дополнительное образование детей организуется по следующим основным направлениям каким

Направленности программ дополнительного образования детей

Направленности программ

Направления дополнительного образования детей делятся на 6 основных профилей:

В каждый из них входят более узкие сегменты. Например, программы дополнительного образования художественной направленности могут ориентироваться на музыкальную или хореографическую подготовку, обучение изобразительному или актерскому искусству.

Конкретные направленности программ дополнительного образования для реализации выбирают сами общеобразовательные учреждения (детские сады, школы) или специализированные организации ДО, право которых на ведение учебной деятельности подкреплено соответствующей государственной лицензией.

Социально-педагогическая

Сложный комплекс программ, помогающих детям социализироваться и самореализоваться в обществе, относится к направлению социальной педагогики. Задачи этого профиля ДО:

Из-за многоаспектности взаимодействия ребенка с обществом социально-педагогическая направленность дополнительного образования имеет сложную градацию. Программы этого профиля бывают: управленческие, гуманитарные, гражданско-правовые, профориентационные, финансово-экономические, социокультурные.

дополнительное образование детей организуется по следующим основным направлениям каким. Смотреть фото дополнительное образование детей организуется по следующим основным направлениям каким. Смотреть картинку дополнительное образование детей организуется по следующим основным направлениям каким. Картинка про дополнительное образование детей организуется по следующим основным направлениям каким. Фото дополнительное образование детей организуется по следующим основным направлениям каким

Программа дополнительного образования социально педагогической направленности может решать широкий круг задач – от знакомства детей с правовыми нормами государства и формирования патриотизма и почтительного уважения к ветеранам и их заслугам до развития управленческих способностей и самоменеджмента.

Художественная

Художественно эстетическое дополнительное образование призвано развить у детей общую эстетическую культуру. В рамках программ этого профиля совершенствуются способности к тому или иному виду искусства. Ребенок получает возможность самореализоваться в творчестве и отточить коммуникативные навыки.

Дополнительное художественное образование условно подразделяется на 5 блоков: музыкальное творчество, хореография, театральное искусство, изо и декоративно-прикладная направленность, эстрада и цирк.

дополнительное образование детей организуется по следующим основным направлениям каким. Смотреть фото дополнительное образование детей организуется по следующим основным направлениям каким. Смотреть картинку дополнительное образование детей организуется по следующим основным направлениям каким. Картинка про дополнительное образование детей организуется по следующим основным направлениям каким. Фото дополнительное образование детей организуется по следующим основным направлениям каким

Самая масштабная направленность – «изо и декоративно-прикладной профиль». Такие программы рассчитаны на организацию огромного количества видов деятельности. Обучение работе с природными материалами, лепка, керамика, флористика, кружевоплетение, витраж, изготовление кукол или бутафории – лишь малая часть того, с чем ребенок может познакомиться в художественных кружках.

Естественно-научная

Программы естественно-научной направленности дополнительного образования нацелены на решение следующих задач:

Раньше в этом направлении выделялся отдельный биологический профиль.

дополнительное образование детей организуется по следующим основным направлениям каким. Смотреть фото дополнительное образование детей организуется по следующим основным направлениям каким. Смотреть картинку дополнительное образование детей организуется по следующим основным направлениям каким. Картинка про дополнительное образование детей организуется по следующим основным направлениям каким. Фото дополнительное образование детей организуется по следующим основным направлениям каким

Теперь он входит в естественно-научный блок вместе с физико-химическим и географическим тематическими циклами.

Техническая

Направленность признана приоритетной и стратегически важной на высшем правительственном уровне. Поддержка и развитие потенциала подрастающего поколения в этой сфере, повышение престижа профессий технической области соответствует стратегическим интересам страны.

дополнительное образование детей организуется по следующим основным направлениям каким. Смотреть фото дополнительное образование детей организуется по следующим основным направлениям каким. Смотреть картинку дополнительное образование детей организуется по следующим основным направлениям каким. Картинка про дополнительное образование детей организуется по следующим основным направлениям каким. Фото дополнительное образование детей организуется по следующим основным направлениям каким

Техническое дополнительное образование реализуется по многим направлениям, в числе которых автомоделирование, робототехника и интеллектуальные системы, компьютерная техника и программирование плюс масса других интересных профилей.

Туристско-краеведческая

Направленность для любителей истории. В изучаемый объект входит не только страна, но и судьбы известных соотечественников, российские династии, родословные.

дополнительное образование детей организуется по следующим основным направлениям каким. Смотреть фото дополнительное образование детей организуется по следующим основным направлениям каким. Смотреть картинку дополнительное образование детей организуется по следующим основным направлениям каким. Картинка про дополнительное образование детей организуется по следующим основным направлениям каким. Фото дополнительное образование детей организуется по следующим основным направлениям каким

Спектр программ, относящихся к туристско-краеведческому направлению, тяжело поддается перечислению. К ним относятся туризм (пеший, водный, горный и др.), краеведение, музееведение, альпинизм и прочие профили, основу которых составляют исторические исследования.

Физкультурно-спортивная

Программы спорт-направленности ставят своей главной целью физическое совершенствование учащихся. Развитие достигается через приобщение к здоровому образу жизни. Из самых перспективных и одаренных детей в будущем формируется национальный резерв спорта больших достижений.

дополнительное образование детей организуется по следующим основным направлениям каким. Смотреть фото дополнительное образование детей организуется по следующим основным направлениям каким. Смотреть картинку дополнительное образование детей организуется по следующим основным направлениям каким. Картинка про дополнительное образование детей организуется по следующим основным направлениям каким. Фото дополнительное образование детей организуется по следующим основным направлениям каким

Физкультурная направленность включает комплексы программ спортподготовки (по всем существующим видам спорта), ЛФК (лечебной физкультуры, йоги) и общего физического профиля.

Отдельную группу в направлениях и направленностях дополнительного образования составляют программы цикла «Интеллектуальные игры». Они предназначены для того, чтобы в интересной детям форме развить мышление, внимание, эрудицию и логику. В занятия легко вовлекаются участники любых возрастов, а правильно организованное взаимодействие между игроками помогает им совершенствовать коммуникативные навыки.

В целом направления программ дополнительного образования полностью учитывают потребности и интересы подрастающего поколения. Занятия по выбранному профилю нередко помогают определиться с будущим призванием ребенка (что особенно актуально для спортивной и художественной направленности).

Источник

Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 75 настоящего Федерального закона

1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Информация об изменениях:

2. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.

3. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.

Информация об изменениях:

4. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Информация об изменениях:

ГАРАНТ:

См. методические рекомендации по созданию и функционированию центров цифрового образования «IT-куб» в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование», утвержденные распоряжением Минпросвещения России от 12 января 2021 г. N Р-5

См. методические рекомендации о создании и функционировании регионального модельного центра дополнительного образования детей, утвержденные Минобрнауки России 31 марта 2017 г. N ВК-61/09

Информация об изменениях:

Источник

Организация дополнительного образования в школе в условиях ФГОС общего образования

Сегодня в общеобразовательной школе существует 5 основных моделей

(и их варианты) организации дополнительного образования.

Первая модель характеризуется набором кружков, секций, клубов, объединений по интересам, работа которых не всегда сочетается друг с другом. Такой вариант дополнительного образования в школе имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов.

Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, хотя как единая система оно еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие детей, детей и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, «экспедиции», хобби-центры и т. п.). Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. В результате те образовательные области, которые вначале изучались в рамках дополнительных образовательных программ, затем входят в базисный учебный план школ.

Третья модель организации дополнительного образования строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры.

Четвертая модель организации дополнительного образования детей в современной школе существует в учебно-воспитательных комплексах (УВК). На сегодняшний день она является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку здесь органично сочетаются возможности обоих видов образования. Общеобразовательная школаможет входить и в состав еще более сложных объединений: школа – учреждение дополнительного образования – вуз.

Модель пятая представляет собой организацию дополнительного образования детей в общеобразовательной школе, работающей в режиме полного дня.

Модель школы полного дня определяет режим и принципы развития образовательного учреждения. Инновационные комплексы являются инструментом организации школьного пространства.

Влияние дополнительного образования разнопланово.

Во-первых, дополнительное образование оказывает воздействие на образовательный процесс школы:

-дополнительные образовательные программы углубляют и расширяют знания учащихся по основным и факультативным предметам,

-делают школьное обучение личностно-значимым для многих учащихся,

-стимулируют учебно-исследовательскую активность школьников,

-повышают мотивацию к обучению по ряду общеобразовательных курсов.

Во-вторых, школьное дополнительное образованиеоказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.

Занятость учащихся во внеучебное время способствует укреплению самодисциплины, самоорганизованности, умению планировать свое время.

Массовое участие детей в регулярно проводимых в школе праздниках, фестивалях, спортивных состязаниях приобщает их к процессу появления школьных традиций, формированию корпоративного духа «своей» школы, чувства гордости за нее.

Для развития интеграции основного (общего) и дополнительного образования целесообразно:

— разработать дополнительные образовательные программы, которые могут стать прямым продолжением базовых образовательных программ;

— создать интегрированные программы, общие для системы базового и дополнительного образования;

— разработать модули по основным учебным предметам, в которых углубление базовых знаний осуществляется на основе включения блоков из дополнительных образовательных программ.

На основании вышеизложенного можно предложить следующие проекты организации дополнительного образования в школе в условиях ФГОС общего образования:

I. Оптимизационная модель внеурочной деятельности

Данная система основана на оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения и относится к первой модели организации дополнительного образования с элементами второй. Она предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и др.).

Координирующую же роль выполняет, как правило, классный руководитель,который в соответствии со своими функциями и задачами:

• взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления;

организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, в создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

II. Модель дополнительного образования на основе муниципальной системы

Данная система относится больше к первой модели организации дополнительного образования, хотя в её структуре присутствуют элементы и второй модели.

Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов.

1. Практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса.

2. Опора на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

3. Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы ее реализации, как факультативы, школьные научные общества, объединения по интересам, учебные предметы по выбору.

4. Создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами. При этом доминирующим звеном является основная образовательная программа школы, под которую должны «подстраиваться» программы школьного дополнительного образования или программы учреждений дополнительного образования, с которыми сотрудничает школа.

5. Обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей. Другими словами, возможно, потребуется перемещать детей из школы в учреждения дополнительного образования, им придется «вливаться» в другие детские коллективы, возможно изменение требований к методам обучения и воспитания.

III. Системно-деятельностная модель организации дополнительного образования в школе

Основоположение: успех ребенка во внеурочной деятельности мотивирует интерес к учебной деятельности, развивает творчество и самобытность.

Данная система относится больше ко второй модели организации дополнительного образования, хотя в её структуре присутствуют элементы и третьей модели.

Уровни и компоненты деятельности и взаимосвязи между ними носят алгоритмический характер работы по решению поставленной задачи, но в процессе работы они будут меняться.

1. Формирование нормативно-правовой базы дополнительного образования. (Документы федерального, регионального и муниципального уровней;локальные акты и положения: Положение о Блоке дополнительного образования, Положения о специализированных классах, Положение об организации платных образовательных услуг).

2. Определение круга значимых задач, которые должно решать дополнительное образование детей:

— изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей;

— определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, вида учреждения, особенностей его социокультурного окружения;

— формирование условий для создания единого образовательного пространства;

— расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам;

— создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа обучающихся среднего и старшего возраста;

— создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;

обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности.

3. Выделение шести функций дополнительного образования:

1) образовательная – обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

2) воспитательная – обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;

3) креативная – создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

4) интеграционная – создание единого образовательного пространства школы;

5) функция социализации – освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

6) функция самореализации – самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

4. При организации дополнительного образования детей в школеопора на следующие приоритетные принципы:

1) Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.

2) Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.

3) Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.

4) Единство обучения, воспитания, развития.

5) Практико-деятельностная основа образовательного процесса.

5. Четыре этапа создания и развития системы дополнительного образования в школе:

1) Диагностико-информационный (изучение интересов и потребности обучающихся, соотнесение их со способностями и возможностями).

2) Организационный (проведение презентаций учебных объединений, их создание (расширение спектра) и укомплектование, заключение договоров).

3) Методическая и психолого-педагогическая поддержка (своевременное оказание методической помощи педагогам и адресной педагогической помощи обучающимся в сложных ситуациях выбора, самореализации, самооценки и др.).

4) Анализ и отслеживание результатов (закрепление успехов, текущий контроль, анализ и мониторинг, выявление перспектив, учет и максимальное использование возможностей образовательного пространства (потенциала) школы).

6. Инновационное, научное и системное методическое сопровождение содержания дополнительного образования с целью повышения его эффективности и качества.

7. Методическое сопровождение процесса интеграции основного и дополнительного образования включает в себя разнообразные формы методической учебы, которые используются в зависимости от профессиональных возможностей, образовательных потребностей и интересов педагогов.

8. Психолого-педагогическая поддержка детей в рамках дополнительного образования – еще один аспект системно-деятельностной модели организации дополнительного образования в школе,которая включает в себя следующие формы работы:

— индивидуальное и групповое психолого-педагогическое консультирование;

— психологическая диагностика детей и подростков с целью определения их индивидуальных особенностей, способностей к той или иной деятельности, а также выявление причин нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;

— групповая коррекционно-развивающая работа с элементами тренинга для творческих объединений школы, предполагающая формирование социально активной личности, повышение уровня самооценки и уверенности в себе, улучшение психологического климата в коллективе.

9. Формирование пакета диагностического инструментария, программное обеспечение, банк методических и практических рекомендаций по работе как с одаренными и способными детьми, так и с детьми группы риска.

10. Введение в учебный план школы элективных курсов, восполняющих «пробелы» базовых и профильных предметов, и в этом случае их можно рассматривать как дополнительное образование.

11. Осуществление внеурочного дополнительного образования детей через предметные кружки, клубы по интересам, различные образовательные мероприятия, проводимые в определённой системе: конференции, олимпиады, конкурсы, экскурсии, дни наук, – т. е., через все формы, способствующие развитию познавательной активности школьников, расширению их кругозора.

12. Интеграция основного и дополнительного образования интеллектуальной направленности за пределами учебного плана нашего образовательногоучреждения представлено на двух уровнях: внеурочном (внутри школы) и внешкольном в рамках межсетевого взаимодействия.

1. Золотарева А. В. Проблемы и перспективы включения дополнительного образования детей в процессе реализации ФГОС общего образования // Внешкольник, 2011. – N3. – С. 15-18.

2. Воробьева Т. Оценка качества в системе дополнительного образования детей // Качество образования в школе, 2011. – N3. – С. 49-56.

3. Иванова И. А., Максимова Е. Д., Попова И. Н. Индивидуальная маршрутная книжка обучающегося как инструмент управления качеством дополнительного образования в учреждении дополнительного образования детей // Внешкольник, 2011. – N1. – С. 43-45;Приложение: C. XII-XVI.

4. Кадяева С. В., Семионова И. В., Пушкарева Т. Е., Лопатина И. В. Создание системы мониторинга качества образования в условиях учреждения дополнительного образования // Методист, 2010. – N10. – С. 29-32.

5. Малыхина Л. Б. Методики анализа учебного занятия в системе ДОД // Дополнительное образование и воспитание, 2010. – N11. – С. 10-14.

6. Новоселова Н. Б. Адаптация начинающих педагогов в системе научно-методической деятельности учреждения дополнительного образования детей // Методист, 2011. – N7. – С. 34-36.

7. Сметанина Н. И. Педагог ДО как субъект повышения качества дополнительного образования // Дополнительное образование и воспитание, 2011. – N1. – С. 3-11.

дополнительное образование детей организуется по следующим основным направлениям каким. Смотреть фото дополнительное образование детей организуется по следующим основным направлениям каким. Смотреть картинку дополнительное образование детей организуется по следующим основным направлениям каким. Картинка про дополнительное образование детей организуется по следующим основным направлениям каким. Фото дополнительное образование детей организуется по следующим основным направлениям какимФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 «Закона об образовании» говорится о том, что: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Преемственность дошкольного и начального общего образования» 1 часть. Выступление воспитателя. Проблема преемственности в образовании не нова. Она актуальна во все времена. Задача наша, как педагогов,.

дополнительное образование детей организуется по следующим основным направлениям каким. Смотреть фото дополнительное образование детей организуется по следующим основным направлениям каким. Смотреть картинку дополнительное образование детей организуется по следующим основным направлениям каким. Картинка про дополнительное образование детей организуется по следующим основным направлениям каким. Фото дополнительное образование детей организуется по следующим основным направлениям какимПраздничный концерт кружков дополнительного образования. Фотоотчёт Традиционно в конце учебного года в нашем детском саду на главной сцене проходит отчётный концерт кружка дополнительного образования.

Проект дополнительного образования. «Знакомство с творчеством В. Сутеева» Введение Все дети любят книги с картинками. Иллюстрации помогают ребёнку лучше понять и представить содержание книги, дополняя слуховое.

дополнительное образование детей организуется по следующим основным направлениям каким. Смотреть фото дополнительное образование детей организуется по следующим основным направлениям каким. Смотреть картинку дополнительное образование детей организуется по следующим основным направлениям каким. Картинка про дополнительное образование детей организуется по следующим основным направлениям каким. Фото дополнительное образование детей организуется по следующим основным направлениям какимПрограмма дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

дополнительное образование детей организуется по следующим основным направлениям каким. Смотреть фото дополнительное образование детей организуется по следующим основным направлениям каким. Смотреть картинку дополнительное образование детей организуется по следующим основным направлениям каким. Картинка про дополнительное образование детей организуется по следующим основным направлениям каким. Фото дополнительное образование детей организуется по следующим основным направлениям какимПрограмма дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Нетрадиционный урок в условиях реализации ФГОС общего образования Кондалеева Юлия Сергеевна Учитель начальных классов Статья для выступления на семинарах и педагогических советах Нетрадиционный урок.

Эссе «Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования?» Эссе по теме «Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования». «Школьное обучение никогда не начинается.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *