духота то какая мем
Духота-то какая: в РФ царя Ивана Грозного упрятали в мешок
В российском городе Орел на голову памятнику царю Ивану Грозному неизвестные надели мешок и повесили на шею его коня табличку с надписью «Духота-то какая, темнота». Об этом говорится в сообщении местного паблика Типичный Орел.
Статуя не является объектом культурного наследия, а о реакции полиции и чиновников не сообщается.
Конный памятник царю был со скандалом из-за противоречивой роли Ивана Грозного в истории установлен 14 октября 2016 года. В суде рассматривается иск о его сносе.
Памятник высотой в два человеческих роста был установлен по инициативе губернатора Орловской области Вадима Потомского. Скульптура появилась на месте слияния рек Оки и Орлика, где в 1566 году по приказу Грозного основали город.
Интересно, а че наши либероиды на Петра не катят бочку, он же столько народу сгубил при строительстве Питера?
Касимовские цари
Тартарцы. Вацлав Холлар (1607—1677).
Первым владетелем этих земель был Касим-хан (1469+), сын казанского хана Улу-Мухаммеда, который перешел на службу к московскому великому князю Василию II Васильевичу Темному в 1446 году. Касимовское ханство существовало с 1446 года по 1681 год, т.е. более 230 лет. Во главе Касимовского царства стоял хан (царь) или султан (царевич). Он мог быть только мусульманином, т.к. татарское население ханства исповедовало ислам. С населения ханства в ханскую казну поступали налоги (дани и оброки). Их сбор осуществляли специальные чиновники (даруги). Контролировал доходы и расходы ханства вельможа, имевший должность казначея. Касимовские татары несли военную службу в составе российских войск. Во главе со своими ханами они активно участвовали практически во всех крупных войнах, которые вело Московское государство и в конце XV века и в XVI-XVII веках.
Наиболее полно об эволюции социально-политической ситуации в Касимовском ханстве можно узнать в труде историка Б. Рахимзанова: «. В период XV-XVI веков Касимовское ханство в своем историческом развитии прошло путь от удела, созданного в Русском государстве по инициативе первого казанского хана Улу-Мухаммеда, напоминая россиянам о позоре суздальского поражения 1445 года, – до государства, являвшегося «династическим противовесом» Казани, своеобразным «питомником ханов» для казанского престола.
Во второй половине XVI века оно являлось дипломатическим козырем во внешней политике Московской Руси в отношении исламских стран. Тем не менее, в течение всего указанного периода Касимовское ханство оставалось островком государственности татарского народа (хотя и имевшим своеобразный – вассальный характер); исламским государством в пределах православной России. «
Фрагмент карты «Описание Московии, России и Тартарии», составленной Энтони Дженкинсоном (Anthony Jenkinson) в 1562 г.
Касимовские ханы не все были значительными фигурами, однако некоторым удавалось умело лавировать между интересами крупных сопредельных государств Восточной Европы средних веков, пользуясь особым стратегическим положением и политическим местом удельного царства – Касимовского ханства. Все Касимовские ханы приносили Московскому государю присягу на верность. Делами касимовского ханства в Москве ведал Посольский приказ, что также свидетельствовало об особом статусе ханства, наличии некоторых признаков отдельного государства. На самом деле касимовские ханы оставались в полной зависимости от московских Великих Князей.
Москва была заинтересована в возведении на казанский трон лояльного по отношению к ней хана. Существование Касимовского ханства во главе с правителями-мусульманами показывала всем сопредельным странам, что Московское государство вполне лояльно относится к иноверцам. Это укрепляло позиции сторонников Москвы, прежде всего в татарских ханствах Крыма, Казани, Астрахани, Сибири, а также в отношениях с Османской империей.
Всего на касимовском троне побывало 14 правителей. Все татарские правители Касимова были чингизидами, то есть прямыми потомками Чингисхана и его старшего сына Джучи, поскольку именно на территории его улуса возникла Золотая Орда. Иногда после смерти или отставки хана московское правительство не сразу успевало назначить в Касимов его преемника, тогда в городе на Оке возникало своего рода «междуцарствие». Примеры: 1610-1614 годы и, по мнению некоторых источников: 1532-1537 годы.
В зависимости от политических приоритетов Московского царства и текущей ситуации на ханский престол возводились представители казанской, крымской, астраханской, сибирской династии Чингизидов.
1. Касим-хан [1446(1447)-1467(1469)], первый хан казанской династии.
2. Якуб-хан (Ягуб) [1469(?)-1471].
3. Данияр 1479, последний хан казанской династии.
4. Hyp-Давлет [?-1491], первый хан крымской династии.
5. Сатылган (Салтаган) [?-1508].
6. Джанай [?-1512], последний хан крымской династии.
7. Шейх-Аулияр [1512-? (по данным М.Худякова, он умер в 1516 году], первый хан астраханской династии.
8. Шах-Али [1516-1519, 1532-1540, 1543-?, 1546-1567].
9. Джан-Али 1519.
10. Саин-Булат 1573, последний хан астраханской династии.
11. Мустафа-Али 1579, первый хан сибирской династии.
12. Ураз-Мухаммед Онданович 1607.
13. Арслан-Алеевич 1619.
14. Сеид-Бурхан (Василий Арсланович) 1676.
15. Фатима-Султан-Бинем-Сеитовна 1679 –номинальная правительница.
Самые известные касимовские цари
Касим. Царевич Касим (до 1456 – около 1468), сын хана Золотой Орды Улуг-Мухаммеда. Царем-ханом он не был, но народная память наделила его этим званием, наверняка как основателя царства. Вместе с братом Якубом он активно проявил себя в военных походах на стороне Василия II на завершающем этапе «феодальной войны» и при отражении татарских
Шах-Аллей. Царевич, потом царь Шах-Али б. Шейх-Аулияр (около 1516–1519, 1536–1546, 1546–1551, 1552–1567).Сын Шейх-Аулияра и Шах-Султан, брат казанского хана Джан-Али. Принимал активное участие во внешнеполитических (дипломатических и военных) акциях Ивана IV на востоке и на западе – прежде всего против Казани и Ливонии. В 1546 году при содействии посла — великого князя Евстафия Андреева — занял ненадолго казанский престол, но был изгнан Сафа-Гиреем. В 1552 году по требованию Ивана Грозного оставил казанский престол. Последней его женой в 1553 году стала Сююмбике ( правительница Казанского ханства (1549-1551) и прапраправнучка основателя династии Ногайской Орды Едигея).
Саип Булат. Царь Саин-Булат (до 1570–1573). В отличие от других касимовских вассалов, деятельность этого царя неоднократно и сравнительно подробно была освещена российскими историками XVIII – начала XIX в. О Саине-Булате Бекбулатовиче известно немногое. Он родился в семье хана Ногайской орды, был потомком Чингисхана, правнуком Ахмат-хана, известного хана Большой орды. В 1558 году, после падения Астраханского ханства, Саин-Булат перешёл на службу к московскому самодержцу. В 1560-х гг. царь назначил Саин-Булата ханом в Касимове — недавно созданном государстве под сюзеренитетом Российского царства. В 1573 году мусульманский князь перешёл в православие по желанию Грозного, женившего его на дочери князя Мстиславского.В 1575 году Иван Васильевич внезапно отрёкся. По его распоряжению татарина Симеона венчали на царство в Успенском соборе. Но официальный царский титул он не получил, став лишь «великим князем всея Руси». Симеон возглавил Боярскую думу; от имени князя издавались указы и жалованья. В августе 1576 года Симеон Бекбулатович лишился своего московского престола: Иван Васильевич упразднил свой «удел», вернулся в Кремль, а верному слуге Бекбулатовичу пожаловал земельные владения в Твери и Торжке. Тот стал называться «великим князем Тверским». При преемниках Ивана Грозного Симеон считался опасным претендентом на престол. При Борисе Годунове Симеон был ослеплен и сослан в отдаленную волость, Лжедмитрий I постриг Симеона в иноки под именем старца Стефана в Кирилло-Белозерском монастыре (1606), при Василии Шуйском Симеон выслан на Соловки. В 1612 году его вернули в Кириллов, а после воцарения Михаила Фёдоровича Романова — в Москву. Умер 5 (15) января 1616 года и был похоронен рядом с супругой в Симоновом монастыре. На надгробии была надпись: «Лета 7124 году генваря в 5 день преставился раб Божий царь Симеон Бекбулатович во иноцех схимник Стефан», ныне могила утрачена.
«Осколок» Касимовского царства — ханская мечеть с минаретом в Касимове. Наиболее древняя часть этого комплекса — минарет 1467 года постройки.
»Тушинский вор» стал жертвой мести за казнь Касимовского царя, а Ураз-Мухамед сполна разделил судьбу России в смутную годину её истории, пав от руки Лжедмитрия II.В середине XIX века на Старопосадском кладбище в Касимове был обнаружен могильный камень с именем Ураз-Мухамеда (эпитафия гласит, что он был убит 22 ноября 1610 года). Вероятно, касимовским татарам во времена Смуты удалось отыскать в Оке тело своего предводителя, привезти в Касимов и похоронить.
Араслан-ибн-Али 1625. После воцарения Михаила Романова на касимовский юрт был поставлен представитель сибирской династии хан Араслан. В начале царствования Араслан-ибн-Али получил во владение посад Касимова, а также ряд сел Елатомского уезда. Особой прерогативой касимовского хана являлось право суда и сбора судебных пошлин, выступавшее одним из последних свидетельств былой самостоятельности касимовских владетелей: около 1615 г. право суда было передано
воеводе. Другими ограничениями властных полномочий касимовского правителя были лишение его права сбора податей с приезжих людей, живших в Касимове, а также ограничения в землевладении, ибо некоторые земли, ранее принадлежавшие посаду, во время Смуты пришли в запустение и были переданы церкви. Снижалась значимость касимовских служилых татар как боевого формирования, а касимовский хан, по сути, превратился в крупного помещика.
Сеид-Бурхан (Василий Арсланович) 1647 После Араслана ханом в Касимове стал его сын Сеид-Бурхан, который правил номинально, так как после смерти отца все доходы и прерогативы были отписаны на московского царя и на содержание Посольского приказа, в чье ведение
было переведено Касимовское ханство. Новый правитель был еще более стеснен в
правах, а все административные функции выполнял воевода. Касимовским воеводам
было предписано не допускать контактов Сеид-Бурхана с иностранными подданными.
Важной вехой в истории Касимовского ханства, предварявшей окончательное прекращение его существования послужило крещение Сеид-Бурхана в 1655 г. После крещения хан, именовавшийся с тех пор Василием Араслановичем, оставался править Касимовым, что было грубейшим нарушением сложившихся в ханстве порядков. После принятия Сеид-Бурханом православия в ханстве начался процесс христианизации татарского и мордовского населения.
После смерти Василия Араслановича около трех лет ханство возглавляла его престарелая мать, с кончиной которой Касимовское ханство прекратило существование.
Как Евстигнеев не сыграл у Гайдая, но стал царём
Гайдай хотел снимать в «Иване Васильевиче» Никулина с Мироновым. Зрители их уже полюбили, да и актёры сыгрались на съёмках «Бриллиантовой руки».
К сожалению, Никулин отказался, а без него Миронова режиссёр решил не брать.
В итоге сыграли Яковлев и Куравлёв.
В фильм пробовался Евгений Евстигнеев, на роль Бунши. Ходят слухи, что режиссёр хотел пошутить над актёром и сказал ему фразу из фильма: «Когда вы говорите, такое ощущение, что вы бредите». После этого Евстигнеев так расстроился, что ушёл с площадки.
Я не сильно верю в эту историю, посудите сами, Евстигнеев к тому времени сыграл уже в нескольких десятках фильмов, причём на главных ролях. Например, в тех же «Золотом телёнке», «Берегись автомобиля» и «Посторонним вход воспрещён».
И далеко не факт, что Евгения Александровича можно было огорчить такой простой шуткой.
Может быть его кандидатуру не одобрил художественный совет? Хотя никаких подтверждений этому нет, по крайней мере, звучит правдоподобней. В любом случае, Евстигнеев точно бы справился с ролью.
На эту же роль получил отказ и Георгий Вицин, но его Гайдай плохо представлял в качестве царя, так что тут нет ничего удивительного.
Но Евстигнеев спустя много лет всё же показал своего Ивана Грозного. Причём многие считают, что это лучшее исполнение царя.
Речь идёт о фильме «Ермак». Говорят, что сыграть в этом фильме Ивана Кольцо, сподвижника Ермака, предлагали Арнольду Шварценеггеру и он даже вроде как согласился. Но в итоге всё упёрлось в контракты. Возможности Арни были сильно зарегулированы и он не мог сниматься на подобных ролях. А так бы был ещё один Иван в исполнении Железного Арни. Уж Иванов-то он играть умеет.
Вместо Шварценеггера взяли Никиту Джигурду.
К сожалению, для Евгения Евстигнеева роль Ивана Грозного стала последней. Фильм затянули, он вышел в России в 1997 году, хотя снимать начали аж в СССР в 1986.
В пятисерийном кино зрителю предлагается посмотреть на историю Ермака Тимофеевича и то, как он завоёвывал Сибирь. Ну и насладиться игрой великолепного Евгения Евстигнеева. Жаль, что он так и не дождался выхода фильма.
Про Ивана Грозного и кормление троллей
Так вот, этот этот самый шведский король с судимостью и обложил в ответном письме Грозного едва не матом. Иван Васильевич, которого обругали чуть ли не первый раз в жизни, получив письмо даже не оскорбился, а скорее удивился. И ответное послание начал словами:
А вот завершил письмо Иван Васильевич той самой обещанной «отповедью«. Она, на мой взгляд, прекрасна:
А что ты писал к нам лай и дальше хочешь лаем отвечать на наше письмо, так нам, великим государям, к тебе, кроме лая, и писать ничего не стоит, да писать лай не подобает великим государям.
А если хочешь перелаиваться, так ты найди себе такого же холопа, какой ты сам холоп, да с ним и перелаивайся. Отныне, сколько ты не напишешь лая, мы тебе никакого ответа давать не будем.
Царь и Великий князь Иван Васильевич, безусловно, понимал за кормление троллей.
Это отрывок из моей книги «Служба забытых цитат».
Мать опричнины
Автор: Олег Дмитриев.
Историки до сих пор затрудняются с подсчётом точного количества жён Ивана Васильевича IV. Официальных, «венчанных» жён было четыре, всего насчитывают шесть или семь. Среди них обычно выделяют кроткую Анастасию Захарьеву-Юрьину, первую (и, по-видимому, единственную действительно любимую) жену царя, и вторую, кабардинскую княжну Марию Темрюковну — полный антипод первой. В этой статье разберём, как Ивана Грозного угораздило жениться на дочери кабардинского князя-валия Темрюка Идаровича, и какое влияние она и её родственники оказали на судьбу русского государства?
Между молотом и наковальней
К 1475 году последние генуэзские колонии в Северном Причерноморье окончательно пали, утопленные турецким приливом. Примерно тогда же Крымское ханство, один из осколков Золотой Орды, признаёт себя вассалом султана. Отныне границы Османской империи простираются до самого Западного Кавказа, но Блистательная Порта не собирается останавливаться на достигнутых рубежах.
Контроль над Кавказом означал контроль над торговыми путями, проходившими здесь из Азии в Европу. Кроме того, с юго-востока, из Азербайджана, уже подтягивались иранские Сефевиды — злейшие враги Порты (турки — мусульмане-сунниты, а персы, как известно, шииты), имевшие свои виды на этот регион, и уступать им султан не собирался. Наконец, война для Османской империи это нескончаемый источник добычи, в первую очередь человеческой: гаремы и невольничьи рынки постоянно требовали новых поступлений. И черкесы очень скоро почувствовали на себе все «прелести» такого соседства. Крымские татары с радостью поддержали османскую экспансию, подвергая черкесские земли опустошительным набегам. Один из турецких походов описан в труде «История дома османов»:
«По приказу государя – завоевателя мира (Мехмеда II Завоевателя) люди победоносного войска прошли горы, во множестве пересекли Черное море и достигли страны черкесов. В этой стране каждый день храбрецы своими острыми мечами снимали головы мятежникам, тщетно боровшимся против газиев; изрубив на куски тех нечестивцев, бросали их на съедение воронам; опустошив находящиеся на побережье области, хлынули в тот край, подобно океанской волне. В каждом селении страны черкесов пленили по 50–100 красавиц, обратили в рабство множество пленников… С покорением указанных краев, вырвав у мира неверных много областей, возвысили в тех краях знамя истинной веры Мухаммеда. Для поднимающихся на газават та земля стала передним краем…»
Ситуация для кабардинцев осложнялась тем, что как раз к этому времени они вошли в период феодальной раздробленности. Черкесская аристократия, именуемая уорки (да, звучит гордо), нанималась на службу к князьям за уорктын (феод), после чего с гиканьем резала друг друга, участвуя в постоянных междоусобицах и ничем более не утруждаясь (как и положено благородным донам). Конкурирующих князей, потомков легендарного Инала, который для Кабарды был чем-то вроде Ивана III, тоже хватало с лихвой. Всё это веселье привело к тому, что в начале XVI века Кабарда разделилась на два объединения, называемых Большая и Малая Кабарда соответственно. Отец будущей невесты Ивана Грозного, Темрюк Идарович, изначально проживал в Большой Кабарде. Однако затем Идаровичи рассорились со своим родственником Кайтуко, который, к их несчастью, был ещё и князем Большой Кабарды, вследствие чего Идаровичей попросили с вещами на выход. Депортированные Идаровичи перебрались к другому своему родственнику, князю Джиляхстану, в Малую Кабарду. После его смерти Темрюк Идарович и стал князем Малой Кабарды.
Темрюк Идарович собственной персоной
Ситуация для новоиспечённого правителя сложилась аховая: с одной стороны — турки и крымские татары, с другой — враждебно настроенные родственнички. В таких обстоятельствах оставалось одно: обратиться за покровительством к более сильному соседу, желательно такому, который находится в недружественных отношениях и с турками, и с татарами. И такой сосед был. Как раз в этот исторический период Русское государство приступает к методичной расправе со своими извечными южными противниками, московскими ратями покорено и присоединено Казанское (1552) и Астраханское (1556) ханства.
Первые дипломатические контакты между московским государем и черкесами датируются 1552 годом. В 1557 году в Москву прибыло большое посольство от Темрюка Идаровича, возглавляемое его сыновьями Булгайруком и Салтанкулом, причём младший из них, Салтанкул, принял решение креститься и остаться при дворе царя. Текст договора, принятого по итогом данной встречи, не сохранился, но историк Амиран Урушадзе предполагает, что он был аналогичен присяге, которую кабардинцы принесли позже уже последнему из Рюриковичей, Фёдору Ивановичу:
« бити челом, чтоб их государь пожаловал, взял под свою царскую руку и держал их под своею царскою рукою в своем государеве жалованье во обороне от их недругов по тому ж, как их жаловал, держал под своею царскою рукою отец его государев блаженные памяти великий государь царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси; а они государю учнут служить всякие государевы службы, где государь велит, а к иному государю, к Крымскому и к Турскому и к Шевкальскому, не пристанут»
Свадебный подарок Ивана Грозного невесте — блюдо, отчеканенное из трёхкилограммового слитка золота
Влияние на личность царя
Марию Темрюковну современники описывали как женщину довольно своеобразную. Эпитеты, которыми её награждают, один другого краше: тут и «на злые дела падущая», и «крутая нравом и зело лютая». Конечно, могло сказаться и категорическое нежелание царицы вести жизнь, положенную ей по традициям — она предпочитала не сидеть в тереме, а сопровождать супруга везде, где возможно, оказываясь на таких неподобающих её положению мероприятиях, как охота или военные походы. Карамзин вообще возлагает на Марию Темрюковну вину за испортившийся нрав государя:
«Второй брак Иоаннов не имел счастливых действий первого. Мария, одною красотою пленив супруга, не заменила Анастасии ни для его сердца, ни для Государства, которое уже не могло с мыслию о Царице соединять мысль о Царской добродетели. Современники пишут, что сия Княжна Черкесская, дикая нравом, жестокая душою, ещё более утверждала Иоанна в злых склонностях, не умев сохранить и любви его, скоро простывшей: ибо он уже вкусил опасную прелесть непостоянства и не знал стыда»
Ситуация, при которой родовая аристократия оспаривает власть правителя, скорее всего, была ей знакома уже при жизни на родине. В Кабарде власть князя не была абсолютной, и даже наследственной — большую роль играл совет знати (»хаса»), он же избирал князя. Поэтому логично предположить, что Мария Темрюковна рассказала мужу про то, как черкесские правители набирают дружины из преданных лично им людей и полагаются на них в борьбе за власть. Генрих Штаден вообще прямо указывает на Марию Темрюковну как на вдохновительницу создания опричнины:
«Некоторые [из прежних великих князей] заводили было опричные порядки, но из этого ничего не выходило. Также повелось и при нынешнем великом князе, пока не взял он себе в жёны княжну, дочь князя Михаила Темрюковича из Черкасской земли. Она-то и подала великому князю совет, чтобы отобрал он для себя из своего народа 500 стрелков и щедро пожаловал их одеждой и деньгами и чтобы повседневно и днём, и ночью они ездили за ним и охраняли его. С этого и начал великий князь Иван Васильевич всея Руси и отобрал из своего народа, а также и из иноземцев особый избранный отряд. И так устроил опричных и земских»
Конечно, на практике опричнина выглядела по-другому и не ограничивалась 500 личных телохранителей царя. Но интересно также и то, что родственники новой жены Ивана Васильевича, ставшие при русском дворе Черкасскими, сразу заняли в ней видное положение, принимали активное участие в опричном терроре и пользовались благосклонностью государя. Так, брат Марии, Михаил Темрюкович Черкасский (тот самый Салтанкул, который остался в Москве), с 1567 года вошёл в опричнину и стал боярином. Царь даже некоторое время жил в его доме. Расположение к Михаилу Темрюковичу было столь велико, что он сидел на почётном месте в Боярской думе, а его имя всегда звучало первым при перечислении думных списков. Михаил также отметился тем, что периодически лично приводил в исполнение приговоры грозного царя. Тем не менее, когда Ивана Васильевича заносило, то тут доставалось сполна и Темрюковичу. Вот как описывает дворянин Шлихтинг то, что выпадало на долю кабардинца, когда государь был не в духе:
«Но как только его (Ивана) душа воспламенится чем-либо возбуждающим жестокость и вспыльчивость, он приказывает привязать к каждым воротам (дома Михаила) пару или две диких медведей, в силу чего несчастный не может выйти не только сам, но и никто вообще…»
Когда пала опричнина, судьба Михаила Темрюковича также была решена. Он был вызван в Александрову слободу и там казнён якобы за измену: «Князь Михаил сын Темрюка из Черкасской земли, шурин великого князя, стрельцами был насмерть зарублен топорами и алебардами ».
Отец ненамного пережил дочь: Темрюк Идарович погиб в 1570 году в битве при Ахуже, сражаясь против заклятых врагов — крымских татар. Однако русско-кабардинские связи на этом не прервались. А через 200 лет Россия придёт в эти края, чтобы взять своё — правда, от дружеских отношений к тому моменту уже ничего не останется.
Список литературы и источников
Амиран У. Кавказская война. Семь историй. М., 2018. — 336 с.
Карамзин Н.М. История государства Российского. Том 9. М., 2003. — 464 с.
Горшков И. Д. Немецкий список «Сказания» Аберта Шлихтинга // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. М., 2004. № 2 (16). С. 43-45.
Опрышко О. Через века и судьбы. Нальчик, 1982. — 288 с.
Автор: Олег Дмитриев.
Администрация Пикабу предложила мотивировать авторов не только добрым словом, но и материально.
Поэтому теперь вы можете поддержать наше творчество рублем через Яндекс-деньги: 4100 1623 736 3870 (прямая ссылка: https://money.yandex.ru/to/410016237363870 ) или по другим реквизитам, их можно попросить в комментах. Пост с подробностями и список пришедших нам донатов вот тут.
Хан Кучум
Более 400 лет имя сибирского хана Кучума известно в истории. Многим оно известно благодаря походу казачьего атамана Ермака, который разгромил Сибирское ханство и занял его столицу Искер. Менее известен Кучум как правитель обширного сибирского государства, занимавшего территорию современной Западной Сибири, Зауралья и Северного Казахстана в бассейне рек Иртыш, Есиль и Тобол, Кучума хорошо знали в Москве, в Казахском ханстве, Ногайской орде и Средней Азии. Он отказал трем московским царям в подданстве и умер в одиночестве и изгнании.
В 1428 году в пределы ханства вторгся шайбанид Абулхаир. Одержав победу над своим дальним родственником Кажи-Мухаммедом, он был провозглашен ханом Тюменского ханства. Чимги-Тура послужила ему стартом для походов и военных успехов против соседних Тобольского, Хорезмского, Астраханского ханств. Некоторое время он был на троне золотоордынского хана. Затем, покинув его, ушел к берегам Сырдарьи и основал сильное государство. После смерти Абулхаир-хана в Восточном Дешт-и Кыпчаке с новой силой разгорелась борьба за власть. Против его наследника Шейх Хайдара одновременно выступили правители Казахского ханства Джанибек и Керей, ногайские мурзы в союзе с внуком погибшего Кажи-Мухаммеда Ибаком. При поддержке ногайской знати султан Ибак установил свою власть в Тюменском ханстве. При Ибак-хане Тюменское ханство укрепилось, расширило свои границы. Его власть признали кочевые племена нижнего Есиля, Тобола и среднего Иртыша, где властвовала родовая знать тайбугинцев. Он был ярким правителем, разгромив последнего великого хана Золотой Орды Ахмада, он поставил точку в судьбе великой кочевой империи. Это было время расцвета Сибирского ханства. Во-первых, была одержана крупная победа над метрополией Золотой Ордой. А во-вторых, объединив ресурсы всего Сибирского юрта и Ногайской Орды, хан Ибак положил начало дипломатическим отношениям между Сибирским ханством и Россией.
После смерти Ибак-хана в 1495 году в результате мятежа, к власти в Чимга-Туре пришел тайбугинец Мухаммед. Опасаясь мести со стороны шайбанидов, Мухаммед перенес столицу на правый берег реки Иртыш, где построил новый город Искер, или Сибирь. Как гласит Есиповская летопись: «О Сибири, чего ради вся страна сия прозвася Сибирь».
В начале ХVI в. Тюменское ханство перестало существовать, его территория вошла в состав Сибирского Юрта тайбугинцев, а сам город Чимга-Тура пришел в упадок, новой столицей Сибирского Царства стал город Искер. В Сибири началась эпоха возвышения Сибирского ханства. Сибирское ханство граничило с Казанским ханством, Ногайской Ордой, Казахским ханством и толеутами в прииртышских степях.
В 1-й пол. ХVI века южные рубежи Сибирского ханства подвергалось разорительным набегам ногайцев, узбеков, казахов. Хан Едигер из рода Тайбуги признал в 1555 году вассальную зависимость от Москвы, ставшей соседом ханства после завоевания Казани и Астрахани.
Едигер надеялся, что Иван IV поможет ему в борьбе с другими ханами, зарившимися на его владения, но русских войск поблизости не было, и помощь поступить не могла. Едигера вскоре победил «сибирский падишах» (как его называл царь Иван) Кучум, и в Зауралье власть перешла вновь от ханов Тайбугинцев к Шайбанидам.
Кучум насаждал ислам в своих новых владениях, для чего пригласил туда несколько духовных миссий из Средней Азии. После прихода к власти Кучум-хана, никто не оспаривал его положение верховного правителя Сибирского юрта. Однако улусные мурзы и беки служили ему пока он был удачлив, когда же Кучум лишился власти, с таким трудом созданное им государство тут же распалось; многие князья не только покинули его, но даже перешли на сторону врага ради сохранения своих территорий и власти.
Главным занятием большинства населения было скотоводство, но занимались они и земледелием, охотой и ремеслом. Кроме столицы Искер, были небольшие улусные города и укрепления такие, как Шымга-Тура, Кызыл-Тура, Сузге-Тура, Бесик-Тура и др. Все эти поселения являлись административными и военными пунктами в Сибирском ханстве.
«Согласно преданиям, столица Сибирского ханства – Искер – утопала в золоте, – рассказывает этнограф Асеев. – Оно было повсюду. Кучум, его жены, дети и родные ели и пили только из золота. Дворец был украшен золотом, серебром и драгоценными камнями. Но даже на фоне такой роскоши огромный золотой трон Кучума с львиными лапами бросался в глаза. Насколько реально такое богатство было в те времена? При налаженных в то время торговых связях с богатейшими азиатскими городами – Бухарой, Хивой и Ургенчем – в Сибирское ханство Кучума вполне могли прямым потоком идти и ювелирка, и – отдельно – драгоценные камни, и ковры, и шелка, и иные атрибуты роскошной жизни. Всё – в обмен на сибирскую пушнину».
Искер находится в 20 км от современного Тобольска. Столица Сибирского ханства стояла на высоком берегу Иртыша, который и теперь возвышается над рекой. Однако раньше холмистый берег уступом врезался в реку. За много лет река этот уступ срезала, и сейчас по всему искерскому холму зияют ямы, вырытые чёрными копателями, продолжающими искать сокровища Кучума. Но сокровищ и клада не нашли.
В начале своего правления Кучум, одолев Едигера, подтвердил обязательства перед русским царём, и они даже переписывались одно время. Так, в одном из сохранившихся писем хан Кучум писал Ивану Грозному: «Аллах велик. Свободный человек Кучум падишах великому князю, белому падишаху. Слыхали мы, что ты в здравии и справедлив. Земли завоевывают все народы, но в мирное время они договариваются. Народы наши жили в мире и злобы не таили, люди жили спокойно и благополучно. Теперь в наше с тобой время чернь враждует друг с другом. Раньше не мог послать тебе ярлык. Потому что воевал тут с одним. Теперь этого врага одолел.
Если хочешь, будем теперь дружить. А коли хочешь воевать, будем воевать». Так потом и вышло.
В 1572 году Кучум перешел к новой внешней политике: закончив удачно борьбу с южными соседями, он начал тревожить своими нападениями Пермскую область, в то время как Москва стремилась дипломатическими средствами присоединить ее к себе. Летом 1573 года Кучум перешел к открытым военным действиям против Москвы. Известные пермские солепромышленники Строгановы в это время стали активно готовиться к завоеванию Сибири. 30 мая 1574 года царь Иван IV пожаловал Строгановым грамоту о том, что они могут идти за Урал, строить укрепления на Тоболе и вести войну с Кучумом, а также заниматься торговлей с Казахской степью и Бухарой. Кучум стремился не допустить дальнейшего проникновения русских за Урал, в его собственные земли.
В те времена на южной границе России образовались вольные казачьи поселения. Одним из самых известных казачьих атаманов на Волге и Оке в то время был Ермак. В апреле 1582 году Строгановы предложили казакам поступить на службу для похода в Сибирь против Кучума.
Не исключено, что были у Ермака и личные мотивы для борьбы с Кучумом. По татарской версии, Ермак сам происходил из сибирского рода тайбугинцев, который при Кучуме был лишен статуса и богатств.
Если посмотреть на изображения Ермака XVII–XVIII веков, версия не кажется такой уж неправдоподобной: внешность у казака вполне татарская. Ермак поступил на службу к русскому царю, крестился, стал Ермаком, но в душе всегда оставался татарином и мечтал вернуться домой в родную Сибирь и отомстить Кучуму, гласят некоторые сказания татар. По другой версии, атаман Ермак Тимофеевич был профессиональным военным, участвовал в Ливонской войне.
Подтвердить или опровергнуть это нельзя, поскольку летописи за период конца XVI века писали значительно позже.
Тем не менее достоверно известно то, что к 1580-м годам Искер, отстроенный бухарцами из камня, стал сильно интересовать казаков под предводительством Ермака.
В начале десятилетия Каменный пояс перевалил отряд казаков под началом атамана Ермака общим числом 1560 человек. Казаки на стругах по рекам приходят в Сибирь, где берут сперва небольшой городок Чинги-Туру – ныне Тюмень – на реке Туре, и остаются там на зимовку.
В Чинги-Туре казаки взяли очень много добычи, под тяжестью которой струги сильно просели, и тогда атаман приказал всё просто выбросить. Но казаки поскупились и закопали свою первую добычу. Поход, начавшийся, согласно Ремезовской летописи, в мае, в девятый день, 1581 года, сопровождают постоянные нападения на казаков местных князей с дружинами.
Когда казаки Ермака разгромили кучумцев с тыла, к бою стал готовиться сам правитель Сибири Кучум. Решающее сражение произошло 23 октября 1582 года на Чувашском мысу, где казаки одержали победу. Двое суток после победы дружина Ермака приходила в себя, а потом подошла к Искеру, внезапно оказавшемуся пустым.
Хан Кучум уже без войска ушёл к селению Абалак, где жила его старшая жена. Оттуда он продолжал регулярно устраивать засады на казаков. В декабре под Абалаком произошло финальное сражение между ханом и атаманом, ещё более кровавое, чем на Чувашском мысу. После хан Кучум уходит в Барабинские степи, а Ермак отправляет к Ивану Грозному в Москву посольство с дарами, «поклониться Сибирью».
Относительно легкая победа немногочисленной (менее тысячи человек ) казачьей экспедиции под руководством Ермака над целым ханством объясняется непрочностью объединения различных народов, зачастую исповедовавших разную религию и образ жизни.
А главное у Кучума не было большого опытного войска, его гвардия и уланы набранные в южных степях и усиленные местными сибирскими татарами были относительно плохо вооружены, использовали устаревшую тактику и вооружение.
С потерей Искера борьба за Сибирь не закончилась, наоборот она только началась и длилась долгих 17 лет‚ вплоть до полного поражения Кучума. Все это время было заполнено непрерывными сражениями, взаимными нападениями, гибелью атаманов и казаков, покорением местных народов, строительством русских городов и крепостей. В ночь с 5 на 6 августа 1585 года воины хана Кучума неожиданно напали на спящих казаков. По легенде Ермак бросился в своих доспехах в реку и утонул.
Вслед за гибелью Ермака последовало второе завоевание Сибири уже силами вооруженных отрядов российского правительства. Известие о военной неудаче заставило Ивана Грозного отправить за Урал подкрепление во главе с двумя опытными воеводами – Василием Сукиным и Иваном Мясным. Через год с отрядом стрельцов к ним присоединился и Данила Чулков. Разумеется, это решило исход дела и лишило хана надежды на реванш. С этого времени его военная активность свелась лишь к грабительским набегам, не всегда, впрочем, имевшим для него удачный исход.
Кучум неоднократно обращался за помощью к ногайским мурзам и бухарскому хану Абдулле, прося военной поддержки для совместной борьбы с Москвой. Абдулла отказал ему, ссылаясь на занятость борьбой с Хивой. Своими же силами Кучум уже не мог изгнать русских из Сибири. В 1596 году Кучуму была направлена грамота царя Федора, которая призывала его прекратить борьбу с Россией и принять русское подданство. Правительство обещало закрепить за ним кочевья по Иртышу.
Поход против Кучума состоялся в августе 1598 году по приказу нового государя Бориса Годунова. После ряда небольших сражений со сторонниками Кучума в районе Барабинской степи отряд Воейкова 20 августа 1598 года неожиданно напал на спящие аулы Кучума. Ставка хана была разгромлена, погибло 370 воинов, а члены ханской семьи более 30-ти человек были взяты в плен и высланы в Россию. Но самого хана не оказалось ни среди убитых, ни среди пленных. Дальнейшие сведения о Кучуме носят разноречивый характер. В некоторых источниках говорится о том, что Кучум утонул в Оби, другие сообщают, что бухарцы, заманив его «в Колмаки обманом убили». С.У. Ремезов же в своей летописи упоминает о столкновении Кучума с калмыцкими тайшами на Иртыше, после чего Кучум бежал с «малыми людьми в ногайскую землю жити», где и был убит.
В течение первых десятилетий XVII века наследники Кучума — царевичи Аблайкерим и Кирей — продолжали сопротивление. Они принимали деятельное участие в восстании сибирских татар в 1620—1630-х годах с целью восстановления Сибирского ханства, однако изменить ситуацию уже не могли.
Хади Атласи. История Сибири, 1911 год
Синяев В. С. Окончательный разгром Кучума на Оби в 1598 г. // Вопросы географии Сибири. Томск, 1951 год
Бахрушин С. В. Научные труды. М., 1955 год.
Абдиров М. Хан Кучум: известный и неизвестный. Алматы, 1996 год
Нестеров А. Г. Документы Сибирских Шейбанидов // Архивное дело на Урале: История, традиции, перспективы. Екатеринбург, 1996 год