единое древнерусское государство возникло в каком году

Древнерусское государство. Образование Древнерусского государства.

Древнерусское государство возникло в IX веке в Восточной Европе как результат объединения племен восточных славян и частично финно-угорских племен (предков современных финнов, венгров, эстонцев и т.д.).

Во время наивысшего расцвета Древнерусское государство (оно же – Русь, Киевская Русь) занимало обширные территории от Керченского пролива до Северной Двины, и от Днестра до притоков Волги. Таким образом государство Русь занимало практически всю территорию современных Украины и Беларуси, а также львиную долю европейской части Российской Федерации.

Расцвет его закончился в XII веке в результате распрей между князьями (феодальная раздробленность), и Русское государство распалось на дюжину отдельных княжеств, управляемых князьями-потомками Рюрика (династия Рюриковичей).

Столицей Руси был Киев, хотя после феодальной раздробленности он имел чисто символическое значение столицы (культурное, религиозное, но не политическое), а после нападения татаро-монголов перестал считаться столицей вовсе.

Территория Киевской Руси была благоприятна для земледелия и выгодна экономически. Через нее проходили торговые пути от греков (Херсонес, Константинополь) до варягов (скандинавов и прибалтов). Первое упоминание Руси относятся к 839 году, когда послы народа Рос побывали в Константинополе и у Людовика I – короля Аквитании, хотя реальная дата возникновения самоопределившегося народа росов (русов) была гораздо раньше.

Основной источник исторического знания по этой эпохе – «Повесть временных лет», которая дает не всегда толковые пояснения и расплывчатые описания. Согласно ней, враждовавшие племена славян и финно-угров решили примириться, и их вожди обратились к варягам с просьбой принять правление над их землями, а также навести порядок и мирное развитие. На зов откликнулись трое скандинавских князей – Рюрик, Синеус и Трувор. Есть интересная гипотеза, что автор «Повести временных лет» не особо владел старошведским языком и братьев Трувора и Синеуса невольно выдумал сам, и на самом деле их не было: по старошведски sine hus означает «свой род», «свои родственники», а thru varing – «верная дружина».

Рюрик правил в Северной Ладоге и Новгороде. Позже его вассалы Аскольд и Дир, отправленные в Константинополь, по пути захватили Киев, и Рюрик стал полностью контролировать все торговые пути от греков к варягам.

Источник

Древнерусское государство (Киевская Русь)

единое древнерусское государство возникло в каком году. Смотреть фото единое древнерусское государство возникло в каком году. Смотреть картинку единое древнерусское государство возникло в каком году. Картинка про единое древнерусское государство возникло в каком году. Фото единое древнерусское государство возникло в каком году

Древнерусское государство. Государство, существовавшее в восточнославянских землях с конца IX в. до второй трети (согласно другой точке зрения, до середины) XII в. и объединявшее значительную часть восточнославянских земель (а в конце X – начале XI вв. – практически все их).

Возникновение. Древнерусское государство образовалось около 882 г. в результате объединения новгородским князем Олегом Вещим государств, условно именуемых в науке «Новгородским» и «Киевским».

Столица: Киев.

Самоназвания: Русь, Русская земля; «Древнерусским государством» (или «Киевской Русью») оно именуется в исторической науке.

Глава государства: Великий князь русский; до середины XI в. его именовали заимствованным у хазар титулом «каган» (в исторической науке главу Древнерусского государства именуют великим князем киевским).

Герб. Для периода с 960-х гг. по 1054 г. известен герб великого князя русского (кагана). При Святославе Игоревиче (964 – 972 гг.) и Святополке Окаянном (1015 – 1016 и 1018 – 1019 гг.) это был двузубец, при Владимире Святославиче (978 – 1015 гг.) и Ярославе Мудром (1016 – 1018 и 1019 – 1054 гг.) – трезубец.

Законодательство Древнерусского государства в конце IX – Х вв. было устным («Закон русский»). На протяжении XI – начала XII вв. складывается свод писаных законов – Русская Правда (образованный такими законодательными памятниками, как Правда Ярослава, покон вирный, Урок мостникам, Правда Ярославичей и Устав Владимира Мономаха).

Функции государственного аппарата в конце IX – конце Х в. выполняли дружинники великого князя (кагана); с конца Х в. известны такие должностные лица, как вирники, мытники, мечники.

Общественный строй. В советской историографии Древнерусское государство считалось раннефеодальным – т.е. таким, характер которого определялся складыванием в это время феодальных отношений. По мнению ученых ленинградской школы И.Я. Фроянова, феодальный уклад в Древнерусском государстве отнюдь не был системообразующим.

Периоды истории государства. В истории Древнерусского государства можно выделить четыре больших периода.

1) Около 882 – начало 990-х гг. Государство носит федеративный характер; входящие в него территории восточнославянских племенных союзов пользуются широкой автономией и вообще слабо связаны с центром. Поэтому Древнерусское государство этого периода часто характеризуется как «союз союзов племен». После смерти в 972 г. Святослава Игоревича государство вообще распадается на три независимые «волости» (Киевскую, Новгородскую и Древлянскую, вновь объединенные Ярополком Святославичем только около 977 г.).

2) Начало 990-х гг. – 1054 г. В результате ликвидации Владимиром Святославичем большинства племенных княжений и замены племенных князей наместниками (сыновьями) великого князя русского (кагана) государство приобретает черты унитарного. Однако в результате усобицы между Ярославом Мудрым и его братом Мстиславом Владимировичем (Лютым), в 1026 г. оно вновь распадается – на две половины (с границей между ними по Днепру), – и только после смерти в 1036 г. Мстислава Ярослав восстанавливает единство государства.

3) 1054 – 1113 гг. Согласно завещанию Ярослава Мудрого, государство вновь принимает черты федерации. Оно считается общим достоянием княжеского рода Рюриковичей, каждый из которых имеет право княжить в той или иной области («волости»), но должен подчиняться старшему в роде – великому князю русскому. Однако в результате начавшегося в XI в. бурного роста городов (потенциальных областных центров) и упадка значения Днепровского торгового пути (то и дело перекрывавшегося половцами) роль Киева как единого центра, контролирующего Днепровский путь, начинает падать, и федерация обнаруживает тенденцию к превращению в конфедерацию (т.е. к распаду единого государства).

4) 1113 – 1132 гг. Владимиру Мономаху (1113 – 1125 гг.) и его старшему сыну Мстиславу Великому (1125 – 1132 гг.) удается приостановить начавшийся распад Древнерусского государства и вновь придать ему черты федерации (а не конфедерации).

Поскольку объективные причины нарастания центробежных тенденций (а к ним, помимо перечисленных выше, относилась и слабая управляемость огромного государства при тогдашних средствах сообщения и связи) не удалось устранить ни Владимиру Мономаху, ни Мстиславу Великому, после смерти последнего в 1132 г. эти тенденции восторжествовали вновь. Городские «волости» одна за другой стали выходить из подчинения великому князю русскому. Последние из них сделали это в 1150-х гг. (почему время окончательного распада Древнерусского государства и относят иногда к середине XII в.), но обычно концом существования Древнерусского государства считается рубеж первой и второй третей XII в.

Литература

Читайте также:

Татьяна Черникова. Проблема образования государства Русь. Становление династии

Татьяна Черникова. Расцвет древнерусского государства при Владимире I и Ярославе Мудром в конце Х – середине XI вв. Русь при Ярославичах и Владимире Мономахе (середина XI – начало XII вв.)

Валентин Жаронкин. Нет в русской истории «трудных вопросов». Часть 2: Древняя Русь – Россия, Украина, Белоруссия

Источник

Виртуальная выставка к 1150-летию зарождения российской государственности

Древнерусское государство (Киевская Русь) возникло в Восточной Европе в последней четверти IX в., объединив племена восточных славян – ильменских словен, полян, древлян, полочан, дреговичей и союзных им финно-угров. Ранее IX в. у племен уже имелись княжеские династии, возникли города на торговом пути «из варяг в греки», выделилась знать. Государства русов упоминаются в западных и восточных источниках еще до середины IX в., возможно, они некоторое время были в сфере влияния Хазарского каганата, но стали независимыми, известно о походах славян на Византийскую империю вместе с варягами. Наиболее влиятельными центрами, соперничавшими за гегемонию среди восточнославянских племен, были Новгород на Севере и Киев на Юге. В 882 г. Север победил, когда князь Олег присоединил Киев и одержал верх над местной династией, объединив северные и южные земли восточных славян и освободив радимичей. Активно использовавшие путь из варяг в греки викинги называли страну «Гардарикой» – ввиду большого количества городских поселений с развитыми ремеслом и торговлей.

К 862 г. относится, согласно «Повести временных лет», возникновение династии Рюриковичей, вероятно скандинавского происхождения, которая постепенно, путем войн и брачных союзов с местными славянскими князьями и знатью, заняла господствующее положение. Одни современные историки отрицают достоверность летописного рассказа о так назывемом «призвании Рюрика», другие считают возможным ему доверять, третьи предпочитают считать этого вождя западным славянином. Однако все исследователи сходятся на том, что скандинавы тогда не отличались от славян по уровню социально-политического развития и не могли привнести каких-либо государственных усовершенствований. Таким образом, дата «862 год» является исторически условной, а не абсолютно достоверным фактом.

Древнерусское государство с центром в Киеве достигает максимального могущества в годы правления великой княгини Ольги, выдающегося военного вождя Святослава, его сына Владимира Святославича, крестившего все восточное славянство и тем самым включившего Русь в христианскую цивилизацию. При Ярославе Мудром принят первый кодекс законов – Русская правда, построены Новгородский, Полоцкий и Киевский соборы Софии Премудрости Божией как знак победы над язычеством, появились учебные заведения, книгохранилища, монастыри, брачными союзами великий князь связал Киевскую Русь с Византией, Францией, германскими и скандинавскими государствами. Однако в слабо связанных единой хозяйственной и политической системой землях вскоре после его смерти возобладали центробежные силы, и к XI в. Древнерусское государство распалось.

Источник

Древнерусское государство: дата образования, столица

единое древнерусское государство возникло в каком году. Смотреть фото единое древнерусское государство возникло в каком году. Смотреть картинку единое древнерусское государство возникло в каком году. Картинка про единое древнерусское государство возникло в каком году. Фото единое древнерусское государство возникло в каком году

Вопрос о том, когда возникло древнерусское государство, заставляет спорить историков со всего света уже на протяжении многих сотен лет. Ведь до сих пор доподлинно неизвестно, в каком году оно образовалось. Большинство придерживаются норманнской теории и опираются на «Повесть временных лет», другие же считают эту теорию абсурдной. Как бы то ни было, в этой статье будут собраны факты, которые помогут разобраться в вопросе, в каком веке возникло древнерусское государство.

Краткие факты о возникновении государства

единое древнерусское государство возникло в каком году. Смотреть фото единое древнерусское государство возникло в каком году. Смотреть картинку единое древнерусское государство возникло в каком году. Картинка про единое древнерусское государство возникло в каком году. Фото единое древнерусское государство возникло в каком году

Рюрик, новгородский князь, умер в 879 году; и три года спустя Олег, назначенный попечителем сына и наследника Рюрика Игоря, объединил Киевское и Новгородское государства. Таким образом, древнерусское государство образовалось в 882 году. Киевская Русь стала одним из крупнейших европейских средневековых государств в 9-11-м веках.

Киевская Русь сыграла важную роль не только в развитии России, но и в Европе. Она располагалась на двух важных торговых путях: по Волге, ведущем к скандинавским землям, и на караванном пути, соединяющем Европу с мусульманскими народами. В качестве основного торгового партнера Киевская Русь служила буфером для остальной Европы против вторжений Золотой Орды. Киев стоял на перекрестке между Востоком и Западом. Цивилизации, которые он породил, в конечном итоге сформируют мировую историю.

Ранняя история Руси

единое древнерусское государство возникло в каком году. Смотреть фото единое древнерусское государство возникло в каком году. Смотреть картинку единое древнерусское государство возникло в каком году. Картинка про единое древнерусское государство возникло в каком году. Фото единое древнерусское государство возникло в каком году

Люди Руси, вероятнее всего, жили на той территории, которая является теперь северо-западной Россией, с восьмого столетия. Согласно «Первичной летописи», самой ранней летописи Киевской Руси, варяг (викинг) по имени Рюрик впервые обосновался в Новгороде, расположенном в современной России (он был избран в качестве общего правителя несколькими славянскими и финно-угорскими племенами) примерно в 860 году, прежде чем двинуться на юг и распространить свою власть на Киев. Хроника называет его прародителем династии Рюриковичей. Вопрос, в каком году образовалось древнерусское государство, должен отпасть сам собой после познания этих фактов.

Эти варяги сначала поселились в Ладоге, а затем двинулись на юг в Новгород, в конце концов достигли Киева. Киевская Русь была основана киевским князем Олегом (Хельгу в хазарских записях) около 880 г. В течение следующих 35 лет Олег и его воины покорили различные восточнославянские и финские племена. В 907 г. Олег руководил нападением на Константинополь, а в 911 г. он подписал коммерческий договор с Византийской империей в качестве равноправного партнера. Новое киевское государство процветало, потому что у него были обильные запасы меха, пчелиного воска и меда на экспорт, и потому, что оно контролировало три основных торговых пути Восточной Европы: торговый путь по Волге от Балтийского моря до Востока, торговый путь через Днепр («путь из варяг в греки») от Балтийского до Черного моря и торговый путь от хазар до немцев.

единое древнерусское государство возникло в каком году. Смотреть фото единое древнерусское государство возникло в каком году. Смотреть картинку единое древнерусское государство возникло в каком году. Картинка про единое древнерусское государство возникло в каком году. Фото единое древнерусское государство возникло в каком году

Золотой век Киева

единое древнерусское государство возникло в каком году. Смотреть фото единое древнерусское государство возникло в каком году. Смотреть картинку единое древнерусское государство возникло в каком году. Картинка про единое древнерусское государство возникло в каком году. Фото единое древнерусское государство возникло в каком году

Киевская область господствовала над государством Киевская Русь в течение следующих двух веков. Великий князь Киева контролировал земли вокруг города, а его родственники правили в других городах и платили ему дань. Пик государственной власти наступил во времена правления князя Владимира (Владимир Великий, ок. 980-1015) и князя Ярослава (Мудрый, ок. 1019-1054). Оба правителя продолжали неуклонную экспансию Киевской Руси, начатую при Олеге.

Правление князя Владимира

единое древнерусское государство возникло в каком году. Смотреть фото единое древнерусское государство возникло в каком году. Смотреть картинку единое древнерусское государство возникло в каком году. Картинка про единое древнерусское государство возникло в каком году. Фото единое древнерусское государство возникло в каком году

Владимир пришел к власти в Киеве после смерти своего отца Святослава I в 972 году и после победы над своим сводным братом Ярополком в 980 году. Самым заметным достижением Владимира была христианизация Киевской Руси, процесс, который начался в 988 году. В летописи Руси говорится, что, когда Владимир решил принять новую веру вместо традиционной славянской религии (язычества), он отправил некоторых из своих самых ценных советников и воинов в качестве эмиссаров в разные части Европы. После посещения католиков, евреев и мусульман, они наконец прибыли в Константинополь. Там они были настолько поражены красотой собора Святой Софии и проведенного там литургического богослужения, что тут же приняли решение о вере, которой хотели бы следовать. По прибытии домой они убедили Владимира в том, что вера греков была лучшим выбором для всех, после чего Владимир совершил путешествие в Константинополь и договорился о браке между собой и принцессой Анной, сестрой византийского императора Василия II.

Причины принятия христианства

единое древнерусское государство возникло в каком году. Смотреть фото единое древнерусское государство возникло в каком году. Смотреть картинку единое древнерусское государство возникло в каком году. Картинка про единое древнерусское государство возникло в каком году. Фото единое древнерусское государство возникло в каком году

Демографическая статистика

Роль древнерусского государства в Европе

единое древнерусское государство возникло в каком году. Смотреть фото единое древнерусское государство возникло в каком году. Смотреть картинку единое древнерусское государство возникло в каком году. Картинка про единое древнерусское государство возникло в каком году. Фото единое древнерусское государство возникло в каком году

Киевская Русь сыграла важную генеалогическую роль и в европейской политике. Ярослав Мудрый, мачеха которого принадлежала к величайшей династии, управлявшей Византией, женился на единственной законной дочери короля, которая христианизировала Швецию. Его дочерьми стали королевы Венгрии, Франции и Норвегии, его сыновья женились на дочерях польского короля и византийского императора (не говоря уже о племяннице папы), в то время как его внучки стали немецкой императрицей и (согласно одной теории) королевой Шотландии. Внук женился на единственной дочери последнего англосаксонского короля. На самом деле ни одна другая современная королевская семья не была так хорошо связана со всеми, как Рюриковичи. Благодаря этим брачным связям Киевская Русь стала известной во всей Европе.

Наследие Древней Руси

Неудивительно, что Киевская Русь оставила мощное наследие. Лидер династии Рюриковичей объединил большую территорию, населенную восточными славянами, в важное, хотя и нестабильное, государство. После того как Владимир принял восточное православие, Киевская Русь объединилась под церковную структуру и разработала византийско-славянский синтез в культуре и государственном искусстве. Надеемся, что после изучения этой статьи у вас больше не возникнет вопроса о том, в каком веке образовалось древнерусское государство.

Источник

Русь – начало государства

В этой статье речь пойдёт о процессе формирования ранних предгосударственных или потестарных институтов и о факторах их возникновения в Восточной Европе.

Вступление

Это не монархия или ранняя монархия, до её возникновения в России ещё очень много веков.

Складываются только первые предгосударственные и публичные надплеменные институты.

Всем европейским народам, находящимся на данной стадии развития, была свойственна военная экспансия с целью захвата богатств и рабов для славы и престижа:

Русь втягивает племена Восточной Европы в дальние походы за богатствами и данью. Князья Олег, Игорь, Святослав собирают огромные племенные ополчения для походов на Константинополь, хазар и прочих соседей. Русь совершает набеги-походы на города, расположенные на Каспии. Святослав ведёт борьбу за Болгарию с Византией. Богатырский период Святослава обогатил нашу историю такими крылатыми выражениями, как

А на предложение императора Византии Иоанна Цимисхийского решить спор между народами поединком, Святослав с честью «отработал возражение», ответив,

Русь не прекращает укреплять свою власть, ведя войны за дани против сопротивляющихся племён Восточной Европы. Каждый раз после смерти «великого» русского князя, что естественно, происходила попытка освободиться.

Князь Игорь, после гибели Олега, снова возвращает к покорности древлян. Его же убивают в 945 г. данники-древляне, и Ольга уничтожает племенную знать древлян, включив их в русский «домен». Она же в 947 г. ставит погосты по Мсте и Луге, укрепляя, как сказали бы сегодня, административный надзор за данниками: водью и весью, финно-угорскими племенами.

Князь Владимир снова покорял вятичей, подчинённых его отцом, князем Святославом, впрочем, они борются с русскими князьями до конца ХI в. В 984 г. воевода Владимира, Волчий Хвост, разбил радимичей, покорённых тем же Святославом.

Всё, что было захвачено в набегах и походах за данями, получено в полюдье, русы продавали на разных рынках: «меха и воск, мёд и рабы».

Торговля и род

Важной составляющей деятельности русов были торговые походы в Византию, Хазарию, Волжскую Булгарию и далее на Восток. В средние века дальняя торговля была не уделом одиночек, которые «разъезжали» по разным путям, а делом дружин и князей. Дальняя торговля была исключительно редким и опасным предприятием, сам князь Святослав не смог прорваться через засады печенегов у Днепровских порогов. Об этих же нападениях во время волока пишет Константин Багрянородный, в такой же ситуации оказались русы, атакованные хазарами, после похода на Каспий.

Никто не ездил в этот период туда-сюда по пути «из варяг в греки» или по другим, аналогичным маршрутам, «из варяг в булгары» или «из варяг в немцы», вне рамок вооружённого каравана судов, организованного такими сильными структурами, как род русский.

Без понимания психологии и ментальности людей раннего русского средневековья современному человеку будет очень трудно уяснить события этого периода.

Человек родоплеменного периода, как маленький ребёнок, жил в мире реальном и одновременно мифическом, где реальность и «сны», всё смешалось. Грозные воины тушевались перед мистикой, как вещий Олег в ситуации с конём, воспетой в стихотворении А. С. Пушкина.

Неодушевлённые предметы и звери могли действовать как смышлёные существа.

В такой обстановке род был единственной структурой существования и защиты индивидуума, как от потусторонних сил, так и от опасностей окружающего мира, институт кровной мести обеспечивал эту защиту.

А примитивная экономика имела абсолютный аграрно-потребительский характер, земля была общей собственностью, неотделимой от рода, разве что с его гибелью. Эти представления были освещены незыблемыми сакральными законами, связанными с космографией человека, в основе которой лежало родовое бытие. То есть позитивное мироустройство виделось как устройство рода, а структура и экономика рода определялись таким видением мироустройства.

Богатства не были средством накопления и приобретения. Монеты, драгоценные металлы, украшения, добытые в ходе обмена («торговли») или войны, были прежде всего: во-первых, объектами жертвоприношения богам или божествам, во-вторых, предметами престижа, и лишь в последнюю очередь объектами накопления. Подавляющее количество кладов в Восточной Европе закопаны или в местах, откуда их извлечь было невозможно, или в поле, то есть это были не спрятанные от врагов или воров клады, хотя, конечно, были и такие, а жертвоприношения богам.

С точки зрения материальной стоимости вещей обмен не носил рациональный характер. Богатство означало возможность его собственника одарить зависимых от него людей, например дружину, устраивать пиры всей общине.

О сильном, знатном человеке, вожде судили именно по этим качествам. Чем щедрее князь, боярин или знатный муж раздаёт богатств, тем выше его статус, тем больше у него витязей и героев в дружине.

Это объясняет, почему русы-купцы, по данным мусульманских писателей, меняли меха и рабов на стеклянные бусы для своих жён. Князь Игорь идёт с малой дружиной в опасный поход в древлянскую землю, потому что его дружина «нага и боса», а князь Святослав берёт дань с византийцев на погибших, для их рода!

Князь Владимир устраивает общегородские пиры, тем самым перераспределяя прибавочный продукт, говоря современным языком, более равномерно среди членов полянской общины в Киеве.

Нас не должны вводить в заблуждение формально заимствованные институты и термины у соседних, более развитых народов, как Хазария или Византия. Это была форма без того содержания, которое она имела у этих государств (деньги, звания и т. п.). Так, князя Владимира называют каганом русским по аналогии с хазарами.

Чеканка сребреников Владимира из той же серии, что и отливка им серебряных ложек для дружины. Они были всего лишь подражанием, а не полноценными монетами. Подражание, столь важное у всех обществ на этой стадии развития, у многих народов всех стран и континентов.

И здесь я хотел бы ещё раз обратить внимание на тот факт, что земля не представляла ценности как таковой, то есть ни о каком раннем феодализме или тому подобном не приходится говорить – важнейшими богатствами были только сокровища и атрибуты воинской доблести и славы. Подробнее проблему феодализма и современные интерпретации этого периода я рассмотрю в отдельной работе.

Князья имели сёла, в которых держали и разводили коней и охотничьих птиц. Причём количество таких хозяйств было минимальное. Проще говоря, если бы и были земельные владения «знати», обрабатывать их было бы некому: население состояло из свободных общинников, рабство носило патриархальный характер. С возникновением надплеменной структуры русов, раб стал ещё и объектом внешней торговли и выкупа.

Ни о каком крупном земельном хозяйстве в этот период не может быть и речи.

Прибавочный продукт формировался посредством военного насилия: даней, захвата рабов и сокровищ, и восполнялся лишь войной, а обмен носил внешний характер с народами, которые производили предметы роскоши и престижа (оружие, украшения, одежду, ткани, вина, фрукты), и которые можно было добыть только по каналам государственной торговли, как в случае с Византией.

Именно возникновение публичной власти с собственной военной силой (дружиной) и вовлечение огромных масс людей в военные предприятия, удалённые от мест их проживания, появление богатств и наметившееся материальное расслоение примитивного общества – под воздействием этих явлений и начинается коррозия родового строя, перерастающая в кризис. Родовые отношения ещё довольно крепкие, начинают разрушаться к концу Х века под воздействием внешних факторов.

Старые боги уже не могут защитить родовые устои, одновременно потестарные институты только формируются и находятся в зачаточном состоянии.

На такой же стадии находились и германские племена, но в период, предшествующий Всемирному переселению народов в V в., который стал импульсом изменения социальных структур германцев.

Доклассовое общество германцев состояло из свободных, знатных и рядовых общинников, более и менее состоятельных, в условиях отсутствия частной собственности на землю. Из германского родоплеменного общества уже выделилась дружина. Но она, как и рабы, не являлись предвестниками становления ранних феодальных (классовых) отношений, это было доклассовое общество.

После смерти князя Святослава в 972 г. от рук печенегов, среди его сыновей не долго был мир: в ходе столкновений победил Владимир, поддержанный словенами и нанятыми за добычу варягами-скандинавами.

После взятия Киева Владимир ведёт «богатырскую» жизнь. Он собирает дани с литовского племени ятвягов, белых хорватов в Карпатах, возвращает в зависимость от Руси племена вятичей и радимичей. Воюет с поляками и булгарами (Волжская Булгария на территории совр. Татарстана).

Но, наверное, неслучайно сразу же после того, как Владимир захватил Киев, он создаёт пантеон богов, и мы подходим к важному этапу разрушения родового строя у славянских племён Восточной Европы.

Принятие веры: почему и как?

Почему? Причиной принятия веры, или усиления идеологического начала на обширной территории суперсоюза в Восточной Европе, была проблема центробежных тенденций и угроза падения власти киевской русов над захваченными территориями, которые не прекращали попыток уйти из-под даннической зависимости от Руси.

Состав пантеона до сих пор вызывает много вопросов и противоречивых выводов у историков. Важно, что независимо от происхождения данных божеств на этом этапе, все они были славянскими.

В 981 г. Владимир в языческом храме установил Хорста, Стрибога, Даждьбога, Симаргла, Макошь и Перуна, бога грома и русов, правящего рода и правящей военно-социальной общности. Стрибог – главное божество у многих славянских племён, он же Род или Святовит, Сварог – бог прародитель, отец Даждьбога. Даждьбог – «белый свет», аналог греческому Аполлону. Макошь – женское божество, «мать урожая», «мать-земля», аналог греческой Деметре. Симаргл – охранитель урожая, побегов, он связан с Макошь и является посланником между небом и землёй. А Хорс – бог солнце, аналог греческому Гелиосу.

Столь странную и непонятную подборку можно объяснить лишь тем, что боги были с собственно русской земли, то есть с территории на юге Восточной Европы, которую занял род Русский с личным богом своего рода – громовержцем Перуном. Пантеон не включил в себя богов племён данников, например Волоса, бога скота, богатства и потустороннего мира, ильменских словен. Вместе с созданием пантеона в Киеве, размещаются языческие божества и на покорённых территориях. В результате Киев должен был стать сакральным центром, в дополнение к административному, что абсолютно естественно для родового мышления. Поэтому дядька князя Владимира Добрыня и установил в Новгороде кумира Перуна. Для усиления силы и значимости нового пантеона был осуществлён акт человеческого жертвоприношения.

Владимир со старцами и боярами, представителями киевской общины, решили принести человеческую жертву кумирам. Символично, что жребий пал на варяга-христианина.

Ритуал принесения человеческих жертв, свойственный этой стадии развития, и практиковался на протяжении всего Х в., даже князя Игоря в 945 г. древляне принесли в жертву в священной роще.

Попытка создать общеславянский пантеон с целью укрепления суперсоюза не удалась, и князь Владимир «со своими боярами и старцами градскими» с 986 г. начал поиск «веры» у соседних народов, стоявших на более высоких стадиях развития, с целью скрепить власть силы.

Как? Летописец о «выборе веры», естественно, пишет в христианском назидательном ключе. В этом рассказе отчётливо видна и поздняя редакция, в которой есть упоминание о немцах-католиках, потому что в конце Х в. такой розни между западной и восточной церквями не было, хотя трения уже начались.

Возможно, принятию христианства с запада, «от немцы», помешал заговор князя Святополка, который княжил в Турове. В нём участвовал немец Рейнберн, епископ Кольберга (города Колобжега, Польша, ранее территория западных славян).

Итак, в ходе «рассмотрения веры» иудаизм был отвергнут по причине того, что не было государства у иудеев, ислам из-за «отсутствия радости в религии», как сказал князь Владимир:

Как мы отмечали выше, русские князья (или летописцы-«редакторы») были авторами не одного крылатого выражения.

И, наконец, именно красота храмов и веры Бога империи византийцев – ромеев, ошеломила язычников Восточной Европы:

Такое формальное поклонение красоте храмов современным людям может показаться странным, если не учитывать ментальность людей родоплеменного строя.

Ещё один формальный повод, с современной точки зрения, и объективный для людей того периода, в пользу принятия христианства был в том, что бабка Владимира, княгиня Ольга была христианкой. И выбор был сделан.

Существует несколько вариантов, как, собственно, происходило принятие веры лично князем Владимиром. Остаётся дискуссионным вопрос: до или после похода на Корсунь – Херсонес и где? В Киеве, под Киевом или в Корсуне? Чёткого ответа на этот вопрос дать невозможно.

Да и сам поход на Херсон вызывает вопросы. А поход этот был мало связан с принятием веры и был вызван всё той же «жаждой богатств».

Как бывало не раз в византийской истории с Херсонесом, этот город частенько выступал на стороне противников константинопольских властителей. На этот раз он поддерживал противников Василия II, будущего знаменитого Василия Болгаробойца. Власть порфирородного императора находилась в шатком положении и помощь русов в Крыму ему была необходима.

Но, как обычно, русы, воспользовавшись ситуацией, решили укрепиться в Крыму, шантажируя этим Византию, и Василий II был вынужден договариваться. Он подтвердил предыдущие союзные и торговые Договоры и отдал за князя Владимира свою сестру Анну, обещанную германскому императору Оттону III.

По мнению немецкого анналиста Титмара, именно Анна, невеста императора Оттона III, отданная Владимиру, и уговорила его принять христианскую веру. Василий «получал»-возвращал свой же город Херсон, захваченный князем Владимиром, и, что было самым важным в этом договоре для Василия, русский союзный корпус.

Как ни странно, и о чём мы писали выше, крещение Руси прошло незамеченным в византийских источниках. Потому что прибытие русского корпуса резко изменило ситуацию в пользу Василия II, обеспечив ему победу над узурпаторами и безопасность трона. И это политическое событие затмило менее актуальное для Византии крещение «росов».

Следует подчеркнуть, что Владимир, в крещении Василий, стал ревностным христианином. Он, как многие обращённые князья «варваров», глубоко проникся новой Верой. По возвращении из похода в Крым, Владимир расправился с языческим капищем в Киеве. Крещение киевлян, что стоит особенно подчеркнуть, было добровольным, а вот на остальных территориях, подвластных Киеву, это событие происходило по-разному.

Гибель «старых богов» вела к гибели рода как структуры, к потере власти родовой верхушки, которая имела и сакральную власть, к возникновению новых политических отношений и усилению власти надплеменных структур и концу родового строя.

Недаром князь Владимир распорядился брать из семей и обучать книжной грамоте детей родовой знати, нарочитой чади: матери плакали о них как о мертвецах.

Повторимся: принятие веры для общины Киева означало укрепление гегемонии и идеологического превосходства над другими племенами, подчинёнными Русью, которые смотрели на этот процесс совершенно по-другому.

Новгородцы собрались на вече и решили отстоять старую веру. Тогда княжеские соратники атаковали их, Добрыня вёл бой, а Путята поджег город, что дало перевес сторонникам христианства. Археологи определили выжженную площадь в Новгороде в 9 тысяч кв. м.:

Но ещё в ХI в. язычество будет существовать на территории Восточной Европы, и не только на периферии, с этим будет считаться власть, ведя борьбу с волхвами-жрецами, как представителями уходящих структур.

В российской науке, как дореволюционной, так и в советской, господствовал взгляд, что причиной принятия новой веры было желание укрепить княжеское единоначалие, монархическое начало:

Но в условиях родоплеменного строя и зачатков государственной системы, когда монархического начала в государственном управлении даже не просматривалось, говорить о таких причинах не приходится.

Не стоит путать монархию как институт и личные властные амбиции, деспотические наклонности военных вождей, суровых князей-воителей периода «военной демократии». Время Х века и принятия Христианства стало периодом начала становления потестарной структуры, традиционно именуемой Древнерусским государством.

Результаты

Русские князья, род Русский силой объединял вокруг Киева племена в Восточной Европе в единый суперсоюз. Крайне аморфную и нестабильную потестарную структуру. В таких условиях была необходима консолидация иная, нежели только грубая военная сила или договорённости с племенной верхушкой, если они вообще были возможны. Попытка решить этот вопрос созданием пантеона языческих богов провалилась.

В таких условиях обращение к вере греческой империи, надплеменной вере не руси, полян или словен, способствовало стабилизации общества и закреплению гегемонии Киева на ином уровне.

Решение о принятии веры принималось не лично русским князем, да это и не могло быть в рамках этого общества. В этом процессе участвуют бояре и старцы градские, представители не только дружины, но и, скорее всего, племени полян. Потребность в принятии новой веры была связана не с формированием монархизма на Руси, а с установлением гегемонии одной общины с центром в Киеве среди других племён. И надплеменная религия способствовала этому.

Новая религия, как один из политических инструментов подчинения, с трудом приживалась у народов или племён данников. Но её чёткое идеологическое оформление, крайне привлекательный внешний антураж, милосердие и защита, как принцип для всех без исключения в период ослабления родовой безопасности – всё это, подкреплённое церковной структурой, которой до этого в принципе не было в Восточной Европе, делало своё дело.

Христианизация приобретёт совершенно иной масштаб и значение, когда земли начнут уходить из-под гегемонии «Руси», но об этом ниже.

Таким образом, Христианство стало важным идеологическим оформлением периода распада родоплеменных структур и перехода к территориальной общине, перехода от родоплеменной формации к ранним публичным государственным формам.

Владимир, как и его сыновья, совершенно искренне обрели новую веру и стали действовать по-христиански, часто так, как они её понимали. Князь, живя, как пишет летописец в страхе Божьем, не судил разбойников. Епископы указали князю на то, что он поставлен на суд по Закону Божьему, должен наказывать злых и миловать слабых, и он начал казнить разбойников.

Но это не соответствовало родоплеменным обычаям, и опять епископы и старцы – предводители городской общины, обратили внимание, что за преступления можно брать виру (штраф) для покупки снаряжения для войны против кочевников.

А с 90-х годов Х в. угроза со стороны степи серьёзно усилилась и стала важным фактором, постоянно влиявшим на примитивную экономику древней Руси. Владимир строил против степи укрепления и набирал воев на севере страны, нанимал варягов.

Отправка детей родоплеменной верхушки в школу, перемещение воев с севера, отправление их в союзную Византию, появление разбойников, возникновение надродовой и надплеменной системы управления и идеологии, имеющей внешний источник – все эти скупые летописные сведения говорят о кризисе родоплеменной системы.

Потому что «стабильная» и консервативная родовая формация была важным периодом в жизни славянского и восточнославянского этноса, предгосударственным этапом. Но возникшие дисбалансы под воздействием внешних факторов послужили её разрушению и переходу на новую, более прогрессивную стадию развития производительных сил.

Список исторических источников и литературы:

ПВЛ. Подготовка текста, перевод, статьи и комментарии Д. С. Лихачёва. СПБ., 1996.
Скилица о войне с Русью императора Никифора Фоки и Иоанна Цимисхия Перевод Иванов С. А. /Дополнение/
Лев Дьякон. История. М., 1988.
Саксон Анналист. Хроники 741-1139 г. Перевод с лат. И комментарии. И.В. Дьяконов. М., 2012.
Адам Бременский, Гельмольд из Босау, Арнольд Любекский Славянские хроники. М., 2011.
Продолжатель Феофана. Жизнеописание византийских царей. Изд. Подготовил Ч. Н. Любарский. СПб., 2009.
Лаврентьевская летопись. ПСРЛ. Т.I. М., 1997.
Титмар из Мерзебурга. Хроники в 8 книгах. Перевод И.В. Дьяконова М., 2005.
Гуревич А. Я. Избранные труды. Т.1. Древние германцы. Викинги. М.- СПб., 1999.
Лебедев А. П. Очерки внутренней истории Византийской Восточной церкви в IХ, Х и ХI веках. СПб., 2012.
Пиренн А. Средневековый город и возрождение торговли. Горький. 1941.
ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
Сахаров А. Н. Дипломатия Святослава. «Международные отношения». М., 1982.
Толочко П. П. Ранняя русь: история и археология. Русско¬-Балтийский информационный центр «Блиц». СПб.,2013.
Фроянов И.Я. Киевская Русь. Главные черты социально-экономического строя. СПб., 1999.
Фроянов И.Я. Древняя Русь. М.-СПб., 1995.
Фроянов И.Я. Рабство и данничество. СПб. 1996.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *