дон кихот в каком классе проходят

Литература. 6 класс

Конспект урока

М. де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

Дон Кихот – герой культового романа испанского писателя Мигеля де Сервантеса Сааведра.

«Донкихотство» – одержимость благородными идеями без учета реальности.

Пародия – литературный жанр, подражание стилю отдельного литературного направления, автора или произведения, жанра с целью его осмеяния.

Ида́льго – в средневековой Испании человек, происходящий из благородной семьи и получающий свой особый статус по наследству, передававшийся только по мужской линии.

Коровина В.Я. и др. Литература. 5 класс / Учебник: в 2-х ч. — 2-е изд. — М.: 2013. — Ч. 1. — 303 с. — Ч. 2. — 303 с.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Мигель де Сервантес родился в 1547 году в провинции недалеко от Мадрида. Его отец, Родриго де Сервантес, был хирургом, но работа не приносила ему дохода. О детстве писателя почти ничего не известно.

В 1570 году Сервантес отправился в Италию на службу в качестве простого солдата. В боях он получил травму руки. До 1575 года восстанавливался на Сицилии. Вернувшись в Испанию, надеялся за службу получить чин капитана, но напрасно.

В сентябре 1575 года корабль, на котором плыл писатель, захватили пираты. Пленённый Сервантес был отвезён в Алжир, где пробыл до сентября 1580 года. Его выкупили родственники.

В 1585 году Сервантес вернулся домой и устроился закупщиком пшеницы и оливкового масла. За подозрения в неверной отчётности он несколько раз попадал за решётку.

Предполагается, что во время одного из заключений (1592, 1597 или 1602 года) Сервантес начал писать свой знаменитый роман «Дон Кихот». Примерно в 1608 году он поселился в Мадриде и вплотную занялся литераторством.

Роман «Дон Кихот» Сервантеса состоит из двух частей. Первый том опубликован в 1605 году, а второй – спустя десять лет. Книга представляет собой пародию на рыцарские романы, популярные в то время.

Пародия – литературный жанр, подражание стилю отдельного литературного направления или произведения с целью его осмеяния.

«Дон Кихот» был чрезвычайно популярен, так как воспринимался современниками скорее как приключенческий роман. Политическая сатира была искусно завуалирована автором.

Тема романа – путешествие Дон Кихота со своим оруженосцем. Во имя прекрасной дамы Дульсинеи герой совершает подвиги и защищает униженных и оскорблённых, во всяком случае, ему так кажется. На деле заступничество оборачивается ещё большими бедами для тех, за кого он заступился.

Рассмотрим главных героев. Это Дон Кихот и Санчо Панса. Кем был «рыцарь» до того момента, как он придумал себе это имя, остаётся непонятным. Да и настоящего имени Дон Кихота мы так и не узнаем. С Санчо Панса всё проще – он до превращения в оруженосца был крестьянином.

Герои романа как бы противопоставляются друг другу:

«толстый и тонкий», практичный и остроумный – фантазёр и безумец…

При этом их объединяет доброта и участие к окружающим.

Что мы знаем о личности Дон Кихота? Как пишет о нём автор – это «один из тех идальго, чьё имущество заключается в фамильном копье, древнем щите, тощей кляче и борзой собаке».

Это был сухопарый, крепкий мужчина около пятидесяти лет. С большим удовольствием он «отдавался чтению рыцарских романов», забывая о своих обязанностях – ведении хозяйства и охоте.

Он так много времени проводил за чтением, что «в конце концов он и вовсе потерял рассудок» и сам решил «сделаться странствующим рыцарем», назвав себя Дон Кихотом, а свою старую клячу – Росинантом, что должно было означать «первая кляча в мире».

В романе Дон Кихот как будто существует в двух лицах: заурядный разорившийся идальго (вполне себе здравомыслящий) и блестящий рыцарь, хранитель древних традиций Дон Кихот (живущий в собственном выдуманном мире, чьё душевное состояние остаётся под большим вопросом).

В своих «свершениях» Дон Кихот не только постоянно терпит неудачи, но и сеет вокруг себя разрушения. И в этом есть главный признак пародии. Он сражается с ветряными мельницами, которых принимает за чудовищных великанов, пытается расколдовать стадо баранов, освобождает разбойников и совершает ещё массу нелепых поступков.

При этом те, кого Дон Кихот пытается «защитить», молят небо «покарать и уничтожить его милость».

Дон Кихота оскорбляют, избивают, но он принимает это за тяжёлую рыцарскую долю и посвящает все свои «подвиги» воображаемой даме сердца Дульсинее Тобосской, на самом деле являющейся сельской скотницей Альдонсой Лоренсо.

Селянка в роли дамы сердца усиливает комический эффект произведения и показывает взгляд писателя на социальное неравенство.

В произведении пародируются рыцарские атрибуты, обряды и обычаи: церемония посвящения Дон Кихота в рыцари хозяином таверны, детали «рыцарского служения» даме – например, когда наш герой приказывает «побеждённым» купцам отправиться к Дульсинее Тобосской и прославить его.

Дон Кихот живёт ради рыцарских идеалов, которые давно утрачены. Автор показывает, что герой вроде бы и нелеп. Но, ведь никто, кроме него, не видит, что этот мир несправедлив к слабым и беззащитным. И никто не пытается ничего предпринять. Герой Сервантеса заставляет читателя задуматься: может быть, с эти миром что-то не так?

Идея романа – показать противоречие между рыцарскими идеалами и реальной жизнью. Поведение Дон Кихота становится средством оценки неидеальной действительности.

Теоретический материал для углубленного изучения

«Дон Кихот» – уникальный роман. Критики по-разному пытались объяснить смысл произведения Сервантеса, противопоставляя образы Дон Кихота и Санчо Пансы.

Согласно литературоведу Ф. Бутервеку, в лице Дон Кихота и его оруженосца Сервантес изобразил «вечный» контраст между идеализмом и материализмом. Иван Тургенев считал, что Дон Кихот символизирует «жертвенное начало», «веру в истину», бескорыстное служение высокому идеалу.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Вспомните этапы жизни писателя Мигеля деСервантеса. Кем он работал?

Варианты: морским пиратом, солдатом морской экспедиции, тюремным надзирателем, комиссаром по закупке пшеницы, придворным поэтом.

Анализируем пройденный урок, вспоминаем, какие события проиходили в жизни писателя, что его вдохновляло на творчество, и что он написал роман «Дон Кихот» в тюрьме.

Правильные ответы: солдатом морской экспедиции, комиссаром по закупке пшеницы.

Сортировка элементов по категориям

Соотнесите героев романа «Дон Кихот» – Дон Кихота, Санчо Панса и Дульсинею – с их чертами характера.

Варианты: благородство, красота, самоотверженность, благоразумие, трудолюбие, рассудительность, верность, мечтательность, отважность, обаяние, весёлость, бескорыстие, простодушие, карьеризм.

Вспоминаем образы и поступки главных героев романа. Сортируем черты характера – «элементы».

Источник

Урок литературы «Кто он, Дон Кихот?»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок-творческая лаборатория «Кто же он, этот Дон Кихот?» 7 класс

Автор разработки Гун Л.И., учитель высшей категории, Заслуженный учитель РФ

– Портрет Сервантеса (гравюра 17 века).

— Эпиграфы: Я, Санчо, рожден, чтобы жить, умирая…

Мне кажется, что если в мире не останется ни одного

Дон Кихота,- мир погибнет.

на Страшном Суде на вопрос Бога о том, как человек

прошел земное испытание, можно не отвечать, молча

протянув Господу роман Сервантеса.

Декорации устарели, костюмы вышли из моды, нравы

изменились. Но сердце Дон Кихота и смекалка просто-

душного Санчо Пансы не вылиняли от времени.

2.Вступительное слово учителя.

На уроках литературы мы познакомились с удивительной книгой. Дело в том, что имя этого литературного персонажа знают даже те, кто никогда не держал роман в руках. Есть и еще одно, что поражает: роман Сервантеса «Дон Кихот» занимает второе место в мире по количеству языков, на которые он переведен.

— Как вы думаете, а какая книга лидирует?

Это действительно удивительно, но этот роман «обогнала» только Библия!

Проходят века, а роман, как и его геро й, продолжают нас удивлять, привлекать, заставляют смеяться и горевать, думать и анализировать. По богатству идей эта книга тоже не знает себе равных. В ней есть много чисто испанского, национального, но многие проблемы носят общечеловеческий характер, именно поэтому каждое поколение людей находит в ней свое. Давайте и мы сегодня, подводя своеобразный итог нашей работы над романом Сервантеса, попробуем приоткрыть секрет этой поистине феноменальной популярности героя Сервантеса.

Но сначала немного «разомнемся», кое-что повторим, вспомним.

3.Работа с классом по вопросам.

— В какую эпоху написан роман?

-Почему она так называется? Что вы знаете об эпохе Возрождения?

-Как она называется по-другому?

-Какое прозвище есть у Дон Кихота? Поему он его получил? Как вы его понимаете?

-Как зовут оруженосца? Почему он пошел с Дон Кихотом?

-А прекрасную даму? Кто она на самом деле?

-Какую сцену Марк Твен считал самой важной в романе? Почему? (Сражение со львами).

— Чем похожи и чем отличаются Дон Кихот и лиценциат Видриера?

-Кто перевел роман на русский язык?

-Каково ваше отношение к Дон Кихоту?

4.Словарная и ассоциативная работа.

Одним из самых выдающихся достижений великого испанского писателя считается создание первого в истории мировой литературы образа чудака.

-Запишите в тетрадях начало предложения: «Чудак – это…», продолжите его.

Примечание: пока учащиеся пишут свои ассоциации, связанные со словом «чудак», можно дать задание одному из учащихся (послабее) найти это слово в Толковом словаре.

После проверки творческих заданий пусть прозвучит и словарная статья для сравнения.

Как вы думаете, почему, зачем Сервантес сделал своего героя чудаком?

(Задача писателя была очень трудной: как изобразить идеального героя в несовершенном, враждебном ему мире. Сделать его жертвой – это возмутит читателей; победителем – солгать, приуменьшить несовершенство действительности. Сервантес делает героя безумным, безумие защищает его от несовершенства мира, позволяет сохранить себя, свои идеалы, веру в добро. Герой-чудак не замечает злобных насмешек, издевательств, всегда готов помочь униженным и оскорбленным.)

— Каким эпитетом в названии романа определил Сервантес своего героя? Как вы его понимаете? Как вы думаете: это синоним слова «чудак» или есть разница? В чем она?

5.Отступление первое: о живописи.

Примечание: учитель может выбрать картины по своему усмотрению и вкусу. На проведенном мною уроке, кроме обсуждения работ указанных художников, была проведена «защита» иллюстраций к роману, созданных несколькими учащимися из класса.

6.Образ Дон Кихота в поэзии.

После небольшого отступления вернемся к литературе. Погрузимся в мир поэзии, ведь стихов о Дон Кихоте создано немало. Давайте познакомимся с некоторыми из них. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ).

Примечание: Работу со стихами учитель может построить по своему желанию. На данном уроке, после выразительного чтения стихов заранее подготовленными учащимися, мы сопоставляли стихи Эйснера и Мережковского (тексты стихов – у ребят на партах), выявляли наиболее понравившиеся ребятам образные средства, находили главные строки, обсуждали смысл созданных поэтами образов героя Сервантеса.

7. Отступление второе: о скульптуре.

Обратимся к еще одному виду искусства – скульптуре. Если бы вам поручили создать памятник дон Кихоту, каким бы он был?

— Как вы думаете, а есть такой памятник, и если есть, то где?

(Не так много литературных героев, которые увековечены в памятниках. Но памятник героям Сервантеса, конечно же, есть, в Мадриде. Демонстрируется фотография памятника, где изображены Дон Кихот и Санчо Панса).

8. Работа с эпиграфами.

-Прочитайте внимательно эпиграфы на доске. Как вы их понимаете? Какой из них вам больше понравился и почему?

— У меня есть еще два замечательных эпиграфа. Но с ними приключилась беда. От одного осталось только начало, продолжение « рассыпалось», а у другого исчезла вторая часть. Давайте попробуем восстановить эти стихи, а потом о них побеседуем.

( «Рассыпанные стихи»: К. Кулиев:

О Дон Кихот, ты никуда не канул, Правит, плачет, без Дон Кихота, а в мире,

Мы все страдаем болью ран твоих. не может, без огня, кто-то, Земля, свой,

На свете столько злобных великанов, как, неправый, без хлеба, жребий, суд,

Принявших облик мельниц ветряных. без воды, а правый, кляня, жить.

( А в мире правит суд неправый кто-то,

А правый плачет, жребий свой кляня,

Земля не может жить без Дон Кихота,

Как без воды, без хлеба, без огня!)

Закончить четверостишие Ю.Друниной: Кто говорит, что умер Дон Кихот?

Вы этому, пожалуйста, не верьте:

Он не подвластен…………….(времени и смерти),

Он в новый……………….. (собирается поход).)

Примечание: задание довольно сложно для семиклассников, поэтому можно им немного помочь – определить вместе стихотворный размер, рифму, подсказать алгоритм выполнения подобных заданий: сначала найти рифмующиеся слова, поставить их в конец строк и т.д. Но, как показывает практика, большинство ребят с удовольствием занимаются подобной работой, хорошо, успешно справляются с заданиями.

9.Отступление третье: о музыке.

Примечание: На этом этапе урока можно дать прослушать отрывок из оперы Массне, серенаду Дон Кихота, отрывок из балета Минкуса, предложив ученикам затем рассказать, какой эпизод из романа они представляли, когда слушали музыку. Я же на уроке пошла другим путем. Один из моих бывших учеников, Олег Яковенко, работает актером в Московском театре Рубена Симонова. Ребята из класса его хорошо знают по встречам с ним. Олег сам пишет песни, выпустил диск, подарил его нам. Я дала ребятам прослушать (впервые) одну из песен и попросила ответить на вопрос: Судя по словам этой песни, есть ли что-то от Дон Кихота у Олега? Работа вызвала у учеников неподдельный интерес).

-Я хочу задать вам еще один, последний вопрос. Но, чтобы вы поняли, что он не совсем обычный, он должен быть написан: « Кто же такой донкихот?»

(Сначала обсуждается написание: это теперь имя нарицательное. Речь идет уже не о конкретном литературном персонаже, а о человеке вообще, имеющем какие-то черты героя Сервантеса. Это человек, который ради достижения высоких целей готов идти наперекор общепринятым мнениям, не считаясь с обстоятельствами, преодолевать любые преграды, даже если результат будет плачевным, а он будет выглядеть в глазах окружающих чудаком и неудачником. Человек, который не боится выглядеть чудным, потому что вообще не думает о том, как выглядит: ему важно лишь не отступать от своих представлений о добре, красоте, благородстве. Это рыцарь, пусть и смешной…)

11. Творческая письменная работа.

Примечание: логичным завершением служит письменная работа. Темы могут быть самыми разнообразными. Я предложила несколько:

-Кто же он, этот Дон Кихот?

-«Земля не может жить без Дон Кихота»?

-Дон Кихот живет и во мне?

Работа (в классе!) вызвала живой интерес, а полученный результат показал, что роман Сервантеса оставил глубокий след в душе моих семиклассников, о чем говорят очень интересные работы многих учеников, а одна девочка успела написать и сочинение, и сочинить стихотворение. Вот некоторые из работ:

Беккер Ирина: «Дон Кихот живет и во мне? Сложный вопрос. Наверное, все же мы с Дон Кихотом очень похожи. Меня, как и его, понимают далеко не все знакомые люди. Я, как и он, живу в реальном мире, но в своих фантазиях и мечтах переношусь в далекие средние века, с рыцарскими турнирами и пышными балами. Люди стремятся одеваться, вести себя и общаться, как модно сейчас. Я же – исключение из этого правила, пытаюсь мысленно уйти в прошлое, где нет зла, в мире царит добро. Мне иногда кажется, что какая-то частичка меня осталась там.

Когда я о чем-то думаю, все мои мысли постепенно превращаются в фантазии, фантазии – в мечты, и мне представляется картина: дворец. Кругом придворные дамы в пышных, ярких, дорогих платьях, рыцари в доспехах. А я – молодая красивая принцесса, которой родители пытаются найти жениха. Из-за меня устраиваются турниры рыцарей. Но мне никто из них не нужен. Я (как и многие девочки) жду принца на белом коне, который придет за мной и заберет в свое прекрасное королевство. И вот красавец принц въезжает в дворцовые ворота, мы встречаемся взглядами и … На этом месте мечты мои обычно обрываются…

Наверное, это правильно, что ни одна мечта Дон Кихота не сбылась. Мечта и есть мечта. Но, как и Дон Кихот, я очень жалею, что времена рыцарства прошли!»

Шемет Таня: («Земля не может жить без Дон Кихота»?) «Я согласна с автором. Да, действительно, «Земля не может жить без Дон Кихота»! Но этот стих я написала бы несколько иначе: «Земля не сможет жить без Дон Кихота». И вот почему.

Таких людей, как Дон Кихот, в мире осталось очень и очень мало. Таких веселых, неунывающих, интересных и ярких личностей на Земле почти нет. Ведь очень редко встретишь человека, который всегда рад помочь другим и который с завидным упорством идет к своей цели, к своей мечте. Пусть и мизерными шагами, но все же! А уж взрослых, внутри которых сохранился такой большой ребенок, как Дон Кихот, к сожалению, практически нет. Таких, с которыми можно помечтать, поиграть, поговорить обо всем на свете! Мне очень жаль, что люди, похожие на Дон Кихота, практически вымирают, как мамонты. Или, на худой конец, превращаются в строгих и неприступных «дядь и теть».

И все же такие люди еще есть. И пока своим легким нравом, оптимизмом они «разбавляют» нашу довольно скучную и неинтересную жизнь. Без них мир станет черно-белым, а все взрослые превратятся в зануд и не будут помнить, что когда-то в

детстве они были так похожи на Дон Кихота – любили помечтать, пошалить. В общем, просто радоваться жизни и стремиться сделать ее лучше!»

Костюкова Алина: («Дон Кихот живет и во мне?») «Я считаю, что эта книга не была бы столь популярна, если бы каждый читатель не находил в герое сходства между приключениями хитроумного идальго и историями из собственной жизни. Мы с Дон Кихотом чем-то схожи, часть его нашла свое отражение и во мне.

мной человека. Дон Кихот живет во мне.

Мой Дон Кихот, мой странный друг,

Пускай сразил тебя недуг,

Доспехи в дырах, старый конь…

Душа чиста, в глазах – огонь!

Пусть говорят, что ты чудак,

Но знаю я, что всё не так!

Ты – Рыцарь Образа Печали,

Хоть часто вслед тебе кричали,

ПРИЛОЖЕНИЕ (Стихи о Дон Кихоте)

Алексей Эйснер Дмитрий Мережковский

Дон Кихот Дон Кихот

В поле пастухами разведен огонь Шлем – надтреснутое блюдо,

Чуть дрожат в тумане крыши дальних сёл. Щит – картонный, панцирь жалкий…

По дороге выступает тощий конь, В стременах висят, качаясь,

Рядом с ним бежит откормленный осёл. Ноги тощие, как палка.

На картинах у испанских мастеров Для него хромая кляча –

Я люблю веселых розовых крестьян, Конь могучий Росинанта,

Одинаковых: пасет ли он коров, Эти мельничные крылья –

Иль сидит в таверне, важен, сыт и пьян. Руки мощного гиганта.

Вот такой же самый лубочный мужик Видит он в таверне грязной

Завтракает сыром, сидя но осле, Роскошь царского чертога.

И в седле старинном, сумрачен и дик, Слышит в дудке свинопаса

Едет он – последний рыцарь на земле. Звук серебряного рога.

На пейзаже этом он смешная быль. Санхо Панца едет рядом;

Прикрывает локоть бутафорский щит. Гордый вид его серьезен:

На узорных латах ржавчина и пыль. Как прилично копьеносцу,

Из-под шлема грустно черный ус торчит. Он величествен и грозен.

— Что же, ваша милость, не проходит дня Страстно, с юношеским жаром,

Без жестоких драк, а толку что-то не видать. Он толпе крестьян голодных

Кто же завоюет остров для меня,- Вместо хлеба рассыпает

Мне, клянусь Мадонной, надоело ждать!- Перлы мыслей благородных.

— Мир велик и страшен, добрый мой слуга, «Люди добрые, ликуйте,-

По большим дорогам разъезжает зло; Наступает праздник вечный:

Заливает кровью пашни и луга, Мир не солнцем озарится,

Перлы мыслей благородных: А любовью бесконечной…

Знай же, если наши встретятся пути, Пойте, братья, гимн победный!

Может быть, я, Санчо, жизнь свою отдам, Этот меч несет свободу,

Для того, чтоб этот бедный мир спасти, Справедливость и возмездье

Для прекраснейшей из всех прекрасных дам.- Угнетенному народу!»

Зазвенели стремена из серебра. Он не чувствует, не видит

Странно дрогнула седеющая бровь… Ни насмешек, ни презренья:

О, какая безнадежная игра – Кроткий лик его – так светел,

Старая игра в безумье и любовь. Очи – полны вдохновенья.

В небе пропылило несколько веков. Он смешон; но столько детской

Люди так же умирают, любят, лгут: Доброты в улыбке нежной,

Но следы несуществующих подков И в лице худом и бледном

Росинанта в темных душах берегут. Столько веры безмятежной.

Потому что наша жизнь – игра теней, И любовь и вера святы,

Что осмеяны герои и сейчас, Этой верою согреты

И что много грубоватых Дульсиней Все великие безумцы,

Так же вдохновляет на безумства нас. Все пророки и поэты.

Вы, кто сердцем непорочны и чисты, 1887

Вы, кого мечты о подвигах томят,-

В руки копья и картонные щиты!

Слышите, как мельницы шумят?

Нравится вам эта честная проза? Только и есть, что бездомная старость,

Без отговорок ответьте! Да умирать неохота!

Дюжая скотница, девка в Тобозо, Только одно напоследок осталось

Лучше всех женщин на свете. Мужество у Дон Кихота.

Валятся жалкие мельницы, канув Только и есть! Заблуждайся, надейся,

Крыльями в низкое небо. Не дорога твоя шкура,

Только и гибнет что рать великанов, Цвет человечества, жертва злодейства,

Только и было что небыль. Старая карикатура!

Источник

Урок внеклассного чтения «Cервантес и его роман «Дон Кихот» (6 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Сервантес и его роман «Дон Кихот»

познакомить с Сервантесом и его романом «Дон Кихот».

* учиться выступать с докладом, отвечать на возникающие вопросы;

учиться внимательно слушать доклад, анализировать и усваивать информацию;

учиться вести записи во время доклада;

понять, почему нужно прочитать роман «Дон Кихот»;

развивать воображение и познавательный интерес;

развивать самостоятельность учащихся;

учиться осмысленному, выразительному чтению художественных текстов;

формировать эстетический вкус через оформление рисунков к произведению;

вызвать восхищение личностью писателя;

воспитывать гуманистические идеалы.

Организационный момент. Включение в деятельность.

— Проверка готовности к уроку. Упражнение на внимание.

Вступительное слово учителя. Формулирование темы и целей урока.

— В 16 веке в Испании жил человек, который написал «самый остроумный и самый занимательный в мире роман» (Мериме). В 2002 году Нобелевский комитет определил лучшее произведение мировой литературы, и «Книгой всех времён и народов» был назван роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» Мигеля де Сервантеса Сааведра – или «Дон Кихот» Сервантеса. Сформулируем тему нашего урока внеклассного чтения. (Сервантес и его роман «Дон Кихот» ( Записать)).

— Сегодня мы впервые проведём урок в форме конференции, то есть будем работать с … (докладами).

— Какие цели поставим перед собой?

(- узнать о Сервантесе и его книге;

— учиться делать и слушать доклады)

— Напомню порядок проведения конференции: записываем тему доклада, внимательно слушаем, анализируем информацию и учимся вести записи. Будет возможность не только задать вопросы, но и самостоятельно поискать на них ответы.

— Чтобы внимательнее слушали, найдите в ходе работы ответ на вопрос: «Почему нужно прочитать роман «Дон Кихот»? (Вопрос на доске).

— Нас ждут три доклада. Желаю активной работы в конференции и отличных оценок.

Изучение нового материала. Выступления докладчиков.

(3 доклада по 5-7 минут).

Доклад 1. «Сервантес. Жизнь и судьба ». (Записать). (Портрет, выставка книг).

— Запишите новые непонятные слова. Не забудьте отметить возникшие вопросы. (Пригласить докладчика).

— (Портрет). «Человек с овальным лицом, каштановыми волосами, с открытым и большим лбом, веселым взглядом и горбатым, хотя и правильным носом; с серебристой бородой, длинными усами, небольшим ртом; с хорошим цветом лица, скорее светлым, чем смуглым — это великий испанский писатель Мигель де Сервантес Сааведра, автор романа «Дон Кихот».

Цель моего доклада – познакомить с известными фактами жизни Сервантеса и историей создания его великого творения.

Будущий писатель родился 29 сентября 1547 в семье обедневших дворян. Постоянная нужда заставляли странствовать, чтобы добывать средства к существованию. В молодости Сервантес служил солдатом морской пехоты. 7 октября 1571 года, больной лихорадкой, принял горячее участие в битве Лепанто – одной из самых известных битв Средневековья. Турки потерпели поражение. Будущий автор «Дон Кихота» с жаром сражался на борту корабля во главе абордажной команды и получил три огнестрельных ранения — два в грудь и одно в предплечье. Последнее навсегда лишило его левую руку подвижности. Писатель с гордостью вспоминал своё участие в этом сражении: он верил, что принял участие в событии, которое определило ход истории Европы.

В 1575 году на подходе к каталонскому берегу на галере «Солнце», где находился Мигель, напали алжирские корсары. Многие члены команды были убиты, а остальных, в их числе и Сервантеса, пираты взяли в плен и увезли в Алжир. В алжирском плену, в рабстве Сервантес провёл 5 лет, часто подвергался пыткам, четырежды пытался бежать и лишь чудом не был казнён.

Потом на родине Сервантес снова был вынужден вести нищенскую жизнь. Бесправный ветеран, он устроился сборщиком податей и был унижен ложным обвинением в растрате и позорным пребыванием в долговой тюрьме. Именно в заключении он начал писать роман о странствующем рыцаре.

Биография Сервантеса известна не полностью. В ней немало темных пятен. Известно, что был женат, что семейная жизнь была несчастной и одна из причин постоянная бедность. Последние десять лет прожил в Мадриде, тяжело болел и закончил жизнь в 69 лет в нищете. За несколько дней до ухода из жизни Сервантес постригся в монахи. Он умер 23 апреля 1616 года в

Мадриде. Точное место захоронения долго было неизвестно.

К 400-летию писателя, в 1947 году, могила Сервантеса была обнаружена в Мадриде, в церкви монастыря Тринитариев. Опознать останки удалось прежде всего по характерным увечьям. В Мадриде великому писателю воздвигнут памятник. (Показать).

Вопросы докладчику от класса. (Совместный поиск ответов).

Вопросы докладчику и классу от учителя:

— Какой момент жизни Сервантеса показался самым страшным и почему?

— Кто такой Сервантес?

— С какой целью написал «Дон Кихота»?

Словарь непонятных слов.

Рыцарь – дворянский почётный титул в средневековой Европе.

Роман – большое прозаическое произведение с несколькими сюжетными линиями и глубоким социально-философским смыслом.

Рыцарский роман – жанр средневековой литературы, повествование о доблестных подвигах во имя дамы сердца.

Авантюрный роман – произведение о ярких приключениях и героических событиях.

Пародия – подражание с целью высмеять.

Эпоха Возрождения – эпоха после средневековья, в которой главной ценностью провозглашается Человек.

Писатель-гуманист – человеколюбивый: «Суди человека по делам его».

Физкультминутка (По содержанию 1-7 глав романа)

Если я права, поддерживаем, радостно хлопая в ладоши.

Если не права, возмущённо делаем повороты головой.

1. Дон Кихот был идальго, то есть мелкопоместным дворянином. (+)

2. Дон Кихот отправился совершать подвиги, чтобы «искоренить всякого рода неправду». (+)

3. Дама сердца Дон Кихота Дульсинея Тобосская была дворянкой. (-, крестьянкой)

4. У Дон Кихота был настоящий «шлем с забралом удивительно тонкой работы». (-, с картонным забралом).

5. Дон Кихот принял за волшебный замок постоялый двор. (+)

6. Дон Кихот сначала не мог совершать подвиги, потому что был болен и слаб. (-, не был посвящён в рыцари).

7. Хозяин постоялого двора посвящал Дон Кихота в рыцари, читая молитвенник. (-, толстую книгу, в которой записывал, сколько ячменя и соломы отпускалось погонщикам).

8. Купцы избили Дон Кихота за то, что он защищал Санчо Пансу. (-, Дульсинею Тобосскую).

9. Сервантеса читать скучно. (-)

Доклад 2. Собственные имена существительные в романе «Дон Кихот».

— Сервантеса читать интересно, но трудно, потому что чтение требует знаний и эрудиции.

В основе моего доклада лежит небольшая исследовательская работа на тему «Имена собственные в романе «Дон Кихот».

Я предположила, что писатель не случайно выбрал имена собственные и что материал будет полезен не только мне. Чтобы убедиться, провела опрос среди одноклассников.

1. Задумались ли Вы, почему Дон Кихот сменил настоящую фамилию?

2. Интересно ли узнать, что значит кличка Росинант?

Таким образом, тема оказалась интересной не только для меня, и я принялась за работу. Сначала выбрала из текста собственные существительные, связанные с именем главного героя, затем занялась работой с энциклопедией и комментариями к роману. Получилось вот что.

Цель исследования – понять, почему Сервантес выбрал именно такие имена собственные и составить мини-словарь: «И мена собственные в романе «Дон Кихот».

Словарь С.И.Ожегова говорит, что имя собственное означает «свое», «личное», это второе имя, которым называют предмет, чтобы отличить его от другого однородного предмета. К собственным существительным относятся имена, клички животных, географические названия – топонимы.

Роман начинается так: «В некоем селе ламанчском…не так давно жил-был один из тех идальго, чьё имущество заключается в фамильном копье, древнем щите, тощей кляче и борзой собаке». Ламанча – это равнинная область Испании. При жизни Сервантеса там находилась старая столица Испании – город Толедо. Потом «решил он, что и ему как истинному рыцарю, надлежит присовокупить к своему имени название своей родины и стать Дон Кихотом Ламанчским, чем, по его мнению он сразу даст понять, из какого он рода и из какого края, и при этом окажет честь своей отчизне».

«Надобно сказать, …Больше же всего любил он сочинения знаменитого Фелисьяно де Сильва». Фелисьяно де Сильва – автор популярных и широко читаемых во время Сервантеса рыцарских романов. На их страницах молодой доблестный рыцарь, красивый, богатый, отправляется странствовать, чтобы совершить неслыханные подвиги во славу прекрасной дамы. Он сражается с опасными чудовищами, разрушает козни злых волшебников, приходит на помощь обиженным. В этих романах много чудес и подвигов и ничего от реальной жизни. Язык этих романов был изысканный и замысловатый, так что трудно было понять написанное. Вот из обращения рыцаря к даме сердца: «…могущественные небеса, при помощи звёзд возвышающие вашу божественность, соделывают вас достойною тех достоинств, коих удостоилось ваше величие». Сервантес высмеял и содержание и форму рыцарских романов.

«Выбрав имя для своей лошадёнки и окрестив самого себя, он пришёл к заключению, что ему остаётся лишь найти даму» сердца, «ибо странствующий рыцарь без любви – это всё равно что дерево без плодов и листьев или же тело без души». Титула владычицы его помыслов герой посчитал достойной миловидную крестьянскую девушку, проживающую в ближайшем селении. Имя выбирал, чтобы оно «напоминало или приближалось бы к имени какой-нибудь знатной принцессы или сеньоры», и потому «положил он назвать её Дульсинеей Тобосскою – ибо родом она была из Тобосо». А Дульсинея с испанского – «сладостная, нежная».

«Дон Кихот вступил в переговоры с одним своим односельчанином и … такого наобещал», что Санчо «дал слово отправиться вместе с ним в качестве его оруженосца». Санчо, по-другому Александр, – с греческого «защитник». « Panza » c испанского «брюхо». «Защитник» на осле был смешон, но фамилия оправдывала и внешность, и характер. Маленький, толстопузый Санчо отличался практичностью и здравомыслием и искал выгоду в любой ситуации.

Имена собственные в романе «Дон Кихот»

Равнинная область Испании. В ней находилась при жизни Сервантеса старая столица Испании – Толедо. (Сейчас в ней новая столица – Мадрид (с 1560 года).

Фелисьяно де Сильва

Фелисьяно де Сильва – автор популярных и широко читаемых во время Сервантеса рыцарских романов. Сервантес высмеял и содержание и форму рыцарских романов.

От испанского “ dulce ” – сладостная, нежная. Родом из Тобосо.

Санчо (Александр) – «защитник». « Panza » c испанского «брюхо». Маленький, толстопузый Санчо отличался практичностью и здравомыслием и искал выгоду в любой ситуации

В итоге доклада можно сделать следующие выводы.

* Сервантес – человек разносторонних знаний, который особо тонко чувствует язык: данные им имена « приятны для слуха, изысканны и глубокомысленны».

* Выбранные имена собственные соответствуют реалиям и придают сказанному достоверность.

* Придуманные имена собственные раскрывают характер главного героя романа – мечтателя, далёкого от реальности.

* Придуманные имена собственные представляют писателя как человека с талантом насмешить и высмеять.

— Чем отличался данный доклад от другого? Чему стоит поучиться у докладчика? (Докладчик не просто преподнёс информацию, а провёл и представил небольшую исследовательскую работу).

Вопросы докладчику от класса.

(Презентация «Дон Кихот и его подвиги», иллюстрации, выразительное чтение стихотворения Д.Мережковского «Дон Кихот» и Ю.Друниной «Дон Кихот).

Тема нашего доклада – «Дон Кихот и донкихоты». Мы поставили следующие цели:

— погрузить в атмосферу романа (гл.1-7) и познакомить с главным героем;

— найти ответ на вопрос: кто такие донкихоты?

(Выразительное чтение наизусть или художественный пересказ отрывков романа. Иллюстрации.)

С чего всё началось? (Знакомство с Дон Кихотом).

В некоем селе Ламанчском, которого название у меня нет охоты припоминать, не так давно жил-был один из тех идальго, чье имущество заключается в фамильном копье, древнем щите, тощей кляче и борзой собаке.

Возраст нашего идальго приближался к пятидесяти годам; был он крепкого сложения, телом сухопар, лицом худощав, любитель вставать спозаранку и заядлый охотник.

Дон Кихот – чудак, наивный мечтатель, безумец, лишённый чувства реальности и здравого смысла. Он же рыцарь, уверенный в том, что копьём и мечом можно восстановить в мире справедливость.

(История с пастушком).

Не успел наш рыцарь проехать несколько шагов, как из чащи леса послышались жалобные стоны. Дон Кихот придержал Росинанта и воскликнул:

– Благодарю небо за милость, мне ниспосланную! Вот мне и представляется случай исполнить долг рыцаря и пожать плоды моего благородного решения! Уж наверное, это стонет какой-нибудь несчастный, которому нужны мое заступничество и помощь.

И, дернув Росинанта за узду, он поспешил в ту сторону, откуда раздавались стоны. Едва он въехал в лес, как взорам его предстала такая картина: здоровенный крестьянин, привязав к дереву обнаженного до пояса мальчика лет пятнадцати, нещадно стегал его толстым ремнем. Мальчик рвался и кричал не своим голосом, а крестьянин хладнокровно приговаривал:

– Вперед не зевай, а сейчас помалкивай.

– Больше никогда не буду, сеньор! Клянусь вам, никогда больше не буду! Даю слово, что впредь буду лучше смотреть за стадом.

Тут Дон Кихот воскликнул гневным голосом:

– Отпусти беднягу и немедленно уплати ему сполна все жалованье. Не то я одним ударом прикончу тебя на месте! Сейчас же отвяжи его!

Перепуганный крестьянин, не говоря ни слова, отвязал мальчика.

– Повинуюсь вам, сеньор рыцарь, но все горе в том, что у меня при себе нет денег. Пускай Андрес отправится со мной в деревню, и я заплачу ему все до последнего реала!

— Смотрите же, сдержите вашу клятву – не то, клянусь вам, вы получите жестокое возмездие: вы можете спрятаться, словно ящерица, – все равно я вас найду. А если вам угодно знать, кто вам это приказывает, так знайте же: я – доблестный Дон Кихот Ламанчский, мститель за обиды и несправедливости.

С этими словами он пришпорил Росинанта и быстро ускакал от них. Крестьянин подождал, пока рыцарь скрылся в лесной чаще, а затем обратился к Андресу:

– Подойди-ка, сынок, поближе, я хочу заплатить тебе свой долг, как мне приказано этим мстителем за обиды.

И, схватив его за руку, он снова привязал его к дубу и отстегал до полусмерти.

Затем крестьянин отвязал мальчика и посоветовал ему отправиться на поиски своего благодетеля. Обливаясь слезами, Андрес поплелся из леса, обещая разыскать рыцаря и все рассказать ему, а хозяин стоял и посмеивался, глядя ему вслед.

Вот к чему привело заступничество Дон Кихота!

Дон Кихот совершил добрый, бескорыстный, справедливый поступок во имя защиты ближнего, а результат его подвига плачевный, потому что люди в реальности живут по другим законам. Но герой Сервантеса был гуманистом: он любил людей независимо от их происхождения и положения в обществе, он видел в любом Человека и искренне верил в клятвы и обещания.

Дон Кихот остаётся верен себе и бросается на битву с мировым злом. Самая знаменитая сцена романа – поединок с ветряными мельницами.

Тут они увидели тридцать или сорок ветряных мельниц, стоявших посреди поля. Заметив их еще издали, Дон Кихот сказал своему оруженосцу:

– Благосклонная судьба посылает нам удачу. Посмотри в ту сторону, друг Санчо! Вон там на равнине собрались великаны. Сейчас я вступлю с ними в бой и перебью их всех до единого. Они владеют несметными сокровищами; одержав над ними победу, мы станем богачами. Это – праведный бой, ибо самому богу угодно, чтобы сие злое семя было стерто с лица земли.

– Да где же эти великаны? – спросил Санчо Панса.

– Да вот они перед тобой! – ответил Дон Кихот. – Видишь, какие у них огромные руки? У иных чуть ли не в две мили длиной.

– Поверьте, ваша милость, – это вовсе не великаны, а ветряные мельницы. А то, что вы называете руками, вовсе не руки, а крылья, которые вертятся от ветра и приводят в движение жернова.

– Сразу видно, – сказал Дон Кихот, – что ты еще не опытен в рыцарских приключениях. Это великаны! Если тебе страшно, так отойди в сторону и читай молитвы, а я тем временем вступлю с ними в жестокий неравный бой!

С этими словами Дон Кихот вонзил шпоры в бока Росинанта и помчался вперед, не слушая воплей своего оруженосца.

– Не бегите, презренные созданья! – вскричал он. – Вас много! А против вас только один рыцарь!

В эту минуту поднялся легкий ветер, и огромные крылья начали вращаться. Увидев это, Дон Кихот закричал еще громче:

– Будь у вас рук больше, чем у гиганта Бриарея, вам все равно не избежать вашей участи!

И, поручив душу своей даме Дульсинее Тобосской, Дон Кихот ринулся на ближайшую к нему мельницу и со всего размаха вонзил копье в ее крыло.

Но тут сильный порыв ветра повернул крыло. Копье сломалось, а рыцарь вместе с лошадью отлетел далеко в сторону.

Увидев это, Санчо во всю прыть поскакал на помощь своему господину. Дон Кихот лежал словно мертвый, ошеломленный страшным ударом мельничного крыла.

– Вот видите, ваша милость! – воскликнул Санчо. – Ну, не говорил ли я, что это ветряные мельницы, а не великаны. Ведь это лишь тот не видит, у кого самого мельница в голове.

– Молчи, друг Санчо, – ответил Дон Кихот. – Ты ничего не понимаешь в рыцарских делах. Я уверен, что это новые проделки того самого волшебника Фрестона, который похитил у меня мою библиотеку. Это он превратил великанов в мельницы, чтобы лишить меня славы победы. Так сильна его вражда ко мне. Но не тревожься! Рано или поздно я разрушу его злые чары.

– Все может быть, – согласился Санчо Панса. Затем он помог Дон Кихоту подняться и сесть на Росинанта, который едва не вывихнул себе передние ноги в этой злосчастной схватке с волшебными великанами.

Наш рыцарь с верным оруженосцем поехали дальше, беседуя об этом приключении.

О том, кто такие Дон Кихоты просто и красиво написал Дмитрий Мережковский в стихотворении «Дон Кихот».

Шлем — надтреснутое блюдо,
Щит — картонный, панцирь жалкий…
В стременах висят, качаясь,
Ноги тощие, как палки.

Для него хромая кляча —
Конь могучий Росинанта,
Эти мельничные крылья —
Руки мощного гиганта.

Видит он в таверне грязной
Роскошь царского чертога.
Слышит в дудке свинопаса
Звук серебряного рога.

Санчо Панса едет рядом;
Гордый вид его серьезен:
Как прилично копьеносцу,
Он величествен и грозен.

В красной юбке, в пятнах дегтя,
Там, над кучами навоза, —
Эта царственная дама —
Дульцинея де Тобозо…

Страстно, с юношеским жаром
Он в толпе крестьян голодных,
Вместо хлеба, рассыпает
Перлы мыслей благородных:

«Люди добрые, ликуйте,
Наступает праздник вечный:
Мир не солнцем озарится,
А любовью бесконечной…

Будут все равны; друг друга
Перестанут ненавидеть;
Ни алькады, ни бароны
Не посмеют вас обидеть.

Пойте, братья, гимн победный!
Этот меч несет свободу,
Справедливость и возмездье
Угнетенному народу!»

Из приходской школы дети
Выбегают, бросив книжки,
И хохочут, и кидают
Грязью в рыцаря мальчишки.

Аплодируя, как зритель,
Жирный лавочник смеется;
На крыльце своем трактирщик
Весь от хохота трясется.

И почтенный патер смотрит,
Изумлением объятый,
И громит безумье века
Он латинскою цитатой.

Из окна глядит цирюльник,
Он прервал свою работу,
И с восторгом машет бритвой,
И кричит он Дон Кихоту:

«Благороднейший из смертных,
Я желаю вам успеха. »
И не в силах кончить фразы,
Задыхается от смеха.

Он не чувствует, не видит
Ни насмешек, ни презренья!
Кроткий лик его так светел,
Очи — полны вдохновенья.

Он смешон, но сколько детской
Доброты в улыбке нежной,
И в лице, простом и бледном,
Сколько веры безмятежной!

И любовь и вера святы.
Этой верою согреты
Все великие безумцы,
Все пророки и поэты!

Дон Кихот давно встал в ряд «вечных образов», зажил самостоятельной, независимой от своего создателя жизнью. Дон Кихот – это и уничижительное понятие, и высокое. В первом случае – это тот, кто стремится к неосуществимым целям, бесплодным действиям, совершает смехотворные, никому ненужные безрезультатные подвиги, тот, над кем смеются и издеваются. Во втором – это самоотверженный, справедливый, бескорыстный и добрый человек, который в одиночку отстаивает свои высокие идеалы. Этот человек вызывает восхищение и уважение. Это не смешной Рыцарь печального образа. Это настоящий Рыцарь. О таком Дон Кихоте стихотворение Юлии Друниной.

Кто говорит, что умер Дон Кихот?

Вы этому, пожалуйста, не верьте;

Он не подвластен времени и смерти,

Он в новый собирается поход.

А ветряные мельницы скрипят,

Ему-то совершенно не с руки

Большие, как медали, синяки,

И знает он, что испокон веков

На благородстве ловят чудаков,

Что прежде, чем кого-нибудь спасешь,

К тому ж спокойней дома, чем в седле.

Но рыцари остались на земле!

Кто говорит, что умер Дон Кихот?

Он в новый собирается поход!

Кто говорит, что умер Дон Кихот.

4. Подведение итогов конференции. Рефлексия. Оценивание работы учеников.

— Удалась ли наша первая конференция? Почему? (Содержательные доклады, интересно рассказывали, а не читали, большинство активно работали…)

— Какие трудности встретились по ходу работы? (Большой поток новой информации, трудно слушать и сразу формулировать вопросы, самостоятельно вести записи в тетради…)

— Трудно ли, на ваш взгляд, готовить доклад? Выступать с докладом?

— Как оценим работу докладчиков?

— Кто был самым активным слушателем ? Оценка работы.

Приём «Круги на воде». Работа в парах.

— Сегодня мы говорим Сервантесу спасибо за создание образа Дон Кихота. Напишем слово «Спасибо». К каждой букве подберите слово или фразу, характеризующие героя.

С – служит обиженным

Б – благородный, бесстрашный

— Это вечные заповеди жизни. Почему и мне нужно прочитать роман «Дон Кихот»? (Проверим записи).

( Интересный герой (проанализировать себя и своё отношение к жизни), вторая книга в мире для чтения (первая Библия) (для самоуважения и самоутверждения), много афоризмов – мудрая книга (для саморазвития), стараться быть похожим на Дон Кихота в определении цели жизни (для самовоспитания)…)

Д/з. Письменное рассуждение. Почему мне (не) захотелось прочитать «Дон Кихота»? или Письменный вывод:

— Нужны ли в жизни донкихоты? или «Донкихот живёт во мне» (на выбор).

О зависть, корень неисчислимых зол! Зависть ничего не таит в себе, кроме огорчений, ненависти и злобы.

Неблагодарность — дочь гордости и один из величайших грехов, какие только существуют на свете.

Есть два рода красоты: красота духовная и красота телесная. Духовная красота сказывается и проявляется в ясности ума, в целомудрии, в честном поведении, в доброте и в благовоспитанности, и все эти свойства могут совмещаться и сосуществовать в человеке некрасивом, и если внимание приковывается к этой именно красоте, а не к телесной, то здесь-то и возникает любовь пылкая и наиболее сильная.

Никогда не ходи распоясанным и неопрятным: беспорядок в одежде есть признак расслабленности духа, если только это не нарочитая небрежность и распущенность.

Каждый из нас – сын своих добрых дел.

Беспричинный смех есть признак недалёкого ума.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *