дорога талдыкорган усть каменогорск в каком состоянии сегодня
Возобновлена реконструкция а/д «Талдыкорган – Усть-Каменогорск»
В Восточно-Казахстанской области спустя полтора месяца возобновили строительство участка трассы «Талдыкорган – Усть-Каменогорск», сообщает корреспондент «Хабар 24». В середине лета ее реконструкция была приостановлена. Тогда в качестве основной причины подрядчики назвали большие затраты на стройматериалы.
454 км дороги до границы Алматинской области и села Калбатау начали ремонтировать в 2020-м в рамках государственной программы «Нұрлы жол». Однако из-за удорожания материалов почти на 50% в июле этого года строительство было приостановлено. Возобновить работы, по словам строителей, удалось за счет дополнительного финансирования.
Асылбек Нугманов, зам. директора Восточно-Казахстанского областного филиала АО «НК «ҚазАвтоЖол»:
— Были выделены дополнительные средства, поэтому работы возобновили. Сейчас укладываем асфальтное покрытие. До начала зимы выполним 85% работ.
Над реконструкцией трассы сейчас работают пять субподрядных организаций. Каждый участок имеет свои особенности. К примеру, на отрезке дороги около села Капанбулак зимой всегда было скользко, что создавало огромные трудности для проезда большегрузов. Сейчас её углубляют до 13 метров. Уже вывезли около 60 тысяч кубических метров камней.
Мурат Будан, руководитель строительной компании:
— Сейчас у нас работает 110 человек, 65 единиц спецтехники. Надеемся, к зиме отремонтируем все 15 километров дороги.
Всего по проекту построят 406 водопропускных труб и 31 мост. По словам строителей, работы продолжатся до первых холодов.
Строительство дороги «Усть-Каменогорск – Талдыкорган» обещают завершить до конца года
Нур-Султан. 14 октября. КазТАГ – Строительство дороги «Усть-Каменогорск – Талдыкорган» планируется завершить до конца 2021 года, сообщает пресс-служба премьер-министра.
«По проекту строительства автодороги «Усть-Каменогорск – Талдыкорган» протяженностью 768 км (по территории Восточно-Казахстанской области – 454 км, Алматинской области – 314 км) главе правительства доложили о завершении основных работ и открытии до конца года автомобильного движения», — говорится в сообщении в четверг по итогам инспекции реализации крупных проектов транспортной инфраструктуры премьер-министром Аскаром Маминым в четверг.
По проекту реконструкции трассы «Калбатау–Майкапшагай» протяженностью 415 км открыто движение на 127 км, полное завершение работ запланировано на 2022 год.
«По автодороге «Ушарал – Достык» сдано в эксплуатацию 145 из 180 км. Полное завершение работ запланировано на первое полугодие 2022 года», — добавили в кабмине.
В Карагандинской области премьер-министр проинспектировал ход реконструкции автомобильных дорог «Караганда – Балхаш – Бурылбайтал – Курты – Капшагай» общей протяженностью 946 км.
«В текущем году будет обеспечено движение по 765 км, по четырехполосной дороге. По автодороге «Мерке – Бурылбайтал» (262 км) будет полностью открыто движение», — пообещали в правительстве.
В Усть-Каменогорске заявили о завершении реконструкции взлетно-посадочной полосы международного аэропорта.
«Длина ВПП увеличена до 2,8 тыс. м, ширина – до 60 м. Проведена полная замена асфальтобетонного покрытия, установлена новая система светосигнального оборудования. Запланировано завершение строительства грузового терминала на 30 тонн и склада временного хранения грузов на 100 тонн. Премьер-министру также было доложено о ходе реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта города Ушарал с завершением 1 мая 2022 года. В 2021 году в Казахстане строительством и реконструкцией охвачено 8,4 тыс. км автодорог, в том числе 5 тыс. км республиканского значения, 3,4 тыс. км – местной сети. На дорожно-строительных работах задействовано порядка 200 тыс. человек. В текущем году будут завершены работы на 5,1 тыс. км дорог страны. Остальной объем работ является переходящим и будет выполнен в 2022 году», — заверили в кабмине.
Проект «Дорога»: Усть-Каменогорск – Талдыкорган-Алматы
Сегодня мы публикуем последний, шестнадцатый по счету, репортаж проекта «Дорога». Два месяца назад, 20 мая, мы отправили нашего юного стажера Виктора Магдеева в двухмесячное путешествие автостопом по Казахстану. По нашим планам, он должен был проехать около 8 тысяч километров, на деле же за его плечами осталось 9743 км. Признаемся, что мы боялись отпускать Виктора в такой долгий и небезопасный путь. Но нам повезло – он вернулся целым и невредимым, правда, похудел на 4 килограмма.
В нашем заключительном репортаже читайте о том, как Виктор из Усть-Каменогорска добрался до Талдыкоргана, а затем наконец вернулся домой.
Из Усть-Каменогорска я выезжал в обеденное время, поэтому чуть позже решил перекусить в первой попавшейся кафешке «Чибис». До этого слышал от местных жителей, что это маленькое уютное заведение славится своими жареными куриными мантами.
К концу поездки желудок начал капризничать и тяжелую пищу переваривал с трудом, поэтому с шашлыков я перешел на супы.
Интерьер кафе не менялся уже очень давно, это особенно было заметно по рисункам на потолке и общей атмосфере.
Ложки напоминали о богатом прошлом этого заведения.
Повара Светлана Юрьевна и Алима хозяйничают на кухне и обслуживают клиентов. Сюда приезжают в основном дальнобойщики, которые специально не едят в других кафешках и терпят до Усть-Каменогорска, чтобы пообедать или поужинать в «Чибисе».
Обратите внимание на инновационный аппарат для продажи семечек!
Первые 15 км я проехал с водителем, который весь путь выглядел вот таким образом. Тлек так спасался от жары по дороге на свою работу на птицефабрику. Я слышал, что нельзя управлять автомобилем с голым торсом. Интересно почему? Думаю, что в такую жару позволительно!
После борща я был полон сил и пошел по трассе вперед, в сторону дома, не чувствуя усталости. Я преодолел несколько километров, пока не остановился мужчина без переднего пассажирского сиденья. Он предложил меня подвезти, если я не против того, чтобы ехать на старенькой «Ниве».
Первые 50 километров водитель молча смотрел вперед на дорогу и только изредка поглядывал в зеркало заднего вида, проверяя, не отцепился ли прицеп. На мои вопросы отвечал неохотно.
Вдруг посреди дороги водитель остановился, включил левый поворотник… Я удивился, ведь на трассе ничего нет, неужели он высадит меня прямо здесь?
Но оказывается, Валерий решил умыться и набрать воды из родника, который течет вдоль трассы.
– Раньше за родниками ухаживали дорожные службы и не давали им загрязняться, а сейчас, как видишь, родник не в лучшем состоянии, и совсем скоро его и вовсе завалит, – посетовал Валерий.
Вода в этом роднике оказалась невероятно вкусная и холодная, она была очень кстати после долгой дороги. В этом путешествии я научился ценить такие простые вещи, о которых, живя в городе, даже не задумывался!
Валерий ездил в город продавать поросят (по 12 тысяч тенге за каждого):
– Я много чем занимался в жизни, всегда жил в достатке, но сам знаешь, деньги то уходят, то приходят, сейчас вот живу за счет своего хозяйства в Георгиевка и не жалуюсь. У нас много чем можно заниматься: школа есть, рыбозавод работает, рестораны появились. Сейчас село зажило новой жизнью. Всю жизнь занимался золотодобычей. Работал в разных республиках Советского Союза, больше всего понравилось в Узбекистане, люблю жаркий климат. Перестройка все забрала, и пришлось начинать с самого начала – вернулся в Георгиевку, моя семья отсюда. Отца похоронил и остался ухаживать за матерью, так и живу здесь уже тринадцатый год. В 2000-х годах здесь все было в ужасном состоянии – за 10 лет после развала Союза все разворовали, а сейчас хоть электричество на центральных улицах провели и газ обещают к концу года.
– Я часто останавливаюсь на трассе, если человек голосует, мне не жалко, все равно вперед еду. Однажды так подвез узбека одного, и он мне свою историю рассказал: он рэкетом занимался в 90-х, работал на очень серьезного человека в России, и деньги не давали спокойно спать, так как видел крупные суммы и отбирал легкие деньги у бизнесменов. Однажды он решил не относить шефу очередной сбор и сбежать. Не успел доехать до родного Узбекистана, как его перед границей поймали и обратно повезли в Москву. Били, издевались – всю дурь из него выбили ногами. Ему удалось сбежать, он отправился домой, решил начать свой бизнес, купил тандыр и давай лепешки печь, дело пошло неплохо, он открыл маленькую пекарню, и теперь уже к нему рэкет пришел кусок хлеба отбирать. Он отдавал все, что зарабатывал, чужим людям и в итоге закрыл свою лавку, так как она начала приносить только убытки. Потом мужик вошел в доверие к местным предпринимателям, которые занималась фруктами, и загрузил целую фуру урожаем, который взял под честное слово у своих же горожан и решил продать их в Усть-Каменогорске. Но его кинули, и бедный узбек без копейки возвращался домой. На дороге я его и подобрал, он не знал, куда ему дальше ехать, поскольку возвращаться в свой город нельзя, там его убьют за долги. У меня был знакомый, который держал придорожный ресторан узбекской кухни, и я договорился с ним, чтобы он устроил узбека на работу. Он пробыл там полгода, но воровская жизнь не давала ему покоя – у хозяина кафе начали пропадать ценности и деньги. Узбека выгнали.
Когда мы въехали в село, Валерий пригласил меня на чашечку чая, я с удовольствием согласился. Мужчина поделился тем, что он живет в очень «комфортном» районе Георгиевки, так как его соседи – прокурор района и замакима.
Давняя страсть Валерия – виноград, скорее это ностальгия по югу, поскольку в условиях Восточного Казахстана виноград очень тяжело выращивать.
По хозяйству помогает Николай, который за небольшую плату и кур выгонит во двор, и дров наколет.
Хозяйство большое: куры, индюки, индоутки и даже пасека. Любопытно, что в моем самом первом репортаже проекта «Дорога» рассказывалось о пасеке. Можно сказать, история закольцевалась.
В ВКО лето короткое, поэтому уже пора заготавливать дрова, которые согреют суровой зимой.
По словам Валерия, куры – это самое выгодное вложение. И яйца есть, и мясо, к тому же куры быстро размножаются. Правда, корм дороговат.
В огороде жена хозяйничает, собирает смородину.
Жена Валерия накрыла на стол, и мы не торопясь поели и даже посмотрели отрывок фильма про девяностые – и я ощутил себя в другом времени.
А-3 – это дорога, которая связывает Георгиевку и Алматы. И это значит, что я уже на пути домой. Эти два месяца были очень насыщенными, но, как говорится, в гостях хорошо, а дома лучше!
Расстояние между Усть-Каменогорском и Алматы примерно 1200 км. Так что путь предстоял долгий. После обеда в Георгиевке я отправился в сторону Талдыкоргана.
До ближайшего села меня подбросил мужчина, который был участником декабрьских событий 1986 года. За это отсидел срок и просил не указывать его имя. Сказал, что часто видит таких, как я:
– Больные вы, автостопщики, как же это нужно болеть, чтобы вот так взять и поехать?! Но я всегда подбираю тех, кто голосует, даже если человек пьяный. А если мозги трепать начинает, то высаживаю.
Он высадил меня посреди поля (я был трезв и мозги не трепал, клянусь!) и свернул к себе в аул, а я шел по трассе почти час в надежде, что хоть кто-нибудь меня заберет. В какой-то момент я даже отчаялся поймать попутку – поток машин был уж очень слабый.
Огромный DAF сначала проехал мимо меня, но потом я услышал визг тормозов и увидел, что водитель остановился. И я наконец-то поехал!
Валера – дальнобойщик, он направлялся в Китай по заданию своего шефа. К утру должен загрузиться товаром, но по графику не успевал и подобрал меня, чтобы я говорил с ним и не давал уснуть:
– Однажды в молодости я перевернул прицеп из-за того, что выключился на 20 секунд, но больше такого никогда не повторится. Лучше остановиться и поспать 20 минут, чем рисковать жизнью и товаром.
Я рассказал про свое путешествие, и мы вместе посмеялись и одновременно ужаснулись дороге Шетпе – Бейнеу.
Мы двигались все дальше и дальше на юг, и природа за окном все больше напоминала о том, что скоро мое путешествие закончится.
Благодаря функции Wi-Fi, которая встроена в камеру Samsung NX 300, я быстро выкладывал фотографии в Instagram.
К вечеру мы доехали только до Аягуза, поскольку состояние дорог на участке Усть-Каменогорск – Алматы оставляет желать лучшего. Когда мы были на посту, Валера посоветовал мне подойти к сотруднику ДПС, чтобы он помог посадить меня на попутку. Но как только я подошел к полицейскому (их ласково зовут «жолполики» и «жолики»), он сказал, что это не автовокзал и чтобы я садился обратно к дальнобойщику. Валера объяснил это тем, что я мешаю брать взятки, и как только я сел в машину, служитель свистка и жезла побежал останавливать очередной грузовик.
Наши с Валерой пути разошлись, он поехал на 92-й километр, а я остался в придорожном кафе под Аягузом.
Было полно народу, но все ехали компаниями и ни у кого не было свободного места в машине. Я прождал в этом кафе до полуночи, и мне повезло, что тут же оказалась гостиница. Стоила она 1000 тенге за ночь.
Проснулся пораньше и скорее вышел на дорогу, чтобы продолжить путь. Я был в дороге уже вторые сутки, а Талдыкорган все еще был далек.
Первые 10 км я проехал с мужиками, которые активно спорили о чем-то, а я сидел в наушниках и не вникал в разговор.
Ребята в ауле громко обсуждали меня, хотя и находились на расстоянии вытянутой руки. Они смотрели на меня так, словно я инопланетянин. Может, они никогда не видели рыжих людей?
В итоге дорогу до Талдыкоргана я преодолел достаточно быстро – мне попался водитель, который ехал из Усть-Каменогорска домой в Алматы. В какой-то момент я не удержался и спросил редактора сайта, можно ли мне пропустить Талдыкорган и сразу приехать домой. «Ни в коем случае!» – ответили мне.
Когда мы проезжали Алаколь, я заметил, что на дороге стоят автомобили и мотоциклетные коляски с манекенами или чучелами людей, держащих муляж рыбы в руках. Такой способ придумали местные рыбаки, чтобы не стоять на жаре. Они подходят к дороге только тогда, когда видят, что машина остановилась.
Во время путешествия я просто сросся с камерой Samsung NX 300 и особенно полюбил функцию «панорамное фото».
Мы ехали с водителем больше 8 часов, он матерился на дорогу, а я пытался фотографировать пейзажи за окном. Они менялись, все больше напоминая мне мой родной край.
Водитель рассказал мне о том, что в мои года у него уже была годовалая дочь, о том, как они с женой преодолевали все трудности на протяжении 23 лет совместной жизни, как его закусали комары в Усть-Каменогорске, но я так и не спросил, как его зовут….
Мужчина возит товар из Алматы в разные части Казахстана. Почти весь путь мы проехали под еврейские мотивы «Хава нагила хава…».
В окно влетел огромный шмель и угодил прямо под майку водителю. Он так больно его укусил, что пришлось остановиться и передохнуть.
Мы проезжали разные места: впадины, ущелья, реки, озера.
И вот мы въехали в Талдыкорган. Очень заманчиво было не останавливаться в этом городе, но я не мог подвести читателей, которые писали и звонили!
Как только я написал в Твиттере о том, что я приехал в город, раздалось сразу несколько звонков с предложением о помощи. Я вежливо принял все, но по очереди!
Днем меня сопровождала куратор интеллектуальной школы, новоиспеченная мама и знаток своего города Юлия!
Вместе с 9-месячной Софией она показала мне центральные улицы города. Однажды Юлия побывала в командировке в Астане и с тех пор мечтает туда перебраться, чтобы попробовать столичную жизнь на вкус.
Мне рассказали, что здесь изначально должна была быть смотровая площадка, но из-за того, что бюджет урезали и разворовали все деньги, построили как смогли, и получилось легкое подобие шанырака, первое время люди использовали это место как туалет, но потом здесь появилось кафе.
Поскольку за мной закрепилась репутация не только любителя шашлыков, но и колес обозрения, Юлия повела меня в парк культуры.
Не мог не сфотографировать эту композицию.
На севере мне не так часто встречались конные памятники, но к югу их становится все больше.
Эстафету экскурсоводов приняли Акжол и Айгерим – студенты из Талдыкоргана, которые учатся в Алматы.
Акжол в прошлом году поступил в КазНУ на факультет журналистики, специальность “связь с общественностью”. Мечта – оставить хоть какой-нибудь след в истории.
Айгерим учится в АУЕЭС на специальности “радиотехника и телекоммуникации”. Мечтает выбраться за границу, поступить там в вуз:
– С Акжолом мы с детства знакомы, но общаться начали только спустя 10 лет.
Ребята свозили меня в город-спутник Текели и прокатили по одной из самых длинных улиц (более 30 км) Казахстана.
Из Талдыкоргана я выехал после того, как отправил предпоследний репортаж в редакцию, и с чувством выполненного долга устремился в Алматы!
У меня было очень хорошее настроение, но оно начало портиться, когда на протяжении долгого времени никто не хотел останавливаться и подвозить меня до Алматы.
У Мартая сломалась ГАЗель за 50 км до Талдыкоргана, и он уже второй раз едет в город за ремнем, так как в первый раз ему продали неподходящий.
Мартай рассказал, что видел новую дорогу, которая будет связывать Алматы и Талдыкорган, она почти на 30 км короче, но строить ее будут еще лет пять.
Мы достаточно быстро доехали до места, где мужики пытались починить ГАЗель.
Следущую попутку я поймал достаточно быстро. Дана с отцом Сакеном родом из Текели, но живут в Алматы.
Сакен – журналист, он рассказывал об истории древних времен и показал «трон» Чингисхана, с которого он собирал свое войско!
Еще одна попутчица отдыхала во время дороги.
Мы остановились на полпути и увидели такую картину. Куча машин припаркована вдоль дороги, а люди стоят на улице. Кто-то ходит из стороны в сторону, кто-то пытается узнать у полиции, что случилось, а кто-то побежал в ближайшие кусты по своим делам.
Дорога закрыта на несколько часов из-за того, что прокладывают новую трассу.
Водители долго думали, что делать, но нашелся альтернативный выход, а точнее, горная дорога длиной в несколько километров.
Мы долго думали, ехать или нет, но с десяток машин отправились по направлению в Алматы, и мы решили рискнуть. Дорога была сложная, с множеством ям и опасных поворотов, но мы преодолели ее медленно и аккуратно.
Мы выехали на трассу, и вскоре вдоль дороги показались высокие деревья, трасса разделилась на две части, и я почувствовал, что почти дома.
Меня встречали воксовцы, и я от радости, что наконец дома, вцепился в знак «Алматы». В редакции объявили приятную новость – я взят в штат Vox Populi!
Благодаря этому проекту я получил бесценный опыт. Эти 2 месяца я
прожил так насыщенно, словно это были 2 года.
Мне повезло увидеть реальную жизнь, которую не узнаешь в обычной
командировке и не увидишь из окон своего офиса.
Я понял, что мы живем в очень молодом государстве, и двери к успеху
открыты для каждого, есть
возможность заниматься тем, к чему лежит сердце и есть возможность
добиться в своем деле успеха. Раньше я слабо представлял
жизнь в селе, мне казалось, что бытовые условия там очень тяжелые. Но
как выяснилось, при желании и в ауле можно жить с городским комфортом.
Главное – желание. И если человек ничего не смог добиться, он будет в
этом обвинять вся и всех: государство, место, где он родился,
климат, политический строй, соседей, но только не себя.
Больше всего в пути я боялся неадекватных людей, и они мне
встречались. Но как выяснилось, даже с ними удавалось найти общий
язык.
В каждом регионе, где я был, со мной происходили как и хорошие, так и
не очень хорошие вещи. Но именно север Казахстана запомнился и
понравился тем, что я там ни разу не слышал слов о том, что нет работы.
Конечно, не обошлось без трудностей. Сложнее всего было ночевать на
трассе под Аральском, но еще тяжелее оказалось находиться два месяца
вдали от своей семьи.
За два месяца я увидел много дальнобойщиков, но больше всех мне
запомнился Исатай, каким-то чудом умудрившийся дважды
меня подвезти. Еще был Игорь, который звонил мне и спрашивал, как
проходит мое путешествие. Помню, как однажды я не писал в соцсетях
двое суток и мне позвонила сотрудница компании Activ – хотела узнать,
все ли со мной в порядке. Было очень приятно, такие люди и их поступки
согревают душу.
Совет для тех, кто захочет путешествовать автостопом: когда вы
садитесь в машину, то нужно доверять водителю – иначе вы не получите
никакого удовольствия от приключения.
Это был интересный опыт, и я благодарен абсолютно всем, кто меня поддерживал и кто помогал мне в пути. Отдельное спасибо компании Samsung за отличную камеру Samsung NX 300, на которую были сняты все 16 репортажей проекта. Сотовой связи Activ за бесперебойную качественную связь и интернет – когда я вернулся домой, оказалось, что у меня дома не работает интернет, и благодаря мобильной связи я отправил в редакцию и этот репортаж! Спасибо банку KАЗКОМ за предоставленные платежные карты и круглосуточную поддержку в каждом городе Казахстана – благодаря вам я всегда был уверен в своей финансовой безопасности.
Спасибо редакции Vox Populi за все нервы, которые я потрепал. Отдельное спасибо главному редактору Светлане Ромашкиной, которая помогала мне писать репортажи на протяжении всего пути, и, конечно же, Алишеру Еликбаеву, придумавшему проект «Дорога» и доверившему мне такое уникальное путешествие! И конечно, я благодарен всем читателям, которые следили за моими приключениями, помогали мне в пути и ждали новые репортажи.
Карта пути. С выходом каждого репортажа мы отмечали на ней, какую часть «Дороги» преодолел Виктор. Всего он проехал 9743 км. По плану он должен был вернуться в Алматы 12 июля, но немного задержался в пути и приехал 16 июля.
Немного статистики: 15 репортажей проекта посмотрели 150 тысяч человек.
Хештег проекта «Дорога» в Twitter – #voxtrip