дорога белев козельск в каком состоянии на 2021 год
Оптина пустынь — Козельск — Белёв — Болхов — Орёл — Мценск — Спасское-Лутовиново
① Введенская Оптина Пустынь — ставропигиальный (статус, обозначающий независимость от местной епархиальной власти и подчинённость непосредственно патриарху или синоду) мужской монастырь в 2-х километрах на северо-восток от Козельска. По преданию, основан в конце 14 века раскаявшимся разбойником по имени Опта. Первые письменные свидетельства об Оптиной пустыни относятся к царствованию Бориса Годунова.
Купленный там квас никому из нас не понравился — жидкий и кислый.
② Козельск — город на левом берегу реки Жиздра (приток Оки) в 72 км к юго-западу от Калуги. Впервые упоминается в 1146 году составе Черниговского княжества.
К сожалению, не доехали до урочища «Чертово городище» — места, где остановился ледник, и сохранились реликтовые доледниковые растения.
От Козельска до Белёва интересная дорога — мало того, что она вся разбитая, в середине несколько километров грунтовки.
③ Белёв — город на левом берегу Оки в 114 км к юго-западу от Тулы, в 105 км к югу от Калуги и в 101 км к северу от Орла. Впервые упоминается, как и Москва, в летописи за 1147 год.
Белёв славится пастилой, изготавливаемой OOO «Белёвские Сладости» по оригинальной рецептуре фабрики А. Прохорова 1888 года. Мы, конечно же, закупились и пастилой, и хрустилой, и зефиром в шоколаде, и мармеладом.
По совету продавщиц зефир в шоколаде купили развесной («кроме цены он ничем не отличается от коробочного»). Нам он не слишком понравился (на мой вкус «Шармель» однозначно лучше), к тому же знакомая, которая ела коробочный, сказала, что коробочный другой.
④ Болхов — город на реке Нугрь (приток Оки) в 55 км к северу от Орла. Первое упоминание относится к 1196 году.
Поездка в Козельск и Оптину Пустынь
За пару дней до ТО-1, которое было уже описано записью выше, у меня выдалась поездка в Тулу, в процессе которой я решил сделать небольшой крюк и посмотреть старинный русский город Козельск и расположенную неподалеку Оптину Пустынь — один из знаменитых русских монастырей.
Путь лежал от дачи в р-не Звенигорода-Голицыно.
Выехали мы утром, хоть и не слишком рано. Суббота — не самый удачный день для путешествия летом, потому как в первой половине дня дороги наводнены дачниками — теми, кто не доехал до своих фазенд в пятницу вечером. Поэтому я не поехал по малой бетонке, а проехал по Можайке и Минке до большой бетонке и оттуда уже завернул по направлению к Калуге.
Ошибкой было то, что я свернул не на Калужское шоссе, а несколько раньше на Киевское. Оказалось, что Киевка после большой бетонки вся в ремонте, и чуть ли не бОльшую часть маршрута приходилось ехать по узенькому коридорчику, огороженному бетонными блоками, что очень утомительно, когда это не километр и не два, а десять или пятнадцать. В конце концов устаёшь, и начинаешь бояться, что случайно дернешь слегка руль и приложишься к бетонному ограждению.
Следующим крупным пунктом оказался Обнинск — его бы объехать по касательной, но по не знанию въехали в него так, что практически весь город пришлось по кругу объехать, пока опять не ушли на Киевку.
Оттуда уже путь лежал на Калугу, которую проехали по краю и ушли на трассу к Перемышлю и Козельску.
Не доезжая Козельска завернули в Оптину Пустынь — основан монастырь еще в 15 веке, при советском режиме тут были сначала какие-то пансионаты, потом концлагерь, в котором, в частности, содержали 5000 пленных польских офицеров перед их отправкой в Смоленск, где они были расстреляны под Катынью.
Уже в наши дни монастырь, восстановлен — несколько красивых церквей, ухоженная территория, множество паломников и просто посетителей.
Из Оптиной Пустыни мы двинули в сам Козельск, рассчитывая там перекусить. Однако Козельск это маленький городок, никаких торговых центров и сетей общественного питания. Можно часок погулять, посмотреть историческую часть — это всего одна улица, сохранились в основном здания 19 века.
Из Козельска нужно было уже двигать на Тулу — мы выбрали дорогу на Белёв и оттуда на Одоев, а от Одоева до Тулы уж рукой подать — километров 120.
Дорога из Козельска до Белева (порядка 35 км) это конечно не для жизнерадостной бодрой прогулки. Асфальтированная часть вся в заплатах, хотя дыр и не было (видимо, недавно латали), но быстро ехать не хочется — 60-70 км/ч. В паре отрезков асфальта нет, едешь по грунтовке в клубах пыли, переваливаясь в довольно ощутимые ямы и благодаришь бога, что едешь на Куге. Конечно, и простая легковушка бы там проехала, но на Куге в разы комфортнее и сподручнее.
Пред самым въездом в Белёв дорога становится совсем стремная — хаотично накиданные бетонные плиты, между которыми ямы в два колеса. Проедешь только на танке. Причем весь центр города такой — не представляю, как там местные ездят. Потом на заправке мне сказали, что это бывшая военная дорога, значит действительно на танках там катались.
Но это был самый экстремальный участок нашего пути. Потом шоссе мимо Одева и до Тулы очень хорошее и отремонтированное — 120 км легко за полтора часа пролетаешь.
Таким образом, наш автопробег завершился в Туле вечером, всего мы проделали более 460 км.
Ехать на Куге одно удовольствие и никакой усталости посчле почти 500 км пути не чувствуется.
Несколько фотографий: Оптина Пустынь, Козельск и дорога на Белёв.
Вот, бывает, собираешься-собираешься куда-нибудь несколько лет – все никак ноги не дойдут, а потом бац – и в один момент срываешься с места. В мае мы умудрились отправиться в четырехдневную поездку с литературно-историческим акцентом. Так же и в конце августа в последние теплые выходные выяснилось, что у моего любезного супруга есть дела в Калужской области, недалеко от прославленной Оптиной Пустыни. В эту обитель мы успешно и безрезультатно уже лет шесть собираемся. А тут такой шанс: совместить дела с культурно-образовательной составляющей.
В путь отправились без ясного плана, но результат превзошел все ожидания. Которых, впрочем, особо и не было. Тем приятнее «разочароваться наоборот».
Итак, продолжительность маршрута: 2 дня, 800 километров.
Содержание: монастыря — три, памятника — три, музей-усадьба писателя – одна, партизанская поляна – одна.
Карта маршрута: Одоев — Белёв – Жабынь — Оптина Пустынь – Козельск – Брянск – Овстуг — Партизанская поляна
Тула — Одоев, 80 километров
Из нескольких вариантов маршрута до Оптиной Пустыни выбрали именно эту дорогу: сфера деловых интересов поездки была связана с этим районом, да и мне было интересно увидеть два старинных русских города (еще и Белёв), которые в качестве районных центров Тульской области сейчас активно продвигают себя в качестве объектов регионального туризма.
До Одоева (теперь это поселок) добирались привычной дорогой: по этой трассе ездим за грибами в леса под Суворовом, вот только на Одоев надо повернуть раньше. Дорога хорошего качества, не сравнить с тем, что было лет шесть-семь назад.
Одоев в качестве туристического центра в концепции развития регионального туризма занимает если не центральное, то уж заметное место, это точно. Упор делается на многовековую историю бывшего когда-то на этом месте Одоевского княжества, на событийный туризм, да еще старинный прикладной промысел: в окрестностях Одоева добывали особую глину для игрушек-свистулек, нареченных по названию деревни – филимоновскими.
В Одоеве есть даже специальный музей филимоновской игрушки. Спешу сразу откреститься от любви к этому виду декоративно-прикладного творчества: при всей моей любви к разным этнографическим штукам, развить в себе чувство восхищения глиняными поделками я не могу. Но в нашем регионе филимоновская игрушка завоевала авторитет, ее изготовлением занимаются на разных мастер-классах, есть детские кружки, да и среди сувенирной продукции игрушки из Одоева прочно обосновались.
На крошечный пятитысячный Одоев приходится сразу два музея: помимо уже упомянутого музея Филимоновской игрушки есть еще и краеведческий. И вот там выставлены уникальные экспонаты: зуб и бивень слона, обнаруженные при раскопках на территории современного Одоевского района.
Именно эти находки вызвали к жизни известный афоризм: «Россия – родина слонов»!
Есть в Одоеве еще одно напоминание о выдающейся силе меткого русского слова: памятник Кузькиной матери. Так вот, если кто не знал, мама Кузьмы выглядит именно так (фотография интернетовская, сами не пошли в глубь парка):
Если на словах выглядит все очень даже задорно и увлекательно, то на деле депрессивные улицы Одоева являют собой жесткий контраст с прекрасным природным окружением: холмами и лесами. Даже не хочется выходить из машины, вот и мы ограничились самым поверхностным знакомством.
Одоев – монастырь Святого Макария Жабынского — Белёв, 50 километров
Продолжаем ехать по дороге почти отличного (на четыре с плюсом) качества.
Белёв – еще один районный центр Тульской области, в последние годы получивший внезапную известность и популярность в ЦФО (ну уж москвичи его точно хорошо знают!) благодаря возрожденному промыслу. Только это не глиняные свистульки, как в Одоеве, а вкуснейший десерт – яблочная пастила. Сегодня она завоевала авторитет и уважение под названием белевской, а изначально ее еще звали прохоровской – по фамилии купца Амвросия Прохорова, которому в светлую голову пришло изготавливать и продавать в столицах удивительное лакомство из пюре печеных яблок сорта антоновка, взбитого с патокой и яичным белком. И никакой муки!
Возрожденный промысел имеет успех: белевская пастила если еще и не подвинула тульский пряник с брендового пьедестала по узнаваемости, то уж по востребованности в качестве тульского гостинца яблочные буханки несколько лет являются куда более желанным подарком. Появились даже подделки: эти как раз с мукой в рецепте, остерегайтесь подобного суррогата!
У меня, откровенно говоря, были сомнения: откуда столько яблок для производства всей этой пастилы (хотя у нас она не всегда в магазинах, надо знать места продажи)? Так вот по дороге видели мы яблочные сады и ангары с объявлениями: «Купим яблоки и лом цветных металлов».
Кстати.
На днях увидела передачу «Бренды» по местному ТВ, где как раз был сюжет с фабрики по производству белевской пастилы. Процесс очень захватывающий: яблоки пекут в многоэтажных конструкциях, остужают, пюрируют, смешивают со взбитым яичным белком и сахаром, а затем получившуюся массу в виде пластов сушат в специальном помещении с температурой 70 градусов по Цельсию. Затем пласты склеивают белковой массой – и снова сушат. Из получившейся конструкции нарезают порционные буханочки, обваливают их в сахарной пудре и упаковывают.
Из полутора килограммов яблок получается один килограмм пастилы. Яблоки используются, помимо традиционной антоновки, и других сортов – но обязательно зеленые кисло-сладкие. Яблоки благодаря современным технологиям хранения доступны круглогодично, поэтому процесс изготовления пастилы сегодня – не сезонное, а постоянное дело.
Яблоки поступают из сельскохозяйственных предприятий области: на поставку продукции для изготовления пастилы работают 16 хозяйств. Так что белевская пастила – уникальный региональный продукт, да к тому же и очень вкусный.
Ссылка на фильм: о производстве белевской пастилы – с 20-й минуты
За несколько километров от въезда в Белёв – поворот на монастырь Святого Макария Жабынского. Это одна из главных достопримечательностей белевской земли, проехать мимо было бы неправильно.
Это, так сказать, история, а что мы встречаем на самом деле?
Монастырь довольно многолюдный в плане посетителей: мы застали несколько паломнических групп. На их микроавтобусах – специальные таблички: «Православные паломники». Группы – преимущественно из женщин почтенного возраста, но чувствуется, что они не в первый раз путешествуют вместе: знают, куда идти и что надо делать. Практически все поднимались к купели, расположенной на возвышенности над монастырем. Из источника внизу подъезжавшие на машинах набирали по десятку пятилитровых бутылей воды.
Мы такого опыта посещения монастырей не имеем. Но в этот раз я подготовилась: отправилась в поездку в платье, захватила шарф на голову и плечи укрыть. Заходим на территорию обители. Направились было по следам только что вышедшей из пристройки к церкви паломнической группы – натыкаемся на закрывающего двери священника.
— Что вы хотели?
— Не знаю, — у меня совершенно искренне плечи сами вверх взметнулись.
Ну а что мы хотели? Памятное место, историческое, святыня – вот и приехали посмотреть. Священник, видимо, понял, что мы не из числа все знающих завсегдатаев монастырской жизни, уже более мягко нас направил:
— Ступайте вот к тому храму, он открыт, вы сможете помолиться и приложиться к иконе.
Внутри никого не было, так что можно было спокойно осмотреться. Зная историю монастыря, становится понятна современная роспись стен, алтарь, только одна икона была здесь как послание из глубины веков: в массивном металлическом окладе.
Маленький монастырский садик с несколькими скамьями, отражение церкви в зелени заросшего пруда – вот это все тоже было как живое напоминание о прошлом.
Возвращаемся на дорогу, ведущую в Белёв, успевая сделать несколько фотографий городской панорамы со стороны реки Оки.
На въезде – факт о древней истории города: первое упоминание в летописи относится к 1147 году (так что Белев – ровесник Москвы).
Белёв находился на окраине русского государства, и даже в XIV веке входил в состав Великого княжества Литовского. С конца XIV века по 1558 год был центром Белевского княжества – здесь даже свои монеты чеканили. Во времена правления Ивана Грозного Белевская крепость вошла в засечную черту на южных рубежах Руси, и сам Иван Васильевич лично бывал в Белеве: приезжал осматривал рубежи и укрепления. Доподлинно известно, что царь останавливался в Спасо-Преображенском монастыре. В летописи упоминается, что Иван Грозный был здесь в 1565 году, но точное время основания монастыря неизвестно. За время основания монастыря условно принята дата – 1525 год. Как и монастырь в соседней Жабыни, обитель в Белеве в годы советской власти была закрыта.
В годы Великой Отечественной под Белевом шли бои – одни из самых ожесточенных в Тульской области. Региональные власти в прошлом году запустили поисковую экспедицию «Белевский рубеж», в ее открытии и в подъеме останков бойцов Красной Армии принимал личное участие нынешний губернатор Алексей Дюмин. Мой коллега входит в число поисковиков, так вот он рассказывал о боях в Белевском районе и соседней Калужской области – сейчас это место для постоянных поисковых операций. А ведь внешне сейчас все выглядит таким мирным и спокойным!
В Белеве мы остановились прямо под стеной Спасо-Преображенского монастыря, предварительно проехав мимо находящегося по соседству Крестовоздвиженского женского монастыря.
Вокруг и внутри монастырских стен идут ремонтные работы, и я, откровенно говоря, не была настроена на посещение внутримонастырской территории. Но здесь в буквальном смысле получилось: «Человек предполагает – Бог располагает». Я походила вокруг, пофотографировала надвратную церковь, домики вокруг монастырских стен.
И уже готова была отправиться дальше – но все-таки решили на секунду заглянуть внутрь.
И как же хорошо, что мы это сделали! Пожалуй, это место я теперь смело могу внести в число наиболее красивых и примечательных в Тульской области. Монастырь располагается на высоком берегу над рекой Окой, далеко-далеко вокруг простираются ровные поля, а над ними парят в вышине купола нескольких церквей – каждая по-своему примечательная.
На нас неизгладимое впечатление произвела церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, ее интерьер — таких изначально белых высоких стен я не припоминаю, хочется, чтобы и в дальнейшем, после реконструкции, она сохранила свою подлинную красоту.
Очень сильное впечатление производят захоронения внутри монастыря: они создают какую-то завораживающую композицию, если так уместно будет выразиться.
Одна из добровольных помощниц монастыря взялась нам рассказать о сегодняшнем дне обители, причем недостаток знаний у нее компенсировался огромным энтузиазмом. Она даже все нас хотела отправить вниз по обрывистому берегу к роднику через заросли скошенной крапивы – но мы решили подождать благоустройства и появления все-таки когда-нибудь металлической лестницы.
Покидаем Белёв с чувством «не зря», теперь даже пастилу буду покупать уже совершенно с другим отношением!
Белёв – Оптина Пустынь — Козельск, 45 километров
Если штатный навигатор в машине упорно не желает прокладывать маршрут между двумя населенными пунктами – то он знает, что ожидает нашу труженицу-автомобилю, которая пашет всеми своими четырьмя колесами, не зная ни сна, ни роздыха с такими владельцами. Вот и в этот раз он не видел в упор этого участка и вел назад – через Калугу, лихо плюсанув к маршруту 70 километров. Но нам надо было именно напрямик – здесь находилась сфера интересов деловой части поездки. К тому же, айфон дорогу видел.
Некоторые сомнения во вменяемости «автобана» у нас, все-таки возникли: даже обратились с уточнением к двум невесть откуда взявшимся на выезде из города дпс-никам:
— До Козельска доедем?!
Доехать-то доедем, но дорога – как в сказке: чем дальше – тем страшней. Уже не раз имели удовольствие убедиться, что на третьестепенных дорогах между областями после последнего населенного пункта дорога исчезает в принципе и превращается в направление.
Вот тут я даже слегка порадовалась, что не успели машину помыть: через полчаса езды по такой дороге и окрестным полям нашу красотку было не узнать под слоем песка и пыли.
Но всему на свете приходит конец, даже последние километров пятнадцать проехали по совершенно нормальной асфальтовой дороге (это когда уже начались населенные пункты Калужской области).
В половине пятого вечера добрались до Оптиной Пустыни. Я опасалась, что время уже достаточно позднее, монастырь, живущий в соответствии со строгими правилами, уже может закрыться для посещения. Но в этот довольно поздний час парковка была полна автомобилями, автобусов, правда, уже почти не было. То, что они должны быть, сомневаться не приходится: Оптина Пустынь – одно из самых известных мест православного паломничества.
Вот сейчас я подобралась к самому сложному в своем рассказе: у меня нет права каким-то образом характеризовать многогранную деятельность прославленного российского монастыря, я человек совершенно далекий от того, что можно назвать «православным паломником» — а таких здесь, все-таки, большинство. И приезжают они помолиться, отстоять службу.
Тем не менее, я себя считаю человеком достаточно любознательным, уважающим историю своей страны, поэтому считаю совершенно правильным желание посетить столь знаковое место. Тем более, что у Оптиной Пустыни с русской литературой – давние связи. Достаточно сказать, что среди тысяч паломников здесь были Гоголь и Достоевский. Вот с этой точки зрения мы и попытаемся посмотреть на обитель. Кстати, почему «пустынь»?
«Пу́стынь — монашеское поселение в традиции православия, обычно удалённый от основного монастыря скит, располагавшийся в незаселённом людьми месте. Прежде пустынями называли небольшие мужские монашеские общины, имевшие обычно не более одного храма. В дальнейшем такой монастырь мог значительно вырасти в размерах, но сохранить в своём названии слово пустынь».
Случайных посетителей здесь нет: это понятно по дресс-коду. Длинные платья, покрытые головы, отсутствие косметики. Первый раз такое видела: помимо традиционных платков и юбок-фартуков для общего пользования перед входом здесь практикуются еще такие накидки-пелерины – для случаев, если одежда без рукавов. В таких веселеньких пелеринах даже мужчины щеголяли. Среди пестрой толпы посетителей монахи и священники выделяются издалека: когда человек в длинном черном облачении стремительно идет – он похож на огромную летящую птицу.
Первое впечатление, которое получаешь, вступив на монастырскую территорию, — это сад. Цветущий Эдем. Вдоль главной «улицы» напротив друг друга расположено несколько церквей. Так вот левая сторона – это сплошное утопание в цветах и зелени. Даже не верится, что когда начинались восстановительные работы в обители в конце 1980-х, заросли крапивы и бурьяна были выше человеческого роста. Сложно представить, что в годы советской власти здесь чего только не было – включая концлагерь для заключенных-поляков: более четырех тысяч польских военных отсюда были отправлены в Катынь. Сейчас в эту страницу истории монастыря невозможно поверить.
С правой стороны находятся захоронения: пожалуй, это одна из самых волнительных составляющих посещения монастыря.
Надписи на могильных камнях – это краткое жизнеописание, уважительное – и очень личностное. Прочитав такую эпитафию, можно сразу представить человека:
«Под сим храмом погребено тело Схимонаха Иоанникия. Он родом Калужской губернии, Жиздринского уезда, из пономарей села Толстошева. Поступил в число братства сей Оптиной пустыни в 1802 году, пострижен в монашество в 1806 году Сентября 19 дня, а в схиму 1810 году в Апреле месяце, в иноческих подвигах преуспевал в особенности послушанием, тихостию и кротостию с блаженною простотою и незлобием. Имел нелицемерную любовь к Настоятелю и ко всей во Христе братии. К церковной Божией службе притекал первый и исходил последний. Почил о Господе с миром 1815 года Апреля 30 дня. На 55 году от рождения своего, а тело его погребено Мая 2 дня в день недельный.»
«Иеросхимонах Платон, в мире Павел Степанович Покровский, сын священника Тамбовской губ., студент семинарии, был 12 лет наставником Липецкого Духовного Училища. В 1842 г. поступил послушником в Оптину Пустынь, где прожил 41 год. Знаток любитель нотного пения, он не малое время был регентом монастырского хора и обучал других пению. Под конец жизни был духовником богомольцев. пострижен в схиму, скончался 17 сент. 1884 г.»
«Схимонах Карп (Алексеев).… славный подвижник и слепец из крестьян. Подвизался в обители с 1833 г. по 1866 г., сперва звонарём, а потом более 20 лет в монастырской хлевне. Весь день проводил в тяжёлом послушании, а ночь почти всю в рукоделии и молитве. Кротость и молчание, со всегдашним самоукорением, приветливое обращение с братией и непрестанное понуждение себя на всё благое были отличительные черты сего подвижника. Скончался 13 марта 1866 г. По смерти лицо его стало так благообразно, что все удивлялись сему.»
А вот скромная надпись – для тех, кому имя и фамилия могут быть знакомы:
«Штабс ротмистр Сергей Николаевич Челищев, родился 30 августа 1823 г. Скончался 21 марта 1869 г. на 46 г. от рождения.»
Ровно в пять часов на монастырской колокольне грянул перезвон – да такой, что будто целая симфония; из открытых настежь окон всех церквей раздалось пение; почти все паломники, что только что были вокруг, вдруг все разом оказались внутри, за церковными стенами – признаюсь, сердце екнуло. Да что я — такие люди отсюда выходили с душевным волнением!
О посещении Достоевским Оптиной Пустыни я нашла очень интересную статью: «ДОСТОЕВСКИЙ И ОПТИНА ПУСТЫНЬ», автор — протоиерей Геннадий Беловолов, источник — журнал «Покров». Воспользуюсь выдержками из этой работы:
«Поездка Ф.М. Достоевского в Оптину пустынь в июне 1878 г. была одним из важнейших событий духовной жизни писателя. Вызванная личным переживанием смерти младшего сына Алеши, она во многом определила творческие идеи и характер романа «Братья Карамазовы». Встреча с Оптинским старцем Амвросием подвела итог многолетним духовным и творческим исканиям писателя.
Об этой поездке сообщают все биографии и биографические очерки жизни Достоевского.
Достоевский пробыл в Оптиной пустыни три дня, или двое суток, что подтверждается также записью в монастырской «Книге записей приезжающих посетителей», где пребывание писателя помечено 25, 26, 27 числами июня».
Далее автор статьи уточняет, что эти даты были не случайными: 24 июня празднуется праздник Рождества Иоанна Предтечи, который являлся престольным праздником скита Оптиной пустыни. С этим праздником совпала скорбная для писателя дата – сороковины памяти сына Алеши (умер 16 мая 1878 г.). По мнению автора статьи, Достоевский приезжал в Оптину, имея и более конкретную цель — совершить поминовение сына на сороковой день его смерти:
«В монастырях традиционно заказывалось не только разовое поминовение, но оставлялось также поминовение на год, или на несколько лет, или так называемое вечное. Можно предположить, что Достоевский оставил поминовение на какой-то срок и имя «усопшего младенца Алексия» возносилось в Оптиной после Достоевского достаточно долго».
Общее впечатление о пребывании писателя в Пустыни отражено в книге «Воспоминания» жены Федора Михайловича — А.Г. Достоевской:
«Вернулся Федор Михайлович из Оптиной пустыни как бы умиротворенный и значительно успокоившийся и много рассказывал мне про обычаи пустыни, где ему привелось пробыть двое суток. С тогдашним знаменитым старцем отцом Амвросием Федор Михайлович виделся три раза: раз в толпе при народе и два раза наедине – и вынес из его бесед глубокое и проникновенное впечатление. Когда Федор Михайлович рассказал старцу о постигшем нас несчастии и моем слишком бурно проявившемся горе, то старец спросил его, верующая ли я, и когда Федор Михайлович отвечал утвердительно, то просил передать мне его благословение, а также те слова, которые потом в романе старец Зосима сказал опечаленной матери Из рассказов Федора Михайловича видно было, каким глубоким сердцеведом и провидцем был этот всеми уважаемый старец».
Далее автор статьи делает неожиданный поворот:
«Однако есть еще один неучтенный «мемуарист» – сама Оптина пустынь. Дело в том, что посещение Достоевским Оптиной пустыни не осталось незамеченным и запечатлелось не только записью в «Книге приезжающих посетителей». Существуют отдельные высказывания Оптинских старцев о Достоевском, косвенные оценки и случайные суждения, предания и рассказы монахов.
Наиболее значительное суждение о Достоевском принадлежит великому Оптинскому старцу иеросхимонаху Амвросию (Гренкову; 1812–1891). Оно было зафиксировано и впервые опубликовано духовным писателем Е.Н. Поселяниным Е.Поселянин опубликовал в «Душеполезном чтении» очерк «Отец Амвросий: его советы и предсказания», в котором привел слова старца Амвросия о Достоевском после их келейной беседы наедине: «Отец Амвросий постиг сущность смирившейся души писателя и отозвался о нем: «Это – кающийся».
Покаяние – начало и основа духовной жизни в христианстве. Акт покаяния является практическим выражением веры, ибо покаяние невозможно без объекта покаяния – Бога. Кающийся – значит сущностно верующий, правоверующий, православный. Глубина покаяния показывает степень облагодатствованности человека. В церковном смысле даже святость подвижника определяется мерою его покаяния.
Слова старца Амвросия о Достоевском можно без преувеличения назвать онтологической оценкой («постиг сущность») и высшей духовной «похвалой», когда-либо изреченной о писателе. В периодически возникающей, начатой еще Леонтьевым полемике о православности Достоевского необходимо прежде всего вспомнить это суждение старца Амвросия Оптинского, которое является словом святого преподобного отца Русской Православной Церкви.
Интересно сравнить отзыв старца Амвросия о Достоевском со столь же кратким, но совершенно противоположным по смыслу его отзывом о Л.Н. Толстом. И.Концевич со слов Эльмера Мода, «друга и биографа Толстого», описывает последнюю встречу Толстого и старца Амвросия в 1890 г. (за год до кончины последнего): «Войдя к старцу, Толстой принял благословение и поцеловал его руку, а выходя, поцеловал в щеку, чтобы избежать благословения. Разговор между ними был столь острым и тяжелым, что старец оказался в полном изнеможении и еле дышал. «Он крайне горд», – отозвался о нем отец Амвросий».
Покаяние и гордость – диаметрально противоположные понятия. Гордость – это отсутствие, невозможность покаяния, и, наоборот, покаяние – преодоление гордости. Пожалуй, о Толстом так кратко и так емко тоже никто не говорил».
И – неожиданный и парадоксальный вывод автора статьи:
«Литературный герой определил восприятие действительности. Роман «Братья Карамазовы» для русской читающей публики стал своего рода путеводителем по Оптиной».
Снисходительно относясь к желанию светских паломников найти «яркие подробности» пребывания знаменитых писателей в обители, оптинские монахи сложили «легенду о сломанном стуле», которую можно отнести к жанру монастырского – или околомонастырского – фольклора. Якобы во время эмоционального и яркого разговора Достоевского и отца Амвросия писатель сломал стул!
«Достоевский, пробывший в монастыре всего три дня, тем не менее остался в памяти Оптиной преданиями и легендами, реальными и вымышленными. Посещение Достоевским Оптиной пустыни стало не только для Достоевского событием его духовной жизни, но, как мы видели, также было примечательным событием и для истории самой Оптиной пустыни.
Можно сказать, что Оптина приняла Достоевского и запечатлела в своей памяти его образ. Более того, есть основание утверждать, что Достоевский соединился с образом Оптиной, так что уже невозможно понять и представить себе писателя без Оптиной или вне Оптиной, как, впрочем, наверное, и Оптину нельзя представить без Достоевского».
Если еще раз окажусь рядом – постараюсь снова оказаться в монастыре, только обязательно надо экскурсию заказать заранее.
Хотя дальше нам надо было ехать на Козельск, мой всезнающий супруг сначала поехал на Калугу, затем развернулся – и назад. Это дало возможность увидеть панораму монастыря в лучах вечернего солнца.
Козельск – «злой город». Это так хан Батый про него сказал. И то правда: два из пяти месяцев «зимней кампании» против Руси 1237-1238 года знаменитый полководец потратил на Козельск. Еще из школьного курса истории Отечества мы помним о беспримерном героизме защитников города. Конечно, особенности нашей страны таковы, что реальных свидетельств этих страшно далеких лет мы не увидим просто так. Но упоминаний о роли скромного Козельска в отечественной истории на улицах города немало.
Быстро проехав по Козельску, мы решили подвести промежуточные итоги. Для этого отправились в комплекс «Карс» : наша красотка страшно нуждалась в мойке, да и нам не мешало бы поесть и освежиться. Пока ждали заказ в ресторане (кстати, люля там был действительно вкусный), составили планы на ближайший вечер.
Культурная программа сегодняшнего дня была выполнена. Дальше я предложила заночевать в Калуге и на следующий день добраться до двух объектов – Никола-Ленивец и Полотняный завод. Муж углубился в свои бумаги и объявил, что я ни разу не угадала: сфера его интересов находится в районе трассы М3 на участке между Судимиром и Жиздрой, а оттуда ближе ехать не в Калугу – а в Брянск.
Позднее я поняла, как хорошо, что мы не попали в Никола-Ленивец: с 17 по 20 августа там проходит очередной фестиваль, а находиться в изо всех сил фестивалящей толпе – это удовольствие, не доступное моему пониманию.
Поэтому в Брянск – так в Брянск!
окончание здесь