересно, что раньше ударение ставили на последний слог, получалось «домра?». Инструмент был не только ансамблевым, но и сольным, что говорит о высокой практичности и применимости.
Гонение скоморохов началось в XVII веке, когда их стали сажать в остроги или казнить за смелые шутки над боярами и духовенством. Вместе с классом вольных шутов истреблялись и их инструменты, так как они стали восприниматься народом, как что-то крамольное, опасное, запрещенное, никто не хотел хранить дома домру. При этом гусли прекрасно существовали во все времена и их не коснулись никакие расправы и репрессии. Домра же загадочным образом исчезла полностью и осталась только на лубочный картинках и фресках. Современный вид приобрел инструмент только к XX веку, об этом упоминалось выше
Из чего состоит домра
Как и многие струнные щипковые инструменты, домра состоит из корпуса и грифа, в корпусе проделано отверстие для попадания в него звука, а на грифе находятся лады, струны натягиваются при помощи системы колков, где применяется «червячная передача». Корпус имеет две основные конструктивные части – кузов (нижняя чашеобразная часть) и деку (верхняя часть). Элементы изготавливаются чаще из деревянных полос, которые склеиваются особым образом, реже – из так называемых «древесных массивов», когда стараются использовать фрагменты, где нет разрывов и трещин. Считается, что это придает звучанию характерную силу и глубину. «Дырки» в деке называют резонаторными отверстиями
Чтобы защитить корпус от ударов руки при игре, применяют «защитный панцирь», который чаще всего выполняется в черном цвете и представляет собой жесткую пластиковую или виниловую пластину. Также существует система порожков, которая поддерживает и направляет струны. За нижним порожком устанавливают подставку, цель которой поддерживать струны на определенном состоянии от корпуса, этот элемент играет важнейшую роль, так как без него вовсе невозможна игра на инструменте. Он обычно не закреплен и может быть сдвинут рукой, делать этого нельзя. Кроме натяжения струн, порожек отвечает за передачу вибрации струн корпусу, что тоже важно.
На гриф набиты металлические полоски – лады. Каждая домра особенна по-своему и имеет своеобразное количество ладов – от 18 до 30-ти. Струны крепятся в верхней части колковыми валиками: чтобы настроить струну, нужно вращать рукоятку в ту или иную сторону в зависимости от того, какой нужен звук: если более высокий – струна натягивается, для низкого звучания – «отпускается». Струны могут быть установлены разные, в зависимости от назначения инструмента и предпочтений музыканта – либо пластиковые (мягкие и податливые, но тихие и нерезкие) или металлические (жесткие, играть на них трудно, но очень звонкие, «яркие»).
Музыкальный инструмент домбра: фото, описание, история
Происхождение
Музыкальная культура казахов играет большую роль в духовном развитии населения. В казахской истории есть величественное наследие, переходящее из одного поколения в другие в течении многих веков. И это домбра. История этого музыкального инструмента несказанно интересна и необычна, так как существует огромное количество поверий о сотворении казахской домбры.
Легенда о создании
Однажды поселились на далёком Алтае два братца, которые были великанами. У одного из них был прекрасный сладкозвучный музыкальный инструмент домбра, мелодией которого он одаривал всех людей. Владельца домбры знали за версту и приходили послушать волшебный звук. Однако другой брат утаил злобу и зависть на младшего, потому что ему достается все внимание. Тщеславные силы двигали им и он решил построить мост через бушующую реку, да такой мост, который свет не видывал прежде. И вот он стал собирать все необходимые материалы для строительства, а братец его все бренчал и бренчал на загадочном инструменте, не желая помогать в строительстве знаменитого мостка. Безделье братца разозлило его и он вырвал со всей своей злобой сладкозвучный инструмент и разбил его о скалы. Это был единственный экземпляр инструмента, однако, разбившись о скалу, домбра оставила отпечаток на ней. Через века люди, нашедшие отпечаток, начали делать подобные музыкальные инструменты. Так свет и увидел этот прекрасный музыкальный инструмент.
Легенда о видоизменении домбры
Давным-давно музыкальный инструмент домбра имел пять струн и не имел отверстия посередине. Однажды он оказался во владении одного очень богатого джигита, который был пленен красотой дочери хана. Тот отдал приказ о том, что джигиту необходимо показать свою любовь к его дочке и доказать серьезность его намерений. На что джигит решил сыграть на домбре. Он неповторимо прекрасно и долго играл и исполнял песни, в конце начал петь об отвратительных качествах самого хозяина. На что хан несказанно разозлился и испортил инструмент, налив туда расплавленный свинец, который выел круглое отверстие посередине и еще три струны.
Трагическое сказание о сотворение казахской домбры
Есть ещё одно печальное поверие о возникновении домбры (музыкального инструмента). История начинается с того, что дочка хана влюбилась в юношу, и вскоре они ждали своего первенца. Однако Всевышний даровал им двойню. Но все это время за девушкой наблюдала злая колдунья, которая похитила малышей и привязала их к верхушке священного дерева байтерека вниз головой. Малыши погибли, а дерево засохло от горьких слёз.
Легенда о сыне хана
Строение инструмента
Это щипковый восьмикладный инструмент, имеющий две струны и содержащий две основные части, которые называются корпусом и грифом.
Пока шли долгие тысячелетия, сладкозвучный инструмент видоизменялся, но в целом он сохранил свою форму.
Какпак (или дека), отвечающая за тембр и ритм звука, должна изготавливаться из однопородных сосновых деревьев.
Стоит отметить, что прежде казахский музыкальный инструмент домбра был без пружины. Однако для улучшения звука ее стали использовать, крепить возле подставки. Длина пружины варьируется от 200-350 мм.
Струны дарят волшебное звучание и показывают, какой прекрасный и сладкозвучный домбра музыкальный инструмент. Сколько струн содержит он? Всего лишь две струны. В древние времена для них использовались кишки баранов или коз.
Любопытный факт, что лучшими струнами считались струны, изготовленные из овцы возрастом в два года. Они создают низкий настрой инструменту, что очень характерно для народной музыки.
Домбра также состоит из порожков, разъединяющих клавиши, и обечаек, которые изготавливаются из клёна.
Музыкант может изменить звучание инструмента, прижав струны к определенному месту грифа. Для исполнения этой цели служат порожки, которые распределены по грифу в соответствии с используемым строем.
Виды казахских домбр
Существует несколько разновидностей домбр, которые именуются западной и восточной. Они обусловлены конкретными характерными чертами разных традиций. Для игры более быстрых песен важно, чтобы левая рука домбриста легко скользила по грифу.
Различия между домрой и домброй
Песни, исполняемые на домбре
Сохранились более ста сказаний, в которых упоминаются поэтические строки, сопровождаемые древним музыкальным двухструнным инструментом.
Песни с давних времен играли огромную роль в жизни казахских поселений. Ни одно событие не проходило без песен в сопровождении струнного музыкального инструмента. Певцы-акыны всегда были в почете и уважении, их всегда приглашали на свадьбы и различные пиршества.
Свадебные песни
На казахских свадьбах особое внимание уделялось песне невесты, которая исполнялась на прощальном обряде. Песня «Жар-жар» пелась в тот момент, когда невесте приезжала в дом к жениху. В самом начале свадьбы певцы исполняли «Открытие торжества», пересказывая таким образом весь процесс свадебного обряда.
Песни для ритуальных обрядов
Исторические сказания
Всем известно, что у казахов песни, посвященные любви, очень распространены. Но певцы любили исполнять также и народные эпические сказания. Историческое наследие этого народа насчитывает более ста сказаний с тысячами поэтических строк, которые исполнялись с помощью музыкальных струнных инструментов, таких как домбра или кыл-кобыза. Интересный факт, что эпические сказания донесли до настоящего времени реальные исторические события.
Легендарный Курмангазы
Он был великим композитором и автором песен для исполнения на домбре. Казахский народ очень гордится этим человеком. Его считали специалистом в области легенд, обычаев, приданий. Он с детства учился игре на домбре, поэтому и стал великим музыкантом, которого казахи именуют «отцом кюев». Композиция Курмангазы «Адай» является популярной не только в Казахстане, но и в других странах.
Курмангазы умер в 1896 году и покоится ныне в селе Алтынжар Астраханской области в Российской Федерации.
Таттимбет
Великий композитор и судья, живший в 19-м веке. Получил всеобщее уважение и призвание благодаря своей музыкальной деятельности. Является автором больше сорока кюев.
Настройка домбры посредством замеры частоты звука.
Классическая сольная настройка
Нижняя струна — нота соль — G
Верхняя струна — нота ре — D
Обе ноты в малой октаве
Настройки национального типа
Теріс бұрау: F3-B2, E3-A2, D3-G2
Оң бұрау : F3-C3, E3-B2, D3-A2
(нижняя струна — верхняя струна)
Подойдет для настройки калмыцкой домбры, хакасского хомыса и тд
Требуется Android: 2.3.x и выше
Русский интерфейс: Нет
dombratune.apk ( 3,84 МБ )
Сообщение отредактировал allasc — 25.10.16, 23:53
Домбра тюнер
Используйте приложение APKPure
Быстро, бесплатно и безопасно для ваших данных!
Описание для Домбра тюнер
Классическая сольная настройка
Нижняя струна — нота соль — G
Верхняя струна — нота ре — D
Обе ноты в малой октаве
Настройки национального типа
Теріс бұрау: F3-B2, E3-A2, D3-G2
Оң бұрау : F3-C3, E3-B2, D3-A2
(нижняя струна — верхняя струна)
Подойдет для настройки калмыцкой домбры, хакасского хомыса, алтайского топшуура и тд
4 проверенных способа настроить гитару
Раньше это делали по гудку телефонной трубки или вступлению Nothing Else Matters, но сейчас всё гораздо проще.
О чём нужно помнить
1. Как настроить гитару через приложение на смартфоне
Самый популярный способ, который подойдёт новичкам и даже людям с полным отсутствием музыкального слуха. С помощью встроенного в телефон микрофона мобильное приложение-тюнер определяет высоту звука каждой струны и подсказывает, насколько её нужно ослабить или натянуть.
2. Как настроить гитару с помощью тюнера
По сути, аналогичный предыдущему способ настройки, единственное отличие которого заключается в использовании аппаратного, а не цифрового тюнера. Подобные устройства продаются по демократичным ценам в любом музыкальном магазине или на AliExpress.
Существуют тюнеры в виде небольших коробочек, прищепок или педалей. Все они работают по одному принципу — улавливают звук через микрофон или аудиовыход, а затем анализируют высоту звука и указывают, насколько он отличается от эталонного.
3. Как настроить гитару на слух по пятому ладу
Самый распространённый вариант настройки, который чуть сложнее предыдущих. Он требует хотя бы минимального слуха, зато позволяет обойтись без каких-либо дополнительных устройств.
Суть метода в том, что струны настраиваются относительно друг друга. Например, открытая первая струна дает ноту ми, как и вторая, прижатая на пятом ладу. То есть для настройки нужно зажать вторую струну на пятом ладу, поочерёдно дёрнуть её и первую открытую струну, а затем, вращая колок второй, добиться звучания в унисон.
Как настроить первую струну
Как настроить вторую струну
Как настроить третью струну
Как настроить четвёртую, пятую и шестую струны
4. Как настроить гитару на слух по флажолетам
Наиболее точный и удобный, но одновременно и самый сложный способ. Помимо музыкального слуха, необходим определённый навык владения инструментом, а именно — способность извлечения флажолетов.
Метод строится на сравнении обертонов струн, которые возникают при взятии флажолетов. Для их получения нужно дёрнуть струну, чуть касаясь ее подушечкой пальца над ладовыми порожками определённых ладов.
Настройка гитары онлайн через микрофон
Как настроить гитару?
Нажмите кнопку «Разрешить» ↓ после загрузки онлайн тюнера. Убедитесь, что микрофон подключен к компьютеру. Если микрофона нет, то можно воспользоваться звуками для прослушивания правильно настроенных струн гитары.
Классический «испанский» строй шестиструнной гитары ♪ :
Послушать, как должны звучать струны также можно здесь.
А еще к вашим услугам другие варианты строя шестиструнной гитары.
Настройка гитары на этом не заканчивается. После того, как вы настроили все струны по порядку от первой до шестой (или наоборот), рекомендуем проверить их звучание в обратном порядке. Дело в том, что общее натяжение гитарного грифа меняется, если сильно изменить натяжение отдельной струны. Например, если вы настроили первую струну, но при этом другие были сильно недотянуты, то после настройки всех струн, первая окажется «ниже» необходимого уровня.
Если ваша гитара совсем расстроена, то для первоначальной грубой настройки гитары можно воспользоваться звуковым гитарным тюнером. С его помощью можно быстрее настроить гитару на слух, и уже после подстроить ее более точно через микрофон.
Качество настройки гитары по тюнеру сильно зависит от АЧХ микрофона, от внешних шумов. Специально для редких случаев, когда есть проблемы с тюнером или микрофоном, на странице размещены звуки струн для настройки на слух.
Необходимость настройки гитары возникает периодически: у кого-то раз в неделю, а у кого-то и чаще. Чтобы каждый раз не тратить свое время на поиски добавляйте наш сайт в закладки.
Домбра тюнер / Инструменты игры на Андроид
Домбра тюнер
Тюнер для настройки домбры,
Требуется версия андроид: 2.3 или более поздняя
Классическая сольная настройка
Нижняя струна — нота соль — G
Верхняя струна — нота ре — D
Обе ноты в малой октаве
Настройки национального типа
Теріс бұрау: F3-B2, E3-A2, D3-G2
Оң бұрау : F3-C3, E3-B2, D3-A2
(нижняя струна — верхняя струна)
Подойдет для настройки калмыцкой домбры, хакасского хомыса, алтайского топшуура и тд
Все о домбре
Домбра — это национальный музыкальный инструмент. О том, что представляет собой домбра, какова история её создания, какие легенды с ней связаны и о многом другом, мы поговорим немного ниже.
Что это такое?
Итак, начнём с рассказа о том, что же всё-таки представляет собой такой музыкальный инструмент, как домбра.
Домбра (она же Домбыра) — это национальный казахский народный щипковый двухструнный музыкальный инструмент. Однако стоит отметить, что домбра является народным инструментом не только для казахов. Большую значимость она также имеет и для ногайской, и для калмыцкой культуры.
Устройства домбры достаточно простое. Этот инструмент имеет всего-навсего 2 струны и состоит из 2-х основных элементов, которые включают в себя корпус и гриф. За тысячелетия этот казахский национальный инструмент, конечно же, претерпевал некоторые изменения, но, в общем-то, особо значимых отличий не наблюдается. Выглядит он примерно так же, как и привычная нам всем русская балалайка.
Кстати говоря, домбре она приходится близким родственникам.
Корпус этого музыкального инструмента называется шанаком. Обычно он способствует усилению звучания домбры. Изготавливают его разными методами — сборкой или же вырубкой. Второй из способов относят к наиболее затратным, кропотливым и тяжёлым, так как корпус при этом вырезывается из цельного дерева. Первый же способ отличается своим удобством, а потому он является более востребованным. Шанак при этом изготавливается из кусков самых разных деревьев, таких как, например, клён или же орешник.
Дека, которую также называют какпак, является ответственной за тембр и ритм звучания. Её мастерят чаще всего из деревьев одной породы.
У народного казахского музыкального инструмента имеется и подставка, которая является ключом, соответствующим мелодии домбры. Конкретно от её параметров зависит то, насколько качественным будет звучание народного казахского музыкального инструмента.
Имеется у домбры также и особая пружина, длина которой варьируется от 200 до 350 миллиметров. Ранее этот музыкальный инструмент был без пружины, однако со временем, заметив, что она делает звук значительно лучше, её стали использовать всё чаще, закрепляя рядом с подставкой.
Разумеется, один из важнейших элементов любого струнного инструмента — это сами струны, которые и являются источником звука. Именно от них, а вернее, от материала, из которого они сделаны, зависит то, насколько качественным будет звук исполняемых на домбре произведений. Струн, как уже говорилось выше, всего две. Ранее в их качестве выступали кишки домашних животных (коз или же баранов).
Очень ценились и такие струны, которые были сделаны из овечки двух лет. Эти струны способствовали более низкому строю домбры, что для народной музыки было большим плюсом.
Кроме того, к строению домбры относятся имеющиеся у неё порожки, которые разъединяют клавиши, и обечайки, которые делают из клёна. Именно с помощью порожков, которые располагаются по грифу в зависимости от используемого строя, музыкант имеет возможность поменять звучание домбры, прижав струны к одному из таких порожков в определённом месте.
В целом, это было краткое и обобщённое описание домбры. Данный музыкальный инструмент на самом деле имеет несколько разновидностей. Однако об этом мы поговорим немного ниже.
История и легенды
Домбра имеет свою собственную историю возникновения, а также множество легенд. Начнём мы, пожалуй, с истории.
Существует множество свидетельств о том, что данный музыкальный инструмент появился более 4-х тысячелетий назад. Об этом говорят наскальные рисунки, которые были обнаружены на плато Майтобе. Обнаружил эти изображения профессор Акитаев с исследователями. На древнем рисунке была изображена группа пляшущих человечков, в руках которых был предмет, обладающий множеством сходных с домброй черт. По мнению археологов, этот рисунок датируется таким периодом, как неолит.
Кроме того, во время раскопок старинного Хорезма исследователи отыскали фигурки в виде музыкантов, которые играли на щипковых инструментах. Данные музыкальные инструменты обладают большим количеством типологических сходств с домброй казахов. Учёные говорят о том, что именно такой инструмент был популярен у кочевников, живших на территории всего Казахстана.
Музыкальный инструмент, который чем-то напоминает домбру, встречается на памятниках множества самых разных древних племён, которые населяли пространство Евразии в различные периоды времени.
К нашему времени сохранилось множество сравнительно древних образцов домбровой традиционной музыки — «Аку» («Лебедь»), «Нар» («Верблюд»), «Аксак кыз» («Хромая девушка»), «Аксак кулан» («Хромой кулан»), «Зарлау» («Плач») и множество разных других. В этой музыке можно заметить множество отголосков древних форм религии, культов и тотемных представлений народа. В ней сохранена живая история целых тысячелетий.
Теперь перейдём к легендам, которые имеют тесную связь с данным музыкальным инструментом. Таковых много, каждая из них по-своему красива, интересна и уникальна. Мы расскажем о нескольких наиболее популярных из них.
«Инструмент дьявола»
В этой легенде повествуется о том, что как-то раз безымянный герой-богатырь, очень устав от благородства и подвигов, по пути к себе домой решил взять отдых. Он смастерил из орехового дерева самодельный инструмент, сделал струны из конской гривы и начал предпринимать попытки игры на сотворённом им же самим музыкальном инструменте. Однако тот и звука не издал, решив упрямо молчать. Долго пытался богатырь заставить играть свой музыкальный инструмент, однако все его попытки нельзя было назвать успешными. Забросив это дело, он в скором времени погрузился в царство Морфея.
Через время он проснулся. Его пробуждению поспособствовала чудная мелодия, которая исходила от его музыкального инструмента. Богатырь обнаружил, что некто соорудил порожек из дерева в районе соединения головки с шейкой грифа. Он предположил, что это сделал злобный дух, которого в народе прозвали не иначе как шайтан. С той самой поры этот верхний порожек на домбре стали называть «шайтан-тиек».
«Легенда о домбре и сыне Чингисхана»
Как-то раз Джучи, который был сыном известного всем хана Чингисхана, выбрался в лес вместе со своими слугами. Он любил охоту, она очень увлекала юношу. Так, в процессе погони за дикими куланами Джучи настолько увлёкся, что не заметил, насколько сильно он оторвался от своей охраны. Этому юноше не было равных в плане меткости, ни одно животное не могло от него скрыться.
Однако противником Джучи в этот раз стал разъярённый Хромой Кулан, который получил своё имя после одной из битв с волком. Он хотел обезопасить свою семью и с этой целью атаковал молодого хана, сбив его с коня. Юноша не смог удержаться, он упал, при этом повредив себе шею, и погиб почти сразу же после этого.
Пришлось это делать отважному и опытному поэту из народа. Соорудив себе берёзовую домбру, он рухнул на колени перед троном, на котором восседал великий хан Чингисхан, и, не вымолвив ни слова, стал играть грустную композицию, которая в народе называлась «кюй».
Музыкальный инструмент передал абсолютно всё: и топот конских копыт, и тревогу куланов. Представить произошедшее можно было по одному только звучанию музыки. Чингисхан долгое время ничего не говорил, царило гробовое молчание, нарушить которое никто не решался.
Наконец, он начал говорить. Чингисхан понял всё, что хотел донести поэт своей мелодией. Однако несмотря на это, поэт не был лишён жизни. За него говорила домбра, а потому Чингисхан решил наказать именно её, приказав залить ей горло свинцом.
Приказ великого хана выполнили. С того самого времени на одной из сторон домбры образовалось отверстие, а у казахского народа пополнился список композиций ещё одной, которая носила название «Аксак кулан» («Хромой кулан»).
«Трагическая легенда о создании домбры»
Есть и такое поверье, связанное с этим музыкальным инструментом. Поначалу всё было хорошо, девушка, которая являлась дочерью хана, влюбилась в юношу. Её чувство было взаимным. Уже совсем скоро у них должен был появиться первенец. Настоящим подарком судьбы было то, что на свет появилась двойня.
За дочерью хана долгое время наблюдала злая колдунья, которая в скором времени выкрала детей у матери и подвесила их на верхушку священного дерева. Они погибли, а само растение вскоре засохло от их горючих слёз.
Молодая мать, обнаружив, что дети пропали, сразу принялась их искать. Она почти потеряла надежду, однако вскоре услышала грустную напевную композицию. Сердцем она почувствовала, что это — зов её малышей.
Мать нашла их останки на засохшем дереве, именно от их колыхания на ветру происходила красивая мелодия. Так, женщина решила сотворить в память о своих детях музыкальный инструмент, который вскоре получил название «домбра».
«Легенда о братьях-великанах»
Жили когда-то в горах Алтая два брата-великана. У одного из них, младшего, имелся чудесный музыкальный инструмент, который назывался домброй. Юноша очень её любил и часто играл на ней. Именно ему доставалось почти всё внимание. Старший его брат страшно ему завидовал и тоже хотел славы, а потому решил построить необычайный мост через бушующую реку. Младший не захотел принимать в этом участия, тогда старший брат разозлился на него и со всей силы ударил домбру о скалу.
Не играла больше чудесная мелодия, однако на той самой скале остался видимый след. По прошествии большого количества лет люди нашли его и стали вновь мастерить этот музыкальный инструмент, и вновь заиграла в тех краях прекрасная мелодия.
Обзор видов
Теперь, как и обещали, перейдём к рассмотрению разновидностей такого народного казахского музыкального инструмента, как домбра. Их всего несколько:
Однако несмотря на то, что среди перечисленных разновидностей есть и трёхструнный инструмент, домбра, у которой всего 2 струны, — это стандарт традиционной казахской домбры.
Отметим, что не стоит путать домбру с таким инструментам, как домра. Инструменты имеют не только сходные названия, но и некоторые внешние черты.
Оба инструмента красивые и в целом они очень похожи по форме. Однако домбра — это большой инструмент, её размер может составлять от 80 до 130 сантиметров. Помимо этого, данный инструмент визуально значительно уже домры. Домра же — это более маленький инструмент, размер которого составляет около 60 сантиметров, он значительно отличается своей толщиной и шириной. Так что, если внимательно приглядеться, можно легко отличить домбру от домры.
Особенности звучания
Домбра — любимый музыкальный инструмент казахов, ведь он, находясь в умелых руках, способен передать любое состояние души — и радость, и грусть, и тоску. Звучание домбры отличается своей певучестью, бархатистостью и ритмичностью, а потому перепутать звуки домбры со звуками какого-либо другого инструмента — задача достаточно сложная.
Как настроить?
Настройка домбры занимает не очень много времени и в целом является несложной. Для начала происходит настройка нижней струны «соль», после чего настраивают уже и верхнюю струну «ре». Для удобства вы можете прибегнуть к помощи такого инструмента, как тюнер. Для этого нужно закрепить данное приспособление на головке домбры и настроить дисплей.
При правильной настройке буква G, которая соответствует нижней струне, и буква D, соответствующая верхней, будут гореть на тюнере зелёным цветом.
Какие песни исполняются?
Свадебные
На свадьбах казахов большое внимание уделяли песне невесты. Её обычно исполняли на прощальном обряде. Когда девушка приезжала в дом к своему жениху, по традиции пелась песня под названием «Жар-жар». Уже на самой свадьбе, в самом её начале, исполняли «Открытие торжества», тем самым предсказывая течение всего дальнейшего обряда.
Для ритуальных обрядов
Ритуальные песни обычно были грустными и достаточно заунывными по настроению, а также заключали в себе скорбные мотивы, так как такие композиции обычно исполнялись на похоронах. Самые распространённые песни для ритуальных обрядов — это «Дауыс», «Жылау», а также «Жиырма бес».
Исторические сказания
Самым любимым жанров у певцов, которые играли на домбре, были народные сказания, родом которых является эпос. История народа довольно-таки обширна, а потому песенных сказаний насчитывается достаточно много.
Большинство из таких сказаний играют огромную роль и в нашем современном мире, так как они доносят нам реально произошедшие исторические события, что очень важно для всей культуры в целом.
Другие
Кроме ритуальных, свадебных и исторических песен, певцы любили исполнять и произведения, которые посвящены любви. Востребованы были и песни с весёлым, заводным настроением.