достоевский с какого класса начинается

Школьная программа
по русской литературе
1—11 классы

Преамбула

Единой программы по русской литературе для школ не существует. Набор авторов и произведений варьирует от списка к списку. Зачастую вместо конкретного перечня приводятся ремарки «изучается обзорно», «два-три произведения по выбору автора программы или учителя» и т. п. Распределение произведений по учебным годам / классам, в которых они изучаются, также вариативно. Кроме того, школьная программа исторически изменчива: то и дело какие-то произведения из нее исключаются, а какие-то, напротив, вводятся, и уследить за этим непросто. Все это создает определенные трудности при составлении списка произведений, изучаемых в школе.

Предлагаемый ниже список решает эту проблему следующим образом. Во-первых, он представляет собой сводку различных источников и включает авторов и произведения, которые упомянуты хотя бы в одной из программ, включая «списки литературы на лето», что обеспечивает его полноту.

Во-вторых, вместо распределения произведений по классам (и неизбежно возникающих при этом дублей) список включает все произведения школьной программы, упорядоченные по жанрово-хронологическому принципу, что обеспечивает его систематичность.

Ограничение: список включает только произведения русской литературы и не включает произведений зарубежной литературы.

На все произведения, входящие в список и присутствующие в корпусе Русской виртуальной библиотеки, даны гипертекстовые ссылки, что превращает его в дополнительный интерфейс РВБ, специально предназначенный для нужд школьного образования.

Одновременно с этим, произведения, которые пока остаются без ссылок, определяют вектор дальнейшего пополнения фондов РВБ.

Источник

В каком классе проходят Достоевского, какие изучают произведения?

Прошу не путать с вопросами о конкретных произведениях Достоевского Ф. М. «Преступление и наказание», «Идиот».

В каком классе проходят Достоевского «Бесы»?

В каком классе проходят Достоевского «Белые ночи»?

В каком классе изучают Достоевского «Белые ночи»?

В каком классе проходят Достоевского?

В каком классе изучают Достоевского?

достоевский с какого класса начинается. Смотреть фото достоевский с какого класса начинается. Смотреть картинку достоевский с какого класса начинается. Картинка про достоевский с какого класса начинается. Фото достоевский с какого класса начинается

Без изучения произведений Ф. М. Достоевского трудно представить себе современные школьные программы. Но так было не всегда. На протяжении ХХ века изучение творчества этого писателя то вводилось в программы, то исключалось, то снова вводилось.

Официальное марксистско-ленинско­ е литературоведение советской эпохи довольно прохладно относилось к Достоевскому и его произведениям, так как они не вписывались в его жёсткие рамки. Но как бы там ни было, а статья о творчестве писателя впервые появилась в учебнике литературы для школьников в 1935 году (это, кстати, был 1-й школьный советский учебник литературы). Что было в этой статье, мне неведомо: не пришлось даже листать – не то что читать этот учебник. Предполагаю – общий обзор творчества, краткий, конечно. А до года 1935 не редки были случаи абсолютного отрицания значимости творческого наследия писателя.

Фёдора Михайловича исключили из списка изучаемых в школе писателей во 2-м школьном учебнике литературы Страны Советов, издававшемся незадолго до начала Второй мировой и Великой Отечественной войн, в 1938–1940 годах. Мало того, почти на пару десятилетий Достоевский не только исчез из школьных программ, но и в вузах перестали изучать его творчество.

Реабилитация писателя и его творчества произошла без малого через 20 лет, в начале 2-й половин 50-х годов и не без влияния его огромной популярности среди западно-европейских и американских (США) читателей. Вот тогда-то творчество Фёдора Михайловича и было возвращено в программы и учебники для вузов и школ.

Что именно из произведений Достоевского и в каком классе изучали после реабилитации его творчества? Роман «Преступление и наказание» в 9-м классе (ныне это 10-й класс). Конечно, учебная статья представляла собой в первую очередь краткий обзор творчества писателя с указанием проблематики таких произведений, как

достоевский с какого класса начинается. Смотреть фото достоевский с какого класса начинается. Смотреть картинку достоевский с какого класса начинается. Картинка про достоевский с какого класса начинается. Фото достоевский с какого класса начинается

а уже потом следовали история создания и анализ «Преступления и наказания».

достоевский с какого класса начинается. Смотреть фото достоевский с какого класса начинается. Смотреть картинку достоевский с какого класса начинается. Картинка про достоевский с какого класса начинается. Фото достоевский с какого класса начинается

Изучались все эти произведения + романы «Идиот», «Бесы» только на филологических факультетах вузов.

Когда в 80-е годы начала воплощаться в жизнь идея создания альтернативных учебников, в один из них был включён рассказ «Мальчик у Христа на ёлке» (7-й класс), в другой – повесть «Мальчики», являющаяся

достоевский с какого класса начинается. Смотреть фото достоевский с какого класса начинается. Смотреть картинку достоевский с какого класса начинается. Картинка про достоевский с какого класса начинается. Фото достоевский с какого класса начинается

достоевский с какого класса начинается. Смотреть фото достоевский с какого класса начинается. Смотреть картинку достоевский с какого класса начинается. Картинка про достоевский с какого класса начинается. Фото достоевский с какого класса начинается

Сейчас у нас много альтернативных учебников и, соответственно, программ по литературе.

Одни из них предполагают текстуальное изучение уже названных мной романа «Преступление и наказание» (10-й класс) и рассказа «Мальчик у Христа на ёлке»» (7-й класс).

В других список изучаемых произведений Достоевского расширен:

достоевский с какого класса начинается. Смотреть фото достоевский с какого класса начинается. Смотреть картинку достоевский с какого класса начинается. Картинка про достоевский с какого класса начинается. Фото достоевский с какого класса начинается

Таким образом, в лучшем случае наши школьники текстуально изучают такие произведения Достоевского:

При этом из обзорной статьи учебника литературы за 10-й класс школьники знают, что у писателя есть романы:

В худшем случае предполагается текстуальное изучение только двух произведений:

достоевский с какого класса начинается. Смотреть фото достоевский с какого класса начинается. Смотреть картинку достоевский с какого класса начинается. Картинка про достоевский с какого класса начинается. Фото достоевский с какого класса начинается

Романы «Идиот» и «Бесы» в школе никогда не изучались и сейчас не изучаются. Они слишком сложны для подростков.

Источник

Что проходят по литературе в 10 и 11 гуманитарных классах

Список произведений для 10 и 11 классов, летнее чтение

достоевский с какого класса начинается. Смотреть фото достоевский с какого класса начинается. Смотреть картинку достоевский с какого класса начинается. Картинка про достоевский с какого класса начинается. Фото достоевский с какого класса начинается

Школьная программа по литературе, список для 10 класса

А.Н. Островский. «Гроза»

И.С. Тургенев. «Записки охотника» (рассказы по выбору учителя) «Отцы и дети» + еще один роман по выбору учителя

И.А. Гончаров. «Обломов»

Ф.И. Тютчев. Лирика («Полдень», «Весенние воды», «Silentium», «Осенний вечер», «О чем ты воешь, ветр ночной…», «Весь день она лежала в забытьи…», «Я очи знал – о, эти очи!» «Она сидела на полу…», «Ты, волна моя морская…», «К.Б.»)

А.А. Фет. Лирика («Одним толчком согнать ладью живую…», «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…», «Сияли ночь. Луной был полон сад…», «Шепот. Робкое дыханье…», «На заре ты ее не буди…», «Осень», «Прости – и все забудь…», «Вечер», «Кот поет, глаза прищуря…», «Хоть счастие судьбой даровано не мне…»

Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо». Лирика («Вчерашний день, часу в шестом…», «Родина», «Нравственный человек», «Забытая деревня», «Размышления у парадного подъезда», «В дороге», «Железная дорога», «О погоде», «Умру я скоро…»)

Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание».

Л.Н. Толстой. «Война и мир»

Н.С. Лесков. «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда» (по выбору учителя)

М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (главы по выбору учителя)

Н.А. Добролюбов. Статьи «Что такое обломовщина?», «Луч света в темном царстве»

Д.И. Писарев. Статьи «Базаров», «Мотивы русской драмы», «Роман И. А. Гончарова ‘Обломов’», «Борьба за жизнь», «Старое барство»

М.А. Антонович. Статья «Асмодей нашего времени».

Русская литература для внеклассного чтения, 10 класс

А.Н. Островский. «Бесприданница», «Без вины виноватые», «На всякого мудреца довольно простоты»

И.С. Тургенев. «Дворянское гнездо», «Новь», «Рассказ отца Алексея», «Собака», «Клара Милич», «Песнь торжествующей любви», «Степной король Лир»

И.А. Гончаров. «Обыкновенная история», «Обрыв»

Ф.М. Достоевский. «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Село Степанчиково и ее обитатели», «Кроткая», «Бедные люди»

Л.Н. Толстой. «Анна Каренина», «Воскресение», «Смерть Ивана Ильича», «Холстомер», «Отец Сергий»

А.И. Герцен. «Кто виноват?», «Сорока-воровка»

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Господа Головл?вы»

Сочинения Козьмы Пруткова

Зарубежная литература для 10 гуманитарного класса

Из Библии – «Книга Иова», «Песнь песней», «Евангелие от Иоанна»

Ч. Диккенс. «Посмертные записки Пиквикского клуба». «Тайна Эдвина Друда»

У. Теккерей. «Ярмарка тщеславия»

У. Коллинз. «Женщина в белом». «Лунный камень»

Г. Джеймс. «Поворот винта». «Дейзи Миллер»

У. Голдинг. «Наследники». «Шпиль». «Бог-скорпион»

Р. Киплинг. «Ким». «Свет погас». Лирика

Э. Золя. «Тереза Ракен». «Карьера Ругонов»

Г. Флобер. «Госпожа Бовари». «Саламбо». «Воспитание чувств»

Г. де Мопассан. «Жизнь». «Пышка» и другие новеллы

Г. Ибсен. «Пер Гюнт», «Нора»

М. Митчелл. «Унесенные ветром»

Ф.С. Фитцджеральд. «Великий Гэтсби». «Загадочная история Бенджамина Баттона»

Т. Драйзер. «Сестра Кэрри». «Американская трагедия»

Ф. Ницше. «Так говорил Заратустра».

достоевский с какого класса начинается. Смотреть фото достоевский с какого класса начинается. Смотреть картинку достоевский с какого класса начинается. Картинка про достоевский с какого класса начинается. Фото достоевский с какого класса начинается

Список литературы по школьной программе для 11 класса

А.П. Чехов. Рассказы («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Душечка», «Дама с собачкой», «Студент», «Дом с мезонином», «Спать хочется», «Палата №6», «Скрипка Ротшильда», «Попрыгунья» и другие – по выбору учителя), комедия «Вишн?вый сад»

И.А. Бунин. Рассказы («Господин из Сан-Франциско». «Легкое дыхание», «Темные аллеи», «Холодная осень», «Чистый понедельник» и другие – по выбору учителя)

А.И. Куприн. Рассказы и повести («Гранатовый браслет», «Олеся» и другие – по выбору учителя)

Л.Н. Андреев. «Жизнь Василия Фивейского», «Иуда Искариот»

Максим Горький. Рассказы («Макар Чудра», «Челкаш», Старуха Изергиль»), драма «На дне»

Лирика Серебряного века (стихотворения И. Анненского, К. Бальмонта, В. Брюсова, З. Гиппиус, А. Белого, В. Соловьева, Ф. Сологуба, В. Хлебникова, И. Северянина, В. Ходасевича, Н. Гумилева, Вяч. Иванова, М. Волошина, М. Цветаевой и других – по выбору учителя)

А.А. Блок. Лирика («Девушка пела в церковном хоре…», «Незнакомка», «О, весна без конца и без краю…», «Россия», «Я пригвожден к трактирной стойке…», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…», цикл «На поле Куликовом»), поэмы «Двенадцать», «Соловьиный сад» (по выбору учителя)

С.А. Есенин. Лирика («Запели тесаные дроги…», «Я последний поэт деревни…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь советская», «Отговорила роща золотая…», «Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Собаке Качалова», «Неуютная жидкая лунность…»), поэмы «Черный человек», «Анна Снегина»

В.В. Маяковский. Лирика («Послушайте!», «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо товарищу Кострову», «Письмо Татьяне Яковлевой»), поэма «Облако в штанах», пьесы «Клоп», «Баня»

А.А. Ахматова. Лирика («Мне голос был…», «Мужество», «Смуглый отрок бродил по аллеям…», «Сжала руки под темной вуалью…», «Вечером», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Небывалая осень построила купол высокий…», «Приморский сонет», «Родная земля»), поэма «Реквием»

Б.Л. Пастернак. Лирика («Февраль. Достать чернил и плакать. «, «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Никого не будет в доме. «, «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест. «, «Сосны», «Иней», «Июль»). Роман «Доктор Живаго» (главы «Лесное воинство», Рябина в сахаре»)

Внеклассное чтение для 11 гуманитарного класса

А.П. Чехов. «Черный монах», «Анна на шее», «Степь», «Учитель словесности». «Чайка». «Три сестры», «Дядя Ваня». Максим Горький. «Мещане». «Дело Артамоновых».

И.А. Бунин. «Старуха», «Сосны», «Сны Чанга», «Солнечный удар», «Митина любовь». «Жизнь Арсеньева»

А.И. Куприн. «Яма», «Поединок», «Молох», «Изумруд», «Суламифь», «Гамбринус», Штабскапитан Рыбников»

В.В. Набоков. «Защита Лужина». «Приглашение на казнь»

В.Я. Брюсов. «Огненный ангел»

Д.С. Мережковский. «П?тр и Алексей». «14 декабря»

В.В. Маяковский. «Флейта-позвоночник». «Про это». «Во весь голос»

А.А. Ахматова. «Поэма без героя»

Андрей Платонов. «Усомнившийся Макар». «Фро». «Епифанские шлюзы». «Чевенгур»

И. Ильф и Е. Петров. «Двенадцать стульев». «Золотой теленок»

И.Э. Бабель. «Одесские рассказы»

Ю.В. Трифонов. «Дом на набережной». «Старик»

Г.Н. Владимов. «Верный Руслан». «Генерал и его армия»

В.В. Быков. «Сотников». «Дожить до рассвета». «Мертвым не больно».

Е.С. Гинзбург. «Крутой маршрут»

А.Н. и Б.Н. Стругацкие. «Улитка на склоне». «Гадкие лебеди». «Попытка к бегству»

С.Д. Довлатов. «Зона». «Заповедник». «Компромисс»

Саша Соколов. «Школа для дураков»

В.О. Пелевин. «Жизнь насекомых». «Чапаев и Пустота»

Источник

Список произведений, изучаемых на уроках литературы в 5-11 классах

Список произведений, изучаемых на уроках литературы в 5-11 классах

I четверть А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне…». Ш. Перро «Спящая красавица». Г. Х. Андерсен «Снежная королева», «Гадкий утенок», «Стойкий оловянный солдатик». А. Погорельский «Черная курица». Поэзия об осени. А. Платонов «Никита». Ю. Олеша «Три толстяка».

II четверть

Русские народные сказки. Былины об Илье Муромце. Мифы о Геракле. М. Лермонтов «Бородино». Н. Языков «Пловец». М. Цветаева «Генералам двенадцатого года». Поэзия о зиме. А. С. Пушкин «Руслан и Людмила», «Песнь о вещем Олеге». Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством».

III четверть

Ч. Айтматов «Белый пароход» (отрывок «Легенда о Маралихе»), «Прощай, Гульсары» (отрывок «Скачки»). Р. Киплинг «Маугли». И. С. Тургенев «Муму». Поэзия о животных. И. А. Крылов. Басни. IV четверть Л. Н. Толстой «Детство». И. А. Гончаров «Сон Обломова». А. П. Чехов «Ванька». М. Твен «Приключения Тома Сойера». Поэзия о весне и лете.

6 класс

I четверть Поэзия о слове. Л. Н. Толстой «Отрочество». Ф. М. Достоевский «Мальчики». И. С. Тургенев «Бежин луг». А. П. Чехов «Степь».

II четверть Поэзия о природе. Г. Р. Державин «Евгению. Жизнь званская». И. А. Бунин «Антоновские яблоки». Поэтизация быта (А. Ахматова, Н. Гумилев, Г. Иванов, Д. Самойлов, О. Мандельштам, И. Бродский). А. С. Пушкин. 5 глава «Евгений Онегин». Н. В. Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

III четверть М. Рид «Всадник без головы». А. С. Пушкин «Дубровский». В. А. Жуковский. Баллады. И. Гете «Лесной царь». Э. Т. А. Гофман «Щелкунчик». Баллада 20 века (М. Светлов, Н. Асеев).

IV четверть А. С. Пушкин «Станционный смотритель». Н. В. Гоголь «Шинель». Ф. М. Достоевский «Бедные люди» (отрывки). Н. С. Лесков «Левша». М. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». А. П. Чехов «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Злоумышленник». А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

7 класс

I четверть Поэзии о рождении поэзии, литературе (Ф. Тютчев, А. Фет, О. Мандельштам). Древнерусская литература (летописи, «Житие Сергия Радонежского», хождения). А.С. Пушкин. Отрывки из трагедии «Борис Годунов». Притча в Ветхом и Новом заветах. М. Лермонтов «Три пальмы», «Морская царевна». Л.Н. Толстой «Три смерти», «После бала». А.П. Чехов «Студент».

II четверть В. Скотт «Айвенго». А.С. Пушкин «Капитанская дочка». М. Лермонтов «Песня про купца Калашникова».

Элегическая поэзия. Тема Рождественской звезды в поэзии. Н. В. Гоголь «Нос», «Записки сумасшедшего». А. П. Чехов «Человек в футляре». М. Сервантес «Дон-Кихот» (отрывки). А. И. Солженицын «Матренин двор». В. Шукшин «Чудик». Ф. М. Достоевский «Белые ночи».

IV четверть А. Грин «Алые паруса». М. Лермонтов «Мцыри». А. Твардовский «Василий Теркин». В. Шаламов «Последний бой майора Пугачева». А. де Сент-Экзюпери «Планета людей» (отрывок).

8 класс

I четверть Гомер «Илиада» (отрывки). «Слово о полку Игореве». «Песнь о Роланде». Н. В. Гоголь «Тарас Бульба». II четверть Н. Карамзин «Бедная Лиза». А. С. Пушкин «Метель». Н. В. Гоголь «Старосветские помещики». А. П. Чехов «Ионыч».

III четверть Поэзия по теме «Поэт и поэзия» (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов). Античная трагедия. Софокл. «Антигона». В. Шекспир «Ромео и Джульетта». П. Корнель «Сид».

IV четверть Д. Фонвизин «Недоросль». Н. В. Гоголь «Ревизор».

9 класс I четверть А. С. Пушкин. Детство. Лицейская лирика. М. Ломоносов. Оды. Г. Державин. Ода «Бог». Лирика. К. Батюшков. Лирика. В. А. Жуковский. Лирика. II четверть А. С. Пушкин. Романтическая лирика. Поэмы «Кавказский пленник», «Цыганы». А. С. Грибоедов «Горе от ума». III четверть А. С. Пушкин «Евгений Онегин». А. С. Пушкин. Философская лирика. М. Ю. Лермонтов. Лирика. IV четверть М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». А. С. Пушкин «Пиковая дама». Н. В. Гоголь «Невский проспект», «Портрет». Ф. М. Достоевский «Двойник».

10 класс I полугодие Н. В. Гоголь. «Мертвые души». А. Н. Островский «Гроза», «Бесприданница», «Лес». И. С. Тургенев «Записки охотника», «Рудин», «Отцы и дети». И. А. Гончаров «Обломов». Н. А. Некрасов. Лирика. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Ф. И. Тютчев. Лирика. II полугодие Л. Н. Толстой «Севастопольские рассказы», «Война и мир». А. А. Фет. Лирика. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» (отрывки). Сказки.

11 класс

I полугодие А. П. Чехов. Рассказы. Драматургия. И. А. Бунин «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Темные аллеи», «Чистый понедельник». А. И. Куприн «Гранатовый браслет». М. Горький «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш», «На дне». Поэзия серебряного века. Обзор. А. А. Блок. Лирика. А. А. Ахматова. Лирика. О. Э. Мандельштам. Лирика.

II полугодие

В. Маяковский. Ранняя лирика. Поэма «Облако в штанах». А. Блок «Двенадцать». М. Булгаков «Белая гвардия». И. Бабель «Конармия». А. Фадеев «Разгром». М. Шолохов «Донские рассказы», «Тихий Дон» (обзор). С. Есенин. Лирика. Поэма «Анна Снегина». М. Булгаков «Собачье сердце». Б. Пастернак. Лирика. «Доктор Живаго» (обзор). А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича». В. Шаламов «Колымские рассказы». А. Ахматова «Реквием». М. Шолохов «Судьба человека». Современная литература о Великой Отечественной войне. И. Бродский. Лирика. Современная литература.

Источник

«Литература. Время. Человек» (к изучению произведений Ф.М. Достоевского в средней школе)

Разделы: Литература

«Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает все остальное»,-призывал выдающийся русский писатель, философ и гуманист Х1Х века Ф.М.Достоевский. Чтобы как можно раньше начался путь познания окружающего мира, постижения искусства, становления прекрасного человека, нужно говорить о творчестве Ф. М. Достоевского уже со школьной скамьи, с учащимися любого возраста. Но как сделать так, чтобы не только классный руководитель во внеурочное время проводил занятия, а чтобы это была целенаправленная работа специалиста по воспитанию вдумчивого читателя. Вся ответственность лежит на плечах учителя литературы. А наградой за этот бесконечный труд будет благодарность детей и родителей.

В тесном сотрудничестве с работниками литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского г. Семипалатинска проводились уроки с учащимися пятых классов «Фольклор и литература Х1Х и ХХ веков или Счастье-то только Иванушкам достается…» по роману «Бедные люди», с детьми шестых-девятых классов Час чтения по отрывку «Мальчики» из романа «Братья Карамазовы».

Программой А.Г.Кутузова в 5 классе предполагается изучение рассказа Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке».

1. «Мальчики с ручкой»

2. неизвестный, семилетний

3. Просил доверчиво милостыню

3. Вертятся, завывают, воруют

4. В мороз одет по-летнему

4. Без сознания о преступности

На вопрос о ближайшем будущем этих детей ответ дает сам автор. Их ждет «голод, холод, побои, побег от халатников, чтобы бродяжить уже от себя». Учащиеся делают вывод, что в жизни этих обездоленных существ, «мальчиков с ручкой», нет никакой радости, нет к ним никакого сочувствия, нет у них никакого праздника и надежды на лучшее будущее.

Вторая часть новеллы написана также по жизненным наблюдениям. Писатель увидел накануне Рождества Христова, светлого, любимого, чудесного, долгожданного праздника, в подворотне у сложенных дров замерзшего мальчика. Суровые дворники и хмурый блюститель порядка или, одним словом, представители власти сердиты: слишком много хлопот с этими нищими трупами. А сострадающий обездоленным, сам задавленный бедностью автор пытается вместе с нами поразмышлять о происшествии. Так рождается еще одна чудесная сказка о маленьком мальчике, мечтавшем о сытости, тепле, маме, счастье, любви ко всем людям.

Читая и комментируя отрывок второй новеллы, учащиеся сопоставляли « Реальность» и «Жизнеподобие» в форме диаграммы Венна. Что же объединяет реальную жизнь и застекольную? А объединяет два мира маленький мальчик лет шести или меньше, который только «заснув», то есть, умерев, попадает на светлый радостный праздник, где есть мама, где его ждут, любят абсолютно все, где всех прощает и благословляет Он, Христос, Господь Бог. Все это могло случиться не только в праздник, но именно праздник усиливает трагизм происходящего. Мальчик верил, надеялся, искал место, где ему будет тепло, сытно, хорошо, счастливо. Всем и всегда помогает вера, надежда на лучшее будущее. У замерзшего мальчика такой надежды не было.

Для ответа на вопрос: «Можно ли решить проблему детской незащищенности, обездоленности, которая существовала в Х1Х веке, существует и сейчас, в ХХ1 веке?» учащиеся объединились в группы. Группы политиков, бизнесменов, медиков, учителей, журналистов, священников разрабатывали предложения для представления их в кабинет министров (присутствующие на уроке взрослые): «Как изжить нищету?». Прозвучали достаточно серьезные предложения: необходимо уменьшить налоги, организовать бесплатное, качественное образование, создать дома-приюты для нищих, открыть бесплатные столовые при храмах.

В конце занятия в течение одной минуты дети писали эссе: «Что могу сделать я сейчас, чтобы помочь хотя бы одному нищему, обездоленному человеку?» Потрясающе прозвучали высказывания учащихся, которые сошлись во мнении, что сейчас у них нет ни материальных, ни физических сил, чтобы оказать действенную помощь кому-либо нуждающемуся, но нельзя забывать, что нищий – такой же человек, как и ты. И ты можешь оказаться на его месте: «Будь же милосерден, ищи человеческое в человеке»!

Как призывал Ф.М.Достоевский: «Будем, во-первых и прежде всего, добры, потом честны, а потом – не будем никогда забывать друг о друге». Этой мыслью закончился урок по новелле «Мальчик у Христа на елке», ею же начнется другой урок по отрывку «Мальчики» из сложнейшего романа «Братья Карамазовы»[1], который можно провести с разновозрастной группой учащихся или с одиннадцатилетними детьми. Не навязывая своего взгляда на героев и события, хотелось обратить внимание участников на проблему взаимоотношения друг с другом. «Будем добры»,- просит нас писатель. Как можно определить добрый человек или злой, умный или глупый, искренний или скрытный? Конечно же, по поступкам, по тому, как ведет себя человек. Когда каждый задумается над своими поступками, проблемами (каким быть?), он обратится к книге, чтобы с наименьшими потерями и духовными затратами найти для себя самые правильные ответы. В книгах Достоевского ошибается не герой, а сама жизнь. И ошибается она так часто потому, что гораздо сложнее простого и, казалось бы, очевидного правила: добрый человек – добрые поступки, злодей – злые поступки.

Старец Зосима отправляет Алешу Карамазова из монастыря в мир к людям, к братьям и отцу, чтобы спасти их от беды, привнести в их отношения мир и добро. ( Участники занятия узнали об этом, просмотрев кадры фильма «Братья Карамазовы») В момент, когда Алеша размышляет о брате Дмитрии и отце, его отвлекают дерущиеся ребята.

После прочтения отрывка, дети говорят о впечатлении, полученном от чтения. Комментируя текст, его можно разделить на 3 части:

Сравнивая мальчиков, составляя пятистишия-характеристики, учащиеся приходят к выводу, что автор использует прием антитезы:

1. Одинокий мальчик

2. Румяный, белокурый

2. Бледненький, болезненный

3. Сражается в одиночку

4. Подготовил камни для стрельбы

4. Обижен на всех людей

Отсюда и начинается противостояние КАМНЯ, как орудия зла в «битве», и СЛОВА, несущего мир и добро в души детей.

— Что может противостоять камню-оружию в битве?

— Как защитить себя и других от зла?

— Можно ли защитить свою честь и достоинство камнем – злом, как это пытается сделать опальный мальчик?

Участники занятия делают вывод, что защитить себя и других можно только добрым словом, которое возьмется от милосердия, от доброты души. А душу можно прочесть в глазах – зеркале души. Поэтому-то такое большое место в отрывке отведено описанию взгляда, глаз героев. Опять противостояние – поединок «тихого» взгляда Алеши и озлобленного взгляда опального мальчика.

Хрупкость, ранимость души каждого человека, необходимость гуманного отношения ко всем людям без исключения осознали учащиеся 10 классов, побывав на уроке «Человек создан для счастья!». Так назывался двухчасовой урок, куда должны были войти традиционные «Трагедия семьи Мармеладовых» и «Зло, на которое ополчился Раскольников». На уроке рассматривалась судьба Катерины Ивановны.

Критик Николай Дмитриевич Ахшарумов (1867,№3, ж. «Всемирный труд») в статье о романе «Преступление и наказание» сказал, что Катерина Ивановна – настоящая героиня, ежечасно, ежедневно борющаяся до последнего вздоха со всеми несчастиями мира. Основной задачей урока было увидеть трагедию безысходности, увидеть женщину – борца, воздать должное ее подвигу, поразмыслить над вопросом: «Что должен был чувствовать такой человек как Раскольников (Лужин, Свидригайлов и др.), встретясь лицом к лицу с такою женщиною?»

Урок начался с просмотра танца «Юность». Вслед за этим проще было составить ассоциативный ряд «Счастье». В понятие «счастья» участники включили разные составляющие: любовь, семью, дом, детей, родину, работу, взаимоуважение, востребованность… Список можно было и продолжить. Выбрано было только самое главное. Человек, о котором пойдет разговор на занятии, окончил учебное заведение с золотой медалью и похвальным листом. Вступил в брак по чрезмерной любви. Остался после смерти супруга с тремя детьми в нищете безнадежной. Родные от него отказались. «Горда была, чересчур горда».

Конечно же, это Катерина Ивановна. Казалось бы, все, о чем мечталось в юности, сбылось. Но ведь счастье – величина непостоянная, остановить мгновение нельзя, все изменяется. Кто ответственен за то, что случилось?

Как жить Катерине Ивановне, оставшейся после смерти мужа без всяких средств к существованию с тремя малышами на руках? Для дискуссии в группе был выбран вопрос: «Есть ли выход из создавшейся ситуации?» Возможный выход, который и выбрала Катерина Ивановна, выйти замуж за Мармеладова, который и хотел тем самым поддержать несчастную. Вот один из вариантов ответа учащихся: «Катерина Ивановна сама не может прокормить своих детей, она их только обстирывает ночью, запрещает говорить о еде, может даже прибить, ударить от бессилия что-то изменить. Выйдя замуж за Мармеладова, который хотел разделить тяжесть ноши, но сломался, не вынес, Катерина Ивановна живет даже не в углу, а в проходной комнате, все равно что на улице. Посмотрев фрагмент «Поминки» из фильма «Преступление и наказание», осознаешь всю трагедию безысходности, видишь Подвиг Героини-Матери, страдаешь вместе с ней, преклоняешься перед неимоверной силой и гордостью.

Что же должен был чувствовать такой человек, как Раскольников, видя эту героиню «ежечасно борющуюся до последнего вздоха со всеми несчастиями мира»? Нести свой крест нужно достойно, защищая и поддерживая Жизнь.

«Не убий!»- гласит заповедь. Убивая других – убиваешь себя, умножаешь зло, которое решил уничтожить».

Размышляя вместе с учащимися над страницами серьезных книг, воспитывая вдумчивого читателя, мы, учителя литературы, должны помочь детям стать прекрасными людьми.

Литература

Ф.М.Достоевский «Мальчики»

— Когда я носил вот такой, как у вас, мешочек, так у нас носили на левом боку, чтобы правою рукой тотчас достать; а у вас ваш мешок на правом боку, вам неловко доставать.

— Лупи его, сажай в него, Смуров! – закричали все. Но Смуров (левша) и без того не заставил ждать себя и тотчас отплатил: он бросил камнем в мальчика за канавкой, но неудачно: камень ударился в землю. Мальчик за канавкой тотчас же пустил еще в группу камень, на этот раз прямо в Алешу, и довольно больно ударил его в плечо. У мальчишки за канавкой весь карман был полон заготовленными камнями. Это видно было за тридцать шагов по отдувшимся карманам его пальтишка.

— Это он в вас, в вас, он нарочно в вас метил. Ведь вы Карамазов, Карамазов? – закричали, хохоча, мальчики. – Ну, все разом в него, пали!

И шесть камней разом вылетели из группы. Один угодил мальчику в голову, и тот упал, но мигом вскочил и с остервенением начал отвечать в группу камнями. С обеих сторон началась непрерывная перестрелка, у многих в группе тоже оказались в кармане заготовленные камни.

Он выскочил и стал навстречу летящим камням, чтобы загородить собою мальчика за канавкой. Трое или четверо на минутку унялись.

— Да за что? Вы, верно, сами его дразните?

И опять началась перестрелка, на этот раз очень злая. Мальчику за канавкой ударило камнем в грудь; он вскрикнул, заплакал и побежал вверх в гору, на Михайловскую улицу. В группе загалдели: «Ага, струсил, бежал, мочалка!»

— А какой он? – спросил Алеша. – Фискал, что ли?

Мальчики переглянулись как будто с усмешкой.

— Вы туда же идете, в Михайловскую? – продолжал тот же мальчик. – Так вот догоните-ка его. Вон видите, он остановился опять, ждет и на вас глядит.

— Так вот и спросите его, любит ли он банную мочалку, растрепанную. Слышите, так спросите.

Раздался общий хохот. Алеша смотрел на них, а они на него.

— Господа, я его спрашивать о мочалке не буду, потому что вы, верно, его этим как-нибудь дразните, но я узнаю от него, за что вы его так ненавидите…

Алеша перешел мостик и пошел в горку мимо забора прямо к опальному мальчику.

Мальчик мрачно посмотрел на него.

Мальчик молча и задорно ждал лишь одного, что вот теперь Алеша уж несомненно на него бросится; видя же, что тогда же и теперь не бросается, совершенно озлился, как зверенок: он сорвался с места и кинулся сам на Алешу, и не успел тот шевельнуться, как злой мальчишка, нагнув голову и схватив обеими руками его левую руку, больно укусил ему средний ее палец. Он впился в него зубами и секунд десять не выпускал его. Алеша закричал от боли, дергая изо всей силы палец. Мальчик выпустил его, наконец, и отскочил на прежнюю дистанцию. Палец был больно прокушен, у самого ногтя, глубоко. До кости; полилась кровь. Алеша вынул платок и крепко обернул в него раненую руку. Обертывал он почти целую минуту, Мальчишка все это время стоял и ждал. Наконец Алеша поднял на него свой тихий взор.

Мальчик посмотрел с удивлением.

Вместо ответа мальчик вдруг громко заплакал, в голос, и вдруг побежал от Алеши. Алеша пошел тихо вслед за ним на Михайловскую улицу, и долго еще видел он, как бежал вдали мальчик, не умаляя шагу, не оглядываясь и, верно, все так же в голос плача. Он положил непременно, как только найдется время, разыскать его и разъяснить эту чрезвычайно поразившую его загадку. Теперь же ему было некогда.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *