дым над водой deep purple какой год
История песни Smoke on the Water – Deep Purple
Практически каждый любитель рок-музыки, решивший освоить гитару, одной из первых мелодий разучивает знаменитый рифф из Smoke on the Water группы Deep Purple. Он эффектно звучит, но при этом настолько технически прост, что Ричи Блэкмор, говорят, стеснялся представлять сочиненную мелодию коллегам, считая ее слишком примитивной для музыканта его уровня.
История создания и смысл Smoke on the Water
В словах песни рассказывается о пожаре, очевидцами которого участники Deep Purple стали в швейцарском городе Монтрё. Они приехали туда, чтобы работать над новым альбомом в передвижной студии, арендованной у The Rolling Stones. Для этих целей было снято помещение в местном казино.
4 декабря 1971 года в театре этого игорного заведения давал концерт Фрэнк Заппа. После этого зал должен был поступить в полное распоряжение Deep Purple. Но судьба распорядилась иначе. Во время выступления Заппы в помещении начался пожар, причиной которого называют выстрел из ракетницы в потолок. Закончилось все тем, что развлекательный комплекс полностью был разрушен огнем дотла.
Музыканты из Deep Purple наблюдали за происходящим из окна гостиницы Europe Hotel, которая находится на противоположном берегу Женевского озера. Так что дым над водой, в честь которого была названа новая песня, стелился над его гладью.
Записывать альбом им пришлось уже в другом помещении. В качестве импровизированной студии выступил коридор «Гранд Отеля», полностью арендованного для этих целей. Но нас больше интересует непосредственно история песни Smoke on the Water.
Как-то утром через пару дней после пожара Роджеру Гловеру, который лежал в постели и еще толком не проснулся, пришла в голову фраза “smoke on the water”. Он так это описал:
Я был один в кровати… в то мистическое время между глубоким сном и пробуждением, когда я услышал собственный голос, произносящий эти слова вслух. Я проснулся и спросил себя, действительно ли я их произнес, и решил, что так и было. Я хорошенько их обдумал и осознал, что это может быть потенциальным названием для песни.
Чуть позже он рассказал об этом Иэну Гиллану, но в разговоре они пришли к заключению, что такая фраза больше подходит для какой-то наркоманской песни, и потому решили от него отказаться. Однако мысль о песне, описывающей тот пожар, их не покинула, и со временем они поняли, что Smoke on the Water будет лучшим для нее названием.
В тексте песни рассказывается не только о печальном происшествии, но также в целом описывается пребывание группы в Швейцарии. Почти за каждой строчкой стоят реальные события и их участники. Например, «Клёвый Клод» – это руководитель джазового фестиваля в Монтрё, который помогал выводить людей из горящего зала.
Тот самый гитарный рифф Ричи Блэкмор сочинил во время импровизаций, который он часто устраивал с барабанщиком Иэном Пэйсом. Широко распространено предположение, что он заимствовал его из песни Marie Moite бразильской исполнительницы Аструд Жилберту, записанной в 1966 году.
Релиз и достижения
Участники группы Deep Purple не верили в успех Smoke on the Water и не стали выпускать ее синглом до выхода альбома Machine Head (начало 1972), в который она была включена. Но год спустя сингл все же был издан и неплохо показал себя в чартах разных стран.
Посмотрим музыкальный видеоклип Smoke on the Water – Deep Purple.
Со временем Smoke on the Water стала самой узнаваемой композицией Deep Purple, которую журнал Rolling Stone поместил на 434-ю строчку списка 500 величайших песен всех времен.
В интервью Metal Hammer Роджер Гловер охарактеризовал ее следующим образом:
Думаю, Smoke on the Water является самой важной песней из тех, что когда-либо были у Purple. Ее постоянно требуют исполнять, а это не лучшая песня для живых концертов. Это хорошая песня, но играть ее несколько утомительно. Возбуждение идет от аудитории.
Перечислить все кавер-версии Smoke on the Water сложно, ведь ее перепевали многие группы и исполнители. В их числе Iron Maiden, Sepultura, Бон Джови, Карлос Сантана и другие.
Интересные факты
Текст песни Smoke on the Water – Deep Purple
We all came out to Montreux on the Lake Geneva shoreline
To make records with a mobile – We didn’t have much time
Frank Zappa & the Mothers were at the best place around
But some stupid with a flare gun burned the place to the ground
Smoke on the water
A fire in the sky
Smoke on the water
They burned down the gambling house – It died with an awful sound
Funky Claude was running in and out, pulling kids out of the ground
When it all was over, we had to find another place
Swiss time was running out – It seemed that we would lose the race
We ended up at the Grand Hotel – It was empty, cold and bare
But with the Rolling Truck Stones Thing just outside making our music there
With a few red lights an’ a few old beds, we made a place to sweat
No matter what we get out of this, I know… I know we’ll never forget
Перевод песни Smoke on the Water – Deep Purple
Все мы приехала в Монтрё на берег Женевского озера,
Чтобы записывать песни на мобильной студии. У нас было мало времени
Frank Zappa & the Mothers играли в лучшем зале,
Но какой-то придурок с сигнальным пистолетом сжег зал дотла
Дым над водой.
Огонь в небе
Дым над водой
Они сожгли игорный дом. Он рухнул с ужасным грохотом
Клевый Клод бегал туда-сюда, вытаскивая из зала людей
Когда все закончилось, нам пришлось искать другое место
Наше время в Швейцарии завершалось. Казалось, у нас уже ничего не получится
Наконец мы оказались в Grand Hotel. Он был пустой и холодный.
Но, запустив мобильную студию The Rolling Stones, чтобы играть музыку,
Включив несколько красных фонарей и установив пару старых кроватей, мы обустроили место для работы в поте лица
Не имеет значения, как мы вышли из положения, я знаю… Я знаю, мы никогда это не забудем
Цитата о песне
…с тех пор я всегда прислушивался к своим случайным мыслям.
«Smoke on the Water» группы Deep Purple – проходная песня, которой было суждено стать рок-хитом
Самая популярная «вещь» группы Deep Purple, бесспорно являющаяся настоящей легендой хард-рока – это песня «Smoke on the Water». Она собрала множество престижных музыкальных премий, побила рекорды по продажам, на нее были записаны многочисленные каверы. Более того, «золотому» синглу «тёмно-пурпурных» установили памятник в Монтрё – городе, где он родился.
Пожалуй, нет человека, не слышавшего эту песню, и музыканта, не пытавшегося наиграть ее.
Неожиданные успехи «Дыма над водой»
«Smoke on the Water» (перевод с англ. – «Дым над водой») записали в декабре 71-го. В марте следующего года песня вышла в составе полноформатного релиза «Machine Head». А в 1973-м дебютировала в качестве сингла: на одной стороне пластинки помещалась ее «чистая» версия, на второй – концертная запись из альбома «Сделано в Японии» («Made in Japan»).
Пластинку с синглом тут же расхватали меломаны. И это несмотря на то, что трек уже два года крутился с любого устройства, способного воспроизводить звук.
По результатам продаж синглу Deep Purple «Smoke on the Water» присвоили звание «золотого». Он достиг 4-го места в чарте Billboard, обосновался на 434 позиции среди пятиста величайших песен всех времен и народов и проскочил в двадцатку лучших композиций на радио BBC. По версии музыкальных критиков, именно этот трек сделал альбом «Machine Head» платиновым.
История «Smoke on the Water» знаменуется многочисленными каверами. Ее не перепел разве что ленивый. Свои версии песни представили легенды рок-сцены Yngwie Malmsteen, Iron Maiden, Jon Bon Jovi, Sepultura, Santana, Dream Theatre, Brian May, Soulfly, Vains of Jenne, Six Feet Under и многие-многие другие.
Самое интересное, что такого успеха создатели трека не ожидали. Они делали ставку на «Never Before» и «Maybe I’m a Leo», тогда как песня «Smoke on the Water», по их мнению, должна была стать проходной.
Что же в ней особенного, кроме простенькой запоминающейся мелодии?
Рождение легенды
Тех, кто давно хотел узнать, о чем повествует песня «Smoke on the Water», ждет разочарование. Никаких аллегорий, метафор и скрытого смысла. Все просто, как музыкальный размер четыре четверти. Такой же, как и у легендарного трека.
Текст «Smoke on the Water» отображает события, в реальности произошедшие с группой в городе Монтрё, что на западе Швейцарии.
История «Smoke on the Water» берет начало зимой 1971 года. Музыканты приехали в этот городок, чтобы записывать очередной альбом. Они планировали обустроить звукозаписывающую студию в развлекательном комплексе «Montreux Casino». Но не стали сразу разгружать аппаратуру, а решили подождать окончания концерта Фрэнка Заппы.
Оказалось, что это решение было судьбоносным. Во время выступления один из присутствующих зрителей выстрелил из ракетницы вверх и попал в потолок, в результате чего загорелся бамбуковый подвес.
Заппа объявил о начинающемся пожаре и покинул сцену. В то же время директор джаз-феста Клод Нобс начал выводить зрителей из зала. В треке ему посвящена строчка – «Напуганный Клод бегал туда-сюда».
Огонь разгорался постепенно, поэтому многие гости, как упертые бараны, требовали продолжение концерта.
Одним из таких «баранов» оказался бас-гитарист Deep Purple Роджер Гловер. Он вернулся в здание комплекса, чтобы полюбоваться двумя новенькими синтезаторами.
Но вскоре небольшое возгорание превратилось в настоящую катастрофу и комплекс сгорел дотла. А над водами озера Lac Léman разостлался густой дым, державшийся несколько дней. Именно этот «дым над водой» и подразумевается в песне «Smoke on the Water».
Апокалиптическим видом музыканты «любовались» из окна «Europe Hotel». Особенно он впечатлил Гловера. Через несколько дней он проснулся со словами «дым над водой». А во время завтрака набросал текст «Smoke on the Water» на салфетке.
Остальные участники группы вначале не хотели использовать фразу «дым над водой». Они посчитали ее «наркоманской». С таким мнением был согласен и Роджер Гловер. Но найти более удачное сравнение было невозможно.
После пожара музыканты начали подыскивать новое здание для записи альбома. Вначале Нобс договорился об аренде театра «The Pavilion». Но консервативные швейцарцы взбунтовались против громогласных ночных репетиций в сердце города. И вызвали полицию.
Обслуживающему персоналу удалось сдержать натиск правоохранителей. Благодаря их усилиям появилась предзапись будущего хита Deep Purple «Smoke on the Water» с рабочим наименованием «Title #1».
Музыкантам пришлось искать другие варианты. Через неделю они присмотрели гостиницу «Grand Hotel». Вне сезона она пустовала. И не отапливалась.
Одна из строк – «Мы обосновались в «Гранд Отеле», / Он был пустым, холодным и бедным» – описывает именно ту нежилую гостиницу.
На первый взгляд холод кажется мелочью. Но играть в таких условиях почти невозможно: пальцы коченеют, руки сводит, а аппаратура постоянно расстраивается.
И все же именно здесь и была записана вся пластинка «Machine Head». Работа велась в фойе гостиницы. И только ударные партии писали в коридоре «Grand Hotel». Иэну Пэйсу (Ian Paice) понравился звук в холле между номерами.
Там же на демо-запись, сделанную в «The Pavilion», наложили слова. И сделали перевод «Smoke on the Water» из рабочего трека в полноценный.
Монументальная память
Хит Deep Purple «Smoke on the Water» не минули упреки в плагиате. Схожесть нашли в альбоме певицы из Бразилии Аструд Жилберту (Astrud Gilberto) и пианиста из Америки Джила Эванса (Gil Evans) – «Look to the Rainbow», записанному за пять лет до появления «Дыма над водой». Мотив, практически полностью совпадающий со знаменитым риффом «тёмно-пурпурных» звучит во вступлении песни «Maria Quiet» (Maria Moite). Совпадение настолько разительное, что в случайность верится не особо.
От этого сравнения Ричард Блэкмор (Richard Blackmore) отшучивался, говоря, что на самом деле просто переиграл задом наперёд Пятую симфонию Бетховена.
В принципе, не так уж и важно, совпадение это было или Deep Purple действительно сплагиатили. Ведь именно они сделали легендарный мотив известным. Настолько, что его увековечили.
В том самом судьбоносном городе Монтрё сооружен своеобразный памятник, посвященный «золотому» синглу британской группы: на металлическом нотном стане, опутанном плющом, начертаны ноты знаменитого риффа.
Благодаря этому монументу, песня «Smoke on the Water» группы Deep Purple оставила отпечаток не только в сердцах меломанов всего мира, но и увековечена в физическом мире, что является довольно редким достижением для музыкальных произведений.
Дым над водой deep purple какой год
В 1968 году британская рок-сцена представляла собой очень интересную картину. Отходила в прошлое «Власть цветов» — вершина движения хиппи. Группы типа «Кэжуалс», «Пластик пенни», «Ханибас» лишь ненадолго привлекали внимание слушателей. Неожиданный успех выпал на долю «Статус кво», ансамбля, который уже шесть лет пытался пробиться в хит-парады. Мэри Хопкин записала сингл «Вот это были деньки», английский вариант нашей «Дорогой длинною», — самую известную свою пластинку. «Битлз» выпустили «Леди Мадонну», двойной «белый» альбом, сорокопятку «Хей Джуд». Джордж Харрисон закончил работу над первым большим сольным проектом — музыкой к фильму «Стена чудес». Джон Леннон и Йоко Оно издали скандальный диск «Два девственника». Прошли первые выступления групп «Флитвуд Мэк, «Джетро Талл» и «Тен йерз афтер», начались репетиции «Лед Зеппелин»; «Роплннг Стоунз» выпустил «Банкет нищих», стремительно взлетел в хит-парадах первый сингл Джо Кокера.
Как всегда, появлялись и исчезали в огромном количестве песенки-однодневки. Расцвела сатира от «Бонзо Дог Ду-Да Бэнд» и «Скэффолда» до пародии на самих «Битлз» Джона Фреда и его «Плэйбой Бэнд». «Белые блюзы» уже не были сенсацией, но влияние блюзового начала — как прямое, так и косвенное — продолжало сильно ощущаться в творчестве самых разных коллективов. Вместе с выдающимися гитаристами (Джимми Хендрикс был в расцвете творческих сил), внимание публики привлекали и другие инструменталисты, например, флейтист Ян Андерсон или органист Кит Эмерсон.
Разной музыки было очень много, в хит-парадах соседствовали инструментальная пьеса X. Монтенегро из фильма «Хороший, плохой, злой», «Битлз». Луис Армстронг и ныне совсем уже, очевидно, забытые Эстер и Аби Офарим. Сфера рок-музыки расширялась. Привлечение джазовых или симфонических элементов еще было в новинку, но уже не вызывало изумления. Вместе с тем рок не успел еще, как сегодня, растечься по разным возрастным, социальным, культурным слоям, когда каждый занимается своим делом. Взаимовлияние было очень сильным. Находку одного тут же «примеряли на себя» десятки других. Все как бы варились в одном огромном котле.
В феврале 1963 года три английских музыканта решили создать новую группу. Это были Джон Лорд, Ян Пейс и Ритчи Блэкмор. Все трое были довольно известны в мире английского рока. Блэкмор в детстве учился играть на классической гитаре, потом увлекся рок-музыкой, играл с многими мелкими непрофессиональными ансамблями. Вскоре он уже записывался на пластинки как гитарист-аккомпаниатор, к его услугам прибегали известные музыканты, Барабанщик Ян Пейс, которому едва исполнилось к тому времени 20 лет, уже с начала шестидесятых годов играл с различными коллективами. Джон Лорд, органист, долго и серьезно изучал классическую музыку, пробовал свои силы в театре, потом увлекся джазом, часто играл с джазовыми ансамблями и рок-группами, всегда стремясь найти пути и способы сочетания своих увлечений классикой и эстрадой.
Лорд, Пейс и Блэкмор пригласили бас-гитариста Ника Симпера и вокалиста Рода Иванса и впятером записали первый сингл «Тише». Пластинка вошла летом того же года в первую пятерку в США. Вскоре в американских хит-парадах появился и первый диск-гигант группы «Дип Пёрпл», как назвали себя музыканты, — «The Shades of Deep Purple». Когда слушаешь эту пластинку сейчас, по прошествии практически двадцати лет, она представляется во многом наивной, неумелой, как, например, обработка песни «Битлз» «На помощь!». Но вместе с тем в некоторых композициях уже чувствуется незаурядное мастерство инструменталистов, которое от пластинки к пластинке будет расти и служить эталоном для многих их последователей.
Намного интереснее второй гигант группы — «The Book of «The Book of Talesyn», вышедший в 1969 году. Помимо очередного «официального» хита — «Женщина из Кентукки», пластинка привлекает экспериментами Лорда в области сближения рока и классики — в эких вещах, как «Мы можем разобраться» Леннона и Маккартни или «Река глубока, гора высока».
Сложилась парадоксальная ситуация — у «Дип Пёрпл» дважды прошли гастроли в США, их пластинки — и синглы, и гиганты — попадали в американские хит-парады, а на родине, в Англии, ансамбль был практически неизвестен. Ни один его диск на Британских островах выпущен не был. В одном из интервью Ритчи Блэкмор сказал: «Нам надоело возвращаться из Америки и слышать со всех сторон: «Кто? «Дип Пёрпл»? Первый раз слышу». И мы решили сделать что-то у себя дома».
Для начала Лорд, Пейс и Блэкмор решили заменить Иванса и Симпера Яном Гилланом и Роджером Гловером из группы «Шестая серия». Гиллан к тому времени был известен не только как вокалист, но и как поэт, автор многих песен. За плечами Гловера был многолетний опыт игры в разных ансамблях, кроме рока он увлекался и интересовался народной музыкой.
В таком составе «Дип Пёрпл» и приступил летом 1969 года к репетициям. К этому времени Джон Лорд написал Концерт для рок-группы и симфонического оркестра, премьера которого состоялась 24 сентября 1969 года в Альберт-холле в Лондоне. «Концерт» исполнили «Дип Пёрпл» и Королевский филармоническим оркестр, дирижер — Малькольм Арнольд. «Концерт» Лорда стал тем редким случаем, когда попытка соединения рока и «академической» музыки одинаково восторженно была встречена поклонниками и той, и другой музыки. «Живая» запись из Альберт-холла была выпущена на пластинке. Кстати, «Концерт» был не единственным опытом Джона Лорда в этой области. Годом позже он написал «Сюиту Созвездия Близнецов» для «Дип Пёрпл» и оркестра Би-Би-Си, а через несколько лет выпустил и свою собственную пластинку «Сарабанда», основанную на классических мелодиях.
Поворотным моментом в истории «Дип Пёрпл» стала пластинка «Deep Purple in Rock» (название можно перевести и «в роке», и «в камне» — на обложке были изображены скульптурные портреты музыкантов, высеченные в скале). Диск вышел летом 1970 года, почти одновременно с сорокапяткой «Черная ночь», ознаменовав новый этап в творческой истории группы.
«Тяжелый металл», столь популярный и по сей день, тогда только набирал скорость. Для миллионов слушателей «крестным отцом» жанра — если не строго хронологически, то духовно — стал ансамбль «Дип Пёрпл». В почерке коллектива проявилось все то, что потом использовали другие «металлические» группы, — громкость, как эстетическая составная, простые риффы гитары и бас-гитары, часто играемые в унисон, характерный вокал, мощный мотор ударных. Что отличает «Дип Пёрпл» от многочисленных последователей, так это готовность впитать все новое и интересное, что появляется в других жанрах, открытость другим музыкальным влияниям. «Тяжелый металл» сейчас — довольно замкнутый остров в океане рока. Его развитие идет, пожалуй, лишь за счет повышения чисто технического мастерства музыкантов. Ни «Дип Пёрпл», ни «Лед Зеппелин», также стоявший у идейных истоков «тяжелого металла», такой замкнутостью не отличались. Может быть, именно поэтому многое в их музыке интересно и сегодня.
После пластинки «Deep Purple in Rock» группа предприняла турне по Англии, Франции, Скандинавским странам, ФРГ, Голландии, Австралии. Везде ее встречали восторженные толпы поклонников. Так же тепло к ней относились и критики, и коллеги-музыканты. Влияние «Дип Пёрпл» в целом и каждого участника ансамбля в отдельности было подчеркнуто тем, что Ян Гиллан был приглашен исполнять главную партию в знаменитой рок-опере Тима Райса и Эндрю Ллойд Веббера «Иисус Христос — Суперзвезда». Тогда же Лорду впервые поручили написать музыку для фильма.
В 1971 году первые места хит-парадов многих стран заняли сингл «Дип Пёрпл» «Странная женщина» и гигант «Шаровая молния» (или «Метеорит»). Эти пластинки, а также последующие «Machine Head», «Сделано в Японии» (запись японских концертов), «Что мы о себе думаем» еще больше укрепили положение группы на музыкальной сцене, выдвинули ее в число суперзвезд мирового рока. На всех этих дисках есть первоклассные песни, однако начало создаваться впечатление, что музыканты разрабатывают все время одну и ту же жилу, движутся по накатанной дороге. Да и сами участники ансамбля начали понимать, что пользуются готовыми рецептами. В 1973 году Гиллан и Гловер ушли из «Дип Пёрпл», мотивировав свое решение «отсутствием какого-либо продвижения вперед». Им нашли замену (соответственно Кавердейл и Хьюз), группа продолжала выступать и записывать пластинки, но в 1975 году из нее ушел и Блэкмор. Заменили и его (был приглашен американский гитарист Томми Болин), но, несмотря на это, через год ансамбль «Дип Пёрпл» прекратил свое существование.
Все его участники, впрочем, продолжали играть. Со своей группой выступал Ян Гиллан, Блэкмор основал ансамбль «Рэйнбоу» («Радуга»), Джон Лорд выпустил несколько пластинок под своим именем, а также вместе с Пейсом и Тони Эштоном (из «Фэмили») и в составе группы «Уайтснейк» (вместе с Кавердейлом).
Но старые привязанности оказались сильнее разногласий. В 1984 году Лорд, Пейс, Гловер, Блэкмор и Гиллан вновь собрались в студии и записали пластинку с ироничным названием «Абсолютно незнакомые люди». В 1986 году вышел еще один гигант возродившегося «Дип Пёрпл» — «Дом голубого света».
Настоящая пластинка познакомит слушателей с наиболее известными песнями коллектива. Все они были записаны в 1970 — 1972 годах, в самый урожайный на «хиты» период истории «Дип Пёрпл» и, по мнению многих критиков, самый удачный. Эти песни, наверняка, любители музыки слышали не раз, хотим обратить ваше внимание лишь на то, что известная антивоенная песня «Ребенок а наше время» здесь помещена в полном варианте.
История современного рока не может не включить в себя творчество «Дип Пёрпл». Группа оказала огромное влияние на все развитие рок-музыки, влияние, которое продолжает ощущаться сегодня в творчестве самых разных коллективов, как за рубежом, так и в нашей стране.
При составлении программы были использованы материалы из коллекции А.Шалобасова (Москва), которому Студия выражает благодарность.
Smoke on the Water: пожар, как источник вдохновения группы Deep Purple
4 декабря 1971 года, небольшой швейцарский городок Монтре навсегда был вписан в историю рок-музыки. Пожар, случившийся в казино города во время концерта Фрэнка Заппы и группы Mothers of Invention, вдохновил Deep Purple на написание одной из величайших песен в истории рока – «Smoke on the Water» (Дым над водой).
Британская рок-группа «Deep Purple»
Группа Заппы Mothers of Invention исполняла композицию King Kong, шло соло Дона Престона на синтезаторе, когда один из зрителей выстрелил в потолок из ракетницы. Покрытие помещения было выполнено из дерева и огонь быстро распространился во все стороны. Музыканты быстро осознали грозящую опасность и Заппа, сохраняя хладнокровие, попросил зрителей без паники покинуть зал. Директор джазового фестиваля Монтре, Клод Нобс, бегал по зданию, помогая людям безопасно эвакуироваться.
Спецвыпуск журнала «Монтре» от 05.12.1971, посвященный пожару
Спецвыпуск журнала «Монтре» от 05.12.1971, посвященный пожару
Спецвыпуск журнала «Монтре» от 05.12.1971, в более высоком качестве, доступен по кнопке «Скачать» после статьи.
Позже, в интервью после пожара, Заппа говорил: «Они были очень организованы. Мне повезло, что многие знали английский, поскольку я не знал, что говорить на французском». В 2009 году один из зрителей, Питер Шнайдер, описал свои воспоминания в блоге:
Огонь распространился очень быстро, и люди в передней части зала оказались в ловушке. Справа от сцены была большая дверь, но я не знал, открыта она или закрыта… Я стоял позади толпы, которая пыталась выйти через огромное окно, проходящее по всему фасаду здания. Своей жизнью я обязан швейцарскому пожарному, который, зайдя внутрь с огромным топором, начал разбивать окна одно за другим… Люди начали выпрыгивать… Зал находился выше уровня земли, второй этаж, так что это был прыжок на 2-3 метра.
Музыканты Deep Purple все это время наблюдали за пожаром из окна отеля. Они прибыли в город накануне и должны были записывать альбом в другой день. Зрелище было грандиозным. На фоне вечернего неба, огромный столб дыма поднимался вверх и стелился вдоль водной глади Женевского озера.
Пожар в казино Монтре 4 декабря 1971 года
Вид катастрофы вдохновил группу на написание одной из ключевых песен XX века, в тексте которой они описали практически всю историю:
We all came down to Montreaux / Мы прибыли в Монтре,
On the lake Geneva shore line / На берег Женевского Озера,
To make records with the mobile / Чтобы записать в мобильной студии пластинку,
We didn’t have much time / Времени было немного.
Frank Zappa and the Mothers / Фрэнк Заппа и «Мамаши»
We had the best place around / Занимали лучшие места в округе,
But some stupid with a flare-gun / Но глупец с ракетницей
bruned the place to the ground / Все сжег дотла.
Smoke on the water / Дым над водой
A fire in the sky / И огонь в небесах
They burned down the gambling house / Они сожгли дотла игорный дом,
it died with an awful sound / Он погибал с ужасным звуком,
The funky claude was running in and out / Фанки Клод метался туда и обратно,
pulling kids out on the ground / Вызволяя детей из опасной зоны.
When it all was over / Когда все было кончено,
We had to find another place / Нам пришлось искать другое место,
The Swiss time was running out /
Но время пребывания в Швейцарии было на исходе,
It seemed that we would lose the race / Казалось, мы не выиграем эту гонку.
Smoke on the water / Дым над водой
A fire in the sky / И огонь в небесах
We ended up at the Grand Hotel / Мы осели в Гранд Отеле,
It was empty cold and bare / Он был пуст, холоден и беден,
But with the rolling truck stones thing just outside / Но когда «Роллинги» предоставили нам «Стоунскую» передвижку,
Making our music there / Мы записали новую пластинку.
With a few red lights, a few old beds / При скудном свете красных фонарей на паре старых коек
We made a place to sweat / Мы изрядно попотели,
No matter what we get out of this, I know / Не важно, что у нас из этого получилось,
I know I’ll never forget / Я знаю, мы никогда не забудем
Smoke on the water / Дым над водой
A fire in the sky / И огонь в небесах