древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век

Датировка колец и их разновидности на Руси

Добавлено Ноя 22, 2019 в Кладоискательство

Датировка колец и их разновидности на Руси

Первое письменное упоминание предмета на Руси, которое надевают на пальцы и именуется перстнем, известно с XI в, а с XIII века появляется и термин кольцо. Но история первых находок уходит в VII века, а повсеместно их начинают находить в захоронениях IX-X вв. Причем интересно, то что с принятием христианства, рисунки на перстнях еще очень долгое время остаются с языческими узорами. Массовое производство перстней начинается в XII-XIII веках, тогда же появляются и местные типы колец, до этого же на огромной территории России преобладают украшения не имеющие четко выраженной «племенной» принадлежности.

Самыми распространенными кольцами, по которым можно было идентифицировать славян, являются рубчатые или ложновитые кольца, которые изготавливались с XI по XIV века.

древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Смотреть фото древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Смотреть картинку древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Картинка про древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Фото древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век

А теперь рассмотрим основные виды перстней на Руси, которые отличались друг от друга изображениями, а так же формой.

Всадники и воины.

Появляются в XIII веке и повторяют изображения на удельных монетах того времени, где воин обязательно что-то держит в руке, будь то меч, копье или сокол. Распространены вплоть до конца XVIII века.

древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Смотреть фото древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Смотреть картинку древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Картинка про древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Фото древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век

древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Смотреть фото древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Смотреть картинку древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Картинка про древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Фото древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век

всадник с мечом XVII век

древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Смотреть фото древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Смотреть картинку древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Картинка про древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Фото древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век

всадник с копьем XVII век

Зверь

Появляется так же как и всадник в XIII веке и поначалу изображается как Семаргл, бог огня и луны, огненных жертвоприношений, дома и очага, хранитель семян и посевов. С ХIV-XV века изображения начинают упрощаться, поэтому без огня и крыльев, Семаргл становится похож на льва, птицу, а где то и на собаку.

Источник

Символика средневековых русских перстней

В ходе постепенного приобщения к культурным традициям Византии Древняя Русь унаследовала и адаптировала многие античные моды и привычки. Сегодня, спустя столетия, наше представление о русских воинах тех далеких времен будет неполным без учета многих, казалось бы незначительных, деталей. В предлагаемой статье мы остановимся на одной малоизученной группе подобных памятников художественного ремесла – средневековых русских перстнях-печатках.

Если античные и византийские перстни изучены достаточно полно, то аналогичные русские памятники, к сожалению, пока остаются без должного внимания. Приоритетом отечественной сфрагистики (исторической дисциплины, изучающей печати и оттиски) являются вислые свинцовые княжеские печати (буллы) и, в меньшей степени, оттиски печатей и матриц. В то же время совсем мало изучены сами матрицы, основную часть которых составляют перстни-печатки. С их помощью владелец делал оттиск на воске или мастике, и полученное таким образом изображение становилось «знаком собственности» (или власти).

Ратники на средневековых русских перстнях

древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Смотреть фото древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Смотреть картинку древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Картинка про древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Фото древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век
15-16. Денги вел. князя Василия Дмитриевича (1389-1425 гг.). Великое княжество Московское. 17. Денга князя Юрия Дмитриевича (1389-1434 гг.). Галичский удел. Серебро. Увеличено в 2 раза. (Из частной коллекции)

Представляется вполне логичным предположение о том, что сюжеты перстней напрямую связаны с деятельностью их владельцев. Считается, например, что византийские перстни со сценой обручения принадлежали членам императорской семьи, а древнерусские с изображением креста и фигур архангелов – духовным лицам. Развивая эту мысль, можно предположить, что средневековые перстни с изображениями воинов имели отношение к служилому (военному) сословию. Относительно каждого из них можно дать подробное описание, но гораздо труднее полностью раскрыть и истолковать смысл вырезанной символики. Надо также учитывать общий схематизм изображений, который диктовался используемым материалом и малыми размерами перстней.

На общем фоне качественно выделяются новгородские перстни (ил. 1, 9, 12), что может быть объяснено активными контактами Новгорода с европейскими странами и достаточно высоким уровнем мастерства новгородских ювелиров. Их отличает высокая техника исполнения и художественная выразительность. Тем не менее, изображения в целом отличаются наивностью образа и крайней обобщенностью. Вследствие этого изображения на перстнях столь же условны, как на монетах и печатях средневековой Руси.

20. 2-я пол. XVII в. Москва. 22,5 х 12,8 х 9.0.

Когда этот материал готовился к печати, столичные археологи под руководством академика А.Г. Векслера обнаружили на территории музея-усадьбы «Коломенское» интересный серебряный перстень XVII века. Как сообщили в Центре археологических исследований мэрии г. Москвы, серебряную печатку удалось найти во время раскопок дворцового комплекса царя Алексея Михайловича, разрушенного около 200лет назад. Находка обнаружена на месте кормового двора. Перстень украшает гравировка – изображение скачущего всадника с саблей, поднятой над головой. По предположению исследователей, печатка могла принадлежать одному из приближенных людей государя, скорей всего – военачальнику.

древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Смотреть фото древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Смотреть картинку древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Картинка про древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Фото древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век
древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Смотреть фото древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Смотреть картинку древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Картинка про древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Фото древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век
Князь П.С.Прозоровский, глава русского посольства в Англию в 1662-63 гг. Фрагмент копии Н.Ф.Яша с группового портрета неизв. английского художника XVII в. (ГИМ).

Эту тенденцию подтверждает анализ группы перстней-печаток с изображениями птиц и животных, о которой мы расскажем в следующем номере журнала.

Примечания:

Достаточно часто на средневековых русских печатных перстнях встречаются изображения зверей и птиц. Как и в случае с изображениями ратников (см. «Цейхгауз», № 15), в зооморфных сюжетах обнаруживается некая смысловая упорядоченность. Можно даже проследить единство стиля, графического языка, порой даже сходство почерка мастеров, изготавливавших перстни с изображениями воинов и зверей. Основой для построения композиции последних являлись представления наших далеких предков об окружающем их мире, где «царство людей» и «царство зверей» существовали в единстве и взаимопроникновении. Такое мировосприятие позволяло людям общаться через животное-символ с высшим духовным началом, видеть в животных посланников и проводников его воли.

Многие из животных (существовавших или вымышленных) описаны с качественными характеристиками в древнерусском трактате «Физиолог», известном по спискам XV в. и восходящем к сборнику рассказов о природе, возникшему в Александрии во II-III вв. н.э. на основе античных и восточных источников. Упоминаемые в нем животные в соответствии с традицией христианской литературы уподоблялись образам и понятиям религии и морали. Сегодня эти определения помогают расшифровать смысл зооморфных изображений на печатных перстнях.

Сегодня можно говорить о том, что «лютым зверем» наши предки называли и льва, и единорога, и рысь, и медведя, и барса, и волка. Например, в «Слове о полку Игореве» Всеслав Полоцкий в одном месте именуется скачущим «лютым зверем», а несколько ниже – «волком». Хорошо помогает разобраться в этом вопросе этимология слова «лютый». В нарицательном значении древнегреческое, старославянское и литовское «ljutas» означало «терзатель». На Руси оно было как именем прилагательным, характеризующим качества зверя: дикость, свирепость, злобность, жестокость, так и обобщенным названием самого страшного, непобедимого, поставленного во главе зверей хищника. Отсюда фольклорный образ «лютоіо зверя» моі символизировать власть, воинскую доблесть, а также играть роль оберега».

Изображения образа «лютого зверя» на перстнях встречаются нередко. Так, на перстне (ил. 5) представлена «на равных» битва человека и зверя. Поднявшийся на дыбы лев и воин с саблей в руке изображены одного роста. Схватка уже началась. Судя по положению когтистых лап хищника относительно туловища, лев отброшен назад после своеіо прыжка. Исход боя еще не ясен, но воин уже показал свою силу и ловкость.

Конь был священным животным у славян, являясь символом солнца, плодородия и благополучия. Тесно связанный в западнославянской мифологии с «богом богов» Святовитом (нем.-Свентовит).он упоминается немецким хронистом Гельмольдом (XII в.) и датским средневековым автором Саксоном Грамматиком при описании культового центра этого бога, располагавшегося в балтийско-славянском городе Арконе (Х-ХІІ вв.), занимавшем северную оконечность острова Рюген. Поскольку символ коня древние славяне связывали с солнцем, то, по всей вероятности, не случайно на груди глиняных фигурок коней и свистулек-«коников» изображены солярные знаки. В собрании калужского Музея ремесла, архитектуры и быта хранится несколько таких находок – из г. Калуги, дер. Хлуднево и пос. Воротынск Калужской области. Самые ранние сохранившиеся «коники» датируются XVI в. 12

Одним из привлекательных на Руси сюжетов, присутствующих на перстнях-печатках, является «пеликан, окропляющий своей кровью погибающих от змеиного укуса птенцов». Древнерусское название этой птицы – неясыть, перешедшее потом на название птиц отряда сов. Перстень с изображением пеликана, являющийся одной из самых ранних находок публикуемого собрания, показан на ил. 10.

древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Смотреть фото древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Смотреть картинку древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Картинка про древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Фото древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век
древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Смотреть фото древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Смотреть картинку древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Картинка про древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Фото древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век
Изразец муравленый из декора церкви Св. Троицы в Костроме. Красная глина, зеленая глазурь. Московское производство. Середина XVII в. 195x193x114 мм. (Музей-усадьба «Коломенское»)

Вообще, встретившись с разнообразием зооморфных изображений на перстнях, исследователь не может не задаться вопросом:

Примечания:

Автор: Сергей Нелюбов. Журнал Цейхгауз. 15.3.2001 и 17.1.2002

Источник

Ратники на средневековых русских перстнях

древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Смотреть фото древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Смотреть картинку древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Картинка про древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Фото древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век

В ходе постепенного приобщения к культурным традициям Византии Древняя Русь унаследовала и адаптировала многие античные моды и привычки. Сегодня, спустя столетия, наше представление о русских воинах тех далеких времен будет неполным без учета многих, казалось бы незначительных, деталей. В предлагаемой статье мы остановимся на одной малоизученной группе подобных памятников художественного ремесла – средневековых русских перстнях-печатках.

Если античные и византийские перстни изучены достаточно полно, то аналогичные русские памятники, к сожалению, пока остаются без должного внимания. Приоритетом отечественной сфрагистики (исторической дисциплины, изучающей печати и оттиски) являются вислые свинцовые княжеские печати (буллы) и, в меньшей степени, оттиски печатей и матриц. В то же время совсем мало изучены сами матрицы, основную часть которых составляют перстни-печатки. С их помощью владелец делал оттиск на воске или мастике, и полученное таким образом изображение становилось «знаком собственности» (или власти).

древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Смотреть фото древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Смотреть картинку древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Картинка про древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Фото древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век
15-16. Денги вел. князя Василия Дмитриевича (1389-1425 гг.). Великое княжество Московское. 17. Денга князя Юрия Дмитриевича (1389-1434 гг.). Галичский удел. Серебро. Увеличено в 2 раза. (Из частной коллекции)

Представляется вполне логичным предположение о том, что сюжеты перстней напрямую связаны с деятельностью их владельцев. Считается, например, что византийские перстни со сценой обручения принадлежали членам императорской семьи, а древнерусские с изображением креста и фигур архангелов – духовным лицам. Развивая эту мысль, можно предположить, что средневековые перстни с изображениями воинов имели отношение к служилому (военному) сословию. Относительно каждого из них можно дать подробное описание, но гораздо труднее полностью раскрыть и истолковать смысл вырезанной символики. Надо также учитывать общий схематизм изображений, который диктовался используемым материалом и малыми размерами перстней.

На общем фоне качественно выделяются новгородские перстни (ил. 1, 9, 12), что может быть объяснено активными контактами Новгорода с европейскими странами и достаточно высоким уровнем мастерства новгородских ювелиров. Их отличает высокая техника исполнения и художественная выразительность. Тем не менее, изображения в целом отличаются наивностью образа и крайней обобщенностью. Вследствие этого изображения на перстнях столь же условны, как на монетах и печатях средневековой Руси.

20. 2-я пол. XVII в. Москва. 22,5 х 12,8 х 9.0.

Когда этот материал готовился к печати, столичные археологи под руководством академика А.Г.Векслера обнаружили на территории музея-усадьбы «Коломенское» интересный серебряный перстень XVII века. Как сообщили в Центре археологических исследований мэрии г. Москвы, серебряную печатку удалось найти во время раскопок дворцового комплекса царя Алексея Михайловича, разрушенного около 200лет назад. Находка обнаружена на месте кормового двора. Перстень украшает гравировка – изображение скачущего всадника с саблей, поднятой над головой. По предположению исследователей, печатка могла принадлежать одному из приближенных людей государя, скорей всего – военачальнику.

древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Смотреть фото древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Смотреть картинку древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Картинка про древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Фото древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век
древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Смотреть фото древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Смотреть картинку древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Картинка про древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Фото древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век
Князь П.С.Прозоровский, глава русского посольства в Англию в 1662-63 гг. Фрагмент копии Н.Ф.Яша с группового портрета неизв. английского художника XVII в. (ГИМ).

Эту тенденцию подтверждает анализ группы перстней-печаток с изображениями птиц и животных, о которой мы расскажем в следующем номере журнала
Подробнее: http://swordmaster.org/2010/11/05/simvolika-srednevekovyh-russkih-perstney.html

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Старинные перстни

В данной статье мы рассмотрим некоторые старинные перстни, встречающиеся на территории России.

древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Смотреть фото древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Смотреть картинку древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Картинка про древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Фото древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век

Разновидности перстней по изображению на щитке

Надо заметить, что старинные перстни можно разделить на несколько типов по изображению на щитке. Это интересный материал для исследователей и коллекционеров.

Античные перстни

Некоторые старинные перстни имеют вставки полудрагоценных и драгоценных цветных камней (чаще всего сердолик) с вырезанным на нём изображением (Фото 1, №2). Перстни античного времени чаще всего находят в Крыму, на побережье Чёрного моря, и в южных районах Украины. Чаще всего перстни имеют печатную функцию, то есть рисунок перстня вырезан в материале.

древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Смотреть фото древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Смотреть картинку древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Картинка про древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Фото древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век

Перстни раннего средневековья

Перстни раннего средневековья отличаются своей экстравагантностью и художественным вкусом (например, перстень сложной формы на фото 2, №4). Имеют всевозможные изображения, включая растительный лилиеобразный орнамент (Фото 2, №1), тамгообразные знаки и куфические надписи. Некоторые экземпляры имеют подражающие эмали, сделанные в древнем полихромном стиле (Фото 2, №3). И, конечно же, шишкообразные углы щитков, характерные салтовской культуре. Для Древней Руси характерны решётчатые перстни (Фото 2, №2).

древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Смотреть фото древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Смотреть картинку древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Картинка про древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Фото древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век

Перстни позднего средневековья

Позднее средневековье 14-17 век. На щитках перстней появляются изображения:

Поздние перстни

Перстни 18-20 века имеют на своих щитках изображения вензелей своих хозяев и чётких геральдических и масонских символов.

Статья написана согласно информационного материала и фотографиям сайта «Перстни».

Источник

Старинные перстни и кольца

Старинные перстни как частая находка археологов и кладоискателей. Классификация старых колец, значение символов на антикварных перстнях.

Археология – одна из самых загадочных наук, в которой каждая находка становится настоящим историческим и культурным событием, способным открыть уникальную информацию и позволяющим найти ответы на вопросы, надежно скрытые землей и временем.

Исследователям, для того чтобы найти маленький артефакт, являющегося носителем информации о древних цивилизациях и культурах, приходится проводить в экспедициях немало времени. Скрупулезные работы и изыскания порой не приносят плодотворного результата, а порой одаривают уникальными бесценными находками, которые становятся предметом изучения историков, культурологов и других специалистов, исследующих структуру материалов и их возникновение.

Содержание:

Металлоискатель – современные технологии в поисках старинных артефактов

Однако не только ученых интересуют культовые реликты древности. Параллельно свои изыскания проводят и кладоискатели, для которых старинные изделия, найденные в местах древних поселений, становятся жемчужинами их частных коллекций. Золотые и серебряные украшения, отысканные ими с помощью металлоискателя, зачастую становятся наиболее ценными лотами на аукционах, продающих антикварные находки. В этом случае старинные украшения, обретая новых владельцев, могут быть как навсегда утрачены для научных исследователей, так и стать объектом изучения и тщательных экспертиз с разрешения пополнившего свое собрание древностей коллекционера.

Некоторые ученые полагают, что в поисках кладоискателей, осуществляемых при помощи металлоискателя в исторически установленных местах поселения древних цивилизаций, найдены наиболее уникальные свидетельства ранних культур – старинные кольца, перстни, украшения с камнем, перстни-печатки, изготовленные древними мастерами и имеющие огромную историческую и культурную ценность.

Найденные антикварные изделия приоткрывают завесу тайны истории зарождения национальной культуры, выраженную в нанесенной на старые украшения символике, ее значении, а также позволяют изыскателям проследить развитие прикладного творчества в древней Руси и его функциональное использование.

К находкам, несущим наиболее интересную и многогранную историческую информацию, относятся старинные перстни и кольца. История их создания, а также символика этих украшений уходит своими корнями в древнейшие эпохи.

История появления кольца

Для эпохи палеолита было свойственно изготовление примитивных костяных колец, сделанных из костей убитых животных, и уже гораздо позже, с появлением в бронзовом веке первых металлических сплавов, стали изготавливаться металлические кольца. Прообразы этих колец не имели никаких украшений и были выполнены в простых, незамысловатых формах. Несколько позже форму колец стали видоизменять, выполняя их в виде всевозможных обручей и спиралей.

Однако эти стандарты не прижились, и постепенно вид украшения трансформировался в более плоскую, охватывающую палец форму, и оно стало называться «кольцом», словом, образовавшимся от старославянского корня «коло», обозначавшего колесо, замкнутый круг, символизировавший в то время симбиоз единства и бесконечности.

Трансформация форм старинных колец

Несколько позже древние мастера смогли освоить новую форму кольца, изготавливая их с плоской вставкой на его верхней части, которая могла быть выполнена из металла или камня. Такое кольцо стало называться перстнем и из разряда украшений перешло в разряд функционального предмета. Именно после того как древними мастерами была видоизменена форма кольца, стало возможным его использование в различных сферах жизни.

древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Смотреть фото древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Смотреть картинку древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Картинка про древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Фото древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век

Во многих государственных и частных коллекциях, в которых хранятся найденные изыскателями старинные перстни-печатки и кольца, представлены изделия, использовавшиеся

Следует отметить еще одну особенность старинных украшений. Находки, относящиеся к первым столетиям нашей эры, использовались в качестве символа статусной принадлежности его владельца, разделяясь по типу металла, из которого они изготовлены. Собственно, именно к этому периоду относят первые изделия, изготовленные из драгоценных металлов: золота и серебра.

Символика и функциональность старинных колец и перстней

Серебряные кольца и перстни разрешалось носить вольноотпущенному люду. Старинные перстни-печатки из золота разрешалось носить тем, кто представлял высшие, управляющие, наделенные властью сословия. Изготовленные для них перстни-печатки были не просто предметом украшения, но и носили функцию, удостоверяющие личность и статус предмета, а также функцию печати, заменяющей личную подпись ее владельца.

У воинов перстни-печатки, равно как и их щиты, являлись носителем их родового девиза. На плоской поверхности печатки древние мастера воспроизводили девиз или родовой герб.

Также существует множество старинных находок, подтверждающих существование профессиональной символики, которая наносилась на перстень-печатку и соответствовала тому роду занятий, которым занимался его владелец. В коллекциях, где выставлены антикварные реликты сегодня, можно отличить экземпляры, использовавшиеся людьми рабочих профессий, так и представителями различных кланов, орденов, духовенства.

Кольца Древней Руси – уникальные свидетельства славянской культуры

Достаточно обширно в коллекциях старинных находок представлены золотые и серебряные кольца, перстни с камнем и перстни-печатки, относящиеся к славянской культуре. Наиболее значимые и уникальные из них внесены в мировые анналы, которые были найдены в Древней Руси при проведении изысканий на территории Древнего Новгорода, в Тверской, Калужской, и Московской областях.

Культура народов Древней Руси очень ярко отражена в символике, используемой при изготовлении старинных украшений. Золотые и серебряные кольца и перстни-печатки стали украшать языческой, а впоследствии и христианской символикой. Несколько видоизменилась форма щитка перстня-печатки. Она стала носить более геометрический характер, появились изделия с вытянутой, овальной или многогранной формой, прямоугольные и квадрифолийные печатки.

На поверхности щитка старинных перстней-печаток стали появляться изображения, несущие смысловую нагрузку. Изображения, украшавшие старинные перстни, стали таким же показателем приверженности его владельца к той или иной сословной группе, профессии или вероисповеданию, как перстни с камнем являлись показателем высшего сословия или духовенства.

Символы и образы старинных колец

Символика старинных украшений стала предметом отдельного изучения историков и культурологов. Изображения на щитке перстня-печатки образов птиц и животных отнесены учеными к попытке древних мастеров не просто создать символику, выражающую сущность владельца. По их мнению в большей степени образы, перенесенные на матрицу перстня-печатки, следует относить к группе оберегов, сила и возможности которых в значительной степени определяется природными способностями того животного, которое на нем изображено.

На старинные перстни-печатки, найденных на территории Древней Руси, в основном были нанесены образы птиц и животных, относящиеся к разряду хищников. Уже само это призвано демонстрировать воинственность, проявление силы и власти владельца перстня, на котором изображен подобный рисунок, а также защитить его теми силами, которыми от природы наделены образы этих птиц и животных.

древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Смотреть фото древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Смотреть картинку древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Картинка про древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Фото древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век

Среди нанесенных на древние перстни образов птиц, встречаются, как правило, образы ястреба, коршуна, ворона и даже изображения домашних птиц. Наиболее часто встречаемые на украшениях образы – это рисунки орла и петуха, которые истолковываются культурологами следующим образом:

древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Смотреть фото древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Смотреть картинку древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Картинка про древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век. Фото древний перстень с прямоугольным щитком и изображением всадника на коне какой век

Среди образов животных, наносимых на древние перстни-печатки, встречаются изображения волка, медведя, собаки, оленя – животных, в которых собраны многие воинские характеристики – сила, бесстрашие, скорость, благородство, преданность. Однако наиболее встречаемыми изображениями все же являются:

Впереди новые открытия

Следует признать, что культурная ценность старинных украшений, найденных в местах древних поселений, не может быть переоценена, поскольку именно в них отражена та первичная культура древних народов, которая легла в основу формирования морально-этических норм, ставших основой славянской национальной культуры.

Поиск свидетельств древней культуры продолжается и сегодня. Ученые используют самые современные технологии, оказывающих содействие в поисках древних артефактов в глубинах земли, и каждая новая находка помогает нам глубже изучить и познать древнюю культуру великого народа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *