дж дьюи является представителем какой педагогики

Дьюи, Джон

Джон Дьюи (англ. John Dewey ; 20 октября 1859, Бёрлингтон, штат Вермонт — 1 июня 1952, Нью-Йорк) — американский философ и педагог, представитель философского направления прагматизм. Автор более 30 книг и 900 научных статей по философии, социологии, педагогике и др. дисциплинам.

Содержание

Биография

дж дьюи является представителем какой педагогики. Смотреть фото дж дьюи является представителем какой педагогики. Смотреть картинку дж дьюи является представителем какой педагогики. Картинка про дж дьюи является представителем какой педагогики. Фото дж дьюи является представителем какой педагогики

дж дьюи является представителем какой педагогики. Смотреть фото дж дьюи является представителем какой педагогики. Смотреть картинку дж дьюи является представителем какой педагогики. Картинка про дж дьюи является представителем какой педагогики. Фото дж дьюи является представителем какой педагогики

Окончил Вермонтский университет (1879). Был профессором Мичиганского, Чикагского и Колумбийского университетов (1904—1930). В 1919 году стал одним из основателей Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке. Стоял во главе «Лиги независимого политического действия». Во время Второй мировой войны Дьюи выступал против идеологии фашизма, в частности против нацистского насилия над педагогикой. [3]

Научная и общественная деятельность

Дьюи развил новый вариант прагматизма — инструментализм, разработал прагматистскую методологию в области логики и теории познания. [3]

Как пишет А. Якушев, Дьюи «отвергал идею первотолчка, считал поиски первопричины всего сущего бессмысленными. Центральное понятие в философии Дьюи — понятие опыта — всего того, что имеется в человеческом сознании, как врождённое, так и приобретённое» [2] (эмпиризм Дьюи).

Три пути совершенствования опыта по Дьюи:

Социальная реконструкция — совершенствование самого общества — условие совершенствования опыта, поскольку значительная доля опыта накапливается внутри общества. Социальная реконструкция подразумевает:

Основные проблемы морали и социальной философии Дьюи:

С конца 1920-х Джон Дьюи принял участие в работе гуманистических обществ, возникших в США. Он был членом Первого гуманистического общества Нью-Йорка (основатель — доктор Чарльз Фрэнсис Поттер (Charles Francis Potter)), заседавшего по воскресеньям в Стэнвей-холле на 57-й улице Манхэттена. В 1933 г. он участвовал в создании Первого гуманистического манифеста — программного документа религиозного гуманизма, основная идея которого состояла в необходимости создания новой нетрадиционной гуманистической религии, направленной исключительно на мирские ценности. [4] Отвергая традиционные формы религии, Дьюи выдвигал на их место свою «натуралистическую», или «гуманистическую», религию.

Дьюи активно занимался правозащитной деятельностью, был членом Комитета в защиту рабочих-анархистов Сакко и Ванцетти, приговорённых к смертной казни. Когда в 1937 г. была создана комиссия по расследованию знаменитых московских процессов «врагов народа» (она была создана по требованию Л. Д. Троцкого, так как на этих процессах обвиняемые ссылались, что тот якобы склонял их к шпионажу и терроризму), эту комиссию возглавил Дьюи, несмотря на то, что ему уже было почти 80 лет и никакой симпатии к коммунистической идеологии он не испытывал (впрочем, Дьюи был левым либералом и организатором «Лиги за независимое политическое действие», объединявшей либералов и социалистов). Комиссия исследовала материалы процессов и нашла, что все обвинения, выдвигаемые против Троцкого и его сына Льва Седова, фальсифицированы, тем самым оправдав не только их, но и косвенно жертв самих процессов.

Участие Дж. Дьюи в упомянутых процессах повлияло на распространение его книг в Советской России. Если в 20-х годах ХХ в. (после приглашения наркомом просвещения А. В. Луначарским в качестве зарубежного советника по вопросам построения новой советской школы, последующего приёма Н. К. Крупской и т. д.) некоторые его книги издавались в СССР большими выпусками до 9 раз, то после упомянутых процессов книги Дьюи были изъяты из советских библиотек, а даже упоминание о нём крайне не приветствовалось. Книги Дьюи вновь стали доступны широкому российскому читателю только после 1991 г.

Педагогические идеи

Прагматизм в педагогике. Цель воспитания, по Дьюи — воспитание личности, умеющей «приспособиться к различным ситуациям» в условиях свободного предпринимательства. [5] Д. Дьюи и его последователи (Э. Паркхерст, У. Килпатрик, Е. Коллингс и др.) полагали, что можно положительно повлиять на жизнь каждого человека, заботясь с детства о здоровье, отдыхе и карьере будущего семьянина и члена общества. Они рассматривали изучение специфики детства как путеводитель научной педагогики, предлагая сделать ребёнка предметом интенсивного воздействия многообразных факторов воспитания — экономических, научных, культурных, этических и пр. [6] Экспериментальный метод у Д. Дьюи предполагал, что мы знаем только то и тогда, когда можем своей деятельностью произвести действительно изменения в вещах, которые подтвердят или оп­ровергнут наши знания. Без этого знания остаются только догадками. Важнейшим источником для педагогики как науки Д. Дьюи считал проверенный жизнью метод. В реформаторской педагогике Д. Дьюи выступил как наиболее яркий представитель философско-педагогического направления прагматизма с его трактовкой истинности как практической значимости: «истинно то, что полезно». Дьюи выступал за практическую направленность воспитания, предлагая решать его задачи посредством спонтанного развития ребёнка: «Ребёнок — это исходная точка, центр и конец всего. Надо иметь в виду его развитие, ибо лишь оно может служить мерилом воспитания». Д. Дьюи рассматривал воспитание как процесс накопления и реконструкции опыта с целью углубления его социального содержания. [7]

Инструментальная педагогика. Накопление ребёнком личного опыта ведёт к воспитанию его личности. Исходя из этого, Д. Дьюи выдвинул идею создания «инструментальной» педагогики, строящейся на спонтанных интересах и личном опыте ребёнка. Согласно этой концепции обучение должно сводиться преимущественно к игровой и трудовой деятельности, где каждое действие ребёнка становится инструментом его познания, собственного его открытия, способом постижения истины. Такой путь познания представлялся прагматистам более соответствующим природе ребёнка, нежели привычное сообщение ему системы знаний. Конечным итогом обучения, по Д. Дьюи, должна была стать выработка навыков мышления, под которыми понималась способность в первую очередь к самообучению. Целями обучения выступали умение решать жизненные задачи, овладение творческими навыками, обогащение опыта, под которым понимались знания как таковые и знания о способах действия, а также воспитание вкуса к самообучению и самосовершенствованию. [7]

Практическое осуществление замыслов Д. Дьюи. Воплощение замыслов Д. Дьюи в жизни осуществлялась в 1884—1916 тт. в разных школах. По его методике проводилась работа в опытной начальной школе при Чикагском универ­ситете, учреждённой в 1896 г., где обучались дети с 4 до 13 лет. В качестве основания для начала обучения с такого раннего возраста выдвигалось утверждение, что основа всей последующей школьной жизни закладывается в дошкольных учреждениях. Поэтому первые опыты Д. Дьюи были связаны с работой с маленькими детьми, которые с самого раннего возраста приучались делать всё самостоятель­но, преимущественно в виде игры. Позже в школе опора делалась на трудовую деятельность — 11—13-летние мальчики и девочки пряли, ткали, шили, то есть учились «делать». Мышле­ние при этом должно было «обслуживать» опыт каждого ре­бёнка. Оно становилось необходимым только при решении определённых жизненных задач, и учебная деятельность в та­ких условиях не требовала дополнительного понукания. Система обучения в такой школе не была связана с понятием так называемого общественно полезного труда — в основе её лежали интересы отдельного ученика. Задачей школы была подготовка учащихся к самостоятельному решению возника­ющих задач, выработка умения приспосабливаться к среде. Воспитатель и учитель должны были лишь направлять дея­тельность учащихся в соответствии с их способностями. Воспитание, писал Д. Дьюи, должно опираться на независимое существование прирождённых способностей; задача воспитания состоит в их развитии, а не в их создании. [7]

Организация работы в школе. На основе своего опыта работы в школе Д. Дьюи дополнил свою концепцию положениями о том, что школа обязана гибко откликаться на изменения в обще­стве и должна сама стать как бы обществом в миниатюре, она должна предоставлять детям наибольшие возможнос­ти для выработки общественного чувства сотрудничества и навыков взаимопомощи. Школа, представленная у Д. Дьюи как воспитывающая и обучающая среда, должна была выполнять следующие основные задачи: упрощать сложные явления жизни, предостав­ляя их детям в доступном виде; выбирать для изучения наиболее распространённые и важные моменты из опыта человечества; содействовать выравниванию общественных различий, создавая «единство мыслей и согласованность действий». Содержа­нием образования у прагматистов выступал приобретённый опыт ребёнка, обогащающийся в условиях обучающей среды. Для учащихся способом приобретения опыта являлось решение различных деловых задач: изготовить макет, найти ответ на вопрос и т. д., а приобретение необходимых для этого знаний связывалось с интересами ребёнка, которые обеспечивают его внимание и деятельность. Д. Дьюи при этом допускал, что не всё жизненно важное может представ­лять для ребёнка интерес, в связи с этим у детей нужно раз­вивать силу воли, воспитывать характер. Противоречие между интересом и усилием устраняется, по мнению Д. Дьюи, знанием воспитателем возрастных осо­бенностей детей. Д. Дьюи выделял три таких периода в школьной жизни. Первый период — с четырёх до восьми лет. Он характерен яркостью связей между впечатлением, представ­лением и действиями. Второй — от восьми до одиннадцати лет — период расширения сфер деятельности и заинтересованности в её итогах. Игра уже не занимает такое боль­шое место в жизни ребёнка, как в первый период. На этом этапе выявляются связи между средствами и целями деятельности, появляется творчество. Третий период — от одиннадцати лет до окончания начального образования — очень важный в жизни ребёнка, потому что он связан с естественным ростом всех сущностных сил личности. Школьное обучение, согласно Д. Дьюи, следует начинать с деятельности учащихся, имеющей общественное содержание и применение, и только позже подводить школьников к теоретическому осмыслению материала, к познанию природы вещей и способов их изготовления. Содержание обучения, таким образом, усваивается как побочный продукт в ходе исследования проблемной обучающей среды, организованной как логическая последовательность педагогических ситуаций. Подлинным образованием Д. Дьюи считал всё ценное, вынесенное и пережитое из конкретных ситуаций, из специально организованного опыта, из «делания». Единственным критерием педагогической ценности учебного предмета выступал только его вклад в «становление системы внутренней личностной ориентации». [7]

Критика педагогических идей Д. Дьюи. Идея прагматического образования Д. Дьюи и основанный на ней метод проектов У. Килпатрика подвергались серьёзной критике уже их современниками. Так, профессор Колумбийского университета в Нью-Йорке Уильям Бэгли (1874—1946), представитель так называемого «эссенциализма» — «сущностного» подхода к педагогике, — резко выступал против утилитаризма школьных программ и прагматических подходов к образованию. Рассматривая образование как «стабилизирующую силу», У. Бэгли требовал укрепления его исторически сложившихся функций. Школьное обучение должно быть, по его мнению, направлено на овладение учащимися основными навыками умственной деятельности, позволяющими продвигаться в знаниях вперёд, от чего отказалась собственно прагматическая педагогика. У. Бэгли один из первых в США стал также критиковать теорию врождённых способностей и основанную на ней практику исследования интеллекта ребёнка, поскольку считал, что тесты не могут полностью раскрыть возможности личности и в руках неподготовленных педагогов могут принести вред. [7]

Призыв Дьюи обратить внимание на ребёнка в педагогическом процессе и строить обучение исходя только из интересов ребёнка в конечном счёте приводил к отказу от систематического обучения, к снижению роли научных знаний в воспитании детей. [8]

Педагогические идеи Дьюи в России. В 1928 г. Дьюи приехал в Советский Союз, чтобы помочь Наркомпросу в освоении «способа проектов», Надежда Константиновна Крупская принимала его в своём кабинете на Чистых прудах. Идеи прагматизма и метод проектов привлекали внимание педагогов многих стран, в том числе и России, и считались средством для построения школы нового типа. Профессор В. В. Кумарин пишет: «Луначарский, по совету Ильича, вместо „прусской модели“ ввёл американскую. Ленину очень хотелось, чтобы пролетарские детишки росли здоровыми, не витали в облаках „всестороннего развития личности“ (что такое „личность“ и сколько у неё сторон — кто знает, пусть поднимет руку), а как можно раньше распознавали своё призвание и не болтались в жизненной проруби как круглые отличники». В начале 30-х годов Сталин, который очень любил простые решения, снова «восстановил в правах» железобетонные единые учебные планы и программы.[1]. После 1937 г. Дьюи был «опознан» в СССР как пособник троцкизма (в связи со своей правозащитной деятельностью в комиссии по этому поводу), а его книги были изъяты из советских библиотек.

Библиография

Источник

Дж дьюи является представителем какой педагогики

Факультет Истории и права, 1 курс

Материал студенческого проекта

Выдающийся американский философ и педагог Джон Дьюи знаменит не только как яркий представитель прагматического направления педагогики, но и как автор собственной педагогической теории, которую он сам называл инструментальной педагогикой или инструментализмом [1]. Выделим и кратко охарактеризуем основные положения его педагогической теории.

1. Опыт превыше систематизированных знаний.
Опыт тесно связан с выполнением действий, а не с изучением объектов. Мышление становиться инструментом для решения умственных проблем. Его появление способствует умственной активности, обращенной на поиск результативного решения проблем, препятствующих нормальному функционированию организма. Дж. Дьюи полагал, что обучение должно происходить с помощью опытного познания. Только при изучении окружающего мира у ребёнка проявится желание к дальнейшему познанию. Через познание действительности у ребёнка формируется такое свойство характера, при котором появляется возможность контролировать происходящее вокруг, адаптировать действительность к своим интересам. Дж. Дьюи указывал, что все предшествующие общеобразовательные системы были рассчитаны на передачу учащимся огромного количества общей информации без применения их на практике. Образно говоря, учащихся обучают опытом прошлого, но не готовят к проблемам в будущем [2]. На смену традиционной системе образования Дьюи представил концепцию, цель которой – обучение решению проблем. По его убеждению, человек, владеющий умением принимать решения, будет лучше подготовлен к жизни с её многочисленными трудностями.

дж дьюи является представителем какой педагогики. Смотреть фото дж дьюи является представителем какой педагогики. Смотреть картинку дж дьюи является представителем какой педагогики. Картинка про дж дьюи является представителем какой педагогики. Фото дж дьюи является представителем какой педагогики2. Ценным является то, что приносит практический результат.
Согласно теории Дж. Дьюи воспитание и обучение осуществляются не посредством усвоения теории, а в процессе выполнения практических задач, в которых учащиеся не только изучают мир, но и учатся работать в коллективе. Тогда школа воспитает детей, отлично адаптированных к жизненным условиям. В школах, созданных на основе инструментальной педагогики, не существовало определённой программы с системой изучаемых предметов, а подбирались только те знания, какие могли бы найти практическое применение в жизни. Наиболее важными научными дисциплинами Дьюи считал историю и географию, поскольку они тесно связны с природой и социальной жизнью общества.

3. Интересы ребёнка – основа учебно-воспитательного процесса.
Интересы ребёнка следует использовать, направляя на правильный путь, который может принести свои «плоды». Не абстрактная программа, а конкретный школьник должен определять качество и количество учебных занятий. Обучение даёт результат только тогда, когда что-то происходит внутри ребёнка, а это не всегда может проконтролировать учитель.

4. Ориентировать преподавателя на будущую профессиональную педагогическую деятельность в обществе.
Суть практической работы заключается не только в приобретении конкретных знаний, но и в участии школы в социальной деятельности, в жизни общества. В процессе практики ученики много узнают о профессиях, и видах практической деятельности, которые помогут в развитии у них определённых навыков, учатся уважать чужой труд, идущий на пользу обществу.

5. Система учебных проектов.
Метод проектов – система обучения, при которой дети получают знания в процессе планирования и выполнения своевременно усложняющихся практических заданий-проектов. Плюсы метода проектов – развитие предприимчивость детей, умения оценивать любую ситуацию. Этот метод приучает их к настойчивости, самостоятельности, однако следует помнить, что в любом случае им необходима помощь учителя, которая обеспечивала бы эффективный процесс обучения.

6. Непрерывность образования.
Джон Дьюи предложил концепцию непрерывного образования для всех возрастов. Общество должно быть в процессе непрерывного обучения и переобучения. Жизнь постоянно развивается, поэтому образование должно мгновенно реагировать на изменения, происходящие в мире. Если эта задача не будет выполнена, то общество столкнётся с проблемами, не будучи готовым к их решению.

7. Игровая деятельность.
По мнению Дж Дьюи, существует необходимость включать в учебный процесс игровую деятельность. Материалы, применяемые в игре, должны быть наиболее близко приближены к реальным условиям, прямыми и естественными, насколько это позволяют жизненные условия. Игра должна использоваться школой и привносить в учебную деятельность разнообразие. Для всех возрастов важную роль играют ролевые игры: они способствуют самовыражению и развитию фантазии.

8. Деятельность педагога.
Джон Дьюи говорил о том, что основная задача преподавателя заключается в хорошем, разностороннем знании своего предмета. Это даёт ему возможность построить своё обучение так, чтобы его профессиональная деятельность обладала наибольшей эффективностью. От учителя полностью зависит, в какой последовательности он будет знакомить учеников с тем или иным объектом изучения.

«Инструментальная педагогика» Дж. Дьюи характеризуется формированием в детях самостоятельности [3]. По его мнению, в обучении необходимо реализовать единство учебной, трудовой и игровой деятельности. Опытом и знанием школьник должен овладевать в ходе взаимодействия с обучающей средой, нахождения ответов на сложные вопросы, изготовления различных материальных объектов.

Дьюи рекомендовал педагогам уделять максимальное внимание потребностям ребёнка и строить школьное обучение исходя только из интересов ребёнка. Однако при этом был неизбежен отказ от систематического обучения, что вело к снижению роли научных знаний, а потому применение этой теории в учебном процессе оказалось не столь эффективным, как рассчитывал её автор. Вместе с тем, элементы инструментальной педагогики с успехом были включены в процесс систематического обучения, наиболее широкое распространение в современных школах получил метод проектов.

Главная идея педагогики Джона Дьюи состояла в том, чтобы ребёнка в школе не только обучали основам, но и подготавливали его к самостоятельной жизни в обществе, давали возможность применять полученные знания в социальной деятельности. Эта идея не утратила актуальности в наши дни, поскольку в современном постоянно меняющемся мире человек должен уметь приспособиться к нововведениям, применять приобретённые знаний и умения в новых для себя ситуациях.

Источник

Джон Дьюи

дж дьюи является представителем какой педагогики. Смотреть фото дж дьюи является представителем какой педагогики. Смотреть картинку дж дьюи является представителем какой педагогики. Картинка про дж дьюи является представителем какой педагогики. Фото дж дьюи является представителем какой педагогики

Идеи прагматизма Дьюи использовал в своей теории воспитания и обучения ребёнка, которая предусматривала овладение учеником лишь полезными знаниями и навыками, необходимыми для решения практических жизненных задач.

История жизни американского философа

Джон Дьюи был сыном табачного фабриканта. Один из его братьев впоследствии стал известным экономистом. Джон учился в школе, после которой поступил в Вермонтский университет, где занимался «свободными искусствами». Но в первую очередь его интересовала философия. В 1881 году он написал свою первую статью, которая была опубликована в философском журнале и благосклонно принята. Джону Дьюи посоветовали продолжать свои философские исследования, благодаря чему он окончательно определился в своём дальнейшем жизненном пути.

Дьюи был приверженцем левых взглядов, хотя и не питал симпатии к коммунизму «советского образца». Он боролся за права рабочих в США, а также посещал страны в которых происходили социальные революции и перевороты: Советскую Россию, Турцию, Мексику и др. Дьюи надеялся, что в этих странах он найдёт более полное применение своим идеям, чем на родине. В СССР в двадцатые годы Джон Дьюи был весьма популярен и издавался огромными тиражами, также он был иностранным научным консультантом советского правительства, которое в то время ценило науку и благоволило интеллектуалам – как своим, так и зарубежным. Однако в 1937 году Дьюи возглавлял комиссию, расследовавшую преступления сталинского режима, а именно – законность обвинений, предъявленных Льву Троцкому советскими властями. После этого процесса Дьюи стал в СССР «персоной нон грата», его книги изымались из библиотек, а само его имя произносить было крайне нежелательно.

Научная деятельность Дьюи

Будучи представителем нового направления – прагматизма, Дьюи считал, что познание, научные теории и даже школьное обучение должны иметь целью не максимально полное описание окружающего мира, а выработку полезных навыков, которые помогают выживать в окружающем мире. В соответствии с доктриной прагматизма Дьюи считал, что «истинно только то, что полезно». Впрочем, Дьюи, по-видимому, не впадал в крайний прагматизм, он лишь сделал это направление инструментом для совершенствования общественной системы и, в частности, школьного образования.

Центральное понятие в учении Дьюи – это «опыт», под которым он понимает как врождённое, так и приобретённое содержание человеческого сознания. Дьюи считал, что философия должна помогать человеку двигаться по направлению к поставленной цели и достигать её, при этом опыт человека не стоит на месте, а совершенствуется.

Как же должен совершенствоваться опыт, по мнению Дьюи? Он выделил для этого три пути:

Философия Дьюи, таким образом, имела ярко выраженный социально-экономический и политический характер. Американские реалии того времени были довольно-таки суровыми. Общество чётко делилось на обеспеченную буржуазию и бесправных рабочих, живущих в бедности, власть и большая часть денег принадлежали крупным промышленникам; буржуазия была основным потребителем почти всех благ в стране, притом что её численность была невелика по сравнению с количеством рабочих. Такое положение вещей не устраивало многих – не только представителей рабочего класса, но и буржуазию: из-за сравнительно небольшого количества представителей «потребительского класса» бизнес не мог нормально развиваться, ведь спрос на продукцию был низким. Для того, чтобы исправить это положение, необходимо было сближение прав и доходов «высшего» и «низшего» классов, уничтожение непреодолимой пропасти между ними.

В сфере прагматики Дьюи рассматривал и такое явление, как мораль. Вот некоторые положения его концепции морали:

Существует множественность целей и благ: не может всем людям нравиться одно и то же.

Цели и блага – вещи не абстрактные, а конкретные и вполне материальные.

Основными благами являются здоровье, богатство, честь, доброе имя, образование, умеренность, доброжелательность, справедливость, дружба, высокая оценка в обществе.

Люди стремятся не к самим благам, а к их размеру.

Моральные заповеди не являются абсолютными, они справедливы в одних ситуациях и несправедливы в других: так, заповедь «Не убий» несправедлива во время войны, поскольку в этой ситуации просто необходимо убивать врагов.

Демократия – самая лучшая форма общественного устройства.

Цели должны соответствовать средствам.

дж дьюи является представителем какой педагогики. Смотреть фото дж дьюи является представителем какой педагогики. Смотреть картинку дж дьюи является представителем какой педагогики. Картинка про дж дьюи является представителем какой педагогики. Фото дж дьюи является представителем какой педагогики

Педагогика по Дьюи: теория воспитания и обучения

В начале двадцатого века начальная и средняя школа в США, как и в других развитых странах, столкнулась с массой проблем, поскольку она перестала соответствовать потребностям изменившегося общества. Во многом американская и европейская школа того времени напоминали привычную нам «советскую» школу, традиции которой живы и в нынешней России. Большая часть учебного времени уходила на чтение, письмо, счёт и теоретическое освоение основ различных наук; школа была оторвана от жизни, она не учитывала реальных способностей, склонностей и интересов учащихся, их достижений за пределами школьной жизни. Чтобы окончательно не оторваться от реальности, школа должна была как можно скорее реформироваться, и это понимал не только Дьюи.

Дьюи считал, что школа должна пробуждать и развивать у детей интерес, инициативу, активность, стремление к самостоятельности и самоконтролю, способность дружно работать в коллективе, ясное понимание строения жизни и общества. Кроме того, больше внимания следует уделять именно обучению практическим навыкам, а не нудному заучиванию теории и системы готовых знаний, которые могут и не пригодиться в дальнейшей жизни.

В числе прочего Дьюи вдохновлялся опытом советской школы 1920-х годов. Его привлекали сближение обучения с жизнью, политехнизм, полноценное энциклопедическое образование. Дьюи посетил Советский Союз в 1928 году. В то время его собственные идеи также были внедрены в советскую начальную и частично среднюю школу. В либеральные двадцатые годы советское школьное образование (и не только оно) во многом двигалось в правильном направлении.

Концепция педагогики Джона Дьюи в США была принята чуть ли не официально. Она оказала влияние и на систему образования других развитых стран. Однако в СССР новые власти поступили по-другому.

Уголовный авторитет Иосиф Сталин в соответствии со своим бандитским миропониманием придерживался патриархальной системы ценностей, в том числе в школьном образовании. Став диктатором, Сталин ликвидировал достижения советской школы двадцатых годов, организовал репрессии против Макаренко и вернул школу к её изначальной «прусской» форме, которая во многом была доведена до абсурда. Восторжествовала сильно устаревшая школьная система – со строгой дисциплиной, «оптовой» подачей готовых знаний, безразличием к способностям и интересам учеников, оторванностью от жизни. Сам Джон Дьюи за критику Сталина также оказался в опале. Доступ к его трудам советские люди получили только в годы Перестройки. Советской системе не нужны были свободные предприниматели, независимые культурные деятели, передовые научные специалисты; ей нужен был лишь послушный народ с невысокими жизненными потребностями и тотальной неспособностью самостоятельно думать. Советская школа успешно справилась с этой задачей, воспитав несколько поколений запуганных «строителей коммунизма», которыми легко можно было манипулировать.

Свои педагогические идеи Джон Дьюи принялся реализовывать на практике, для чего при Чикагском университете была открыта экспериментальная начальная школа. В ней обучались дети возрастом от 4 до 13 лет. Столь раннее начало обучения связано с тем, что основы последующей школьной жизни, по мнению Дьюи, закладываются ещё в дошкольном возрасте. В этой школе самые маленькие учащиеся уже приучались делать всё самостоятельно, по большей части в виде игры. С 11 лет ученики приобщались к трудовой деятельности: шили, пряли, ткали и т. д., то есть они учились «делать». Характерно, что участие мышления ребёнка в образовательном процессе было не столь велико, как при обычном обучении, здесь оно только «обслуживало» практический опыт, получаемый учеником.

В этой школе обучение не было связано с «общественно полезным трудом». Ученики занимались только тем, к чему они испытывали интерес и к чему у них были способности. Работники школы – учителя и воспитатели – должны были только направлять деятельность учеников, проявляя как можно меньше участия в самом процессе обучения.

Впрочем, Дьюи понимал, что не всё, что будет полезно ребёнку в дальнейшей жизни, интересно ему в данный момент. Поэтому в школе ученик должен был также развивать в себе силу воли, воспитывать характер. Противоречие между «интересным» и «полезным» можно устранить, если воспитатель будет знать особенности возрастной психологии детей. Так, наиболее яркие связи между впечатлением, представлением и действием проявляются в первый возрастной период – с четырёх до восьми лет.

Школьная система Дьюи, какой бы передовой она ни казалась, стала объектом критики уже в то время. Профессор Колумбийского университета Уильям Бэгли настаивал на том, что школа должна обучать детей основным навыкам умственной деятельности, что имело место в классической системе образования. Между тем школа Дьюи отказалась от полноценного развития умственной деятельности у учеников, заменив его чисто утилитарным подходом. Бэгли раскритиковал и теорию врождённых способностей Дьюи, на которой были основаны тесты для изучения интеллекта детей. Бэгли считал, что такие тесты не способны полностью показать возможности личности. Неопытные педагоги, вооружённые только этими тестами, могли принести ребёнку только вред. А воспитатели и учителя в школе Дьюи действительно часто не имели должной педагогической подготовки; по мысли Дьюи, она им и не требовалась, ведь их задачи в его школьной системе были достаточно просты.

Теория эстетики

Через опыт понимает Дьюи и эстетику. Он утверждал, что опыт – это некий синтез субъективного мира человека и объективной реальности; он включает в себя не только какие-то практические и ритуальные действия, но и систему ценностей, отношение личности к окружающему миру. Эстетический опыт не должен сводиться только к чувственным наслаждениям индивида, а должен включать в себя обмен сенсорной информацией с другими людьми и окружающей средой в целом. Из этого следует, что эстетический опыт складывается посредством связи искусства с повседневностью и социальной средой.

Дьюи разграничивает понятия продукта искусства и произведения искусства. Продукт – это некий материальный объект, оказывающий эстетическое воздействие на публику; это может быть картина, скульптура, храм и др. А произведение – это процесс взаимодействия автора и способа производительной деятельности, реализующийся в специальной среде; то есть это процесс взаимодействия человека и продукта искусства.

Считается, что эстетическая теория Дьюи оказала существенное влияние на массовую культуру ХХ века. С помощью идей Дьюи современные исследователи искусства описывают такие современные «веяния», как тяжёлый рок, рэп и т. д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *