дорожные карты по каким технологиям не были утверждены

«Росатом» выбрал разработчиков «дорожных карт» по цифровым технологиям

дорожные карты по каким технологиям не были утверждены. Смотреть фото дорожные карты по каким технологиям не были утверждены. Смотреть картинку дорожные карты по каким технологиям не были утверждены. Картинка про дорожные карты по каким технологиям не были утверждены. Фото дорожные карты по каким технологиям не были утверждены

Госкорпорация «Росатом» (вместе с «Ростехом» отвечает за реализацию федерального проекта «Цифровые технологии» в рамках нацпрограммы) подвела итоги конкурсов по выбору компаний, которые разработают «дорожные карты» по каждой из девяти основных технологий программы «Цифровая экономика». Среди компаний-победителей — «дочка» «Ростеха» Национальный центр информатизации (НЦИ), несколько институтов и Сбербанк. Остальные участники рынка, включая операторов связи, заявки на участие в конкурсе не подавали, следует из материалов, опубликованных на сайте госзакупок.

Кто будет писать «дорожные карты» по основным направлениям:

По семи контрактам из девяти исполнители предложили символическую сумму в 0,01 руб. и 1 руб. За разработку «дорожной карты» «Новые производственные технологии» Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого получит 5 млн руб. При этом на момент объявления конкурса 1 марта 2019 года максимальная начальная цена контрактов в сумме составляет 109 млн руб. За разработку каждого из документов заказчик готов был заплатить 11–12 млн руб.

При этом комиссия определила компании, которые заняли второе место в конкурсе. Как пояснил партнер юридической компании «НАФКО» Павел Иккерт, заявки, которым присвоен второй номер, смогут претендовать на заключение контракта с «Росатомом» без конкурса, в случае если первый номер от этого уклонится. Юрист обратил внимание на стоимость контракта, предложенную победителем. «Не исключаю, что ценовые предложения участников, с учетом сложности работ по контракту, обуславливают такие итоги. То есть, несмотря на наличие колоссального опыта у всех участников, риски того, что победитель с ценовым предложением 1 коп. может отказаться от заключения контракта, все-таки остаются», — отметил Павел Иккерт.

На вторых местах оказалось сразу несколько крупных компаний, заявлявших об интересе к развитию технологий. В частности, в конкурсе по квантовым технологиям второе место заняла «дочка» «Ростеха» концерн «Автоматика», в компонентах робототехники и сенсорики — Сбербанк, в технологиях беспроводной связи — «Ростелеком», в технологии систем распределенных реестров — компания «Вейвс» Александра Иванова (развивает блокчейн-платформу Waves), в «больших данных» — компания «Форпост» (входит в «ИКС Холдинг» бизнесмена Антона Черепенникова, до недавнего времени 12,5% принадлежало «МегаФону»).

Что хотели компании

Согласно федеральному проекту «Цифровые технологии» в течение 2019 года предусмотрена разработка не менее девяти «дорожных карт» по сквозным технологиям. Как рассказывали РБК в начале февраля источники, знакомые с ходом реализации программы «Цифровая экономика», изначально к разработке «дорожных карт» проявляли интерес также «большая тройка» сотовых операторов, интернет-холдинги Mail.ru Group, «Яндекс» и Rambler Group, «Почта России» и ИT-компания «1С». Как пояснял тогда представитель одной из компаний-заявителей, на первом этапе оператор «дорожной карты» не будет претендовать на финансирование, но он сможет включить в нее какие-то свои решения и продукты, учесть свои интересы и впоследствии начать зарабатывать за счет этого.

Однако в итоге «большая тройка», «Почта России», «Яндекс», «Рамблер» и «1С» не подавали заявки на участие в конкурсах. Представитель «Почты России» отметил, что компания «никогда не претендовала на роль оператора «дорожной карты» ни по одному из направлений федерального проекта «Цифровая экономика», но намерена выступить в качестве эксперта при подготовке «дорожных карт» по пяти направлениям.

«Яндекс» готов делиться своей экспертизой и принимать активное участие в подготовке «дорожных карт» по сквозным технологиям программы «Цифровая экономика», — сказал представитель интернет-холдинга. Но участие компании в конкурсе он не прокомментировал.

Представители МТС и «МегаФона» сказали, что компании также планируют принимать участие в работе над «дорожными картами» в качестве экспертов. Представитель «ВымпелКома» отказался от комментариев. В Rambler Group и «1С» на момент публикации не ответили.

Представитель «Росатома» подчеркнул, что конкурсы по выбору операторов «дорожных карт» собрали 67 заявок, по 5–9 на каждый лот. «Участвовали самые разные организации, в том числе телекоммуникационные и ИT-компании, учебные заведения. Задача операторов — интегрировать в «дорожные карты» лучшую экспертизу в стране и сформировать план действий по развитию соответствующих технологий до уровня лучших мировых стандартов», — сказал представитель «Росатома». При этом он подчеркнул: «Внесение в карту каких-либо конкретных решений или продуктов, в том числе собственных решений и продуктов оператора, не предусмотрено». При создании «дорожных карт» запланированы их публичные обсуждения. «Процесс работы максимально заточен на то, чтобы исключить коммерческие интересы операторов и сформировать «дорожные карты» в соответствии с реальными задачами в технологической сфере», — указал представитель «Росатома».

Источник

Квантовые сенсоры и распределенный реестр не перенесли препарации

дорожные карты по каким технологиям не были утверждены. Смотреть фото дорожные карты по каким технологиям не были утверждены. Смотреть картинку дорожные карты по каким технологиям не были утверждены. Картинка про дорожные карты по каким технологиям не были утверждены. Фото дорожные карты по каким технологиям не были утверждены

В правительстве детально «препарировали» семь «дорожных карт» развития высокотехнологичных отраслей, и две из них отправлены на доработку, так как организационный механизм и степень проработки по мерам поддержки оказались недостаточными, сообщил журналистам курирующий цифровые технологии вице-премьер Максим Акимов в кулуарах проходящего в Сочи форума «Глобальное технологическое лидерство».

Что обсуждалось в Сочи

Правительство предложило поручить поучаствовать в развитии высоких технологий пяти госкомпаниям в мае текущего года, в июле были заключены соответствующие соглашения о намерениях. «Дорожную карту» по развитию искусственного интеллекта поручили Сбербанку, по квантовым коммуникациям — РЖД, по квантовым вычислениям и технологиям создания новых материалов и веществ — «Росатому», карты по квантовым сенсорам, технологии распределенного реестра и новым поколениям узкополосной беспроводной связи для интернета вещей и связи ближнего и среднего радиусов действия» — «Ростеху». Также было заключено трехстороннее соглашение с «Ростехом» и «Ростелекомом» по направлению «Беспроводная связь нового поколения».

Как в правительстве оценили «дорожные карты»

Как уточнил Акимов, на доработку отправлены разработанные «Ростехом» карты по подготовке квантовых сенсоров и метрологии и по технологии распределенного реестра. Кроме того, карты по развитию 5G и искусственному интеллекту отправили на частичную доработку, так как в них появился блок, связанный с разработкой приложений и бизнес-решений.

Вице-премьер добавил, что в течение недели над картами еще будет вестись работа. «В течение первого года реализации карт мы сделаем упор на расширение «воронки предложения», а не на то, чтобы как можно скорее освоить меры финансовой господдержки. Пока ресурсов поддержки больше, чем предложения», — сказал он.

Источник РБК, присутствовавший на стресс-тестах, рассказал, что написанные компаниями «дорожные карты» подверглись жесткой критике со стороны как вице-премьера Акимова, так и помощника президента Андрея Белоусова, который также приехал на форум. «Авторы «дорожных карт» не ожидали такого пристального разбора. Особенно сильно критиковали работу «Ростеха». Также были претензии к «Ростелекому» и Сбербанку, которому дали две недели на доработку «дорожной карты» по искусственному интеллекту. Карты РЖД и «Росатома» одобрили практически без нареканий», — сказал собеседник РБК.

Федеральный чиновник напомнил, что госкомпании писали свои «карты» три месяца. «Конечно, к ним пока есть много вопросов, но прогресс есть. Кроме того, раньше со стороны правительства за подготовку «дорожных карт» компаний отвечало Минэкономразвития. Большое количество замечаний было именно к разным форматам документов и к несогласованности. Теперь доделывать данную работу поручено Минкомсвязи совместно с проектным офисом аналитического центра», — сказал собеседник РБК.

«В целом все «дорожные карты» нашли ряд замечаний, которые надо устранить. Это очень хороший результат, ведь в конечном итоге все мы заинтересованы в том, чтобы те деньги, которые будут потрачены в рамках нацпроекта, дали по-настоящему серьезный эффект, серьезный импульс для развития критически важных областей нашей экономики, — отметил директор по особым поручениям «Ростеха» Василий Бровко. — Я считаю, мы достигли главного эффекта — это по-настоящему отраслевое консенсусное решение, попытка вывести всех на одну страницу». Он добавил также, что «дорожные карты» будут дорабатываться в части «дизайна модели управления, имплементации в сервисы и продукты». Некоторые карты нужно будет упростить, сделать более сфокусированными на конкретных проектах, которые будут реализовываться. При этом «дорожная карта» по интернету вещей была принята как «образцовая».

Развитие беспроводных технологий, искусственного интеллекта и других технологий предусмотрено федеральным проектом «Цифровые технологии» нацпрограммы «Цифровая экономика». Этот федеральный проект курируют «Ростех» и «Росатом». В 2018 году был утвержден его бюджет в размере 258,643 млрд руб., из которых 89,03 млрд руб. предлагалось привлечь из казны. Однако в начале 2019-го было принято решение, что финансирование должно производиться согласно «дорожным картам» для каждой технологии. Всего было написано семь «дорожных карт».

При этом для технологии искусственного интеллекта до конца года должен быть принят отдельный федеральный проект. Его разрабатывают Сбербанк и Минэкономразвития. Согласно поручению Владимира Путина, правительство должно подготовить соответствующий документ до 15 декабря.

Кто будет осваивать средства в рамках «дорожных карт»

Содержание новых «дорожных карт» не раскрывается. По словам Акимова, документы, которые подготовили госкомпании, более подробно описывают целевые показатели по развитию основных технологий нацпрограммы «Цифровая экономика», чем в ранее написанных «дорожных картах». Задача компаний заключается в «привлечении энергии, ресурсов и денег», чтобы создать экосистему, в которой могут развиваться частные инициативы и перспективные проекты, отметил Акимов.

При этом все участники дискуссии в Сочи сошлись на том, что нельзя допустить монополизации технологий со стороны ответственных за разработку карт компаний.

Первый заместитель председателя правления Сбербанка Александр Ведяхин пояснил, что сейчас банк разрабатывает две «сущности», связанные с искусственным интеллектом, в том числе одноименный федеральный проект в рамках нацпрограммы. «На средства, заложенные в нем, Сбербанк не претендует, это деньги для других», — сказал он. В рамках соглашений с правительством, по словам Ведяхина, Сбербанк вкладывает собственные средства в развитие технологии, которые сопоставимы с объемом финансирования федерального проекта. Отвечая на вопрос, кому принадлежит результат развития технологий, он сказал, что обществу. «У нас есть суперкомпьютер Christofari, который принадлежит Сбербанку, но им могут за умеренную плату пользоваться все желающие, кому эти мощности необходимы», — заявил Ведяхин.

Василий Бровко также заявил, что «Ростех», как и другие ответственные корпорации, не получит от государства денег на реализацию написанной «дорожной карты». «Все средства «пойдут» через институты развития, мы же должны были определить векторы и фокус, на который надо делать упор в развитии технологии», — сказал он.

При этом, по словам Бровко, квантовые технологии или технологии 5G очень дорогие, и у небольших команд нет ресурсов для их развития, поэтому госкорпорации должны собрать эти команды в «единую цепочку коопераций», чтобы занять место на мировом рынке.

«Ни одного рубля федерального ресурса компании, которые помогают формировать технологическую повестку и ею управлять, не получат», — сказал Акимов.

Источник

Акимов предложил доработать две «дорожные карты» «Ростеха» по технологиям

дорожные карты по каким технологиям не были утверждены. Смотреть фото дорожные карты по каким технологиям не были утверждены. Смотреть картинку дорожные карты по каким технологиям не были утверждены. Картинка про дорожные карты по каким технологиям не были утверждены. Фото дорожные карты по каким технологиям не были утверждены

В правительстве детально «препарировали» семь «дорожных карт» развития высокотехнологичных отраслей, и две из них отправлены на доработку, так как организационный механизм и степень проработки по мерам поддержки оказались недостаточными, сообщил журналистам курирующий цифровые технологии вице-премьер Максим Акимов в кулуарах проходящего в Сочи форума «Глобальное технологическое лидерство».

Что обсуждалось в Сочи

Правительство предложило поручить поучаствовать в развитии высоких технологий пяти госкомпаниям в мае текущего года, в июле были заключены соответствующие соглашения о намерениях. «Дорожную карту» по развитию искусственного интеллекта поручили Сбербанку, по квантовым коммуникациям — РЖД, по квантовым вычислениям и технологиям создания новых материалов и веществ — «Росатому», карты по квантовым сенсорам, технологии распределенного реестра и новым поколениям узкополосной беспроводной связи для интернета вещей и связи ближнего и среднего радиусов действия» — «Ростеху». Также было заключено трехстороннее соглашение с «Ростехом» и «Ростелекомом» по направлению «Беспроводная связь нового поколения».

Как в правительстве оценили «дорожные карты»

Как уточнил Акимов, на доработку отправлены разработанные «Ростехом» карты по подготовке квантовых сенсоров и метрологии и по технологии распределенного реестра. Кроме того, карты по развитию 5G и искусственному интеллекту отправили на частичную доработку, так как в них появился блок, связанный с разработкой приложений и бизнес-решений.

Вице-премьер добавил, что в течение недели над картами еще будет вестись работа. «В течение первого года реализации карт мы сделаем упор на расширение «воронки предложения», а не на то, чтобы как можно скорее освоить меры финансовой господдержки. Пока ресурсов поддержки больше, чем предложения», — сказал он.

Источник РБК, присутствовавший на стресс-тестах, рассказал, что написанные компаниями «дорожные карты» подверглись жесткой критике со стороны как вице-премьера Акимова, так и помощника президента Андрея Белоусова, который также приехал на форум. «Авторы «дорожных карт» не ожидали такого пристального разбора. Особенно сильно критиковали работу «Ростеха». Также были претензии к «Ростелекому» и Сбербанку, которому дали две недели на доработку «дорожной карты» по искусственному интеллекту. Карты РЖД и «Росатома» одобрили практически без нареканий», — сказал собеседник РБК.

Федеральный чиновник напомнил, что госкомпании писали свои «карты» три месяца. «Конечно, к ним пока есть много вопросов, но прогресс есть. Кроме того, раньше со стороны правительства за подготовку «дорожных карт» компаний отвечало Минэкономразвития. Большое количество замечаний было именно к разным форматам документов и к несогласованности. Теперь доделывать данную работу поручено Минкомсвязи совместно с проектным офисом аналитического центра», — сказал собеседник РБК.

«В целом все «дорожные карты» нашли ряд замечаний, которые надо устранить. Это очень хороший результат, ведь в конечном итоге все мы заинтересованы в том, чтобы те деньги, которые будут потрачены в рамках нацпроекта, дали по-настоящему серьезный эффект, серьезный импульс для развития критически важных областей нашей экономики, — отметил директор по особым поручениям «Ростеха» Василий Бровко. — Я считаю, мы достигли главного эффекта — это по-настоящему отраслевое консенсусное решение, попытка вывести всех на одну страницу». Он добавил также, что «дорожные карты» будут дорабатываться в части «дизайна модели управления, имплементации в сервисы и продукты». Некоторые карты нужно будет упростить, сделать более сфокусированными на конкретных проектах, которые будут реализовываться. При этом «дорожная карта» по интернету вещей была принята как «образцовая».

дорожные карты по каким технологиям не были утверждены. Смотреть фото дорожные карты по каким технологиям не были утверждены. Смотреть картинку дорожные карты по каким технологиям не были утверждены. Картинка про дорожные карты по каким технологиям не были утверждены. Фото дорожные карты по каким технологиям не были утверждены

Развитие беспроводных технологий, искусственного интеллекта и других технологий предусмотрено федеральным проектом «Цифровые технологии» нацпрограммы «Цифровая экономика». Этот федеральный проект курируют «Ростех» и «Росатом». В 2018 году был утвержден его бюджет в размере 258,643 млрд руб., из которых 89,03 млрд руб. предлагалось привлечь из казны. Однако в начале 2019-го было принято решение, что финансирование должно производиться согласно «дорожным картам» для каждой технологии. Всего было написано семь «дорожных карт».

При этом для технологии искусственного интеллекта до конца года должен быть принят отдельный федеральный проект. Его разрабатывают Сбербанк и Минэкономразвития. Согласно поручению Владимира Путина, правительство должно подготовить соответствующий документ до 15 декабря.

Кто будет осваивать средства в рамках «дорожных карт»

Содержание новых «дорожных карт» не раскрывается. По словам Акимова, документы, которые подготовили госкомпании, более подробно описывают целевые показатели по развитию основных технологий нацпрограммы «Цифровая экономика», чем в ранее написанных «дорожных картах». Задача компаний заключается в «привлечении энергии, ресурсов и денег», чтобы создать экосистему, в которой могут развиваться частные инициативы и перспективные проекты, отметил Акимов.

При этом все участники дискуссии в Сочи сошлись на том, что нельзя допустить монополизации технологий со стороны ответственных за разработку карт компаний.

Первый заместитель председателя правления Сбербанка Александр Ведяхин пояснил, что сейчас банк разрабатывает две «сущности», связанные с искусственным интеллектом, в том числе одноименный федеральный проект в рамках нацпрограммы. «На средства, заложенные в нем, Сбербанк не претендует, это деньги для других», — сказал он. В рамках соглашений с правительством, по словам Ведяхина, Сбербанк вкладывает собственные средства в развитие технологии, которые сопоставимы с объемом финансирования федерального проекта. Отвечая на вопрос, кому принадлежит результат развития технологий, он сказал, что обществу. «У нас есть суперкомпьютер Christofari, который принадлежит Сбербанку, но им могут за умеренную плату пользоваться все желающие, кому эти мощности необходимы», — заявил Ведяхин.

Василий Бровко также заявил, что «Ростех», как и другие ответственные корпорации, не получит от государства денег на реализацию написанной «дорожной карты». «Все средства «пойдут» через институты развития, мы же должны были определить векторы и фокус, на который надо делать упор в развитии технологии», — сказал он.

При этом, по словам Бровко, квантовые технологии или технологии 5G очень дорогие, и у небольших команд нет ресурсов для их развития, поэтому госкорпорации должны собрать эти команды в «единую цепочку коопераций», чтобы занять место на мировом рынке.

«Ни одного рубля федерального ресурса компании, которые помогают формировать технологическую повестку и ею управлять, не получат», — сказал Акимов.

Источник

Опубликованы дорожные карты по сквозным технологиям – на их реализацию потребуется больше 850 млрд руб

дорожные карты по каким технологиям не были утверждены. Смотреть фото дорожные карты по каким технологиям не были утверждены. Смотреть картинку дорожные карты по каким технологиям не были утверждены. Картинка про дорожные карты по каким технологиям не были утверждены. Фото дорожные карты по каким технологиям не были утверждены

Минкомсвязь опубликовала в понедельник дорожные карты (планы мероприятий) по развитию в России сквозных цифровых технологий, которые включают такие направления, как нейротехнологии и искусственный интеллект, системы распределённого реестра («блокчейн»), квантовые технологии, новые производственные технологии, компоненты робототехники и сенсорика, технологии беспроводной связи, технологии виртуальной и дополненной реальностей. На реализацию опубликованных дорожных карт потребуется 851,7 миллиарда рублей бюджетных и внебюджетных средств до 2024 года.

Конкурсы на разработку дорожных карт, напомним, были объявлены в начале марта; максимальная начальная цена контрактов в сумме составляла 109 миллионов рублей. В семи конкурсах из девяти победитель взялся выполнить работу за 1 копейку, еще в одном — за 1 рубль.

Разработкой дорожных карт занимались:

От разработки дорожных карт по направлениям «Большие данные» и «Промышленный Интернет» позже решено было отказаться.

Исполнители должны были провести анализ факторов технологического предложения (научно-технического и технологического задела), оценку потребностей по соответствующей технологии и определения приоритетных субтехнологий (подмножество технологий, формирующих сквозную цифровую технологию).

Дорожная карта должна сформировать план совместных действий бизнес-сообщества и органов исполнительной власти по разработке и применению сквозных цифровых технологий для достижения технологического лидерства, обеспечения экономического развития и социального прогресса Российской Федерации, выхода российских компаний на международные рынки.

Кроме того, исполнители должны были определить измеримые стратегические цели и целевые эффекты развития «сквозных» технологий. Дополнительно требовалось установить долгосрочные ориентиры для деятельности субъектов поддержки в ходе федерального проекта «Цифровые технологии», в том числе лидирующих исследовательских центров, вузов, научных организаций, компаний, цифровых платформ и др.

Согласно документам, на реализацию дорожных карт потребуется 851,7 миллиарда рублей до 2024 года.

По направлению «Нейротехнологии и искусственный интеллект»: 56,8 млрд руб бюджетных средств, 334,9 млрд руб внебюджетных средств; «Технологии виртуальной и дополненной реальностей»: 28,2 млрд руб. бюджетных средств, 38,1 млрд руб внебюджетных средств; «Квантовые технологии»: 26,4 млрд руб бюджетных средств, 6,3 млрд руб внебюджетных средств; «Новые производственные технологии»: 33,1 млрд руб бюджетных средств, 46,8 млрд руб внебюджетных средств; «Компоненты робототехники и сенсорика»: 28,8 млрд руб бюджетных средств, 73,8 млрд руб внебюджетных средств, «Системы распределенного реестра»: 23,1 млрд руб бюджетных средств, 50,2 млрд руб внебюджетных средств; «Технологии беспроводной связи»: 36 млрд руб бюджетных средств, 69,2 млрд руб внебюджетных средств.

Нейротехнологии и искусственный интеллект

Искусственный интеллект (ИИ) — комплекс технологических решений, имитирующий когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и позволяющий при выполнении задач достигать результаты, как минимум сопоставимые с результатами интеллектуальной деятельности человека. Комплекс технологических решений включает информационнокоммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение, в котором в том числе используются методы машинного обучения, процессы и сервисы по обработке данных и выработке решений.

Нейротехнологии – технологии, которые используют или помогают понять работу мозга, мыслительные процессы, высшую нервную деятельность, в том числе технологии по усилению, улучшению работы мозга и психической деятельности.

Семь субтехнологий: компьютерное зрение; обработка естественного языка; распознавание и синтез речи; рекомендательные системы и интеллектуальные системы поддержки принятия решений; перспективные методы и технологии в ИИ; нейропротезирование; нейроинтерфейсы, нейростимуляция и нейросенсинг.

Дорожная карта представляет собой набор технологических задач, разделенных по субтехнологиям, с указанием сроков перехода между стадиями НИР, ОКР и коммерциализации, а также с примерами target use-cases. Кроме того, в дорожной карте приведены ключевые барьеры для развития технологий и мероприятия по их преодолению.

В 2018 году мировой рынок решений в сфере ИИ составил 21,5 миллиарда долларов, к 2024 году он увеличится до 137,2 миллиарда долларов. В 2018 году мировой рынок решений в сфере нейротехнологий составил 1,3 миллиарда долларов, к 2024 году он увеличится до 7 миллиардов долларов.

Российский рынок рассчитан на основании доли от мирового рынка. Фактическая доля РФ в мировом рынке ИИ составила в 2018 году 0,2%. Потенциально доля РФ может увеличиться до 1,7% к 2024 году. В 2018 году российский рынок решений в сфере ИИ составил 2,1 миллиарда рублей, к 2024 году он увеличится до 160,1 миллиарда рублей. В 2018 году российский рынок решений в сфере нейротехнологий составил 0,1 миллиарда рублей, к 2024 году он увеличится до 8,2 миллиарда рублей.

Квантовые технологии

Дорожная карта по развитию в РФ сквозной цифровой технологии «квантовые технологии» разработана с целью получения в среднесрочной и долгосрочной перспективе практически значимых научно-технических и практических результатов мирового уровня по следующим субтехнологиям: квантовые вычисления, квантовые коммуникации и квантовые сенсоры.

Параллельно с работой над дорожной картой ведется работа по исследованию патентного ландшафта квантовых технологий. Необходимым условием для прорыва в области КТ является не только поддержка исследований и запуск инфраструктурных проектов национального масштаба, но и реализация организационных мероприятий по преодолению барьеров.

Квантовые вычисления – новый класс вычислительных устройств, использующий для решения задач принципы квантовой механики. Прогнозируется, что в целом ряде задач квантовый компьютер будет способен дать многократное ускорение по сравнению с существующими суперкомпьютерными технологиями. Примерами являются сферы кибербезопасности, искусственного интеллекта и создание новых материалов.

Квантовые коммуникации – технология криптографической защиты информации, использующая для передачи ключей индивидуальные квантовые частицы. Главное преимущество квантовых коммуникаций – защищенность информации, гарантированная законами физики.

Квантовые сенсоры и метрология – совокупность высокоточных измерительных приборов, основанных на квантовых эффектах. Высокая степень контроля над состоянием отдельных микроскопических систем позволяет создавать сверхточные квантовые сенсоры с пространственной разрешающей способностью, сравнимой с размером одиночных атомов, а также высокоточные атомные часы.

Новые производственные технологии

Новые производственные технологии – совокупность новых, с высоким потенциалом, демонстрирующих де-факто стремительное развитие, но имеющих пока по сравнению с традиционными технологиями относительно небольшое распространение, новых подходов, материалов, методов и процессов, которые используются для проектирования и производства глобально конкурентоспособных и востребованных на мировом рынке продуктов или изделий (машин, конструкций, агрегатов, приборов, установок и т. д.).

Субтехнологии:

Дорожная карта по развитию сквозной цифровой технологии «Новые производственные технологии» предполагает рамочный формат – дорожная карта реализуется как рамочный документ для поиска, отбора и целевой поддержки проектов и направлений по соответствующему направлению.

Компоненты робототехники и сенсорика

Дорожная карта включает в себя цели и ожидаемые результаты внедрения и распространения технологии, оценку влияния на социальный прогресс, экономическое развитие и технологическое лидерство страны к 2024 году, перечень барьеров развития и мероприятия по их устранению, ключевые проекты и стимулирующие мероприятия к реализации и другие комплексные мероприятия развития СЦТ.

ДК СЦТ «Компоненты робототехники и сенсорика» по программе «Цифровая экономика» включает в себя только часть технологий в области робототехники и сенсорики, с одной стороны попадающих под определение цифровых технологий, а с другой стороны не отнесенных к смежным областям, таким как «Новые производственные технологии» или «Искусственный интеллект». Реализация ДК будет способствовать формированию отечественного рынка робототехники и сенсорики, решению проблемы дефицита кадров для цифровой экономики, преодолению технологических, социальных и регуляторных барьеров.

Субтехнологии:

В результате реализации задач и мероприятий Дорожной карты планируется поэтапное увеличение числа внедрений на глобальном рынке робототехнических и сенсорных систем российского происхождения в пять раз с 16 в 2019 году до 80 или более в 2024 году. Планируется почти пятикратное увеличение ежегодного выпуска патентоспособных технических решений со 110 в 2018 году до 500 и более в 2024 году. При этом предполагается значительное увеличение качества получаемых решений, что скажется на их конкурентоспособности на мировом рынке.

Системы распределенного реестра

Технология систем распределенного реестра представляет собой новый подход к созданию баз данных, ключевой особенностью которого является отсутствие единого центра управления. Каждый узел составляет и записывает обновления реестра независимо от других узлов.

Финансирование проектов, предусмотренных в Дорожной карте, предлагается осуществлять как в рамках существующих механизмов поддержки, так и за счет внебюджетных средств. Помимо финансовой поддержки не менее важным является устранение существующих барьеров развития технологии, ввиду чего предлагается скорректировать существующие законопроекты и внести соответствующие изменения в законодательство с целью создания благоприятной нормативно-правовой среды.

Субтехнологии:

Выделенные субтехнологии являются самостоятельными технологическими элементами, которые обладают синергетическими эффектами с субтехнологиями других сквозных цифровых технологий.

Технологии беспроводной связи

Технологии беспроводной связи – подкласс информационных технологий, служат для передачи информации между двумя и более точками на расстоянии, не требуя проводной связи. В качестве носителя информации в таких сетях выступают радиоволны различных диапазонов, инфракрасное, оптическое или лазерное излучение. Субтехнологиями беспроводной связи являются сети связи, на основе которых выстраивается беспроводная связь:

В части индивидуальных субтехнологий существует разнообразие решений, которые отличаются друг от друга по разным критериям. В рамках Дорожной карты рассматриваются различия по функциональности самого решения (например, Wi-Fi и Li-Fi внутри субтехнологии WLAN), а также по этапу развития самой технологии (например, 5G, 4G и другие предшествующие решения).

Ввиду данной особенности в Дорожной карте отдельно представлены лишь те решения, которые являются примером наиболее совершенных технологий, а также те, которые существенно отличаются по техническим характеристикам от своих предшествующих аналогов.

Финансовую поддержку проектов плана мероприятий Дорожной карты предлагается осуществлять как в рамках существующих механизмов поддержки проектов по развитию «сквозных» цифровых технологий, так и за счет внебюджетных средств. Помимо финансовой поддержки в рамках Дорожной карты предлагается ряд мер по созданию благоприятной регуляторной среды для развития технологий беспроводной связи, стимулированию спроса и инвестиционной активности, развитию международной кооперации, импортозамещения и экспортоориентированных решений.

Разработанный в рамках Дорожной карты план мероприятий формирует долгосрочный план развития технологии до 2024 г., определяет приоритеты для поддержки инструментами развития, а также критерии для отбора проектов. Реализация комплекса предложенных мероприятий позволит достичь сформированных в рамках Дорожной карты целей развития технологии за счет точечного ускорения разработки наиболее критических элементов технологии, а также устранения существующих научно-технологических барьеров и ограничений.

Технологии виртуальной и дополненной реальности

Технология виртуальной реальности (virtual reality, VR) – это комплексная технология, позволяющая погрузить человека в иммерсивный виртуальный мир при использовании специализированных устройств (шлемов виртуальной реальности). Виртуальная реальность обеспечивает полное погружение в компьютерную среду, окружающую пользователя и реагирующую на его действия естественным образом. Виртуальная реальность конструирует новый искусственный мир, передаваемый человеку через его ощущения: зрение, слух, осязание и другие. Человек может взаимодействовать с трехмерной, компьютеризированной средой, а также манипулировать объектами или выполнять конкретные задачи. В своей простейшей форме виртуальная реальность включает 360-градусные изображения или видео. Достижение эффекта полного погружения в виртуальную реальность до уровня, когда пользователь не может отличить визуализацию от реальной обстановки, является задачей развития технологии.

Технология дополненной реальности (augmented reality, AR) – технология, позволяющая интегрировать информацию с объектами реального мира в форме текста, компьютерной графики, аудио и иных представлений в режиме реального времени. Информация предоставляется пользователю с использованием heads-up display (индикатор на лобовом стекле), очков или шлемов дополненной реальности (HMD) или иной формы проецирования графики для человека (например, смартфон или проекционный видеомэппинг). Технология дополненной реальности позволяет расширить пользовательское взаимодействие с окружающей средой.

Технологии виртуальной и дополненной реальности (VR/AR-технологии) – ключ к принципиально новому уровню взаимодействия человека с цифровым миром, который играет все большую роль в глобальной экономике, политике, социальных отношениях.

Наиболее перспективными с точки зрения экономического эффекта являются продукты на основе VR/AR-технологий в сфере промышленного производства, образования, здравоохранения, потребительских сервисов. Результаты анализа, проведенного при разработке настоящей дорожной карты, показали наличие у российских компаний, научно-образовательных организаций существенных технологических заделов, позволяющих претендовать на лидерские позиции на мировом рынке в ряде сегментов.

Приоритетными отраслями применения VR/AR-технологий и субтехнологий, важными для социального развития и экономического роста, являются: образование и корпоративное обучение; промышленность и строительство; здравоохранение; массовые потребительские сервисы.

Развитие VR/AR-технологий окажет влияние на место Российской Федерации в международных рейтингах Цифровизации и на повышение итоговой позиции страны: на 56,8% позиции в Глобальном индексе инноваций рейтинга Индекса глобальной конкурентоспособности, на 8,1% позиции в Индексе человеческого капитала, на 74,3% позиции в Индексе инновационного развития Блумберг, на 1–2 ступени в Индексе цифровой конкурентоспособности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *