дубровский герой какого произведения
«Дубровский» главные герои
Александр Сергеевич – непревзойдённый мастер художественного слова: стихи, сказки, рассказы, поэмы, романы – это ценнейшее, что существует в русской литературе. Его книги интересны, самобытны, ярки и всегда актуальны. Спустя практически два века со дня издания легендарного романа Пушкина, его экранизируют на современный лад. Причина этого оригинальный сюжет произведения и излюбленный образ главного героя “Дубровского”. Красивая захватывающая история и трагический финал – роднит пушкинский шедевр с шекспировскими мотивами. За исключением того факта, что в “Дубровском” герои остаются живы, но несчастливы.
Характеристика героев
Главные герои
Андрей Гаврилович Дубровский
Сосед Троекурова, честный, гордый дворянин. В прошлом – офицер. Упрямый, добродушный старик, вдовец, вырастил сына один. Имение Кистенёвка, принадлежащее Дубровскому, небольшое, около 70 крепостных. Они любят хозяина, с уважением относятся к нему. Из-за дерзости слуги Троекурова, вспыльчивый Андрей Гаврилович пишет гневное письмо соседу о необходимости извинений. Сосед находит письмо резким и дерзким и разгорается вражда. Доходит до того, что богатый сосед обманом отсуживает у Андрея Гавриловича имение. Дубровский теряет разум, лежит при смерти. Вскоре после приезда сына умирает.
Владимир Дубровский
Троекуров Кирилла Петрович
Богатый, влиятельный, своенравный человек. В прошлом – генерал, участник военных действий. У него тяжёлый капризный характер, опасные шутки. К примеру, учителя Дефоржа (он же Дубровский) для забавы отправляют в комнату с медведем. Троекуров – щедрый хозяин, богатый дворянин. Он необразован, не читает книг, не говорит по-французски. Затеяв ссору с соседом-сослуживцем, вскоре раскаивается, пытается извиниться и вернуть всё обратно. Но Дубровский умирает, Троекурова мучает совесть, он хотел просто проучить соседа, продемонстрировать власть. Заставляет дочь выйти замуж за богатого старика.
Марья Кирилловна
Маша очень романтичная, начитанная, образованная девушка. Она росла в деревне, без матери (она умерла после родов) и подруг. Мария не любит пиров и веселий, много читает, любит уединение. Свои мысли и чувства она скрывает от отца, слишком тяжёлый непредсказуемый характер у Кириллы Петровича. Все без исключения замечают красоту и стройность семнадцатилетней Маши. Узнав, что учитель французского – Владимир, она понимает, что влюблена. Готова бежать с разбойником Дубровским, чтобы не выходить замуж за старика. Маша религиозна, после венчания она остаётся с мужем, её убеждения крепки.
Дефорж
Учитель-француз, едет в имение Троекурова, но его встречает Владимир Дубровский и за хорошие деньги уговаривает отдать документы, поменяться ролями. В доме Троекуровых все восхищаются учителем, его мужественностью, умом, манерами, умением вести разговор и танцевать. Он – отличный охотник и человек ловкий и сильный, чем подкупает хозяина имения. Маша относится к людям низшего сословия свысока, однако она тоже попадает под чары учителя.
Князь Верейский
Пятидесятилетний старик, сосед Троекурова. Появляется в гостях у соседа и теряет голову от красоты Марии Кирилловны. Отец Маши соглашается на брак, несмотря на её протест и слёзы. Она пишет письмо Верейскому, просит отказаться от брака, но князь приезжает к отцу Маши и показывает письмо ему. Решается сыграть свадьбу срочно. После венчания, когда шайка Дубровского останавливает экипаж, Верейский стреляет и ранит Владимира. Маша остаётся с законным мужем, она обвенчана.
Второстепенные персонажи
Шабашкин
Распорядитель, приехал вместе с чиновниками, чтобы переписать имущество Дубровских в пользу Троекурова. Остаётся в имении на ночь, там погибает в пожаре с остальными.
Архип, кузнец
Поджигает дом Андрея Гавриловича, в котором ночуют чиновники. Владимир просит не закрывать дверь и окна, чтобы они могли спастись, но Архип делает по-своему. Из пожара он спасает только кошку.
Антон, кучер
Встречает молодого хозяина, рассказывает о произошедшем, уверяет в верности Дубровских. Все крепостные искренне любят старика, не согласны служить Троекурову. Начинаются беспорядки.
Анна Савишна Глобова
В гостях у Троекурова рассказывает о справедливости и благородстве Дубровского, он грабит только богатых. Её разбойники отпускают, так как она везёт деньги сыну-гвардейцу.
Антон Пафнутьевич Спицын
Даёт в суде ложные показания в суде о том, что когда-то Кистенёвка принадлежала предкам Троекурова.
Список характеристик героев повести и краткое описание основных событий может пригодиться для читательского дневника, написания творческих работ.
Дубровский
Дубровский — незаконченный русский разбойничий роман, написанный Александром Сергеевичем Пушкиным в 1833 году, изданный в 1841 году. Повествует о борьбе двух помещичьих семейств и о любви их потомков — Марии Троекуровой и Владимира Дубровского.
Содержание
История создания
Пушкина вдохновил на написание романа рассказ своего приятеля Павла Воиновича Нащокина о том, как он «видел небогатого дворянина-белоруса с фамилией Островский, который судился с соседом за землю, позже был лишён имения и собрал из крестьян банду разбойников». В ходе написания романа фамилию главного героя было решено заменить с Островского на Дубровского.
Название романа выбрали издатели при первой публикации. В рукописи Пушкина вместо названия стояла дата начала работы над романом — 21 октября 1832 года. Последняя глава датировалась 6 февраля 1833 года.
Сюжет
Богатый, своенравный и очень влиятельный русский барин Кирила Петрович Троекуров, прихотям которого угождают все жители села Покровского, от имени которого трепещут все чиновники, поддерживает товарищеские отношения со своим бывшим товарищем по службе — бедным и независимым дворянином Андреем Гавриловичем Дубровским.
В один из вечеров, когда Кирила Петрович пригласил Андрея Гавриловича посмотреть на его новую псарню, один из холопьев Троекурова нагрубил Дубровскому. Тот покидает Покровское и заявляет, что пока Троекуров не отдаст этих холопьев, он больше не вернётся. Взбешённый Троекуров подаёт в суд на Дубровского и подкупает чиновников, в результате чего суд отдаёт Кистенёвку, село Андрея Дубровского в собственность Кирилы Петровича. У Андрея происходит нервный срыв, в результате чего он теряет сознание и его уводят.
Одна из крестьянок Андрея Гавриловича, бывшая няня Владимира Дубровского, пишет ему в Петербург письмо с просьбой навестить больного отца. Владимир, виня себя в том, что он слишком мало времени проводил с отцом, выпрашивает отпуск от кадетского корпуса и уезжает в Кистенёвку. Через какое-то время после приезда в Кистенёвку Владимира, Троекуров решается прийти к Андрею Гавриловичу с извинениями. Андрей, увидев через окно своего заклятого врага, теряет дар речи и теряет сознание. Владимир Дубровский велит передать Троекурову, чтобы тот убирался вон. В эту же минуту Андрей Дубровский погибает от сердечного приступа. Через несколько дней на похороны Дубровского приезжают чиновники, чтобы ввести Троекурова в права владения Кистенёвкой, однако крестьяне отказываются подчиняться Троекурову и устраивают бунт, а также пытаются расправиться с чиновниками. Младший Дубровский в итоге останавливает крестьян.
Ночью Андрей застаёт в своём доме кузнеца Архипа, который намеревается сжечь чиновников заживо. Дубровский отговаривает его от этого и выводит всех людей, чтобы сжечь дом. Он посылает Архипа отпереть двери, чтобы приказные смогли выйти, но кузнец не повинуется и запирает дверь. Дубровский поджигает дом и быстро со всеми сбегает, а чиновники сгорают вместе с домом.
Все подозрения в поджоге дома и убийстве чиновников падают на Владимира Дубровского. Троекуров посылает донесение губернатору, дабы полиция поймала Дубровского, но тут новое событие отвлекает всех от наследника барина — в губернии завелись разбойники, которые грабят богатых помещиков, но владения Троекурова, как ни странно, остаются нетронутыми, что наталкивает народ на мысль, что предводителем всех разбойников является Дубровский. Через какое-то время Троекуров нанимает для своего сына Саши учителя по французскому языку — месье Дефоржа. Дубровский находит Дефоржа и подкупает его, а сам прикидывается учителем. Красота Маши Троекуровой, дочери Кирилы Петровича поражает «учителя». Троекуров решает подкинуть ему испытание, затолкав «Дефоржа» в клетку с медведем. Тот хладнокровно убивает медведя выстрелом в ухо, что производит огромное впечатление на Кирилу Петровича и в особенности на его дочь.
Гости в храмовый праздник съезжаются в дом Троекурова. Когда речь заходит о Дубровском, помещик Антон Пафнутьевич Спицын признаётся, что дал на суде ложные показания в пользу Кирилы Петровича. Другая богатая дама сообщает, что её приказчик, посланный на почту с двумя тысячами рублей для её сына, сообщил, что его ограбил Дубровский. Приказчик был уличён во лжи человеком, выдавшим себя за друга покойного мужа этой дамы. Деньги обнаружились в сундуке приказчика. Когда вечер закончился, Антон Пафнутьевич Спицын, наслышанный о храбрости учителя-француза изъявляет желание спать в одной комнате с Дефоржем, дабы его не ограбил Дубровский. «Дефорж» соглашается. Уже ночью Антон Пафнутьевич просыпается от сильного шума. Он видит, что перед ним стоит «Дефорж» с пистолетом. «Учитель» сообщает Антону Пафнутьевичу, что он и есть Дубровский и объясняет, что он нашёл француза на почтовой станции и дал ему десять тысяч рублей взамен на бумаги учителя. В доме Троекурова все полюбили его и не подозревали, кем он является на самом деле. Спицын рано утром покидает имение Троекурова, ничего не сказав об ночном проишествии.
«Дефорж» приглашает Машу на свидание в сад. Он сообщает, что скоро вынужден будет уйти и что он на самом деле Дубровский. Дубровский говорит Маше, что если случится беда, ей следует положить кольцо в дупло одного из дубов. Троекуров зовёт Машу и сообщает, что выяснилось, что Дефорж и есть Дубровский.
50-летний князь Верейский возвращается с чужих земель в своё имение Арбатово. Он наносит визит Троекурову и вскоре они договариваются о женитьбе Верейского с Машей Троекуровой, чему последняя была очень не рада, но отец не обращает внимания на её точку зрения.
Маша сидит в своей комнате, думая о браке со старым князем. Вдруг она вспомнинает о письме, которое ей подкинул Дубровский. В письме написано: «Вечером, в десять часов на прежнем месте». Дубровский уговаривает Машу прибегнуть к его покровительству. Та пытается затронуть чувства отца и заставить его отменить свадьбу, но тщетно. Она пишет письмо Верейскому с просьбой отменить сватство и отказаться от её руки, но это лишь усугубляет положение. Кирила Петрович в ярости назначает свадьбу на следующий день, не обращая внимания на просьбы Маши. Тогда она заявляет, что прибегнет к защите Дубровского. Кирила Петрович уходит, заперев Машу и приказав ни в коем случае не выпускать её. Тогда Маша просит своего брата Сашу положить кольцо в дупло дерева. Тот выполняет её просьбу, но деревенский мальчишка пытается завладеть кольцом. Между ними завязывается драка. Садовник приходит на помощь Саше и притаскивает мальчишку к Кириле Петровичу. Под угрозами порки, Саша рассказывает о поручении Маши. Кирила Петрович о чём-то догадывается и приказывает отпустить мальчишку.
В лагере разбойников в лесу пробивают тревогу, на них совершено нападение армии. Под командованием Дубровского разбойники наносят поражение военным. Дубровский и разбойники исчезают, ходят слухи, что Дубровский сбежал за границу.
Незакоченное продолжение
В майковском сборнике сочинений и черновиков Пушкина сохранились наброски третьего тома романа.
Пушкинисты считают, что Дубровский должен был вернуться в Россию после смерти Верейского, чтобы воссоединиться с Машей Троекуровой. Возможно, он притворялся англичанином. Однако на Дубровского поступил донос, связанный с его разбойничеством и в дело вмешался полицмейстер. Дальше должна была произойти некая развязка, однако о ней ничего не написано, поэтому можно строить лишь теории.
Критика
Литературоведы отмечают сходство романа с произведениями Вальтера Скотта. Анна Ахматова ставила «Дубровского» ниже всех творений Пушкина:
Роман Пушкина «Дубровский» — самый известный разбойничий роман на русском языке
Александр Пушкин не успел окончить роман «Дубровский», и при жизни поэта он не печатался. Первая публикация романа состоялась лишь в 1841 году.
История создания романа «Дубровский»
Основано на реальных событиях
Однажды, в беседе со своим близким товарищем Павлом Нащокиным, Александр Пушкин услышал от того захватывающую историю. Павел Воинович в одной из своих многочисленных поездок увидел в тюрьме обедневшего белорусского дворянина Павла Островского. От отца П. Островскому досталось в наследство небольшое село в Минской губернии, правда документов на него у молодого человека не было, так как они сгорели во время войны 1812 года. Богач-сосед Павла воспользовался сим обстоятельством и силой отнял у юноши имение.
Крестьяне Островского наотрез отказались служить новому хозяину и ушли в леса разбойничать. Людская молва сказывала, что сам молодой барин сначала учительствовал, а потом также подался в лес к своим крестьянам. Через некоторое время Островский был арестован по обвинению в разбое, но сумел сбежать от жандармов и скрыться. Как сложилась судьба молодого Островского в дальнейшем, Павел Нащокин не знал.
Иллюстрация Бориса Михайловича Кустодиева
Александр Пушкин пришел в восторг от услышанной истории и загорелся идеей создать на ее основе так называемый «разбойничий роман», которые были весьма популярны в то время у европейских авторов. Самой известной историей подобного толка была, разумеется, история Робин Гуда. А в XIX веке похожие произведения писал Вальтер Скотт, которого Александр Сергеевич любил читать.
Работа над романом «Дубровский»
Александр Пушкин приступает к написанию романа осенью 1832 года. Из черновиков писателя мы можем узнать, что в это время он находился в Козловском уезде Тамбовской губернии. Примечательно, что в это время там происходит такой случай: некто полковник Крюков через суд присвоил себе имение своего соседа полковника Мартынова. И такие ситуации были нередки в России того времени: по всей стране более богатые и предприимчивые дворяне отбирали имения у помещиков средней руки. Пушкина до глубины души возмущала несправедливость решений российских судов, и он решил во всех подробностях описать подобную ситуацию в своем новом романе, дабы обратить внимание общественности на эту проблему.
Иллюстрация Бориса Михайловича Кустодиева
Одним из пострадавших мелкопоместных дворян Тамбовской губернии был помещик Дубровский. И, если изначально Пушкин именовал своего центрального героя фамилией его реального прототипа – Островский, то позднее автор решил подарить ему более звучную фамилию Дубровский.
Александр Сергеевич сразу задумывал свой роман из трех частей и в довольно короткий срок завершил первые две части. Последние правки в тексте датированы им 1833 годом. После этого он, видимо, отложил рукопись в сторону и занялся другими произведениями, поэтому третья часть так и не была им написана.
Публикация романа «Дубровский»
Так как роман не был окончен, при жизни Пушкина он не публиковался. Более того, автор даже не успел дать ему название: в черновиках писателя вместо заголовка стояла только дата «21 октября 1832 года» – день, когда была сделана первая запись. Таким образом, привычное нам название романа было дано произведению сотрудниками редакции, готовившим его к публикации.
Обложка издания «Дубровский» 1919 года
Роман был выпущен спустя четыре года после смерти писателя, в 1841 году, когда вышло в свет первое собрание сочинений А.С Пушкина.
Продолжение романа
В черновиках поэта были найдены наброски плана новых частей «Дубровского». Итак, в записях писателя судьба его героев складывается следующим образом: князь Верейский умирает, Владимир Дубровский возвращается в Россию из-за границы, скрывая свое настоящее имя, и желает воссоединения с Марией. Но его разоблачают, предъявляя обвинение за прошлые разбойные нападения.
На этом записи Александра Пушкина прерываются. По мнению большинства исследователей творчества писателя, возможно, если бы Пушкин не погиб в 1837 году, роман «Дубровский» был бы завершен, и высока вероятность того, что он имел бы счастливый финал.
Краткое содержание романа «Дубровский»
Роман начинается со знакомства читателей с соседями-помещиками Кириллой Петровичем Троекуровым и Андреем Гавриловичем Дубровским. Кирилла Петрович богат, когда-то дослужился до воинского звания генерал-аншеф, сейчас находится в отставке и наводит свои порядки не только в своем обширном имении, но и по всей округе. Его считают откровенным самодуром, но из-за его богатства и связей не смеют ему перечить. Троекуров часто в открытую издевается над своими гостями: изводит их едкими шутками, а некоторых (забавы ради) закрывает в комнате с голодным медведем, чтобы посмотреть, как человек будет выпутываться из смертельно опасной ситуации.
Иллюстрация Бориса Михайловича Кустодиева
Кирилла Петрович поддерживает дружеские отношения со своим соседом Андреем Гавриловичем Дубровским. Дубровский-старший имеет чин поручика в отставке, и хотя его имение и состояние значительно уступают троекуровским, но Андрей Гаврилович всегда держится независимо и с достоинством, не позволяя Троекурову шутить свои шуточки над ним.
У Кирилла Петровича растет дочь Мария. А у Андрея Гавриловича – сын Владимир.
Однако даже многолетняя дружба не останавливает Троекурова, когда он видит возможность присвоить себе имение соседа: с помощью продажных судей он отсуживает у Дубровского-старшего имение, из-за чего Андрей Гаврилович сходит с ума и умирает. Узнав об этом, его сын Владимир приезжает из Петербурга на место событий. Он вместе с крестьянами поджигает имение, чтобы оно не досталось новому владельцу, а сам выкупает у учителя-француза документы и под вымышленным именем устраивается в дом Троекурова учителем для его дочери Марии. В процессе общения с девушкой Владимир влюбляется в Машу, и она отвечает ему взаимностью.
Д.А.Шмаринов иллюстрации для повести Пушкина «Дубровский»
В это время к Марии сватается богатый сосед Троекурова князь Верейский. Кирилла Петрович счастлив, так как о лучшей партии для дочери он и мечтать не смел. Тот факт, что жених весьма преклонных лет и Мария в слезах умоляет не отдавать ее замуж за нелюбимого, отца никак не смущает, желания дочери Троекурову безразличны.
Дубровский-младший пытается помешать свадьбе Марии и Верейского, но опаздывает – молодой человек нагоняет их только на обратном пути, когда священник уже обвенчал пару. Молодой человек объявляет возлюбленной, что она свободна, но Мария не может нарушить данную перед Богом клятву в верности мужу, хоть это и нелюбимый муж. Верейский ранит Дубровского, и тот уходит со своими крестьянами-разбойникам в лес. Там их настигают правительственные солдаты, но Владимир распускает крестьян, а сам успевает скрыться от властей. Роман заканчивается на том, что следы Владимира Дубровского теряются за границей.
Проблематика романа
В романе «Дубровский» А. Пушкин поднимает сразу несколько важнейших и злободневных социальных проблем: вражда семейных кланов; беззащитность более бедных, но честных людей перед продажным правосудием; непонимание между старшим и младшим поколениями, так называемый конфликт «отцов и детей»; отстаивание собственной чести и другие.
Критика романа Пушкина «Дубровский»
В целом «Дубровский» до сих пор считается самым известным разбойничьим романом на русском языке. В свое же время, когда он только вышел, то стал невероятно популярным. Однако, многие критики считали, что отдельные моменты «Дубровского» сильно напоминали сюжеты романов западноевропейских авторов. А Анна Ахматова даже называла этот роман самым неудачным из всех произведений Пушкина, так как по меркам того времени это было не классическое произведение, а, скорее, «бульварный роман» и писал его Пушкин только лишь для того, чтобы заработать побольше денег и не думать больше о них. Однако, с Анной Андреевной были согласны далеко не все.
Экранизация и музыка
На сюжет пушкинского романа было снято несколько художественных фильмов и в Советском Союзе, и в современной России, и зарубежом.
Кадр экранизации романа «Дубровский»
В 1894 году на сюжет романа «Дубровский» русский композитор Эдуард Направник написал одноименную оперу. В 1961 году по опере Э. Направника был поставлен фильм-спектакль «Дубровский» режиссера Виталия Головина.
Владимир Дубровский
История создания героя, реальные прототипы
Кадр из х/ф «Благородный разбойник Владимир Дубровский». 1988. Владимир — актер Михаил Ефремов
Существуют две основных версии относительно «происхождения» литературного героя. Согласно первой, его прототипом был небогатый дворянин Островский. Сторонники второй версии считают, что Пушкин воспользовался судебным разбирательством нижегородского помещика Дубровского.
Описание героя
Владимир Андреевич Дубровский – сын Андрея Гавриловича, молодой (около 23 лет) гвардейский офицер. Он очень рано лишился матери и в возрасте восьми лет был отправлен отцом в Петербург, где учился в Кадетском корпусе. После его окончания был зачислен в гвардию.
В начале романа Владимир Андреевич – типичный представитель столичной «золотой молодежи» пушкинской эпохи. Отец регулярно отсылает сыну крупные денежные суммы, что позволяет ему жить «на широкую ногу». Владимир Андреевич ни в чем себе не отказывает и, по примеру многих сослуживцев, надеется увеличить свое состояние путем женитьбы на богатой невесте. Младший Дубровский беспечно относится к жизни и совершенно не задумывается о будущем.
Роль героя в произведении
Владимир Андреевич играет главную роль в романе. На его примере Пушкин показывает, к каким трагическим последствиям может привести произвол властей. Несправедливое лишение имения (единственного источника дохода) обрекает Дубровского на бедность и невольно толкает на преступный путь.
Свидание с Машей. Иллюстрация Б. Кустодиева
Дворянин-разбойник Дубровский – романтический герой, вступающий в борьбу против всего общественного строя. Поставив себя вне закона, он стал смертельным врагом «власть имущих», но завоевал уважение низших классов и бедных дворян, также пострадавших от несправедливости.
Развитие героя по мере сюжета
По мере развития сюжета Дубровский предстает перед читателем в трех основных, разительно отличающихся друг от друга образах: расточительный и честолюбивый гвардейский офицер, скромный и мужественный Дефорж, грозный и честный разбойник.
Главарь разбойников – не просто преступник, стремящийся к грабежам и насилиям. В самых первых известиях о появлении шайки его наделяют «умом, отважностью и каким-то великодушием». Самый характерный пример – рассказ Анны Савишны Глобовны о том, как Дубровский помог ей разоблачить нечистого на руку приказчика. В финале Владимир Андреевич, раненый Верейским, запрещает своим людям трогать князя.
Кадр из фильма «Благородный разбойник Владимир Дубровский». 1988
Резкое изменение образа жизни идет на пользу Дубровского. Лишившись привычного комфорта, он становится хладнокровнее и тщательно обдумывает свои действия. Избалованный офицер вряд ли бы составил хитроумный план мести Троекурову, включающий «превращение» в Дефоржа.
Большое значение имеет «шутка» Троекурова с медведем. Ни о чем не подозревая, Кирила Петрович подверг Дубровскому настоящему испытанию. Не каждый молодой человек смог бы «остаться в образе» и не выдать себя.
Дубровский в «роли» Дефоржа предстает в своем истинном облике, т. е. тем, кем бы он был без развращающего влияния Петербурга и высшего общества. Положительно воздействует на него и зарождение любви к красавице Маше. Это сильное чувство заставляет Владимира Андреевича отказаться от намерения жестоко отомстить своему злейшему врагу: «Я отказался от мщения, как от безумства».
Сцена с медведем. Иллюстрация Р. Штейна
Главарь разбойников мужественно руководит обороной лесной крепости, после чего понимает, что поражение неизбежно. Оставаться в России опасно и уже не имеет никакого смысла.
Отношение автора к герою
Пушкин сочувственно относится к своему романтическому герою. Великий поэт и сам придерживался мыслей о необходимости сопротивления произволу, хотя и не в таких крайних формах. Пушкин выделяет положительные качества Дубровского (мужество, благородство, честность), которые могли бы быть применены в полезной деятельности. Трагизм образа главного героя заключается в том, что ему не дали шансов проявить себя в других сферах жизни.
Бессмысленный «бунт» Дубровского обречен на поражение. Автор приводит Владимира Андреевича к осознанию этого печального факта лишь в самом финале романа.
Прототипы
М. Ефремов в роли Дубровского в фильме «Благородный разбойник Владимир Дубровский». 1988
В советское время была выдвинута другая версия. В 1802 г. решением суда было незаконно отнято имение у родственника нижегородского помещика Дубровского в пользу губернского прокурора. Дубровский отказался признать это решение и посылал своих людей в бывшие владения для заготовки леса. Пушкин был знаком с этим громким делом.
Экранизации героя
В отечественном кинематографе образ Владимира Дубровского был экранизирован дважды. В 1936 г. его роль исполнил знаменитый актер МХАТа Борис Ливанов («Дубровский», режиссер А. В. Ивановский). Критики высоко оценили картину, признав игру Ливанова одной из лучших его героико-романтических ролей.
В 1988 г. вышел фильм «Благородный разбойник Владимир Дубровский» (режиссер В. А. Никифоров), главную роль в котором сыграл М. О. Ефремов. Актер уже был широко известен театральным зрителям. К этому времени он снялся в нескольких фильмах. Исполнение Ефремовым роли Дубровского вызвало неоднозначные оценки. В целом, критики отмечали, что артист по облику, поведению и внешнему виду действительно «напоминает» неопытного молодого дворянина. В то же время Ефремову ставили в укор довольно-таки слабую и невзрачную игру в ключевых сценах (в частности, объяснение в любви Маше).
Ради справедливости стоит заметить, что молодому Ефремову было трудно «конкурировать» с выдающимися актерами: В. Я. Самойловым (Троекуров) и К. Ю. Лавровым (старший Дубровский).