дориан грей в каком году происходят события
Портрет Дориана Грея — Оскар Уайльд
История романа «Портрет Дориана Грея»
Оскар Уайльд написал свой роман всего за 3 недели. Впервые он увидел свет в 1890 в американском ежемесячном журнале. Спустя год роман издался отдельной книгой. Эта версия романа обзавелась 6 новыми главами и особым предисловием (воззвание что ли какое-то, манифест). Представляет из себя набор афоризмов, которые отсылают читателя к идеям произведения.
История романа «Портрет Дориана Грея» начинается после его публикации. Роман вызвал неплохой такой резонанс в обществе. Власть имущие (в литературных кругах) личности осудили роман, назвав его аморальным произведением, и хотели закрыть эту лавочку. Самого же автора хотели посадить (по их мнению роман оскорбляет общественную мораль), но, конечно же, ничего из этого у них не вышло. Не вышло, cкорее всего, из-за множества положительных отзывов от обычных читателей.
В самом же романе ни один из пороков героя четко не назван. Поэтому после таких осуждений автор высказался:
Каждый человек видит в Дориане свои собственные грехи. В чём состоят грехи Дориана Грея, не знает никто. Тот, кто находит их, привнёс их сам.
В итоге, единственный роман Оскара стал его самым успешным произведением (у него есть еще рассказы, но похожей популярности они не получили). Экранизировался более 30 раз, а инсценировался на сцену и того больше. Ну, пожалуй, хватит истории.
P.S все фотографии, опубликованные в статье — кадры из фильма (2009 года). Речь о нем пойдет ближе к концу моего рассказа.
Сюжет романа «Портрет Дориана Грея»
Сюжет романа «Портрет Дориана Грея» разворачивается в 19 веке. Викторианская Англия, Лондон… Художник Бэзил Холлуорд рисует портрет необычайно красивого юноши по имени Дориан Грей. Нарисовав картину, Бэзил дарит ее Дориану. Художник считает, что это его лучшая работа. Дориан Грей— идеал красоты, по мнению Бэзила. Он становится для художника, своего рода, музой, которая придает вдохновение для творца. Холлуорд вкладывает в портрет всю любовь к юноше, а следовательно и частичку своей души.
Но в один момент приходит друг художника Генри Уоттон. Генри — мужчина средних лет, который презирает традиционные ценности 19 века. Он считает, что удовольствия это высшее благо и смысл жизни и тд. (короче типичный гедонист) Генри утверждает, что молодость — это необычайный подарок, подаренный нам жизнью. Он рад, что Бэзилу удалось запечатлеть этот подарок на полотне, ведь через пару лет Дориан сможет посмотреть на былую красоту.
Трагедия старости не в том что человек стареет, а в том, что он душой остается молодым.
Генри считает, что пока Дориан молод, он должен по максимуму пользоваться своей красотой. Лишь после этих слов он осознает насколько он красив.
Нет ничего невозможного для тех, кто обладает двумя привилегиями — красотой и молодостью.
Познакомив юношу с Генри, художник ужасно боится за своего натурщика. Он боится, что его друг захватит власть над юношеским разумом. По этой причине художник просит не особо прислушиваться к циничным речам Генри.
Единственный способ избавиться от искушения — поддаться ему
Но опасения подтверждаются и молодой Дориан попадает под влияние порочных идей Генри. Очарованный цинизмом и интеллектом, Дориан начинает больше времени проводить с Генри. Тем самым, Дориан немного отдаляется от художника, но не перестает быть другом.
Постепенно Дориан становится совершенно другим человеком. Это больше не тот робкий юноша с которым познакомился Уоттен. Подобно Генри, он становится немного циничным ко многим вещам. Дориан начинает пользоваться своей красотой, влияя на людей.
Красота неоспорима. Она имеет высшее право на власть и делает царями тех, кто ею обладает.
После одного случая (не буду спойлерить) главный герой замечает, что его портрет немного изменился. На портрете в месте где раньше была улыбка появилась зловещая ухмылка. Дориан, естественно, пугается этого, но вместе с испугом к нему приходит осознание. Портрет меняется в зависимости от его поступков.
Ну, а что дальше происходило с Дорианом и его портретом узнаете из самого романа. Я же разберу несколько идей, заложенных Оскаром в произведение.
Главная тема «Портрет Дориана Грея» — Искусство
Главной темой романа является искусство. С него Оскар начал свое произведение (предисловие и сам рассказ). О нем постоянно рассуждал в диалогах между героями. Ему же и посвятил финал. Незримая власть картины — показатель того, что искусство — самое весомое из вещей, которые может создать человек.
В сущности, Искусство — зеркало, отражающее того, кто в него смотрится.
Искусство затмевает своего создателя, но увековечивает его имя и мастерство. Холлуорд был влюблен в прекрасное. Искусство и красота для него были одним целым. По сути для художника красота — это и есть искусство. Он стремился увековечить ее с помощью своего мастерства работать с кистью. Но в тоже время, искусство становится причиной множества обвинений со стороны Дориана и печальной участи художника. Из-за этой трагичности искусство еще больше возвышается в глазах читателя.
Оскар Уайльд восторгается искусством и прекрасным, потому даже пишет эти слова с большой буквы.
Подробнее, тема «искусства, театра и масок» раскрыта в статье, посвященной произведению «Соммерсета Моэма — Театр».
О бвинение художника Бэзила Хоурда
Постепенно Дориан становится параноиком. Он охраняет свой портрет и никого к нему не подпускает, ведь человек, увидевший душу картину, непременно расскажет о ней всем. Грей осознает, что попал в ловушку из которой не знает как выбраться. Ну и, конечно же, он начинает винить в этом кого-то другого.
Первым под руку Дориана попадает художник. Он пропитывается необычайной ненавистью к создателю своего портрета и из-за этого впадает в крайности. Ведь, по мнению главного героя, если бы портрета не было, то все шло бы своим чередом (Дориан бы старел и не терял свою добродетель), следовательно и виноват творец, а не он сам.
Генри в «Портрете Дориана Грея»
Позднее, еще одним виновником своей безнравственности Дориан считает Генри Уоттона. Ведь именно Генри в «Портрете Дориана Грея» сделал из него циника. Генри восхвалял его красоту и побудил пожелать, чтобы вместо него все грехи и старость принимал портрет.
Да, лорд Генри безнравственен. У него философия циника, по отношению к искусству. Но в сравнении с главным героем, Генри Уоттон не причиняет никому страданий своей философией гедонизма. Его мысли не могу причинить вред, пока они не перерастают в действия.
Дориан считает что, виноват художник (что по сути смешно) и Генри (который никому не вредит своими мыслями). Получается, что Дориан сам виновен в своих пороках. Красота, именно красота сподвигла его к этому, хотя как говорил Бэзил — человек с таким лицом не может быть безнравственным.
Проблема безнаказанности в романе
Портрет Дориана — это отражение его души и совести. Настоящие чувства главного героя уступили лицемерию, добродетель забыта, жестокость в поступках становится в порядке вещей. Портрет никак не управляет жизнью своего владельца и не наказывает его. Портрет лишь безмолвно отображает безнравственность и жестокость души владельца.
Только изображение покажет расплату за поступки Дориана. Тут выступает проблема безнаказанности действий человека из высшего общества. Он ведет ужасный образ жизни, уничтожая людей своей красотой, порой даже преступает закон. Но он ведь из знати, а значит законы писаны не для него.
Но все меняется, когда его поступки получают широкую огласку и становятся темой для множества сплетен и разговоров. Лишь тогда все совершенно неожиданно удивляются таким известиям. Люди делают вид, что ничего не подозревали и подумать даже не могли о тайной жизни Дориана. (Хотя, есть тут и небольшая часть правды, ведь как человек с таким лицом может быть безнравственным).
Таким образом, автор затрагивает проблемы социального и политического толка, критикуя викторианскую Англию за то, что она закрывает глаза на преступления своей элиты.
Это были основные моменты, затронутые Оскаром в романе.
Портрет Дориана Грея экранизация
Теперь поговорим об очередной экранизации романа «Портрет Дориана Грея». В 2009 вышел фильм Дориан Грей по мотива романа Уайльда. Снял его режиссер Оливер Паркер (он еще снял «Восставший из ада»). Действие фильма практически не соответствует произведению Уайльда. Но вольную трактовку романа можно простить режиссеру. Хотя бы за то, что он нашел идеального Дориана.
Выразительные глаза, красивый изгиб губ, фарфоровая кожа, завораживающая улыбка — этот юноша создан нравиться и мужчинам, и женщинам. Он светится красотой. Одним словом, Бен Барнс перевоплотился в настоящего Дориана — в такого, каким его задумал Уайльд.
Режиссер не захотел создавать очередную трактовку Уайльда. Герои экранизации проживают собственные жизни. Лишь отношения Дориана с его портретом — вот, что блестяще перенесено с книжных страниц на кинопленку. Дориан грешит, а портрет становится ужасающим. На творении художника не появляются морщины и складки. На нем появляется кровь.
Не забыл Паркер и об эстетизме. Крыши домов, будто нарисованные на холсте, крупные планы цветов, кровь на обнаженных телах сменяется кадрами с глянцево-красным джемом. Паркер доказал, что даже расчлененное тело может быть завораживающим.
В одном Паркер точно прав: история Дориана Грея могла случиться в любую эпоху. И даже уцелевший в пожаре портрет намекает на то, что она может повториться.
Будем рады видеть тебя в нашей группе в вконтакте
Портрет Дориана Грея
Портрет Дориана Грея | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
The Picture of Dorian Gray | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первое издание романа в Lippincott’s Monthly Magazine | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Жанр: |
---|
Год | Название фильма | Страна производства | Режиссер | Исполнитель роли Дориана Грея | Примечание |
---|---|---|---|---|---|
1910 | Dorian Grays Portræt | Дания | Аксель Стрём (дат. Axel Strøm ) | Вальдемар Псиландер (дат. Valdemar Psilander ) | |
1913 | The Picture of Dorian Gray | США | Филлипс Смолли (англ. Phillips Smalley ) | Уоллас Рид (англ. Wallace Reid ) | |
1915 | The Picture of Dorian Gray | США | Мэтт Мур (англ. Matt Moore ) | ||
1915 | Портрет Дориана Грея | Российская Империя | Всеволод Мейерхольд | Варвара Янова | |
1916 | The Picture of Dorian Gray | США | Фред Даррант (англ. Fred W. Durrant ) | Генри Виктор (англ. Henry Victor ) | |
1917 | Das Bildnis des Dorian Gray | Германия | Рихард Освальд (нем. Richard Oswald ) | Бернд Альдор (нем. Bernd Aldor ) | |
1918 | Az élet királya | Венгрия | Альфред Деэзи (венг. Alfréd Deésy ) | Норберт Дан (венг. Norbert Dán ) | Бела Лугоши в роли лорда Генри |
1945 | Портрет Дориана Грея | США | Алберт Луин | Хёрд Хартфилд | Премия «Оскар» за лучшую операторскую работу (Harry Stradling) |
1953 | The Picture of Dorian Gray (фильм из телесериала «Tales Of Tomorrow») | США | Франклин Шэффнер | ||
1958 | The picture of Dorian Gray (телеспектакль из серии «Il novelliere») | Италия | Даниэле Д’Анца (итал. Daniele D’Anza ) | ||
1961 | The Picture of Dorian Gray (фильм из телесериала «Armchair Theatre») | Великобритания | Чарльз Джарротт (англ. Charles Jarrott ) | Джереми Бретт (англ. Jeremy Brett ) | |
1961 | The Picture of Dorian Gray (фильм из телесериала «Golden Showcase») | США | Пол Богарт (англ. Paul Bogart ) | Шон Гаррисон (англ. Sean Garrison ) | |
1968 | Портрет Дориана Грея | СССР | Надежда Марусалова (Иваненкова), Виктор Турбин | Валерий Бабятинский, | В других ролях Юрий Яковлев Александр Лазарев, ст. |
1969 | El retrato de Dorian Gray (телесериал) | Мексика | Эрнесто Алонсо (исп. Ernesto Alonso ) | Энрике Альварес Феликс (исп. Enrique Álvarez Félix ) | |
1970 | Dorian Gray | Великобритания Италия ФРГ | Массимо Далламано (итал. Massimo Dallamano ) | Гельмут Бергер (нем. Helmut Berger ) | |
1973 | The Picture of Dorian Gray (телефильм) | США | Гленн Джордан (англ. Glenn Jordan ) | Шейн Брайант (англ. Shane Briant ) | |
1976 | The Picture of Dorian Gray (фильм из телесериала «BBC Play of the Month») | Великобритания | Джон Горри (англ. John Gorrie ) | Питер Фёрт (англ. Peter Firth ) | |
1977 | Le Portrait de Dorian Gray | Франция | Пьер Бутрон (фр. Pierre Boutron ) | Патрис Александр (фр. Patrice Alexsandre ) | |
1977 | El retrato de Dorian Gray (фильм из телесериала «Los libros») | Испания | Хайме Шаварри (исп. Jaime Chávarri ) | Агустин Бескос (исп. Agustín Bescos ) | |
1983 | «Грехи Дориана Грея» | США | Тони Мэйлам (англ. Tony Maylam ) | Белинда Бауэр (англ. Belinda Bauer ) | Дориан Грей в женском обличие. Энтони Перкинс в роли лорда Генри |
1984 | Dorian Gray im Spiegel der Boulevardpresse («Образ Дориана Грея в жёлтой прессе») | ФРГ | Ульрике Оттингер | Вольное переложение: Дориан становится инструментом международного заговора. | |
2001 | Дориан Грей. Дьявольский портрет | США Канада | Аллан Голдстайн | Этан Эриксон | Малкольм Макдауэлл в роли лорда Генри |
2003 | «Лига выдающихся джентльменов» | США | Стивен Норрингтон | Стюарт Таунсенд | Использован персонаж |
2004 | The Picture of Dorian Gray | США | Дэвид Розенбаум (англ. David Rosenbaum ) | Джош Дюамель (англ. Josh Duhamel ) | |
2006 | The Picture of Dorian Gray | США | Данкан Рой (англ. Duncan Roy ) | Дэвид Галлахер (англ. David Gallagher ) | Действие перенесено в наше время. |
2007 | The Picture of Dorian Gray | Джон Каннингем (англ. Jon Cunningham ) | |||
2009 | The Picture (of Dorian Gray) | Джонатан Куртманш (англ. Jonathan Courtemanche ) | |||
2009 | Дориан Грей | Великобритания | Оливер Паркер | Бен Барнс | В роли лорда Генри — Колин Фёрт |
Мюзиклы
Дориан Грей (фильм)
Ealing Studios
Fragile Films
«Дориа́н Грей» (англ. Dorian Gray ) — художественный фильм Оливера Паркера, снятый по мотивам романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Сценарий фильма написал Тоби Финлэй (это его первый сценарий). Главную роль в фильме исполняет Бен Барнс. Премьера фильма состоялась в Великобритании 9 cентября 2009 года. Премьера в России 4 февраля 2010 года. [1] Съёмки фильма начались летом 2008 года на Ealing Studios и в различных частях Лондона [2] и закончились в октябре. Премьерский фонд Британского совета по кинематографии предоставил создателям фильма 500 000 фунтов, взятых из фонда Национальной лотереи. [2]
Слоган фильма: «Молодой навсегда. Проклятый навеки».
Содержание
Сюжет
Однажды художник Бэзил решает устроить выставку своих работ и просит Дориана одолжить ему портрет для выставки, но Дориан отказывает другу, объясняя свой отказ тем, что бережёт полотно от солнечного света. После одной из вечеринок Бэзил приходит к Дориану и настаивает, чтобы тот показал ему портрет. Дориан отводит Бэзила на чердак и показывает ему картину. Бэзил ужасается. Дориан убивает Бэзила, в этот момент на руках и шее лица на портрете появляется кровь. Дориан видит это, но завершает своё убийство, расчленив тело Бэзила на куски. После он складывает тело в старый сундук и выкидывает его с моста в Темзу.
Через некоторое время полиция находит тело и заводит дело. Узнав об этом, Дориан уезжает из Лондона путешествовать по миру. Он возвращается только через двадцать пять лет, всё такой же молодой и красивый; он видит своих друзей, которые постарели, некоторые из них уже умерли. Все шокированы внешним видом Дориана, а некоторые начинают подозревать, что тут что-то неладно. Гарри сопоставляет фотографии Дориана — одну, сделанную на премьере портрета, другую недавнюю и вспоминает связанный с ним мистический эпизод.
Дориан и Эмили женятся и собираются ехать в США, чтобы начать жизнь в Новом Орлеане. На прощальном вечере в доме Гарри Дориан ищет его, и видит из окна, как тот садится в карету и спешно уезжает. Дориан бежит за каретой, которая подъезжает к его дому. Он уже понимает, что Гарри на чердаке и бежит прямо наверх, где застает Гарри, пытающегося снять бумагу с уже упакованного портрета. Дориан пытается его остановить, говоря, что это портрет его дедушки, но Гарри не слушает; во время спора Гарри замечает в коробке, стоящей в углу чердака, шарф убитого два десятка лет назад Бэзила. Дориан кидается к Гарри и с извинениями душит его, но тут они оба слышат голос Эмили снизу; воспользовавшись секундной заминкой, Гарри хватает шпагу, ударяет ею Дориана и отбрасывает его от себя. После чего срывает бумагу с портрета и видит там ужасающую картину: старый лысеющий урод в шрамах, со впавшим от сифилиса носом, лишь правым глазом похожий на Дориана, весь в крови и с опарышами в зубах злорадно смотрит на зрителя. Гарри хватает стоящую на столе керосиновую лампу и кидает её в портрет, тот загорается. Лицо Дориана темнеет и искажается. Гарри выбегает из комнаты и запирает на ключ дверную решетку, потом срывает со стены светильник, из трубы которого начинает идти газ. Эмили взбегает на чердак и умоляет Дориана дать ей ключ, чтобы она смогла выпустить его из охваченной пламенем комнаты, но Дориан отпускает её пальцы и говорит, что его сердце навсегда принадлежит ей. Гарри хватает Эмили и силой уводит, потому что дом должен вот-вот взорваться. Грей, твёрдо решивший заплатить за свою ошибку, берёт шпагу и пронзает ею ненавистный портрет. Полусгнившая картина кричит нечеловеческим голосом, и всё её уродство начинает возвращаться к законному владельцу — к Дориану. Портрет становится объёмным и рычит на Дориана. Он уклоняется и мигом стареет, но на картине ещё остались следы его прошлого. Он пронзает картину шпагой во второй раз и за несколько секунд до взрыва Дориан-человек становится живым воплощением своего портрета, после чего сгорает.
После этих событий Эмили уезжает от отца и отрекается от него, не может его простить. Гарри надеется на то, что она когда-нибудь захочет его выслушать. После этого он идёт в заброшенную каморку дома Грея, и мы видим, что портрету Дориана вернулся первоначальный вид, хоть у него и обгорела рамка. Гарри тяжело вздыхает, после чего наступает темнота, в которой видны только светящиеся глаза портрета.
Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея»
Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея»
Английская литература внесла огромный вклад в мировую культуру. Эта страна породила немалое количество самобытных и ярких писателей. Девятнадцатый век воспринимается, как период рассвета Великобритании и в политике, и в экономике, и в культуре. На излёте этого важного для всех англичан века и творил Оскар Уайльд, ставший, пожалуй, лицом самого этого периода, и одним из наиболее известных по всему миру английских писателей наряду с Уильямом Шекспиром и Джорджем Оруэллом. Наиболее известным творением Уайльда, с которым в наши дни и ассоциируется этот писатель, является роман «Портрет Дориана Грея».
История создания
История написания романа «Портрет Дориана Грея» откроет читателю многие интересные факты.
Девятнадцатый век в Англии вошёл в историю под названием «Викторианская эпоха». Наряду с колоссальными достижениями научно-технического прогресса и британской дипломатии особенностью этого периода стало установление в высших кругах английского общества строжайших морально-этических рамок. Верхи английского общества стремились к рафинированию своей жизни, созданию ослепительного внешнего эффекта, за которым, однако, по-прежнему скрывались многочисленные пороки и моральное разложение.
Искусство декаданса, в котором и работал сам Уайльд, родилось во многом из протеста части английской интеллигенции против такого жизненного уклада, взращивавшего лицемерие, высокомерие и снобизм. Вместо того, чтобы маскировать болезни общества, включая собственную порочность, декаденты стремились обнажить их, выставить напоказ, даже находя в этом некоторое удовольствие. Вдохновения для своего творения Оскар Уайльд черпал из готических романов и драматических произведений эпохи Просвещения, среди которых был небезызвестный «Фауст» Иоганна Гёте, из которого он подчеркнул мистику и общую мрачность.
Автор написал роман всего за две недели и на спор: он решил доказать, что сможет в рекордные сроки написать самую громкую книгу, о которой будут говорить абсолютно все. Он выиграл пари: Портрет Дориана Грея стал ошеломляюще известным и резонансным творением, правда, со знаком «минус». Большинство читателей из высших слоев увидели на страницах оскорбление в свой адрес.
Оскар Уайльд был осужден за свой роман и сидел в тюрьме по обвинению в нарушении моральных норм и оскорблении общества. Да-да, пуританская Англия тоже высоко слишком ценила свое достоинство, чтобы позволить его оскорбить без уголовного преследования.
Жанр и направление
Уайльд творил в абсолютно новом на тот момент времени литературном направлении для мировой литературы, имя ему модернизм. Писатель не стремится к дотошному отображению реальности, ставя саму идею и средства выразить её выше непосредственной реалистичности происходящего. Структура произведения далека от классической, повествование подаётся эпизодами и со стороны нескольких персонажей.
Жанр «Портрета Дориана Грея» можно определить, как роман. Повествование охватывает длительный промежуток времени и включает в себя большое число персонажей. События, описываемые в романе, оказывают значительное влияние на мир самой книги и имеют значительные последствия.
Суть: о чём роман?
Роман «Портрет Дориана Грея» рассказывает, как однажды талантливый художник Бэзил Холлуорд, разговаривая с лордом Генри Уоттоном рисует портрет своего друга – Дориана Грея. Когда разговор заходит о самом Дориане, лорд Генри начинает очень интересоваться юношей.
Лорд Генри начинает осуществление своего замысла: он желает развратить наивного и чистого Грея, сделать его таким же порочным, как и он сам.
Лорд Генри советует Дориану продолжать жить, как ни в чём не бывало, не терзая себя чувством вины. Грей поддаётся сладким речам Уоттона, и с этого момента начинается его падение. Внешне герой остаётся прежним, однако портрет, созданный Холлуордом, начинает постепенно преображаться: на лице нарисованного на нём Дориана появляется жёсткая морщинка. Юноша понимает, что портрет берёт на себя всё зло, которое он творит, а сам Дориан остаётся таким же прекрасным и молодым.
Проходит двадцать лет. Дориан окончательно принимает жизненную философию Лорда Генри, ведёт порочный образ жизни и так же, как и Генри когда-то, развлекается тем, что увлекает за собой в пучины порока молодых людей. За всё это время герой не постарел ни на день, и только его портрет становится всё отвратительнее и отвратительнее.
Однажды судьба снова сводит Дориана с Бэзилом Холлуордом, который возмущён поведением своего друга и пытается его вразумить. В ответ на упрёки Грей показывает Бэзилу злополучный портрет, на котором вместо прекрасного юноши изображён мерзкий старик. Холлуорд приходит в ужас, Дориан, однако, тоже теряет над собой контроль, начиная винить художника в своём грехопадении, и в гневе убивает его.
Однако Дориан чувствует не облегчение, а только лишь опустошённость и одиночество. Старик на злополучном портрете становится ещё более омерзительным, чем раньше. Герой пытается встать на путь исправления отпуская деревенскую девушку, которую он хотел опорочить, но, взглянув на портрет, увидел, что этот добрый поступок был всего лишь проявлением тщеславия. Обезумев, Дориан бросается на картину с ножом. На утро слуги находят в доме Грея портрет прекрасного юноши и лежащего рядом с ним старика с ножом в груди. По перстню они узнают в мертвеце Дориана Грея.
Главные герои и их характеристика
Дориан Грей
Прекрасный и наивный юноша с золотыми кудрями. Мечтателен и себялюбив. Ведомый и слабовольный человек, которого соблазняет вседозволенность гедонизма. Испытывает отвращение перед материальным миром, предпочитая прятаться от него в мире эстетики. Из-за этого истинные чувства Сибиллы вызывают у него отвращение, а духовная слабость и ветреность делают его лёгкой добычей для искусителя лорда Генри.
Лорд Генри Уоттон
Бэзил Холлуорд
Молодой человек. Талантливый художник, ценящий искусство и красоту больше всего на свете. Преклоняется перед Дорианом Греем. Желая спасти его душу, вступает в схватку с Уоттоном, но из-за своей нерешительности терпит сокрушительное поражение, которое приводит к падению Дориана и смерти самого Бэзила.
Сибилла Вэйн
Симпатичная и одаренная девушка. Актриса захудалого театра. Любовь к Дориану пробудила в ней искренние чувства. Она стала презирать театр и своё место в нём, видя неискренность и наигранность всего, что происходит на сцене. Девушка попыталась по-новому сыграть роль Джульетты, вкладывая в эту роль свои искренние чувства, однако ни зрители, ни сам Дориан не оценили её игры. Сам Дориан отверг Сибиллу, что толкнуло девушку на самоубийство.
Тематика в романе «Портрет Дориана Грея» охватывает все популярные мотивы в литературе, но раскрыты они не типично и с мастерством настоящего писателя:
Любовь – на примере Сибиллы Уайлд показывает, как чувство любви может заставить человека переосмыслить всю его жизнь, сделать его лучше и искреннее. Но в то же время писатель говорит о том, что искренним эмоциям нет места в обществе, погрязшем в пороках и эскапизме.
Мистика – в основе сюжета лежит художественное допущение. Магическое свойство портрета, созданного Бэзилом, показывает нам развитие персонажа Дориана, его истинные чувства, и в итоге приводит его к трагическому концу.
Искусство в романе жёстко противопоставлено реальной жизни. Персонажи романа – Дориан и Бэзил, принципиально отказываются жить в реальном мире, который вызывает у них страх и отвращение. Творчество автор наделяет магическими свойствами, образуя романтическое двоемирие. Истинный характер Дориана сталкивается с его обманчивой ангельской наружностью, которую навечно запечатлела волшебная кисть одаренного художника.
Добро и зло – устами Лорда Генри Уайльд говорит об относительности традиционных моральных ценностей и самих понятий добра и зла в лицемерном обществе, в котором люди стремится лишь к внешним проявлениям добродетели, внутри оставаясь ничтожными и греховными.
Красота – по мнению писателя, настоящая красота есть только в искусстве и стоит выше реальной жизни. Тот, кто хочет достигнуть настоящего совершенства, должен отринуть скучную реальность. Немногие люди на это способны, и лишь единицы способны таким образом обрести счастье.
Проблематика в романе «Портрет Дориана Грея»
Гедонизм – писатель с особым удовольствием вырисовывает картину разврата и морального разложения английского общества. Именно по этому пути идут лорд Генри, а за ним Дориан Грей и сотни других молодых людей. Уайльд показывает, что порок неизбежно приводит человека к полному краху. Только исключительные люди, вроде лорда Генри, способны удержать баланс и не погубить себя.
Судьба художника – на примере Бэзила Оскар Уайльд показывает, как искусство может влиять на жизнь людей, пробуждать в них чувства и показывать вещи такими, какие он есть на самом деле. К несчастью для художника, ответственность творца чаще всего оказывается слишком велика для обычного человека, и ничего, кроме разочарования и страданий, настоящего художника не ждёт.
Отчаяние – итог героя закономерен. Выбрав путь разврата и лицемерия, Дориан Грей пришёл к одиночеству и отчаянию, которые свели его с ума и привели к гибели.
Лицемерие ханжества. Общество одержимо показной добродетелью, но на самом деле оно лишь скрывает свои подлинные чувства за маской праведника. Так, многие знакомые лорда Генри сначала идут в церковь, а потом с улыбкой ловят каждое слово атеиста.
Основная идея
Оскар Уайльд создал провокационное произведение, в котором показал высший свет английского общества в максимально неприглядном свете. Лицемерие и разврат показаны, как неотъемлемая часть жизни аристократов, которые соблюдают лишь внешние приличия. Метафора портрета лишь усиливает впечатление: на светских приемах мы видим собрание картин с застывшими масками, а реальные люди раскрываются в притонах, кабаках и других местах, где можно не прятать свою порочность. Такова главная мысль романа «Портрет Дориана Грея».
В книге писатель рассуждает о том, как человек может бороться с несовершенством мира: сбегать ли от него в совершенный мир искусства, как Бэзил, или принять правила игры и обратить их себе на пользу, как лорд Генри? В любом случае устранить царящую в обществе подлость не удается, и Дориан становится жертвой этой закономерности: он погиб под тяжестью своей лжи, не выдержав конфликта своей реальной сущности с тем, что он изображает на публике. Смысл романа «Портрет Дориана Грея» отсылает нас к классическому сюжету о сделке с дьяволом: рано или поздно человеку приходит счет, и он расплачивается душой за то, что выторговал на перекрестке. Дориан отдал душу за красоту и молодость, но все это обратилось в иллюзию: наедине с собой герой все равно ощущал старение.
Чему учит?
«Портрет Дориана Грея» заставляет задуматься о том, к чему человек может прийти, если уступит своим самым низменным желаниям. Из романа человек может подчеркнуть важность самоконтроля и сдержанности, а главное — честности перед самим собой. Мораль книги заключается в необходимости принять свою сущность без купюр и признать свою порочность, а не вести двойную жизнь на потребу дня.
Это произведение подчёркивает значимость настоящего искусства, но в то же время говорит о том, как опасно всю жизнь гоняться за призрачной красотой, избегая окружающей действительности.
Критика
Современники писателя не просто не приняли роман Уайльда, но обрушились на него с гневной критикой. Главным противником автора стал литературный критик Генлэй, который, приводя в пример скандальные подробности жизни Уайльда, который в действительности был весьма спорной личностью, пришёл к выводу, что роман призван не осуждать разврат, а призывать к нему. В итоге из-за своего творчества и непорядочного образа жизни Оскар Уайльд предстал перед судом и был приговорён к тюремному строку.
В ответ на 216 печатных откликов на «Портрет Дориана Грея» Уайльд написал более 10 открытых писем в редакции британских газет и журналов, объясняя, что искусство не зависит от морали.
Только после смерти писателя публика смогла по-новому взглянуть на роман, увидев в нём не растлевающее умы молодёжи чтиво, а один из самых нравственных и остроумных английских романов.