дунганы к каким народам относятся
Народ Дунгане, Азия
ДУНГАНЕ — народ в Центральной и Средней Азии. Населяют Киргизию, Казахстан и Узбекистан. Помимо этого в Китае живет большая группа хуэйцзу, которые являются родственниками этого народа. Само название дунгане произошло от тюркского слова «дунган». Дунгане оказались на территории Российской империи в конце 19 века, когда было разбито их восстание на северо-западе Китая.
Сейчас общая численность этого народа более 110 тысяч человек. Из них в Киргизии проживают 60 тысяч, а в Казахстане — 52 тысячи. В Узбекистане около 1 тысячи человек, примерно столько же дунган живет в России. Дунганский язык входит в сино-тибетскую языковую семью. Говорят также по-русски и на других языках тех стран, где живут. Пользуются кириллическим письмом. По религии являются сторонниками ислама, придерживающимися его суннитской ветви.
Дунгане — земледельческий народ. Заняты выращиванием овощей и рисоводством поливного типа. Также занимаются такой отраслью сельского хозяйства, как скотоводство. Представители народа разводят крупный рогатый скот и домашнюю птицу. Некоторые оставляют традиционное хозяйство, начинают участвовать в торговле или становятся промышленными рабочими. Следует отметить, что в прошлом именно дунгане способствовали развитию земледелия в этом регионе. Соседи-тюрки многому научились у них в этой области.
Характерны малые семьи, однако сохранились пережитки большой. Они проявляются в большом количестве связей, в которые вовлечен дунганин. Связи могут иметь родственный характер или существовать на уровне землячества. Традиция многоженства имела распространение в прежнее время, сейчас у дунган принята моногамия.
Для деревень характерна упорядоченная планировка. Дунгане строят жилище, возводя стены из кирпича-сырца, камня или глины. Внутри много комнат, дом окружает крытая галерея, на которую можно попасть из дома. Лежанка в спальне отапливается. Они используется не только для сна, но и для еды, сидения. Таково традиционное жилище народа дунган.
Как мужчины, так и женщины народа носят свободные штаны и куртку с застежкой на правой стороне. Отличием женской одежды является вышивка, которой нет на мужской. В наши дни дунгане в основном отказались от национальной одежды или носят лишь отдельные ее части.
Пища готовится на мучной основе, включает лапшу, кашу из риса и другие блюда. Овощи подают с мясом — говядиной, бараниной, курятиной. Мясо жарится на растительном масле. Известно много легких закусок и сладостей. Также дунгане едят много острого (лук, чеснок, перец, уксус). Употребление пищи всегда начинается с чаепития, а последним блюдом обеда является суп. Для еды используют заимствованные у китайцев палочки.
Народное искусство дунган включает устные предания и сказочные истории. Также дожила до нашего времени традиционная медицина. 20 век стал для дунган временем значительного культурного скачка. Они стали теснее общаться с соседними народами, что способствовало развитию общества, бытовой культуры, искусства. У дунган возникла профессиональная литература, появился класс интеллигенции.
1250,Дунгане (народ)
Дунгане являются потомками хуэйцзу, относящимся к китайскому этносу. Проживает этот народ на территории Средней Азии. Он имеет схожие с другими азиатскими народами традиции, уклад жизни. Однако есть и некоторые различия. Характерным отличием дунган от китайцев является то, что они исповедуют ислам.
Происхождение дунган
Александр Кадырбаев — доктор исторических наук, в.н.с. института Востоковедения Российской Академии Наук
«В этногенезе хуэй, живущих в Юньнани, Гуандуне, Фуцзяни, на острове Хайнань, определенную роль сыграли потомки смешанных браков арабов и иранцев, торговые общины которых с VIII по XIII века поколениями жили в портовых китайских городах, с китаянками, что нашло отражение в фольклоре хуэй, в их легендах. Одна из легенд, бытующих и поныне среди хуэй и дунган, относит их появление как следствие браков арабов, живших в Китае и женатых на китаянках, хотя и проецирует эти события на еще более ранние времена эпохи Тан.
Хуэй или дунгане — мусульмане суннитского направления ханафитского масхаба.
Попытки их ассимиляции китайцами на протяжении столетий, в том числе и в сравнительно недавнее время (1949—1979 гг.), были безуспешны. Среди причин живучести мусульманской общины в Китае прежде всего их истовая вера в исламские духовные ценности, поскольку именно ислам стал основой формирования хуэй как этноса, народа. Способствовали выживанию хуэй их географическая распыленность и многоликость. С одной стороны, китайские власти не имели перед собой компактной массы мусульман, которую можно было бы расчленить и тем самым ослабить. С другой стороны, хуэй выступали одновременно и как религиозная, и как этнокультурная, а нередко и как профессиональная группа населения. В результате у властей не было единого критерия квалификации мусульманских подданных. Таким критерием оказывалось поведение самих мусульман. Пока хуэй вели себя смирно, они были частью „доброго народа“, хотя и весьма своеобразной по своим обычаям в пестром составе жителей „Поднебесной империи“. Стоило им возмутиться, как они в глазах китайских властей теряли само право на жизнь.
Хуэй, близкие по языку и многим особенностям культуры китайцам, вне сомнения отдельный от них этнос с четко выраженным этнорелигиозным самосознанием, что признается современным китайским государством. В КНР хуэй имеют статус национального меньшинства и имеют национально-государственную автономию — Нинся-Хуэйский автономный район, сопоставимый с российским понятием края или республики. С 1979 г. и до наших дней после прихода к власти „патриарха китайских реформ“ Дэн Сяопина началось возрождение ислама в Китае и восстановление связей его мусульманских народов с исламским миром, что в целом способствовало укреплению лояльности хуэй по отношению к китайскому государству. На китайский язык была переведена священная книга мусульман — Коран. Именно народ хуэй является исламским лицом одной из величайших цивилизаций мира — китайской.
С конца XVI в. в связи с упадком международной торговли на северо-западных окраинах минского Китая регулярно происходили восстания хуэй как реакция на притеснения китайских властей.»
Дунгане, в своем большинстве, являются умелыми земледельцами, удачливыми торговцами (в прошлом, богатыми купцами), банкирами, и по праву считаются опытными бизнесменами. В период гонений и переселения хуэйцзу в Российскую Империю (страны Центральной Азии), многие были вынуждены оставить свои дома и имущество, покидая пределы Китая.
Дунгане
Дунгане — потомки китайских дунган-мусульман, переселившихся в Казахстан и Среднюю Азию из китайских провинций. В Красноярском крае проживают с 1920-х гг.
Дунгане (дунган, лохуэй, лохуэйхуэй, хуэй) — народ в Средней Азии, проживают преимущественно в Казахстане, Киргизии, небольшие группы расселены в Узбекистане и Российской Федерации (1651 чел., по данным переписи 2010 г.).
По языку и материальной культуре среднеазиатские дунгане близки к дунганам Китая (около 8,7 млн чел.).
Дунгане — потомки хуэй (китайских ), переселившихся в Казахстан и Среднюю Азию из китайских провинций Шэньси, Ганьсу и Синьцзян после поражения Дунганского восстания (1862–1877). Они селились компактно по земляческому принципу, долго сохраняя региональные различия в культуре и эндогамию. К гг. сформировался литературный язык.
Основные занятия: земледелие (поливное рисоводство, овощи), животноводство (преимущественно крупный рогатый скот), птицеводство, часть занята в торговле и промышленности. Дунгане оказали благотворное влияние на развитие земледелия у соседних тюркских народов.
Традиционное жилище дунган — конструкции (стены из сырцового кирпича, камня) или глинобитное — имеет много комнат с выходом из каждой на крытую наружную галерею. Характерной особенностью была отапливаемая лежанка (кан) в спальной комнате. На ней спали, ели, сидя за низким столом.
Национальная мужская и женская одежда близка по покрою: распашная куртка, застегивающаяся на правом боку, и широкие штаны. Женская одежда украшена вышивкой. Обувь матерчатая.
Традиционная пища — преимущественно мучная (длинная мучная и крахмальная лапша, рисовая каша) и овощная с приправами из мяса. Разнообразны закуски и сладкие блюда. Многие виды пищи готовят на пару, отдают предпочтение вареному. Употребляют много перца, чеснока, лука, уксуса. Прием пищи начинают с чая, обед заканчивают супом. Едят палочками.
Дунгане сохранили народную медицину и богатый фольклор (предания и сказки).
В Красноярском крае дунгане проживают с гг., однако их численность вплоть до конца гг. составляла всего 6–15 человек. Значительный рост прослеживается в гг. (45 чел.), однако в последующем десятилетии вновь снижение до 31 человека (с учетом Республики Хакасия). По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., в крае проживают 25 дунган.
Дунгане
Дунгане | |
Молодые дунганки на свадьбе в с. Шор-Тюбе Кордайского района Джамбульской области, Казахстан | |
Современный ареал расселения и численность | |
---|---|
Дунгане | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Китай | |||||||
традиционный китайский: | 東干族 | ||||||
упрощённый китайский: | 东干族 | ||||||
| |||||||
Dunganese name | |||||||
Dungan: | Хуэйзў | ||||||
Xiao’erjing: | حُوِ ذَو | ||||||
Romanization: | Huejzw | ||||||
Hanzi: | 回族 |
В настоящее время дунгане наиболее широко представлены в населении Джамбульской области Казахстана (около 40 тыс. человек; 36,9 тыс. во всем Казахстане по переписи 1999 г. [7] ), а также в северной Киргизии, где этот народ насчитывает приблизительно 55 тыс. или 1,2 % населения республики (51 766 по переписи 1999 г. [8] ) В России, согласно переписи 2002 года, проживает 800 дунган.
Содержание
Дунгане в Киргизии
На территории Киргизии существует несколько сел компактного проживания дунган — Александровка, Ивановка, Милянфан, Кенбулун, Дыйшин. Много дунган живёт также в городах Токмак, Каракол и Бишкек.
Дунгане заняты в земледелии, торговле на рынках, общественном питании. Во всех крупных городах региона популярны рестораны дунганской кухни.
В киргизском городе Каракол сохранилась деревянная дунганская мечеть начала XX века.
В плане сооружение имеет квадратную форму с прямоугольным выступом в западной части здания. Выступ языком архитектуры акцентирует святость запада, как места, где находятся святыни ислама — Мекка и Медина, а также особое предназначение западной части помещения — средоточие святости. Размеры мечети в плане составляют 24,88×15,33 м. Высота от основания до карниза 4,15 м. Вход в здание находится в восточной его части.
Мечеть стоит на возвышенной насыпи, окаймленной гранитным бордюром. Скат его боковин соблюден строго под углом 45 градусов и имеет гранитные водостоки для отвода падающей воды с кровли. Сделано это для того, чтобы уберечь деревянные опоры и другие элементы здания от воздействия сырости и преждевременного разрушения. Мечеть поддерживается 44 столбами-опорами (жузами), без учета тех, что вмурованы в стены. Они стоят на специально отесанных камнях, на этих столбах покоится кровля со сложной системой балок и слег. Кровля мечети — беспотолочная, бесстропильная.
Изогнутость углов крыши здания создает впечатление его легкости. Навес крыши с четырёх сторон строения образует крытую галерею (лон-ян) и покоится на столбах-опорах диаметром 40-50 см. Промежутки между колоннами в верхней части, примыкающей к крыше, украшены девятирядным фризом с прорезным орнаментом. Концы угловых балок выполнены в виде голов дракона (лун ту).
Резной фриз мечети изобилует орнаментом, имеющим символическое значение. Зооморфные фигуры, растительный орнамент в виде плодов персика, винограда и т. д. — это знаки благожелания. обереги, призванные защищать здание от злых духов и стихийных бедствий. Своими истоками они обязаны легендам, мифам и сказкам дунганского народа.
Минарет (муналур) мечети, стоявший отдельно от основного здания, не сохранился, он был «разрушен в 30-х годах XX в.» На его месте стоит минарет, построенный после 40-х годов, который плохо вписывается в архитектурный ансамбль дунганской мечети.
Кто такие дунгане, и как они появились в Казахстане?
В 1862-1877 годах в китайских провинциях Шэньси, Ганьсу и Нинься произошло масштабное крестьянское восстание предков дунган – хуэйцзу. Восстание жестоко подавили цинские войска. Остатки повстанцев прошли тысячи километров, чтобы осесть в Жетысу. Так в нашей стране появились дунгане.
Дунгане. Кадры ТРК «Мир»
В 1881 году между Россией и империей Цин был подписан Договор об Илийском крае. По условиям договора, большая часть Илийского края (порядка 80%) была передана империи Цин. Тем не менее, довольно значительная часть территории Илийского края площадью около 23 тыс. км² была передана Российской империи с тем, чтобы все желающие войти в российское подданство могли там поселиться.
Последовавшая за заключением договора миграция уйгуров и дунган положила начало формированию крупных диаспор этих народов на территории Российской империи, СССР, а затем и среднеазиатских республик.
На территорию современного Казахстана всего переселились 15276 дунган.
В настоящее время в Казахстане проживает 62,0 тыс. представителей дунганского этноса (данные на 2014 год), в основном в Жамбылской области – 51,3 тыс. В соседнем Кыргызстане насчитывается 60 тыс. дунган
По сравнению с последней переписью населения КазССР их число в республике увеличилось более чем вдвое, что сделало дунган самым быстрорастущим народом Казахстана.
Дунгане в Казахстане сумели сохранить родной язык и дома говорят только на дунганском (похож на китайский), но знают также русский и казахский языки.
Кухня у дунган разнообразная, с острыми специями и пряностями. В качестве столовых приборов используются палочки.
Дунгане чтят привезенные из Китая традиции, свадьба, например, проходит так же, как и 100 лет назад. Приданое невесты собирается со дня рождения и до дня, когда девушка покидает родительский дом.
Этноним «дунгане» появился в русском языке, в Китае такого слова нет. По одной из версий, слово «дунгане» имеет тюркское происхождение. По другой слово дунгань восходит к китайскому слову «тунькэнь» — «военные поселения пограничных земель», широко распространенному в Синьцзяне в период его освоения цинским Китаем.
В этногенезе хуэй определённую роль сыграли потомки смешанных браков арабов и иранцев, торговые общины которых с VIII по XIII века поколениями жили в портовых китайских городах, с китаянками.
Хуэй или дунгане — мусульмане суннитского направления ханафитского масхаба.
Попытки их ассимиляции китайцами на протяжении столетий, в том числе и в сравнительно недавнее время (1949—1979 гг.), были безуспешны. Среди причин живучести мусульманской общины в Китае прежде всего их истовая вера в исламские духовные ценности, поскольку именно ислам стал основой формирования хуэй как этноса, народа.
Хуэй, близкие по языку и многим особенностям культуры китайцам, вне сомнения отдельный от них этнос с чётко выраженным этнорелигиозным самосознанием, что признаётся современным китайским государством. В КНР хуэй имеют статус национального меньшинства.