достичь успеха в общении мешает ориентация на себя в каких позициях она выражается
Психология делового общения
2) с позиции лица, принимающего решение;
3) всеми участниками беседы.
92. В основе законов аргументации и убеждения лежит:
93. Сильные аргументы лучше приводить:
1) только в конце диалога;
2) в середине диалога;
3) в начале диалога;
4) в начале и конце диалога.
94. Отметьте позиции, при которых информация лучше запомнится вашим собеседником:
1) информация, которая находится с края – «эффект края»;
2) информация, приводящая к двусмысленности;
3) логически построенная информация, увязанная с хорошо знакомым материалом;
4) большой объем информации;
5) текст точный, ясный, исключающий коммуникативные барьеры непонимания;
6) важная информация сообщается по ходу беседы и приходится на середину диалога.
95. Достичь успеха в общении мешает «ориентация на себя». В каких позициях она выражается:
1) неспособность учитывать индивидуальность восприятия собеседника;
2) четкое выстраивание своих мыслей и постоянное отражение понимания собеседником информации;
3) небрежность и неточность формулировок;
4) внимание к невербальному поведению партнера;
5) отсутствие внимания к тому, слушает ли собеседник и как реагирует на информацию;
6) поглощенность собой, своей речью и чувствами.
96. К невербальным средствам общения относятся:
1) Человеческая речь;
97. Тип манипулятора по Э. Шострому, который преувеличивает свою агрессивность, жестокость, недоброжелательность. Управляет с помощью угроз различного рода – это:
98. Стиль жизни манипулятора характеризуется:
1) ложью, контролем, цинизмом;
2) ложью, доверием, свободой;
3) честностью, сознательностью, контролем;
4) доверием, свободой, честностью.
99. Интерпретация человеком причин и мотивов поведения других людей межличностного восприятия – это:
3) каузальная атрибуция;
100. Процесс передачи эмоционального состояния между индивидами на уровне их первой сигнальной системы, т. е. без решающего смыслового влияния, называется:
Ответы на итоговый тест
Заключение
Итак, вы познакомились с содержанием курса психологии делового общения. Увидели, как многообразна эта область нашей науки, как важны установленные ею закономерности и факты. Надеемся, что в дальнейшем вы будете обращаться к ним. Для этого вам предлагается список рекомендуемой литературы, который можно использовать при подготовке реферативных, курсовых исследований и при подготовке к зачету.
6 барьеров в общении, которые мешают наладить контакт с человеком
Одна и та же фраза может истолковываться по-разному, все зависит от того, с каким тоном вы произнесете вопрос или утверждение. Если вы эмоционально с повышенным тоном спросите о чем-то, то вас воспримут негативно. Если этот же вопрос проговорить с улыбкой на лице, то и реакция будет такой же. Поэтому важно обращать внимание на то, как и что мы говорим, чтобы в ответ получить желаемую реакцию. Рассмотрим подробнее, какие основные виды коммуникативных барьеров могут возникать в общении, и как их предотвратить.
1. Барьер восприятия
Равнодушие и скептицизм чувствуется в разговоре, даже если вы это скрываете и пытаетесь показать другие эмоции. Собеседник быстро потеряет интерес к беседе и желание продолжать разговор. Лучший выход из ситуации — начать разговор с улыбки, наладить контакт с человеком, уместно показывать эмоции в разговоре.
2. Поведенческий барьер
Снисходительный тон или низкая самооценка также могут стать барьером в общении с человеком. Если собеседник не лучшего мнения о вас, то, скорее всего, вся информация, исходящая из ваших уст, будет воспринята через призму недоверия или вообще проигнорирована. Старайтесь общаться со всеми на равных, хвалите человека даже за самые маленькие победы.
3. Языковой, семантический барьер
Недопонимание в общении может возникнуть не только между носителями разных языков, но и при разной подготовленности двух специалистов. Например, к вам пришел стажер на работу и вы начинаете ему объяснять абсолютно новую программу на профессиональном сленге. Человек не поймет ничего, и это будет причиной возникновения барьера. В таком случае лучше всего упростить свой рассказ и доступно объяснить пошаговый путь, как работает программа.
4. Эмоциональный барьер
Проблемы дома или на работе, внутренние переживания могут сказаться на общении, восприятии новой информации. Любая неуместная фраза от коллеги может выбить из колеи. Научитесь абстрагироваться от негативных эмоций и сосредоточиться на диалоге с собеседником, избегая личной оценки. Еще больше информации об управлении эмоциями вы найдете в бесплатном онлайн-курсе «Эмоциональный интеллект».
5. Культурный барьер
В мультикультурном мире велика вероятность встретить человека другой культуры, веры, который будет придерживаться разных понятий в жизни. Если вы начнете рассказывать про дегустации вин человеку, не употребляющему алкоголь из-за религиозных соображений, то вы встретитесь с непониманием. В таком случае постарайтесь заранее изучить собеседника, чтобы не ляпнуть ничего лишнего.
6. Гендерный и социальный барьер
То, что считается нормой для мужчины, может быть неприемлемо для женщин. Из-за распространенных стереотипов некоторые мужчины-начальники могут недооценить профессиональные навыки женщин, и наоборот. Не зацикливайтесь на поле человека в процессе делового разговора, общайтесь со всеми на равных, избегайте стереотипов.
Следуйте простым советам по преодолению межличностных барьеров в коммуникации, чтобы взаимодействие с любым человеком было продуктивным и результативным.
Тест по Психологии «Психологические стороны делового общения» для СПО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании
Номер материала: ДБ-1034909
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Жириновский предложил ввести в школах уроки полового воспитания
Время чтения: 1 минута
Студенты Хабаровского края перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Вопросы и задания
1. Откройте учебник на с. 37 и объясните, как вы понимаете пункт 2.1. Для полноты ответа воспользуйтесь учебником или словарем по философии и определите понятие «бытие».
2. Согласны ли вы с определением:
Общение — сложный, многогранный процесс взаимодействия двух и более людей, процесс обмена информацией, взаимного влияния, сопереживания и взаимного понимания.
3. Можно ли общение рассматривать как простое отправление информации или ее прием?
а) да; б) нет. Ответ поясните.
4. Из приведенного перечня выпишите «абстрактные типы» собеседников:
— всезнайка, негативный человек, баламут;
— хладнокровный, неприступный собеседник;
5. Определите, какие типы общения относятся к межличностному общению:
е) все ответы верны;
ж) все ответы неверны.
6. Диалог возможен при соблюдении ряда принципов (правил взаимоотношений):
1) принцип «здесь и сейчас»;
2) принцип доверительности;
3) принцип паритетности;
4) принцип проблематизации;
5) принцип персонифицирования.
Определите, какая из характеристик по смыслу соответствует каждому принципу:
A. Доверие к намерениям партнера без оценки его личности.
Б. Психологический настрой на эмоциональное состояние собеседника и собственное психологическое состояние.
B. Общение направлено на общие проблемы и нерешенные вопросы.
Г. Разговор необходимо вести от своего имени, без ссылки на чужое мнение; выражать свои чувства и желания.
Д. Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение.
7. Какая из функций общения подтверждает слова русского мыслителя П.Я. Чаадаева о том, что люди, лишенные общения с другими созданиями, не размышляли бы о своей природе, а щипали траву:
г) организации и поддержания межличностных отношений;
8. К видам общения относятся:
б) вербальное общение;
д) невербальное общение;
е) светское общение;
ж) все ответы верны;
з) все ответы неверны.
9. Из предложенных характеристик выберите те, которые по смыслу соответствуют:
2) деловому общению;
3) ролевому общению;
4) светскому общению.
А. Сложный многогранный процесс взаимодействия, обмена информацией, взаимного влияния, сопереживания, взаимного понимания друг друга.
Б. Общение, участники которого являются представителями некоторой социальной категории. Люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях.
В. Общение не предусматривает понимания личности собеседника. Достаточно знать способ поведения, предписанный обществом.
Г. Общение, обеспечивающее успех общего дела и создающее условия для сотрудничества людей.
10. Из предложенных характеристик выберите те, которые по смыслу соответствуют:
1) коммуникативной стороне общения;
2) интерактивной стороне общения;
3) перцептивной стороне общения.
A. Общение, заключающееся в организации межличностного взаимодействия.
Б. Общение, которое проявляется во взаимном обмене информацией между партнерами, передаче и приеме знаний, мнений, чувств.
B. Общение проявляется через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга.
11. Вам предстоит беседа с клиентом. Какой тип межличностного общения вы выберите? Ответ поясните.
12. Что такое роль? Какие роли вам приходится исполнять в течение дня?
13. Влияние на первое впечатление о человеке оказывает:
б) социальный статус;
д) манера поведения;
е) все ответы верны;
ж) все ответы неверны.
14. Изучая процессы восприятия, психологи выявили типичные искажения представлений о другом человеке:
3) «эффект упреждения».
В литературе один из «эффектов» имеет еще и другое название. Какой это «эффект» и какое название встречается в литературе?
15. Приписывание приятному человеку своих достоинств, а неприятному — своих недостатков называется:
б) «эффектом проекции»;
в) «эффектом упреждения».
16. Психологическими механизмами восприятия являются:
Какие характеристики соответствуют по смыслу данным механизмам восприятия.
А. Эмоциональный отклик на проблемы партнера; умение представить, что происходит внутри человека, что он переживает, как оценивает события.
Б. Представляет форму познания другого человека, основанную на возникновении к нему положительных чувств.
В. Отождествление себя с партнером. На основе попытки постанип. себя на его место происходит понимание поведения, привычек другого человека.
Г. Способность человека представлять то, как он воспринимается парт нером по общению. Это не только знание другого, но и знание того, как другой понимает нас.
17. Что является высшей формой эмпатии! Проанализируйте проявление высшей формы эмпатии на примере вашей группы.
18. Какой психологический механизм восприятия «включается», когда мы предлагаем собеседнику влезть в нашу «шкуру» и походить в ней?
19. Приписывание причин поведения другому человеку в условиях дефицита информации — это:
б) каузальная атрибуция;
в) все ответы верны;
г) все ответы неверны.
20. Успех студента на экзаменах оценивается членами группы как везение — удалось воспользоваться шпаргалкой.
В данном примере действует:
а) внешняя атрибуция;
б) внутренняя атрибуция;
в) стимульная атрибуция.
21. В учебнике по психологии (Реан А.А., Гатанов Ю.Б,, Баранов А. А. Психология: 8-11 классы. — СПб., 2000) описывается такой эксперимент.
К студентам в аудиторию заходил преподаватель с незнакомым мужчиной и сообщал, что проводится эксперимент по оценке глазомера. Необходимо было на глаз оценить рост этого человека и записать свою оценку на листочке. В одной группе мужчину представили как студента из Кембриджа; в другой — как преподавателя из Кембриджа; в третьей группе — как профессора из Кембриджа.
Результаты оказались поразительными: чем выше социальный статус, тем более высоким казался человек (разница в оценках первой группы и последней составила 12 см).
Какой механизм восприятия «сработал» в данном эксперименте:
г) каузальная атрибуция?
22. Приведите пример стереотипов, с которыми вы сталкиваетесь чаще всего?
23. Э. Берн выделил три способа поведения:
Какие характеристики соответствуют этим способам поведения?
A. Трезво, реально анализирует ситуацию, логически мыслит, не поддается эмоциям. В общении проявляет максимум внимания.
Б. Все знает, все понимает, никогда не сомневается, со всех требует, за все отвечает. Интонации обвиняющие. Выражение лица нахмуренное, обеспокоенное. Часто в разговоре использует «указующий перст».
B. Эмоциональный, импульсивный, нелогичный, непредсказуемый, спонтанно подвижный.
24. Стремление избежать конфликт, желание понять ситуацию и собеседников; представление о партнере с позиции паритетности.
а) ориентация на контроль;
б) ориентация на понимание.
25. Какой тип общения более предпочтителен для «контролера»?
а) монологическое общение;
б) диалогическое общение. Ответ поясните.
26. Форма организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся объединением усилий участников для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей — это:
27. Какой тип взаимодействия предполагает затруднения и препятствия в достижении целей?
28. Какая из сторон общения характеризуется следующим определением: «Общение, которое проявляется во взаимном обмене информацией между партнерами, передаче и приеме знаний, мнений, чувств»:
а) коммуникативная сторона общения;
б) интерактивная сторона общения;
в) перцептивная сторона общения.
29. Выберите позиции, от которых зависит понимание получаемой информации:
а) от личных особенностей говорящего;
б) от отношения говорящего к слушающему;
в) от ситуации, в которой протекает общение;
г) от отношения слушающего к говорящему;
д) от личных особенностей слушающего;
е) все позиции верны;
ж) все позиции неверны.
30. Какой уровень коммуникативного барьера непонимания проявляется в следующей ситуации. Малыш в ванне пускает кораблик. Мама его спрашивает: «Леша, почему твой кораблик плавает?» И в ответ слышит: «Потому что он красивый!»
а) семантический барьер;
б) стилистический барьер;
в) логический барьер.
31. Укажите правильный ответ. Количество и качество невербальных сигналов зависит от:
в) социального статуса;
е) все ответы верны;
ж) все ответы неверны.
32. Кинесика изучает:
а) прикосновения в процессе общения;
б) внешнее проявление человека;
в) расположение собеседников в пространстве.
33. Согласны ли вы с тем, что «читать» следует жесты в их совокупности и трактовать в контексте их проявлений?
Ответ поясните на примере.
34. Какая улыбка свидетельствует об искренней радости:
а) расслабленная улыбка;
б) смущенная улыбка;
35. Укажите правильный ответ. «Кривая улыбка» (когда опущены уголки рта) свойственна людям:
б) скрывающим собственные намерения;
в) прикрывающимся веселостью при стремлении к отрицанию;
г) все ответы верны;
д) все ответы неверны.
36. Взгляд партнера в процессе делового общения сверху вниз указывает на:
б) превосходство и гордость;
в) скрытое наблюдение.
37. В процессе делового общения взгляд партнера прямой, лицо полностью обращено к собеседнику.
б) интерес к собеседнику и его признание;
в) проявление подчеркнутого неуважения.
38. Рука, поданная для рукопожатия вертикально, означает:
б) партнерское отношение;
в) стремление к подчинению.
39. Жест закрытости проявляется обычно в позиции:
а) руки, скрещенные на груди;
в) рука, поддерживающая подбородок.
40. Укажите правильный ответ. Признак открытости — это:
а) расстегнутый пиджак;
в) открытые ладони рук, развернутые навстречу собеседнику;
г) неполная посадка на стуле;
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
41. Жест, характеризующий желание активных действий, проявляется в позиции:
а) скрещенные ноги и руки;
42. Жестом, при котором собеседник оценивает информацию в процессе делового общения, является:
а) руки, сведенные за спину, при этом одна рука сжимает другую;
б) почесывание подбородка;
в) прикладывание рук к груди.
43. Критическая оценка со стороны собеседника обычно проявляется в жесте:
а) руки, скрещенные на груди;
б) указательный палец вытянут вдоль щеки, а остальные располагаются под подбородком;
в) прикрытие рта ладонью.
44. Неполная посадка на стуле, при которой туловище наклонено вперед, руки опираются на колени, а ноги — на пол, так что одна нога выступает чуть-чуть вперед, оставляя другую позади, характеризует позу:
45. Оттягивание плеч назад при поднятом подбородке характеризует состояние партнера по общению как:
46. Какое состояние собеседника может характеризовать поза: напри женно выпрямленное туловище, ноги плотно стоящие на полу, ВЗГЛЯД отсутствующий?
а) отсутствие интереса;
б) отключение от проблем с демонстрацией внимательного слушания;
в) недостаток уверенности.
47. Укажите правильный ответ. Сутулая спина означает:
а) смирение, покорность;
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
48. Укажите правильный ответ. При удивлении:
б) глаза широко открыты;
г) все ответы верны;
д) все ответы неверны.
49. Если партнер по общению сдвинул очки на кончик носа и взгляд устремил поверх очков, отклонился назад и указательный палец вытянул вдоль щеки, при этом остальные пальцы располагаются под подбородком, то это означает:
а) желание действовать активно;
б) критическое оценивание;
50. Если голова собеседника слегка наклонена вбок, он открыто улыбается, удобно сидит на стуле, иногда глаза прикрывает на мгновения с одновременным чуть-чуть заметным кивком головы, то это означает:
а) вовлеченность в проблему;
б) доверительность и согласие;
в) смущение и неуверенность.
51. Определяющим фактором расстояния между общающимися являются:
а) культурные различия;
б) социально-возрастные различия;
в) половые различия.
52. Укажите правильный ответ. Какие позиции соответствуют эффективному деловому общению!
а) в процессе делового общения собеседник занят своими мыслями, переживаниями;
б) в ходе общения партнеру предоставляется возможность полностью изложить свою точку зрения на решаемую проблему;
в) партнер слышит только то, что хочет услышать;
г) в процессе общения лучшим собеседником является тот, кто умеет хорошо говорить;
д) лучшим собеседником является тот, кто умеет слушать;
е) все ответы верны;
ж) все ответы неверны.
53. Коллега по работе в ходе беседы по вопросу улучшения микроклимата коллектива старается продемонстрировать свою эрудицию, судит обо всем только на основании личных позиций и своего жизненного опыта, дает оценку всему сказанному.
Такая позиция является признаком:
а) эффективного общения;
б) неэффективного общения.
54. Какие позиции работника сферы обслуживания в процессе беседы с клиентом способствуют эффективному общению:
а) обдумывает, как бы поэффектнее показать свою начитанность;
б) делает замечания, комментирует сказанное, перебивает;
в) внимательно слушает, не перебивает, дает возможность высказаться до конца;
г) проявляет искреннюю заинтересованность к словам клиента и его критическим замечаниям;
д) сосредоточен на своих личных проблемах.
55. Какие понятия по смыслу соответствуют:
а) «рефлексивному» слушанию;
б) «нерефлексивному» слушанию?
1. Умение внимательно слушать, молча, не вмешиваясь в речь собеседника своими комментариями.
2. Слушание, в процессе которого происходит расшифровка смысла сообщения при установлении активной обратной связи с говорящим.
56. В каких случаях может быть эффективно «нерефлексивное» слушание:
а) у коллеги плохое настроение и нет желания разговаривать;
б) другу (подруге) необходимо высказаться о «наболевшем»;
в) подчиненный стремится получить активную поддержку со стороны руководителя;
г) коллега переполнен эмоциями по поводу предстоящей аттестации и стремится как можно скорее высказать свое отношение к этим событиям.
57. Какие понятия по смыслу соответствуют:
б) отражению чувств;
1. Слушание, в процессе которого подытоживаются основные мысли и идеи собеседника.
2. Стремление показать собеседнику, что мы понимаем его состояние (чувства, эмоции).
3. Обращение к собеседнику за некоторыми уточнениями.
4. Пересказывание мысли собеседника своими словами для проверки точности понимания.
58. Какой прием рефлексивного слушания отражается в следующих фразах: «Вашими основными идеями являются. »; «Если подвести итог сказанному, то. »; «Из сказанного можно сделать вывод. »:
г) отражение чувств.
59. В каких ситуациях эффективно использовать перефразирование:
а) в конце телефонного разговора, если собеседник должен что-то сделать сразу же после завершения разговора;
б) в процессе переговоров, когда требуется полное понимание желаний партнера;
в) в ситуациях, когда протекает острая дискуссия;
г) в ситуациях, когда партнер хочет найти понимание со стороны собеседника.
60. В каких ситуациях эффективно:
б) отражение чувств;
1. При коллективном принятии решения, когда рассматриваются различные пути достижения целей и в высказываниях необходимо выделить главное и существенное.
2. При беседе один из партнеров демонстрирует слабое знание обсуждаемой проблемы.
3. В ситуациях острого, эмоционального спора, когда собеседнику показывают, что его чувства понимают.
4. Партнер по общению не «удерживает» главную мысль и перескакивает с одного на другое.
61. Каким ситуациям соответствует «резюмирование»:
а) «Вы думаете, что совместная деятельность принесет большую пользу?»;
б) «Из сказанного вами можно сделать вывод о том, что результаты работы нашего отдела вас полностью устраивают и вы готовы на дальнейшее сотрудничество»;
в) «Я хорошо понимаю ваше состояние. Возможно, в подобном случае я испытывал бы такие же чувства»;
г) «Главное, что вы хотели бы от меня — это подготовка документации в сжатые сроки».
62. К «технике общения» относят прием «золотые слова», т.е. искусство подачи комплиментов.
Комплимент и лесть — это одно и то же?
Ответ поясните. Чтобы ответить на этот вопрос, воспользуйтесь словарями (например, Словарем русского языка С.И. Ожегова).
63. В результате применения приема «золотые слова»:
а) возникают положительные эмоции у собеседника;
б) комплимент приносит пользу тому, кто его получил;
в) комплимент приносит пользу тому, кто его сказал;
г) возникает атмосфера уважения;
д) происходит настрой на доверительную беседу, основанную на сотрудничестве;
е) все ответы верны;
ж) все ответы неверны.
64. Комплимент, по-вашему мнению, оценивает:
а) реальные (объективные) достоинства собеседника;
б) незначительное преувеличение достоинств собеседника.
65. Найдите подтверждение приема «имя собственное» в книге Д. Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (М., 1989).
66. Терпеливое, внимательное выслушивание проблем клиента — это прием:
б) «зеркало отношений»;
в) «терпеливый слушатель».
67. Отметьте позиции, которые способствуют успеху делового общения:
а) учитывать интересы собеседника;
б) говорить только о себе;
в) видеть положительное в собеседнике;
г) ориентироваться на ситуацию и обстановку;
д) находить общее с собеседником;
ж) проявлять искренность и доброжелательность;
з) навязывать свою точку зрения;
и) не забывать о «золотом» правиле нравственности.
68. Аргументы применяют с целью:
а) защиты своих взглядов и намерений;
б) доказательств своего превосходства;
в) уговоров партнера что-либо сделать.
69. Сила (слабость) аргументов в ходе беседы определяется:
а) с позиции говорящего (аргументирующего);
б) с позиции лица, принимающего решение;
в) всеми участниками беседы.
70. В основе законов аргументации и убеждения лежит:
71. Сильные аргументы лучше приводить:
а) только в конце диалога;
б) в середине диалога;
в) в начале диалога;
г) в начале и конце диалога.
72. Отметьте позиции, при которых информация лучше запомнится вашим собеседником:
а) информация, которая находится с края — «эффект края»;
б) информация, приводящая к двусмысленности;
в) логически построенная информация, увязанная с хорошо знакомым материалом;
г) большой объем информации;
д) текст точный, ясный, исключающий коммуникативные барьеры непонимания;
е) важная информация сообщается по ходу беседы и приходится на середину диалога.
73. Достичь успеха в общении мешает «ориентация на себя». В каких позициях она выражается:
а) неспособность учитывать индивидуальность восприятия собеседника;
б) четкое выстраивание своих мыслей и постоянное отражение понимания собеседником информации;
в) небрежность и неточность формулировок;
г) внимание к невербальному поведению партнера;
д) отсутствие внимания к тому, слушает ли собеседник и как реагирует на информацию;
е) поглощенность собой, своей речью и чувствами.
74. Какая из характеристик по смыслу соответствует понятиям:
б) внутриличностный конфликт;
в) межличностный конфликт;
г) межгрупповой конфликт;
д) конфликт между группой и личностью?
1. Конфликт, возникающий между людьми из-за несовместимости их взглядов, интересов, целей.
2. Столкновение противоположно направленных целей, позиций, мнений, взглядов партнеров по общению.
3. Состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей.
4. Столкновение противоположно направленных интересов различных групп.
5. Противоречия, возникающие между ожиданиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами общения.
75. Отметьте причины, способствующие возникновению конфликта:
а) многословие одного из партнеров;
б) коммуникативные барьеры;
в) личностно-индивидуальные особенности партнера;
д) неконтролируемость эмоционального состояния;
е) все ответы верны;
ж) все ответы неверны.
76. Конфликтная ситуация — это:
а) открытое противостояние взаимоисключающих интересов;
б) накопившиеся противоречия;
в) стечения обстоятельств.
77. Конфликтогены — это слова, действия (бездействия), которые:
а) способствуют возникновению конфликта;
б) препятствуют возникновению конфликта;
в) помогают разрешить конфликт.
78. Определите, какая ситуация характеризует:
а) внутриличностный конфликт;
б) межличностный конфликт.
1. Конфликт, возникающий у руководителя организации в результате проявления родственных чувств к одному из подчиненных и служебного долга.
2. Конфликт между руководителем и подчиненным по поводу премирования.
79. «Поиск решения, удовлетворяющий интересы двух сторон» — это:
80. Из предложенных характеристик выберите те, которые по смыслу соответствуют:
1. Открытая борьба за свои интересы.
2. Поиск решения, удовлетворяющий интересы двух сторон.
3. Стремление выйти из конфликта, не решая его.
4. Урегулирование разногласий через взаимные уступки.
5. Тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами.
81. Укажите позиции, которые соответствуют компромиссу:
1. Одна из сторон обладает достаточной властью и авторитетом.
2. Обе стороны обладают одинаковой властью.
3. Обе стороны желают одного и того же, и удовлетворение этою жвла ния имеет большое значение.
4. Когда иного выбора нет и терять уже нечего.
5. Возможность выработать временное решение, так как на выработку другого нет времени.
6. Одна из сторон считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов.
82. Какая стратегия поведения позволяет выработать навыки слушания, приобрести опыт совместной работы, навыки аргументации, выработать умения сдерживать свои эмоции:
83. Укажите позиции, которые соответствуют приспособлению:
а) правда на вашей стороне;
б) недостаток власти для решения проблемы желаемым способом;
в) лучше сохранить добрые отношения с партнером, чем отстаивать свою точку зрения;
г) открытое обсуждение проблем приведет к ухудшению ситуации;
д) предмет разногласия неважен и случившееся не особо волнует.
84. Укажите позиции правильного поведения в условиях конфликтной ситуации:
а) настаивая на своем предложении, не отвергайте предложения партнера, рассматривайте все предложения и оценивайте все «за» и «против»;
б) демонстрируйте свое превосходство;
в) не позволяйте себе отвечать агрессией на агрессию;
г) независимо от результата разрешения конфликта старайтесь не разрушать отношения с партнером;
д) старайтесь как можно чаще обращать внимание па отрицательное эмоциональное состояние партнера: «Что ты злишься?»; «Не надо так нервничать!»;
е) предлагайте партнеру включать механизм идентификации: «Если бы вы были на моем месте, какие действия предприняли бы?»
85. Чего нельзя допускать в условиях конфликта:
а) преувеличивать свои заслуги;
б) обрушивать на партнера множество претензий;
в) исходить из добрых намерений партнера;
г) видеть все только со своей позиции;
д) учитывать интересы партнера по общению;
е) критически оценивать партнера.
Ответы
1. «Бытие» — наиболее широкая по объему, охватывающая все многообразие реального мира категория, обозначающая доступную нам совокупность существующего, мир в целом.
Понятию «бытие» равнозначны термины «действительность», «сущее» (Островский Э. В. Основы философских знаний. — М., 1998).
Без общения невозможно существование человеческого общества. Человек становится человеком только в процессе общения, установления межличностных отношений.
3. б) нет. Общение — это процесс обмена информацией.
4. Вздорный человек; позитивный человек, всезнайка; болтун; трусишка; хладнокровный, неприступный собеседник; важная птица; незаинтересованный собеседник; почемучка. Всего девять «абстрактных типов».
6. А — 2) принцип доверительности.
Б — 1 — 2) принцип «здесь и сейчас».
В — 4) принцип проблематизации.
Г — 5) принцип персонифицирования.
Д — 3) принцип паритетности.
7. б) формирующая функция.
Она проявляется в процессе развития человека и становления его как личности. Окружающие взрослые научили ребенка читать, говорить, писать, есть, пить, правильно вести себя в обществе.
9. А-1); Б-4); В-3); Г-2). Ю. А-2); Б-1); В-3).
11. При беседе с клиентом применяют диалогический тип межличностного общения. Диалогическое общение основано на равноправии партнеров.
12. Роль — способ поведения, который задается обществом.
14. 3) «эффект упреждения», или «эффект первичности и новизны».
15. б) «эффект проекции».
17. Высшая форма эмпатии действенная. Она характеризует нравственную сущность человека.
18. «Включается» индификация.
21. в) стереотипизация (по социальному статусу).
22. Например, профессиональные стереотипы; этнонациональные стереотипы («немец — педант»; «южный человек — темпераментный»).
25. а) Для «контролера» характерно монологическое общение, гак как он стремится заставить партнера по общению принять свой план взаимодействия, навязать свое понимание ситуации.
33. а) да. Некоторые жесты, как и слова, могут иметь несколько значений. Например: закрытая поза — «руки скрещены на груди», но в холодном помещении это может означать, что человек замерз.