доска сегена методика для какого возраста
Доска сегена методика для какого возраста
Развивающие игрушки Беларусь/ toys-land запись закреплена
5 ФАКТОВ О МЕТОДИКЕ СЕГЕНА и 4 УРОВНЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ДОСОЧЕК СЕГЕНА
1. Талантливый французский психолог, врач и педагог 19 века, Эдуард Сеген, он же предшественник М. Монтессори, изобрел методику исследования умственного развития детей.
2. При помощи специальных тренировочных упражнений, эта методика приводила все функции организма в активное состояние.
Что позволяло еще не говорящим детям размышлять, проявлять точность движений и принимать осознанные решения самостоятельно!
3. Эта уникальная система развития ребенка со временем претерпела многочисленные видоизменения. Мария Монтессори для своих занятий позаимствовала всем известные в наше время рамки-вкладыши, которые широко используются для развития мелкой моторики, речи, мышления, внимания и памяти и имеются практически у каждого ребенка.
4. Методика была рассчитана для умственно отсталых детей. Однако, впоследствии стала успешно применяться для раннего развития образного мышления детей по всему миру.
5. Несомненным плюсом является то, что дети воспринимают занятия по методике Сегена как игру и охотно достигают поставленных задач.
Досочки Сегена представляют собой деревянные планшеты, в которых вырезаны пазы различной формы: круг, квадрат, многоугольник, треугольник, ромб.
Используя ТОЛЬКО ЖЕСТЫ, даем малышу дощечки и фигуры. Задача состоит в том, чтобы сложить их.
1 УРОВЕНЬ: Когда ребенок понимает, что фигура не входит в отверстие, пытается вставить ее силой, надавливая или даже постукивая по ней.
2 УРОВЕНЬ: Когда малыш зрительно запомнил, куда нужно ставить ту или иную фигурку, он начинает прибегать к методу «удачной дырки».
Это значимый вывод, т.к. теперь ребенок знает, что отверстия и фигуры могут быть разными. Начинайте с кругов и квадратов.
3 УРОВЕНЬ: Метод проб и ошибок. Он состоит в том, что ребенок пытался последовательно вставить фигурки в отверстия, пока не достигнет цели.
4 УРОВЕНЬ: Этап наиболее осмысленных действий и решения практических задач. Ребенок уже умеет мысленно соотносить геометрическую фигуру и отверстие. Это переход от конкретно-чувственного мышления к образному.
В этом состоит суть методики Э. Сегена. Не стоит делать ее ведущей и единственной. Однако, применять параллельно с другими методиками – очень даже нужно! Поскольку, направленность на развитие ИМЕННО образного мышления не так часто встречается в современных методиках раннего развития детей.
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО, ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(Методика «Доски форм» Э. Сегена)
Вводные замечания. Методика предложена Э. Сегеном в 1866 году и относится к группе практических тестов. Ценность методики заключается в том, что она предельно проста, может быть применена для исследования детей, начиная с двухлетнего возраста. Тест можно использовать при обследовании детей с задержкой развития как органического, так и невротического генеза. Дети воспринимают занятия с досками как игру и охотно выполняют предложенные задания.
Углубленная апробация разных вариантов досок Сегена и анализ разных показателей (времени, ошибок, способов действий и др.) при диагностике умственной отсталости производились коллективом сотрудников психологической лаборатории Московского НИИ психиатрии МН РСФСР (Поперечная Л. Н., Коробейников И. В.). Этим коллективом было исследовано свыше 300 детей семи лет (200 здоровых и 100 умственно отсталых), проведен анализ экспериментальных данных по одной из наиболее сложных досок.
Цель исследования. Изучение восприятия и простых целенаправленных действий у детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста.
Оснащение. Материал методики включает пять досок из пластика или плотного картона размером 40 * 50 см
с врезанными в них фигурами.
В доску № 1врезаны 10 разных цельных фигур.
Доска № 2 включает две фигуры, каждая из которых состоит из двух частей. В классическом варианте Э. Сегена доска № 2 в нашей стране промышленно не выпускается.
В доску № 3 врезаны две фигуры, состоящие соответственно из четырех и пяти частей.
В доску №4— пять фигур, состоящих из двух или трех частей.
В доску №5— четыре фигуры, состоящие из двух, трех или четырех частей.
Порядок работы. Испытуемому предлагается внимательно рассмотреть доску (в течение 10 сек.), после чего доска переворачивается, выпавшие из своих гнезд фигурки или детали перемешиваются. Испытуемого просят уложить все фигуры на прежнее место. Время хронометрируется. Процедура последовательно повторяется с каждой из оставшихся досок. Особенности действий испытуемого, его реакции, высказывания, характер отдельных попыток восстановления фигур и ошибки отмечаются в протоколе обследования.
В случае если испытуемый не справляется с заданием, экспериментатор оказывает помощь организующего
или стимулирующего характера. В дальнейшем при безуспешных попытках экспериментатор может прибегнуть к подсказкам, вначале словами (указание на ошибку, рекомендации изменить способ решения, вложить ту или иную деталь), а потом — действиями, то есть вкладыванием какой-нибудь детали. Каждый вид помощи, оказывается, через определенные промежутки времени (например, одна минута), с тем, чтобы можно было наблюдать за действиями испытуемого после оказания помощи.
Обработка результатов. Дети с олтофренией в степени дебильности понимают словесную инструкцию, выполняют доску № 1. Им доступно сличение форм вкладышей с ячейками. Некоторым детям с этим диагнозом необходимо объяснение и стимуляция, после чего они выполняют задание самостоятельно. Они испытывают затруднения при выполнении досок № 2 и № 3. Часто меняют характер деятельности, действуют методом проб и ошибок. Необходимо оказывать обучающую помощь. Выполнение заданий по доскам № 4 и № 5 оказывается недоступно.
Дети с эпилептической деменцией бессмысленно, но очень настойчиво вставляют фигурки в неподходящие отверстия — это связано с вязкостью мышления. Не хотят принимать помощь. С трудом переключаются на другое задание.
Дети с шизофренической деменцией вяло перебирают фигурки, кладут их сверху на доску, а не в отверстия, считая, что выполнили задание правильно. Иногда могут отказываться от выполнения простого задания, а более сложное— выполнить.
Дети с задержкой психического развития уверенно справляются с заданием № I. Помощь при выполнении второго и третьего варианта методики носит стимулирующий и организующий характер («Подумай!», «У тебя получится»). Четвертое и пятое задание выполняется с более существенной помощью взрослого (образец, демонстрация способа действия).
Важным критерием для оценки интеллектуальной деятельности является восприимчивость детей к помощи.
Даже среди тех, кто выполняет задание методом проб и ошибок, есть дети, которые способны улучшить результаты под влиянием указаний экспериментатора. Особенно хорошо удается выявить уровень обучаемости ребенка после повторных и даже трехкратных предъявлений того же задания. В одних случаях дети и во второй и в третий раз действуют хаотично. Дети же, способные к некоторому продвижению при повторном выполнении, улучшают способ действия. Эти данные могут иметь прогностическое значение. Даже с детьми-имбецилами, обнаружившими некоторую восприимчивость к помощи в этом задании, можно и нужно проводить коррекционно-педагогическую работу.
Доска сегена методика для какого возраста
Монтессори-школа «Золотая бусина» запись закреплена
ДОСКИ СЕГЕНА – математическая зона
Доска Сегена №1 (1я коробка). Состав материала: Две деревянных доски в ящике, на которых девять раз написано число 10; 9 дощечек с числами 1-9; ящичек с разноцветными стержнями из бусин.
Доска Сегена №2. (2я коробка) Состав материала: Две деревянные доски в ящике, на которых написаны 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90; 9 дощечек с числами 1-9; ящичек с золотистыми стержнями и отдельными бусинами.
Данный материал разработан для детей от 4,5-5 лет. Занятия с первой коробкой можно начинать, когда ребенок уже хорошо знаком со счетом до 10.
Материал используется для обучения последовательному счёту и запоминанию правильных, общепринятых названий чисел.
Доски раскладываются на ковре так, чтобы ближней к ребенку оказалась доска с пустым отделением. Цветные стерженьки выкладываются слева в лесенку. Справа выкладываются таблички с цифрами.
Начинаем презентацию, показывая, как к десятку добавляется цифра «один» и получается одиннадцать. Предлагаем ребенку выложить то же самое, только с помощью стержней. Берется один стержень-десяток и рядом красный стержень «один».
Далее в доску вставляются цифры 2,3, 4 и т.д. получаются 12, 13, 14 и т.д. и так до 19. С числом 20 работа будет проводиться со второй коробкой. В итоге ребенок запоминает и может проговорить все числа от 11 до 19.
Работа со 2-й коробкой. Доски кладутся по той же схеме: внизу остается пустая. Коробочка со стержнями ставится в левом верхнем углу, а ниже упорядочиваются цифры. Числа второго десятка также выкладываются и на доске и из бусин.
Со второй коробкой идет тренировка на овладевание счетом от 11 до 100, в том числе на сложение и вычитание чисел.
КАК ИГРАТЬ? И что это за Сеген с его досочками?
«Досочки Сегена? Это может быть интересно ребёнку? Вы уверены» — так иногда спрашивают, когда видят эти деревянные комодики в шоуруме.
Да, да и еще раз да! Досочки Сегена легко становятся увлекательной игрой, которая еще и помогает развивать малыша.
ЭДУАРД СЕГЕН
А Эдуард Сеген – французский врач, психолог и психиатр 19 века, изучавший проблемы развития детей. Изначально Доски Сегена были только методом диагностики, который помогал помогал проследить, как у ребенка развиты:
Во всем мире психологи, а также специалисты по развитию детей используют эти диагностические, а также развивающие дидактические материалы.
Сейчас эта методика вышла из кабинетов психологов и ушла в мир развивающих игрушек. И в основе всех рамок-вкладышей и сортеров лежит тот же принцип, заданный Сегеном. Нужно подобрать геометрическую фигуру к нужному формату отверстия.
Кстати, и Мария Монтессори в своих занятиях с детьми опиралась на разработки своего коллеги Э. Сегена. И создавала свои авторские дидактические материалы.
КАК ИГРАТЬ
С 1 года уже можно начинать. Досочки Сегена лучше брать простых цветов, без орнаментов. И сначала предлагать 1-2 рамки и 1-2 вкладыша. Не высыпать все детали сразу.
Следующий шаг – добавление еще одной пары, где вкладыш той же формы, но цвет другой или же наоборот, цвет тот же самый, но форма иная.
Для ребенка 1,5 – 2 лет уже можно использовать большее количества пар рамок и вкладышей различных цветов и форм, в т.ч. и с орнаментом.
Для детей 3 – 5 лет лучше усложнить правила. Играть на скорость и стараться улучшить вариант. Узнавать и называть фигуры, не глядя, на ощупь. Играть в досочки, как в лото, распределив рамки между участниками, а фигуры вытаскивая из мешочка.
Не переживайте, если при первом знакомстве ребенок будет пытаться вложить в рамку неподходящую по форме или цвету деталь. Просто покажите, как надо.
А еще можно досочки обводить, вырезать обведенные фигуры, строить башенки, использовать для придумывания новых фигур. Простор для фантазии! И мамы, и ребенка.
ЧТО РАЗВИВАЮТ ДОСОЧКИ СЕГЕНА
Доски Сегена — это проверенная временем, эффективная, многофункциональная развивающая игра.
Знакомит с понятиями формы, цвета, размера, больше-меньше;
Развивает мелкую моторику;
Стимулирует речевое и умственное развитие, мышление и логику;
Оттачивает координацию и навыки пространственного мышления;
Воспитывает целеустремленность и стремление к совершенствованию и победе.
Развивайтесь, играя! Выбирайте правильные игрушки!
В нашем интернет-магазине представлено 3 варианта досочек Сегена, с орнаментом и простых цветов, в шкатулке с гибкой крышкой и в коробочке. По стоимости 350, 450 и 550 рублей.
Отправляем по всей России. Средняя стоимость доставки – от 170 до 310 рублей.
Вам также может понравиться
Вся правда о поильниках из бамбука
«Божьи коровки» — весенний набор посуды из бамбука для настоящих принцесс.
Про бамбуковую посуду с точки зрения мамы
Добавить комментарий Отменить ответ
Последние публикации
Зачем нужны шнуровки?
10 простых правил и ваш ребенок полюбит развивающие игры
КАК ИГРАТЬ? И что это за Сеген с его досочками?
Лайфхак от консультанта по детскому сну
ПЫЛЕСБОРНИКИ или НАСТОЯЩИЕ ДРУЗЬЯ…?
Свежие комментарии
г. Челябинск,
ул. Карла Маркса, д. 131, сек. 205
Каталог товаров
Информация
Мы в instagram
Регионы, в которые мы доставляем товары: Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калиниградская, Калужская, Камчатская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Пермская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Читинская и Ярославская область, Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Алтай, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Калмыкия, Карачаево-Черкессия, Карелия, Коми, Республика Марий Эл, Мордовия, Республика Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания, Татарстан, Тыва, Удмуртская Республика, Хакасия, Чувашская Республика, Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Ставропольский и Хабаровский край, Москва и Санкт-Петербург, Еврейская автономная область, Агинский Бурятский автономный округ, Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский и Ямало-Ненецкий автономный округ, Чеченская Республика.
Доска Сегена: описание, эффективность
Содержание статьи
Суть методики
Методика досок Сегена представляет собой картинки, вырезанные и расположенные на специальной доске. Детям предлагается разбирать и собирать данные картинки. При этом уровень сложности выполнения задания может быть разным. Сложность может зависеть от подбора цвета, формы и сортировки картинок по предметной классификации (животные, фрукты и другое). Сначала педагог показывает ребенку, как вынимаются фигурки из доски и в каком порядке картинки вставляются обратно. При этом используется наглядный способ демонстрации без обращения к речи, что особенно важно при работе с детьми-олигофренами.
Пособие Сегена помогает оценить уровень развития ребенка. Оценка заключается и зрительном воспитании, и в степени зрелости наглядно-действенного и пространственного мышления, и навык составления сложных элементов. Также методика Сегена помогает оценить уровень обучаемости и понимания предложенного задания. Кроме того, при выполнении задания ребенок испытывает положительные эмоции и удовольствие.
Использование досок Сегена
Доски Сегена можно использовать не только для работы и диагностики умственно-отсталых детей, но и в качестве развивающего пособия для малышей. Поскольку использование такой доски вместе с мамой помогает развить у ребенка логическое мышление и мелкую моторику, что стимулирует развитие речи и обучение чтению и письму в перспективе.
При использовании досок Сегена малыш получает первые навыки по цвету и форме предметов. Доски Сегена очень разнообразны. Их размер может быть и большим, и маленьким. Также доски Сегена различаются по тематике: животные, деревья, транспорт, погода, цифры и другое. Также существует доска Сегена в виде паззла, который необходимо собрать в единый целый рисунок. Изготавливают доски Сегена из дерева, пластмассы и мягкой ткани. Яркая игрушка привлекает внимание детей от года.
Ценность методики Сегена
Ценность методики Сегена заключается в том, что она предельно проста. Она может быть применена для исследования детей, начиная с дошкольного возраста и даже с двух лет. Тест может быть использован при обследовании детей с задержкой развития как органического, так и невротического генеза. Дети воспринимают занятия с досками как игру и охотно выполняют предложенные задания. Особенности действий испытуемого, его реакции, высказывания, характер отдельных попыток восстановления фигур и ошибки отмечаются в протоколе обследования. В случае если испытуемый не справляется с заданием, экспериментатор оказывает помощь организующего или стимулирующего характера.